Статья Плавание – эффективное средство профилактики нарушений осанки детей дошкольного возраста

Содержание
  1. Профилактика нарушения осанки и свода стопы у детей дошкольного возраста | Детский сад №312 «Катюша» в Ростове-на-Дону
  2. Важное значение имеют:
  3. КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПЛАВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ: СОДЕРЖАНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
  4. Вытяжение позвоночника во время скольжения в воде дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, формируется чувство правильной осанки. Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить сразу две задачи: коррекция при нарушениях из разгрузочного положения и закаливание (особенно необходимое для ослабленных детей). Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно-важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное, эмоциональное и прикладное значение. Следовательно, плавание является неотъемлемым компонентом комплексной программы реабилитации по коррекции нарушений осанки [3]
  5. Нарушение осанки у детей дошкольного и школьного возраста: лечение и профилактика искривления
  6. Какой должна быть правильная осанка у детей в разном возрасте?
  7. Виды и степень нарушения осанки у детей
  8. Лечение нарушений осанки
  9. Лечебная физкультура и массаж
  10. Физиопроцедуры и лечебные ванны
  11. Ношение корректирующих приспособлений
  12. Профилактика нарушений осанки у детей
  13. Нарушение осанки у детей (дошкольного и школьного возраста): лечение искривления, причины, как исправить
  14. Основные виды патологии у детей
  15. Какую опасность таит нарушение
  16. Профилактика нарушения осанки у ребенка
  17. Сколиоз
  18. Неправильная осанка может привести к различным заболеваниям

Профилактика нарушения осанки и свода стопы у детей дошкольного возраста | Детский сад №312 «Катюша» в Ростове-на-Дону

Статья Плавание - эффективное средство профилактики нарушений осанки детей дошкольного возраста

Болезни позвоночника — одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации.

Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте.

Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всем внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При ее ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста.

Уже к концу первого года жизни у ребенка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный — выпуклостью вперед, грудной и крестцово-копчиковый – выпуклостью назад.

Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, еще на этапе внутриутробного развития. Когда ребенок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника.

Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Четкие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребенка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, т.к. позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными.

Наиболее частый дефект — вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперед плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки, свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы.

При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников.

Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

  • своевременное правильное питание;
  • свежий воздух;
  • подбор мебели в соответствии с длиной тела;
  • оптимальная освещенность;
  • привычка правильно переносить тяжелые предметы;
  • привычка правильно сидеть за столом;
  • расслаблять мышцы тела;
  • следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотре телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребенка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени.

Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз).

 Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,52 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперед.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жестким и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка — невысокой. Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

Упражнения стоя у зеркала. Ребенок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого ее восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство.

Упражнения у вертикальной плоскости  (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребенок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком.

Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц – от 3 до 6 сек.

, расслабление – от 6 до 12 сек.

Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, т.к. уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

Плоскостопие — это деформация стопы, характеризующаяся стойким уменьшением ее сводов вплоть до их полного исчезновения.

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода, но спровоцировать плоскостопие может ношение тесной обуви, особенно с узким носом, или на высоком каблуке, с толстой подошвой, без жесткого задника, негнущейся — все это лишает стопу ее естественной гибкости.

Также причинами развивающегося плоскостопия могут быть рахит, общая слабость, пониженное физическое развитие, а также избыточная масса тела, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная нагрузка. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хождение по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука.

Деформация стоп может возникнуть также в результате параличей и травм мышц, связок и костей ног.

К сожалению, рассчитывать на полное избавление от плоскостопия, особенно при далеко зашедшей патологии, не приходится. На начальной стадии, как отмечают врачи-ортопеды, боли в ногах можно ликвидировать в течение 1-2 месяцев посредством теплых ежедневных ножных ванн с морской солью, ручного массажа и лечебной гимнастики. Массаж и гимнастику должен проводить специалист.

Полезное воздействие на коррекцию плоскостопия может оказать самомассаж стоп с использованием различных приспособлений: специальных массажных ковриков, шипованных валиков и мячей. Упражнения с ними выполняются произвольно. В итоге улучшается кровообращение, нормализуется тонус мышц.

В лечении плоскостопия нередко применяется и физиотерапия, что улучшает обменные процессы и кровообращение в тканях и опосредованно укрепляет своды стоп. Массаж и физиотерапия назначаются курсами, обычно по 10–15 процедур.

  • Консультации специалистов.
  • Наша фотогалерея.
  • Новости детского сада.

25 июня 2015.
Размещено в Консультации.
Физкультура

Источник: http://detsad-katusha.ru/2015/06/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8-%D0%B8-%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B4/

КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ПЛАВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ: СОДЕРЖАНИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Статья Плавание - эффективное средство профилактики нарушений осанки детей дошкольного возраста

Vikun69@yandex.ru

В последнее время такие понятия, как «нарушение осанки», «сколиоз», «сколиотическая болезнь» все чаще вызывают интерес не только у врачей-ортопедов и специалистов в области адаптивной физической культуры, но и вызывают серьезную озадаченность у воспитателей дошкольных учреждений, учителей школ, а также родителей детей, к которым это относится. Главной составляющей правильной осанки является здоровый позвоночник. Формирование ее начинается в раннем возрасте. Правильная осанка отражает степень общего развития детей и подростков, их функциональный статус.

Увеличение в последнее время числа детей и подростков с нарушениями и заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани, в частности с нарушениями осанки и сколиоз является одной из актуальных проблем практической медицины и педагогики.

По данным различных источников нарушения осанки встречаются у 20-30% дошкольников и школьников, а в возрасте 12-13 лет – до 50%. Сколиоз встречается реже: у 2-9% детей и подростков в возрасте до 16 лет, при этом распространенность этого тяжелого заболевания у детей школьного возраста достигает 15-30% и более.

Подобный уровень распространенности нарушений осанки и сколиоза характерен не только для России, но и для соседних государств [1].

Ухудшение функциональных возможностей организма, косметические дефекты фигуры, повышенная утомляемость, психологические и социальные проблемы, а также потенциальный неблагоприятный эффект от углубления нарушений осанки и прогрессирования сколиоза требует необходимости постоянного контроля и коррекции деформаций до момента созревания скелета. В этой связи становится очевидным, что за состоянием осанки нужно следить с раннего возраста.

В этом случае особое значение имеет плавание как средство коррекции и профилактики осанки у детей дошкольного и школьного возраста, так как плавание способно одновременно обеспечить естественную разгрузку позвоночника, минимизировать асимметричную работу межпозвонковых мышц, предоставить условия для нормального роста тел позвонков [2].

Вытяжение позвоночника во время скольжения в воде дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, формируется чувство правильной осанки. Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить сразу две задачи: коррекция при нарушениях из разгрузочного положения и закаливание (особенно необходимое для ослабленных детей). Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно-важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное, эмоциональное и прикладное значение. Следовательно, плавание является неотъемлемым компонентом комплексной программы реабилитации по коррекции нарушений осанки [3]

В этой связи нами были разработаны занятия плаванием коррекционно-оздоровительной направленности для детей с нарушением осанки.

Основными задачами занятий являлось корригирующие и стабилизирующие воздействия на позвоночник, укрепление мышечного корсета (особенно мышц туловища), закрепление навыков правильной осанки, повышение функциональных возможностей организма (в частности дыхательной и сердечно-сосудистой систем), закаливание, обеспечение комфортного эмоционального состояния.

Структура занятия включали в себя вводную (продолжительность 5-10 мин), основную (продолжительность 20-25 мин) и заключительную (10-15 мин) части. Основными средствами выступали физические упражнения в воде, различные элементы способов плавания, плавание различными способами, подвижные игры на воде.

Мы приводим содержание одного из занятий, проводимых нами в рамках педагогического эксперимента.

Вводная часть занятия (5-10 минут).

1. Исходное положение (и.п.) – стоя по плечи в воде, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед (ладонями кнаружи). Быстро описать круг руками назад с максимальной амплитудой, голову отвести назад – вдох. Присев, опустить голову и, делая выдох в воду, медленно вернуть руки в и.п. Повторить 5-6 раз.

2. И.п. – лежа на воде на спине, держась руками за поручень (бортик) за головой; между стопами зажат резиновый мяч (круг, пенопластовая доска). «Утопить» мяч ногами и несколько секунд удерживать в этом положении. Повторить 3-4 раза.

3. И.п. – стоя по плечи в воде (спиной к бортику) и держась разведенными в стороны руками за поручень (бортик). Сделать шаг вперед правой ногой, не отпуская рук (можно скользить ими по поручню), расправить плечи и прогнуться; вернуться в и.п. То же левой ногой. Повторить по 3-4 раза каждой ногой.

Основная часть занятия (20-25 минут).

1. Скольжения на груди с задержкой дыхания, с опорой и без опоры (50-100 м) или при отталкивании от бортика (8-10 раз). В конце упражнения – выдохи в воду.

2. Плавание на спине при помощи движений ногами брассом: с опорой и без опоры, руки вдоль туловища или вытянуты вперед (50-100 м).

3. Проплывание скоростных участков (4-6 раз по 10-15 или 25 м – в зависимости от подготовки) кролем на груди при помощи движений ногами в согласовании с дыханием (соревновательный метод). По возможности использовать ласты (при плоскостопии). В конце упражнения – выдохи в воду.

4. Плавание в медленном темпе баттерфляем без выноса рук из воды (при плоской спине); брассом на спине с гребком одновременно обеими руками (при кифотической осанке); обоими способами поочередно и на спине при помощи движений ногами кролем и гребком одновременно обеими руками (при асимметричной осанке и других ее нарушениях) – 100-200 м, по возможности использовать лопаточки.

5. Одна из игр на воде, отвечающая задачам занятия: например, «Водолазы», «Охотники и утки», «Торпеды».

6. Ныряние в длину (2-3 раза).

7. Скольжения на спине с опорой и без опоры (50-100 м) или при отталкивании от бортика (8-10 раз).

Заключительная часть занятия (10-15 минут).

1. Плавание брассом на груди в полной координации с удлиненной паузой скольжения (предложить занимающимся проплыть бассейн, выполнив наименьшее количество циклов), 100-200 м.

2. И.п. – стоя по шею в воде, руки сцеплены в «замок» за спиной. Расправить плечи и отвести руки назад-вверх – вдох; медленно вернуться в и.п. – выдох, повторить 5-6 раз.

3. Игра «Ледоколы»

4. Упражнение «Звездочка» – лежание на воде на груди или спине (особенно при кифотической осанке). Сделав вдох, лечь на воду и развести руки и ноги в стороны. Повторить 2-3 раза в каждом положении.

Продолжительность каждого занятия – 45 минут; они проводились два раза в неделю на протяжении шести месяцев в бассейне «Городской клинической больницы №4 г. Тамбова» под наблюдением инструктора ЛФК.

Для оценки эффективности коррекционно-оздоровительных занятий по плаванию с младшими школьниками, проходящими курс физической реабилитации, применялось несколько функциональных проб, характеризующих состояние мышечного корсета детей с нарушением осанки.

Данное обстоятельство обусловлено тем, что в формировании осанки и поддержании положения туловища главную и одинаково важную роль играет статическая силовая выносливость мышц спины, живота и боковых поверхностей туловища.

Мышцы должны быть не просто сильными, но и гармонично развитыми, способными как можно длительно удерживать туловище в правильном положении, так и расслабляться и растягиваться при сокращении мышц-антагонистов во время движений. Это обычно затруднено у детей с нарушениями осанки [4].

В нашем эксперименте прияло участие 12 школьников 8-10 лет (5 девочек и 6 мальчиков), которым поставлен диагноз «нарушение осанки». В начале педагогического эксперимента (начало октября 2014 г.

) нами были проведены функциональные пробы, характеризующие состояние мышц мышечного корсета. При выполнении этих проб по секундомеру измерялось время до выраженного утомления мышц.

Результаты исследования приведены в таблице 1.

Таблица 1. – Исходные результаты функциональных проб детей с нарушением осанки

ИмяВ начале эксперимента, с
Мышцы спиныМышцы животаБоковые мышцы
Марина Д.45,055,050,0
Маша Н.60,045,065,0
Олеся П.55,040,055,0
Настя В.65,060,065,0
Лера В.50,065,080,0
Сергей Б.55,040,060,0
Алеша Д.60,055,050,0
Никита Д.55,050,060,0
Артем З.60,055,065,0
Илья К.65,060,075,0
Максим К.55,065,070,0
Кирилл А.65,060,065,0
среднее57,5±1,7954,2±2,5263,3±2,64

После проведения 6-месячного формирующего этапа педагогического эксперимента, которые представлял собой коррекционно-оздоровительные занятия по плаванию, нами вновь были проведены функциональные пробы (конец марта 2015 г.). Результаты приведены в таблице 2.

Таблица 2. – Итоговые результаты функциональных проб детей с нарушением осанки

ИмяВ начале эксперимента, с
Мышцы спиныМышцы животаБоковые мышцы
Марина Д.65,070,075,0
Маша Н.70,075,085,0
Олеся П.60,055,095,0
Настя В.95,080,070,0
Лера В.80,095,075,0
Сергей Б.65,090,080,0
Алеша Д.80,075,080,0
Никита Д.75,060,085,0
Артем З.70,075,085,0
Илья К.75,085,085,0
Максим К.75,085,080,0
Кирилл А.85,090,090,0
среднее74,5±2,7877,9±3,5182,1±3,91

Для оценки эффективности применяемой методики нами был проведен сравнительный анализ исходных и итоговых показателей функциональных проб. Результаты сравнительного анализа приведены в таблице 3.

Таблица 3. – Сравнительный анализ исходных и конечных результатов функциональных проб детей с нарушением осанки

Функциональная пробаИсходные результаты, сИтоговые результаты, сРазница, %
1Мышца спины57,5±1,7974,5±2,78+29,56
2Мышцы живота54,2±2,5277,9±3,51+43,73
3Боковые мышцы63,3±2,6482,1±3,91+29,69

Из данных таблицы 3 видно, что положительная динамика наблюдается по всем проведенным функциональным пробам, а именно: прирост  функциональной пробы для мышц спины составил 29,56%, для мышц живота – 43,73%, для боковых мышц – 29,69%.

Исследование признаков нарушения осанки, осуществлялось нами с помощью метода ромба Машкова (табл. 4).

Таблица 4. – Исследуемые признаки нарушений осанки

Признаки нарушения осанки при сколиозе
R1 – расстояние между остистым отростком VII шейного позвонка и нижним углом правой лопаткиR2 – расстояние между нижним углом  правой лопатки и остистым отростком V поясничного позвонкаR3 – расстояние между остистым  отростком VII шейного позвонка и нижним углом левой лопаткиR4 – расстояние между нижним углом левой лопатки и остистым отростком V поясничного позвонкаR5=R1+R2R6=R3+R4R7=R5-R6,если R7>0,5 см, то можно говорить о нарушении осанки

Динамика показателей признаков нарушения осанки приведена в таблице 5.

Таблица 5.- Динамика показателей признаков нарушения осанки

ПоказателиРезультаты измерения (см)
Девочки, М±тМальчики, М±т
Начало экспериментаОкончание экспериментаНачало экспериментаОкончание эксперимента
R118,92±1,0118,55±0,4320,13±l,2518,54±0,94
R223,68±1,6925,22±3,1624,54±2,9826,02±2,54
R319,01±0,8718,53±0,1120,32±1,318,7±1,12
R422,54±0,6525,31±2,8924,8±1,4125,28±2,25
R541,67±l,2143,77±3,3346,66±0,5644,27±2,98
R641,56±2,1243,84±2,8345,41±l,4144,24±2,86
R71,04±0,160,41±0,671,12±0,160,52±0,19

Из данных таблицы 5 видно, что у девочек, принявших участие в эксперименте,  наблюдается интенсивное протекание процесса исправления нарушения осанки, а именно – показатель R7

Источник: http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/vseross/professionalno_lichnostnoe_razvitie_prepodavatelya_i_studenta_tradiczii,_problemyi,_perspektivyi2/sekcziya_9/korrekczionno_ozdorovitelnyie_zanyatiya_po_plavaniyu_dlya_detej

Нарушение осанки у детей дошкольного и школьного возраста: лечение и профилактика искривления

Статья Плавание - эффективное средство профилактики нарушений осанки детей дошкольного возраста

Когда речь идет об осанке, многие воспринимают ее только с эстетической точки зрения. Действительно, ровная спина, расправленные плечи — это красиво, и внешняя привлекательность играет для подростка важную роль. Однако искривленный позвоночник влияет на функционирование внутренних органов, так что правильная осанка ребенка важна в целом для здоровья организма.

Какой должна быть правильная осанка у детей в разном возрасте?

Осанка — это вертикальное положение тела человека. Как определить, что с осанкой все в порядке? Существует несколько признаков:

  • плечи, лопатки, соски, гребни подвздошных костей находятся на одном уровне;
  • линия позвоночника прямая, не искривлена в сторону;
  • ключицы симметричны;
  • конечности одинаковой длины;
  • живот втянут — нет горба или сильного прогиба в пояснице;
  • стопы не деформированы, имеют естественный изгиб.

Нарушение хотя бы одного из этих признаков говорит о неправильном положении тела, которое необходимо исправить. Прямохождение обеспечивается опорно-двигательной системой — не только костями, но и мышцами, связками и сухожилиями. Искривление свидетельствует о нарушениях скелетно-мышечного аппарата.

Естественные изгибы позвоночника образуются в раннем возрасте и объясняются прямохождением человека. К концу 1 месяца грудничок поднимает головку и у него появляется первый изгиб — шейный лордоз.

К полугоду он уже сидит, так возникает грудной кифоз — выпуклость назад.

К 1 году малыш стоит и ходит, из-за того, что мышцы живота слишком слабые, чтобы поддерживать туловище в вертикальном положении, образуется поясничный лордоз.

Тело человека растет до 24 лет. За это время организм проходит два опасных пика, когда наблюдается резкий скачок роста. Именно в этот период у ребенка может возникнуть искривление позвоночника. Первый пик активности приходится на 5-6 лет, второй — на 13-15 лет.

Виды и степень нарушения осанки у детей

В ортопедии и травматологии выделяют несколько параметров для классификации отклонений осанки у детей. В одной за основу взяты характер изменений в изгибах позвоночника и их локализация, а во второй — степень выраженности симптомов. Для детей разных возрастов характерны различные заболевания в зависимости от факторов, способствующих возникновению нарушений.

В таблице ниже указана классификация по характеру отклонений.

ПлоскостьНаименование нарушенияОписание
СагиттальнаяПлоская спинаВыравнивание естественных изгибов позвоночника.
СутулостьУвеличение кифоза и уменьшение поясничного лордоза.
Круглая спинаЗначительное увеличение кифоза и полное выравнивание поясничного лордоза.
Вогнутая спинаУвеличение поясничного лордоза, выравнивание шейного лордоза и кифоза.
Кругло-вогнутая спинаГипертрофированные изгибы позвоночника.
ФронтальнаяСколиотическая осанкаАсимметрия левой и правой части туловища.

Выделяют три степени нарушения осанки у детей.

СтепеньОписаниеВозраст
IНебольшие изменения, легкая сутулость. Легко можно скорректировать, делая замечания ребенку о неправильном положении туловища.Дошкольники
IIЯвные деформации. Исправляются разгрузкой спины, физическими упражнениями, специальным массажем.Дошкольники и школьники
IIIОчень сильное искривление позвоночника, которое нельзя вылечить самостоятельно с помощью упражнений и разгрузки.Школьники

Лечение нарушений осанки

Лечением искривлений позвоночного столба, укреплением спинных мышц и профилактикой отклонений занимаются травматологи, ортопеды, хирурги. Существует несколько способов терапии, которые эффективны при разных стадиях сколиоза: массаж, лечебная физкультура, физиотерапия, ношение специальных конструкций для коррекции осанки.

Лечебная физкультура и массаж

Детям с I или II стадией сколиоза хорошо помогает лечебная физкультура. Ее проводит врач-инструктор ЛФК. Гимнастические упражнения разрабатываются под конкретного ребенка, для коррекции именно его осанки.

Упражнения ЛФК направлены на укрепления мышц спины и брюшного пресса. Мощный мышечный каркас поможет удержать позвоночник в вертикальном положении и исправить уже имеющиеся искривления и прогибы. Несколько самых простых упражнений:

  • приседания с ровной спиной;
  • поднятие корпуса тела из положения лежа с удержанием ног;
  • ходьба на носочках с вытянутой шеей;
  • вытягивание рук вперед и их фиксация в этом положении на несколько секунд.

После занятий лечебной физкультурой рекомендуется массаж. Он улучшает кровообращение и лимфоток, снимает мышечные зажимы, укрепляет мышцы и суставы.

Обычный, расслабляющий массаж, который делается в косметологических кабинетах, не подойдет, он может навредить ребенку. Процедуру должен выполнять только квалифицированный врач, имеющий сертификат массажиста.

Очень хорошо помогает массаж грудничкам и детям дошкольного возраста.

Физиопроцедуры и лечебные ванны

Для детей школьного возраста с целью коррекции осанки часто назначается физиотерапия:

  1. Электромиостимуляция — стимуляция мышц спины электрическим током. Электрические импульсы способствуют сокращению мышечных волокон и укрепляют мышечный корсет.
  2. Индуктотермия — стимуляция высокочастотным магнитным полем. Под воздействием магнитного поля улучшается проводимость нервных волокон, кровообращение, прогревается тело, нормализуется метаболизм.
  3. Электрофорез. Электрическое поле способствует проникновению в организм лекарственного вещества, нанесенного на прокладки электродов.

В качестве вспомогательного средства выписывают направление на пелоидотерапию (лечение целебными грязями), талассотерапию. Хорошее воздействие оказывают лечебные ванны и плавание (укрепляет все мышцы организма и способствует формированию крепкого мышечного корсета).

Ношение корректирующих приспособлений

В запущенных стадиях искривления позвоночника ортопед может назначить ношение специального приспособления — корректирующего медицинского корсета, который покупается в ортопедических аптеках и подбирается индивидуально под ребенка. В некоторых случаях его заказывают индивидуально, и специалист изготавливает изделие для конкретного малыша.

Корсеты снимают дополнительное напряжение с позвоночного столба и способствуют его вытягиванию. Корректирующие приспособления рекомендованы в следующих случаях:

  • сколиоз;
  • кифоз;
  • лордоз;
  • сутулость.

Профилактика нарушений осанки у детей

Как сохранить правильную и красивую осанку у ребенка? Врачи советуют придерживаться следующих рекомендаций по профилактике:

  1. Заниматься профилактикой сколиоза с младенческого возраста. Вовремя обследоваться у хирурга и ортопеда. Когда малыш подрастет, следует водить его поочередно за левую и правую ручку, ведь ребенок тянется к взрослому и изгибает спину.
  2. Когда ребенок начинает сидеть, нужно следить, чтобы он не сидел слишком долго и постоянно менял положение. Если в дошкольном возрасте малыш увлекается творчеством, игрой на музыкальных инструментах, необходимо делать перерывы каждые 20 минут.
  3. Напоминать школьнику выпрямлять спину, когда он делает уроки. Также следует позаботиться о том, чтобы рабочее место было удобным, а стул подобран по росту. В средней школе практически нет контроля осанки детей, поэтому у многих начинает появляться сколиоз именно в школе.
  4. Заниматься спортом. Не обязательно отдавать ребенка в профессиональный спорт, зарядка по утрам тоже способствует укреплению мышечного корсета.

Красивая осанка важна не только с эстетической точки зрения. Из-за искривленного позвоночника сдавливаются внутренние органы, нарушается кровообращение, слабеют мышцы. Сколиоз намного проще предотвратить, чем впоследствии исправлять неправильную осанку.

Источник: https://RosMedPlus.ru/simptomy/grud-spina/iskrivlenie-osanki-u-detej.html

Нарушение осанки у детей (дошкольного и школьного возраста): лечение искривления, причины, как исправить

Статья Плавание - эффективное средство профилактики нарушений осанки детей дошкольного возраста

Для того чтобы самостоятельно выявить возможное искривление осанки у ребенка, необходимо осмотреть его спину, при этом ребенок должен стоять прямо и быть расслабленным. Если нарушений осанки нет, то вы сможете наблюдать, что у ребенка ровная спина, лопатки располагаются симметрично, плечи слегка развернуты и находятся на одном уровне, при этом живот подтянут, а ноги выпрямлены.

Поводом для беспокойства может стать привычка ребенка садиться и при этом подгибать под себя одну ногу. Если осанка ребенка вызывает хоть малейшие сомнения, необходима обязательная консультация специалиста – ортопеда. Лечебная физкультура, курс массажа и другие процедуры помогут исправить ситуацию, когда она еще не слишком запущена, т.к.

Основные виды патологии у детей

Грамотное лечение зависит от правильного определения вида патологической осанки.

Внешние признаки и виды паталогии:

  • сутулая спина – характеризуется этот вид приподнятыми надплечьями, а также » крыловидными» лопатками;
  • округлая спина – его определяют по следующим признакам: наклоненная вперед голова, приподнятые надплечья, внешне кажется, что руки находятся немного впереди корпуса тела;
  • кругло-вогнутая спина – для этого вида характерны: выпирающий вперед живот, »крыловидные “ лопатки, голова наклонена слегка вперед;
  • плоская спина – здесь наблюдается выдвинутая вперед грудь, свисающий низ живота, во время занятий спортом ребенок может ощущать боль и дискомфорт;
  • плоско-вогнутая спина – основные черты этого вида: смещенный назад таз, »крыловидные “ лопатки и постоянно согнутые в коленях ноги.

Предлагаем ознакомиться: Недифференцированный артрит лечение симптомы и профилактика
Все эти разновидности нарушения осанки делятся на два типа:

  1. Нарушение в сагиттальной плоскости – к нему относят все вышеперечисленные виды.
  2. Нарушение во фронтальной плоскости – отличительной чертой является искривление позвоночника.

Только после определения вида патологии назначается правильное лечение, которое впоследствии может привести к полному выздоровлению.

Какую опасность таит нарушение

Основные последствия нарушения осанки, которые негативно влияют на организм человека:

  • развитие заболевания остеохондроза;
  • изменение работы внутренних органов в худшую сторону;
  • изменение формы грудной клетки, которое впоследствии станет причиной дисфункции многих органов;
  • возникновение сколиоза – болезнь искривленного позвоночника, страдающие этим заболеванием постоянно мучаются головными болями и болями в области спины;
  • сутулость или горбатость – в запущенной форме способствует затрудненному дыханию;
  • возникновение лордоза – это выраженные выпуклости, располагающиеся в области шеи или поясницы;
  • образование горба.

Если не обращать внимание на эту патологию, то в итоге она может привести к серьезным осложнениям и стать следствием инвалидности.

Профилактика нарушения осанки у ребенка

  • Идеальная осанка и красивая походка являются результатом постоянного контроля родителей. Лопатки симметричны, плечи находятся на одном уровне, ноги ровные, походка правильная – примерно так можно описать отсутствие проблем с позвоночником. Если в вашем случае что-то не соответствует, начинайте действовать.

    Важно не упустить время, поэтому постоянно наблюдайте за ребенком, а при малейших подозрениях на проблемы, принимайте меры.

  • Присмотритесь, в какой позе сидит ваш ребенок. Правильное положение: ступни ног стоят на полу, спина находится параллельно спинке стула, бедра перпендикулярно позвоночнику.

    Лопатки примут нужное положение, когда предплечья опираются, а кисти рук лежат на столе.

  • Не рекомендуется длительное стояние. Не злоупотребляйте наказанием «в угол». Это утомляет ребенка, он начинает переступать с ноги на ногу, ищет к чему бы прислониться, это провоцирует нарушение осанки у детей.

  • Многое зависит и от питания. В ежедневном меню должны быть фрукты и овощи, молочная продукция, мясо и рыба. А вот со сладким и мучным осторожней. Часто проблемы с позвоночником начинаются с лишнего веса.

Правильно подобранные физические упражнения — хороший метод предотвращения и исправления нарушения осанки у ребенка.

Предлагаем ознакомиться: Реписан капли инструкция по применению цена гомеопатии

При кифозе (круглой спине, сужении грудной клетки, плечах выдвинутых вперед и опущенных вниз) детишки не могут постоять ровно даже на протяжении нескольких минут. Для профилактики кифоза ребенок должен без подушки спать на спине, на жестком матрасе. Ограничивается подъём и ношение тяжестей, время проводимое в положении сидя.

Лордоз — искривление позвоночника в сагиттальной плоскости, с дугой, обращенной вперед. Для его профилактики также нужны физические упражнения, хорошо укрепляющие мышечный корсет.

Сколиоз

Боковые искривления позвоночника — сколиозы — бывают 2х форм.

Истинный сколиоз — анатомический дефект скелета. Деткам с таким сколиозом нужно специальное ортопедическое лечение.

У деток с гибким позвоночником и слабой скелетной мускулатурой возможно развитие сколиозной позы, когда одно плечо выше другого. Исправить это нарушение можно с помощью корригирующей гимнастики, а лучше — плавания.

Эффективны для формирования хорошей осанки и предотвращения ее нарушения — гимнастические упражнения с предметами (мячом, обручем, палкой).

Детей с нарушениями осанки не следует освобождать от занятий физкультурой. Рекомендуют включать их в основную группу без ограничений физической нагрузки и разрешают участвовать в соревнованиях.

Это всё про нарушения осанки у ребенка. Желаю Вам здоровья!

Исходное положениеВыполнение упражнения
Стоя, ноги на ширине плеч, опираются на наружную сторону стопыХодить вперед, назад, кружиться на месте в правую и левую стороны
Стоя, ноги на ширине плеч, руки поместить за спинуДелать шаги на месте, не отрывая носок от пола
Сидя на ягодицах, опереться на руки, выставленные сзади, под стопами мячКатать мяч ногами назад и вперед
Лежа на животе, руки вытянуты впередОдновременно поднимать руки и ноги кверху, задерживаясь в таком положении
Лежа на спине, руки параллельны телу и прижаты к туловищуПоднимать голову и плечи, задерживаясь в таком положении
Лежа на спине, руки подложены под головуПоднимать по очереди выпрямленные ноги кверху
Лежа на спине, руки прижаты к туловищу, между голеностопами мячПоднимать мяч кверху, удерживая его стопами

Если у малыша есть серьезные заболевания опорно-двигательного аппарата, для подбора комплекса упражнений обратитесь к врачу-ортопеду.

Важно привить малышу правильные привычки до школы, чтобы период обучения не сказался негативно на его осанке. Небольшие физкульт-минутки в течение дня легко и незаметно сформируют крепкий мышечный корсет, который будет держать спину ребенка в последующем.

Неправильная осанка может привести к различным заболеваниям

За правильной осанкой ребенка необходимо следить с раннего детства, ведь это не только красивое тело, но и здоровый организм. Нарушение осанки у детей часто становится причиной многих заболеваний, т.к. изменение костного скелета ведет к нарушению кровообращения и деятельности органов дыхания и пищеварения.

Скелет ребенка – это хрящевые ткани. Кости еще не окрепли, минеральных солей недостаточно, а мышцы развиты не до конца. В результате осанка очень неустойчива и часто нарушается.

Насколько актуально и важно следить за тем, чтобы осанка у детей формировалась правильно, говорят многие научно обоснованные факты, предупреждая о возможных неприятных последствиях, в случаях возникновения нарушений осанки у детей.

При искривлении позвоночника органы, связанные с пищеварением, дыханием и кровообращением, несколько сдавлены. Работа этих органов ухудшается, обмен веществ нарушается, страдает желудочно-кишечный тракт.

Во время бега, прыжков и других активных движений мозг ребенка подвержен минитравмам. Появляются несвойственная для этого возраста вялость и повышенная утомляемость.

Ребенок быстрее устает, становится раздражительным, память, работоспособность и внимание ухудшаются.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Источник: https://medspina.ru/osteohondroz/osanka-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: