Статья Основные положения психоаналитических теорий личности

Теории личности в психологии, в чем их различие, на чем базируются

Статья Основные положения психоаналитических теорий личности

В XX веке теории личности в психологии развивались одновременно в нескольких направлениях.

И сегодня, основные концепции и подходы, несмотря на довольно противоречивые выводы, позволяют составить наиболее полное представление о личности человека.Дают возможность рассмотреть его психику с разных сторон.

Относительность этих теорий можно представить, как различные проекции одного непростого и многопланового предмета.

Классификация теорий личности

В современной науке «личность» — это уникальное сочетание психофизических особенностей человека, вкупе с полученным социокультурным опытом и приобретенными знаниями.

Большое значение в определении личности имеют выработанные индивидуумом привычки и имеющиеся предпочтения, психический тонус. Все это определяет его поведение и жизнь в социуме.

Использование выбранного набора «поведенческих масок», предназначенных для решения поставленных задач и взаимодействия с различными общественными объединениями и группами.

В психологии теории личности построены на данных, подтверждающих особенности ее формирования с учетом материального положения, достигнутого человеком, его социального статуса и морального сознания, понимания прав и обязанностей.

Все современные теории можно разделить на две группы:

  1. Рассматривающие человека как индивидуума, со своими особенностями характера и психики. Это, прежде всего, теории Эрика Хомбургера Эриксона, известного психоаналитика и специалиста, изучающего психологию развития, а также Абрахама Маслоу, являющегося основателем гуманистической психологии.
  2. Теории, в которых исследуются классы людей. К этой группе можно отнести работы Карла Густава Юнга, основоположника аналитической психологии. И Гордона Олпорта, психолога из США, разработавшего теорию черт личности.

Теории личности оказывают непосредственное влияние на развитие науки о человеке и способствуют дальнейшему продолжению работы в выбранном направлении.

Основные теории личности в психологии

Психология личности — современная научная дисциплина, благодаря которой удается охарактеризовать человека, указать совокупность его главных черт и свойств, понять социальную сущность. В приведенных ниже теориях личность рассматривается как главный предмет психологических исследований, согласно выбранным авторами определенным критериям.

Психодинамическая теория

В психологии много теорий личности. Автором одной из самых актуальных является З. Фрейд, знаменитый австрийский психолог и психоаналитик.

Он основоположник психодинамической или психоаналитической теории личности, разработал трехкомпонентную структуру психики:

  1. Ид (оно) — инстинктивная часть личности. В ее основе преобладают бессознательные, примитивные побуждения и рефлекторные реакции, активируется гормонами удовольствия.
  2. Эго (я) — рациональное ядро и осознаваемые направления психики. Это функция познания окружающего мира с целью выработки плана действий для удовлетворения желаний Ид, но в условиях определенных ограничений.
  3. Супер-Эго (сверх я) — моральная сторона развития личности на основе установок социума. Представляет собой совесть и Эго-идеал.

Все концепции психоанализа нацелены на изучение бессознательного. Они способствуют наиболее полному пониманию человеком особенностей своей личности.

Также ученым представлены два вида инстинктов — жизни (Эрос) и смерти (Танатос).

Аналитическая теория

Однако Карл Густав Юнг, швейцарский психиатр и педагог, отказался от ряда положений психоанализа, так как был убежден в том, что у человека при рождении уже заложены все его личностные качества и свойства, а воздействие окружающей среды лишь их выявляет. Он считал, что смысл жизни — в дополнении врожденных установок персональными и более проработанными архетипами.

К. Юнг утверждал, что развитие личности человека происходит на протяжении всей его жизни, а всех людей можно поделить на две категории — интровертов и экстравертов. Врожденные архетипы влияют на их поведение и оказывают воздействие на волю.

В аналитической теории рассматриваются следующие сферы:

  • бессознательная коллегиальная — сохраняет историческую наследственность всего человечества;
  • бессознательная персональная — в некоторых случаях может игнорироваться разумом человека, особенно если он целиком поглощен какой-то идеей;
  • сознательная персональная — инстанция, представляющая основу самосознания, оперирует мыслями, воспоминаниями, чувствами.

Архетипы различны, они могут быть универсальными и определяться одинаково для всех народов, например, понятия о добре и зле. Но есть и нестандартные варианты.

Гуманистическая теория

Абрахам Маслоу изучал преимущественно позитивные стороны поведения людей, стремящихся наиболее полно выявить и развить свои личностные возможности. Это позволило ему продвигать гуманистический взгляд на человеческую природу и направить внимание научной общественности на здоровых, самореализовавшихся индивидуумов.

Дефицитарные психологии, бихевиоризм и психоанализ, в представлении Маслоу, упускали многие аспекты личности такие как:

  • любовь;
  • альтруизм;
  • творческий подход в решении многих задач;
  • создание нетрадиционных идей.

Теория мотивации, наиболее известная из всех созданных американским психологом. В ее основе — иерархия потребностей. Причем самоактуализация признается высшей из всех потребностей человека, побуждает его к раскрытию талантов и способностей.

Маслоу представляет следующие модели личности:

  • идеальное «Я» — мысли и чувства, настроения и размышления, к которым человек стремится ради раскрытия своего внутреннего резерва;
  • реальное «Я» — переживания и размышления, характерные для настоящего момента.

Согласно гуманистической теории Маслоу, личность — это представление внутреннего человеческого «Я». А ее структура — сочетание идеального с реальным «Я».

Основные теории личности в психологии — видео

Источник: https://mind-control.ru/lichnost-i-obshhestvo/teorii-lichnosti-v-psikhologii/

Психоаналитическое направление: З.Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер

Статья Основные положения психоаналитических теорий личности

Психоаналитическое направление — это направление в зарубежной психологии и психотерапии XX века, основателем которого является австрийский психиатр З. Фрейд.
Психоаналитическое направление включает концепции, родоначальником которых является психоанализ.

В центре психоаналитического подхода находятся вопросы, связанные с динамическими аспектами психики (мотивами, влечениями, побуждениями, внутренними конфликтами).
Таким образом, к данному направлению можно отнести психоанализ З. Фрейда, аналитическую психологию К. Юнга, индивидуальную психологию А. Адлера.

Давайте кратко рассмотрим теории З. Фрейда, К. Юнга и А. Адлера.

Психоанализ З. Фрейда

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — известный австрийский психолог, психоаналитик, психиатр, основатель психоанализа. По его стопам пошли многие признанные психологи и мыслители, которые не только продолжали развивать его теорию, но и создали свои собственные психологические направления на основе психоанализа.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Фрейд посвятил свои работы изучению бессознательного в человеке. Он ввел в психологию ряд важных тем, таких как бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и многие другие.

З. Фрейд читал, что сексуальное влечение определяет психическое развитие личности.

Он выделил 5 стадий психосексуального развития: оральная стадия (0-1,5 года), анальная стадия (1,5-3 года), фаллическая стадия (3-6 лет), латентная стадия (6-12 лет), генитальная стадия (12-18 лет и далее до старости).

На каждой из этих стадий существуют своя эрогенная зона, свои новообразования и свои особенности. Фрейд считал, что каждый человек в своем развитии проходит через эти стадии, т.е. они являются универсальными.

З. Фрейд утверждал, что психика состоит из 3 компонентов. Эту мысль он обозначил как трёхкомпонентную структурную модель психики. Психика, по Фрейду, состоит из Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).

Ид (Оно) — источник примитивных биологических влечений и инстинктов, целиком относящийся к сфере бессознательного.

Эго (Я) — рациональная и наиболее осознаваемая часть личности, призванная адаптировать побуждения Ид к социальным, экономическим и иным ограничениям, налагаемым внешним миром.

Супер-Эго (Сверх-Я) — усваиваемая система норм, правил и ограничений, накладываемых на индивида семьей и обществом, которая частично осознается, частично остается в бессознательном.

З. Фрейд выделял инстинкты жизни и смерти, которые сосредоточены в Ид.
Инстинкты жизни (Эрос) — инстинкт, который включают в себя голод, жажду, сексуальную активность и направлены на самосохра­нение особи и выживание вида.
Либидо – определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в половом поведении.

Инстинкты смерти (Танатос) — разруши­тельные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия).
Фрейд считал, что инстинкт агрессии может быть силен в качестве фактора мотива­ции.

Фрейд выделял защитные механизмы личности. Среди них можно выделить отрицание, замещение, проекцию и другие.

Аналитическая психология К. Юнга

Карл Юнг  (1875-1961) — швейцарский психиатр, последователь З.Фрейда, создавший свое психологическое направление, получившее название «Аналитическая психология».

Аналитическая психология Карла Юнга

К. Юнг считал, что структура личности состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.
Эго — сознание человека, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Оно состоит из ощущений, воспоминаний, мыслей, перцепций.

Личное бессознательное — область бессознательного, содержащая в себе образования, прежде находившиеся на уровне сознания, но впоследствии забытые или подвергшиеся вытеснению.

Коллективное бессознательное — это наиболее глубокий уровень психической деятельности, содержащий в себе врожденный опыт прошлых поколений людей, а также животных предков.

Исследовав мифологию и фольклор разных стран и народов, Юнг пришел к выводу, что существуют определенные образы в представлениях людей, которые схожи у всех. Он назвал их архетипами.

Карл Юнг считал, что именно коллективное бессознательное в виде архетипов, вобравшее в себя общечеловеческий опыт, определяют психическое развитие человека.

В качестве примера можно привести такие архетипы как Персона, Анима и Анимус, Тень, Самость.

Понятия «экстраверсия» и «интроверсия» такжебыли внесены Юнгом.
Экстраверты — это такие люди, которые направляют либидо (жизненную энергию) вовне, на внешние события и других людей.
Интроверты — этотакие люди, которые направляют либидо на внутренний мир.

Индивидуальная психология А. Адлера

Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр, последователь З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии.

Порядок рождения и индивидуальная психологии Адлера

По мнению Адлера, поведение человека определяется  не биологическими, а социальными факторами. Он ввел понятие социального интереса, т.е. врожденного потенциала, нацеленного на кооперацию с другими людьми и на достижение личных и общественных целей.

А. Адлер был убежден, что психическое развитие личности определяют чувство неполноценности  и необходимость компенсировать этот дефект.
Чувство неполноценности — переживание человека, связанное с ощущением своей ущербности и малоценности. Оно связано с органической и функциональной неполноценностью человека.

Стремление к превосходству или самоутверждению, по мнению Адлера, является единой движущей силой, которая лежит в основе структуры личности и направляет все ее ресурсы на достижение самой главной цели, придающей смысл всему существу личности.

Также он ввел термин «стиль жизни», который означает сложившуюся в детстве систему целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности».

По мнению Адлера, жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Второе проявляется через чувство общности.

Чувство общности (общественный интерес) — чувство человеческой солидарности, связи человека с человеком, расширенное ощущение товарищества в человеческом обществе, заинтересованность в идеальном обществе всего человечества как в конечной цели эволюции.

Социальным механизмом, который помогает преодолеть недостатки и стать более умным и знающим, является компенсация (повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонент, возмещающее некий недостаток, реальный или мнимый).

Адлер изучал вопрос о том, как порядок рождения влияет на черты и характер ребенка.

Источник: https://impsi.ru/general-psychology/psihoanaliticheskoe-napravlenie-z-frejd-k-g-yung-a-adler/

Психоаналитические теории личности

Статья Основные положения психоаналитических теорий личности

Предисловие

  1. ВЛИЯНИЕ ВНУТРИУТРОБНОГО ПЕРИОДА И РОДОВ

Теории внутриутробного воздействия
Родовая травма

  1. ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ НОВОРОЖДЕННОГО

Инстинкты и концепция либидо
Воззрения на инстинкт смерти
Бессознательное и ид
Первичный нарциссизм

Формирование эго и супер-эго
Психосексуальное развитие
Отношения с другими людьми
Психологические механизмы

  1. ПЕРИОД ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ

Формирование эго и супер-эго
Психосексуальное развитие
Отношения с другими людьми
Психологические механизмы

Психосексуальное развитие
Отношения с другими людьми
Формирование эго и супер-эго
Психологические механизмы

  1. ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД (От пяти лет до препубертатного возраста)

Ортодоксальный подход
Неофрейдистские воззрения

  1. ПРЕПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД И ЮНОСТЬ

Ортодоксальные воззрения
Мнение Ранка
Неофрейдистские воззрения

  1. СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА У ВЗРОСЛЫХ

Ортодоксальная позиция
Первые отступники
Более современные воззрения

Послесловие
Примечания

Предисловие

Теории личности увеличиваются в количестве словно при эпидемии чумы. Болезнь может принять форму типов или черт, факторов или полей, канализаций или катексисов.

В отличие от эпидемий, однако, теориям позволено свирепствовать, не подвергаясь проверке. Они больше похожи на забаву для доктора, которого интересует само насекомое, а не попытка раскрыть, почему умирают жертвы укуса.

Прогноз в таких случаях должен предполагаться и быть руководящим принципом.

Короче говоря, мы сталкиваемся с распространением якобы теорий и недостатком необходимой проверки. Попытки проверять и опровергать существующие концепции кажутся далеко менее привлекательными, чем соблазн фабриковать новые.

Еще большего осуждения заслуживает факт, что теории, казалось бы потенциально зрелые, даже не излагаются в систематической форме, способствующей исследованию. Настоящая книга написана с целью содействовать заполнению пробела.

Чтобы приблизиться к задаче создания по-настоящему весомой теории личности, представляется разумным начать с организации в единую структуру тех теорий, которые получили некоторый кредит доверия в области их приложения.

Для большинства профессионалов, чья работа тесно связана с личностной сферой, психоаналитическая теория, понятая в самом широком смысле, вероятно, является самой ценной.

Социальные работники, психиатры, клинические психологи среди других сплошь и рядом руководствуются психоаналитическими принципами в повседневной практике.

Если автор в дальнейшем считает оправданным сужение масштаба обозрения (что, очевидно, имеет место), он также исходит из факта, что психоаналитическая теория, по всеобщему мнению, наиболее всеобъемлющая из личностных теорий. С другой стороны, мало причин оправдываться относительно ограничения усилий только на этой теории. Она представлена многими разновидностями, как покажут последующие страницы.

В книге приблизительно две трети объема посвящено изложению различных психоаналитических теорий личности. Понятно, что содержание не может быть новым и не может в полноте отражать первоисточники.

Предполагаемая уникальность вклада состоит в способе размещения и организации материала в целях облегчить сравнение различных теоретических позиций по тем же самым вопросам. Прежде всего в подготовке рукописи необходимо было решить задачу построения основной структуры, релевантной всем теориям.

Для реализации этого намерения наиболее подходящим показалось изложение взглядов в соответствии с хронологической последовательностью формирования личности. Кроме того, исходным, естественно, был факт традиционного обращения авторов-психоаналитиков к процессу развития.

Такая структура, следовательно, обоснована и тем, что адекватная теория, в конечном счете, должна способствовать пониманию, предсказанию и контролю за проявлениями поведения.

Наблюдение за становлением личности в течение ряда лет влечет разделение на возрастные уровни, начиная с возможных пренатальных воздействий и влияния родов вплоть до формирования структуры характера у взрослых.

Непрерывность перехода от одного уровня к другому показана, насколько это возможно, единообразием принципа описания содержания отдельных возрастных периодов: формирование эго и супер-эго; психосексуальное развитие; отношения с другими людьми и механизмы психологической защиты.

Каждый раздел начинается с изложения фрейдистских воззрений, затем следуют взгляды ранних и поздних отступников от ортодоксального психоанализа. Остается надежда, что в дальнейшем организация материала могла бы быть улучшена.

В этом месте следует остановиться, чтобы дать краткую характеристику тем, кто занимает видное положение в тексте. Мысль, что психоаналитическая теория изошла от лица Зигмунда Фрейда (точнее, из губ его пациентов) незадолго до начала нашего столетия, не будет большим откровением для читателя.

Почти в равной мере известна плеяда “ранних отступников” в период второго и третьего десятилетий двадцатого века: Адлер, Юнг и Ранк. Позднее начался подъем различных “неофрейдистских” движений.

Эти и другие исторические особенности, значимые в оценке эволюции психоанализа, достаточно полно документированы (56, 61, 65) и не относятся напрямую к данной работе.

Важно, однако, попытаться прояснить различия между современными ортодоксами и неофрейдистскими теоретиками. Существует мнение, что в настоящее время каждый является неофрейдистом. Имеется в виду выход из моды многих оригинальных повсеместно распространенных формулировок Фрейда.

Отношение Фрейда к влиянию культуры значительно изменено во взглядах такого видного ортодоксального последователя, как Отто Фенихель. Но неофрейдисты идут еще дальше. Они возражают по вопросам, подобным теории либидо, метафорическим концепциям Фрейда и ортодоксальному акцентированию раннего психосексуального развития.

Не учитывая позиции по этим проблемам, неофрейдисты сами представляют гетерогенную группу. Возможно, наименее запутанным способом знакомства будет простое называние лиц, обычно причисляемых к неофрейдистам: Карен Хорни, Эрик Фромм, Гарри Салливан, Абрам Кардинер, Клара Томпсон.

К противоположному лагерю относится Мелани Клейн, лидер британской школы психоанализа, которую считают, согласно многим ее формулировкам, “большей последовательницей фрейдизма, чем сам Фрейд”.

Наряду с Фрейдом и Фенихелем в так называемой “ортодоксальной” группе следует упомянуть таких видных деятелей, как Анна Фрейд, Ричард Стерба, Филис Гринейкр и Хайнц Гартман. Более трудно определить место Эрика Эриксона и Франца Александера, чьи теории близки к ортодоксальной позиции, но также граничат с неофрейдистской.

Попытка сконцентрировать и синтезировать такие различные точки зрения, которые, к сожалению, изначально этого не подразумевают, неизбежно приводит к погрешности упущений. Некоторые читатели могут почувствовать за непропорциональным местом, отведенным разным теоретикам, оттенок дискриминации.

Ортодоксальной психоаналитической теории, поскольку она наиболее тщательно разработана, воздается львиная доля. Несчастным, кто чувствует их любимого ягненка плохо постриженным, я приношу искренние извинения. Происшедшее не преднамеренно.

Любая обида этого рода, я надеюсь, может быть приписана моей глубокой неприязни к толстым томам.

В итоге, текст представляет собой сжатое описание взглядов искушенных психоаналитиков на развитие личности, материал излагается поэтапно в соответствии с возрастными уровнями ребенка. Само представление материала основано на фактах и объективно. Следует указать, что многие психоаналитические определения остались за пределами книги, особенно в области психотерапии и психопатологии.

Сейчас вернемся к банальной истории, с которой мы начали. Психоаналитические воззрения, судя по их популярности в сферах приложения, кажутся обещающими в построении обоснованной теории личности.

Первым предполагаемым шагом к отдаленной цели является обеспечение осмысленной организации содержания. А что дальше? По мнению автора, вторая фаза должна состоять во всесторонней оценке существующих концепций с целью выбора достойных для будущих исследований.

Это работа не одного человека. Она требует сочетания усилий клиницистов, экспериментаторов, логиков, создателей теорий. Но, может быть, для автора допустима вольность и вторжение в эту замечательную область, без любых претензий на возврат к систематическому просвещению.

Такое потворство своему желанию выражено в “Примечаниях”, разделах, следующих в конце каждой главы.

Источник: https://smolsoc.ru/index.php/2010-09-04-19-30-04

Теории личности в психологии

Статья Основные положения психоаналитических теорий личности

Личность – это сформированный индивид той или иной эпохи с определёнными социально — психологическими свойствами.

Во всех эпохах разделение личностей происходило по классовой структуре, то есть каждая личность занимала какую-то ступень в социуме.

Это и материальная, и политическая позиция субъекта общественной организации, сюда относится также и род занятий, и моральное сознание и строение обязанностей, прав человека. Теория личности состоит из гипотез её формирования.

Современные теории личности условно поделим на два основных класса:

  1. Теории личности, где человек рассматривается как индивидуальность. Сюда можно отнести теории А. Маслоу, Э. Эриксона, Дж. Келли.
  2. Теории личности, изучающие классы людей. Сюда можно отнести теории К. Юнга, Г. Айзенка, Г. Олпорта.

При описании основных теорий личности будет использован учебник Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.

Гуманистическая теория личности

Деградация личности случается, когда останавливается её трудовая деятельность. Такое явление считается следствием коренных перемен в способе жизни, статусе в социуме человека. Такое внезапное блокирование ценностей может повлиять на глубокие перемены в личности.

По мнению Роджерса К. цель в жизни заключается в реализации своих врождённых потенциалов, то есть, чтобы стать полностью сформированной личностью, человек должен познать себя.

Теория развития личности по Маслоу А. основана на двух типах потребностях – это «дефицитарные» и «ростовые». Первые прекращают своё действие после их воздаяния, вторые после реализации усиливают своё действие.

Маслоу выделил пять ступеней побуждений:

  1. Нужда физиологическая (нужда в питании и отдыхе).
  2. Нужда в безопасности (необходимость в работе, недвижимости).
  3. Нужда в принадлежности, то есть потребность в образовании семьи.
  4. Нужда в самоуважении.
  5. Нужда в само актуализации.

В гуманистической теории акцентируются следующие модели личности:

  • «реальное Я» — сочетание настроений, ощущений, размышлений на сегодня.
  • «идеальное Я» — сочетание настроения, чувств, размышлений, которыми человек стремится овладеть для достижения своего персонального резерва.

Целостную личность определяют:

  • Простота и натуральность поведения.
  • Многократные переживания предельно допустимых чувств.
  • Эффективная оценка реальности.
  • Откровенное желание оказать помощь всему человечеству.
  • Направление на преодоление трудностей.
  • Завышенные моральные ценности

Итак, личность – это внутреннее осязание человеческого «я», а строение личности – это сочетание «идеального и реального Я».

Когнитивная теория

Эта теория похожа на гуманистическую, однако, некоторые отличия имеются.

Основателем этой модели считается Дж. Келли. По утверждению, этого психолога человек желает знать, что с ним происходит сейчас и что свершится в будущем.

Келли убеждён, что для определения личности важно социальное окружение. Когнитивная модель концентрируется на норове человека и влиянии на него духовных процессов.

Основным структурным элементом этой теории считается личностный «конструкт». В каждой личности содержится система таких конструктов, которую можно поделить на два блока:

  1. Система «ядерных» конструктов. Ими человек руководствуется при взаимодействии с другим социумом.
  2. Система периферических конструктов. Сюда относятся остальные персональные качества.

Функционирование двух систем конструктов составляет целостность личности.  Существует когнитивно-сложная и простая личность.

Когнитивно сложная личность различается от когнитивно простой следующими показателями:

  • Быстрее преодолевает стресс.
  • Завышенное самомнение.
  • Имеет улучшенное психическое состояние.
  • Лучше приспособлена к возникающим ситуациям.

Поведенческая теория

В этой модели есть два течения – рефлекторное и социальное. Социальное течение возглавляют психологи Дж. Роттер и А. Банудра, а рефлекторное – Б. Скиннер и Дж. Уотсон.

Основным источником формирования личности в освоении обоих направлений считается среда, в которой он обитает. Личность – это продукт обучения.

Банудра считает, что уверенность личности в том, что она может, а что нет, формируют следующие условия:

  • Прошлый опыт.
  • Само убеждение. К примеру, «Я это сделаю!»
  • Приподнятое эмоциональное настроение (любовь, музыка, алкогольные напитки).
  • Подражание и моделирование поведения других личностей.

Таким образом, в своей книге Зиглер «Теория личности» совместно с Хьеллом пытаются отобразить разработку теории, описывающей саму личность и её окружение.

Теории личности в психологии was last modified: 20 апреля, 2019 by Елена Погодаева

Источник: https://dizzwizz.ru/psihika/psihoanaliz/teorii-lichnosti-v-psihologii.html

Психодинамическая теория личности

Статья Основные положения психоаналитических теорий личности

В классовой структуре общества той или иной эпохи личность занимает определенное положение. Помимо этого личность всегда определяется характеристикой её движения, семейной структурой, положением в этой структуре, национальной принадлежностью человека как личности.

Под теорией личности понимается совокупность гипотез или предложений о природе и механизмах развития личности, которые пытаются не только объяснить, но и предсказать поведение человека. Теория личности должна ответить на основные вопросы:

  1. Врожденный или приобретенный характер имеют главные источники развития личности?
  2. Наиболее важный возрастной период для формирования личности.
  3. Сознательные или бессознательные процессы доминируют в структуре личности?
  4. Какова степень осуществления контроля человека над своим поведением?
  5. Субъективен или объективен внутренний мир человека?

На поставленные выше вопросы каждый психолог придерживается определенных ответов. Сложилось несколько устойчивых комбинаций таких ответов или теорий личности.

Среди них выделяют: психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную, диспозициальную теории личности. Каждая из этих теорий дает возможность построить одну или несколько структурных моделей личности.

Большинство моделей умозрительны и только диспозициальные модели построены с использованием современных математических методов.

Рассмотрим некоторые из этих моделей и в рамках каждого подхода попробуем ответить на вопрос – почему одни люди более агрессивны, чем другие? В сущности, любая теория должна быть готова рассмотреть любые поведенческие феномены, которые обладают важностью для индивида.

Диспозиционная теория личности

Теория, предложенная Г.У. Оллпортом, определяет личность как реальную сущность каждого человека. Личность, считает ученый, это то, что лежит за конкретными поступками человека внутри него самого.

Личность постоянно эволюционирует, не являясь статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру.

Личность строится наряду с интеллектом и физической конституцией из первичного генетического материала, к которому относится темперамент.

Характер является этическим понятием и, по мнению Оллпорта, – это оцененная личность, а личность – это неоцененный характер.

Личностные черты он считает важной единицей анализа того, что представляют собой люди и как они отличаются друг от друга в своем поведении. Чертой он называет предрасположенность вести себя в широком диапазоне ситуаций сходным образом.

В эти ситуации личность чаще всего и стремится попасть. Черты в поздних его работах получили название диспозиций:

  • Кардинальные диспозиции. Этой экспозицией или главной страстью обладают немногие люди. Эта диспозиция в высшей степени генерализованная, пронизывающая поведение и к её влиянию можно свести все поступки человека. К людям с такой диспозицией относились Дон Жуан, Жанна дАрк, Альберт Швейцер и др.
  • Центральные диспозиции. Они представляют такие тенденции в поведении человека, которые легко могут обнаружить окружающие – пунктуальность, внимательность, ответственность. Эти диспозиции являются строительными блоками индивидуальности.
  • Вторичные диспозиции. Они не так заметны, менее устойчивы и имеют менее обобщенные черты, например, предпочтения в еде, одежде и др.

Личность предполагает единство, интеграцию всех структурных элементов индивидуальности, а не набор разрозненных диспозиций. Созревание человека, считает Оллпорт, это непрерывный процесс становления, продолжающийся всю жизнь.

Зрелый человек характеризуется такими чертами:

  • Наличие широких границ «Я»;
  • Способность к теплым, сердечным социальным отношениям;
  • Демонстрация эмоциональной неозабоченности и самопринятия;
  • Наличие здорового чувства реальности;
  • Способность к самопознанию и чувство юмора;
  • Наличие цельной жизненной философии.

Теория Г.У. Оллпорта достаточно популярна у практикующих клинических психологов и психоаналитиков.

Теория личности Д.П. Гилфорда

Данная теория изложена в книге «Личность» (1959). По мнению ученого для измерения индивидуальных различий, включая интеллект и креативность, единственно адекватными являются факторно-аналитические исследования черт личности.

Личность он рассматривает как иерархическую структуру черт от широких типов на вершине к специфическим действиям на нижнем уровне, выделяя три сферы: сферу способностей, темперамента, гормическую сферу.

Каждый фактор рассматривается как более общая функция, которая проявляется в поведении. В области способностей он создал факторную модель «структуры интеллекта».

Пользуясь своим методом факторно-аналитического исследования, он выделил несколько различных личностных факторов. Они стали основанием для разработки опросника «Обозрение темперамента по Гилфорду и Циммерману» (1949).

Известны работы Д.П. Гилфорда в области интеллекта, креативности, статистических и психометрических методов.

Углубляя и дополняя друг друга, все факторные теории личности стали вкладом в область теоретической и прикладной психодиагностики личности.

Психодинамическая теория личности известна под названием «Классический психоанализ», основоположником и автором которой является австрийский ученый З. Фрейд. Главным источником развития личности, по его мнению, являются врожденные биологические факторы – инстинкты или по другому либидо – общая биологическая энергия, направленная на продолжение рода и на разрушение.

В течение первых шести лет жизни идет формирование личности. В структуре личности доминирует бессознательное. Человеком не осознаются сексуальные и агрессивные влечения.

З.Фрейд утверждал, что никакой свободой воли личность не обладает и поведение человека полностью детерминировано сексуальными и агрессивными мотивами. В рамках данного подхода внутренний мир личности полностью субъективен.

Находясь в плену собственного внутреннего мира, человек скрывает истинное содержание мотива за «фасадом» поведения. Более ли менее точную информацию о личности человека могут дать специальные методы, обмолвки, описки, сновидения.

Психологические свойства отдельных «элементов» личности называют чертами характера, которые формируются в раннем детстве:

  • На первой фазе развития. Например, резкий и грубый отказ матери кормить ребенка грудью от рождения до 1,5 лет, формирует у ребенка недоверие, сверхнезависимость и, наоборот, сверхзависимость;
  • На второй фазе развития от 1,5- 3-х лет. Процесс обучения туалетным навыкам и грубое наказание ребенка, порождает такие свойства характера как жадность, чистоплотность, пунктуальность. Попустительское отношение в этом случае приводит к формированию непунктуальной, щедрой и даже творческой личности;
  • Третья фаза развития ребенка самая важная от 3-6 лет. У мальчиков в это время происходит формирование «комплекса Эдипа», а у девочек формируется «комплекс Электры». Мальчик ненавидит отца за то, что тот прерывает его первые эротические влечения (к матери). У мальчика появляется агрессивный характер, незаконопослушное поведение, неприятие семейных и социальных нормативов, т.е. все, что символизирует отец. Комплекс Электры связан с неприятием матери и, наоборот, тяга к отцу. В отношениях между дочерью и матерью возникает отчуждение.

З.Фрейд выделяет три инстанции личности:

  1. Ид («оно»). Функционирует ид в соответствии с принципом удовольствия и является главной структурой личности. Эта структура состоит из бессознательных побуждений;
  2. Эго («я»). Это структура, которая призвана обслуживать ид и представляет собой совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики. Это все знания человека о реальном мире. Эго функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго;
  3. Суперэго («сверх-я»). Данная структура содержит социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором человек живет.

Все три инстанции из-за ограниченного объема либидо, ведут постоянную борьбу за психологическую энергию.

Психологические проблемы и заболевания могут появиться из-за сильных конфликтов, для снятия, напряженности которых личность вырабатывает специальные «защитные механизмы».

Они функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения. К некоторым защитным механизмам относятся:

  • Вытеснение. Мысли и чувства, причиняющие страдание переводятся в подсознание;
  • Проекция. Неприемлемые собственные мысли и чувства приписываются другим людям;
  • Замещение. Переадресовка агрессии от более угрожающего к менее угрожающему;
  • Реактивное образование. Подавление неприемлемых побуждений;
  • Сублимация. Замена неприемлемых побуждений на социально приемлемые формы поведения с целью адаптации.

Свой набор защитных механизмов, сформированных в детстве, есть у каждого человека.

Психодинамическая теория личности представляет собой с одной стороны систему сексуальных и агрессивных мотивов, а с другой стороны – систему защитных механизмов. Структура личности – это индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных инстанций, защитных механизмов.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/uchenie_o_lichnosti/psihodinamicheskaya_teoriya_lichnosti/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: