Статья Постановка учебной задачи на уроках русского языка, 2-4 класс

Журнал Педагог | Использование побуждающего диалога на уроках русскогоязыка в начальной школе

Статья Постановка учебной задачи на уроках русского языка, 2-4 класс

Куписова Ирина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ “Алексеевская СОШ”
Населённый пункт: Д.Сягаевка
Наименование материала: статья
Тема: Использование побуждающего диалога на уроках русскогоязыка в начальной школе
10.12.2017
Раздел: начальное образование

Использование педагогической технологии является средством

достижения планируемых результатов учащихся. Кроме этого каждая

педагогическая технология направлена на овладение трудовым действием

самого учителя. Это действие заключается в формировании умения учиться

и ууд учащихся до уровня, необходимого для освоения образовательных

программ основного общего образования. Существующая в настоящее время

технология проблемно- диалогического обучения ( Е.Л. Мельниковой)

способствует реализации поставленных задач современного образования. В

основе данной технологии лежит проблемная ситуация. Вспомним

основные формы учебной проблемы:

как тема урока;

как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является

новое знание.

Следовательно, поставить учебную проблему- значит помочь ученикам

самим сформулировать либо тему урока либо вопрос для исследования.

Существует три основных метода постановки учебной проблемы:

1.побуждающий от проблемной ситуации диалог;

2.подводящий к теме диалог;

3.сообщение темы с мотивирующим приемом.

Хочу подробнее остановиться на побуждающем диалоге.

Особенности побуждающего диалога заключаются в том, что он состоит из

действий:

1.

Создание проблемной ситуации;

2.

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3.

Побуждение к формированию учебной проблемы;

4.

Принятие учениками формулировок учебной проблемы.

Главное в побуждающем диалоге- это создание проблемной ситуации.

Существует 6 приемов создания проблемной ситуации:

1.Одновременно предъявить факты…

2.Столкнуть мнения учеников практическим заданием.

3.Обнажить житейское представление учащихся и предъявить научный

факт сообщением

4.Дать практическое задание , не выполнимое вообще.

5.Дать практическое задание , не сходное с предыдущим.

6.Дать задание сходное с предыдущим и доказать, что задание они не

выполнили.

Я разработала проблемные ситуации и привожу их примеры.

1)Примеры к приему «столкнуть мнения учеников практическим заданием»

К уроку русского языка в 4 классе «Не с глаголами».

Учитель

Ученики

-Составьте предложения со

словосочетанием читал книги о

Знайке и Незнайке

Знайка читал книги.

Незнайка нечитал книги.

-Назовите глаголы

Читал, нечитал

-Какое действие обозначают глаголы?

Знайка читал (выполнял это

действие),

Незнайка не читал (отсутствие

действия)

-Какое слово обозначает отсутствие

действия?

Не

-Все согласны с написанием этого

слова с глаголом?

Ученик

Нет. Я написал раздельно

-Сколько мнений в классе?

Два мнения

-Какой вопрос возникает?

Кто прав? Как пишется не с

глаголами?

К уроку русского языка в 4 классе по теме «Начальная форма глагола»

(вариант 1)

Учитель

Ученики

Поставьте глагол в начальную форму

Читаешь

Проверка

Читал, читать

-Сколько мнений?

-Почему? Чего мы не знаем?

Два.

Мы не знаем начальную форму

глагола.

-Какой вопрос возник?

Какая форма глагола является

начальной?

Урок русского языка в 3 классе по теме «Учимся писать слова с двумя

корнями»

Учитель

Ученики

-В словах, записанных на доске,

выделите корень

дождинка, травушка, мухоловка

Выделяют корень в словах.

-Все согласны?

-Нет. В слове мухоловка два корня.

-Сколько мнений в классе?

Два мнения.

-Какой возникает вопрос?

-Кто прав? Сколько корней в слове

мухоловка?

Урок русского языка в 3 классе по теме « Учимся писать буквы о-ё после

шипящих в корне слова»

Учитель

Ученики

На доске записаны звуки: з, ш, с, ц,

ч, х, щ,ж

-Выпишите шипящие согласные

Выписывают самостоятельно в

тетрадь с проверкой записи.

-Распределите слова в 2 столбика

Черный, шов, желтый, шел, шорты,

желуди, шорох.

-Подумайте по какому признаку мы

будем распределять слова.

-Что общего в этих словах?

-Чем отличаются?

Предлагают неверные признаки

Они начинаются с шипящего звука.

В одних словах после шипящего о, а

в других ё.

Мы будем распределять по гласным

после шипящих.

Запись в тетради.

-С какого звука начинаются слова

первого столбика, второго столбика?

-В какой части слова находится

шипящий?

-Какой звук слышится после

шипящего?

-Какой это звук?

– Можно ли сказать, что ударный звук

о после шипящих в корне

С шипящего звука.

В корне.

После шипящего мы слышим звук о

Ударный

Нет. Гласные о, ё.

записывается всегда одной и той же

буквой?

– Сколько перед нами выборов?

Два.

-Чего мы не знаем?

Мы не знаем ,когда звук о

обозначается буквой ё, а когда о.

-Какой возникает вопрос?

В каких словах звук о в корне

обозначается буквой ё, а в каких о?

К уроку русского языка в 4 классе « Правописание тся-ться в глаголах»

Учитель

Ученики

Задание в учебнике

-Прочитайте стихи.

-Произнесите выделенные слова.

-Определите часть речи выделенных

слов.

Какие звуки мы слышим на конце

этих слов?

Какими буквами обозначены эти

звуки у разных частей речи?

– Что интересного вы заметили в

глаголах?

Водица(сущ)

Водится(глагол)

Водиться(глагол)

Ца

У существительного водица

слышится ца и пишется ца. У

глаголов слышится ца , а пишется

-тся и –ться

Выбор написания: тся или ться.

-Какой возникает вопрос?

В каких глаголах на месте звуков ца

пишется -тся, а в каких –ться?

К уроку русского языка в 3 классе «Ь после шипящих в именах

существительных»

Учитель

Ученики

-Запишите предложение.

Дочь решила много задач.

Ученик записал

Моя дочь решила много задачь.

-Все согласны? Объясните почему?

Да. Имена существительные

женского рода , шипящий на конце

пишутся с мягким знаком.

-Посмотрите . как записано это же

предложение другим учеником.

Моя дочь решила много задач.

-Сколько мнений?

Два.

-Какой возникает вопрос?

В каких случаях в существительных

женского рода после шипящих

мягкий знак не пишется?

2)Примеры учебных проблем к приему«дать задание, сходное с

предыдущим»

Урок русского языка в 4 классе по теме «Начальная форма глагола»

(вариант 2)

Учитель

Ученики

– Поставьте слова в начальную

форму

В книге

Красивыми

Ученица у доски делает запись

В книге -книга

Красивыми -красивый

– Объясните, как вы выполняли

задание?

В книге, –существительное,

начальная форма отвечает на вопросы

кто? Что?

Красивыми -прилагательное,

начальная форма отвечает на вопрос

какой?

-Поставьте это глагол в начальную

форму

Читаешь

-Что нужно было сделать?

-Какие знания нужно применить?

-Задание выполнено?

-Поставить глагол в начальную

форму.

-Знания начальной формы.

Нет.

– Чего мы не знаем?

Начальную форму глагола .

-Какой возникает вопрос?

Какая форма глагола является

начальной?

К уроку русского языка в 4 классе по теме «о-е после шипящих в

окончаниях глагола»

Учитель

Ученики

-Обозначьте звук о в словах на доске

буквой

Лучом

Большом

-Определите в какой части слова

стоит звук о.

-Определите часть речи данных слов

– Дополните название орфограммы

-От чего зависит выбор буквы после

в окончании слов.

-Поставьте ударение.

-Какой буквой обозначается звук о

после шипящих под ударением в

окончаниях существительных и

прилагательных ?

-Обозначьте звук о буквой в этих

словах

Бережот, стережот

-Какие знания применили?

-Задание выполнено?

-Чего мы не знаем?

На доске записаны слова на

орфограмму «о-ё после шипящих»

В окончании

Имена существительное и

прилагательное

«о-ё после шипящих в окончаниях

существительных и прилагательных»

От ударения.

Буквой о

Знание орфограммы «о-ё после

шипящих в окончаниях

существительных и прилагательных»

Нет.

Это глагол, а я не знаю обозначается

ли звук о буквой о в окончаниях

глаголах.

-Какой возникает вопрос?

Какой буквой обозначается звук о

после шипящих в окончаниях

глагола?

3)Примеры учебных проблем к приему «одновременно предъявить факты»

К уроку русского языка в 3 классе «Учимся обозначать звук ы после звука ц»

Учитель

Ученики

Прочитайте слова

Цирк, цыпленок, ножницы

-Что в них общего? Что удивляет?

В этих словах есть звук ц. После ц

произносится звук ы, а написаны

буквы ы-и

-Какой возникает вопрос?

В каких случаях звук ы после ц

обозначается буквой и?

К уроку русского языка во 2 классе по теме «Учимся писать суффиксы имен

прилагательных»

У читель

Ученики

-Сравни пары слов

Правда-правдивый

Игра- игривый

Лень-ленивый

Можно ли сказать, что вторые слова

в парах образованы от первых.

-Определите часть речи этих слов.

-Назовите суффиксы, которые

образовали эти слова

Воля- волевой

Груша- грушевый

Дождь-дождливый

Да

Имена прилагательные

Ив-ев

-Образуйте и запишите слова, с

помощью суффиксов ив-ев

Вещь-

Поле

Ленивый-

-Вы смогли выполнить это задание?

Какие были затруднения?

Мы не знаем, какой суффикс пишется

в словах вещевой, полевой

Какой возникает вопрос?

-Когда в именах прилагательных

пишется суффикс ив, когда ев?

Создание проблемной ситуации – это дело творческое и индивидуальное.

Оно во многом зависит от особенностей класса и профессионального

мастерства учителя. В любом случае, роль их в современном обучении ,я

считаю, очень важной.

Источник: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=7473

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

Статья Постановка учебной задачи на уроках русского языка, 2-4 класс

Зачем нужна функциональная грамотность? Многим может показаться, что эта компетенция появилась в образовательной программе «банальным образом», вслед за мировым мониторингом PISA.

На самом же деле процессы куда более глобальны и объясняются происходящими во всем мире изменениями. И чтобы жить в этой сложной и быстрой реальности, сегодняшним школьникам потребуются новые навыки, знания и умения.

Разберем подробнее причины для необходимых изменений.

Меняющийся мир VUCA: нестабильность, неопределенность, сложность, неординарность.

  1. Экологические изменения. Изменение климата и истощение природных ресурсов требуют срочных действий.
  2. Экономические изменения. Научные знания создают новые возможности и решения проблем. Но они же создают разрушительные волны перемен во всех сферах. Инновации в науке и технике, например, создание искусственного интеллекта, поднимают фундаментальные вопросы метафизики и морали: «что значит быть человеком?», «что есть человеческое?».
  3. Финансовые изменения. Взаимозависимость на местном, национальном и региональном уровнях создала глобальную экономику. Данные создаются, используются и распространяются в широких масштабах. Возникают новые вопросы о защите конфиденциальности и кибербезопасности.
  4. Социальные изменения. По мере того, как населения планеты продолжает расти, миграция, урбанизация и растущее культурное, социальное, национальное многообразие меняет сообщества, связи в них, сами страны и их культурный код. В мире увеличивается неравенство.

Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности.

Источник: Центр оценки качества образования

Функциональная грамотность — что это?

Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя:

  • Математическую
  • Финансовую
  • Естественнонаучную
  • Глобальные компетенции
  • Читательскую — добавить вебинары
  • Критическое мышление

«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенку важно обладать:

  • Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
  • Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
  • Способностью строить социальные отношения;
  • Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».

Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова, издание «Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя»

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Алексей Алексеевич Леонтьев, академик РАО, издание «Школа 2100. Педагогика здравого смысла»

Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:

  • Поиск информации
  • Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении
  • Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении.
  • Применение информации для решения своих задач.

Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.

Глобальные компетенции

Для того чтобы уметь формировать глобальные компетенции в школе, необходимо ответить на вопросы:

  1. Насколько выпускники школы готовы жить и работать в обществе, в котором проявляется межкультурное и иные (социальное, гендерное) разнообразие в условиях глобализации?
  2. Как ученики воспринимают новости глобального характера, понимают и критически анализируют глобальные проблемы и проблемы взаимодействия культур?
  3. Какие подходы к обучению в области разнообразия и взаимодействия культуры и глобализации уже используются в школе? Какие могут быть использованы?
  4. Какие подходы используются для организации совместной работы школьников – представителей разных культур?

Основные ценности подобной глобализации — человеческое достоинство и культурное разнообразие. Стоит отметить, что все перечисленные вопросы, ценности, а также сами навыки, получили отражение в Федеральных стандартах. Более подробно с темой вы сможете ознакомиться на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» — Центр оценки качества образования.

Креативное мышление

Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.

Коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление — об этих «4К»-компетенциях «много говорят, но мало кто их видел». Однако требование развивать «навыки высокого порядка» уже стало частью образовательных стандартов и в России, и в большинстве развитых стран.

Главный вопрос, который горячо обсуждают в педагогической среде — как развивать и оценивать гибкие навыки (soft skills) у школьников? Ответы и практические рекомендации представлены учителям в новой книге, которую выпустил Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» в партнерстве с корпорацией «Российский учебник».

Модель Б. Лукаса. Источник: Пособие «Компетенции „4К“: формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации»

Составляющие креативного мышления:

1. Любознательность (активный интерес к заданию)

  • Интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше;
  • Самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой информации (в том числе в неожиданных источниках).

2. Создание идей (воображение). Продуцирование собственных идей:

  • Оригинальность предложенных идей;
  • Гибкость или подвижность;
  • Способность продуцировать большое количество идей.

3. Развитие предложенных идей:

  • Оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее;
  • Умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.

Исследование PISA опирается на достоверно установленные факты, подтверждающие наличие существенных различий творческих задач по меньшей мере в трех областях:

  1. Вербального выражения
  2. Художественного выражения
  3. В области решения социальных, естественно-научных и математических проблем.

Принятие такой позиции предопределяет состав заданий, среди которых выделяются следующие группы:

  • Задания, требующие использования художественных средств — словесных и изобразительных
  • Задания на разрешение проблем — социальных и научных.

1. Функциональная грамотность в новых учебниках по русскому языку

Перед вами УМК под редакцией М.М. Разумовской, 7 класс, тема «Характеристика человека». Задания учебника помогают формировать у детей навыки поиска и оценки различной информации.

Задание: используйтеразнообразные материалы интернета, составьте небольшую по объему характеристику Ю. А. Сенкевича. Постарайтесь отразить в ней не только важную информацию о его жизни, но и яркие особенности его характера.

Обратим внимание, что в этом же учебнике 2000 года формулировка приведенного задания крайне проста: «Прочитайте текст… расскажите об особенностях этого человека…

», и с его помощью нельзя сформировать навыки мышления высокого уровня.

Это свидетельствует о необходимости своевременного перехода на новые переиздания, соответствующие как новым стандартам, так и актуальным задачам современности.

Аналогичный пример, демонстрирующий нам появление в учебниках нового поколения видоизмененных заданий, направленных на развитие функциональной грамотности, находится в учебнике УМК В.В. Бабайцевой, 5 класс.

Справа — новое задание с расширенным функционалом

Перед нами пример практико-ориентированного задания. Ученики работают самостоятельно, должны выполнить поиск в открытых источниках, учатся рассуждать и мыслить креативно, нестандартно. Задание рекомендуется выполнять с помощью сервиса «Национальный корпус русского языка». На основе найденных в НКРЯ источников можно выстроить целую исследовательскую работу.

2. Самостоятельная работа

Перед нами учебник УМК М.М. Разумовской, 9 класс. В этом пособии создана актуальная для формирования функциональной грамотности рубрикация:

  • Учимся читать и понимать лингвистический текст
  • Учимся говорить на лингвистическую тему
  • Рассуждаем на лингвистическую тему
  • Готовим проектную работу на лингвистическую тему
  • Учимся редактировать сочинение

Все эти рубрики являются «проводниками» для учеников, улучшают их понимание задания, позволяют им ставить перед собой вопросы, способствующие углубленному пониманию предмета.

Многие задания включают в себя обязательную групповую работу, работу в парах (правый рисунок), что дополнительно развивает коммуникативные навыки, эмпатию и умение сотрудничать.

3. Учимся собирать и систематизировать информацию

В учебнике для 6-х классов УМК М.М. Разумовской также существует свой рубрикатор, отвечающий требованиям к современным УД и навыкам:

  • Учимся определять стиль по речевой ситуации
  • Учимся употреблять языковые средства с учетом речевой ситуации
  • Учимся проводить смысловой анализ текста
  • Учимся пересказывать, сохраняя особенности стиля речи
  • Создаем текст определенного стиля речи

Как можно заметить на левом изображении с заданием 166, на правом поле расположились 4 интерактивные зеленые кнопки: это функционал ЭФУ, который выложен на платформе LECTA. Если вы еще не знакомы с ее функционалом, зарегистрируйтесь и воспользуйтесь промокодом на 5 бесплатных ЭФУ — 5books.

4. Жизненные задачи. Групповая работа

Для мотивации ребят, а также для развития функциональной грамотности, в учебниках по русскому языку приветствуются задания, которые построены на современном публицистическом материале. Например, в учебнике для 5 класса УМК А.Д. Шмелева есть тексты, отражающие увлечения современных школьников.

Само задание носит креативный характер: предлагается написать статью о серфинге, добавив к тексту свои предложения, а также иную информацию о этом виде спорта. Работа в группе предполагает поиск или даже создание дополнительных иллюстраций к тексту.

5. Проектная и групповая работа

Важно давать детям творческие задания на развитие креативного мышления. Например, в учебнике из УМК Шмелева для 5 класса предлагается придумать шуточные двустишия и обыграть слова. Обязательна работа в паре для обмена результатами творчества и развития коммуникационных навыков.

Задание, приведенное ниже, предлагает развитие не только креативного мышления, но и глобальных компетенций: идет обращение к региональным традициям, исследовательской деятельности ученика, устной истории.

Для выполнения таких заданий особо рекомендуем интернет-проект «Региональные особенности русской речи»: изучите, чтобы предложить школьникам выполнить работу по образцу.

6. Подбор текстов из разных научных областей

Перед нами упражнение, которое знакомит ребят с другими профессиями. На основе текста дается система заданий и упражнений. С учетом актуальности темы профориентации в старшей школе (учебник для 10 класса, УМК Т.М. Пахновой), сам предмет «русский язык» становится проводником в мир решения практических, прикладных задач.

7. Работа с текстами разной природы

Важно, чтобы школьник умел успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами: материалами для диктантов, упражнениями, текстами для чтения.

На уроках также должны демонстрировать тексты табличной формы, в виде инфографики и графики, с кодовыми обозначениями, стрелками. Работа с такими несплошными текстами крайне важна для старшеклассников.

Эти навыки будут не только проверяться на PISA и аттестации, но и понадобятся во взрослой жизни.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokakh-russkogo-yazyka-article/

Педразвитие |

Статья Постановка учебной задачи на уроках русского языка, 2-4 класс

Коновалова Анна Александровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ “Самарское музыкальное училище им. Д.Г.

Шаталова”
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Создание учебной ситуации на уроках русского языка”
09.01.

2018
Раздел: среднее профессиональное

Паспорт урока по русскому языку на 1 курсе

ФИО

учителя,

ОУ

Коновалова

Анна

Александровна,

ГБПОУ

«Самарское

музыкальное

училище»

Тема урока

Этимология

Цель урока:

Развитие речевой культуры, формирование языкового мышления через активное

освоение навыков этимологического анализа.

Планируемые

ОР

Ученик по окончании изучения темы урока:

проявляет активное желание к саморазвитию (ЛР 1);

– обосновывает ценность и значимость новых знаний по теме «Этимология»

(ЛР 2);

– видит противоречие, формулирует проблему, выдвигает гипотезы (МР1);

– формулирует цели и задачи урока (МР 2);

– владеет навыками этимологического анализа(ПР 1)

Программные

требования

Выпускник научится:

РУД:

Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему

урока.

Искать пути её решения.

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Определять степень успешности работы.

ПУД:

Выделять главное, свёртывать информацию до ключевыхпонятий

.

Искать пути

решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по

самостоятельно выбранным основаниям.

КУД: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила

речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и

слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Мировоззренче

ская идея

Этимология – начало начал. (Человек, который не знает происхождения слов и

использует их, подобен Ивану, не помнящему родства.)

Основные

понятия

Этимология, этимологический словарь.

Тип урока

лекция

Форма урока

традиционная

Технология, основанная на создании учебных ситуаций

Мизансцена

урока

Традиционная

Оборудование

урока

Компьютер

Домашнее

задание

Создать

презентацию,

иллюстрирующую

историю

происхождения

интересующего слова.

Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие, проверка готовности к уроку,

психологический настрой на урок, на активную

УПД. (см приложение 1)

Слушают преподавателя

проявляет

активное

желание

к

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Ситуация – проблема

а)

одновременно

предъявить

противоречивые

факты, теории, мнения; (см приложение 2)

б) аналитическая беседа (обсуждение):

– Что вас удивило? Что интересного заметили?

На что обратили внимание?

Почему

возникли

разные

мнения,

разные

решения?

Как

можно

сформулировать

главный

вопрос

урока? (Какой возникает вопрос?)

– Какая будет тема урока? (см приложение 3)

Читают,

н а бл юд а ют,

выполняют

Запись темы и главного

вопроса в тетрадь

в и д и т

противоречие,

формулирует

проблему;

в ы д в и г а е т

гипотезы;

формулирует

ц е л и

и

з а д а ч и

урока;

ус т а н а вли ва е т

целевые

приоритеты;

о б о с н о в ы в а е т

собственную точку

зрения;

ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Ситуация сравнения

а) выполнение познавательных заданий;

(см приложение 4)

г р у п п о в а я

р а б о т а

(письменно и устно)

мысль в тексте;

п р о я в л я е т

интерес

к

новым

знаниям

и

новым

способам

действия;

п р е о б р а з у е т

информацию

и з

одной

з н а ко в о й

систему в другую

с р а в н и в а е т

объекты,

явления,

процессы;

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Ситуация иллюстрация

а)

вступительное

слово

перед

р а б ото й ,

предъявление

наглядных

примеров

применения

н о в ы х

з н а н и й ;

р е ш е н и е

п р а к т и к о –

ориентированных

задач

на

основе

изученного

т е о р е т и ч е с ко го

м ат е р и а л а

и

с п о с о б ы

деятельности, которые ученику необходимы

б) анализ, обобщение, выводы

(см приложение 5)

Работа

по

вариантам

(письменно и устно)

-аргументированно

отстаивает

с воё

м н е н и е ,

с в о ю

точку зрения;

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Ситуация рефлексии

а)

установление

целей

и

задач

с

результатами

деятельности;

коллективная дискуссия

а к т и в н о

в к л ю ч а е т с я

в

диалогическое

(см приложение 6)

общение,

отстаивает

сво е

мнению

доброжелательно и

толерантно;

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Приветствие:

Происхождение слов — очень интересная тема. Мы с вами редко

задумываемся о происхождении привычных слов, которые мы используем в

разговоре и на письме. Но у них, как и у людей, есть своя история, своя

судьба.

Слово может рассказать нам о своих родителях, о своей

национальности и о своём происхождении.

Этим занимается этимология — наука о языке.. Слово (или корень),

этимологию которого требуется установить, соотносится с родственными

словами (или корнями). Выявляется общий производящий корень, в

результате снятия наслоений позднейших исторических изменений

устанавливается исконная форма и её значение. Давайте познакомимся со

значениями всем известных слов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Ситуация-проблема: Противоречивые факты

В русском языке есть слово «урод» , которое обозначает человека или

любое другое существо, имеющее недостатки (как физические, так и

морально-нравственные). А в польском языке есть слово «урода», которое

переводится как «красота».

Далее: В русском языке слово «вонь» имеет значение «неприятный запах», а в

чешском языке «вонявки» – это «духи».

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Ситуация-проблема: Аналитическая беседа

Что интересного вы заметили?

Какие два значения мы обнаружили у корня «род» и «вон»?

Как вы думаете, почему один и тот же корень приобрел два

противоположных значения в двух родственных языках?

Можете ли вы привести подобные примеры?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Ситуация сравнения: Выполнение познавательных заданий

Давайте попробуем сравнить слова «врач» и «врать», «жерло» и «горло»,

«мешок» и «мех».

Подумайте, что в них общего? Как вы это поняли?

Продолжите цепочку однокоренных слов, данных вам для сравнения. На что

вы опирались?

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Ситуация-иллюстрация: Вступительное слово перед работой

Крупнейшим

из

современных

законченных

этимологических

словарей считается «Русский этимологический словарь» Макса Фасмера.

Макс Фасмер, немецкий ученый, всю жизнь посвятил составлению

этимологического словаря русского языка. Не один год он собирал материалы

для задуманного словаря, делал многочисленные выписки из всевозможных

публикаций,

сверял

результаты

исследований

различных

ученых,

сам

проводил сравнения, сопоставления, предлагал свою этимологию отдельных

слов. Наконец в 1938 г. М. Фасмер приступил к написанию словарных статей.

Работа длилась несколько лет. Уже была готова значительная часть словаря. И

вдруг в январе 1944 г., когда еще шла вторая мировая война и снаряды

рвались уже на территории Германии, во время одной из бомбежек погибли

все

рукописи

ученого

и

его

библиотека.

Казалось

бы,

все

кончено.

Но

упорство и труд совершают чудеса. М. Фасмер не опустил руки. В голодные

послевоенные годы он по крупицам восстанавливает потерянное.

«Русский

этимологический

словарь»

Макса

Фасмера

отличает

исчерпывающий характер этимологической части словарной статьи. Автор

стремится

дать

полную

сводку

этимологий,

выдвигает

собственные

оригинальные этимологии.

На

русский

язык

словарь

М.

Фасмера

перевел

русский

языковед,

известный своими фундаментальными работами, многочисленными статьями

по этимологии, Олег Николаевич Трубачев. Во многих статьях он дал свои

дополнения, уточнения.

Самый распространенный современный этимологический словарь – это

«Краткий этимологический словарь русского языка» Н. М. Шанского, В. В.

Иванова, Т. В. Шанской, впервые изданный в 1961 г. В нем объясняется

происхождение свыше шести тысяч наиболее употребительных слов. Это

первый

научно-популярный

этимологический

справочник

в

русской

лексикографии,

то

есть

история

происхождения

слов

изложена

в

нём

понятным и доступным для непрофессионалов языком.

В

настоящий

момент

существует

множество

этимологических

словарей, написанных специально для школьников. Сюда можно отнести:

«Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов»

Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой, «Этимологический словарь русского языка

для школьников» Марии Эдуардовны Рут и др.

Ситуация-иллюстрация: Решение практических задач

Найдите в этимологическом словаре историю происхождения слов.

При

чтении

словарной

статьи

обратите

внимание

на

наличие

в

ней

структурных элементов, выделенных Н.М. Шанским.

Класс

делится

на

варианты.

Каждому

варианту

даются

слова

для

работы с этимологическим словарём:

1 вариант: алгоритм, гордый, польза;

2 вариант: беседа, газета, радуга;

3 вариант: бравый, мысль, русый;

4 вариант: важный, лёгкий, оранжевый;

Ситуация-иллюстрация: Анализ, обобщение, выводы

Этимологические словари дают много знаний. В них показывается

возникновение слова и вся его жизнь, раскрывается его биография. Из

этимологических словарей мы узнаем, как образовалось слово, каким был

раньше его морфемный состав, какие слова являются для него родственными.

Если слово заимствовано, то мы можем узнать, как оно попало в русский

язык, когда и из какого языка пришло к нам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Ситуация рефлексии:

-Давайте скажем, что мы сегодня вспомнили о этимологии?

-Как можно узнать происхождение слова?

-Почему необходимо знать значения слов?

Этимология помогает выявить общее между словами, которые в современном

русском языке не являются родственными.

Источник: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=5252

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: