Статья Особенности проявления страхов и тревожности у детей 5 – 6 лет дошкольного возраста

Содержание
  1. Страхи и тревожность у детей. Чем опасны страхи? Kukuriku.ru
  2. Почему появляется страх и тревожность у ребенка
  3. Чем опасно чувство тревоги и страха у детей
  4. Возрастные особенности проявления фобий
  5. Как помочь детям избавиться от страхов и тревоги
  6. Тревожный ребенок: признаки, характеристика, коррекционная работа
  7. Почему возникает?
  8. Виды и типы беспокойного состояния
  9. Как определить, что ребенок тревожный?
  10. Чем опасно такое состояние у детей?
  11. Как проявляется состояние в дошкольном возрасте?
  12. Характеристика тревожного ребенка младшего школьного возраста
  13. Организация жизни тревожных детей
  14. Рекомендации родителям тревожных детей
  15. Повышение самооценки
  16. Навыки управления собой
  17. Снижение мышечного тонуса
  18. Профилактика тревожности
  19. Как правильно играть с обеспокоенными детьми?
  20. Детские страхи: виды, причины, особенности проявления, способы коррекции
  21. Виды страхов
  22. Возрастные страхи
  23. Причины детских страхов
  24. Сила воображения
  25. Особенности проявления страхов
  26. Взрослые, помогите!
  27. Диагностика и коррекция детских страхов
  28. Страхи и тревожность у детей дошкольного возраста, методы коррекции
  29. Детский страх: норма или патология?
  30. Причины тревожного поведения
  31. Способы преодоления страхов

Страхи и тревожность у детей. Чем опасны страхи? Kukuriku.ru

Статья Особенности проявления страхов и тревожности у детей 5 - 6 лет дошкольного возраста

статьи:

Эмоция страха свойственна ребенку еще с младенческого возраста. Множество проявлений страха закладываются под влиянием воспитания и нередко не исчезают в течение всей жизни. Они закрепляются в сознании и негативно отражаются на психике. В статье мы рассмотрим причины возникновения страхов у детей и способы эффективной работы по избавлению от тревожности и фобий.

Почему появляется страх и тревожность у ребенка

Большинство страхов приходят по генетической связи, как впечатления об опасностях, подстерегающих человека в древности. Это нормальное состояние психики, и с возрастом такие переживания проходят.

На примере развития и роста детей можно проследить, как переживания страха проходят определенную траекторию, пока малыш постепенно не избавляется от них.

В семь месяцев, например, ребенок боится в отсутствии матери, в восемь — сторонится незнакомцев по внутреннему ощущению, воспринимая их, как враждебно настроенных. Только к двум годам этот страх и тревожная реакция на незнакомцев исчезают.

Кроме особенностей каждого возрастного этапа фобии могут порождаться по следующим причинам:

  • Какое-либо событие, в результате которого малыш испытал сильный испуг (нападение собаки, внезапная болезнь родных и т.п.);
  • Чрезмерное проявление эмоций и паника при предупреждении об опасности со стороны взрослых;
  • Конфликты в семье, по причине которых у ребенка появляется чувство собственной вины в происходящем.

Чувство тревоги порождает неуверенность в собственных силах

Чем опасно чувство тревоги и страха у детей

Страх имеет в своей основе некую защитную функцию, поскольку базируется на инстинкте самосохранения. Испытывая чувство страха, человек переживает из-за боязни каких-то реальных или мнимых опасностей. Такие переживания вызывают учащение дыхания и пульса, напряжение мышц, повышение артериального давления.

Однако следует знать, что чувство страха имеет опасные последствия. Оно порождает неуверенность в собственных силах и, как следствие, неудовлетворенность жизнью. Идя на поводу у страхов, ребенок может уйти в себя и отказаться от общения с окружающими, везде и всюду ожидая опасность.

Дети становятся зависимыми от чужого мнения, начинают постоянно лебезить, прятать глаза, просить прощения, боятся остаться одни, перестают общаться со сверстниками, испытывают огромные проблемы с адаптацией к новым условиям. Так формируется повышенная внушаемость и несамостоятельное мышление.

Возрастные особенности проявления фобий

В каждом возрастном периоде дети испытывают определенные страхи и переживания:

  • От рождения до шести месяцев. Неожиданные звуки, резкие движения, отсутствие опоры вызывают у малыша сильную тревогу;
  • От шести-семи месяцев до года. Возникает страх общения с незнакомцами, страх высоты. Малыш может чувствовать дискомфорт при переодевании, перемене окружения и обстановки;
  • От года до двух лет. По-прежнему присутствует боязнь чужих людей. На передний план выдвигается страх отрыва от матери. Также ребенок боится засыпания, получения ушибов, посещения медработника;
  • От двух до трех. Зарождаются новые переживания в виде страхов отторжения со стороны матери или отца, новых сверстников. Малыш боится сказочных персонажей, у него могут наблюдаться ночные кошмары. Он боится грозы, молнии, темноты. Его тревожит страх одиночества. К этому возрасту ребенок становится намного активнее и подвижнее, со стороны родителей начинаются запреты и у малыша возникает страх наказания;
  • С трех до шести. Наиболее ярким в этот период является страх темноты и замкнутого пространства. Часто причиной боязни замкнутого пространства становятся постоянные запрещающие угрозы со стороны родителей, которые приводят к возникновению внутренних психологических барьеров;
  • С шести до семи. Ребенка преследует страх потери мамы или папы, болезней, смерти. Образы героев фильмов и сказочных персонажей продолжают тревожить детское воображение. С развитием детской психики происходит своеобразная проработка страхов, в результате чего дети часто боятся того, что в действительности не представляет опасности, и игнорируют реальные опасности;
  • С семи до одиннадцати. У ребенка наблюдается проявление мнительности, тревожности, навязчивости. Младшие школьники боятся вызвать неодобрение у родителей, не оправдать их ожидания и надежды, оказаться в несоответствии с требованиями социальной среды. Добавляются «школьные страхи» — получения плохой оценки, непонимания со стороны одноклассников, боязнь физического насилия, а также страх перед природными явлениями;
  • С одиннадцати до шестнадцати. Сложный период становления мировоззрения, социальных связей, индивидуальных черт характера личности. На первый план выходит формирование самооценки, которая утверждается в многообразии межличностных отношений. Подросток стремится одновременно не потерять свою индивидуальность, но и не отстать от мнения сверстников. Проявляется эгоцентризм, часто наблюдается уход в себя. Страхи этого возраста заключаются в переживаниях по поводу изменений в организме. Возникает страх отказаться от своих убеждений. Также в том возрасте актуальны боязнь стихии, нападения, болезней, замкнутого пространства, смерти.

Как помочь детям избавиться от страхов и тревоги

Страхи у детей живут и продолжают тревожить до тех пор, пока ребенок не почувствует безопасность и защиту, которую должны обеспечить родители и ближайшее социальное окружение. Для преодоления страхов проводится специальная методическая работа, которая оказывает эффективное влияние на оздоровление детской психики и освобождение от тревоги:

  • Арт-терапевтический подход. В процессе рисования и рассказывания у ребенка происходит освобождение от переживаний и негативных чувств. С помощью изображения пугающих образов малыш перестраивает свое отношение к неприятной травмирующей ситуации;
  • Применение игровой терапии. Ребенку предоставляется возможность с помощью исполнения роли образа или персонажа, который внушает ему страх, избавиться от переживаний и тревоги;
  • Манипулирование страхами. Ребенок должен понять и принять ситуацию, в которой у него зародился страх. Путем узнавания объекта страха и его принятия малыш учится привыкать к нему, таким образом, постепенно уменьшая тревогу по поводу провоцирующего переживания объекта;
  • Использование песочной терапии. Являясь самым органичным методом борьбы с тревогами у детей, этот метод позволяет им наиболее ярко выражать свои переживания и эмоции, преодолевать психическое напряжение, отыгрывать свои внутренние травмирующие ситуации и излечиваться от фобий.

Работа по преодолению детских страхов должна вестись комплексно с учетом возрастных особенностей ребенка, влияния семьи и социального окружения. Тем не менее, основополагающим фактором защиты детей от различных фобий являются детско-родительские отношения.

Если малыш родился в семье, где родители с самого рождения проявляют грамотное и внимательное отношение к его тревогам, детские страхи не представляют какой-либо угрозы для психического и эмоционального развития ребенка.

Родителям необходимо серьезно и ответственно относиться к каждому этапу взросления ребенка, помогая ему правильно развиваться, с легкостью преодолевать трудности и тревоги.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник: https://kukuriku.ru/razvitie/psychological/straxi/straxi-i-trevozhnost-u-detej/

Тревожный ребенок: признаки, характеристика, коррекционная работа

Статья Особенности проявления страхов и тревожности у детей 5 - 6 лет дошкольного возраста

Дети дошкольного и школьного возраста в большей степени подвержены тревожности, которая порой возникает без видимых причин. Диагностировать ее довольно просто благодаря комплексу характерных признаков, а вот устранение страхов может быть затруднительной задачей. Тревожный ребенок плохо реагирует на раздражители, слабо общается. Качество жизни таких детей понижается.

Почему возникает?

Основными причинами тревожного состояния ребенка в возрасте до 6 лет являются сложные взаимоотношения с родителями. В особенности это характерно для мальчиков.

Степень тревожности у родителей в значительной степени отражается на схожем состоянии ребенка. Существенно повышает беспокойство применение авторитарного стиля воспитания, чрезмерные требования к малышу или сравнение его с окружающими.

Зачастую тревожность возникает в результате неврозов и прочих психических расстройств.

К числу главных причин возникновения такого состояния относят:

  • отсутствие ощущения безопасности у ребенка;
  • отталкивание малыша взрослыми, их враждебность;
  • неблагоприятная семейная обстановка;
  • плохие материальные возможности семьи;
  • несоответствие требований родителей реальным возможностям ребенка;
  • неадекватные притязания взрослых к малышу;
  • завышенный показатель тревожности у родителей;
  • предъявление взрослыми требований, противоречащих друг другу;
  • родители не способны соблюдать последовательность в воспитании ребенка;
  • авторитарное воспитание;
  • излишняя эмоциональность родителей;
  • постоянное сравнивание ребенка со сверстниками;
  • стремление родителей соответствовать общепринятым стандартам.

Виды и типы беспокойного состояния

Если замечены изменения в поведении, в особенности то, что ребенок тревожный, рекомендации специалистов предписывают обратиться за советом к врачу. Лечение будет зависеть от нескольких факторов.

Различают два вида беспокойства:

  1. Тревожность как сложившийся характер. В этом случае играют роль особенности личного темперамента, копирование модели поведения неуравновешенных взрослых.
  2. Тревожность ситуативная. Она, как правило, вызвана отдельными событиями.

Детей, страдающих тревожностью, подразделяют на несколько типов:

  1. Невротики. Повышенная степень тревожности у таких детей приводит к соматическим нарушениям, а именно к тику, заиканию, неконтролируемому мочеиспусканию.
  2. Расторможенные дети. Данный тип детской тревожности выражается в виде повышенной активности и чрезмерной эмоциональности.
  3. Застенчивый ребенок, который боится практически всего.
  4. Замкнутые дети. Этот тип характеризуется неприветливостью, отсутствием отзывчивости, повышенной настороженностью малыша.

Как определить, что ребенок тревожный?

В целом, такое состояние не является диагнозом. Специалист, вероятнее всего, не назначит лечение до тех пор, пока ситуация не обострится. Однако если не предпринимать никаких мер, последствия могут стать плачевными.

Если родители заметили, что ребенок тревожный, не может сконцентрироваться, нуждается в защите родителей, желательно обратиться к врачу, за рекомендациями.

Как же определить, что речь идет не просто о ситуативной нервозности, боязни, а о серьезной проблеме, требующей вмешательства?

Существует несколько выраженных признаков тревожного ребенка:

  1. Истеричное поведение при расставании с близкими людьми. Сначала может казаться, что малыш болезненно реагирует исключительно на расставание с мамой, однако это не так. Тревожный ребенок тяжело переносит отрыв от любого знакомого ему человека. Ярко выраженный пример такого поведения – посещение детского сада на первом этапе.
  2. Ребенок постоянно держится за одного из родителей и резко реагирует на попытки разлучить его. На первый взгляд это нормально, поскольку так дети чувствуют себя защищенными. Но есть и обратная сторона. Без телесного контакта с близким человеком у малыша появляется чувство тревожности.
  3. Отказ идти в учебно-воспитательное заведение. Некоторые родители думают, что это связано с тем, что детям просто не нравится учиться, персонал или режим в школе или саду. Но причиной может быть тревожность, которая, к слову, сильно тормозит процесс обучаемости.
  4. Нарушения сна, которые выражаются разными симптомами. Ребенку снятся кошмары, он подолгу не может заснуть. В запущенных случаях у малыша наблюдается недержание мочи. Чаще всего причины кроются именно в психо-эмоциональном состоянии, которое требует незамедлительного вмешательства.
  5. Плач даже по мелочам. В таких случаях категорически запрещается называть ребенка плаксой или другими обидными словами. Дело здесь в повышенной тревожности, а угрозами и унижениями проблему не устранить.
  6. Психосоматические причины. В некоторых случаях такие симптомы являются признаком тревожности ребенка. Это могут быть боли в животе, нехватка воздуха, потеря сознания и другое. Наиболее выраженными они бывают при нахождении рядом с объектом тревоги.

Степень тяжести определяется по количеству и интенсивности проявлений. Если изредка появляется только один из перечисленных признаков, серьезных опасений нет, и при поддержке семьи ребенок самостоятельно справится с тревогой. Если же обеспокоенность проявляется несколькими симптомами, они интенсивны и продолжительны, необходимо вмешательство специалиста.

Чем опасно такое состояние у детей?

У тревожного ребенка могут развиться следующие проблемы:

  1. Ухудшение успеваемости. Стоит отметить, что некоторые дети, наоборот, начинают лучше учиться, боясь гнева или наказания родителей.
  2. Социальное отчуждение. Оно выражается тем, что ребенок уходит в себя и перестает общаться со сверстниками и окружающими людьми, за исключением родителей. В дальнейшем он может так и не научиться контактировать, не усвоит основных социальных навыков, станет изгоем.
  3. Каждый новый человек в окружении, разговор с малознакомым человеком вызывает беспокойство ребенка.
  4. Страх перед совершением ошибки. Это серьезная проблема, которая со временем будет отражаться не только на нерешительности ребенка при совершении ответственного шага, а даже в мелочах. Он, вероятнее всего, привыкнет всегда и во всем отступать, вырастет нерешительным. Если для девушек такая черта характера простительна, то юноша столкнется со многими проблемами в жизни.
  5. Неадекватное поведение. Тревожные дети, вырастая, зачастую становятся так называемыми фриками. Даже перерастая детские страхи, они стремятся любым способом выделиться или, наоборот, отстраниться от социума.

Как проявляется состояние в дошкольном возрасте?

Постоянная обеспокоенность может развиться у ребенка на любом этапе жизненного пути. Тревожные дети дошкольного возраста составляют большую группу, которая нуждается в обязательном вмешательстве специалиста на ранних стадиях.

Так, у малышей в возрасте от одного года до трех лет зачастую отмечаются ночные кошмары. В два года ребенок резко реагирует на неожиданные звуки, испытывает страх одиночества и боли, к примеру, бурно и продолжительно реагирует на медицинских работников.

С трех до пяти лет у малышей массово выделяют страх темноты, замкнутого пространства или одиночества. Одной из главных причин паники у детей в возрасте пяти-семи лет является страх смерти.

Характеристика тревожного ребенка младшего школьного возраста

Не окрепший и не настроившийся на интенсивное обучение детский организм зачастую не выдерживает нагрузки, малыш заболевает. А желание учиться и вовсе пропадает, в то время как беспокойство от мыслей о предстоящей учебе стремительно растет.

Тревожность у детей младшего дошкольного возраста наблюдается на втором месяце после начала обучения. Именно поэтому им необходим небольшой недельный отдых. Развитие чувства тревоги младших школьников нередко возникает из-за родителей или педагога. В семьях с доброжелательной и спокойной атмосферой дети менее беспокойны, в отличие от тех, где постоянно возникают конфликтные ситуации.

По мнению психологов, в дошкольном и младшем школьном возрасте тревожностью больше страдают мальчики, девочкам это свойственно после 12 лет. При этом первых больше беспокоит наказание и насилие, в то время как вторые переживают по поводу взаимоотношений с окружающими.

Организация жизни тревожных детей

Для таких ребят огромное значение имеет соблюдение режима. Они не очень любят гигиенические процедуры, поэтому важно, чтобы купание в ванне приносило им удовольствие.

Пусть это будет пена, игрушки, то есть то, что им нравится. С оздоровительными процедурами и осваиванием плаванья лучше повременить.

Тревожные дети не любят переодеваться, поэтому одежду для них лучше приобретать удобную, которую легко снимать и надевать.

Ребят с синдромом беспокойства сложно накормить, поэтому не нужно готовить для них многокомпонентные блюда, пусть это будет что-то простое и полезное.

Тревожному ребенку сложно взаимодействовать в коллективе, поэтому для него необходимо создавать условия, при которых он может находиться среди детей. Не нужно заставлять малыша, его следует мягко направлять.

Порой родителям очень не просто находить общий язык со своим чадом, но если чутко реагировать на его чувства и просьбы, установить теплые отношения, то со временем он начнет меняться в лучшую сторону.

Рекомендации родителям тревожных детей

Специалисты советуют принимать во внимание следующие рекомендации:

  1. Не предъявляйте завышенных требований к ребенку.
  2. Как можно чаще проявляйте свою любовь к малышу.
  3. Прилюдно хвалите ребенка.
  4. Не произносите унижающих достоинство детей слов.
  5. Меньше критикуйте.
  6. Не заставляйте извиняться, а попросите объяснить причину проступка.
  7. Проводите больше времени вместе.
  8. Чаще обнимайте и держите ребенка за руку.
  9. Интересуйтесь жизнью малыша, его мнением и чувствами.
  10. Будьте единодушны и последовательны в воспитании детей.
  11. Предлагайте помощь ребенку, но не решайте все проблемы за него.
  12. Делитесь своими детскими страхами и сложными ситуациями.

Повышение самооценки

Работа психолога с тревожным ребенком включает три составляющих:

  1. Повышение самооценки чада.
  2. Развитие навыков управления своим эмоциональным состоянием.
  3. Упражнения для снижения мышечного тонуса.

Вполне естественно, что быстро поднять самооценку ребенка невозможно. Важно ежедневно проводить соответствующие мероприятия. Обращаться к малышу по имени, хвалить за малейшие достижения наедине и в присутствии других детей. При этом одобрение должно быть искренним, поскольку каждый ребенок чувствует и болезненно реагирует на фальшь. Следует обязательно говорить, за что его поощряют.

Рассмотрим остальные элементы далее подробней.

Крайне редко ребенок делится своими переживаниями и страхами, поэтому необходимо привить ему навыки управления собой:

  1. Вместе сочиняйте истории.
  2. Обсуждайте волнующие малыша ситуации.
  3. Не сравнивайте ребенка с посторонними детьми.
  4. Не заставляйте участвовать в любых соревнованиях.
  5. Интересуйтесь причинами беспокойного поведения ребенка.
  6. Установите доверительное общение.

Снижение мышечного тонуса

Для беспокойных ребят чрезвычайно полезны релаксирующие упражнения. В перечень рекомендаций родителям тревожных детей входит проведение сеансов массажа, йоги, дыхательной гимнастики.

Отличный способ снять повышенное беспокойство у ребенка – раскрасить лицо ненужными помадами или специальными красками. Можно устроить своего рода маскарад или шоу с переодеваниями. Для этого совместно с детьми делают маски, костюмы и прочие аксессуары. Такое импровизированное представление расслабит малыша и доставит массу удовольствия.

Профилактика тревожности

Если родители хотят, чтобы ребенок вырос уравновешенным, в первую очередь необходимо создать в семье благоприятную психологическую обстановку, способствующую гармоничному личностному развитию. Если с малых лет установить доверительные отношения с малышом, то развития беспокойства у него можно избежать.

Коррекционная работа с тревожными детьми, а также профилактические меры включают обсуждение возникающих проблем у чада, близкое общение, совместное времяпрепровождение, прогулки, пикники и прочее. Родителей и малышей сближает непринужденная обстановка, совместное творчество, позволяющее расслабиться.

Как правильно играть с обеспокоенными детьми?

Начиная занятия с тревожным ребенком, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Новую игру вводят постепенно, сначала объяснив ее правила. Затем наглядно показывают, как в нее играют другие дети. Ребенка привлекают, только если он захочет становиться ее участником.
  2. Рекомендуется избегать соревновательной составляющей конкурсов.
  3. Вводя новую игру, следует помнить, что ребенок не должен ощущать опасности от встречи с неизвестным. Желательно осуществлять обучение на уже знакомом материале. Можно частично использовать правила уже хорошо освоенной ранее игры.
  4. Занятия с завязанными глазами вводят только после тщательно проведенной подготовительной работы и с согласия малыша.

Комплексная коррекция поведения, внимательное отношение близких людей, радушная обстановка в семье – все это позволит добиться положительной динамики и вырастить ребенка, уверенного в себе.

Источник: https://FB.ru/article/471680/trevojnyiy-rebenok-priznaki-harakteristika-korrektsionnaya-rabota

Детские страхи: виды, причины, особенности проявления, способы коррекции

Статья Особенности проявления страхов и тревожности у детей 5 - 6 лет дошкольного возраста

Страх – эмоция очень сильная, но необходимая человеку: он сопутствует инстинкту самосохранения, помогает избежать опасностей. Такой «правильный» страх – союзник человека. Но ведь существует множество «неправильных» страхов, сковывающих наш разум, мешающих спокойно жить и чувствовать себя счастливыми.

Возрастные страхи, которые испытывает каждый человек на разных стадиях своего развития, могут как пройти, так и трансформироваться, перейти в более глубокую фазу. Наиболее опасны в этом смысле страхи, возникающие в детском возрасте и не проходящие по мере взросления ребенка. Они накладывают неизгладимый отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Поэтому родителям важно знать, что такое детские страхи, каковы их виды, особенности проявления, способы распознавания и борьбы с ними.

Виды страхов

В психологии страхи в общем понимании делятся на возрастные и невротические. Возрастные возникают у большинства детей в определенном возрасте, как реакция на психическое и личностное развитие. Основная их характеристика – быстротечность. Они обычно не имеют патологической выраженности и проходят по мере развития ребенка.

Невротические появляются чаще всего на фоне психотравмирующей ситуации и могут закрепляться в сознании ребенка на длительное время, неблагоприятно сказываясь на формировании характера и личности растущего человека. Такие страхи возникают чаще у детей эмоционально чувствительных, не уверенных в себе, тревожных, имеющих богатое воображение.

В более глубоком понимании страхи делятся на следующие виды:

  • По характеру возникновения: ситуативные и личностные. Ситуативный связан с возникновением опасной ситуации (например, падение и получение травмы), личностный определяется особенностями психики ребенка (стеснительностью, неуверенностью) и часто возникает в непривычной обстановке, новом коллективе.
  • По степени реальности: реальные и воображаемые. Реальные страхи чаще всего ситуативные, воображаемые связаны с особенностями психики ребенка.
  • По глубине протекания: острые и хронические. Острые страхи возникают в определенной ситуации, хронические – у детей с предрасположенностью к тревожности.

Возрастные страхи

Детские страхи, возникающие в определенном возрасте, являются показателем нормального психического и умственного развития ребенка. При отсутствии провоцирующих условий они сменяют друг друга, не оказывая негативного влияния на психологическое состояние ребенка.

Естественные страхи – боязнь  громких резких звуков, незнакомцев, перемены привычной обстановки, боязнь высоты, разлуки с мамой.

Добавляется страх получения травмы (из-за повышения двигательной активности), природных явлений (грома, сильного ветра, грозы), боязнь оказаться нелюбимым и ненужным родителям.

Возможно возникновения страха засыпания из-за ночных кошмаров (у очень впечатлительных деток), запоров, как ответа на боязнь потерять часть себя (в виде содержимого кишечника).

Часто детей этого возраста пугают значимые события (развод родителей, смерть близких людей, появление младшего братика или сестрички).

Страхи у детей этого возраста часто связаны с осознанием конечности жизни и приходом смерти. Они могут бояться тяжелой болезни, нападения бандитов, укусов ядовитых насекомых, пожаров, потопа, замкнутого пространства, темноты и обитающих в ней чудищ, монстров, кащеев и прочих злых существ.

Добавляется страх смерти родителей, поэтому дети могут бояться всего, что с этим связано: если мама не позвонила, задержалась на работе, заболела. Причем боязнь смерти не связана с тем, умер ли кто-то из близких или знакомых в этот период, или нет.

У школьников страхи связаны, по большей части, с утверждением себя в коллективе сверстников и перед родителями: боязнь быть не таким красивым, модным, успешным или стройным, как другие, боязнь плохих отметок и наказания за них, насмешек, боязнь выходить к доске или писать контрольную работу, одиночества, крушения своих планов. Все это может трансформироваться в страх темных мест (чердаков, подвалов, тоннелей).

Причины детских страхов

Чего-то бояться, соответственно уровню своего развития – нормально. Так ребенок учится справляться со своими фантазиями, вырабатывать против них защитные реакции.

Но не все эти страхи должны возникнуть обязательно: многие из них появляются из-за неправильного поведения взрослых на фоне высокой впечатлительности малыша с богатым воображением. Багаж жизненных знаний и опыта у малыша еще слишком мал, чтобы уметь объяснить те или иные явления логично.

Поэтому он включает воображение, додумывает их для себя порой в самых страшных красках, впечатляется и зацикливается. Такие ситуации развиваются неблагоприятно для ребенка, мешая ему спокойно и счастливо жить, порой доводя до неврозов.

Чтобы этого избежать, родителям важно знать, какие причины могут спровоцировать появление ненужных страхов:

  • Конкретные случаи. Например, малыш может панически бояться ос или собак, если однажды его укусила оса или собака. Или бояться замкнутого пространства, если однажды застрял в лифте. Но если он никогда не сталкивался с этим, бояться ему будет нечего.
  • Воспитание на постоянных жестких запретах или угрозах. («Нельзя ходить по лужам! Нельзя столько сладкого есть!», «Если ты не пойдешь спать, позову полицейского! Если не доешь суп, тебя утащит злой волк! Не будешь слушаться, баба яга заберет!»).
  • Ограничение двигательной активности ребенка. Боясь, что малыш травмируется, мама не разрешает ему бегать, прыгать, лазать по деревьям. Не находящая выхода энергия может стать причиной повышенной тревожности и появления фобий.
  • Недостаток общения с ровесниками. Социальная ограниченность также приводит к перекосам в психическом развитии.
  • Конфликты со сверстниками, насмешки с их стороны.
  • Частые конфликты родителей. Малыш боится стать их причиной, чувствует себя виновником семейных разладов.
  • Страхи самих родителей. Если малышу демонстрируется (даже случайно) мамина боязнь мышей или сороконожек, то ребенок, скорее всего, возьмет с нее пример.
  • Гиперопека в семье. Ребенок вырастет неуверенным, безответственным, не умеющим принимать решения, не приспособленным к быту. Его будут пугать любые трудности, ведь к ним он не привык. Человек будет расти инфантильным, а это часто порождает всевозможные страхи, как повод лишний раз испытать заботу взрослых.
  • Воспитание в неполной семье, когда матери приходится брать на себя роль главы семейства. Вымотанная, постоянно уставшая от бесконечных забот, раздраженная, мама не дает ребенку так необходимого ощущения гармонии, спокойствия и защищенности.
  • Невроз. Это психическое расстройство, требующее медикаментозной терапии. На фоне неврозов часто возникают всевозможные фобии, а хронический страх может перерасти в невроз. Поэтому нельзя оставлять маленького «бояку» без внимания и поддержки.

Сила воображения

Отдельно стоит сказать о роли фантазии в закреплении страхов у детей. Затяжное переживание страхов, их переход в фобии характерен для деток тревожных, мнительных, не уверенных в себе, впечатлительных, пессимистичных, зависимых и подверженных влиянию. Именно в таких случаях невинные детские фантазии довольно быстро обретают навязчивые хронические черты.

А фантазируют дети, особенно в дошкольном возрасте, по любому поводу (это естественный этап их психологического развития): услышал страшную сказку или историю-страшилку от сверстника, посмотрел пугающий мультик или фильм, прочел книгу с ужасным сюжетом, поиграл в кровавую компьютерную игру, услышал что-то в разговоре взрослых. Даже дерущиеся во дворе коты могут стать причиной возникновения страха.

Развитое воображение работает непрерывно. Устрашающие тени от лампы, шторы, одеяла, зловещий свет полной луны, таинственные звуки за окном – именно в таких красках воспринимает мир впечатлительный малыш. И вот его жизнь наполняется привидениями, оборотнями, инопланетянами, чудищами и монстрами…

Не читайте такому ребенку на ночь сказки со злыми персонажами и оградите от просмотра телевизора в вечернее время. А то, что он все же смотрит, не должно вызывать никаких негативных эмоций. Пусть это будут добрые мультики или познавательные программы.

Особенности проявления страхов

Дети проявляют свои страхи по-разному, в зависимости от возраста и особенностей эмоционального развития. Это может быть сильный испуг, постоянная боязнь чего-то или аффективный страх – возникший на фоне эмоциональной неустойчивости. Он – самый сильный, может проявляться в виде шока, ужаса, истеричного плача.

Ребенок может пожаловаться взрослым, что боится чего-то, а может и держать все в себе (особенно, если боится быть непонятым, услышать укоры, насмешки и осуждение). Но тревожная симптоматика все равно будет присутствовать. Малыш становится пугливым, замкнутым, нервозным, апатичным, может плохо засыпать или чутко спать, постоянно будет льнуть к маме.

Скрытая тревога, не находящая выхода и понимания, самая опасная для нежной детской психики. Именно она чаще всего приводит к появлению затяжной боязни, которая малышу не подконтрольна.

Это откладывает отпечаток на формировании характера ребенка, препятствует продуктивному общению с окружающими, снижает приспособляемость к изменениям внешней среды.

В конце концов хронические страхи влияют на будущее ребенка: его социализацию, отношения с противоположным полом, коллегами на работе.

Взрослые, помогите!

Как возникновение детских страхов, так и их преодоление, чаще всего зависят от взрослых. Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку преодолеть страхи или предотвратить их появление?

  • Относитесь к малышу с пониманием и сопереживанием. Нельзя стыдить ребенка, называть трусом или наказывать.
  • Беседуйте с малышом о том, что его пугает, доброжелательно, не заостряя внимания на фобии. Приведите ему свой пример: чего вы в детстве боялись и как победили эту боязнь.
  • Показывайте, что рядом с вами ему нечего бояться.
  • Не заставляйте нарочно сталкиваться с предметом страха (идти в темную комнату, например).
  • Не обсуждайте в его присутствии страшные истории (о болезни, смерти, катастрофах).
  • Контролируйте, что и сколько по времени смотрит малыш по телевизору, во что играет в компьютере.
  • Не транслируйте ему собственные страхи.
  • Показывайте ребенку реальные опасности жизни, но доступно, на конкретных и понятных примерах. Объясняйте, когда это опасно, а когда – полезно (например, огонь может обжечь или стать причиной пожара, но он дает тепло и возможность готовить пищу).

То есть ребенок должен иметь достаточно объективной информации о потенциальных угрозах и относиться к ним адекватно.

Профилактика страхов у детей заключается, прежде всего, в воспитании в них уверенности в себе, самостоятельности, оптимистичного отношения к жизни.

Бывают случаи, когда родители не справляются с фобиями ребенка своими силами, он продолжает бояться. Тогда на помощь придет специалист: психотерапевт, психолог, а порой и психиатр. Обратиться к ним нужно обязательно, если у ребенка появилась тревожная симптоматика:

  • бессонница, ночные кошмары;
  • энурез;
  • нервозные привычки (обгрызать ногти, теребить пуговку, накручивать волосы на палец);
  • неконтролируемая агрессия;
  • частые истерики;
  • потеря аппетита;
  • тики, навязчивые движения;
  • заикание.

Диагностика и коррекция детских страхов

Психолог проводит диагностику детских страхов для выявления причины, их вызвавшей. Ведь только найдя и искоренив ее, можно победить в этой борьбе.

В зависимости от возраста, склонностей, умений ребенка ему могут предложить:

  • нарисовать что-то на заданную или произвольную тему (психолог смотрит на цвета, размеры, расположение частей рисунка, сюжет, четкость линий и деталей и т. д.);
  • слепить что-то – по тому же принципу;
  • придумать сказку (или закончить предложенную);
  • откровенно побеседовать о проблеме (для этого взрослый должен сначала вызвать доверие у малыша).

После этого необходима коррекционная работа с малышом по решению проблемы. Она может потребовать от 3 до нескольких десятков сеансов. Коррекция проводится в различных формах – в зависимости от склонностей самого ребенка, его возраста, степени запущенности случая и т. д.:

  • Сказкотерапия. Переживая сюжет специально подобранных сказок, ребенок чувствует себя храбрым, сильным, учится преодолевать эмоциональное напряжение.
  • Игровая терапия. Игра погружает ребенка в травмирующую обстановку в придуманном мире. Так страх выглядит намного слабее, легче поддается дальнейшей коррекции.
  • Рисование. Малыш рисует свой страх, рассматривает его с помощью психолога до малейших подробностей, делает его смешным, уничтожает.

В каждом конкретном случае эти методики могут дополняться другими:

  • танцетерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • уветотерапия;
  • арт-терапия;
  • песочная терапия и т. д.

Возникновение страхов у ребенка – неизбежный признак его развития. Но когда они обретают устойчивые, навязчивые формы, мешают полноценному развитию, отдыху, самореализации, на помощь должны прийти взрослые: родители или психологи. А зачастую коррекционная работа требует немалых усилий и тех, и других. Но психическое здоровье наших детей того стоит.

Источник: https://Razvivashka.online/psihologiya/detskie-strahi

Страхи и тревожность у детей дошкольного возраста, методы коррекции

Статья Особенности проявления страхов и тревожности у детей 5 - 6 лет дошкольного возраста

Повышенная тревожность и страхи у детей дошкольного возраста (4-7 лет) — явление довольно распространенное не только в современном обществе, но и на протяжении всего развития человечества.

При воспитании ребенка многие родители беспокоятся, что их малыш часто пугается, по их мнению, без всяких на то причин. Нарушается сон, ребенок теряет в весе, рыдает и просит не оставлять его в одиночестве.

Тревожность у дошкольников может быть как вариантом нормального развития, так и поводом обратить внимание на методы и условия воспитания ребенка.

Детский страх: норма или патология?

Многочисленные исследования подтверждают тот факт, что большинство фобий и невротических реакций у взрослых сформировались еще в раннем детстве.

К возникновению какого-либо страха у детей приводят конкретные факторы, которые далеко не всегда являются очевидными для взрослых. Страх — это одна из базовых эмоций человека, естественная реакция организма на ситуацию опасности.

Бывают страхи реальные (например, боязнь укуса собаки), а бывают невротические, когда тревожность у дошкольников не обоснована окружающей действительностью.

Так, в последнем случае ребенок может бояться звука бытовых приборов, безобидных животных или чего-либо еще, что не относится взрослыми к разряду пугающего. При этом у дошкольника возникают навязчивые состояния, энурез, тики или другие невротические проявления.

Существует понятие возрастных страхов, которые в норме появляются у каждого человека, находящегося на том или ином этапе развития, и носят временный характер. В дошкольном возрасте ведущим страхом является страх смерти — своей или родителей. Его появление свидетельствует об осознании ребенком необратимости происходящих в жизни изменений, неизбежности смерти или переживания утраты.

Другими самыми распространенными фобиями являются следующие: страх крови, уколов, боли, темноты, войн, стихийных бедствий, высоты, глубины, животных и насекомых, персонажей сказок или фильмов ужасов.

Основной мотивацией таких страхов является угроза жизни в том или ином виде, а инстинкт самосохранения у детей действует отлично. В норме подобные страхи со временем проходят, но если они тяжело переживаются ребенком, это свидетельствует об определенном неблагополучии в его развитии.

При повышенном беспокойстве родителей для выявления нормы или патологии в эмоциональном состоянии ребенка желательно обратиться к компетентному психологу.

Родителям не следует забывать, что маленький ребенок создает в своем воображении сказочный мир, где действуют иные законы, а предметы обладают магическими свойствами. Этот этап развития мышления так и называют — магический.

Приписывание различным объектам пугающих свойств может приводить малыша в ужас.

Поэтому, чем бы ни был вызван страх дошкольника и как бы он ни проявлялся, взрослые всегда должны серьезно и с уважением относиться к любым реакциям ребенка.

Причины тревожного поведения

В основе любого поведения и реакции находится конкретная причина. Повышенная тревожность у детей дошкольного возраста может быть вызвана следующими факторами:

  1. Реальный случай. Страх и тревожность могут иметь конкретную основу в виде определенной ситуации, случившейся с ребенком. Например, укусила собака, потерялся и теперь боится расставаться с мамой и т.п. Страх повторения подобного случая мешает дошкольнику свободно действовать в ряде ситуаций. Как правило, такие страхи легко поддаются коррекции. Однако у малышей с повышенной мнительностью и тревожностью они могут длиться в течение продолжительного периода времени.
  2. Напряженная атмосфера в семье. Ребенок очень чутко реагирует и на подсознательном уровне улавливает конфликтные отношения между близкими людьми. Часто он винит себя в ссорах родителей и тревожится, как сделать так, чтобы они помирились.
  3. Конфликты со сверстниками. Малыш, посещающий детский сад или развивающие секции, может столкнуться с насмешками или обидными действиями со стороны детского коллектива. В этом случае ребенок может начать бояться посещения подобных мест.
  4. Запугивания, внушения со стороны взрослых, постоянные предупреждения об опасности. В результате ребенок начинает бояться активных действий, медицинского персонала, людей в форме и т.д. Такие страхи детей относятся к разряду надуманных, однако очень прочно закрепляются в сознании дошкольника. Внушенный страх в дальнейшем может преследовать человека на протяжении всей жизни.
  5. Бурная фантазия также способствует возникновению тревожности у дошкольников. Дети часто сами выдумывают страшные ситуации. Так, в темноте обычные вещи превращаются в пугающих существ, а в ванной живет монстр, который засасывает все в свою пучину. Одни дети через некоторое время легко забывают об этом, а для других подобные ситуации являются источником постоянного стресса.
  6. К страхам может приводить и неоправданная строгость родителей в отношениях с детьми, чрезмерная требовательность, физические наказания, игнорирование чувства собственного достоинства ребенка. В результате вырастает мнительный и неуверенный в себе человек.
  7. Расстройства психики. Неадекватная тревожность в дошкольном возрасте может выступать симптомом невроза, когда у ребенка возникают приступы паники или возникают страхи, не соответствующие возрасту.

Для быстрого и эффективного преодоления тревожности у дошкольников важно понимать, какие именно факторы привели к ее возникновению. Определить конкретную причину, вызвавшую страх, поможет диагностическое обследование на приеме у психолога или коррекционного педагога. Специалист скорректирует поведение малыша и даст рекомендации по гармонизации его душевного состояния.

Способы преодоления страхов

Методы коррекции детских страхов у дошкольников могут быть самыми разнообразными — от простого проговаривания и рисования до проигрывания ситуаций и реального взаимодействия с пугающим объектом.

Поскольку дети часто выражают свое эмоциональное состояние при помощи рисования, коррекция страхов посредством рисунков является весьма эффективной. Изображение пугающего объекта часто приводит к снижению тревожности у дошкольников.

Важно, чтобы в процессе рисования рядом с ребенком находился подбадривающий его взрослый, оказывающий поддержку и защиту.

Если малыш отказывается рисовать, не стоит настаивать, лучше на время отложить это занятие и обратиться к другим методам коррекции.

Нарисовать страх, значит, непосредственно с ним соприкоснуться, что часто очень волнующе для ребенка. С другой стороны, актуализация пугающего объекта и его условное изображение приводят к снижению напряжения, а появляющийся в процессе рисования интерес со временем замещает собой все негативные эмоции.

Упражнения на снятие тревожности у дошкольников могут включать в себя обучение методам релаксации с целью снятия мышечного напряжения, придумывание сказочных историй про страх, инсценировка их с помощью различных игрушек.

На помощь может прийти вышеупомянутое магическое мышление, которое в норме призвано снизить тревогу. Родителям можно попробовать вместе с ребенком подумать, чего не хватает страху, почему он так себя ведет, наделить пугающий объект привлекательными чертами и т.п.

В дополнение с телесными играми это поможет преодолеть боязнь и гармонизировать эмоциональное состояние дошкольника.

Тревога и страх во многом зависят от душевного состояния ребенка в данный момент. Родителям нужно уметь успокаивать малыша, не оставлять без внимания жалобы, понимать и с уважением относиться к его реакциям на что-либо.

Спокойный тон голоса, авторитетное разъяснение, твердая уверенность взрослого развеют тревожные ожидания ребенка. Создание доверительной и поддерживающей атмосферы в семье поможет дошкольнику не загонять страх внутрь, а спокойно обсудить его с близкими.

Озвучивание пугающей ситуации уже само по себе снижает напряжение. Именно такой подход лежит в основе воспитания уверенной в себе личности.

Страхи и тревожность у детей дошкольного возраста, методы коррекции Ссылка на основную публикацию

Источник: https://doshkolnik.net/stati/strahi-i-trevozhnost-u-doshkolnikov.html

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: