Статья по физической культуре Характерные особенности и значение игры для детей младшего и среднего школьного возраста

3.2.2. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Статья по физической культуре Характерные особенности и значение игры для детей младшего и среднего школьного возраста

Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6– 7 до 11 лет (I – IV классы).

В данном возрасте происходит завершение анатомо-физиологического созревания систем, обеспечивающих двигательную активность ребенка. Однако в начале периода эти системы еще далеки от созревания, сам процесс развития моторики еще далек от завершения, хотя и протекает в этом возрасте с высокой степенью интенсивности.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 – 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеет тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

В младшем школьном возрасте почти все показатели физических качеств демонстрируют очень высокие темпы прироста (табл. 3.4). Исключение составляет лишь показатель гибкости, темпы прироста которого в этот период начинают снижаться.

Таблица 3.4 Темпы прироста различных физических способностей у детей  младшего школьного возраста (%)

Двигательные способностиСреднегодовой приростОбщий прирост
МальчикиДевочкиМальчикиДевочки
Скоростные5,76,017,218,0
Силовые12,78,738,026,0
Общая выносливость7,95,531,622,1
Скоростная выносливость3,43,613,414,4
Силовая выносливость10,47,411,729,7

В возрасте 7–10 лет происходит также бурное развитие биодинамики движений ребенка, и прежде всего их координационного компонента.

Таким образом, возрастной интервал 7 – 10 лет наиболее благоприятен для развития практически всех двигательных и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности человека.

Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни.

При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7 – 10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16 – 30% ниже, чем мальчиков.

Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.

По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30 – 45%, а у проживающих в северных широтах и на Крайнем Севере – на 50 – 70%.

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6 – 7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.

Задачи физического воспитания детей младшего школьного возраста

К задачам, решаемым в этом возрасте, относятся:

1) укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

2) овладение основами разнообразных жизненно важных движений;

3) развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

4) формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

5) выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

6) приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

7) воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Особенности методики физического воспитания

Начало школьного периода связанно с очень обременительным элементом школьного режима длительное сидение за партой, что способствует хронической перегрузке позвоночника. Это необходимо учитывать при подборе упражнений для физкультминуток. Целесообразно использовать наклоны, прогибания, вращения, позотонические упражнения.

В возрасте 6–7 лет значительно увеличиваются по сравнению с детьми 4–5 лет резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, позволяющие выполнять продолжительное время аэробную работу умеренной интенсивности.

Многими исследованиями показана возможность развития выносливости у 6–7- летних детей с помощью широкого включения в уроки физической культуры занятия циклически повторяющихся комплексов физических упражнений, равномерного бега, ходьбы на лыжах, езды на велосипеде и других упражнений циклического характера. Стимулировать развитие выносливости необходимо, так как она тесно связана с работоспособностью ребенка и определяет его готовность к обучению в школе, в школе, способствует успешному преодолению учебных нагрузок, лучшему усвоению знаний по общеобразовательным предметам.

         Нагрузки умеренной интенсивности (40–60 % от максимальной), способствуют повышению функциональных возможностей организма, снижению заболеваемости. Объем равномерного бега для детей 6 лет может составлять 1000–1500 ми более.

         Повышается способность детей к выполнению мало интенсивной работы в течение сравнительно продолжительного времени. Особенно высока чувствительность к действию мало интенсивных упражнений, развивающих выносливость у детей в возрасте 11 лет. С 12 до 15 лет эффективность этих упражнений снижается, выносливость стабилизируется или даже незначительно снижается.

Младший школьный возраст – наиболее ответственный период в формировании двигательных координаций ребенка. В этом возрасте закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются новые, ранее не известные упражнения и действия, физкультурные знания.

Изменение режима жизни, связанное с началом учебы в школе, равно как и незавершенный еще процесс формирования двигательного аппарата, обусловливают необходимость проявления осторожности при дозировании физических нагрузок младших школьников. Ограничения касаются применения силовых упражнений, тренировочных нагрузок на выносливость и времени проведения отдельных занятий.

В этот период происходит становление индивидуальных интересов и мотиваций к занятиям физическими упражнениями, в том числе и спортивными.

В младшем школьном возрасте необходимо воспитывать у ребенка интерес к расширению диапазона физических способностей посредством овладения основами техники спортивных упражнений, приемов и дей­ствий.

Развитие двигательных координаций – главная направленность физической подготовки детей младшего школьного возраста.

К концу периода целесообразно ориентировать ребенка на занятия тем видом спорта или физической активности, который в наибольшей мере соответствует его способностям и инте­ресам и может быть реализован в конкретных условиях жизни данного ребенка.

Способности детей к освоению техники движений настолько велики, что многие новые двигательные умения приобретаются без специального инструктажа.

Исследования особенностей обучения детей младшего школьного возраста показали, что они значительно быстрее осваивают основные элементы техники спортивного упражнения, чем подростки и юноши.

При этом было установлено, что ритмический и силовой образ движения дети воспринимают прежде всего в ощущениях и обобщенных впечатлениях и в меньшей мере – путем «осознанного», продуманного освоения деталей техники.

Этот феномен, по-видимому, объясняет тот факт, что обучение целостному упражнению в этом возрастном периоде имеет больший успех, чем разучивание его по элементам. Именно поэтому дети почти самостоятельно, только понаблюдав, «как это делается», могут освоить передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, продемонстрировать умение обращаться с мячом, ракеткой, проявить спортивно-игровые способности.

Наиболее адекватным возрастным особенностям развития двигательного потенциала человека в этот период жизни будет тренировочный режим ребенка направленный на обеспечения общей физической подготовки при акцентированном повышении координационных способностей.

В возрасте 7 – 10 лет начинают формиро­ваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия для успешной физкультурно-спортивной ориентации школьников для определения каждому из них оптимального пути физического совершенствования.

Рекомендации по проведению урока физической культуры

 Основной формой занятий физическими упражнениями в начальной школе является урок физической культуры, который строится в соответствии с общими педагогическими положениями, а также с методическими правилами физического воспитания. Специфика задач и содержания программы по физическому воспитанию обусловливает некоторые особенности урока физической культуры с учётом возрастных особенностей занимающихся.

1. Для младшего школьного возраста ведущими на уроке являются задачи совершенствования естественных двигательных действий (ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и т.п.).

2. На одном уроке целесообразно решать не более 2 – 3 задач связанных с усвоением или совершенствованием учебного материала.

3. Чем младше класс, тем больше внимания уделяется укреплению мышц стоп и формированию правильной осанки.

4. На каждом уроке обязательно проводятся подвижные игры. Игровой материал может занимать примерно половину общеговремени занятий с детьми в возрасте до 10 – 11 лет.

5. При обучении учащихся основным видам движений следует большое внимание обращать на правильность и точность выполнения упражнений (школа движений), а также сочетать процесс обучения с развитием двигательных способностей.

Из методов упражнения преимущество отдается целостному методу. Расчлененный метод имеет вспомогательное значение.

При объяснении двигательного задания необходимо, чтобы дети правильно понимали, что и как делать. Поэтому двигательную задачу рекомендуется ставить в конкретной форме: например, поймать, догнать, попасть в кольцо и т.д.

У детей младшего школьного возраста по возможности надо исключить значительные статические напряжения и упражнения, связанные с натуживанием (задержка дыхания).

Одним из направлений активизации двигательных действий учащихся младших классов является выполнение различных упражнений (движений) под дидактические рассказы.

Учитель рассказывает какой-то сюжет, а ученики сопровождают его рассказ соответствующими движениями, стремясь творчески воспроизвести все ситуации в действии.

Желательно, чтобы эти рассказы носили тематический (сюжетный) характер и имели стихотворную форму.

В данном случае физические упражнения приобретают форму игры.

Физическая активность младшего школьника в виде организованных занятий в рамках школьных уроков физкультуры, физкультпауз и рекреации может дополняться ежедневной утренней зарядкой и двумя – тремя тренировочны­ми занятиями в неделю. Если ребенок занимается в спортивной секции, то домашние занятия могут быть ограничены выходными днями.

Контрольные качественные показатели уровня физической культуры ребенка младшего школьного возраста (В.К. Бальсевич, 2000):

1. Знание основных правил проведения самостоятельного тренировочного занятия, приемов элементарного контроля своего фи­зического состояния, дозировки, содержания и назначения простейших закаливающих про­цедур.

2. Умение самостоятельно провести утрен­нюю гимнастику, физкультпаузу, индивидуальное тренировочное занятие.

3. Умение организовать спортивную или подвижную игру со сверстниками.

4. Владение основами техники и тактики различных спортивных упражнений, приемов и действий.

5. Разносторонняя физическая подготов­ленность на уровне возрастных нормативов учебной программы.

6. Систематическое проведение утренней гимнастики, участие в коллективных трениро­вочных занятиях, регулярное проведение само­стоятельных занятий по заданию тренера или учителя физкультуры.

7. Постоянный интерес к повышению уровня своей физической подготовленности и закаливанию организма.

8. Знание интересных фактов из истории спорта и примеров достижений в совершенствовании здоровья людей средствами физической культуры и спорта.

9. Знание текущих спортивных событий в городе, стране, за рубежом.

Источник: http://www.Magma-Team.ru/biblioteka/biblioteka/teoriia-fizicheskoi-kultury-i-sporta/3-2-2-fizicheskoe-vospitanie-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta

Педразвитие | Роль подвижных и спортивных игр в развитии физических качеств младшего и среднего школьного возраста

Статья по физической культуре Характерные особенности и значение игры для детей младшего и среднего школьного возраста

Маховская Ирина Васильевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ
Населённый пункт: пгт Смирных
Наименование материала: Научная статья
Тема: Роль подвижных и спортивных игр в развитии физических качеств младшего и среднего школьного возраста
26.08.2019
Раздел: полное образование

Роль подвижных и спортивных игр в

развитии физических качеств младшего и

среднего школьного возраста.

Цель:

Обоснование эффективности влияния подвижных игр на развитие

физических качеств и повышения уровня физической

подготовленности обучающихся.

Задачи:

Разработать методику занятий подвижными играми различной

направленности на уроках физической культуры и во

внеурочное время с обучающимися.

Обосновать эффективность проведения подвижных игр у

обучающихся младших исредних классов на развитие

физических качеств и повышение их уровня физической

подготовленности.

Подвижные игры – вид физической активности, средства

физического воспитания, общеразвивающее средство спортивной

тренировки. Подвижные игры связаны с ходьбой, бегом, прыжками,

метаниями, лазанием и другими физическими упражнениями

проводятся как в помещении, так и на местности по определенным

правилам и имеют соревновательный характер.

Урок является основной формой организации занятий в школе. А

преимущество урочной формы проведения занятий заключается в

том, что руководящая роль здесь принадлежит учителю, который

обеспечивает эффективность учебно – воспитательного процесса

путем плановой работы в соответствии со стабильным

расписанием, правильным определением целей и задач для каждого

занятия. Для решения поставленных задач большое значение имеет

правильный подбор подвижных игр и игровых заданий, что

поможет учителю придать уроку привлекательную форму,

облегчить процесс запоминания и освоения, повысить

эмоциональный фон урока. При правильной организации занятий с

учетом возрастных особенностей и физической подготовленности

занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние

на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата,

мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а

также повышают функциональную деятельность организма.

Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает

законам, заложенным самой природой в развивающемся организме

ребенка, – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях.

Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием

большинства подвижных игр, усиливают мозговые импульсы,

которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность

щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные

эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления. Не

следует, однако, занятие или урок играми ограничивать только этим

временем. Игра должна органически войти в жизнь каждого

детского коллектива, умело сочетаться с другими видами

деятельности. Она уместна во многих случаях. Если ученики

устали от занятий или урока и им нужна разрядка, если

расшалились и их надо успокоить, если надо сделать интересным

какое – то задание, трудовой процесс – в этих и во многих других

случаях игра может быть незаменимым помощником учителя.

Знание игр необходимо каждому учителю. Учителю надо постоянно

уделять внимание изучению игр, помогать друг другу. Как известно,

ученики – самые лучшие распространители и пропагандисты игр.

Как выбрать игры? При выборе игры нужно учесть:

возраст играющих;

помещение для игр;

игры на воздухе (зависят от времени года и погоды, также

учесть надо число участников и выбрать соответствующий

инвентарь.)

Выбор игры зависит и от рода занятий детей до начала и окончания

игр. Если дети долго сидели, занимались умственным трудом, им

необходима разрядка. Нужны игры с бегом, прыжками, метанием и

ловлей мяча или другими движениями.

Как объяснить игру?

Учитель должен стоять так, чтобы все ученики его видели и он

видел всех учеников. Лучше всего для этого стать в круг вместе с

учениками ( но в центр круга, чтобы ни к кому не стоять спиной ).

Объяснение игры должно быть кратким, четким, но понятным,

ярким и образным. Всегда, когда есть возможность, оно должно

сопровождаться показом, демонстрацией отдельных этапов игры.

Прерывать игру допустимо в исключительных случаях, так как

перерыв приводит к расхолаживанию поведения учащихся и потере

интереса. Подвижная игра повышает моторную плотность урока,

поскольку незадействованных в игровой деятельности практически

не бывает. Поэтому, когда подводится итог урока, обязательно

проводить анализ действий каждого (поведение во время игры,

нарушения правил, отличившиеся и активные участники и. т.д.).

Привлекая учащихся к анализу нужно давать возможность каждому

высказаться, определить свой взгляд на происходящее.

Так как я работаю учителем физкультуры ровожу уроки и в

начальных классах то использую соревновательный метод.

Одним из безусловных факторов привлекательности игр элемент

соревнования. Даже таких простых играх, как «Пустое место» или

«Лишний», уже имеются ясно выраженные стремления играющих к

победе: быстрее в круг, догнать партнера или успеть убежать от

него.

Еще более яркий соревновательный характер носят игры, в которых

учащиеся делятся на группы, команды и где каждая группа или

команда, каждый участник команды стремится достичь лучших

результатов, победить. При этом в одних групповых играх

двигательные действия по сигналам совершаются сразу всеми

участниками («День и ночь», «Пятнашки маршем» и др.) и личное

участие из играющих не бывает в центре внимания остальных, в

других играх (Вызов номеров», все игры – эстафеты и др.) за

личными действиями каждого игрока с пристрастием наблюдают

все остальные участники команды. Играя, дети удовлетворяют

свойственную им потребность в движениях.

Полезность применения соревновательного метода на уроках

физической культуры известна давно. Но насколько применим этот

метод на уроках физической культуры в начальных классах, где

ученики еще мало приучены к соревнованиям.

В какой форме лучше всего проводить соревнования на уроках?

Насколько эффективен соревновательный метод для развития

двигательных качеств младших школьников? Была применена

следующая форма работы. Делалось это так. На уроках физической

культуры в первом и втором классах делим на три или четыре

команды. Учитель назначает капитанов. Каждый ученик по своему

желанию выбирал, в какую команду он хочет вступить. Затем

составы команд примерно уравнивались по силам. В каждой

команде ученики делились по полу, потом выстраивались по росту.

Результаты оценивались учителем? Не только спортивные.

Принимались во внимание организованность учащихся на уроках,

состояние спортивной формы всех команд, правильность

построения и поведение в строю, качество выполнения строевых и

общеразвивающих упражнений. При этом учитывалась и

дисциплинированность команд, активность учащихся,

взаимопомощь. Естественно, наиболее сопоставимые результаты

команд получались не только по этим показателям, а по играм, во

время которых выполняется постоянный подсчет очков, например

таким, как «Вызов номеров».

Таким образом, напрашивается вывод, что в начальных классах

можно с успехом применять соревновательный метод для

повышения эффективности физической подготовки школьников.

Целесообразно использовать соревнования как можно шире не

только при проведении физических упражнений, но и с целью

повышения дисциплинированности, активности, интереса

учащихся к проходимому материалу, развития товарищеской

взаимопомощи. Очень важно при этом хорошо наладить учет

результатов и доводить итоги соревнований до учащихся.

Игра может применяться во всех возрастных группах. Искусство

учителя заключается в том, с каждым разом усложнять игру,

вносить новое содержание. Только в этом случае игры будут иметь

успех, способствовать укреплению здоровья и физическому

развитию школьников.

Игры следует всегда заканчивать организованно. После игры

необходимо подвести итоги: объявить результаты и объяснить

причины таких результатов, отметить положительные и

отрицательные стороны, показать умелое использование в игре

изученных движений и недостатки, дать советы об организации и

проведении игр во внеурочное время. Особенно большое внимание

при подведении итогов обращается на поведение учеников, их

взаимоотношения, взаимодействия. Необходимо высоко оценивать

положительные примеры и призывать к подражанию этим

примерам. Нельзя оставлять без внимания отрицательные моменты

в игре. Показать неприглядность плохих поступков отдельных

игроков – долг учителя. К подведению итогов нужно привлекать

самих участников. Это будет способствовать воспитанию у детей

объективной оценки, как своих действий, так и действий

товарищей, умению выявлять причины побед и поражений. Итоги

игры учитель должен подводить очень тактично, спокойно,

благожелательно.

Дети успешно обогащают свой игровой опыт во время занятий

играми на уроках физической культуры. Общеизвестно, что если на

уроках хорошо разучиваются и проводятся подвижные игры, то они

быстро становятся достоянием детей в быту, что очень важно в

общей работе по физическому воспитанию учащихся.

Соревновательный метод повышает интерес учащихся,

способствует лучшему выполнению упражнений, повышению

результатов. Он позволяет также за короткий промежуток времени

значительно увеличить физиологическую нагрузку на организм.

Кроме того, командные игры содействуют воспитанию у учащихся

чувства коллективизма. Однако нужно учитывать, что

соревновательный метод создает известные предпосылки для

проявления зазнайства, эгоизма со стороны отдельных учащихся

(победителей). Это обязывает учителей весьма осторожно

относиться к использованию соревновательного метода на уроках.

Таким образом одной из ценнейших сторон подвижных игр

является их массовость и комплексное воздействие на физическую

подготовленность детей и подростков. Подвижные игры

способствуют функциональному совершенствованию организма,

развитию физических качеств и формированию двигательных

умений и навыков

Использованная литература:

1.

Геллер Е.М., Коротков И.М. Веселые старты. М., 1978.

2.

Качашкин В.М. Методика физического воспитания. М., 1980.

3.

Коротков И.М. Подвижные игры в школе. М.,

«Просвещение», 1979.

4.

Пензулаева Л.И. Физическое воспитание в малокомплектной

школе. М., «Просвещение», 1980.

5.

Иванов Ю.И., Максимова Н.Е. Организация занятий по

туризму в школе и подвижных игр на уроках физкультуры.,

Якутск 2005.

6.

Былеева Л., Коротков И. Подвижные игры. Учебное пособие

для институтов. – М., ФИС, 1982.

7.

Бутин И.М., Бутина И.А., Леонтьева Т.Н., Масленников С.М.

Физическая культура в начальных классах. М., ВладосПресс,

2001.

8.

Видякин М.В. Внеклассные мероприятия по физкультуре в

средней школе. Волгоград, Издательство «Учитель», 2004.

9.

Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня.

М., 1983.

Источник: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=15377

Роль подвижных игр в жизни детей младшего и среднего школьного возраста

Статья по физической культуре Характерные особенности и значение игры для детей младшего и среднего школьного возраста

Тема: «Роль подвижных игр в жизни детей младшего и среднего школьного возраста»

Выполнила:

                                                                      Студентка: Акилова Марина Викторовна

 Факультет «Повышения квалификации и переподготовки кадров»

Специализация «Физическая культура и спорт»

Проверил:

2014 год

Введение

          В настоящее время забота о здоровье детей является приоритетной во всем мире. Дети становятся все более слабыми и менее выносливыми. Они уже неспособны сдать физические нормативы, которые для их сверстников 10 и более лет назад были простой задачей.

В настоящее время, дети быстрее осваивают компьютерные технологии, чем возможности своего тела. На данный момент большую часть времени дети тратят на выполнение домашних заданий, т.к. в школах значительно увеличились нагрузки, вследствие чего отдыхом считается игра на компьютере или просмотр телевизионных программ.

  Родители стараются отдать ребенка в спортивную секцию, рассчитывая не только на улучшение физического состояния, но и возможности оторвать ребенка от компьютера на какое-то время. Здоровье, приобретенное в ранний и младший школьный период, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы.

Задача тренеров привить любовь к физической культуре у детей как можно раньше. Большинство детей активно начинают заниматься спортом с младшего школьного возраста.

Умение заинтересовать, вселить уверенность в своих силах, развить физические способности, приучить к систематическим занятиям – создаст у ребенка собственное желании в активной физической деятельности, а возможно и стремление к покорению спортивных вершин.

         Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.

         Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.

         Младший и средний школьный возраст – наиболее благоприятное время для включения подвижных игр в процесс воспитания. По мере развития школьника содержание подвижных игр становится более богатым, игры приобретают все больше вариантов, усложняющиеся условия взаимодействия играющих начинают постепенно приближаться к требованиям, характерным для спортивных игр.

        В средней школе занятия играми способствуют решению образовательных и оздоровительных задач, подготовке учащихся к сдаче нормативов комплекса ГТО. В детско-юношеских спортивных школах подвижные игры являются одним из средств общефизической подготовки, содействуют технической и тактической подготовке юных спортсменов.

Глава I. Теоретический анализ 

1.1. Понятие о подвижной игре.

         Подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры.

Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учета результатов игры.

Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них), выполняемые в рамках правил.

Сюжет, правила и двигательные действия составляют содержание подвижной игры. м игры обусловливается её форма, т.е. такая организация действий участников, которая предоставляет возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели, удовлетворения самим процессом игры.

          Игровые действия определяются характером предметов: с обручами надо бегать, прыгать, мячи бросать, катать.

Эти игры мало регламентированы, просты по структуре, допускают любое количество участников и относительно большую самостоятельность детей.

Наличие широких возможностей действовать, сообразно со своими силам, делает такие игры наиболее доступными и привлекательными для детей (10).

          “Игровой метод” предполагает не только какие-либо конкретные подвижные игры, но также и применение методических особенностей игры в любых физических упражнениях.

Они привлекают занимающихся своей эмоциональностью, доступностью, разнообразием и состязательным характером, помогают в основном правильно, но в облегченном виде выполнять элементы изучаемых технических приемов и тактических действий и одновременно содействуют воспитанию физических качеств.

         Таким образом, под понятием “игровой метод” имеется в виду педагогически целенаправленное использование игры в физических упражнениях для решения задач всестороннего физического воспитания занимающихся.

1.2. Подвижные игры и их роль в развитии детей.

           По определению П.Ф. Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни». [3]

         По мнению М.Н. Жукова, «подвижная игра – относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил». [1]

        Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности. [8]

        Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.

Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей.

Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др. [7]

        Игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями. [5]

          В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды.

Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих. [2]

Рассмотрим, что говорили о значении подвижной игры в жизни детей известные педагоги.

         К.Д. Ушинский – XIX в. Придавал большое значение игре как средству воспитания. Игру ребенка он рассматривал как действительность ребенка с его действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что эта действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь, потому что она ему более понятна.

В игре ребенок знакомится со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается предметами, в то время как в действительности у него еще нет никакой самостоятельной деятельности. По мнению Ушинского, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребенка и в известной мере содействуют формированию его личности.

Существенное влияние оказывают игры на развитие детского воображения, особенно в дошкольном возрасте.

  П.С. Лесгафт. Игры он рассматривал как одно из действенных средств физического образования и воспитания. П.С.

 Лесгафт уделял большое место играм на уроках физкультуры: в младших классах он отводил играм пол-урока, а в средних – треть урока.

Он считал, что подвижные игры имеют большое образовательное и воспитательное значение, что они представляют собой более сложное действие, чем отдельные гимнастические упражнения.[4]

          В.Г. Марц. Стремился к тому, чтобы подвижные игры как ценное средство физического и морального воспитания были внедрены в школы, в детские сады. Марц рассматривал подвижные игры как средство физического и нравственного воспитания детей, он разработал методику руководства играми, считал, что от руководства во многом зависит успех игры. [6]

         Подвижную игру В.Г. Марц органически связывал со спортивной. Самую несложную подвижную игру он считает первой ступенью той лестницы, по которой ребенку предстоит взобраться на самый верх – до спортивной игры. [6]

        А.С. Макаренко. По его мнению, игры – средство подготовки ребенка к жизни, переходная ступень к трудовой деятельности. В играх у детей воспитывается активность, инициатива, чувство коллективизма. Но не всякая игра имеет воспитательное значение, а только та, которая носит активный характер. [9]

          В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.

1.3. Характеристика и классификация подвижных игр для младшего и среднего школьного возраста.

       Эффективность подвижных игр для решения задач физического воспитания во многом зависит от условий их проведения – эмоциональной насыщенности, разнообразия двигательного содержания, наличия просторного помещения, площадки и достаточного количества необходимых для каждого возраста предметов (10).

        Важно предусматривать некоторые отличия в содержании и форме подвижных игр для детей разных возрастных групп, а также умело отбирать их, исходя из конкретных условий.

В руках педагога они могут стать отличным средством совершенствования процессов роста, морфологического и функционального развития организма, содействовать повышению уровня общей физической подготовленности занимающихся и т.д.

Подвижные игры детей младшего школьного возраста

У детей 7-9 лет преобладает предметно-образное мышление: они склонны к драматизации, воспроизведению в движениях того, что слышат, видят, наблюдают.

Многие игры детей 7-9лет строятся на непосредственном подражании явлениям, действиям из окружающей жизни. Но замысел, тематика этих игр по сравнению с играми дошкольников становятся богаче.

Действующие в играх персонажи наделяются дополнительными, подмеченными детьми нравами и чертами.

         Естественные способности памяти у детей этого возраста достаточно велики. Но дети лучше запечатлевают то, что интересно.

Например, они хорошо запоминают удачные приемы движений из определенной игровой ситуации и творчески воспроизводят эти приемы в сходных ситуациях; сохраняют в памяти наглядно-образные объяснения игры учителем, речитативы, а также правила игр, в которые они научились играть. Дети надолго запечатлевают эмоциональные переживания при выполнении удачных и неудачных игровых действий.

        У детей в возрасте 7-9 лет костно-связочный аппарат пластичен и гибок. Он легко податлив к деформациям под влиянием односторонней нагрузки и больших мышечных напряжений, а также длительных статических положений тела. Мускулатура относительно слаба, в частности это относится к мышцам спины и брюшного пресса.

         Возрастные особенности младших школьников не допускают применения игр с переноской, передачей, перебрасыванием тяжелых предметов (набивных мячей) и перетягиванием. Не рекомендуются в этом возрасте игры, связанные с однообразными движениями и длительным сохранением статических положений тела.

          У детей 7-9 лет улучшаются способности к ответным движениям на различные внешние раздражители. В тоже время способность к быстроте передвижения тела в пространстве формируется медленнее.

Поэтому для них доступнее подвижные игры, требующие не столько предельно быстрого перемещения тела в пространстве (“Команда быстроногих”), сколько быстроты выполнения отдельных (одиночных) движений и двигательных реакций: игра с быстрой передачей мяча (“Гонка мячей”), с дополнительными заданиями на внезапные остановки, возобновление и изменение направления передвижения (“Салки”).

Подвижные игры детей среднего школьного возраста

        У детей 10-11 лет развиваются способности к отвлеченному мышлению, сознательному контролю за движениями. Дальнейшее развитие речи детей позволяет им лучше ориентироваться в более сложных подвижных играх.

Дети сами договариваются, как будут играть, согласованно распределяют между собой роли, с большим разбором составляют команды, примерно равные по силам; сообща устанавливают план действий, обмениваются замечаниями; обсуждают проведенную игру, делятся впечатлениями (“Мяч капитану”, “Борьба за мяч”).

         Восприятие детей 10-11 лет постепенно совершенствуется. Дети уже способны понимать главные задачи игровых действий, подчинять им второстепенные задания.

         Наряду с непроизвольным запоминанием интересного в играх, с запоминанием по ассоциации 10-11летние школьники должны уже выполнять осознанную, волевую работу по запоминанию. Например (“Передача мячей в колоннах”).

        В содержании и форме большинства подвижных игр 10-11 летних школьников находит отражение формирование у детей чувства товарищества, коллективизма, ответственности за поступки, волевых и других положительных качеств поведения и черт характера.

       Для детей 10-11 лет соответствуют подвижные игры, которые создают условия для проявления быстроты ответных реакций и одновременно содействуют совершенствованию способностей к преодолению небольших расстояний в кратчайший срок (эстафета по полосе препятствий и т.п.).

Источник: https://student.zoomru.ru/fizra/rol-podvizhnyh-igr-v-zhizni/295795.3485556.s1.html

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: