Статья по теме Внедрение инновационных технологий на уроках математики и во внеклассной работе

Как используются инновации в начальной школе

Статья по теме Внедрение инновационных технологий на уроках математики и во внеклассной работе

Образовательная система просто обязана идти в ногу со временем, поэтому создание современной школы, способной из ученика сделать высокоразвитого и подготовленного к жизни человека, должно быть приоритетной задачей в программах развития образовательного процесса.

Учитель начальных классов должен уметь применять психологические приёмы в практических ситуациях, причем применять их к каждому ученику индивидуально; уметь организовать диалог на уроке и вне класса, быть способным внедрять инновации в школьную деятельность.

Одна из основных задач новой школы – избавиться от авторитарности мышления учителя: необходимо сделать так, чтобы ученик во время урока находился на одном уровне с педагогом, чтобы у ребёнка была возможность здраво оценивать себя и окружающий мир.

Особенности инновационной деятельности учителя начальных классов

Современная педагогическая среда не обладает постоянством в применении инновационных образовательных методик. Каждый учитель выбирает свой путь преподавания, опираясь на нормативные документы, методическую литературу, практический опыт и полагаясь на знание детской психологии.

Готовность учителя к внедрению новых методик и технологий в учебный процесс является определяющим фактором в современном обучении.

Фундамент инновационного подхода – в обучении через деятельность. Именно она должна стать главной составляющей современного учебного процесса. При таком подходе учитель перестает быть транслятором знаний, единственным источником информации: ученик должен научиться самостоятельно добывать информацию и проверять её достоверность.

Особый интерес представляет применение активных и интерактивных методов обучения в начальной школе.

Первый метод подразумевает активную деятельность каждого ученика на протяжении всего урока. Постепенно углубляясь в процесс изучения нового материала, ребёнок формирует свою точку зрения на полученную информацию и реальный опыт применения знаний.

Второй метод основан на работе в команде, где каждый ученик несёт ответственность за результат. Ребёнок учится достигать позитивных результатов, взаимодействуя с другими людьми. На практике приобретаются навыки общения и работы в команде, а также умение доказательно аргументировать свою точку зрения.

Процесс обучения может включать и следующие активности:

  • Упражнения с творческим подходом;
  • Групповые задания;
  • Игровая форма обучения;
  • Уроки в форме экскурсии;
  • Задания с использованием информационных компьютерных технологий.

Именно сочетание традиционных и инновационных методов деятельности в работе учителя начальных классов побуждает учеников мыслить, анализировать и подходить творчески к решению поставленных педагогом задач, а учителю даёт возможность:

  1. Повышать профессиональный уровень;
  2. Создавать благоприятные условия для развития личности подопечного;
  3. Выбирать самые эффективные методы для решения задач обучения;
  4. Руководить педагогическим процессом и с большей определённостью предсказывать результат.

Регулирование ФГОС

Одной из реформ в системе общего образования было внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Всё образование в стране от дошкольного до высшего, все учреждения, прошедшие государственную аккредитацию, должны выполнять целый комплекс требований, заложенных в стандартах. Такие меры ФГОС продиктованы необходимостью подготовки выпускников в современном мире.

ФГОС регулирует:

  1. Сроки получения образования на каждой ступени;
  2. Составление обучающих программ;
  3. Разработку учебных предметов и пособий;
  4. Финансирование образования.

Благодаря государственным стандартам обеспечиваются правильная организация учебной деятельности и проведение итоговой и промежуточной аттестации. Также ФГОС обеспечивает преемственность всех образовательных программ и способствует не только образованию человека, но и нравственному воспитанию новых поколений.

Возможные пути развития

Основной принцип современной школы – это раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание качеств думающего человека, способного к жизни в обществе. Учитель, обладая умениями для внедрения инновационных технологий на практике, играет роль режиссёра, мотивируя ребят к принятию решений, при этом корректируя их действия.

Среди актуальных и перспективных методов в процессе обучения можно назвать следующие:

  • Игровой метод. Развивает способности ребенка и учит общаться со сверстниками и учителями. Игра помогает школьнику усвоить и закрепить пройденный урок. Множество комбинаторных игр учат быстрой эффективности при решении задач и развивают аналитические способности;
  • Проблемное обучение. Происходит в форме исследовательской деятельности на уроке – создаётся проблемная ситуация в виде задачи. Задания должны быть доступными по трудности и учитывать познавательные способности детей. Обучающиеся в процессе работы включаются в добывание нового знания, а не просто осваивают информацию.
  • Проект. При работе над проектом учащиеся сами узнают о новых фактах, а не получают их от учителя. Проектная деятельность в совокупности с компьютерными технологиями даёт безграничные возможности для раскрытия потенциала учеников, делает из школьников исследователей и эмоционально заряжает их. Компьютер, интерактивная доска помогают в проектной технологии – не только на уроках, но и во внеурочное время;
  • Метод интегрирования. Способствует развитию способностей каждого ребёнка и успешному применению их в дальнейшей деятельности. Знания, полученные на одном уроке, используются на другом, благодаря чему дети начинают видеть реальные связи между предметами.

Такие программы обучения интересны и учителям, так как они эффективно организуют работу на уроке, вовлекают школьников в учебную, проектную, исследовательскую деятельность и формируют качества личности.

Примеры из практики

Приём синквейн способен дать ученику возможность эффективно анализировать текст и обобщать информацию при помощи прочтения текста и его написания. Пишущий всегда активен и мыслит критически. Методика синквейна позволяет через пять строк определить отношение к рассматриваемой проблеме. В течение одного урока ученики создают тексты и оценивают их.

Во время таких уроков надо чётко формулировать пошаговые задания и продумывать темы для учащихся. Школьники отлично справляются с заданием, работая с вольной тематикой – свободная тема позволяет сравнивать, избегать штампов и высказываться наиболее полно и содержательно.

Алгоритм написания синквейнов

  1. Тема в первой строчке называется одним словом (существительное).
  2. Описание темы в двух словах происходит во второй строчке (прилагательные).
  3. Три слова третьей строчки – для описания действия в формате темы (глаголы, деепричастия).
  4. Отношение автора к теме показывает четвёртая строчка, состоящая из четырёх слов.
  5. В пятой строчке применяется синоним или метафора, которая передаёт суть темы.

Автор, следуя строгим правилам синквейна, использует не только строго определённое количество слов, но и определенные части речи.

В основе приёма «Кластер» – выделение смысловых доминант текста и оформление их в определённом порядке в виде грозди. Рисуется космическая планетарная модель: солнце, планеты и их спутники. Звезда в центре – это тема, окружённая планетами – крупными смысловыми единицами, которые, в свою очередь, окружены спутниками.

Этот метод применяют до ознакомления с текстом в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Во время изучения текста вносятся корректировки в грозди.

Источник: https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsionnaya-deyatelnost-uchitelya-nachalnyh-klassov

Портал педагога |

Статья по теме Внедрение инновационных технологий на уроках математики и во внеклассной работе

Чуракова Людмила Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 2
Населённый пункт: г. Сызрани
Наименование материала: статья
Тема: “Применение инновационных технологий на уроках математики и во внеурочное время”
06.11.2017
Раздел: среднее образование

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

Применение инновационных технологий

на уроках математики и во внеурочное время.

учитель математики

ГБОУ СОШ № 2 г. Сызрани:

Чуракова Л.А.

«Если мы учим сегодня так,

как учили вчера,

мы крадём у наших детей завтра.»

Ю. Дьюи

Изменения, происходящие в нашем обществе, требующие творчески развитой,

креативно мыслящей, компетентной, активной личности, ориентируют педагогов на

новый уровень преподавания и воспитания обучающихся.

Введение

новых

технологий

вносит

радикальные

изменения

в

систему

образования.

Инновационные технологии – это целенаправленный системный набор приемов и

средств организации учебной деятельности, охватывающий весь процесс обучения от

определения цели до получения результатов.

В

своей

практике

я

использую

следующие

современные

образовательные

технологии или их элементы:

Информационно – коммуникационные технологии

– Технологии уровневой дифференциации и индивидуализации

– Игровые технологии

– Тестовые технологии

– Проектный метод

– Здоровьесберегающие технологии

Мой кабинет оснащён следующим оборудованием: компьютер; мультимедийный

проектор; интерактивная доска.

Информационно-коммуникационные технологии

На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии

занимают всё большее и большее место в образовательном процессе.

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс

обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных

возможностей;

эффективно

решать

проблему

наглядности

обучения;

расширить

возможности

визуализации

учебного

материала,

делая

его

более

понятным

и

доступным.

Сначала

это

были

презентации,

небольшие

видеофрагменты,

напечатанные

задания,

тесты.

С

развитием

ЭОР

возможности

расширялись:

в

интернет

сети

появились

сайты

с

разнообразными

материалами,

образовательные

порталы,

электронные образовательные ресурсы в составе учебно-методических комплектов,

энциклопедии и т.п. С появлением интерактивной доски в моем классе у обучающихся

появилась большая заинтересованность предметом. Использование возможностей ИКТ

способствует:

повышению мотивации к учению,

повышению

эффективности

образовательного

процесса

за

счёт

наглядности,

активизации познавательной деятельности,

повышению качественной успеваемости обучающихся,

развитию наглядно-образного, информационного мышления,

развитию навыков самообразования и самоконтроля,

повышению активности и инициативности на уроке,

повышению уровня комфортности обучения.

Использование

ИКТ

на

уроках

помогает

не

только

обучающимся

усвоить

материал,

но

и

учителю

творчески

развиваться.

Простота

использования

интерактивной

доски

побуждает

желание

идти

к

доске

и

работать,

повышается

интерес к учебе. Теперь представить современный урок без ИКТ и ЭОР очень сложно.

ЭОР и ИКТ обеспечивают материалами учебный процесс на каждом этапе:

1. Для устного счёта.

2. Для обозначения темы урока.

3. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную

ситуацию.

4. Как сопровождение объяснения преподавателя (презентации, формулы, схемы,

рисунки, видеофрагменты и т.д.)

5. Для контроля знаний

При использовании ЭОР и ИКТ увеличивается производительность учебной

деятельности,

возрастает

скорость

поиска

информации,

увеличивается

количество

источников информации, упрощается формирование материала, оформление печатной

работы или презентации.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он

остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Самое

же важное на уроке – это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен

информацией между ними.

При

использовании

информационно-коммуникационных

технологий

очень

важно учитывать требование санпина, где указана продолжительность использования

компьютера на уроке.

Технология уровневой дифференциации и индивидуализации

Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний,

развитию

индивидуальных

способностей,

развитию

самостоятельного

творческого

мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают

условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями.

Работая дифференцированно с обучающимися, вижу, что их внимание не падает на

уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так

как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты

посильным трудом. У меня как у учителя появляется возможность помогать слабому,

уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже

продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях,

слабые

получают

возможность

испытывать

учебный

успех,

повышается

уровень

мотивации.

Интерактивные технологии (метод проектов)

У. Томсон – Кельвин говорил: «Я часто повторяю, что если вы в состоянии

измерить то, о чём вы говорите, и результат выразить числом, то вы кое – что

знаете об этом предмете».

Проектную деятельность я начинаю уже с пятого класса. В 5 классе ребята с

увлечением

составляют

кроссворды,

математические

ребусы,

придумывают

свои

задачи. Такие задания с удовольствием выполняют даже учащиеся, которые с трудом

одолевают

математику.

Таким

образом,

они

усваивают

математические

термины,

учатся формулировать вопросы и находить на них ответы. Более подробно о методе

проектов расскажет моя коллега.

Игровые технологии

«Предмет математики настолько серьёзен,

что полезно не упускать случаев

делать его более занимательным»

Блез Паскаль

Я

считаю,

что

использование

на

уроках

игровых

технологий

обеспечивает

достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в

урок

игровых

моментов

делает

процесс

обучения

более

интересным,

создает

у

учащихся

хорошее

настроение,

облегчает

преодолевать

трудности

в

обучении.

Я

использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент

«Отгадай тему урока», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку»,

кодированные упражнения. Так же в своей работе использую ребусы, викторины, часы

занимательной математики. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся,

развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и

навыков.

Тестовые технологии

Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике

преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий

разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании

с другими средствами и приемами обучения. Сегодня существуют разнообразные

варианты тестов.

Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов

ответов. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и

индивидуализацию

обучения

обучающихся

с

учетом

их

уровня

познавательных

способностей.

В прошлом году выпускник нашей школы разработал программу, которой я

активно пользуюсь. У каждого класса свой пароль. Сюда загружаю задания, которые

необходимо решить дома. Особенно это удобно при подготовке к ОГЭ.

Здоровьесберегающие технологии

Понятие

«здоровьесберегающая»

относится

к

качественной

характеристике

любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной

технологии решается задача сохранения здоровья обучающихся.

Использование

данных

технологий

позволяют

равномерно

во

время

урока

распределять

различные

виды

заданий,

чередовать

мыслительную

деятельность,

определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение

самостоятельных и контрольных работ, проводить физкультминутки,

нормативно

применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Внеурочная работа по предмету с использованием инновационных

технологий

Внеурочная работа по предмету с использованием инновационных технологий

способствует развитию познавательной, творческой активности, самостоятельности

учащихся.

В своей работе стараюсь как можно больше содействовать появлению у

учащихся познавательного интереса к предмету математики.

Таким

образом,

использование

вышеперечисленных

современных

образовательных

технологий

позволяет

мне

повысить

эффективность

учебного

процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении математике, повышает

познавательный интерес к предмету.

Системная работа по использованию мною современных педагогических

технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что учащиеся

принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, научно-

практических

конференциях

по

предмету,

у

слабых

учащихся

снижается

порог

тревожности.

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=25088

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: