Статья Приемы смыслового чтения на уроках математики

Для педагога | Смысловое чтение на уроках математики

Статья Приемы смыслового чтения на уроках математики

Петрыкина Валентина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Шушенская НОШ
Населённый пункт: п Шушенское , Шушенского района, красноярского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Смысловое чтение на уроках математики
22.05.2019
Раздел: начальное образование

Выполнил: Учитель математики Ревуненкова Т.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шушенская НОШ

Методическое сопровождение и

мониторинг реализации

междисциплинарной программы ООП

«Стратегии смыслового чтения и работа

с текстом»

(на уроках

математики)

Выполнил: В.А.Петрыкина

2019 год

Использование стратегий смыслового чтения

на уроках

математики

«Эти добрые люди и не подозревают, каких

Трудов и времени стоит научиться читать. Я

Сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать,

Чтобы вполне достиг цели»

И. Гете

Цель: формирование навыков смыслового чтения при работе с текстовой

информацией.

Задачи:

1. Познакомить учителей со стратегиями смыслового чтения.

2. Углубить знания педагогов о методах и приемах смыслового чтения.

Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым

годом

в

геометрической

прогрессии

количества

текстовой

информации,

предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее

переработки – поставили теоретиков и практиков в области образования перед

необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

Сейчас

происходит

информационный

взрыв

и

вместе

с

тем

информационный кризис. Проявляются противоречия между ограниченными

возможностями

человека

по

восприятию

и

переработке

информации

и

существующими

мощными

потоками

информации.

Необходимо

подготовить

учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации,

овладению современными средствами, методами и технологиями работы. Новые

условия

порождают

зависимость

информированности

одного

человека

от

информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь

самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой

технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются

решения на основе коллективного знания. Залог успеха – в умении извлекать

информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь

эффективно

использовать.

Поэтому

проблема

обучения

чтению

становится

наиболее актуальной в свете модернизации общего образования.

В

ФГОС,

отражающем

социальный

заказ

нашего

обще ства,

подчеркивается

важность

обучения

смысловому

чтению,

и

отмечается,

что

чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или

характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это

означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и

развитию умений смыслового чтения. В 21 веке проблема чтения привлекает

внимание теоретиков и практиков во всем мире. Древние греки говорили: «Он

неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Сегодня чтение, наряду с письмом

и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют

продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения

грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации.

Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С

другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И

наконец,

чтение

выполняет

воспитательную

функцию,

формируя

оценочно-

нравственную позицию человека.

Процесс чтения состоит из трех фаз. Первая — это восприятие текста,

раскрытие

его

содержания

и

смысла,

своеобразная

расшифровка,

когда

из

отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом

случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение

соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и

пересказ. Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с

помощью

привлечения

имеющихся

знаний,

интерпретация

текста.

Здесь

происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование,

различение,

сравнение

и

сопоставление,

группировка,

анализ

и

обобщение,

соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

Третья – это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых

новых знаний как собственных в результате размышления.

Смысловое

чтение

вид

чтения,

которое

нацелено

на

понимание

читающим

смыслового

содержания

текста.

В

концепции

универсальных

учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)

выделены действия смыслового чтения, связанные с:

осмыслением

цели

и

выбором

вида

чтения

в

зависимости

от

коммуникативной задачи;

определением основной и второстепенной информации;

формулированием проблемы и главной идеи текста.

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как

различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия

графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-

смысловые

установки

в

соответствии

с

коммуникативно-познавательной

задачей. Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия

имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном

уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности.

Методические рекомендации учителям по работе с текстом.

В отечественной и зарубежной лингвидидактике есть ряд наработок по

формированию различных читательских стратегий, освоение которых

значительно улучшит качество обработки прочитанного текста.

Овладение

стратегиями

происходит

преимущественно

в

группах

или

парах,

что

позволяет

выработать

у

учеников не

только речевую, но и

коммуникативную компетентность.

Стратегия № 1. Направленное чтение.

Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать

проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.

1. Актуализация.

Прием «Ассоциативный куст»: учитель пишет ключевое слово или

заголовок

текста,

учащиеся

один

за

другим

высказывают

свои

ассоциации,

учитель записывает. Использование

этого

приема

позволяет

актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность,

активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.

2. Ученики про себя читают небольшой по

объему текст или часть текста,

останавливаясь на указанных местах.

3. Учитель задает проблемный вопрос по прочитанному.

4. Ответы нескольких учеников обсуждают в классе.

5.

Ученики

делают

предположение

относительно

дальнейшего

развития

события.

Стратегия №2. Чтение в парах – обобщение в парах.

число

натуральное

рациональное

пример

Арифметические

действия

целое

положительное

линейка

1,2,3….

измерени

я

отрицательно

е

Цель: сформировать умение выделять главное, обобщать прочитанное в

виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж.

Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает

и

обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и

задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению.

Стратегия № 3.Читаем и спрашиваем

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной

информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные

учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует

выделить в прочитанном. (Какие слова встречаются в тексте наиболее часто?

Сколько раз? Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?

Если

бы

вы

читали

текст

вслух,

то,

как

бы

вы

дали

понять,

что

это

предложение

главное?

Речь

идет

о

выделении

фразы

голосом.

Здесь

скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.)

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой –

отвечает на него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе. Коррекция.

Стратегия № 4. Дневник двойных записей.

Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически

оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые

поразили, удивил, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо

Источник: https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=8388

Педразвитие |

Статья Приемы смыслового чтения на уроках математики

Офицерова Алина Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ “Школа №5 города Благовещенска”
Населённый пункт: город Благовещенск
Наименование материала: Статья
Тема: “Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики”
04.09.2018
Раздел: среднее образование

Особенности формирования смыслового чтения на уроках математики

Задача современной системы образования – перенести акцент с формирования ЗУН на

формирование

универсальных

учебных

действий,

обеспечивающих

компетенцию

«умение

учиться».

Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям,

которые

позволяют

продуктивно

работать

и

свободно

общаться

с

разными

людьми.

Чтение

является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового

содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо

дать

оценку

информации,

откликнуться

на

содержание.

Смысловое

чтение

является

метапредметным

результатом

освоения

образовательной

программы

основного

общего

образования, а также является универсальным учебным действием

Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста

необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и

обработки информации от класса к классу

Одним

из

решений

этой

проблемы

является

организация

систематической

работы

с

учебником математики на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения. К

ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:

5 – 6 классы

выделение главного в тексте;

составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;

умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;

грамотно пересказать прочитанный текст.

В

научной

литературе

«стратегии

смыслового

чтения»

понимаются

как

различные

комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной

текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с

коммуникативно-познавательной задачей.

Книга Н.Н. Сметанниковой

«Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать

ФГОС» М: Баласс, 2011 – основной помощник учителя, так как в ней даны чёткие рекомендации и

приёмы смыслового чтения. Автор выделяет три этапа продуктивного чтения: предтекстовая

деятельность, текстовая и послетекстовая деятельность.

Чем лучше учитель организует этап предчтения, тем легче будет читать и понимать

текст. На данном этапе можно использовать такие приёмы:

«Мозговой штурм»

«Глоссарий»,

Верите ли вы…

Стратегия

текстовой

деятельности

может

быть

проведена

посредством

следующих

приёмов: «Чтение в кружок (попеременное чтение)»

«Чтение про себя с вопросами»

«Чтение про себя с остановками»

«Чтение про себя с пометками» или инсерт

Приём «Составление краткой записи задачи»

Приём «Вопросы к тексту учебника»

Послетекстовую

деятельность

можно

организовать

эффективно,

применяя

«Верные

неверные утверждения»

«Ромашка Блума»

«Тонкие и толстые вопросы»

«Цепочка вопросов», класстер,

Приём «Составление краткой записи задачи,

Приём «Составление вопросов к задаче»,

Приём «Ключевые слова»

Ребятам 5 классов больше нравятся такие виды работы с текстом, как «толстые и тонкие

вопросы», «верные и неверные утверждения», чтение с остановками, составление класстера. Текст

в этом случае не просто прочитывается, а перерабатывается, осмысливается.

Варианты приёмов работы с текстом, задания, которые позволят расширить

предметную

область

и

способствуют

формированию

важнейших

метапредметных умений.

1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы

Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся

предложить

задание:

составьте

вопросы

по

теме,

по

тексту

параграфа

и

т. д .

«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы –

вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.

2. Приём «Составление краткой записи задачи»

Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы,

вести обсуждение в группе.

3. Приём «Составление вопросов к задаче»

Анализ

информации,

представленной

в

объёмном

тексте

математической

задачи,

формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся

данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.

4. Приём «Вопросы к тексту учебника»

Стратегия

позволяет

формировать

умение

самостоятельно

работать

с

печатной

информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

Тема: «Окружность и круг» (5 класс)

1. Прочитайте текст.

2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?

3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?

4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?

Речь

идет

о

выделении

фразы

голосом.

Здесь

скрывается

ненавязчивое,

но

надежное

заучивание.

5. Приём «Кластер»

Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ

графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине

листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него

фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.

Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока)

выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы

или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы

необходимой информацией.

6. Приём «Ключевые слова»

Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

7. Приём «Верные и неверные утверждения»

Универсальный

прием,

способствующий

актуализации

знаний

учащихся

и

активизации

мыслительной

деятельности.

Данный

прием

дает

возможность

быстро

включить

детей

в

м ы с л и т е л ь н у ю

д е я т е л ь н о с т ь

и

л о г и ч н о

п е р е й т и

к

и зу ч е н и ю

т е м ы

у р о к а .

Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию,

умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений

по правилу: верно – «+», не верно – «-».

11. Приём «Верите ли вы…»

Проводится с цельювызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию

самостоятельного изучения текста по этой теме.

Проводится в начале урока, после сообщения темы.

Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать учителям

предметникам следующее:

выбирать

наиболее

рациональные виды

чтения

для

усвоения

учащимися

нового

материала;

формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и

методов работы с текстом;

предвидеть возможные

затруднения

учащихся

в

тех

или

иных

видах

учебной

деятельности;

повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;

организовывать

различные

виды

деятельности

учащихся

с

целью

развития

у

них

творческого мышления;

обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.

Таким образом, смысловое чтения и анализа текста способствуют улучшению умения работать с

информацией и не только вдумчиво читать, но и быть активным слушателем.

Что

в

свою

очередь

способствует

формированию

и

развитию

основ

читательской

компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе,

продолжению образования и самообразования, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

Источник: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=9036

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: