Статья Практико-ориентированный подход в обучении

Практико-ориентированные методы обучения

Статья Практико-ориентированный подход в обучении

В настоящее время в образовании происходит смена ориентиров, направленных на усвоение готовых учебных знаний, на самостоятельную, познавательную и активную учебную деятельность каждого учащегося.

С этой целью педагогами внедряются в учебный процесс новые методы обучения, меняется и подход к обучению в целом. Центральное место теперь занимает личность учащегося, приоритетными становятся знания, полученные им самостоятельно.

Большое значение приобретают дискуссии, беседы, исследования, а не механическое запоминание информации.

Одним из популярных и актуальных методов обучения становится практико-ориентированный метод обучения.

Определение 1

Практико-ориентированный метод обучения – это метод обучения, предполагающий освоение и усвоение учащимися образовательной программы и формирование практических умений, посредством выполнения реальных практических заданий и упражнений.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Практико-ориентированный метод обучения предусматривает:

  • усвоение учебной программы не только в стенах образовательной организации, но и за ее пределами в реальных условиях, путем выполнения практических заданий (во время походов, экскурсий и т.п.);
  • необходимое наличие в образовательной организации мест и площадок для осуществления практической работы (экологическая тропа в ДОО, теплица в школе и т.п.);
  • организация практической деятельность в высших учебных заведениях по освоению практических навыков профессиональной деятельности.

Практико-ориентированные методы обучения имеют ряд характерных признаков, присущих только им:

  • обеспечение перехода от дисциплинарной к междисциплинарной организации образовательного процесса;
  • обеспечение перехода от адаптивной формы активности к креативной;
  • обеспечение перехода от разобщенности процессов формирования нравственности личности и получения учебных знаний к процессу развития духовности и формированию практической деятельности;
  • основным фактором обучения становится рефлексия учащегося;
  • продуктивность образовательного процесса обеспечивается за счет: рефлексивной позиции учащегося, готовности к инновационной деятельности, наличия конкретной учебной позиции, ориентации на личную и творческую реализацию.

Замечание 1

Важным условием применения практико-ориентированного метода обучения, является то, что учащийся становится не объектом учебного процесса, а его субъектом, имеющим возможность принимать активное участие в процессе обучения.

практико-ориентированного метода обучения

Практико-ориентированный метод обучения имеет следующее содержание и наполнение:

  1. Теоретическая часть, представлена семинарами, лекциями, занятиями по закреплению полученных знаний и т.д.
  2. Практическая (прикладная часть), включает в себя разнообразные игры (ролевые, игровые), лабораторные и практические работы, в высших учебных заведениях – учебные и производственные практики по изученным модулям и т.п.
  3. Самостоятельная работа, предусматривает самостоятельное выполнение учащимися письменных работ (рефераты, эссе, курсовые проекты и т.п.), исследовательских работ, самостоятельная работа в компьютерных классах и т.п.
  4. Участие в проектной деятельности, предполагает как самостоятельную проектную деятельность, так и совместную с педагогом.

Основу практико-ориентированного метода обучения составляет создание педагогом таких условий, в рамках которых учащиеся будут иметь возможности реализовать свои потребности к познанию и исследованию, освоить различные формы учебной деятельности и применять их в самостоятельной работе.

Замечание 2

Таким образом, при реализации практико-ориентированного метода обучения происходит изменение роли педагога в учебном процессе. Педагог перестает быть «транслятором» готовых знаний, он принимает на себя роль менеджера, организующего и направляющего учебный процесс.

Принципы практико-ориентированного метода обучения

Основные принципы, на которые опирается педагог при реализации практико-ориентированного метода обучения – это принципы самостоятельности, свободы и сотрудничества.

Принцип самостоятельности – подразумевает организацию учебного процесса таким образом, чтобы дать учащимся возможность самостоятельного поиска и усвоения учебного материала, а также возможность осуществления самостоятельной практической и исследовательской деятельности.

Принцип свободы – направлен на то, что педагог должен предоставлять учащимся свободу выбора в поиске учебного материала, его усвоении, представлении собственных работ и т.д. То есть, педагог не должен ставить учащихся в рамки и шаблоны по освоению учебной информации.

Принцип сотрудничества – предусматривает равноправное участие педагога и учащихся в учебном процессе. Во время учебного занятия, обучающиеся не просто механических воспринимают учебный материал, а принимают равное активное участие обучении.

направленность принципов практико-ориентированного метода обучения – всестороннее развитие мышления учащихся.

Таким образом:

  • каждое учебное занятие должно быть интересно и познавательно, увлекать учащихся, мотивируя на обучение
  • учебные задания должны быть не только интересны, но и выполнимы в процесс осуществляемой практической деятельности
  • учебные занятия необходимо организовывать не по шаблону и стандарту, каждое должно быть оригинальным и запоминающимся, иметь элемент неожиданности
  • доступность учебного материала, его соответствие возрасту и развитию учащихся.

Предметно-ориентированный метод обучения призван изучать предмет не ради предмета, а видеть значение рассматриваемых проблем (значение теоретическое, практическое, для расширения кругозора учащихся и т. п.).

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/praktiko-orientirovannye_metody_obucheniya/

Страна образования | Реализация практико-ориентированного подхода в обучении младших школьников

Статья Практико-ориентированный подход в обучении

Хураськина Ирина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ “Табар-Черкийская СОШ”
Населённый пункт: д.Табар-Черки
Наименование материала: статья
Тема: Реализация практико-ориентированного подхода в обучении младших школьников
28.10.2019
Раздел: начальное образование

Хураськина Ирина Борисовна, учитель начальных классов

высшей квалификационной категории МБОУ «Табар-Черкийская СОШ»

«Реализация практико-ориентированного подхода в обучении младших

школьников»

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты

поставили

перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития

учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Решение

поставленной

задачи

предполагается

осуществить

через

формирование

универсальных

учебных

действий

(УУД),

обеспечивающих

способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.

В

настоящее

время

перед

школьным

образованием

стоит

вопрос

о

формировании

и

развитии

успешной

личности,

уверенно-адаптирующейся

к

изменениям

окружающего

мира,

а

также

готовой

к

труду

и

дальнейшему

самообразованию. Для жизни человеку нужен не только имеющийся у него

огромный багаж знаний, а способность верно оценивать изменения окружающего

мира

и

возможность

грамотного

применения

своих

умений

и

знаний

на

практике.

Одним

из

возможных

вариантов

решения

данного

вопроса

является

использование

практико-ориентированного

подхода

в

обучении

учащихся.

Практико-ориентированное

обучение

соединяет

науку

и

ученика,

раскрывает

связи

между

знаниями

и

повседневной

жизнью

людей,

проблемами,

возникающими перед ними.

Основная цель такого обучения – развитие познавательных потребностей,

формирование у учащихся умений, необходимых в разнообразных сферах жизни,

и осознания того, где, как и для чего можно употреблять полученные знания на

практике.

«Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне

действовать – и я научусь.» Эти слова мудрого Конфуция актуальны по сей

день. Бесспорно, быстрее и легче самому показать, объяснить и рассказать новую

тему, чем позволить ученикам открывать новые знания и способы действия.

Приведу результаты различных исследований, в памяти человека остается 25%

услышанного материала, 33% увиденного и услышанного, 75% материала, если

ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Наша задача состоит

в том, чтобы научить младшего школьника лучше понимать, что происходит

вокруг него в природе, жизни и применять полученные знания на практике.

Применение в современном учебном процессе эффективных технологий,

сочетание личностно-деятельного подхода с различными методами и приемами,

создает возможности для развития личности ребенка, практического осмысления

полученных

знаний

и

умений

в

практико-ориентированном

образовательном

пространстве.

Это решение задач из окружающей действительности, связанные с

формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.

Создание практико-ориентированной

образовательной среды учебного

проц есса,

изучение

ее

влияния

на

ст ановл ение,

р а с к р ы т и е ,

самосовершенствование личности остается актуальной проблемой системы

образования.

Что же такое практико-ориентированный подход в обучении?

– это процесс освоения школьниками образовательной программы с целью

формирования у них навыков практической деятельности за счёт выполнения

ими реальных практических задач.

(При практико-ориентированном подходе традиционная модель дополняется

новой дидактической единицей: – опыт деятельности)

Принципами организации практико-ориентированного обучения являются:

– мотивационное обеспечение учебного процесса;

– связь обучения с практикой;

– сознательность и активность учащихся в обучении.

– системно- деятельностный подход.

Методы практико-ориентированного подхода в обучении:

– Практико-ориентированные задачи;

– проблемно-поисковые методы;

– исследовательская деятельность;

– уроки-практикумы;

– метод проектов;

– игровые методы;

– творческие задания;

-решение экологических задач;

– экскурсии и др.;

На уроках курса «Окружающий мир» в начальной школе у нас есть

возможность развивать естественнонаучную грамотность.

(сформированность этой компетентности у учащихся изучает международное

исследование TIMSS)

В рамках практико-ориентированного обучения,

начиная с 1 класса

стараюсь организовать деятельность учащихся, направленную на формирование

у учащихся данной компетенции через:

1.

Практико-ориентированные

задачи,

которые

помогают

объяснять

явления,

с

которыми

мы

встречаемся

в

повседневной

жизни.

(Под

практико-

ориентированными

задачами

понимают

задачи

из

окружающей

действительности,

связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том

числе с использованием материалов краеведения, истории, географии)

Темы уроков: Смена дня и ночи, Смена времен года, Сезонные явления и мн. др.

2.

Задания,

направленные на

применение знаний в пратической

деятельности

Сравнивать, противопоставлять, классифицировать

Использовать модели

Связывать, соотносить

Интерпретировать информацию

Находить решения

Объяснять

Например, тема урока «Ориентирование на местности по местным

признакам», «Ориентирование по Солнцу», «Карта и глобус», «Компас.» и др.

3. Задания, позволяющие

сформировать опыт рассуждения при решении

нестандартных задач – жизненных

ситуаций.

Например, темы уроков : «Откуда к нам приходит электричество» , «Как

путешествует письмо», «Откуда в дом приходит вода», «Практические

опыты. Очистка воды. Фильтрация, очистные сооружения», «Почва».

При изучении тем «Воздух», «Вода», «Почва» и их свойства мы отправляемся в

лабораторию кабинета химии и совместно с учителем проводим опыты.

Проблемный урок : «Огонь- друг или враг»

Изучение тем с опорой на имеющийся опыт: «Твоя безопасность дома.»

«Классификация растений».

Урок – исследование «Грибы» и др.

Использование практико-ориентированных задач позволяет применять

знания учащихся в ситуациях повседневной жизни, при решении практических и

нестандартных задач. Но таких задач в учебниках по окружающему миру очень

мало, поэтому стараюсь самостоятельно подбирать, составлять и активно

внедрять их в учебный процесс.

Урок, включающий практико-ориентированные задания, позволяет

учащемуся стать полноправным участником процесса обучения, где

оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся,

показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные

учащимся к конструированию нового знания, и его прогресс в обучении.

Практико-ориентированный результат урока, темы, раздела – это не

только знания по данному предмету, но и умения применять их в повседневной

жизни, использовать в дальнейшем обучении.

Опираясь на практико-ориентированный подход в обучении:

– мотивирую младших школьников к познанию;

– учу применять полученные знания на практике;

-развиваю ключевые, жизненные, предметные компетенции учащихся.

Применение практико-ориентированных технологий способствует

повышению мотивации ученика, лучшему усвоению учебного материала и

формированию основных учебных компетенций.

Реализуя

практико-ориентированный

подход

в

обучении,

стараюсь

применять активные и интерактивные методы на уроках, веду работу в парах,

индивидуально, коллективно, использую раздаточный материал и электронные

носители.

Обязательно

демонстрирую

иллюстрации,

таблицы,

рисунки

с

помощью интерактивной средств обучения. Большинство практических уроков

проводим в лаборатории кабинетов химии или физики.

Это делает обучение

более результативным, позволяет достигать поставленные цели в формировании

универсальных

учебных

действий, развивает

у

учащихся

интерес

к

окружающему миру как к предмету, имеющему большое применение на практике

в жизни.

Практико-ориентированный подход в обучении позволяет

выстроить обучение более результативно, достигать поставленных целей в

формировании универсальных учебных действий, развивает у учащихся

интерес к окружающему миру как к предмету, имеющему большое

применение на практике в жизни.

Реализация практико-ориентированного подхода в обучении позволяет

выстроить учебный процесс таким образом, чтобы его образовательный

результат проявлялся в развитии собственной внутренней мотивации обучения,

мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого

познавательного интереса школьника, в формировании системы жизненно

важных, практически востребованных знаний и умений.

Заключение: Реализация практико-ориентированного подхода

на уроках курса «Окружающий мир» позволяет сделать данный учебный

предмет «не сухим», а «волшебным» инструментом, с помощью которого

ученик может объяснить многое , что происходит вокруг него в природе,

жизни и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем «мир

вокруг нас».

Источник: https://stranaobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=2774

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: