Статья Как улучшить орфографическую грамотность, или Технологии обучения орфографии на уроках русского языка в 5 – 7-х классах

Содержание
  1. Орфографическая зоркость: как ее развивать
  2. Что такое орфографическая зоркость и слух
  3. Факторы, влияющие на развитие орфографической зоркости и слуха
  4. Упражнения на развитие орфографической зоркости
  5. Упражнение для развития зрительного фактора 
  6. Упражнение для развития слухового фактора
  7. Упражнение для развития рукодвигательного фактора 
  8. Упражнение для развития артикуляционного фактора
  9. Почему важно тренировать орфографическую зоркость
  10. Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в школе
  11. Приемы мотивации
  12. Приём «Отсроченная отгадка»
  13. Приём «Рубрика «Любознательным»
  14. Прием «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
  15. Прием «Интеллектуальная разминка»
  16. Приём «Бортовой журнал»
  17. Приём «Диктант на засыпку»
  18. Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка
  19. Функциональная грамотность — что это?
  20. Глобальные компетенции
  21. Креативное мышление
  22. 1. Функциональная грамотность в новых учебниках по русскому языку
  23. 2. Самостоятельная работа
  24. 3. Учимся собирать и систематизировать информацию
  25. 4. Жизненные задачи. Групповая работа
  26. 5. Проектная и групповая работа
  27. 6. Подбор текстов из разных научных областей
  28. 7. Работа с текстами разной природы
  29. Как повысить грамотность?
  30. «Хочу быть грамотным!»
  31. Как повысить грамотность по русскому языку: легко и просто
  32. Что и как читать?
  33. Настольная книга? Словарь!
  34. Играем и повышаем грамотность
  35. Посещаем курсы
  36. Сегодня – диктант
  37. Пишите!
  38. книги
  39. Ситуации, из ряда вон выходящие
  40. Немного статистики
  41. Итак, подытожим, как быстро повысить уровень грамотности:

Орфографическая зоркость: как ее развивать

Статья Как улучшить орфографическую грамотность, или Технологии обучения орфографии на уроках русского языка в 5 – 7-х классах

Грамотно писать должен в идеале каждый человек. Основы этого навыка закладываются в начальной школе. Что такое орфографическая зоркость и как научить этому ребенка, читайте в нашей статье.

Что такое орфографическая зоркость и слух

Стопроцентная грамотность – это прекрасно. Но она невозможна без орфографической зоркости, под которой подразумевается в первую очередь умение видеть сложное, неоднозначное место в слове – букву, которая заставляет сомневаться в выборе верного варианта. 

Слабые ученики пишут, как правило, не задумываясь: им и в голову не приходит, что здесь может быть вовсе не та буква, которая слышится при произношении слова.

Поэтому задача взрослого (учителя или родителей) – заставить ребенка сомневаться, а значит, делать сознательный выбор и рассуждать, искать для него обоснование.

Понятно, что для этого необходима тренировка − только регулярные занятия помогут ученику быстро находить сложные места в слове и определять вид орфограммы. 

Разработанная орфографическая зоркость заставляет уже при чтении слова обращать внимание на те моменты, которые могут вызвать трудности при написании. Получается, что даже просто читая книги, ребенок заранее, как бы про запас, запоминает правильное (что важно!) написание многих слов. Плюс орфографическая зоркость позволяет находить ошибки, уже допущенные при письме.

А еще избегать ошибок помогает фонематический слух. Это умение заранее, еще до того, как слово ляжет на бумагу, определять спорные места, то есть те, где пишем мы совсем не то, что слышим (например, безударные гласные или глухие/звонкие согласные). 

Факторы, влияющие на развитие орфографической зоркости и слуха

Есть люди, обладающие так называемой врожденной грамотностью. Однако вряд ли они писали совсем без ошибок еще в подготовительной группе детского сада, едва запомнив буквы.

Как правило, это просто начитанные люди, имеющие широкий кругозор и прекрасную зрительную память.

Они визуально запоминают верное написание слова и, бывает, даже не нуждаются в заучивании некоторых правил, с которыми их знакомит школьный курс русского языка.

Перечислим факторы, которые влияют на развитие орфографической зоркости и слуха: 

  • зрительный – о нем мы сказали выше. Ребенок запоминает правильный вариант и впоследствии его воспроизводит. По этой причине ученик не должен торопиться сразу писать незнакомое слово – следует сперва уточнить его написание у учителя или в словаре. Иначе школьник зафиксирует в памяти ошибочный вариант, и ему будет сложно переучиться;
  • слуховой – ребенок на слух улавливает, где фонема находится в слабой позиции, и подбирает проверочное слово;
  • рукодвигательный – в процессе написания слова на бумаге рука механически запоминает его «двигательный» образ. Для развития этого навыка нужно как можно больше писать именно от руки – печатание на планшете или ноутбуке лишено такого бонуса. Бывает даже, что человек с помощью этого фактора избегает ошибок в каких-либо словах: мол, «рука не пишет»;
  • артикуляционный – речевой аппарат тоже обладает способностью запоминать произношение лексических единиц (плюс многократное повторение тоже этому способствует). Необходимо максимально четкое проговаривать каждое слово, но не как слышим и как привыкли произносить лексемы при обычном разговоре, а так, как пишем (как бы забавно это ни звучало на практике). 

Упражнения на развитие орфографической зоркости

Нельзя сказать, что проблема правописания существует в русском языке столько же, сколько и сама письменность: монахи-летописцы и безвестный автор «Слова о полку Игореве» явно не задумывались над безударными гласными или правилами написания одной или двух Н в суффиксах прилагательных и причастий.

Тем не менее очевидно, что задача эффективного обучения грамотности существует не одно столетие. Все методики давно отработаны, ничего революционного в них нет. Как правило, учителя начальной школы опираются на разработки Д. Н. Богоявленского, П. С. Жедек, М. Р. Львова, Н. С.

Рождественского и других корифеев обучения орфографии. 

Предлагаем несколько упражнений разных авторов, которые пригодятся как учителям на уроках, так и родителям, желающим помочь своим детям в деле освоения грамотности. Ведь процесс пойдет быстрее, если развивать грамотность не только в школе, но и дома. Любое из этих упражнений можно выполнять даже с первоклашками. 

Упражнение для развития зрительного фактора 

Цель – сделать так, чтобы ребенок визуально запомнил безошибочное написание слова. То есть он должен сначала подумать и лишь затем зафиксировать правильный вариант на бумаге. Для этого есть разные способы.

А. Учитель/родитель диктует слово с орфограммой (например, с безударной гласной, которую можно проверить ударением). Дети должны записать сначала проверочное слово (то есть отработать орфограмму) и только потом проверяемое. Этот метод научит ребенка быстро обосновывать выбранную букву.

Б. Учитель пишет на доске текст, дети его выразительно читают, все орфограммы объясняются. Затем ученики фиксируют в памяти самые сложные слова и, закрыв глаза, пытаются «увидеть» их мысленным взором.

Текст на доске закрывается. Важно: если в процессе написания диктанта ребенок поймет, что не уверен в правильности выбранной буквы, то учитель разрешает в таком случае поставить на месте орфограммы просто точку.

 

Кстати, некоторые учителя начальных классов рекомендуют перед диктантом показать его текст самым слабым ученикам в надежде, что они хоть что-то запомнят и напишут правильно. 

Из практикиЕсть нестандартные методы и при проверке работы. Например, учительница начальных классов Галина Анатольевна Воеводина из Подмосковья не исправляет ошибку в тетради, а лишь ставит палочку на полях той строки, где допущен недочет. Ребенок должен сам обнаружить ошибку. Правда, слабым ученикам Галина Анатольевна дает поблажку – указывает номер орфограммы. И лишь после того, как будет выполнена работа над ошибками, ученик получает оценку.

Упражнение для развития слухового фактора

А. Во время диктовки учитель/родитель слегка стучит по столу карандашом в тот момент, когда в тексте встречается слово с орфограммой. Это сразу заставляет детей насторожиться и попытаться отыскать сложное место, если они его сами до этого не заметили.

Б. Второй вариант – устный диктант. Когда взрослый произносит слово с орфограммой (например, безударной гласной), дети должны хлопнуть в ладоши. Если в лексеме два или три сложных места, то каждое из них сопровождается хлопками.

Упражнение для развития рукодвигательного фактора 

Это самый простой вид упражнений. Надо всего лишь как можно больше писать от руки те слова, которые следует запомнить, – так в памяти фиксируется их графический образ. Кстати, выработка каллиграфического почерка тоже способствует благому делу обучения грамотности.

Из практикиПолина Соломоновна Жедек предлагает усовершенствовать процесс списывания текста из учебника. Для этого дети в 1–2-х классах должны использовать следующий алгоритм:1) прочитать лексему/словосочетание; 2) повторить вслух, не заглядывая в книгу; 3) выделить орфограммы; 4) прочитать еще раз (не по буквам, а так, как мы читаем обычно); 5) повторить так, как слово будет написано; 6) записать в тетрадь, действуя только по памяти; 7) проверить (выделить слоги, подчеркнуть орфограммы).В 3–4-х классах алгоритм сокращается:1) прочитать словосочетание и повторить по памяти; 2) прочитать еще раз; 3)  записать, диктуя себе по памяти; 4) сверить с учебником.

Упражнение для развития артикуляционного фактора

В этом случае текст диктует не взрослый, а сам ребенок. Каждое слово он читает по слогам, проговаривает максимально четко, выделяя каждую согласную и каждую гласную, а не только ударную. Особенно эффективен этот прием при отработке написания самых сложных слов.

Почему важно тренировать орфографическую зоркость

Как мы уже убедились, орфографическая зоркость – непременное условие для грамотной письменной речи. Недостаточно просто выучить все правила, предлагаемые школьной программой по русскому языку, – нужно научиться использовать информацию на практике.

Для этого ребенок должен привыкнуть самостоятельно замечать соответствующие моменты в тексте. Умение видеть проблемные места в лексемах, определять вид орфограммы и оперативно применять нужное правило – залог безошибочного написания даже сложных слов.

Все эти навыки и дает нам хорошо развитая орфографическая зоркость.

Еще раз повторим, что развивать орфографическую зоркость нужно с первого класса, как только ребенок начнет знакомиться с письменной речью. Но это не значит, что проблемы с грамотностью у учеников среднего и старшего звена совсем-совсем безнадежны. Они тоже поддаются корректировке, но процесс будет много сложнее.  

Подчеркнем, что главное условие для достижения успеха – регулярность тренировок. Наверное, даже очень занятые родители могут найти 5–10 минут вечером на выполнение одного упражнения. Другой вариант – попытаться вывести грамотность ребенка на новый уровень во время предстоящих летних каникул. 

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на нашTelegram-канал.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/activityedu/orfograficheskaia-zorkost-kak-ee-razvivat-5e6b1239327b3f744e0053c7

Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы в школе

Статья Как улучшить орфографическую грамотность, или Технологии обучения орфографии на уроках русского языка в 5 – 7-х классах

Задача учителя теперь, в отличие от предшествующей работы, когда можно было , как можно нагляднее и доступнее на уроке все объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность.

Учитель должен организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных.

Приемы мотивации

“Фантастическая добавка” -универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.

Он предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету («Мы сегодня отправимся на планету «Фразеология»), придумать фантастическое животное или растение; перенести литературного героя в современное время; или отправиться в лингвистическую экспедицию.

Приём «Отсроченная отгадка»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

  • умение анализировать и сопоставлять факты;
  • умение определять противоречие;
  • умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет
открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Пример. В начале урока я объявила, что разговор наш пойдёт о стихах, вот только имя автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены четыре стихотворения, напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта.

Приём «Рубрика «Любознательным»

В ней необычные, удивительные сведения о родном языке, о его истории, о происхождении многих слов и выражений, а также
информация о науке, изучающей язык.

Пример. Известен факт, что В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю, приложив к ней письмо, в котором
не было ни одного слова. Письмо состояло из знака «?». Издатель незамедлительно ответил бессловесным письмом: «!».

Результат эффективной школьной мотивации один – это искренний интерес учащихся.

Прием «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Мы часто составляем таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал» К последней графе нашей таблицы мы возвращаемся уже в конце урока. Это и приём этапа рефлексии учебной деятельности.
Обучаю детей планированию работы на уроке, определению последовательности нашей работы. Как учитель я только предполагаю, по какому плану может пойти урок.

Пример. Назовите  тему урока. Ребята сами учатся формулировать тему урока. Определите последовательность нашей работы.

Прием «Интеллектуальная разминка»

Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на размышление.
Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.

Приём «Бортовой журнал»

Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время
изучения темы записывают свои мысли.

Известная информация и предположения в первой графе, а во второй – новая информация.

Приём «Диктант на засыпку»

Подобные тематические диктанты комплексно проверяют усвоение знаний по какому-либо разделу орфографии.

Пример. Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежонке сидел на жёстком диване и пил дешёвый желудевый кофе, изредка чокаясь со своим отражением в тяжёлом глянцевитом самоваре, стоящем на парчовой скатерти шоколадного цвета.

Чёрт был большой обжора и, несмотря наизжогу и больную печёнку, объедался крыжовником со сгущённым молоком. Поев и погрозив своему отражению пальцем, чёрт, молодцевато встряхнув чёлкой, пустился танцевать чечётку. Цоканье его копыт было столь сильным, что в цокольном этаже думали, что наверху гарцевала лошадь.

Однако чёрт был не очень искусным танцором и, совершив один не совсем удачный скачок, врезался в самовар и обжёг свой пятачок,

покрытый мягкой шёрсткой. Ожог был очень тяжёл. Огорченный чёрт куцей овцой бросился к бочонку с мочёными яблоками и сунул в него обожжённый пятачок. «Правду говорят, что небережёного Бог не бережёт», — чертыхнулся чёрт чертовской пословицей.

Источник: https://www.eduneo.ru/aktivnye-priyomy-obucheniya-na-urokax-russkogo-yazyka-i-literatury-v-shkole/

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

Статья Как улучшить орфографическую грамотность, или Технологии обучения орфографии на уроках русского языка в 5 – 7-х классах

Зачем нужна функциональная грамотность? Многим может показаться, что эта компетенция появилась в образовательной программе «банальным образом», вслед за мировым мониторингом PISA.

На самом же деле процессы куда более глобальны и объясняются происходящими во всем мире изменениями. И чтобы жить в этой сложной и быстрой реальности, сегодняшним школьникам потребуются новые навыки, знания и умения.

Разберем подробнее причины для необходимых изменений.

Меняющийся мир VUCA: нестабильность, неопределенность, сложность, неординарность.

  1. Экологические изменения. Изменение климата и истощение природных ресурсов требуют срочных действий.
  2. Экономические изменения. Научные знания создают новые возможности и решения проблем. Но они же создают разрушительные волны перемен во всех сферах. Инновации в науке и технике, например, создание искусственного интеллекта, поднимают фундаментальные вопросы метафизики и морали: «что значит быть человеком?», «что есть человеческое?».
  3. Финансовые изменения. Взаимозависимость на местном, национальном и региональном уровнях создала глобальную экономику. Данные создаются, используются и распространяются в широких масштабах. Возникают новые вопросы о защите конфиденциальности и кибербезопасности.
  4. Социальные изменения. По мере того, как населения планеты продолжает расти, миграция, урбанизация и растущее культурное, социальное, национальное многообразие меняет сообщества, связи в них, сами страны и их культурный код. В мире увеличивается неравенство.

Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.

Источник: Центр оценки качества образования

Функциональная грамотность — что это?

Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя:

  • Математическую
  • Финансовую
  • Естественнонаучную
  • Глобальные компетенции
  • Читательскую — добавить вебинары
  • Критическое мышление

«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать:

  • Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
  • Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
  • Способностью строить социальные отношения;
  • Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова, издание «Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя»

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Алексей Алексеевич Леонтьев, академик РАО, издание «Школа 2100. Педагогика здравого смысла»

Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:

  • Поиск информации
  • Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении
  • Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении.
  • Применение информации для решения своих задач.

Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.

Глобальные компетенции

Для того чтобы уметь формировать глобальные компетенции в школе, необходимо ответить на вопросы:

  1. Насколько выпускники школы готовы жить и работать в обществе, в котором проявляется межкультурное и иные (социальное, гендерное) разнообразие в условиях глобализации?
  2. Как ученики воспринимают новости глобального характера, понимают и критически анализируют глобальные проблемы и проблемы взаимодействия культур?
  3. Какие подходы к обучению в области разнообразия и взаимодействия культуры и глобализации уже используются в школе? Какие могут быть использованы?
  4. Какие подходы используются для организации совместной работы школьников – представителей разных культур?

Основные ценности подобной глобализации — человеческое достоинство и культурное разнообразие. Стоит отметить, что все перечисленные вопросы, ценности, а также сами навыки, получили отражение в Федеральных стандартах. Более подробно с темой вы сможете ознакомиться на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» — Центр оценки качества образования.

Креативное мышление

Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.

Коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление — об этих «4К»-компетенциях «много говорят, но мало кто их видел». Однако требование развивать «навыки высокого порядка» уже стало частью образовательных стандартов и в России, и в большинстве развитых стран.

Главный вопрос, который горячо обсуждают в педагогической среде — как развивать и оценивать гибкие навыки (soft skills) у школьников? Ответы и практические рекомендации представлены учителям в новой книге, которую выпустил Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» в партнерстве с корпорацией «Российский учебник».

Модель Б. Лукаса. Источник: Пособие «Компетенции „4К“: формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации»

Составляющие креативного мышления:

1. Любознательность (активный интерес к заданию)

  • Интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше;
  • Самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой информации (в том числе в неожиданных источниках).

2. Создание идей (воображение). Продуцирование собственных идей:

  • Оригинальность предложенных идей;
  • Гибкость или подвижность;
  • Способность продуцировать большое количество идей.

3. Развитие предложенных идей:

  • Оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее;
  • Умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.

Исследование PISA опирается на достоверно установленные факты, подтверждающие наличие существенных различий творческих задач по меньшей мере в трех областях:

  1. Вербального выражения
  2. Художественного выражения
  3. В области решения социальных, естественно-научных и математических проблем.

Принятие такой позиции предопределяет состав заданий, среди которых выделяются следующие группы:

  • Задания, требующие использования художественных средств — словесных и изобразительных
  • Задания на разрешение проблем — социальных и научных.

1. Функциональная грамотность в новых учебниках по русскому языку

Перед вами УМК под редакцией М.М. Разумовской, 7 класс, тема «Характеристика человека». Задания учебника помогают формировать у детей навыки поиска и оценки различной информации.

Задание: используйтеразнообразные материалы интернета, составьте небольшую по объему характеристику Ю. А. Сенкевича. Постарайтесь отразить в ней не только важную информацию о его жизни, но и яркие особенности его характера.

Обратим внимание, что в этом же учебнике 2000 года формулировка приведенного задания крайне проста: «Прочитайте текст… расскажите об особенностях этого человека…

», и с его помощью нельзя сформировать навыки мышления высокого уровня.

Это свидетельствует о необходимости своевременного перехода на новые переиздания, соответствующие как новым стандартам, так и актуальным задачам современности.

Аналогичный пример, демонстрирующий нам появление в учебниках нового поколения видоизмененных заданий, направленных на развитие функциональной грамотности, находится в учебнике УМК В.В. Бабайцевой, 5 класс.

Справа — новое задание с расширенным функционалом

Перед нами пример практико-ориентированного задания. Ученики работают самостоятельно, должны выполнить поиск в открытых источниках, учатся рассуждать и мыслить креативно, нестандартно. Задание рекомендуется выполнять с помощью сервиса «Национальный корпус русского языка». На основе найденных в НКРЯ источников можно выстроить целую исследовательскую работу.

2. Самостоятельная работа

Перед нами учебник УМК М.М. Разумовской, 9 класс. В этом пособии создана актуальная для формирования функциональной грамотности рубрикация:

  • Учимся читать и понимать лингвистический текст
  • Учимся говорить на лингвистическую тему
  • Рассуждаем на лингвистическую тему
  • Готовим проектную работу на лингвистическую тему
  • Учимся редактировать сочинение

Все эти рубрики являются «проводниками» для учеников, улучшают их понимание задания, позволяют им ставить перед собой вопросы, способствующие углубленному пониманию предмета.

Многие задания включают в себя обязательную групповую работу, работу в парах (правый рисунок), что дополнительно развивает коммуникативные навыки, эмпатию и умение сотрудничать.

3. Учимся собирать и систематизировать информацию

В учебнике для 6-х классов УМК М.М. Разумовской также существует свой рубрикатор, отвечающий требованиям к современным УД и навыкам:

  • Учимся определять стиль по речевой ситуации
  • Учимся употреблять языковые средства с учетом речевой ситуации
  • Учимся проводить смысловой анализ текста
  • Учимся пересказывать, сохраняя особенности стиля речи
  • Создаем текст определенного стиля речи

Как можно заметить на левом изображении с заданием 166, на правом поле расположились 4 интерактивные зеленые кнопки: это функционал ЭФУ, который выложен на платформе LECTA. Если вы еще не знакомы с ее функционалом, зарегистрируйтесь и воспользуйтесь промокодом на 5 бесплатных ЭФУ — 5books.

4. Жизненные задачи. Групповая работа

Для мотивации ребят, а также для развития функциональной грамотности, в учебниках по русскому языку приветствуются задания, которые построены на современном публицистическом материале. Например, в учебнике для 5 класса УМК А.Д. Шмелева есть тексты, отражающие увлечения современных школьников.

Само задание носит креативный характер: предлагается написать статью о серфинге, добавив к тексту свои предложения, а также иную информацию о этом виде спорта. Работа в группе предполагает поиск или даже создание дополнительных иллюстраций к тексту.

5. Проектная и групповая работа

Важно давать детям творческие задания на развитие креативного мышления. Например, в учебнике из УМК Шмелева для 5 класса предлагается придумать шуточные двустишия и обыграть слова. Обязательна работа в паре для обмена результатами творчества и развития коммуникационных навыков.

Задание, приведенное ниже, предлагает развитие не только креативного мышления, но и глобальных компетенций: идет обращение к региональным традициям, исследовательской деятельности ученика, устной истории.

Для выполнения таких заданий особо рекомендуем интернет-проект «Региональные особенности русской речи»: изучите, чтобы предложить школьникам выполнить работу по образцу.

6. Подбор текстов из разных научных областей

Перед нами упражнение, которое знакомит ребят с другими профессиями. На основе текста дается система заданий и упражнений. С учетом актуальности темы профориентации в старшей школе (учебник для 10 класса, УМК Т.М. Пахновой), сам предмет «русский язык» становится проводником в мир решения практических, прикладных задач.

7. Работа с текстами разной природы

Важно, чтобы школьник умел успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами: материалами для диктантов, упражнениями, текстами для чтения.

На уроках также должны демонстрировать тексты табличной формы, в виде инфографики и графики, с кодовыми обозначениями, стрелками. Работа с такими несплошными текстами крайне важна для старшеклассников.

Эти навыки будут не только проверяться на PISA и аттестации, но и понадобятся во взрослой жизни.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-yazyka-article/

Как повысить грамотность?

Статья Как улучшить орфографическую грамотность, или Технологии обучения орфографии на уроках русского языка в 5 – 7-х классах

Дорогие ребята! В каком бы классе вы ни учились, перед многими из вас встают вопросы: как повысить грамотность, как научиться  писать диктанты и сочинения хотя бы на «4», а ещё лучше – на « 5», реально ли это вообще? Особенно часто эти вопросы  задают себе выпускники, ведь им сдавать экзамены: писать сочинение по литературе, эссе и изложение по русскому языку, а кому-то –  эссе по обществознанию и историческое сочинение.

Ответить на все ваши вопросы я могу так: научиться писать грамотноМОЖНО!!!! Всё зависит от вашего желания, трудолюбия, усидчивости, движения к поставленной цели.

Я хочу вам предложить свою методику, к которой я пришла, работая в школе. А опыт педагогической деятельности у меня большой- 35 лет! Данные рекомендации я давала своим ученикам, подсказывала их родителям. Те, кто полностью соблюдал их, становились грамотными на 90-95 % .Так что шанс есть у каждого из вас.

Конечно, многие не доходили до финиша. Да ведь и среди  спортсменов не все первыми приходят к нему, хотя проигравших среди них всё равно нет – они здоровы, сильны, жизнерадостны. Хотите победить безграмотность – тогда будьте внимательны и вдумывайтесь во всё, что я сейчас вам порекомендую.

«Хочу быть грамотным!»

  • Не сходить с дистанции, довести дело до конца, в крайнем случае, попробовать продержаться 3 месяца и посмотреть, каковы результаты.
  • Никаких причин, оправдывающих, почему в тот или иной день вы не выполняли задания, не должно быть!
  • Настройте домашних, что в течение 30 минут (а именно столько длится самостоятельное занятие) никто вас не отвлекает – это закон.
  • Необходимо приобрести следующие пособия и канцтовары: сборник диктантов для вашего класса (3-11 кл.), рабочую тетрадь, словарик, ручку с синей и красной пастой.

Итак, вы настроены, готовы, уверены в себе, ни за что и никогда не отступите от своей цели – стать грамотным человеком.

Как повысить грамотность по русскому языку: легко и просто

Статья Как улучшить орфографическую грамотность, или Технологии обучения орфографии на уроках русского языка в 5 – 7-х классах

Приветствую вас, дорогие друзья! На связи Павел Ямб. Несмотря на то что по статистике Россия входит в число самых грамотных стран мире, так как умеют читать и писать почти все её граждане, я очень часто встречаю такие слова как «симпОтичный», «день рождениЕ» или «день рожденЬя» и т.д.

Вы согласны, что грамотно написанные статьи приятнее читать, чем текст, кишащий ошибками? Вроде в школе уроки русской литературы и языка были у всех, но большинство, кажется, полученные навыки или растеряли, или вовсе не слушали учителя. Так как же освежить их в памяти?  Как «поднять» грамотность по великому, могучему взрослому человеку? Ведь грамотные люди добиваются успеха быстрее!

Давайте сначала трезво посмотрим на ситуацию, проверим, на каком уровне наша грамотность. Не довольны? Приступаем к обогащению знаний.

Что и как читать?

Один из способов стать гуру по русскому языку, который нам постоянно советуют – больше читать. С одной стороны, правильно: когда много читаешь, больше слов запоминаешь и знаешь, как они пишутся. Только вот не вся литература одинаково полезна.

Самый лучший вариант для полезного чтения – это классика. Очень много интересных произведений не вошли в школьную программу, некоторые мы читали в сокращенной «демо» версии, а другие подзабыли, так что приятные эмоции гарантированы.

Например, с учебников, единственное, что мне запомнилось это «Мастер и Маргарита».

Есть такая методика как орфографическое чтение. Ее принцип в том, что детей учат читать так, как написано, а не так, как принято говорить.

Особое внимание уделяют длинным и сложным словам, которые проговаривают по слогам. В этом случае слуховая память подключается к зрительной. Именно так мы быстро запоминаем, как пишутся слова.

Потом уже по методу «нравится-не нравится» можно интуитивно определить, как пишется незнакомое слово.

Читая вы прочувствуете стилистику, увидите сочетаемость слов, да и словарный запас расширите. Что как не чтение способствует этому?!

Настольная книга? Словарь!

Повышение уровня грамотности – дело не одного дня и даже не нескольких месяцев. Если решили основательно подтянуть грамотность, то вашей настольной книгой должен стать словарь русского языка.

При малейшей неуверенности в правильности написания необходимо обращаться к нему. Встретили незнакомое слово? Тоже откройте словарь, узнаете смысл и как писать.

Еще один хороший способ пополнения своего словарного запаса.

Не бойтесь, что объемные тома заполнят комнату. Ведь электронные версии всех словарей есть в Интернете в свободном доступе. Вот, dic.academic.ru.

У современных людей также есть возможность повышать грамотность в режиме online с помощью специальных ресурсов. Например, есть такой полезный сервис — Gramota.ru, с пояснениями, правилами, справочными материалами.  Заходим на сайт, набираем сомнительное слово в строке, нажимаем на Enter – и правильный ответ перед глазами. Удобно! И это не единственный такого рода сайт.

Обратите внимание на такие ресурсы как:

  • «Тотальный диктант» – полная онлайн-школа, все бесплатно;
  • «Верные слова» – курсы по родной речи для детей начальной и средней школы, лингвистические игры, онлайн-олимпиады. Сервис платный, но есть возможность попробовать бесплатный вариант;
  • «Могу писать» – уроки русского языка, платные, бесплатные курсы, вебинары, учебники, тесты;
  • «Образование на русском» – бесплатные интерактивные учебники, онлайн-платформы для изучения русского как иностранного;
  • «Пишите живее» – бесплатный курс, который поможет избавить ваши тексты от словесного мусора;
  • «textologia.ru» – онлайн журнал о русском языке и литературе.

Играем и повышаем грамотность

Можно учиться грамотности легко и играючи. Любите разгадывать кроссворды? Прекрасно! Значит, узнаете новые слова и запоминаете, как они пишутся.  Словесные головоломки, тесты, анаграммы, шарады, ребусы также превосходно развивают наши интеллектуальные способности.

При проблемах с устной речью, запишите себя на диктофон. Слушать себя очень забавно, сколько «типа», «короче», «ээ» мы употребляем! Обратите внимание на слова-паразиты и на построение предложений.  Проговорите тот же отрывок после исправления всех недостатков. Результат не заставит себя ждать!

Посещаем курсы

Если собственными силами не получается добиться хороших результатов, посетите курсы повышения грамотности. С помощью специалистов дело пойдет гораздо быстрее. Такие курсы доступны и онлайн.

Есть и сервисы-помощники для повышения грамотности, например, Tutoronline.ru. Оставьте заявку, и занимайтесь с репетитором по русскому языку или литературе по скайпу.

Соблюдение требований русского языка обязательно по умолчанию в любой сфере. Значит, вспоминаем или учим правила. В случае, когда работы перед отправкой проверяет корректор, то почему бы не попросить его сообщать о каждом нарушении языковых норм? Выучили правило – повысили грамотность. Будете действовать так постоянно – сможете соревноваться с проверяющим.

Но коллега корректор есть не у всех. Тогда ваше спасение – учебники. Не ленитесь, открывайте их почаще, читайте правила самостоятельно!

Сегодня – диктант

На мой взгляд, это лучший способ повышения грамотности в кратчайшие сроки. Даже помощники не нужны: интерактивных диктантов для вставки пропущенных знаков препинания и орфограмм в сети достаточно.  Польза двойная: интересно и познавательно.

Пишите!

Ежедневно пишите, так вы повысите уровень грамотности в ближайшие сроки, выработаете навык узнавания ошибок на уровне интуиции. Постоянно, много, интересно!  Врожденной грамотностью может похвастаться не каждый, придется потрудиться, чтобы получить столь полезное преимущество. Чем больше пишем – тем меньше делаем ошибок. Проверено на практике!

Есть еще способ повышения знания языка как каллиграфическое письмо. Каллиграфический почерк вырабатывает сосредоточенность, помогает фиксировать фразу в памяти и даже вспомнить правило! Писать не спеша – этот метод работает и при наборе текстов на компьютере. Думать, а не мчаться во весь опор.

Интересно, что первоначальное ошибочное написание врезается в память. Появляется стойкий навык письма с ошибками. Чтобы избавиться от него, придется не менее ста раз написать слово правильно. Где-то через сто повторений в свое время я перестал писать «Здраствуйте» – постоянно на уровне навыка пропускал букву “в”.

Знаете, даже не обладая супер грамотностью, можно хорошо зарабатывать на бирже текстов. Чем выше ваши знания по языку, тем выше заработки.

книги

Знакомо вам выражение «сюда просится запятая»?  Логика изложения, ритм предложения подсказывают, что здесь нужен знак препинания. Чтобы прочувствовать эту ритмику, слушайте аудиокниги, обращайте внимание к произносимым фразам. Так вы научитесь определять в какие места «просится запятая».

Ситуации, из ряда вон выходящие

К сожалению, или к счастью, русский язык на самом деле очень гибкий. Если ключевом слове заказчика обнаружили ошибку, не торопитесь исправлять.

Вполне возможно, что это специальное требование, то есть так и положено. Причина простая. Поисковые запросы набирает с ошибками большая часть пользователей Интернета.

  Когда число запросов с ошибками заметно возрастает, некоторые веб-мастера используют подобные слова как ключевые.

Немного статистики

Как показывает статистика, русский язык состоит примерно из 500 000 слов. Но в повседневной жизни мы используем только около 3000.

По данным textologia.ru, словарный запас школьника составляет 2000 – 5000 слов, совершеннолетний владеет 5000 – 8000 тысячами, взрослый, получивший высшее образование имеет в запасе около 10 000, а эрудиту доступны 50 000.

Итак, подытожим, как быстро повысить уровень грамотности:

  1. Много читайте, особенно классическую литературу.
  2. Почаще заглядывайте в словарь, как в томах, так и в Интернете.
  3. Пусть online ресурсы как Gramota.ru станут вашими друзьями.
  4. Разгадывайте кроссворды, шарады, ребусы.
  5. Если самостоятельно не получается достичь результатов, занимайтесь с репетитором.
  6. Посещайте курсы повышения грамотности.
  7. Пишите.
  8. Слушайте аудиокниги!

А вам пока. С вами был Павел Ямб.

Будьте грамотными, пишите комментарии к этой статье без ошибок:)

P.s. А с какими словами у вас возникали проблемы?

А вот и крутой совет по нашей сегодняшней теме:

Источник: https://copirayter.ru/kak-povysit-gramotnost-po-russkomu-yazyku-pomoshch-servisy/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: