Практико-ориентированные методы обучения
В настоящее время в образовании происходит смена ориентиров, направленных на усвоение готовых учебных знаний, на самостоятельную, познавательную и активную учебную деятельность каждого учащегося.
С этой целью педагогами внедряются в учебный процесс новые методы обучения, меняется и подход к обучению в целом. Центральное место теперь занимает личность учащегося, приоритетными становятся знания, полученные им самостоятельно.
Большое значение приобретают дискуссии, беседы, исследования, а не механическое запоминание информации.
Одним из популярных и актуальных методов обучения становится практико-ориентированный метод обучения.
Определение 1
Практико-ориентированный метод обучения – это метод обучения, предполагающий освоение и усвоение учащимися образовательной программы и формирование практических умений, посредством выполнения реальных практических заданий и упражнений.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Практико-ориентированный метод обучения предусматривает:
- усвоение учебной программы не только в стенах образовательной организации, но и за ее пределами в реальных условиях, путем выполнения практических заданий (во время походов, экскурсий и т.п.);
- необходимое наличие в образовательной организации мест и площадок для осуществления практической работы (экологическая тропа в ДОО, теплица в школе и т.п.);
- организация практической деятельность в высших учебных заведениях по освоению практических навыков профессиональной деятельности.
Практико-ориентированные методы обучения имеют ряд характерных признаков, присущих только им:
- обеспечение перехода от дисциплинарной к междисциплинарной организации образовательного процесса;
- обеспечение перехода от адаптивной формы активности к креативной;
- обеспечение перехода от разобщенности процессов формирования нравственности личности и получения учебных знаний к процессу развития духовности и формированию практической деятельности;
- основным фактором обучения становится рефлексия учащегося;
- продуктивность образовательного процесса обеспечивается за счет: рефлексивной позиции учащегося, готовности к инновационной деятельности, наличия конкретной учебной позиции, ориентации на личную и творческую реализацию.
Замечание 1
Важным условием применения практико-ориентированного метода обучения, является то, что учащийся становится не объектом учебного процесса, а его субъектом, имеющим возможность принимать активное участие в процессе обучения.
практико-ориентированного метода обучения
Практико-ориентированный метод обучения имеет следующее содержание и наполнение:
- Теоретическая часть, представлена семинарами, лекциями, занятиями по закреплению полученных знаний и т.д.
- Практическая (прикладная часть), включает в себя разнообразные игры (ролевые, игровые), лабораторные и практические работы, в высших учебных заведениях – учебные и производственные практики по изученным модулям и т.п.
- Самостоятельная работа, предусматривает самостоятельное выполнение учащимися письменных работ (рефераты, эссе, курсовые проекты и т.п.), исследовательских работ, самостоятельная работа в компьютерных классах и т.п.
- Участие в проектной деятельности, предполагает как самостоятельную проектную деятельность, так и совместную с педагогом.
Основу практико-ориентированного метода обучения составляет создание педагогом таких условий, в рамках которых учащиеся будут иметь возможности реализовать свои потребности к познанию и исследованию, освоить различные формы учебной деятельности и применять их в самостоятельной работе.
Замечание 2
Таким образом, при реализации практико-ориентированного метода обучения происходит изменение роли педагога в учебном процессе. Педагог перестает быть «транслятором» готовых знаний, он принимает на себя роль менеджера, организующего и направляющего учебный процесс.
Принципы практико-ориентированного метода обучения
Основные принципы, на которые опирается педагог при реализации практико-ориентированного метода обучения – это принципы самостоятельности, свободы и сотрудничества.
Принцип самостоятельности – подразумевает организацию учебного процесса таким образом, чтобы дать учащимся возможность самостоятельного поиска и усвоения учебного материала, а также возможность осуществления самостоятельной практической и исследовательской деятельности.
Принцип свободы – направлен на то, что педагог должен предоставлять учащимся свободу выбора в поиске учебного материала, его усвоении, представлении собственных работ и т.д. То есть, педагог не должен ставить учащихся в рамки и шаблоны по освоению учебной информации.
Принцип сотрудничества – предусматривает равноправное участие педагога и учащихся в учебном процессе. Во время учебного занятия, обучающиеся не просто механических воспринимают учебный материал, а принимают равное активное участие обучении.
направленность принципов практико-ориентированного метода обучения – всестороннее развитие мышления учащихся.
Таким образом:
- каждое учебное занятие должно быть интересно и познавательно, увлекать учащихся, мотивируя на обучение
- учебные задания должны быть не только интересны, но и выполнимы в процесс осуществляемой практической деятельности
- учебные занятия необходимо организовывать не по шаблону и стандарту, каждое должно быть оригинальным и запоминающимся, иметь элемент неожиданности
- доступность учебного материала, его соответствие возрасту и развитию учащихся.
Предметно-ориентированный метод обучения призван изучать предмет не ради предмета, а видеть значение рассматриваемых проблем (значение теоретическое, практическое, для расширения кругозора учащихся и т. п.).
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/praktiko-orientirovannye_metody_obucheniya/
Страна образования | Реализация практико-ориентированного подхода в обучении младших школьников
Хураськина Ирина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ “Табар-Черкийская СОШ”
Населённый пункт: д.Табар-Черки
Наименование материала: статья
Тема: Реализация практико-ориентированного подхода в обучении младших школьников
28.10.2019
Раздел: начальное образование
Хураськина Ирина Борисовна, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории МБОУ «Табар-Черкийская СОШ»
«Реализация практико-ориентированного подхода в обучении младших
школьников»
Федеральные
государственные
образовательные
стандарты
поставили
перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития
учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Решение
поставленной
задачи
предполагается
осуществить
через
формирование
универсальных
учебных
действий
(УУД),
обеспечивающих
способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.
В
настоящее
время
перед
школьным
образованием
стоит
вопрос
о
формировании
и
развитии
успешной
личности,
уверенно-адаптирующейся
к
изменениям
окружающего
мира,
а
также
готовой
к
труду
и
дальнейшему
самообразованию. Для жизни человеку нужен не только имеющийся у него
огромный багаж знаний, а способность верно оценивать изменения окружающего
мира
и
возможность
грамотного
применения
своих
умений
и
знаний
на
практике.
Одним
из
возможных
вариантов
решения
данного
вопроса
является
использование
практико-ориентированного
подхода
в
обучении
учащихся.
Практико-ориентированное
обучение
соединяет
науку
и
ученика,
раскрывает
связи
между
знаниями
и
повседневной
жизнью
людей,
проблемами,
возникающими перед ними.
Основная цель такого обучения – развитие познавательных потребностей,
формирование у учащихся умений, необходимых в разнообразных сферах жизни,
и осознания того, где, как и для чего можно употреблять полученные знания на
практике.
«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне
действовать – и я научусь.» Эти слова мудрого Конфуция актуальны по сей
день. Бесспорно, быстрее и легче самому показать, объяснить и рассказать новую
тему, чем позволить ученикам открывать новые знания и способы действия.
Приведу результаты различных исследований, в памяти человека остается 25%
услышанного материала, 33% увиденного и услышанного, 75% материала, если
ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Наша задача состоит
в том, чтобы научить младшего школьника лучше понимать, что происходит
вокруг него в природе, жизни и применять полученные знания на практике.
Применение в современном учебном процессе эффективных технологий,
сочетание личностно-деятельного подхода с различными методами и приемами,
создает возможности для развития личности ребенка, практического осмысления
полученных
знаний
и
умений
в
практико-ориентированном
образовательном
пространстве.
Это решение задач из окружающей действительности, связанные с
формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Создание практико-ориентированной
образовательной среды учебного
проц есса,
изучение
ее
влияния
на
ст ановл ение,
р а с к р ы т и е ,
самосовершенствование личности остается актуальной проблемой системы
образования.
Что же такое практико-ориентированный подход в обучении?
– это процесс освоения школьниками образовательной программы с целью
формирования у них навыков практической деятельности за счёт выполнения
ими реальных практических задач.
(При практико-ориентированном подходе традиционная модель дополняется
новой дидактической единицей: – опыт деятельности)
Принципами организации практико-ориентированного обучения являются:
– мотивационное обеспечение учебного процесса;
– связь обучения с практикой;
– сознательность и активность учащихся в обучении.
– системно- деятельностный подход.
Методы практико-ориентированного подхода в обучении:
– Практико-ориентированные задачи;
– проблемно-поисковые методы;
– исследовательская деятельность;
– уроки-практикумы;
– метод проектов;
– игровые методы;
– творческие задания;
-решение экологических задач;
– экскурсии и др.;
На уроках курса «Окружающий мир» в начальной школе у нас есть
возможность развивать естественнонаучную грамотность.
(сформированность этой компетентности у учащихся изучает международное
исследование TIMSS)
В рамках практико-ориентированного обучения,
начиная с 1 класса
стараюсь организовать деятельность учащихся, направленную на формирование
у учащихся данной компетенции через:
1.
Практико-ориентированные
задачи,
которые
помогают
объяснять
явления,
с
которыми
мы
встречаемся
в
повседневной
жизни.
(Под
практико-
ориентированными
задачами
понимают
задачи
из
окружающей
действительности,
связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том
числе с использованием материалов краеведения, истории, географии)
Темы уроков: Смена дня и ночи, Смена времен года, Сезонные явления и мн. др.
2.
Задания,
направленные на
применение знаний в пратической
деятельности
Сравнивать, противопоставлять, классифицировать
Использовать модели
Связывать, соотносить
Интерпретировать информацию
Находить решения
Объяснять
Например, тема урока «Ориентирование на местности по местным
признакам», «Ориентирование по Солнцу», «Карта и глобус», «Компас.» и др.
3. Задания, позволяющие
сформировать опыт рассуждения при решении
нестандартных задач – жизненных
ситуаций.
Например, темы уроков : «Откуда к нам приходит электричество» , «Как
путешествует письмо», «Откуда в дом приходит вода», «Практические
опыты. Очистка воды. Фильтрация, очистные сооружения», «Почва».
При изучении тем «Воздух», «Вода», «Почва» и их свойства мы отправляемся в
лабораторию кабинета химии и совместно с учителем проводим опыты.
Проблемный урок : «Огонь- друг или враг»
Изучение тем с опорой на имеющийся опыт: «Твоя безопасность дома.»
«Классификация растений».
Урок – исследование «Грибы» и др.
Использование практико-ориентированных задач позволяет применять
знания учащихся в ситуациях повседневной жизни, при решении практических и
нестандартных задач. Но таких задач в учебниках по окружающему миру очень
мало, поэтому стараюсь самостоятельно подбирать, составлять и активно
внедрять их в учебный процесс.
Урок, включающий практико-ориентированные задания, позволяет
учащемуся стать полноправным участником процесса обучения, где
оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся,
показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные
учащимся к конструированию нового знания, и его прогресс в обучении.
Практико-ориентированный результат урока, темы, раздела – это не
только знания по данному предмету, но и умения применять их в повседневной
жизни, использовать в дальнейшем обучении.
Опираясь на практико-ориентированный подход в обучении:
– мотивирую младших школьников к познанию;
– учу применять полученные знания на практике;
-развиваю ключевые, жизненные, предметные компетенции учащихся.
Применение практико-ориентированных технологий способствует
повышению мотивации ученика, лучшему усвоению учебного материала и
формированию основных учебных компетенций.
Реализуя
практико-ориентированный
подход
в
обучении,
стараюсь
применять активные и интерактивные методы на уроках, веду работу в парах,
индивидуально, коллективно, использую раздаточный материал и электронные
носители.
Обязательно
демонстрирую
иллюстрации,
таблицы,
рисунки
с
помощью интерактивной средств обучения. Большинство практических уроков
проводим в лаборатории кабинетов химии или физики.
Это делает обучение
более результативным, позволяет достигать поставленные цели в формировании
универсальных
учебных
действий, развивает
у
учащихся
интерес
к
окружающему миру как к предмету, имеющему большое применение на практике
в жизни.
Практико-ориентированный подход в обучении позволяет
выстроить обучение более результативно, достигать поставленных целей в
формировании универсальных учебных действий, развивает у учащихся
интерес к окружающему миру как к предмету, имеющему большое
применение на практике в жизни.
Реализация практико-ориентированного подхода в обучении позволяет
выстроить учебный процесс таким образом, чтобы его образовательный
результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения,
мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого
познавательного интереса школьника, в формировании системы жизненно
важных, практически востребованных знаний и умений.
Заключение: Реализация практико-ориентированного подхода
на уроках курса «Окружающий мир» позволяет сделать данный учебный
предмет «не сухим», а «волшебным» инструментом, с помощью которого
ученик может объяснить многое , что происходит вокруг него в природе,
жизни и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем «мир
вокруг нас».
Источник: https://stranaobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=2774