Статья Комфортные мобильные группы как средство формирования успешной личности младшего школьника

Влияние коллектива на развитие личности младшего школьника, Педагогика – Курсовая работа

Статья Комфортные мобильные группы как средство формирования успешной личности младшего школьника

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ КОЛЛЕКТИВА НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 7

1.1 Определение и основные характеристики детского коллектива 7

1.2 Особенности развития личности в младшем школьном возрасте 14

1.3 Формирование коллектива младших школьников в контексте педагогического взаимодействия 20

Выводы первой главы 38

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ и ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 41

2.1 Организация экспериментального исследования 41

2.2 Констатирующий эксперимент 45

2.3 Формирующий эксперимент 56

2.4 Контрольный эксперимент 73

Выводы второй главы 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82

ПРИЛОЖЕНИЯ 86

Выдержка из текста

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Социально-педагогический аспект развития и воспитания подрастающего поколения в условиях общеобразовательной школы непосредственно связан с проблемой формирования школьного коллектива. Актуальность данной проблемы не теряется и по сей день.

Это можно объяснить несколькими основными причинами. Так, например массовое внедрение компьютерных технологий, Интернета, приводят к тому, что дети большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с машиной.

Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.

Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преимущественно индивидуалистических, концепций — в его подлинно коллективистских основах.

Противники коллективистического воспитания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, покушения на индивидуальность.

Между тем, диалектика коллективного и индивидуального в воспитании очевидна.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений.

С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива.

В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Поэтому тема данной работы актуальна.

Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива.

Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно-полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив.

И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

Коллектив во многом определяет отношение школьника к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности.

Нравственное сознание человека в коллективе разностороннее, переживания острее и ярче, поступки обдуманнее и ответственнее.

В то же самое время сила и красота коллектива зависят от волевых и нравственных качеств, индивидуальной яркости и одаренности его членов.

В.А Сухомлинский писал, что духовный мир коллектива и духовный мир личности формируются благодаря взаимному влиянию. Человек много черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного духовно богатого мира составляющих его людей.

цель коллектива – воспитание личности. Правильно развивающийся коллектив создает условия для формирования личности, совершенствования ее качеств, развития способностей и дарований. Он учитывает потребности и интересы личности, ее индивидуальные особенности.

В коллективе неминуемо и максимально многоплановое развитие. Во-первых, благодаря взаимному обмену информацией коллектив создает необходимые условия для каждого члена, содействуя общему развитию интеллекта ребенка.

Во-вторых, коллектив – это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений индивидуальностей, где субъект черпает эмоциональный опыт и сам обогащает разворачивающуюся перед ним палитру эмоциональных откликов на реальную действительность.

В-третьих, в групповом взаимодействии ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни. В-четвертых, в группе ребенок обнаруживает свою несхожесть с другими людьми, а если это его сверстники – с другим «Я» и познает самого себя в таком сопоставлении с другими.

Наконец, коллектив предоставляет возможность ребенку выразить себя, избрав то, что интересно, по силам, соответствует способностям, и, так как в коллективе спектр социальных полей широк, в нем интенсивно формируется индивидуальность ребенка.

Высочайшие преимущества коллектива: будучи микросредой для подрастающей личности, он обеспечивает естественное, легкое, защищенное, щадящее вхождение в социум, обретение социального опыта жизни на уровне социальных и культурных достижений, позволяет такого рода вхождение в социум, когда индивидуальности не приходится расплачиваться за приобретение социокультурного опыта потерей своего личностного своеобразия.

Ценность исходным порядком задает данной группе благоприятный психологический климат, а общая цель высокого социального плана служит основой единения и формирующихся в ходе совместной деятельности отношений ответственной зависимости между членами группы.

История их взаимодействия, протяженная во времени, преобразуя группу в совокупный субъект, порождая способность ее быть единым организмом и выступать в социальном пространстве как некое автономное лицо, обладающее способностью ставить цель, осознавать мотивы, планировать и организовать деятельность и оценивать единый результат этой деятельности.

В коллективе личность свободна, защищена, творчески раскрыта, имеет поддержку и помощь, а поэтому ее деятельность сопровождается успехом.

Цель исследования: изучить особенностей формирования коллектива младших школьников в общеобразовательной школе и его влияния на личность младших школьников.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в школе.

Предмет исследования: влияние коллектива на развитие личности младших школьников.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия коллектив и показать его влияние на развитие и воспитание детей младшего школьного возраста.

2. Изучить особенности развития личности младшего школьника.

3. Выявить условия, способствующие формированию коллектива в начальной школе.

4. Раскрыть пути сплочения коллектива.

Гипотеза исследования: предполагаем, что при организации целенаправленной, совместной, руководимой деятельности возможно сформировать сплоченный коллектив учащихся начальных классов, который будет положительно влиять на рзвитие личности младших школьников.

Методологическая основа исследования. Особую роль в этом исследовании сыграли взгляды А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Так А.С. Макаренко глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями.

Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Последовательное развитие идеи А.С.

Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского..

Практическая значимость исследования заключается в дальнейшем использовании его результатов учителями начальных классов в учебно-воспитательной работе.

База исследования: исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 15 г. Альметьевск РТ среди учащихся 1-2 классов.

Структура работы: работа состоит из введения, дух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Список использованной литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амонашвили Ш. Психологические основы педагогики сотрудничества. –Киев:

2. ВЕК, 2010.- 97 c.

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. — М.: Просвещение, 2010.-97с.

3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Просвещение, 2010.- 78 c.

4. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе.- М.: ВЛАДОС, 2013.- 129 с.

5. Бабич Н.И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников // Вопросы психологии. — 2010.— № 2. – С. 29 – 36.

6. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. – М.: Просвещение, 2010.- 64с.

7. Битянова М.Р. Как измерить отношения в классе. — М.: Сфера, 2015.- 185 с.

8. Буева Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений. – СПб.: Речь, 2010. – 56с.

9. Возрастная и педагогическая психология / под ред. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан. — М.: Дашков и К, 2011. – 320 с.

10. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. – СПб.: Тезариус, 20ё 5.- 76 c.

11. Голованова Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое //Педагогика. – 2012. – № 5. – С. 42 – 46.

12. Гребенкина Л.К. Основы социальной педагогики // Классный руководитель. — 2013.- № 6. — С. 12-16.

13. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М.: Просвещение, 2011. — 250с.

14. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. — М.: Знание, 2012. — 340с.

15. Елисеев А.П. Взаимодействие субъектов воспитательного процесса // Воспитание школьников. — 2010. — № 9. — С. 30-35.

16. Караковский В. А. Воспитание ? Воспитание: Воспитание ! // Теория и практика воспитательных систем. — М.: Новая школа, 2010. – 98 c.

17. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. — М.: Новая школа, 2010. — 114 с.

18. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. – Минск: Народная Асвета, 2011. – 289 с.

19. Конникова Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника. – М.: Просвещение, 2010. – 134 с.

20. Кривов Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике // Педагогика. – 2013. – № 2. – С. 11 – 22.

21. Лаптева И. От взаимопонимания к взаимодействию // Директор школы. — 2012. — № 3. — С.60-66.

22. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 2012. – 317 с.

23. Лутошкин А. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М.: Просвещение, 2010. – C. 23,46-47.

24. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. — М.: Просвещение, 2010.-65c.

25. Макаренко А. С. О воспитании. — М.: Просвещение, 1988. – 218 с.

26. Макаренко А.С. наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике / Под ред. Д. И. Новикова. — Н.Новгород: НГПИ, 2011. – 248 с.

27. Маленкова Л. И. Если возникает конфликт «школа — родители» // Домашнее воспитание. — 2010. — № 5. — С. 18-23.

28. Маленкова Л.И. Три стороны педагогического треугольника // Народное образование. — 2009. — № 5. — С.31-33.

29. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Просвещение, 2014.— 256 с.

30. Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Просвещение, 2012. — 322с.

31. Немов Р.С. Путь к коллективу. — М.: Просвещение, 2010. – 115 с.

32. Немов Р.С. Путь к коллективу. — М.: Просвещение, 2013. – 248 с.

33. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. — M.: Просвещение, 2011.-42c.

34. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М.: Просвещение, 2010. – 91 с.

35. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. — М: Просвещение, 2014. – 195 с.

36. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — М.: Просвещение, 2013. – 253 с.

37. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А.А. Бодалева и Р.Л. Кричевского. — М.: Просвещение, 2011.- 295 с.

38. Огурцов А.П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы // Человек. – 2012. – № 1. – С. 71 – 87.

39. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М.: Просвещение, 2010.-38c.

40. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс. В 2 — х кн. Кн. 2./ И. П. — М.: Академия, 2011.- 425 с.

41. Раттер М. Помощь трудным детям. — М.: Просвещение, 2012.- 311 с.

42. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. — М.: Просвещение, 2010. – 67с.

43. Рожков М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. — М.: Сфера,2011. – 195 с.

44. Сачкова М.Е. Роль средних членов ученической группы в сфере аттракционных взаимоотношений одноклассников // Социально-психологические проблемы образования: вопросы теории и практики. — М.: Инфра — М, 2011. С. 46 – 58.

45. Сластёнин В. А. Педагогика В. А. Сластёнин. — М.: Владос, 2015.- 458 с.

46. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы.- М.: Просвещение, 2012. – C.78-81.

47. Сластенин В.А. Педагогика.- М.: Просвещение, 2010.- 89с.

48. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогики развития // Вопросы психологии. — 2010. — № 2. — С. 37 – 49.

49. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский. — М.: Просвещение, 2011. — 192 с.

50. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 2010.- 53c.

51. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива: методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский. — М.: Молодая гвардия, 1975. — 240 с.

52. Чепурных Е.А. Воспитание подрастающего поколения забота общая // Воспитание школьников. — 2012. — № 4. — С.20-23.

53. Чернышев А.С. Социально — психологические основы организованности коллектива. — М.: Просвещение, 2011. – 274 с.

54. Шевченко А.П. Формирование как педагогический процесс. — Самара: СИПКРО, 2010.- 81c.

Источник: https://referatbooks.ru/kursovaya-rabota/vliyanie-kollektiva-na-razvitie-lichnosti-mladshego-shkolnika/

Как коллектив влияет на личность ребенка?

Статья Комфортные мобильные группы как средство формирования успешной личности младшего школьника

Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.

Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:

  • Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
  • Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
  • Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.

Значение коллектива в воспитательном процессе

Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности.

Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие.

Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.

Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.

Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт.

Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично.

Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.

Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства.

Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности.

Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.

Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.

Воспитательные задачи педагога

Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации.

Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности.

Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.

Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.

Самоутверждение и коллективная деятельность

Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.

Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник.

Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия.

Педагогическая задача учителя в:

  • демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
  • эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
  • вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.

Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.

Формирование взрослых моделей общения и деятельности

Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству.

От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь.

Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.

Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив.

Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость.

Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.

Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.

Осознание себя самостоятельным индивидуумом

Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.

Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.

Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:

  • изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
  • помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
  • организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
  • перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
  • содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
  • поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.

Заключение

Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ab4b3f59f434792b3bab8a2/kak-kollektiv-vliiaet-na-lichnost-rebenka-5ab6952ca936f4d79f64b29d

Формирование навыков коммуникации младшего школьника

Статья Комфортные мобильные группы как средство формирования успешной личности младшего школьника

Коммуникативная сфера – это необходимое для каждой личности пространство существования. В наше время каждая сфера жизни человека отличается нестабильностью и напряженностью. Поэтому и конструктивная коммуникативная деятельность приобретает особое значение.

Коммуникативные навыки – это целая личностная система качеств, благодаря которой человек способен добиться хороших результатов в контактах с другими людьми. Эти навыки индивидуальны для каждого отдельного человека. Они являются результатом работы его психики. Только при достаточно хорошо развитых коммуникативных навыках возможно полноценное общение с другими людьми.

Изучая сущность коммуникативных навыков, нужно иметь точное представление о значении таких терминов, как «коммуникация», «компетентность в коммуникации», «общение». Все эти понятия являются частью взаимосвязанной системы коммуникативных явлений.

Российская наука подробно исследовала такие элементы общения, как взаимодействие на уровне коммуникаций, развитие коммуникативных навыков в процессе образования с точки зрения педагогики и психологии.

Проанализировав имеющуюся литературу по теме, можно сделать вывод, что эта проблема изучалась в основном в рамках преподавания в вузах и на этапе средних классов школьного обучения. Однако что касается начального этапа обучения, то изученность этой проблемы остается на достаточно слабом уровне.

А ведь именно в этом возрасте закладываются и укрепляются первичные основы для дальнейшего развития.

Возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст – это время, когда коммуникации являются одной из ведущих видов деятельности ребенка. А подростковый период характеризуется тем, что данный вид деятельности является ведущим для ребенка. Если не направить это развитие в нужное русло, то в дальнейшем ребенку будет сложно реализовать свои коммуникативные навыки в процессе учебы и среди сверстников.

Развитие навыков коммуникации для учеников младших классов – это особо важная проблема, ведь уровень сформированности этого вида навыков оказывает влияние не только на результаты обучения школьников, но и на процессы формирования их личности и социализации. Навыки развиваются во время деятельности, поэтому коммуникацию можно совершенствовать только во время общения.

Учитывая концепцию Л.С. Выготского, мы можем быть уверены, что развитие коммуникативных навыков у школьников должно быть одной из главных целей образовательного учреждения, ведь эффективность образовательного процесса очень сильно зависит от степени развитости данного вида навыков у учеников.

Проанализировав научную методическую литературу, мы делаем вывод, что вопрос формирования навыков коммуникации изучен многими учеными.

Большое внимание в своих исследованиях придавали этому вопросу Е. Пассов, Д. Хаймс, В. Бадер и другие.

Однако что касается выделения критериев, по которым можно определить уровень сформированности этих умений в начальной школе, то это практически не исследовано.

Поэтому мы считаем, что существует острая потребность в изучении не только базовых критериев, но и показателей уровня сформированности навыков коммуникации.

Критерии – это показатели, с помощью которых можно достаточно быстро оценить достоверность выводов как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

Критерии развитости навыков коммуникации учеников начальных классов:

  • знакомы ли дети с правилами общения и способны ли они их реализовать во время вербальных и невербальных контактов;
  • понимают ли они, как применять правила коммуникаций с другими людьми, насколько адекватно они воспринимают текущую ситуацию общения;
  • принимают ли дети правила коммуникаций, насколько ценят их, ориентируются ли на диалогическое взаимодействие для достижения эмпатии;
  • соблюдают ли они эти правила, умеют ли на практике реализовывать как вербальные, так и невербальные способы общения в разных ситуациях общения, могут ли устанавливать конструктивные контакты с окружающими.

Показатели критериев можно использовать для выделения трех уровней развитости навыков коммуникации у учеников младшего школьного возраста:

  • низкий уровень проявляется в том, что у ребенка практически не развиты способности практически использовать языковую систему, они не полностью владеют навыками коммуникации, у них на элементарном уровне развиты знания о стране языка, они не способны использовать диалектическую речь во время социокультурных коммуникаций;
  • средний уровень проявляется в том, что у ребенка достаточно развиты способности для использования языковой системы на практике, они частично владеют коммуникативной деятельностью, имеется достаточно высокая теоретическая база о стране языка, они применяют диалектическую и социокультурную информацию в разных ситуациях коммуникации;
  • высокий уровень проявляется в том, что дети имеют высоко развитые способности на практике использовать языковую систему, они полностью овладели коммуникативной деятельностью, могут творчески использовать диалектическую и социокультурную информацию в ситуациях коммуникации.

Сегодня среди множества методик развития навыков коммуникации можно выделить в особый ряд проектную деятельность. Организация проектной деятельности мотивирует детей на совместную работу, обучение приобретает личностный компонент, формирует самостоятельность, дает возможность каждому продемонстрировать свои лучшие стороны, использовать их для достижения положительного результата.

Во время проектной работы формируются следующие навыки коммуникативной деятельности:

  • Навыки сотрудничества (ребенок учится коллективно планировать, взаимодействовать с участниками процесса, оказывает взаимопомощь, учится находить и устранять чужие ошибки);
  • Навыки коммуникации (ребенок учится организовывать свои действия со взрослыми и взаимодействовать с ними, учится формулировать правильно вопросы, учится вести диалог, активно участвует в дискуссиях, отстаивает свои точки зрения и ищет компромиссное решение);
  • Навыки презентации (ребенок развивает способность к выступлению, учится правильно строить монологическую речь, уверенно держаться в окружении других, учится отвечать на неожиданные вопросы без подготовки).

Также очень важно и то, что во время проектной деятельности дети проявляют чувство коллективизма, испытывают общую радость. Ведь ученики начальной школы испытывают потребность в положительных эмоциональных ощущениях от появляющихся у них умений, они используют их активно в своей учебной деятельности, что рождает у них переживания радости и положительно окрашивает учебный процесс.

Чтобы выполнить проект, ребенку нужно обладать определенными знаниями и умениями. Если же он совсем ничего не может сделать без поддержки от взрослых, то нельзя давать ему такую работу в качестве проекта. Поэтому подобная деятельность имеет жесткое правило: ребенок должен быть способен действовать самостоятельно, лишь иногда прибегая к помощи более опытного.

Например, если ребенок не имеет определенного уровня знаний об изучаемом проекте, то у него должен быть доступ к источнику знаний, изложенных в доступной форме. Например, это может быть библиотека или интернет. Благодаря работе с источниками, дети учатся получать нужные им знания и использовать их на практике непосредственно в проектной деятельности.

Именно в этом и заключается смысл организации проектной деятельности: навыки и знания, которые приобретаются осознанно во время работы над решением проблемы, имеющей личностное значение, очень легко и прочно закрепляются в сознании ученика. Эти знания переходят из теоретических знаний в практический опыт и легко переносятся на разные виды деятельности в пределах школьного обучения или в повседневной жизни.

Важное направление в развитии коммуникативных навыков – это организация проектов, имеющих социальную значимость.

Социальный проект – это новое социальное явление, которое ставит перед собой цель создать, развить и поддерживать определенные духовные и материальные ценности, которые имеют определенные ограничения во времени и ресурсах, и влияние на социальное положение людей которых имеет положительный эффект.

Чтобы изучить эффективность социальных проектов во время развития у учеников начальных классов навыков коммуникации, мы провели исследование, которое состояло из трех последовательных этапов.

Первый этап: аналитический.

  • Организация творческой групповой деятельности.
  • Совместное планирование.
  • Выбор партнеров для осуществления проекта.

Второй этап: организационно-деятельностный.

  • Организация процесса проектной деятельности.
  • Выбор материала для создания кормушек и составления проекта будущей поделки.
  • Осуществление шефства над детьми среднего дошкольного возраста.
  • Совместная с детьми из детского сада деятельность по изготовлению поделки.

Третий этап: итоговый.

  • Размещение полученных кормушек в подходящих для этого местах.
  • Анализ проведенной работы и ее результатов.

Из опыта работы по созданию социального проекта

Мы разработали проект «Накормите зимних птиц».

Актуальность проекта: формирование положительного отношения к природе, развитие ответственности перед ней за свои действия.

Цель: активизировать навыки коммуникации у младших школьников, пробудить у них потребность в энергичном общении.

Задачи:

  • Формирование навыков коммуникации и творческих способностей;
  • Помочь младшим школьникам осознать важность их поведения для их жизни и жизни окружающего мира;
  • Осуществление совместной творческой деятельности с активной коммуникации в процессе создания кормушек.

Направленность проекта: в проекте должны принять участие ученики 3 и 4 классов, а также дети среднего дошкольного возраста.

Партнеры в проекте: учитель и воспитатели.

С помощью проекта:

  1. Ученики 3-4 классов смогли побывать в роли наставников, помогая младшим детям выполнить проект.
  2. Осуществление совместной работы по изготовлению кормушек.
  3. Формирование у детей навыков коммуникации во время совместной проектной деятельности.

Результаты проведенного исследования позволили сделать вывод, что ученики, принимающие участие в эксперименте, существенно повысили свой уровень коммуникативных навыков. Поэтому можно считать, что социальные проекты эффективны в данном направлении педагогической работы.

Источник: https://logoprav.ru/o-rechi/formirovanie-navyka-kommunikacii

Развитие личности младшего школьника

Статья Комфортные мобильные группы как средство формирования успешной личности младшего школьника

Первый раз в первый класс — этот день для каждого маленького человечка чрезвычайно значимый, волнительный, но при этом очень интересный и ответственный. Дети шагают на следующую ступень своего развития, где основным его «учителем» будет школа.

Теперь на развитие личности младшего школьника в большей степени будет влиять учитель и одноклассники, а роль семьи уступит свое неоспоримое ранее главенство.

И от того, насколько хорошо родители подготовили малыша к школе, а также от качества преподавания будет зависеть успех малыша в учебе и в его общении с окружающими.

Почему мы так стремились в детстве поскорее пойти в школу? Потому что каждый ребенок мечтает быть взрослее, хочет делать и поступать, как взрослый, и ему часто родители говорят: «Вот пойдешь в школу, тогда станешь взрослым» или «Лиля уже взрослая, она пошла в первый класс». Малыш представляет себе, как теперь он получит много того, чего не мог добиться в садике — самостоятельности, познаний, ярких ручек, пеналов, рюкзак, не нужно будет спать днем.

https://www.youtube.com/watch?v=JgOvCUrH6LE

Родители обязаны подготовить свое чадо к столь ответственному моменту — научить его азбуке, держать в руках ручку, пускай и медленно, но читать. Даже если при родителях ребенок и не показывает уникального стремления к письму и чтению, зато он уже будет иметь представление о том, что в школе придется делать домашние задания, учиться, и тогда учеба не станет таким уж серьезным стрессом.

Факторы формирования личности младшего школьника

На формирование личности младшего школьника влияет всё то, что его окружает дома, в школе, на улице, но самый главный фактор теперь — учитель, который не только обучает различным предметам, но и раскрывает «внутреннее содержание» ученика.

Учитель

Практически во всех школах первые 3 класса образования с детьми находится один и тот же учитель, к тому же он проводит с ними еще и время после уроков — на продлёнке.

Детки с утра до вечера общаются со своим учителем, он их учит, наставляет, подсказывает, поэтому становится образцом для подражания, неким эталоном.

И если учитель сказал решить задачу так, то никакие уговоры мамы, что можно сделать проще, не подействуют. Раз учитель сказал — значит это единственно верное решение.

Сверстники

Малыш уже проходил эту фазу интеграции в общении со сверстниками, когда пошел в садик. Ребенку снова нужно знакомиться с новыми людьми, находить с ними общий язык, приспосабливаться к жизни в коллективе.

Так и происходит социализация личности школьника — навязываемая друг другу форма общения, скорректированная учителем и проанализированная дома.

Примерно к 9–10 годам дети начинают равняться друг на друга, на более успешных в учебе или в общественной деятельности детишек, на лидеров.

В младших классах в ребенке борется два противоположных желания — быть как все и быть непохожим на одноклассников. Первое желание обусловлено тем, что учитель для всех и для каждого предъявляет одинаковые требования, некий образец поведения, к которому нужно стремиться.

Так, например, на уроках всем нужно сидеть тихо, всем нужно выполнять одинаковое домашнее задание, всем нужно приходить в опрятной одежде, всем нужно слушаться учителя.

В первом классе практически все детки так и делают — они повторяют друг за другом ввиду того, что еще не могут самостоятельно выбрать и определиться с линией поведения. Но рано или поздно проявится личность младшего школьника, которая подскажет ребенку, как выделиться из толпы.

То ли это стремление быть лучше всех — первым сделать задание, первым поднять руку, лучше всех прочитать, быстрее всех сосчитать. То ли обратить на себя внимание шалостями и непослушанием. В любом случае ребенок старается приемлемым ему способом утвердиться среди сверстников.

Семья

Хотя семейные отношения в большей степени влияют на развитие личности маленького ребенка, для школьника младших классов семья так и остается важным фактором формирования его характера.

Ведь кому в первую очередь ребенок рассказывает все свои беды, весь свой день, жалуется или делится радостями, просит совета? Конечно, это мама и папа.

Поэтому, пока ваше мнение еще так важно для малыша (в подростковом возрасте слово мамы для ребенка наверняка будет «пустым звуком»), вы обязаны направлять малыша на истинный путь, помогая ему справляться со своими проблемами.

Если малыш с кем-то повздорил, разберитесь в проблеме и вместе с ребенком найдите причину и пути решения. Так же и с оценками — не ругайте за плохую успеваемость, а лучше помогите ребенку полюбить эти занятия или обратитесь за помощью к репетиторам, ведь не всем детям одинаково хорошо дается математика или письмо.

И если школа все свое внимание обращает на обучение ребенка, то семья просто обязана сосредоточиться на воспитании в ребенке таких качеств личности, которые ему будут просто необходимы для успешной учебы и общения со сверстниками.

Субъективные факторы

На формирование личности младшего школьника могут влиять и такие факторы, на которые ни родители, ни учителя повлиять не могут, поскольку это особенность возраста.

У одних она проявляется ярче, у других может и вовсе быть незамеченной, но ясно одно: дети в возрасте от 7 до 10 лет имеют несколько личностных особенностей — повышенная активность, чрезмерная внушаемость, исключительная эмоциональность, особо высокая подражательность.

Как влияет младшая школа на развитие личности ребенка?

Школа может привить ребенку желание учиться и стремиться к вершинам, а может подавить в ребенке любое стремление, любые надежды — все это зависит и от отношения учителя к своим ученикам, и от правильности составления школьной программы, и от помощи родителей, которые все еще направляют малыша и дают ему советы.

Сохранение положительных взаимоотношений

Когда ваша кроха еще ходила в садик, ей очень важно было поддерживать с вами, то есть с родителями, положительный контакт, слышать от вас похвалу, поддержку.

Ребенку так же важно было установление положительного контакта и со своими воспитателями, поскольку они ставились на один уровень с вами — их похвала была важна не меньше.

Теперь же, когда ребенок пошел в школу, ему чрезвычайно важно установить хорошие взаимоотношения со своими сверстниками и с учителем.

Мотивации

У ребенка появляются новые мотивации. К чему стремится ребенок в школе? К новым знаниям, к хорошим оценкам, к одобрению со стороны взрослых, к общению со сверстниками, к признанию со стороны одноклассников, к первым местам.

В эти моменты у ребенка начинает развиваться чувство ответственности, а это качество очень важно для развития полноценной личности. Ребенок понимает, что он один в ответе за свои действия, поступки и вытекающие последствия.

Поэтому он начинает думать, размышлять, спрашивать совета у родителей, лишь бы получить желаемый результат.

Ответственность проявляется в том, что ребенок начинает осознанно делать не только то, что ему нравится, но и то, что ему положено, что ему задали, ради похвалы и определенного признания среди сверстников.

Коллективизация

Еще в 6–7 лет дети вряд ли смогут понять, как играть в игру, где нужно быть сплоченным коллективом, уступать друг другу или советоваться. Пока что это недостижимо для их понимания. Детям в первом классе сложно смириться с тем, что нужно давать высказаться однокласснику, что нельзя перебивать, выкрикивать.

Первоклассники видят друг в друге соперников, но никак не людей, с которыми что-либо можно делать сообща. И только благодаря стараниям учителя, его фантазии и умению сплотить детей, они научатся коллективизации.

Личность младшего школьника начнет взрослеть в тот момент, когда сможет в своем однокласснике увидеть «коллегу», а не противника.

Развитию коллективизации способствуют коллективные задания, разбивка класса на некие подгруппы. Если класс из 30 детей разбить на 6 подгрупп и дать каждой из них одинаковые задания, можно научить их работать в коллективе.

Так, например, каждая группа должна придумать себе название, девиз, нарисовать плакат. В общении детишек сразу можно будет выделить лидера, сильных личностей и детей ведомых, которые подчиняются чужому мнению.

Ну, а дальше каждая группа получает баллы — за хорошие оценки, качество уборки в классе, за поведение. Вот и образуются коллективы, поскольку дети со временем понимают, что только сообща можно набрать большее количество баллов и получить приз.

Поддерживать сверстника за хорошую оценку или ругать его за плохое поведение — так дети научатся стремиться к одной цели сплоченным коллективом.

Самосознание и самооценка

В школу ребенок уже приходит с какой-то самооценкой — она у него может быть слишком занижена из-за постоянного унижения и недовольства дома, а может быть слишком завышена вследствие безграничной любви родителей, ну, а может быть и вполне адекватной. Но в школе этот показатель либо укрепится еще больше, либо кардинально изменится. Это зависит от:

При хорошей успеваемости самооценка повышается, причем может даже стать несколько завышенной.

Тогда ребенок ждет исключительно самых высоких и когда получит меньший результат, будет недоумевать, злиться и негодовать лишь потому, что его самооценка взлетела слишком высоко, и он не может признать «поражение».

При низкой успеваемости маленький человечек начинает искать в себе изъяны, категорично относится к себе, и его самооценка может упасть, если родители и учитель не помогут ему справиться с этим.

  • Дальнейшего отношения к ребенку родителей.

Когда малыш приходит с плохой отметкой или замечанием, родители могут одними только словами унизить малыша или повысить его уверенность в себе.

К любым оценкам нужно относиться положительно, даже к невысоким, потому что в противном случае ребенок будет бояться своих родителей и будет скрывать свои успехи в школе — так развивается недоверие и стена молчания, непонимания между родителями и детьми.

  • Отношения учителя к ребенку.

Бывают случаи, когда учитель по каким-либо причинам невзлюбил своего ученика, и тогда ребенок начинает чувствовать себя хуже остальных, его самооценка падает, и крайним выходом из такой ситуации может быть смена класса или школы.

Но поистине профессиональный учитель знает, что для развития адекватной самооценки у детей, необходимо как можно меньше выделять любимчиков-отличников, стремиться не только ставить оценку за исполненную работу, но и по возможности объяснять, почему он поставил именно эту отметку.

Оценивать нужно саму работу, а не того, кто её написал, ведь нередки случаи, когда хулиганам занижают оценки только из-за их плохого поведения.

Очень важным фактором, который не менее остальных влияет на самооценку школьника младших классов, является осознание его возможностей.

Может ли он самостоятельно решить эту задачу, что ему для этого нужно? Ребенку важно знать, что какое-то действие он умеет делать лучше всех — решить задачу, прочитать отрывок, рассказать стих. В этом случае малыш чувствует себя полноценной личностью, умелой и компетентной хотя бы в чем-то.

К 10-ти годам у школьника формируются такие личностные качества, как выдержка, самостоятельность, настойчивость — они помогут ребенку в дальнейшем развитии.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.Спасибки ;-)Всем здоровых малышей!

Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше ;-)

Gnomik.ru ©

Источник: https://www.gnomik.ru/articles/art-razvitie-lichnosti-mladshego-shkolnika/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: