Статья Основные положения психоанализа

Содержание
  1. О психоанализе
  2. Важнейшие направления психоанализа
  3. Методы и этапы анализа
  4. Психоанализ по Фрейду, кратко и понятно про психоанализ
  5. Психоанализ кратко
  6. Анализ переноса
  7. История психоанализа
  8. Э. Фромм и его концепция «экзистенциальной дихотомии»
  9. Основные положения психоанализа
  10. Методы, история и представители психоанализа
  11. Трехкомпонентная структура личности
  12. Топографическая модель личности
  13. Механизмы психологической защиты
  14. Методы психоанализа
  15. Представители психоанализа
  16. Современный психоанализ
  17. Основные положения психоанализа в отечественной психологии
  18. Рождение и детство
  19. На приеме
  20. Ассоциативный ряд
  21. Три краеугольных камня психоанализа
  22. Мораль и совесть
  23. Основные инстинкты
  24. Стражи порядка
  25. Компенсаторный механизм
  26. О сексе и о детстве
  27. Цели и средства
  28. О последователях
  29. Психоанализ
  30. Псохоанализ — что это?
  31. Основные положения психоанализа заключаются в следующем:
  32. Как и кем проводится психоанализ?
  33. Основные школы психоанализа
  34. Структуры психики и структурные механизмы
  35. Стадии психосексуального развития
  36. : «Что такое психоанализ. Ведущий: М.В. Кожемякин, к.пс.н., доцент БФУ им. И. Канта»

О психоанализе

Статья Основные положения психоанализа

Психоана́лиз (нем.

 Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории.

Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами Фрейда, такими как Альфред Адлер и К. Г.Юнг, а позднее неофрейдистами, такими как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан, Жак Лакан и др.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

  • человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
  • эти влечения преимущественно бессознательны;
  • попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
  • помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
  • конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к психо-эмоциональным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее;
  • освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).

Современный психоанализ в широком смысле — это более 20 концепций психического развития человека. Подходы к психоаналитическому терапевтическому лечению различаются столь же сильно, как и сами теории. Термин также обозначает метод исследования детского развития.

Классический психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.

Теория критиковалась и критикуется с различных точек зрения, вплоть до утверждения, что психоанализ является псевдонаукой, однако он довольно часто практикуется в настоящее время.

Психоанализ также получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция.

Он оказал существенное влияние и на формирование идей сексуальной революции.

Концепции, родственные психоанализу, существовали до Фрейда, но именно он первым чётко сформулировал психоаналитическую теорию в Вене в конце 1890-х.

Фрейд был неврологом, заинтересованным в нахождении эффективного метода лечения пациентов с невротическими и истерическими симптомами.

Он пришёл к пониманию существования бессознательных психических процессов, работая консультантом в детской клинике, где наблюдал, что у многих детей-афатиков отсутствуют органические причины их симптомов. Эти наблюдения были описаны Фрейдом в специальной монографии.

В конце 1880-х, Фрейд получает стипендию для стажировки у знаменитого невролога и сифилолога Жана-Мартина Шарко в парижской клинике Сальпетриер. В то время Шарко интересовался пациентами, чьи симптомы напоминали общий парез (нейропсихиатрическое расстройство, которое может вызываться сифилисом).

Первая теория Фрейда, рассматривающая истерические симптомы, была представлена в «Исследованиях истерии» (1895), написанных в соавторстве с венским врачом Йозефом Брейером.

В ней он утверждал, что в основе истерической симптоматики находятся подавленные воспоминания о неприятных ситуациях, которые практически всегда обладают прямыми или непрямыми сексуальными ассоциациями.

Примерно в то же время он пытается создать нейрофизиологическую теорию бессознательных психических механизмов, которая, однако, осталась незавершенной; ранние наброски этой теории были опубликованы только после его смерти.

Международный съезд психоаналитиков, 1911 год. Фрейд и Юнг в центре.

Около 1900 года Фрейд пришёл к заключению, что сны имеют символическое значение, и как правило очень индивидуальны. Фрейд формулирует гипотезу, что бессознательное включает в себя или является «первичным процессом», обладающим концентрированным и символическим содержанием.

Напротив, «вторичный процесс» имеет дело с логическим, осознанным содержанием. Эта теория была опубликована им в 1900 году в монографии «Толкование сновидений».

В 7 главе этой книги Фрейд также описывает свою раннюю «топографическую модель», в соответствии с которой неприемлемые сексуальные желания вытесняются в систему «бессознательного» из-за социальных сексуальных запретов, и это вытеснение порождает тревожность.

На раннем этапе становления психоанализа значительную роль в его развитии сыграли личностные характеристики Фрейда и его сподвижников.

Положение евреев в Вене, утративших связь со своими корнями, было маргинальным, чем и объясняется их склонность к риску, сопряжённому с профессиональной деятельностью в новой области психоанализа.

Кроме того, стимулом для их сплочения вокруг фигуры Фрейда послужила возможность обретения самоидентичности. Часть психоаналитического движения, представленная евреями, была непропорционально большой. Сторонники Фрейда проявляли крайнюю самонадеянность относительно перспектив психоанализа.

Сам же Фрейд не терпел никакой критики, требуя полной и безусловной лояльности от своих сторонников.

Результатом всего этого стало формирование в психоаналитическом движении своеобразного религиозного культа Фрейда, к которому члены данного движения должны были относиться как к никогда не ошибающемуся Богу. Один из приверженцев Фрейда Макс Граф, впоследствии вышедший из рядов психоаналитиков, выразил это в следующих словах: «Фрейд — как глава церкви — изгнал Адлера; он отлучил его от официальной церкви. В течение ряда лет я пережил полное развитие церковной истории».

В СССР психоанализ пережил период бурного расцвета в начале 20 века. В 1920-х И. Д. Ермаков открыл Государственный психоаналитический институт и издал переводы работ Фрейда и Юнга.

Однако с середины 1930-х психоанализ в Советском Союзе начинает подвергаться гонениям (как и психология в целом) и практически не развивался вплоть до 1990-х годов.

Тем не менее, многие идеи психоанализа вошли в отечественную психологию и психотерапию (в том числе так называемые «неосознаваемые формы высшей нервной деятельности» по Узнадзе, и другие).

Последние полвека психоанализ бурно развивался. Современные теоретические разработки (например, теория объектных отношений) значительно расширили границы психоаналитического знания. Как направление медицины психоанализ активно практикуется.

Однако в современной психотерапевтической практике утерял былую гегемонию и популярность (конкурируя, например, с когнитивно-поведенческой терапией). Американская психологическая ассоциация — одно из наиболее влиятельных объединений профессиональных психологов в мире — включает в себя отделение психоанализа.

Международная психоаналитическая ассоциация насчитывает около 12000 членов.

Важнейшие направления психоанализа

  1. Теория поведения человека, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии — см. также Психология личности.

    Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется и к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».

  2. Методы исследования основных мотивов поведения человека.

    Фундаментальный предмет изучения психоанализа — скрытые бессознательные мотивы, ведущие к расстройствам. Они выявляются через высказываемые пациентом свободные ассоциации.

  3. Метод и методики лечения психических расстройств на основе вышеуказанного анализа бессознательного, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник интерпретации и проработки. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.

Методы и этапы анализа

  • Накопление материала:
    • Метод свободных ассоциаций (или «основное правило психоанализа»)
    • «Толкование сновидений»
  • Интерпретация — толкование первоисточников конфликтов
  • Анализ «сопротивления» и «переноса»
  • Проработка — заключительный этап (и механизм перестройки психики при нём)

Техника работы психоанализа и лечения психических расстройств изложена в Пяти основных клинических случаях Фрейда.

:09.12.2017Вячеслав Гриздак

Источник: https://psychoanalysis.by/2017/12/09/psychoanalysis-theory/

Психоанализ по Фрейду, кратко и понятно про психоанализ

Статья Основные положения психоанализа
Пожалуй, не одна из теорий личности не была так широко известна, как психодинамическая теория (психоанализ), которая вышла далеко за пределы психологической науки и повлияла не только на развитие психологии, но и социологии, медицины, культуры, искусства 20 века.

Её основоположником был австрийский учёный, психоаналитик, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд (1856 – 1939).

Главным источником развития личности Фрейд считал врождённые биологические факторы (инстинкты), которые порождают энергию либидо (влечение, желание).

Она является энергией жизненных поступков человека и находит разрядку в сексуальном поведении. По мнению учёного, между инстинктами и влечениями с одной стороны и между сознанием и морально-этическими нормами с другой, происходит сложное динамическое взаимодействие. Регулируется это взаимодействие поведением человека.

Причём, главную роль в этом играет бессознательное. Такое объяснение послужило появлению целого направления в теории личности как психодинамического (психоанализ).

Психоанализ кратко

В рамках психоанализа внимание уделяется бессознательным процессам психики и мотивам человека. При этом, в основе лежит конфликт между сознанием и ситуациями, вытесненными в бессознательное.

Главной причиной этого процесса является влияние социума. Человек, как биологический объект, желает получать удовольствие и избегает боли. Но на него действуют правила, установленные в обществе. Они фиксируются в сознании.

При этом, желания подвергаются цензуре и, как неугодные, вытесняются в бессознательное. Это происходит со всеми желаниями человека, о которых он не позволяет думать в силу установок или запретов, сформулированных внешней средой.

Анализ переноса

В психоанализе аналитик занимает позицию некой закрытости и отстраненности от клиента. Это приводит к тому, что он чаще всего воспринимается клиентом как некая абстрактная символическая фигура.

Считается, что именно по этой причине и происходит так называемый перенос, который означает, что клиент наделяет психолога чертами значимой для него личности, перенося свое эмоциональное отношение к этой личности на фигуру аналитика. Происходит как бы наполнение пустого содержимого новыми смыслами. Это могут быть черты отца или матери в зависимости от половой принадлежности аналитика.

Через последующий анализ этих вновь возникающих фантомных отношений между клиентом и образом значимого человека выявляются аспекты полученных (чаще всего в детстве) травматических переживаний.

История психоанализа

В 1885 году Зигмунг Фрейд отправился в клинику психиатра Жана Шарко для изучения гипноза. Там основоположник психоанализа увлекся нейропатологией. Он наблюдал за пациентами с параличом конечностей.

В ходе работы ему удалось выявить, что существуют различия между пациентами. Те, кто страдал истерией, были сильней поражены параличом, чем те, у кого болезнь была связана только с травмами. Дополнительно ученому удалось выяснить, что истерия способствует проблемам в сексуальной сфере.

Мысли об открытиях, сделанных в клинике Шарко, не оставляли Фрейда и после окончания стажировки. Он обратился к работам Йозефа Брейера, который разработал методику лечения пациентов с неврозами через эмоциональную разрядку – катарсис.

Фрейд увидел в применении этой техники возможные перспективы. Поэтому он начал сочетать ее с гипнозом и через год получил первые результаты.

Но и этот метод со временем утратил эффективность. Фрейд начал понимать, что есть пациенты, которые плохо переносят гипноз или оказывают сопротивление при извлечении болезненных воспоминаний.

Ученый решил, что необходимо использовать всю информацию, которой пациент делится с терапевтом. Эта информация, по мнению Фрейда, взаимодействует между собой через структуру связей. Так появился метод свободных ассоциаций.

При совместной работе с Йозефом Брейером Фрейд стал свидетелем нового для него явления. Одна из пациенток переносила болезненные воспоминания в настоящее и проецировала их на ближайшее окружение.

Она заявляла, что вынашивает ребенка от Брейера. В реальности это событие осталось в ее памяти болезненным воспоминанием.

Это стало основой для создания концепции переноса, тезисе об эдиповом комплексе и детской (инфантильной) сексуальности.

Поздней, после смерти родственника, Фрейд применил свои методы для лечения собственного невроза. В этот период он начал изучать сновидения. После наметившихся успехов, он начал применять этот метод в дальнейшей работе с пациентами.

На основе наблюдений и практических приемов появился классический психоанализ. Его основы Зигмунд Фрейд представил в ряде лекций, выделив их в общий цикл под единым названием «Введение в психоанализ». Книга впервые была опубликована в 1917 году.

Э. Фромм и его концепция «экзистенциальной дихотомии»

Немецкий философ, психоаналитик Э. Фромм, последователь учения Фрейда, привнес в психоанализ понятия экзистенциализма, а также марксизма. Он сформулировал свою концепцию в книге «Душа человека». Понятие «экзистенциализм» можно определить как философию выживания, которая стоит на двойственности человеческой сущности.

Дихотомия – это раздвоенность, постепенное деление на две сущности, внутренняя связь которых более ощутима, чем внешняя. Примером может служить человек, который по сути своей является биологическим существом, но наличие у него разума выводит его из этого круга, делает в природном мире чужаком, разделяет его и природу.

Философия экзистенциализма и психоанализа – это, по определению Фромма, гуманистический психоанализ, призванный изучать личность человека с точки зрения взаимоотношений его и общества, а именно отношение человека к себе, окружающим его людям и обществу.

Огромное значение Фромм придавал любви.

Он утверждал, что возникновение чувства, его развитие меняют человека, делают его лучше, открывают в нем скрытые глубины, качества, способные его облагородить, поднять на небывалую высоту.

В нем проявляется ответственность за другого, чувство привязанности к любимому, к целому миру. Это ведет человека от пагубного эгоизма к гуманистическим чувствам и альтруизму.

Основные положения психоанализа

Психоанализ Фрейда рассматривает психику человека, как сложный и многоступенчатый процесс.

Основы психоанализа можно разделить на несколько теоретических комплексов: трехкомпонентную структуру личности, топографическую модель личности. А также, Фрейд сформулировал механизмы психологической защиты. Ими неосознанно пользуется личность в ситуациях болезненного воздействия на ее психику.

Источник: https://cosmeton.ru/psihologiya/predstaviteli-psihoanaliza.html

Методы, история и представители психоанализа

Статья Основные положения психоанализа

Психоанализ — это направление психологии, основанное австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом.

Трехкомпонентная структура личности

  • ОНО или на латинском ид. Через него выражаются инстинкты. ОНО наполнено низшими потребностями и желаниями. За счет этой структуры личность постоянно стремится либо к жизни и любви – эросу, либо к смерти и агрессии – танатосу.
  • Я или эго. Этот компонент заставляет личность действовать по правилам и законам. Но Я еще ориентировано на удовлетворение желаний компонента ОНО.
  • Сверх-Я или суперэго. Наивысшая структура. Она обеспечивает нормы морали и нравственности, располагает к прекрасному.

По мнению Фрейда, на все структуры влияет либидо. Оно заставляет стремиться к желаниям и попыткам удовлетворить их через одну из структур.

В психоанализе Фрейд связывает либидо с проявлением сексуальных влечений.

Топографическая модель личности

В этой модели Фрейд представил сознание, как сложное образование. Он предположил, что у человека есть фокус сознания и его периферические области.

  • В сознании находится все то, с чем сию минутно взаимодействует человек. Это и объекты внимания, и информация, необходимая для выполнения деятельности. В сознании содержатся доли Я и Сверх-Я.
  • Предсознательное. То, что вытесняется из сознания по причине ненадобности, но может быть восстановлено при необходимости.
  • В бессознательное вытеснены компоненты, к которым человек давно не обращается, болезненные ситуации и воспоминания. Из бессознательного сложно изъять компоненты без сопротивления. Это, почти всегда, неприятный для личности процесс. Бессознательное содержит ОНО и Сверх-Я. В рамках психоанализа ведется работа с бессознательным.

Механизмы психологической защиты

Основатель психоанализа утверждал, что психика человека, настроенная на удовольствие и проявление агрессии, создает защиту. Это оформляет поведение в приемлемые для общества рамки.

  • Отрицание. Человек на бессознательном уровне отрицает очевидные факты. Например, вред наркотических веществ или разрушительность отношений.
  • Вытеснение помогает избавиться от неприемлемых стимулов. На их место помещаются стимулы, угодные для общества или нравственных установок самого человека. Благовоспитанность, сформированная у ребенка строгими родителями, может ограничивать его в потребности вести себя более раскрепощенно.
  • Проекция появляется, когда человек не может смириться со своими истинными побуждениями, чувствами и желаниями. Он переносит их на тех, кто ими не обладает. Отсюда появляются истории про поступки людей, которых они не совершали.
  • Идентификация обратное явление проекции. В данном случае, человек приписывает себе чужие, но желанные для него, качества. Человек наделяет себя, например, смелостью, не характерной ему.
  • Рационализация. Человек находит для своих действий разумное объяснение. Но, при этом, в основе его поступков лежат причины, болезненно отзывающиеся в его сознании.
  • Включение. Травмирующие стимулы обесцениваются за счет их внесения в систему более сильных стимулов. Например, проблемы в семье становятся менее значимыми на фоне глобальных проблем экономики страны и уровня жизни.
  • Замещение. Один объект воздействия замещается другим, более слабым. Например, человек выплескивает свой гнев на членов семьи вместо начальника, разозлившего его. При этом, начальник выступает фигурой, более сильной по влиянию.
  • Изоляция. Травмирующие стимулы вытесняются в бессознательное. За счет их влияния могут наблюдаться расстройства: деперсонализация и расщепленность личности.
  • Регрессия. При защите наблюдается возврат к предыдущим стадиям развития. Человека возвращается к поведению, которым он пользовался, например, в подростковом периоде.
  • Реактивное образование. Побуждения человека преобразуются в противоположные явления, близкие к тем, что одобряется социальной средой. Например, добрый человек может вести себя озлобленно.
  • Сублимация. Энергия от непозволительных проявлений направляется в другие сферы жизни. Например, потребность в адреналине оценивается обществом неоправданно бессмысленной. Поэтому человек выбирает профессию, связанную с риском. При этом, другие люди будут одобрять такой выбор.

Методы психоанализа

  • Метод свободных ассоциаций. Пациент повествует о событиях своей жизни, высказывая все, что приходит ему в голову в текущий момент. При этом, он должен в своем рассказе добраться до проблемы, не зависимости от того, какое сопротивление оказывает на это его мозг. Фрейд считал, что все ассоциации важны – в них может быть спрятан ключ проблемы.
  • Объяснение сопротивления. Клиент не только рассказывает все, что приходит ему на ум, но и дает оценку сопротивления. При этом, всплывают новые факты, способные повлиять на ситуацию.
  • Анализ сновидений. По мнению Фрейда, сновидения несут важную информацию о жизни человека и его проблемах. Через образы, являющиеся во сне, могут открываться важные стороны внутреннего конфликта.
  • Эмоциональное преувеличение. В ходе терапии, когда клиент понимает причины и недостатки своих действий, его намерения на изменение ситуации оцениваются, как положительная тенденция и получают одобрение от терапевта.
  • Интерпретация. В ходе терапии неясные моменты должны быть разъяснены до понятных и очевидных фактов.

Представители психоанализа

Психоанализ личности быстро стал популярным направлением. Многие психологи стали развивать это направление, расширяя и преобразуя его.

Зигмунд Фрейд — основоположник психоанализа.

  • Карл Густав Юнг некоторое время был учеником и поклонником работ Фрейда. Основной причиной, послужившей для разлада между учеными, стало расхождение взглядов на действие сексуальных побуждений. Юнг утверждал, что их роль неважная, как об этом говорил его учитель.

После ссоры с Фрейдом, Юнг стал развивать аналитический психоанализ. Он считал, что бессознательное сформировано памятью предков и влиянием общества.

В отличие от Фрейда, он минимизировал роль вытесненных стимулов. В процессе создания теории аналитического психоанализа, им было выделено личное бессознательное и коллективное.

Последнее предполагает обширные знания о традициях, ценностях и символах веры народа.

Юнгианский психоанализ дополняет психоанализ Фрейда и расширяет его границы до изучения социума.

  • Альфред Адлер, изучая неврозы, выделил идею, что недостатки становятся для человека причиной развития и тревожности. Человек, осознавая свои недостатки, чувствует свою неполноценность. Это формирует в нем постоянное ощущение тревожности за свои умения, способности и возможности. При этом, острая потребность их преодоления позволяет развиваться через поиск новых решений. Из этого возникают социальные интересы и стремления.
  • Эрик Берн изучал Я человека. Он определил, что Я может находиться в трех состояниях.
    • В состоянии «родитель» определяющая тенденция к необходимым действиям. Слово «надо» становится ведущим и указательным.
    • В состоянии «ребенок» главными являются желания. Это состояние беззаботности, хорошего настроения и позитивного взгляда на жизнь.
    • «Взрослый» регулирует два предыдущих состояния, своевременно и в зависимости от ситуации.

Для человека все состояния характерны, как данность. Наличие внутри нас «взрослого», «ребенка» и «родителя» вполне нормально. Ситуация становится проблемной, если одно из состояний возникает не вовремя. Например, в ситуации, требующей принятия ответственности, может включиться «ребенок» с нежеланием это делать.

  • Основателем неофредизма, получившего развитие в Америке, считается Эрик Фромм. Он полагал, что психоанализу не хватает гуманистической тенденции. По его мнению, на человека влияют тенденции экономики, политики, религии. Поэтому, в рамках неофрейдизма, сначала уделяется внимание пониманию, в какой среде живет клиент и от чего зависят его интересы.

Важным постулатом в учении Эрика Фромма является мысль о создании здорового общества. Ученый считал, что через такое общество человек сможет получить полезные связи с природой и окружающими его людьми.

  • Карен Хорни в рамках психоанализа разработала основные стратегии, которые человек использует в поведении. По ее мнению, они способствуют решению конфликта между человеческими желаниями и границами дозволенного.
    • Направленность на социум. Это стратегия взаимодействия людей. Она применяется людьми с уступчивым типом личности. Таким люди настроены на общение и готовы идти на компромисс.
    • Направленность против социума. Стратегия враждебного типа личности. Для них внешний мир выглядит ареной, где идет борьба за лучшее место. Сами они тоже настроены на завоевание лучших позиций.
    • Отказ от взаимодействия с социумом. Такая стратегия важна для обособленного типа личности. В их понимании избегание проблем один из вариантов, который помогает избавиться от любых тревожных стимулов.

Современный психоанализ

Основой психоанализа остается учение Зигмунда Фрейда. Его идеи о бессознательном дают науке большую сферу для изучения.

В XXI веке психоанализ развивается в трех направлениях:

  • Психоаналитическая концепция, на основе которой направление меняет свои границы и наполняется новыми идеями.
  • Прикладной психоанализ, в рамках которого изучаются проявления общества: культуру, ценности и общественные потребности.
  • Клинический психоанализ. Это целый терапевтический метод для работы с клиентами. В рамках терапии клиент размещается на кушетке лежа, а терапевт сидит за изголовьем. При этом, клиент не видит терапевта. Это способствует свободному потоку его мыслей. У него создается впечатление, что он ведет диалог с самим собой. Такая атмосфера позволяет клиенту раскрепоститься.

Создание психоанализа, как направления науки, стало важной вехой в развитии психологии. В рамках этого учения были затронуты особенности психики, которые помогают понять источник и механизм внутренних проблем человека. С развитием психоанализа стало возможным работать не только с той информацией, которую дает клиент, но и достичь глубины его неосознаваемых мыслей.

Источник: https://onona.online/psihologiya/psihoanaliz

Основные положения психоанализа в отечественной психологии

Статья Основные положения психоанализа

Понятие психоанализа достаточно всеобъемлющее: во-первых, сюда входит теория личности и психопатология, во-вторых, метод работы с личностными расстройствами, в основе которого – анализ бессознательных мыслей и чувств субъекта.

Раскрывая тему бессознательной жизни человека, Фрейд в основных положениях психоанализа предложил новые понятия и методы работы, ранее неизвестные в психологии и психиатрии.

Каждый из его учеников и последователей позже вносил что-то свое в новое направление, так что на сегодняшний день мы имеем множество теорий личности, в каждой из которых просматривается влияние основателя психоанализа.

Рождение и детство

Сегодня не подлежит сомнению, что любая проблема, с которой человек обращается к психологу или психиатру, имеет свои корни во времени раннего детства. Однако именно Фрейдом был детально изучен этот период и раскрыто значение каждого его цикла.

В основных положениях психоанализа воспоминаниям детства уделено особое внимание: именно там начинает формироваться индивидуальность, определяющая дальнейшее развитие личности.

Часто негативные воспоминания детства вытесняются в бессознательное и прочно забываются. Однако в определенных ситуациях вытесненные чувства проявляются в виде паттернов поведения, рационального объяснения которым нет.

Возникающие противоречия между реальностью и всплесками бессознательного приводят к нарушениям психики, проявляющимся в виде депрессии, необъяснимого страха, приступов агрессии и т. п.

Рано или поздно звучит диагноз “невроз”, и субъект становится пациентом психиатра…

На приеме

В соответствии с основными положениями психоанализа наше поведение, имеющийся положительный и отрицательный опыт, накопленные познания есть прямое следствие подсознательных влечений.

Попытка их контроля в форме выведения в область сознания приводит к активизации психологических защитных механизмов, или сопротивлению. Последнее может проявляться в виде агрессии, ухода в себя, перемены темы разговора и прочих уловок.

Однако для того чтобы проработать проблему, необходимо ее осознать и обозначить.

Грамотный психотерапевт знает, как проводить работу с сопротивлением, так что с течением времени глубоко спрятанные воспоминания будут осознаны клиентом. Встреча с прошлым зачастую бывает эмоциональным испытанием для личности, и в этом случае необходимо время для адаптации. Иногда на протяжении нескольких встреч человеку необходимо просто выплакаться.

Далее, после того как проблема названа и отреагирована, начинается работа по ее трансформации в задачу.

Ассоциативный ряд

В основных положениях психоанализа Фрейда метод свободных ассоциаций занимает одно из ключевых мест в работе с пациентом.

Цель метода: выявление в подсознании иррациональных идей, мыслеформ, импульсов, инсайтов в ходе озвучивания личностью всего ряда образов, проносящихся перед ее мысленным взором.

Фрейд считал этот образный ряд не полностью свободным, а движущимся в определенном направлении и частично осознаваемым. Сознание дает возможность выхода образам, т. к. человек находится в этот момент в состоянии физического и ментального расслабления, при котором мозг работает на частоте, позволяющей касаться глубоких слоев бессознательного.

Условия работы: клиент находится на кушетке таким образом, чтобы психоаналитик был ему не виден, и, расслабившись, озвучивает все, что проносится в его голове. Психиатр тщательно фиксирует весь ассоциативный ряд, проанализировав который, делает вывод о скрытых причинах, лежащих в основе проблем субъекта.

Три краеугольных камня психоанализа

Мы вплотную подошли к основным положениям психоанализа Фрейда, согласно которым психика состоит из трех составляющих: “Я”, “Сверх-Я”, “Оно”. Иначе эти образования называют “Эго”, “Супер-Эго”, “Ид”.

Первое психическое образование, или “Я” – это то, посредством чего личность идентифицирует себя, устанавливает связи с внешним миром, который воспринимает через призму своей индивидуальности; привлекая функции памяти, распределяет события прошлого, фиксирует настоящее и планирует будущее. “Я” осуществляет подсознательную защиту, являясь буфером между “Сверх-Я” и “Оно”.

“Я” характеризуется определенной силой, и чем она больше, тем сильнее выражена способность личности к планированию своей жизни, ограничению импульсов, стойкости по отношению к постороннему влиянию, а также к самостоятельному выбору лучшего варианта, совпадающего с индивидуальными особенностями.

Для субъекта со слабым “Я” характерны прямо противоположные качества.

Мораль и совесть

В системе основных положений психоанализа “Сверх-Я” отведена роль морального судьи, которого мы воспринимаем как совесть, а в случае нарушений неких моральных принципов – как стыд.

Каждый возрастной период отмечается конфронтацией “Я” и “Сверх-Я”. Составляющее “Сверх-Я” является накопителем, аккумулирующим установки, полученные от родителей, а затем от социума.

Следует отметить, что сформированные родителями и вложенные в наше подсознание принципы могут вступать в противоречие с установками, культивируемыми в социуме. И это является причиной внутриличностных конфликтов.

Основные инстинкты

В основных положениях психоанализа, или фрейдизма, инстинктивные импульсы считаются базовой частью айсберга бессознательного. Именно эта скрытая часть психики является движущей силой поведения личности.

Однако к сознанию ей доступ закрыт благодаря имеющейся защите, которой управляет “Сверх-Я”. Поэтому весь котел страстей и инстинктивных побуждений, воздействуя через бессознательное, заставляет личность тратить массу энергии на самоконтроль. И эти усилия, будучи иногда слишком чрезмерными, влекут за собой расстройства психики.

Выявить причину психического заболевания как раз и призван метод свободных ассоциаций.

Стражи порядка

В 1894 году З. Фрейд опубликовал свою работу “Защитные нейропсихозы”, в которой впервые было упомянуто понятие защитных механизмов, которым в основных теоретических положениях психоанализа отводится статус “стражей порядка”.

Получив определенный и не всегда положительный жизненный опыт, субъекта в виде последствий опыта настигают депрессивное состояние, страх, навязчивые переживания и т. п.

Избавиться от этих состояний зачастую не просто сложно, а невозможно.

И вот здесь в дело вступают те самые защитные механизмы, в обязанность которых входит охрана психики от нежелательных последствий. Практически это выглядит так, что человек просто “забывает” о неприятном событии, вытесняя его в область бессознательного.

Однако мы знаем, что то, что хранится в подсознании, оказывает скрытое воздействие на поведение и эмоциональное состояние личности. Решением проблемы может стать метод свободных ассоциаций или гипнотическое воздействие. Оба способа позволяют извлечь вытесненные воспоминания из бессознательного.

Компенсаторный механизм

Следующий момент в основных положениях классического психоанализа, который Фрейд считал важным, – компенсация. Механизм ее действия заключается в следующем: человеку свойственно испытывать противоречивые чувства, однако более отчетливо он осознает только одну сторону, ту, которая соответствует одобряемому обществом стилю поведения.

Неприемлемый стиль выражения, продолжая осознаваться, тем не менее, блокируется выпячиванием желательного для окружения поведения.

Внешне это может выглядеть неестественно: например, когда старший ребенок, отмечая внимание родителей, уделяемое новорожденному малышу, демонстрирует слишком большую заботу о младшем ребенке, желая таким образом заслужить одобрение значимых лиц.

Этот же механизм человек использует, желая компенсировать недостающие ему качества, усиливая свои слабые стороны.

Перечислим кратко основные положения психоанализа, касающиеся механизма защиты бессознательного:

  • Одним из часто встречающихся способов компенсации является отрицание. В данном случае информация не пропускается в сознание, так что вытеснять в область бессознательного просто нечего.
  • Способ проекции, или перенос. Наблюдается в случаях, когда некие качества личности проецируются на другого субъекта или другой объект. С этим механизмом защиты часто сталкиваются психологи, когда клиент свои эмоции и чувства приписывает другим лицам.
  • Рационализация – способ выдать желаемое за действительное путем логически правильных умозаключений. Этот способ защиты востребован в ситуациях, когда необходимо найти рациональные обоснования своему поведению или поступкам другого человека, а также представить достойные объяснения своих просчетов для сохранения статусности.
  • Регресс, или уход в детские модели поведения. В случае конфликта личность, не будучи в состоянии противостоять ему, пытается подстроиться к ситуации. Для этого выбираются модели, используемые детьми: беспомощное поведение, капризность, обидчивость, слабость. Противоположная сторона, не видя достойного сопротивления, теряет интерес к конфликту.

Продолжая перечисление основных положений психоанализа, кратко перечислим механизмы замещения. Начнем с определения: механизмом замещения является замена неприемлемого и потенциально неодобряемого способа поведения на принятый социумом стиль поведения, считающийся безопасным как для физического, так и для психического здоровья.

Наиболее известным среди таких способов является механизм сублимации, напрямую связанный с перераспределением либидо в области, считающиеся приемлемыми в социуме. Среди таких направлений можно назвать творчество во всех его проявлениях.

О сексе и о детстве

Поговорим о базовых инстинктах в контексте основных теоретических положений классического психоанализа. Фрейд выстроил систему, в которой бессознательные инстинкты состояли из потребностей (физическая сторона) и желаний (психическая сторона).

Их он, в свою очередь, разделил на четыре части: источник, подразумевающий физическую сторону; цель, имеющая отношение к уменьшению влечения до полного прекращения желания; объект, т. е.

деятельность, удовлетворяющая влечение; импульс, или необходимый для удовлетворения влечения энергетический потенциал.

Представим кратко основные положения психоанализа Фрейда, касающиеся энергии полового влечения в периоде детского возраста. По мнению психоаналитика, в детстве половая энергия идентична инстинкту самосохранения и представлена четырьмя стадиями развития:

  • Первая стадия, называемая стадией “первичного нарциссизма”, а также оральной. Характеризуется получением удовольствия во время приема пищи, сосания молока или соски, кусания игрушек и прочих предметов. В данном случае удовольствие имеет отношение ко рту. Концентрация – на себе.
  • Вторая стадия, называемая анальной, при переходе к которой малыш пытается контролировать процесс дефекации. Одновременно формируется его сознательный контроль, в основе которого – наблюдение за реакциями на его действия значимых взрослых. Признаки появления “Сверх-Я”. Внимание – на окружающих людей.
  • Третья стадия, она же фаллическая, на которой сексуальность достигает верхней точки. Формирование Эдипова комплекса, его трансформация и разрешение посредством симбиоза с родителем своей половой принадлежности. Образование “Сферх-Я”. Направление – на социализацию.
  • Четвертая стадия, или генитальная, здесь мы имеем дело с конфликтами детского периода развития. Важная стадия для формирования взрослой индивидуальности. Либидо направлено на другого человека. Психическое здоровье личности зависит от гармоничного прохождения генитальной фазы.

Таким образом З.Фрейд представил в основных положениях психоанализа сознание и бессознательное как единую систему, формирующуюся в детстве.

Цели и средства

Основной задачей психоаналитика Фрейд считал увеличение силы “Эго”, тем самым лишив “Супер-Эго” власти над ним. Затем, в соответствии с основными положениями теории психоанализа, увеличить радиус влияния “Эго”, доведя его структуру до совершенства, и подготовить пространство для принятия “Эго” следующей порции “Оно”.

Одним из лучших методов работы с бессознательным Фрейд считал сновидения, переводя послания “с другой стороны” на символический язык с помощью приемов сгущения, смещения случайных компонентов сна, а также вторичной обработки, состоящей в доведении его до состояния целостной структуры.

О последователях

Среди последователей З. Фрейда одним из самых известных считается швейцарский психиатр Карл Юнг. Основными положениями психоанализа Юнга являются:

  • введение понятия коллективного бессознательного;
  • раскрытие смысла архетипов, таких как: Персона, архетип Матери, Анимы и Анимуса и др.;
  • разработка темы интроверсии и экстраверсии.

Своими исследованиями Юнг внес серьезный вклад в развитие психологической науки, и, наряду с этим, в области антропологии, философских концепций, а также в эзотерическую сферу.

В России ситуация с развитием психологии как науки имела свои особенности, связанные с выбором исторического пути сначала Российской империей, а затем – СССР.

Тем не менее в середине XIX века существовало два направления развития психологии: естественно-научное, разработанное И. М. Сеченовым, и философское направление К. Д. Кавелина. Ввиду большого интереса российского общества к естественным наукам выбор концепции И. М. Сеченова был очевиден.

После революционных преобразований в стране победившего социализма единственным официально поддерживаемым направлением отечественной психологии оставалась марксистско-ленинская философия, согласно которой все психологические процессы объяснялись исключительно в контексте физиологии.

Все иные направления не приветствовались. Соответственно, если и имелся интерес к психоанализу, то он проявлялся узким кругом лиц без всякой надежды на поддержку этого направления со стороны официальной науки.

Подобное положение сохранялось до середины XX века. Учитывая обстоятельства, остается только удивляться результатам исследований Л. С. Выготского и разработке его культурно-исторической концепции, а также появлению работ С. Л. Рубинштейна о взаимовлиянии внешних обстоятельств и внутренних предпосылок и их роли в развитии психики.

В отечественной психологии основные положения психоанализа нашли свое развитие в работах Б. М. Теплова в его психологии индивидуальных различий, В. Д. Небылицина и В. С. Мерлина, работавших в том же направлении.

Также следует отметить отечественного психотерапевта В. Н. Мясищева, разработавшего направление психологии отношений в контексте общественного взаимодействия личности и общества. Именно Мясищевым был впервые применен термин “ядро личности”.

Источник: https://FB.ru/article/436993/osnovnyie-polojeniya-psihoanaliza-v-otechestvennoy-psihologii

Психоанализ

Статья Основные положения психоанализа
Психоанализ

Добрый день дорогие читатели блога «Антистрес«. В сегодняшней статье предлагаю разобраться с психоанализом, его возможностями и практике применения. Надеюсь статья вам понравится.

Псохоанализ — что это?

Итак, что же такое психоанализ? Википедия дает такое определение:

Психоана́лиз (нем. Psychoanalyse) — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории

Также есть и другие, не классические обозначения этого термина, пришедшие с распространением его употребления.

Психоанализ – понятие многозначное. Это и психотерапевтический метод, и теория психики (в которой бессознательному отводится ведущая роль), и теория личности (трех ее структур: «Я», «Сверх-Я», «Оно»).

Психоанализ — это научно-философская система, которая дает возможность ответить на вопросы:

  • Что происходит?
  • Почему это происходит?
  • И, благодаря этому, найти ответ на вопрос: Что делать?
  • Как можно понять человека и этим помочь ему понять себя?

Психоанализ занимается изучением глубинных процессов в сознании или подсознании человека, которые активно влияют на него сейчас, хотя самим пациэнтом могут и не осознаваться в силу ряда причин.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

  • человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
  • эти влечения преимущественно бессознательны;
  • попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
  • помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
  • конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к психо-эмоциональным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее;
  • освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).

Современный психоанализ в широком смысле — это более 20 концепций психического развития человека. Подходы к психоаналитическому терапевтическому лечению различаются столь же сильно, как и сами теории. Термин также обозначает метод исследования детского развития.

Классический психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.

Как и кем проводится психоанализ?

Процесс психоанализа состоит в изучении и реорганизации личности; делается это для того, чтобы индивид мог хранить свои напряжения с меньшими затруднениями, пока не придет время их снять. Необходимо сделать подсознательное сознательным и привести под наблюдение неудовлетворенные напряжения.

Считается, что для того, чтобы полностью провести этот процесс, он должен длиться по меньшей мере год и составлять от трех до шести сеансов в неделю каждый продолжительностью около часа.

Если исследование длится менее года или число сеансов меньше трех в неделю, эффективное проведение процесса почти невозможно.

Для проведения психоаналитического сеанса пациент укладывается на кушетку, а аналитик садится у него в головах, чтобы быть вне поля зрения. Благодаря этому психика пациента может работать не отвлекаясь. В свою очередь, такой способ избавляет от излишней напряженности врача: не находясь под непрерывным наблюдением, он может лучше сосредоточиться на том, что говорит пациент.

Применяется так называемый метод свободных ассоциаций. Это значит, что свободное выражение свободного течения представлений не сдерживается и не меняется обычной цензурой сознания (представлениями о вежливости, стыде, самоуважении).

В состоянии свободной ассоциации психика пациента часто переполняется желаниями, чувствами, упреками, воспоминаниями, фантазиями, суждениями и новыми точками зрения, и все это возникает на первый взгляд в полном беспорядке.

Однако вопреки кажущейся путанице и бессвязности, каждое высказывание и каждый жест имеют свое значение в связи с тем или иным неудовлетворенным напряжением.

Час за часом, день за днем из беспорядочной паутины мыслей начинают выявляться значения и связи.

В течение длительного периода могут постепенно развиться некоторые центральные темы, относящиеся к ряду неудовлетворенных с раннего детства, давно похороненных в подсознании и недоступных сознательному распознаванию напряжений, которые и составляют основу структуры личности пациента, источник всех его симптомов и ассоциаций.

Позиция аналитика по отношению к пациенту должна быть строго нейтральна.

работа аналитика состоит в некотором смысле в том, что он каждый раз указывает пациенту, когда тот себя обманывает; поэтому врач должен все время сохранять самокритическую позицию, исключающую какие-либо проявления симпатии и негодования к пациенту, что дало бы тому возможность обманывать врача и самого себя. Нежелательная эмоциональная установка аналитика по отношению к пациенту называется контрпереносом.

Часто возникает вопрос, может ли психоанализ кому-нибудь повредить? Самая большая опасность – это лечить пациента, находящегося на грани психоза, если аналитик не отдает себе отчета в его подлинном состоянии. Аналитик должен также соблюдать осторожность в различении неврозов от некоторых болезней мозга и гормональных расстройств.

Основные школы психоанализа

За более чем сто лет истории психоанализа в его рамках возник ряд школ и направлений. К основным можно отнести:

  • Классическая теория влечений З. Фрейда
  • Эго-психология
  • Теории объектных отношений
  • Школа М. Кляйн
  • Структурный психоанализ Ж. Лакана
  • Селф-психология Х. Кохута
  • Интерперсональный психоанализ (Г. С. Салливан, Клара Томпсон)
  • Интерсубъективный подход (Р. Столороу)

Структуры психики и структурные механизмы

Фрейд говорит о трёх основных механизмах психики, которые формируют субъекта: «отрицание» (Verneinung) лежит в основании невротической личности, «отбрасывание» (Verwerfung) — психотической и «отказ» (Verleugnung) — перверсивной.

  • невроз — отрицание (Verneinung)
  • психоз — отбрасывание (Verwerfung)
  • перверсия — отказ (Verleugnung)

Стадии психосексуального развития

Само развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:

  1. Оральная фаза (0 — 1,5 года), в личности проявляется только Ид — желание;
  2. Анальная фаза (1,5 — 3,5 года), формируется сверх-Я — социально обусловленные запреты;
  3. Фаллическая фаза (3,5 — 6 лет), интерес к половой сфере, её апогей Эдипов комплекс или комплекс Электры;
  4. Латентная фаза (6 — 12 лет), сексуальное затишье;
  5. с 12 лет — Генитальная фаза или взрослая стадия.

: «Что такое психоанализ. Ведущий: М.В. Кожемякин, к.пс.н., доцент БФУ им. И. Канта»

Источник: https://antistres.pp.ua/wordpress/psixoanaliz/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: