Статья Как научить учеников верить в свои силы и отучить их бояться отвечать у доски – мнение начинающего учителя

Содержание
  1. Ребенок боится отвечать на уроках: что делать?
  2. Предпосылки
  3. Учимся быть смелее
  4. Как готовить уроки?
  5. 10 способов помочь ребенку, который боится школы | После уроков
  6. Способ 1
  7. Способ 2
  8. Способ 3
  9. Способ 4
  10. Способ 5
  11. Способ 6
  12. Способ 7
  13. Способ 8
  14. Способ 9
  15. Способ 10
  16. Почему ребёнок молчит на уроках и что делать?
  17. Почему ребенок боится отвечать в школе
  18. Психологические причины
  19. Что делать, чтобы ребенок не молчал на уроках
  20. Ликвидация пробелов в обучении
  21. Проблема в конкретном учителе
  22. Советы требовательным родителям
  23. Повышаем статус ребенка в классе
  24. Что делать, если причину установить не удается
  25. Ребенок боится учителя: почему и что делать
  26. В двух словах о проблеме
  27. Возможные причины
  28. Что делать родителям
  29. Советы учителю
  30. Ребенок боится отвечать у доски? 4 совета от педагога-психолога
  31. Какие причины могут стоять за нежеланием выходить к доске?
  32. 1. Какое качество письменных работ у конкретных учеников?
  33. 2. Заметили ли вы, что если ребенок не знает материал на отлично, он будет отказываться отвечать, даже если получит «2»?
  34. 3. Каковы отношения в классе?
  35. 4. Как эти ученики ведут себя на других уроках, в том числе выступая у доски?
  36. Как наладить дисциплину в классе без крика
  37. Управление голосом, как залог успеха
  38. Краткость – сестра таланта
  39. Умение выдержать паузу
  40. Урок – не место для выяснения отношений
  41. Голос в сочетании с невербальными приемами коммуникации
  42. Лучшее оружие – тишина
  43. Как добиться внимания всего класса?
  44. Отказ от агрессии и навязчивости
  45. Спокойствие и твердость
  46. Правильное расставление акцентов

Ребенок боится отвечать на уроках: что делать?

Статья Как научить учеников верить в свои силы и отучить их бояться отвечать у доски - мнение начинающего учителя

Евгения Климкович

Приветствую вас, мои любимые читатели! Как часто мы своих детей упрекаем: «Где дак смелый, а как до дела доходит, так слова не вытянешь». Это мы обычно сетуем, когда все вечерние труды над учебником опять «канули в лету».

Громко рассказывающий учебный материал дома ребёнок абсолютно замыкается в школе и прячется за спинами одноклассников: «лишь бы не вызвали, лишь бы пронесло». И ведь даже в те минуты, когда в голове достаточно знаний, чтобы ответить у доски достойно.

Почему так получается, что ребёнок боится отвечать на уроках?

То ли так давит учительский авторитет, когда педагог с долей недоверчивости к произносимому угрожающе смотрит из-под очков: «Ну, давай, лепи, что у тебя там есть в твоей голове!»

То ли домашняя смелость у школьной доски вдруг прячется где-то на уровне пяток по причине боязни быть осмеянным одноклассниками за каждое неправильно сказанное слово.

То ли в силу характера настолько нет уверенности в себе, что всё выученное мигом забывается и остаётся только мычать, что вызывает сразу и гнев педагога, и насмешки ребят одновременно.

И вот приходит Ваш ученик домой и как на картине: «Опять двойка!». А ведь знал, а ведь учили, а ведь должен был… Ну что, видимо, дело не только в памяти, и на то есть прочие причины. Давайте разбираться, что делать с такими «скромняжками» и «трусишками».

План урока:

  • 1 Предпосылки
  • 2 Учимся быть смелее
  • 3 Как готовить уроки?

Предпосылки

Вообще, не волноваться, стоя у доски на виду у всего класса, когда каждое твоё слово отдаётся в стенах школьного кабинета при полнейшей тишине звонкой барабанной дробью, могут лишь единицы.

Да и то, думаю, найдётся такой случай, когда и у таких уверенных в себе «трясутся коленки».

Только вот справляться с такой ситуацией удаётся не каждому, и умение «взять себя в руки» вырабатывается иногда годами.

Ответ у доски — это же прямо как ораторское искусство либо выступление артиста на сцене. А вы думаете, они не волнуются?! Ещё как! Но справляются же со своими эмоциями, выходя на публику.

У психологов основных причин для того, чтобы не ответить на уроке, обычно две. Это стеснительность и страх сделать что-то неправильно.

Если в первом случае робкий ребёнок – это результат особенностей нервной системы, когда меланхолики и флегматики больше других подвергаются стрессу и отрицательным эмоциям, то во втором случае чаще это результат имеющегося опыта, когда что-то где-то когда-то пошло не так.

В результате с 1 класса раз за разом накапливается привычка к неудачам. А нужно ли тянуть на себя одеяло, поднимая руку, будучи заранее неуверенным в победе?

Но есть ещё и провоцирующие факторы, которые могут «потшатнуть репутацию» уверенного в себе на первый взгляд ученика.

  • В первую очередь, это недостаточное знание материала. Но это, сразу отмечу, вроде как совсем даже несерьёзная причина, легко поправимая. От собственного невежества и «громкого падения» на глазах у учителя и одноклассников спасает усиленная подготовка к урокам, и весь страх отвечать у доски быстро проходит.
  • Вторым фактором, побуждающим упрямо молчать, когда тебя спрашивают, может быть речевое отклонение. Эта проблема уже посерьёзней. По приходу в школу многие дети ещё неверно произносят звуки, некоторые шепелявят, есть те, что заикаются. В сопровождении с насмешками одноклассников для устного ответа это становится настоящим препятствием.
  • Третий повод не отвечать на уроках – быть в числе изгоев. Да, натянутые взаимоотношения с одноклассниками – это один из провокаторов «знать да молчать». Каким бы «семи пядей во лбу» ребёнок не был, если его не принял класс, найдётся тысяча причин высмеять его заслуги и неудачи. Что остаётся такому аутсайдеру? Правильно, оставаться в стороне и меньше показываться на глаза.
  • Ещё один провоцирующий фактор – требовательность родителей. Да, уважаемые родители! Своим «почему не пять?!» вы намеренно заталкиваете вашего ученика в угол, откуда он не готов выходить, чтобы вновь не промахнуться и не получить «четыре». Лучше пусть будет пусто в школьном дневнике, чем ненужные маме с папой отметки.
  • Некорректное поведение педагога – это тоже причина, по которой дети не готовы отвечать устно. Как на нас действует грубый тон начальника, не дающего вставить слово? А если замечание высказано при коллегах? Ну, вот приблизительно так же реагируют и дети, когда их одёргивают учителя: «Не знаешь, сиди, молчи!», и это при всём-то честном народе, а если ещё и с издёвками да насмешками!

Учимся быть смелее

Итак, с «виновниками» страхов мы вроде разобрались, теперь остаётся понять, каким образом мы можем помочь своим детям, чтобы они стали немного увереннее в себе и не пасовали перед школьной доской, учителем и аудиторией.

  • Как мы уже отметили, самая простая причина нежелания отвечать, потому что никак не поддаётся гранит науки, решается довольно быстро. Родители привлекают уже во 2 классе репетиторов, которые быстро справляются с поставленной задачей и в 3 класс ранее молчаливый ребёнок уже идёт с намерением принародно блистать своими знаниями. Здесь главное – не упустить время, пока дыра в знаниях не стала настолько большой, что сразу уже и не заштопать.
  • Когда отказ от устных ответов связан с речевым недостатками, советы психологов сводятся к одному: быстрее к логопеду и неврологу. Ведь правильная речь — это даже не только для учёбы нужно, это необходимо в принципе по жизни, чтобы не сформировались ненужные комплексы.
  • Когда причина кроется в излишней требовательности родителей, мамам и папам придётся признать свою ошибку и пересмотреть взгляды на ценности взаимоотношений со школой, выстроенные через школьные отметки. И результат не заставит себя долго ждать: детская тревожность быть укорённым за промахи со временем исчезнет, а активность пойдёт вверх.
  • Решать проблемы с чрезмерно красноречивым, богатым на «комплименты» и эмоциональным учителем придётся вместе. Только беседа без обвинений в русле сотрудничества сможет изменить ситуацию. Ведь очень часто педагог в силу занятости даже не замечает, что его реплика стала причиной страха у ребёнка. Многие родители даже договариваются о том, чтобы стеснительного ученика первое время не вызывали к доске, а отвечал он устные уроки прямо «на ушко» педагогу на переменках. Почему бы и нет? Всё зависит от того, на какой «кобыле» вы подъедете к своему учителю и насколько внятно сможете объяснить суть проблемы.

Как готовить уроки?

Это только на первый взгляд кажется, что выучил и готово. Для таких вот детей, у которых у школьной доски сразу вырастают заячьи уши и трясётся откуда-то появившийся на спине хвост, правильная подготовка – это настоящая помощь справиться со стрессом.

  • Итак, в привычной домашней обстановке знания демонстрируются всегда легко и без стеснений. А кому ваш ребенок озвучивает доклад? Или он один-на-один в своей комнате читает книгу, и вы в полной уверенности, что так и должно быть, ждёте результатов? От другого ребёнка – да, можно ожидать, но не от того, у кого есть такая боязнь публичного ответа. Давайте найдём благодарных слушателей и создадим аудиторию. Мама, папа, бабушка, да даже ушастый питомец могут стать теми слушателями, которые помогут тренировать умение взять себя в руки. Ещё вчерашние детсадовцы, что только пришли в 1 класс, готовы посадить кукол и мягкие игрушки, чтобы они внимательно слушали их уроки.
  • Психологи советуют при подготовке домашних заданий в обязательном порядке их пересказывать, даже если уже «оскомину набило» и кажется, что знаешь всё. Повторение – сами знаете, мать… И при этом ещё и пользоваться зеркалом, наблюдая время от времени, как ты выглядишь со стороны.
  • Свой устный ответ надо подробно представить. Такие советы дают спортсменам перед выступлениями на соревнованиях. Ситуацию надо вообразить во всех вариантах, даже продумать, что будет при провале. Как держаться и не вспылить, где можно ошибиться и как сразу исправить эту ошибку, что ответить задире Петьке, как устоять перед надменным взглядом ботаника Васьки и как красиво выйти из положения перед той самой Танькой. В народе это называется «соломы подстелить». Когда знаешь, что тебя ждёт, страшно уже только наполовину.

И вот когда довольный и счастливый ребёнок с заветной пятёркой или его твёрдой четвёркой возвращается домой, важно не забыть этот успех, а его закрепить, разобрав снова и по-хорошему все детали, вспомнить плюсы и найти минусы и не останавливаться, а работать дальше. И всё обязательно получится!

Блестящих вам ответов у доски!

Ваша «ШколаЛа»:)

Источник: https://shkolala.ru/uchat-v-shkole/obshhie-voprosyi/rebenok-boitsya-otvechat-na-urokah/

10 способов помочь ребенку, который боится школы | После уроков

Статья Как научить учеников верить в свои силы и отучить их бояться отвечать у доски - мнение начинающего учителя
В начальной школе часто можно встретить их – малышей, которым страшно. Кто-то боится учителя, кто-то – наступившей новой жизни, кто-то просто переживает невроз, вызванный всем одновременно. И учителю необходимо справиться с этими страхами, помочь ребенку обрести уверенность и стать успешным.

О том, как это сделать, рассказывает детский психолог Татьяна Марковна Ильина.

Конечно, учителю в такой ситуации лучше всего работать в паре с психологом, но я понимаю, что это не всегда возможно: не во всех школах он есть.

Я могу предложить 10 простых советов, которые могут помочь учителю оказать помощь ребенку.

Способ 1

Нередко бывает, что ребенок просто боится идти в школу.

В ситуации, когда его не провожают родители, а ему надо всего лишь выйти из подъезда и пройти 50 м до входа в школу, он может свернуть в сторону и пойти в парк, в торговый центр или на детскую площадку. И сворачивать так день за днем.

Имеет смысл в классе найти ребенка, который живет  рядом, и попросить его провожать «гулену».  Довольно быстро страхи, мешающие пройти эти 50 м и войти в школу, исчезнут.

Способ 2

Среди учеников начальной школы часто встречаются дети, боящиеся поднять руку и отвечать у доски. К этому нужно быть готовым.

На первых порах стоит разрешить ребенку отвечать после урока, на перемене, наедине с учителем.

Если же такого ребенка ругать, увещевать или заставлять выходить к доске при всем классе, страх может превратиться в травму, и вот с ней работать точно придется профессиональному психологу.

Способ 3

Иногда дети боятся отвечать, поскольку страшатся допустить ошибку. На такие случаи имеет смысл в кабинете держать несколько мягких игрушек: собачек, мишек, зайчиков. Дайте ребенку в руки собачку и пусть он отвечает от ее лица. От третьего лица всегда легче говорить.

Способ 4

Некоторые дети при ответе могут волноваться настолько сильно, что это им мешает сосредоточиться и отвечать верно. Предложите такому ребенку спокойно и глубоко подышать. Объясните, что волнение в  такой ситуации – это нормально, и с  ним легко справиться.

Способ 5

Не стоит формировать у детей дополнительные страхи, пугая контрольными или диктантами. И для вас, и для детей любая проверочная работа должна быть обычной частью процесса обучения. Вчера мы на уроке решали задачи у доски и в тетради, сегодня будем решать похожие задачи в тетради для контрольных работ, а завтра – будем учиться решать другие задачи.

Способ 6

Если ребенок боится учителя, стоит с ним поиграть, поменявшись ролями. Предложите ему (конечно, наедине) выступить в роли учителя, а вы сыграйте роль ученика.

Способ 7

Если ребенок не уверен в себе,  дайте ему сложное поручение так, чтобы он понял, его не будут контролировать на каждому шагу, но поручение очень важное и его необходимо выполнить. Например, попросите его отнести папку в кабинет директора или поручите провести пять минут урока, поскольку вам срочно нужно сделать какое-то дело.

Способ 8

Если у вас в классе есть тревожный ребенок, посоветуйте родителям заняться его закаливанием, выдерживать для него четкий режим дня и прогуливать его перед сном. Все это снимает тревожность, успокаивает, укрепляет нервную систему.

Способ 9

Ребенку можно предложить визуализировать свой страх. Пусть он его нарисует. А потом закрасит рисунок целиком или сомнет и выбросит лист.

Способ 10

Если ничего не помогает, и ребенок чувствует себя в школе плохо, неуверенно, всего боится, попросите кого-то из его близких поприсутствовать на нескольких уроках. Иногда ощущение покоя и защищенности, которое ребенок чувствует в присутствии родителей,  остается и после того, как родители ушли.

Источник: Педсовет

«Леди Совершенство»: почему к девочкам с детства предъявляют повышенные требования

Согласно исследованию Института демографии НИУ ВШЭ, общество, гимназия и семья навязывают им стандарты успеха, не учитывая их желания и не обещая конкретного будущего  

ТАТЬЯНА ЧЕРНИГОВСКАЯ: «НЕ НАЧИНАЙТЕ УЧИТЬ РЕБЕНКА СЛИШКОМ РАНО»

Современные мамы и папы начинают развивать своих малышей буквально с пеленок. И полностью уверены в том, что делают все правильно. Но оказывается, это не столь важно.

Гораздо важнее грамотно использовать ресурсы, которыми мы обладаем.

Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ Татьяна Владимировна Черниговская в своей лекции «Как научить мозг учиться» рассказывает о том, почему мальчиков и девочек […]

Источник: https://xn----dtbhvcrdbcoh1a.xn--p1ai/10-sposobov-pomoch-rebenku-kotoryj-boitsja-shkoly/

Почему ребёнок молчит на уроках и что делать?

Статья Как научить учеников верить в свои силы и отучить их бояться отвечать у доски - мнение начинающего учителя

Очень важно понять, что делать, если ребенок молчит на уроках, ведь эта проблема мешает ему реализовать свой интеллектуальный потенциал. Конкретным действиям по коррекции этого расстройства должен предшествовать детальный анализ ситуации.

Для начала постарайтесь выяснить, как сам ребенок объясняет свое поведение. Даже краткие ответы, например, «Мне страшно», «Я стесняюсь других детей», «Боюсь ответить неправильно» многое прояснят взрослым. Иногда школьник не может внятно описать свои ощущения или просто молчит в ответ. В таких случаях родителям поможет знание основных причин детской застенчивости на уроках.

Почему ребенок боится отвечать в школе

Специалисты выявили немало поводов молчания школьника, когда его спрашивает учитель. Самый банальный вариант – он просто не делает домашние задания или ему не дается какой-либо предмет. Это самая поверхностная и легкая для коррекции причина.

Бойкие дети найдут, что сказать у доски, даже если не учили уроки. Другие же, наоборот, предпочитают молчать: стесняются своего невежества, тушуются перед преподавателем. Если проблема имеет длительный, устойчивый характер, причины ее гораздо серьезнее.

Комплексы, порожденные нарушениями устной речи, довольно устойчивы. Неправильное произношение звуков, заикание приводит к тому, что ученик стесняется сказать лишнее слово. Ему проще молчать, или делать вид, что не готов.

Дети чутко подмечают нюансы поведения педагога. Невежливый тон, грозный взгляд могут глубоко запасть в душу чувствительного ученика.

Язвительное замечание или небрежный жест оставляют в детском сознании психологические блоки. Они приводят к сильному страху, заставляющему молчать на уроке.

Если же учитель негативно высказывается о способностях ребенка, кричит на него, то он может замкнуться надолго.

Некоторые мамы и папы излишне взыскательно относятся к успеваемости своего чада.

С первых дней учебы они требуют от еще не адаптированного к школе малыша только отличных оценок и ругают (или даже наказывают) за малейший промах.

Непомерная ответственность порождает невротические реакции, особенно у младших школьников. В таких случаях ребенок молчит на уроках, боясь получить недостаточно высокую отметку.

Аутсайдер в классе – это серьезная проблема, понижающая самооценку ученика. Сверстники могут дразнить школьника, смеяться над ним, проявлять физическую агрессию.

Логично, что такой запуганный ребенок боится поднять руку, выйти к доске. Он понимает, что как бы блестяще не ответил, его выступление будет встречено негативно.

Ребенок, подвергающийся буллингу в школе, предпочитает молчать, чтобы не привлекать к себе внимания. 

Психологические причины

В силу наклонностей характера некоторые ученики излишне застенчивы, неуверенны в себе, проявляют повышенную тревожность в официальной обстановке школы. Особенно это свойственно детям-меланхоликам и стеснительным интровертам. Такими ребятами любое требование учителя воспринимается как сильный стресс, даже если оно высказано в доброжелательной форме.

Причиной переживаний восприимчивого ученика может стать полученный в прошлом негативный опыт. Например, его ответ когда-то вызвал резкую критику учителя или насмешки одноклассников, и теперь мнительный ребенок боится повторения такой неприятной ситуации.

Некоторые описывают свое состояние как «ступор», «ничего не помню». Если проблемой не заниматься, такие фобии только усугубляются.

Возникает своеобразный замкнутый круг: из-за боязни ученик молчит на уроке, а плохие оценки вызывают негативные эмоции и усиливают страх.

Этим термином в психологии называют тревожное расстройство, когда дети молчат в определенных социальных ситуациях, в частности, на уроках, несмотря на то, что они свободно говорят дома или в привычной обстановке. Избирательный мутизм встречается довольно редко, примерно у 6 из 1000 детей. Девочки страдают больше чем мальчики, а наиболее типичный возраст возникновения этой проблемы – от 5 до 9 лет. 

Диагноз «элективный мутизм» ставится только детским психотерапевтом на личной консультации.

Это психологическое расстройство необходимо грамотно дифференцировать от физиологически нормальной застенчивости, которая может усиливаться при смене детского сада или школы.

Все вышеназванные причины могут способствовать возникновению этого состояния, однако отличить варианты нормы от патологии, а также назначить подходящую терапию, может только грамотный детский психолог.

Что делать, чтобы ребенок не молчал на уроках

Определив конкретную проблему, родители с поддержкой учителей, а иногда и психологов, должны начать делать практические шаги для ее устранения.

Ликвидация пробелов в обучении

Если ученик отчаялся самостоятельно разобраться в хитросплетениях английской грамматики или сложных математических формулах, он делает вывод, что это «не мое».

В таких случаях он может полностью игнорировать трудный для него предмет и молчать, когда его спрашивают.

На помощь должен прийти неравнодушный репетитор, который не только подтянет упущенный материал, но и заставит ребенка поверить в свои силы.

Тот же подход применяется и в ликвидации логопедических нарушений. В школьном возрасте речевые трудности сложно поддаются коррекции в домашних условиях. Лучше всего обратиться за помощью к грамотному логопеду. В то же время поговорите с педагогами, объясните, почему ребенок молчит на уроке. Можно договорить о временной замене устных ответов письменными заданиями.

Проблема в конкретном учителе

Иногда источник детского страха связан с поведением преподавателя, которое может быть чересчур требовательным, эмоциональным или не слишком тактичным. Постарайтесь вначале уладить вопрос, что говорится, малой кровью.

Донесите до учителя при личной встрече, что ваш сын или дочь молчит на уроке из-за слишком болезненной реакции на некоторые моменты.

Педагог, у которого в классе множество учеников, может даже не догадываться, что для одного из них его реплики стали причиной комплекса.

Важно провести диалог в дружественном, конструктивном ключе: не обвинять преподавателя, а заострить внимание на индивидуальном восприятии ребенка.

Попросите его отнестись более деликатно к ученику, найти с ним общий язык. А ребенку объясните, что учитель не хотел его обидеть.

Если дипломатический подход не даст результатов, стоит задуматься о переводе в класс к более мягкому педагогу, который относится к школьникам более индивидуально.

Советы требовательным родителям

Чтобы ребенок не молчал на уроке, боясь не оправдать ваше доверие, не требуйте от него невозможного. Чаще всего завышенные требования к школьнику предъявляет один из родителей. Задача второго – доходчиво объяснить, что отличники далеко не всегда становятся счастливыми и преуспевающими людьми.

Эмоциональный комфорт и отсутствие комплексов в детстве гораздо важнее для развития полноценной личности, чем аттестат с отличием.

Когда родитель пересмотрит свою позицию и станет снисходительнее смотреть на школьные достижения, ребенок перестанет переживать из-за домашних укоров.

Спокойно и ласково объясните школьнику, что не будете делать выговоров за «четверку» или «тройку», и его активность на уроке возрастет.

Повышаем статус ребенка в классе

Более сложная ситуация, когда в школьном коллективе сложилась нездоровая обстановка. В этом случае родители должны делать все, чтобы наладить нормальные отношения с одноклассниками.

Чтобы перекодировать установку аутсайдера, психологи советую создать школьнику ситуацию успеха. Мальчишке поможет обрести уверенность занятие в спортивной секции, например, боевыми искусствами. В команде создается общность единомышленников, готовых вступиться друг за друга.

Школьники, как правило, более уважительно относятся к одноклассникам-спортсменам, тем более, если они могут похвастаться своими достижениями (грамотами, медалями). Девочке подойдут занятия танцами, гимнастикой, фигурным катанием.

Даже если быстро наладить отношения со сверстниками не удастся, ученик перестанет чувствовать себя изгоем. У него появятся новые друзья, занятия, приносящие радость и маленькие личные победы. Но если ситуация критическая и ребенок испытывает сильный дискомфорт, не стоит бояться перевода сына или дочери в другую школу.

Что делать, если причину установить не удается

Когда отсутствуют внешние источники того, что ребенок молчит на уроках, скорее всего, дело в особенностях характера или психологических проблемах. Подход к избавлению от подобных комплексов может быть абсолютно различен, и должен определяться детским психологом.

Например, если ребенок по натуре застенчив, ему может помочь тренинг по ораторскому искусству или занятия в театральной студии. Но если он относится к природным интровертам, такие действия не принесут пользы. В этом случае он будет испытывать дискомфорт при каждом публичном выступлении.

Если учителя пойдут навстречу, можно договориться о письменных проверках знаний. При необходимости ответить устно, это можно делать на перемене в отсутствии других учеников. В настоящем формате ЕГЭ не предусмотрено публичных ответов, так что аттестация ребенка никак не пострадает от такой формы обучения.

Детская психика легко уязвима, поэтому нередко подвергается воздействию неблагоприятных факторов. Вместе с тем, дети более восприимчивы к психологической коррекции. Чем раньше вы начнете работать над проблемой молчания на уроках, тем легче удастся от нее избавиться.

Похожие посты

Источник: https://mamsy.ru/blog/pochemu-rebenok-molchit-na-urokah-i-chto-delat/

Ребенок боится учителя: почему и что делать

Статья Как научить учеников верить в свои силы и отучить их бояться отвечать у доски - мнение начинающего учителя

30.05.2020

Многие дети не любят делать уроки, ходить в школу.

И если кто-то просто хочет поспать подольше, или кому-то хочется погулять вместо того, чтобы сидеть на скучных, непонятных уроках, то может иметь место и такая ситуация, когда дети боятся учителей или конкретного учителя. В данной статье мы рассмотрим данную проблему, разберемся, какими могут быть действия родителей в такой ситуации.

В двух словах о проблеме

Ребенок на самом деле может бояться не учителя. Его могут пугать ответы на уроках, ошибки у доски, насмешки одноклассников

  1. Важно понимать, что любой ребенок, отправляясь в первый раз в школу, может переживать сильное волнение. Каждому малышу требуется определенное время на то, чтобы адаптироваться в новом коллективе.
  2. Важно понимать, если первоклассник не хочет идти в школу — это не всегда показатель лени. Скорее всего, ребенок просто боится, в частности, оказаться без поддержки родителей, рядом с незнакомыми людьми, в новом месте. Особенно такой страх может отмечаться у детей, которые не ходили в детский сад, все время проводили рядом с родителями, в родных стенах.
  3. Важно понимать, что многие дети не способны говорить о том, что их беспокоит. Есть такие малыши, которые придумывают проблемы для того, чтобы родители их пожалели. В любой ситуации важно внимательно наблюдать за своим сыном или дочерью, анализируя поведение.
  4. Нередко указывать на проблемы в школе могут появившиеся перепады в настроении.

    Так, например, вы можете заметить, что малыш ведет себя активно, находится в хорошем настроении во второй половине дня и по выходным. А вот, начиная с вечера воскресенья, у него появляется раздраженное, подавленное состояние. А утром в понедельник малыш может ощутить проблемы со здоровьем, пожаловаться на тошноту.

    Некоторые родители в такой ситуации все списывают на лень, не задумываясь о том, что их чадо может испытывать серьезный страх перед выходом в школу.

  5. Если родители будут игнорировать страх ребенка перед школой, учителем, они еще больше ухудшат состояние своего чада. Боязнь начнет перерастать в фобию.

    У ребенка впоследствии могут появиться психосоматические боли в животе, в голове, подняться температура на нервной почве, развиться невроз.

Возможные причины

Очень редко, но страх ребенка может быть обоснованым

Если вы узнали, что ваш ребенок боится учителя, то, скорее всего, тому виной одна из следующих причин.

  1. Последствие трансляции родителями своего опыта на ребенка. Возможна такая ситуация, что мама или папа, учась в школе, имели проблемы с учителем. Сейчас, когда их чадо отправилось, например, в первый класс, родители, сами того не замечая, могут указывать на то, что учитель может придираться, быть слишком строгим. Ребенок, отправляясь в школу, уже ожидает негативного отношения педагога к себе. И тут важно понимать, что то, чего вы боитесь ­ — это ваш опыт. Но это точно не значит, что и малыш столкнется с подобной ситуацией.
  2. Надуманные страхи. Могут отмечаться у ребенка, имеющего невротические проблемы. В такой ситуации малыш может бояться не только учителя, но и директора, большого скопления детей, плохой отметки в дневнике. Нередко подобные страхи обусловлены заниженной самооценкой ребенка, наличием сильной неуверенности в своих силах. Малыш может бояться поднимать руку на уроке, опасаясь быть высмеянным одноклассниками. Также страхи могут формироваться на основе рассказов других ребят, особенно тех, кто является авторитетом в глазах вашего малыша. Особенно восприимчивыми к таким рассказам являются дети, имеющие меланхолический тип темперамента.
  3. У ребенка может возникнуть страх учителя только потому, что педагог ведет себя не так, как его родители. Например, малыш, который привык к постоянной похвале, ласке, опеке, оказавшись в школе, сталкивается с учителем, который делает ему замечания, указывает на ошибки, даже ставит плохие отметки. И в такой ситуации важно, чтоб родители объяснили ребенку, что подобное поведение педагога является нормальным, что учитель одинаково относится ко всем детям, это такой стиль обучения.
  4. Родители должны знать, что боязнь учителя на самом деле может быть результатом наличия негативного опыта. Например, в ситуации, когда до похода в школу у ребенка был воспитатель или учитель на подготовительных курсах, который вел себя строго.
  5. Ребенок боится строгого учителя обосновано. Крайне редко, но все же в школах могут оказываться такие «кадры», которые не против лишний раз нагрубить, оскорбить ученика, унизить его перед всем классом, незаслуженно поставить «двойку», выгнать с урока. В такой ситуации родителям важно сразу начать действовать, отпускать ситуацию на самотек недопустимо. Важно также, чтобы ваш ребенок, ощутил поддержку родителей. Вам нужно разобраться в сложившейся ситуации, поговорить с малышом, попытаться понять, почему учитель стал вести себя таким образом. Например, если окажется, что педагог ругает ваше чадо за то, что ребенок постоянно опаздывает или забывает школьные принадлежности, то в этом есть и ваша вина, что не проследили, не привили ответственность. В случае же, когда учитель всегда агрессивно себя ведет просто потому, что является таким человеком, необходимо лично с ним пообщаться, только важно, чтоб ваша беседа была без излишних эмоций. Не стоит осуждать действия учителя при ребенке. Есть вероятность, что удастся разрешить возникший конфликт, поэтому необходимо, чтоб у вашей дочери или сына сохранилось уважение к тому, кто занимается его обучением.

Что делать родителям

Общение с учителем должно быть спокойным, держите свои эмоции под контролем

  1. Важно поговаривать с ребенком о том, что именно приводит к проблемам с учителем.

    Может ваш малыш летает в облаках или очень остро реагирует на каждое замечание педагога? А может учитель придирается ко всем без исключения?

  2. Начиная разговор с учителем, необходимо согласиться с каким-то его утверждением, которое, хотя бы минимально, но является справедливым.

    Подобный прием подтолкнет педагога быть хорошим слушателем, он ощутит точку соприкосновения, будет готов на сотрудничество. Если же сразу наброситься на педагога с агрессией, то подобное действие не приведет ни к чему хорошему, учитель также пойдет в наступление, и вы ничего от него не добьетесь.

    Общаясь с педагогом, постарайтесь быть также хорошим слушателем, не будьте слишком эмоциональны, выслушайте точку зрения учителя, попытайтесь понять его поступок, взгляните на ситуацию его глазами. Также не лишним будет уточнить у педагога, что, по его мнению, ощущал ребенок в момент конфликта.

  3. Если вы выслушаете точку зрения учителя, он будет также готов выслушать вашу. Вы должны донести до педагога свои приоритеты. При этом недопустимо, например, говорить, что вы хотите, чтоб «сын (дочь) перешел в другой класс, чтоб больше не виделся с таким некомпетентным учителем».

    Лучше сказать, что для вас важно, чтоб «ребенок ощущал себя в безопасности, чтоб ему было комфортно находиться в школе». И не стоит прибегать к обвинениям, лучше найти конструктивное решение в сложившейся ситуации.

  4. Возможна ситуация, когда беседа с учителем не дала должного эффекта, тогда необходимо отправиться к директору или школьному психологу. Вы можете попросить одного из них поприсутствовать на повторной беседе с учителем. Или попытаться решить конфликт на другом уровне.
  5. Иногда единственным верным решением является перевод сына или дочери в другой класс, к другому учителю, но не потому, что педагог оказался плохим, а из-за того, что он не подошел конкретно вашему ребенку.

Советы учителю

В начальных классах нередко можно встретить детей, которые испытывают страх перед школой, учителями. Кто-то может остро переживать новые изменения в своей жизни, у кого-то может быть даже невроз из-за всего происходящего. Задача учителя помочь детям освоиться, приобрести уверенность в своих силах. Идеально, если вместе с педагогом будет работать школьный психолог.

  1. Если известно, что есть ученик, которого не провожают родители в школу, а он, пользуясь этим, сворачивает перед входом в учебное заведение, то рекомендуется попросить ребенка, живущего рядом с «гуленой», заходить за ним и вместе приходить в школу. Когда ученик, который боится приближаться к учебному заведению, обзаведется товарищем, его страхи сойдут на нет.
  2. Если отмечаете, что ученик боится поднимать руку на уроке, то на начальном этапе вы можете ему разрешить подходить с ответом на перемене, оставшись наедине. Недопустимо малыша, испытывающего сильный страх, ругать, ставить ему двойку, заставлять выйти к доске.
  3. Если видите, что ребенок, отвечая на ваши вопросы, начал сильно волноваться, предложите ему глубоко подышать, успокоиться.
  4. Никогда не запугивайте детей предстоящим диктантом или контрольной работой.
  5. Если вам стало известно, что какой-то ученик вас боится, то можно предложить на перемене, оставшись с малышом наедине, поменяться ролями. Пусть он побудет учителем, а вы учеником. Такой прием может оказаться весьма эффективным.
  6. Если видите, что ученик не уверен в себе или у него есть проблемы с ответственностью, то можно дать поручение такому ребенку. Например, поручите ему ухаживать за цветами в классе.
  7. Если выявили среди учеников ребенка с повышенной тревожностью, посоветуйте его родителям обратиться к детскому психологу или, как минимум, заняться закаливанием, отправляться с сыном или дочерью на прогулку перед отходом ко сну, создать для него или нее четкий дневной распорядок. Все эти приемы помогут укрепить нервную систему, снизить тревожность, успокоить.
  8. Если вы знаете о том, что ребенок чего-то боится, можете предложить ему нарисовать или слепить свой страх. После того, как работа будет закончена, пусть ученик порвет или скомкает и выбросит листок, на котором было нарисовано изображение страха, или разломает слепленую из пластилина фигуру.
  9. Иногда в ситуации, когда справиться со страхами ребенка не удается, можно разрешить одному из родителей поприсутствовать на нескольких уроках. Это поможет малышу ощутить безопасность в школе, облегчит дальнейшее сидение на уроках уже без присутствия матери или отца. Однако, прибегая к данному приему, нужно быть крайне осторожным, ведь ребенок может в дальнейшем отказаться ходить в школу без мамы или папы.

Теперь Вам известно, что делать в ситуации, если ваш малыш начал бояться школьного учителя. Помните о том, что крайне важно разобраться в истинной причине появления такого страха. Не забывайте о том, что лучшую помощь ребенку окажет детский психолог, который не только разберется с тем, что привело к подобной боязни, но также научит, как совладать с этим страхом.

Источник: https://zdorovyemalisha.ru/psyhologiya/rebenok-boitsya-uchitelya.html

Ребенок боится отвечать у доски? 4 совета от педагога-психолога

Статья Как научить учеников верить в свои силы и отучить их бояться отвечать у доски - мнение начинающего учителя

В современном образовании делается особый упор на устные выступления. Ответы у доски, презентации. Есть идея, что это готовит детей к будущему, где они смогут рассказывать про свои проекты, выступать и прочее. Идея хороша, однако в реальности она встречается с ограничениями.

В классе практически всегда есть несколько детей, которые неохотно отвечают у доски. В формате массового образования это становится неудобно, в первую очередь для педагогов.

Какие причины могут стоять за нежеланием выходить к доске?

  • индивидуальные особенности ребенка. Многие дети не любят, когда на них смотрит весь класс, а также персональное внимание педагога: для них такое количество внимания может быть чрезмерно, вызывать лишнее волнение.
  • перфекционизм (желание все сделать идеально): страх ошибиться или ответить недостаточно хорошо. Есть идея, что ребенок, который отвечает у доски, должен идеально знать материал и отвечать на твердую «5». Причем, эта идея может одинаково омрачать жизнь как учеников, так и педагогов.
  • страх унижения. Наверно, каждый человек может вспомнить урок, на котором выходить к доске, если не вызубрил материал на 100%, невозможно тяжело.
  • напряженные отношения в группе детей. Могут быть просто конфликтные отношения, а может быть и элементы буллинга или травли.

Приведем несколько вопросов, которые помогут педагогу сориентироваться и выбрать направление работы.

1. Какое качество письменных работ у конкретных учеников?

Ученик плохо или неохотно отвечает, но при этом показывает высокое качество письменных работ, в том числе в классе. Это может означать, что он ощущает дискомфорт во время именно устных выступлений.

Возможное решение: обсудить этот вопрос с ребенком. Вполне возможно, у него есть идеи, как можно улучить ситуацию. Чтобы этот разговор получился максимально бережным по отношению к ученику, можно воспользоваться идеями из статьи «Методика формирования навыков».

Вы можете принять совместное решение, что будете спрашивать такого ученика меньше (например, только по самым важным вопросам), что будете задавать уточняющие вопросы, например, если он рассказывает текст из учебника, будете предупреждать о том, когда спросите его в следующий раз (чтобы у него была возможность подготовиться, хотя бы морально).

2. Заметили ли вы, что если ребенок не знает материал на отлично, он будет отказываться отвечать, даже если получит «2»?

Если да, возможно, что у ребенка и/или его родителей есть установка на идеальную учебу. В этом случае запрещены ошибки, невнимательность, неточность. Все, в том числе ответы у доски, должны быть идеальными или никакими.

В небольшой степени выраженности эти особенности помогают повысить качество работ: например, когда ученик может гордиться своим докладом, ответом и т.д.

Но при усилении данных характеристик это качество способно блокировать деятельность, и учитель вместо «хорошиста» получает нервничающего ребенка, который получает то «2», то «5».

Возможное решение: вы можете поддержать ребенка, не создавая для него дополнительных «ты должен», а наоборот, предлагая разные «разрешающие» идеи.

Например, эту: вы можете раз в четверть рассказывать детям (а заодно и родителям!), что учеба – это процесс, и нельзя в школе получать одни «5», потому что если кто-то приходит в школу со всеми знаниями, то он впустую там тратит время.

Учение, обучение – это как раз движение от «незнания» к «знанию», и оценки здесь нужны для того, чтобы понимать, кто на каком этапе этого пути находится, так сказать, отслеживать динамику изменений. Если все бы приходили в первый класс всезнайками, школа была бы не нужна.

3. Каковы отношения в классе?

В классе может быть напряженная атмосфера, и дети могут обижать и унижать друг друга. В этом случае понятно нежелание выступать у доски.

Возможное решение: если вы узнаете здесь вашу ситуацию, то решить отдельный вопрос о выступлениях у доски в этом случае не удастся. Необходима работа с классом, а желательна работа с родителями и педагогическим составом школы. Стоит обсудить ситуацию с психологом и администрацией школы, а также для разрешения ситуации эффективно пригласить внешних специалистов.

4. Как эти ученики ведут себя на других уроках, в том числе выступая у доски?

Вероятно, что в других условиях ученики чувствуют себя более раскованно, и им легче даются устные выступления. Если это так, то все в ваших руках.

Возможное решение: подумайте о подходящей вам стратегии снижения стресса при устных выступлениях. Например, вы можете перестать ставить оценки за выступления у доски, а, каждое выступление пусть добавляет 0,5 балла к письменной работе. Или пусть выступление у доски будет вместе с вами оценивать независимое жюри из учеников.

Материал подготовлен на основе статьи “Если ребенок боится отвечать у доски…” Подпишитесь на наш канал, чтобы не пропускать наши новые материалы!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/594a2d8c7ddde8e638fbf619/rebenok-boitsia-otvechat-u-doski-4-soveta-ot-pedagogapsihologa-5ad736b41410c329c2f0227a

Как наладить дисциплину в классе без крика

Статья Как научить учеников верить в свои силы и отучить их бояться отвечать у доски - мнение начинающего учителя

Сегодня родители стараются отдавать детей в частные школы, несмотря на сопряженные с этим финансовые траты. Теперь это скорее необходимость, а не желание выделиться или доказать свою состоятельность.

Все чаще в новостях или через знакомых можно услышать, что в стандартной бюджетной школе учитель не сдержался на уроке и раздул конфликт с учеником. Профессия педагога сопряжена с эмоциональными нагрузками, но атмосфера на занятиях зависит в первую очередь от учителя – он не имеет морального права поддаваться на провокации.

Дисциплина в классе и внимание учеников могут поддерживаться простыми приемами, которыми значительная часть педагогов обычных школ просто не владеет.

Управление голосом, как залог успеха

Голос не обязательно должен быть громким, чтобы дети на уроке прислушивались к нему и выполняли пожелания учителя. Это основной инструмент педагога, которым тот должен владеть в совершенстве.

У настоящих профессионалов дисциплина на уроке выдерживается независимо от возраста, настроения и состава аудитории.

Дело не в таланте, а в умении применить на практике ряд рекомендаций, основанных на пяти безотказных приемах.

Краткость – сестра таланта

Лучший способ наладить дисциплину в классе – заинтересовать учеников. В этом поможет лаконичность.

Материал, который подается четко, кратко, структурированно и без воды, лучше воспринимается детьми любого возраста и хорошо у них откладывается.

Если дети будут знать, что каждое слово учителя имеет важное значение, они не станут отвлекаться и делать на уроке что-то постороннее, чтобы занять время до звонка.

Отсутствие в речи лишних слов, фраз, конструкций паразитов покажет классу, что учитель уверен в себе, держит ситуацию под контролем, потратил много времени на подготовку.

Простые предложения позволяют четко излагать свои мысли, не сбиваться, не делать оговорки, которые вызывают веселье аудитории.

Голос является основным инструментом педагога, с помощью которого можно выдержать дисциплину в классе.

Умение выдержать паузу

Многие учителя считают, что залог успеха педагога в умении перекричать школьников. На самом деле, проще наладить дисциплину в классе без крика. Надо показать слушателям, что за их внимание никто не собирается бороться.

При этом надо довести до их сведения, что излагаемый на уроках материал будет с них спрашиваться. Если педагог из-за их поведения не сможет довести до них всю необходимую информацию, пострадают от этого только они. Не стоит пытаться рассказать хоть что-то, пока в классе идут разговоры, стоит монотонный гул.

Школьники должны понимать, что допустимой на занятии может быть только полная тишина.

Урок – не место для выяснения отношений

Ученик, не уважающий учителя и других учеников – не редкость. Многие хулиганы буквально провоцируют своим поведением педагога или окружающих, чтобы затеять свору, начать разбирательства, отнять время у всего класса.

Нельзя поддаваться на такие провокации, пытаться найти виновных, разбираться в ситуации прямо на занятии. Если у детей есть претензии друг к другу или к учителю, надо озвучить, что обсуждаться вопрос будет только после урока.

Это поможет научить ребенка слушать и слышать учителя, даст понять нарушителям спокойствия, что их действия не позволят сорвать занятие, а лишь навлекут на них недовольство окружающих.

Голос в сочетании с невербальными приемами коммуникации

Учитель и ученик постоянно общаются, причем, не только вербально. Любое действие первого отзывается во втором. Чтобы придать своим словам максимальную значимость, педагогу следует смотреть прямо в глаза того, к кому обращена его речь.

При этом к слушателю стоит развернуться всем телом и лицом. Если ученик без разрешения и веских оснований встал на уроке, нужно принять уже описанную позу и даже немного наклониться вперед.

Это подчеркивает тот факт, что у говорящего все под контролем, он уверен в себе, готов к любым неожиданностям.

При наличии претензий в классе необходимо обсудить сложившуюся ситуацию с детьми после окончания учебных занятий.

Излагая материал или давая задание, не рекомендуется жестикулировать, ходить, выполнять параллельно какие-то действия. Нарушение этого правила умаляет важность сказанного, из-за чего слова плохо воспринимаются учениками, последние начинают отвлекаться.

Можно сложить руки за спиной. Несмотря на закрытость, знак действует успокаивающе, придает говорящему налет официальности.

Лучшее оружие – тишина

Если учитель на уроке теряет контроль над ситуацией, он обычно начинает нервничать, повышает голос, ускоряет темп речи, делает ее более пронзительной. Это еще больше распаляет аудиторию, создает дополнительные проблемы, привносит в атмосферу хаос.

Объясняется это просто – на фоне шума детям проще переговариваться, поэтому они инстинктивно повышают уровень звука. Держать дисциплину на уроке намного проще, говоря тихим и спокойным, но разборчивым голосом.

При появлении гула или шума звук следует еще немного приглушить, тогда ученики тоже станут тише, чтобы им не пришлось прислушиваться к словам.

Как добиться внимания всего класса?

Многие учителя считают достижением, когда им удается добиться, чтобы класс хотя бы молчал и не мешал, когда отвечает ученик у доски. Профессионалы ставят своей целью, чтобы все школьники на уроке внимательно наблюдали за происходящим. Добиться этого не так сложно. Достаточно следовать трем принципам, не имеющим ничего общего с принуждением или негативом.

Отказ от агрессии и навязчивости

Учитель и сам должен правильно вести себя на уроке в школе. Его главная задача – изложение материала без отвлечения на посторонние вещи или разбирательства. Чтобы не отклоняться от темы, теряя минимум времени на призывы детей к порядку, надо применять специальные приемы.

Методы коррекции, позволяющие поддерживать на уроке дисциплину:

  • невербальная – общение с учениками жестами во время устного изложения информации, поддерживание визуального контакта с нарушителями;
  • позитивная групповая – не нужно озвучивать моменты, которых школьники дети не должны делать. Лучше лишний раз повторить то, что входит в их задачи. Этот прием надо повторять каждый раз, когда появляются признаки того, что внимание учеников рассеивается;
  • анонимная индивидуальная – озвучивая то, чем класс должен заниматься, надо сделать акцент на том, что не все ведут себя дисциплинированно. При этом конкретных нарушителей называть не надо;
  • индивидуальная – если конкретный ученик отвлекается, не реагирует на пожелания и анонимную коррекцию, надо обратиться конкретно к нему, не отвлекая при этом окружающих. Не стоит вырывать из рук нарушителя отвлекающие предметы или демонстративно раскрывать перед ним учебник. Лучше наклониться, тихо озвучить замечание и продолжить урок;
  • мгновенная публичная – отсутствие результата от предыдущего приема требует более кардинальных мер. К нарушителю следует обратиться уже так, чтобы слышали все, но это не должно быть замечанием. Лучше пускай это будет призыв к усилению положительного действия «слушай внимательнее», «делай аккуратнее», а не запрет;
  • наказание – в крайнем случае применяется взыскание. Это должно быть последней мерой, чтобы не только нарушитель, но и все ученики поняли, что учитель старался решить все мирным путем, но плохого поведения он не потерпит.

цель учителя донести и изложить учебный материал без отвлечения на призывы детей к порядку.

С помощью перечисленных подходов можно не только наладить дисциплину в 1 классе. Приемы действуют по отношению к школьником всех возрастов.

Спокойствие и твердость

Дети будут знать, как вести себя на уроке, если пресекать их нежелательные действия на раннем этапе. Не стоит ждать, что школьник сам догадается вести себя лучше, при этом нельзя срываться на него – спокойствие учителя действует на ученика умиротворяюще.

Не нужно скупиться на благодарности, если ребенок выполнил просьбу. Вести уроки следует с упором на то, что это надо самим слушателям, а не педагогу. Не стоит использовать фразы, указывающие на превосходство взрослого.

Максимальный положительный результат наблюдается при объединении всего класса в единую группу – чем чаще учитель говорит «мы» вместо использования «я» и «вы», тем лучше.

Правильное расставление акцентов

Навести дисциплину в классе молодому учителю проще всего, если все слушатели будут постоянно у него на виду. Этого можно добиться, видя их глаза. Приучив детей смотреть на учителя, когда он говорит, можно не переживать за то, что кто-то начнет отвлекаться.

Еще один способ добиться дисциплины на уроке – доводить свои указания до выполнения. Мало сказать ученику, чтобы тот что-то сделал или перестал делать. Надо проследить, как он приступил к выполнению задания и только после этого переходить к другим делам.

Это действие не должно быть абстрактным – следует озвучить благодарность, улыбнуться, показать свое расположение.

Дисциплина в классе при правильном подходе достигается всего за несколько уроков. После чего ее достаточно поддерживать с помощью простых приемов. При этом не стоит думать, что один и тот же учитель не может исправить вышедшую из-под контроля ситуацию. Если он способен поменять свое поведение, то и дети отреагируют на это должным образом.

Источник: http://www.schoolioneri.com/blog-o-chastnyx-shkolax/disciplina-na-uroke

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: