Статья Организация урока русского языка с использованием приемов здоровьесберегающих технологий

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Статья Организация урока  русского языка с использованием приемов здоровьесберегающих технологий

автор: Зевакина Татьяна Викторовна

Учитель русского языка и литературы МАОУ Средняя общеобразовательная школа №4 г.Сосоновоборск

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы

  Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

  В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К.

Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».[1]

   Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

   В своей работе я придерживаюсь принципов  здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
1.

  «Не навреди!»— все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
2.

  Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося— все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

  1. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
  2. Субъект-субъектные взаимоотношения— учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
  3. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся— объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
  4. Комплексный, междисциплинарный подход— единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
  5. Успех порождает успех— акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
  6. Активность— активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

9.Ответственность за свое здоровье— у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. [2]

Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Примеры практических занятий с применением здоровьесберегающих технологий:

  1. На снятие эмоционального напряжения 

— «Звук И». Необходимо громко сказать  «И» три раза. Звук «И» создает колебания в голове, очищает мозг, глаза, нос, уши,  вибрирует ые связки, гортань, выводятся из тела вредные вибрации, улучшается слух

Медитация (от лат. meditatio — размышление) — тип упражнений по тренировке концентрации внимания, используемый в оздоровительных целях, для выработки контроля над течением своих мыслей и эмоций (Прикрыли глазки и мысленно повторяйте за мной: «Я внимателен, я хорошо думаю, догадлив, сообразителен, уверен в себе»).

2.Физкультминутки

Использование физминуток дает учащимся возможность «выпустить» пар, разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться. Физминутки способствуют повышению умственной работоспособности детей, предупреждению преждевременного наступления утомления и снятию мышечного напряжения.

Физкультминутки  могут способствовать развитию орфографической зоркости. Например: я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

( Слова для чтения: САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК).

— Упражнение «Ленивые восьмерки» Возьмите в правую руку карандаш, начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь левой, а теперь и левой и правой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

-Гимнастика для глаз «Бинокль» Представьте, что нам необходимо отыскать морфемы, которые куда-то исчезли. Возьмите в руки бинокли. Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, вдаль.

3.Минутки релаксации.  Способствуют снятию напряжения, помогают переключиться на другой вид деятельности. Например: На фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года». на экране  проецируются осенние пейзажи

  1. Интеграция Использование интеграции на уроках помогает восприятию и осмыслению материала, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся. Например: 
  • Литература и живопись (Лермонтов был прекрасным художником, при знакомстве с его литературным творчеством говорим и о его картинах; обсуждаем иллюстрации к произведениям)
  • Литература и музыка ( А.И.Куприн «Гранатовый браслет» . В произведении упоминается Соната № 2 Л.В.Бетховена. Музыка гармонирует с переживаниями героини;  При знакомстве с творчеством Грибоедова упоминаем о том, что он был прекрасным музыкантом и слушаем вальс).
  • Литература и биология (изучение пейзажной лирики, пейзажные зарисовки в прозаических произведениях).

Интегрирование предметов позволяет решить одновременно несколько различных задач:

-обеспечить психологическую разгрузку учащихся

-дать им сведения развивающего и воспитательного плана

— показать практическую значимость изучаемой темы

-побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п.

  1. Использование личностно-ориентированных технологий. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий учитывают особенности каждого ребенка и направлены на раскрытие его потенциала. К таким технологиям можно отнести: 
  • технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, развивающего обучения, разнообразные игровые технологии, использование ИКТ
  • игровые технологии, ролевые игры на уроках литературы (инсценировка сказок, басен , постановка кукольного театра, чтение по ролям)
  • игры на уроках русского языка («Цепочка»: дети по цепочке называют несклоняемые существительные, качественные прилагательные, глаголы совершенного вида и т.д ; игра «Составь слово»: от слова ЗАГОВОРИЛ взять приставку, от слова БЕЖАТЬ – корень, От слова ИГРАЛА – суффиксы)
  1. Индивидуальная работа с текстом. Подбираются тематические тексты, которые носят познавательный характер, и направлены на формирование здорового образа жизни.

Например: 1.Прочитайте текст и ответьте на вопросы: компьютер – это хорошо или плохо? Выделите знакомые орфограммы. 2.Запишите текст, раскрыв скобки и выбрав нужную букву. В чем вы увидели пользу бани для себя? 3.

Распределите слова и словосочетания в три столбика в зависимости от содержания в них
1) белков и жиров, 2) углеводов, 3) витаминов и минералов ( Групповая работа по вариантам). М…локо, хлеб, м…кароны, каши, рыба.

сыр, к…ртофель, крупы, сух… фрукты, сах…р, м…рковь, сла…кий пер…ц, шп…нат, см…родина, к…пуста, р…стительное масло, м..рг..рин, рис, м…ндаль, овсян(нн)ая крупа, яйца, …бл…пиха.

4.Запишите словосочетания, раскрыв скобки. Подчеркните блюда, особенно полезные для здоровья. 

7.Творческие задание

Примеры заданий:

-Напишите антирекламу сладких газированных напитков

 — Представьте, что вы хозяин магазина «Здоровое питание». Составьте ассортимент товаров вашего магазина.

— Написать Гимн зубной щетке

-Напишите сочинение на предложенную тему:

«Заметка в газету» по здоровому образу жизни на темы:

 «Любимый вид спорта»

«Что значит быть здоровым?»

 «Нам от болезней всех полезней»

Подобные уроки позволят учащимся закрепить орфографические и пунктуационные умения и навыки, развивать речь, обогатить словарный запас, почерпнуть немало интересных дополнительных сведений о здоровом образе жизни, воспитывать у учащихся культуру здоровья, личностные качества, способствующие его сохранению и укреплению, мотивацию на ведение здорового образа жизни .

  1. Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, уместные остроумные шутки, использование поговорок, музыкальных минуток и т.д.

                                             Список использованной литературы:

1.Н.К. Смирнов.Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002.-121 с.

     2.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Источник: https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/%D0%B7%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D1%82-%D0%B2-%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D1%81%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/

Здоровьесберегающие технологии на уроках: классификация, виды, методика использования

Статья Организация урока  русского языка с использованием приемов здоровьесберегающих технологий

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?

Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: «Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога».

На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:

  • Создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).
  • Учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.
  • Рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).
  • Обеспечивают достаточный двигательный режим.

Основные принципы здоровьесбережения

Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.

  • «Не навреди»
  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
  • Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
  • Соответствие содержания обучения возрасту.
  • Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  • Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Классификация здоровьесберегающих технологий

Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:

  • Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.
  • Коррекционные технологии.

Виды здоровьесберегающих технологий. Использование здоровьесберегающих технологий в школе

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

  • Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  • Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  • Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
  • Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  • Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
  • Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
  • Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
  • Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
  • Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
  • Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса.

Здоровьесберегающие технологии по ФГОС

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное.

И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность.

То есть, по нормативам ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

Источник

Запись опубликована в рубрике Теория обучения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: https://yataal.wordpress.com/2016/05/17/%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5%D1%81%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8-%D0%BD%D0%B0-%D1%83/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: