Статья Приёмы и стратегии ТРКМ

Табличные приемы развития критического мышления

Статья Приёмы и стратегии ТРКМ

Таблицы — это один из способов графической организации материала. Предлагаем рассмотреть табличные приемы развития критического мышления:

  • концептуальная таблица,
  • сводная таблица,
  • таблица-синтез,
  • таблица ЗХУ,
  • сюжетная таблица,
  • прием «До-После»

Можно рассматривать табличные приемы развития критического мышления (РКМ), как приемы стадии рефлексии, но в большей степени — это стратегии ведения урока в целом.

Прием «концептуальная таблица»

Особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Приём «сводная таблица» (описан Дж. Беллансом)

Позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Прием помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.

Выглядит эта таблица просто: средняя колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «линии сравнения», заносится информация, которую и предстоит сравнить.

Тема 1Тема 2Линия сравненияТема 3Тема 4

Основной смысл использования приема «Сводная таблица» заключается в том, что «линии сравнения», то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики.

Для того, чтобы в какой-нибудь группе «линий сравнения» не было слишком много, но и не меньше 3, можно предложить следующий способ:

  1. Вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно «линий»,
  2. Попросить их определить наиболее важные. «Важность» необходимо аргументировать.

Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся.

Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее.

Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.

Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке.

Прием «Таблица-синтез»

Был предложен экспертом Санкт-Петербургской региональной группы Загашевым И.О. и рекомендуется для работы с художественным текстом.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) /до прочтения/ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА ( СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ)ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ)
1……………. 2……………. 3……………. 4……………. 5…………….. /во время чтения/ 1……………..2……………..

На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста.

Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии.

Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью.

При работе с информационным текстом предлагаем иной вариант «таблицы синтез»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВАТОЛКОВАНИЕВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА

Прием «ЗХУ»

Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «Знаю — Хочу знать — Узнал«, которую разработала и предложила участникам семинаров по технологии развития критического мышления Донна Огл.

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще графы – «источники информации», «используемые понятия»,»что осталось не раскрыто».

Работа на стадии размышления может быть продолжена: учащиеся на уроке или на дом получают задание заполнить новую таблицу.

Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

Прием  позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика и поставить отметку за работу. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

Сюжетная таблица

Суть работы с этой таблицей — читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста. Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.

При чтении текста полезно проводить сравнительный анализ различных явлений и понятий. Такие сравнительные таблицы могут стать основанием для будущей дискуссии.

Прием «До-После»

Может быть использован  как прием актуализации знаний учащихся (до) и на этапе рефлексии (после).

Формирует:

  • умение прогнозировать события;
  • умение соотносить известные и неизвестные факты;
  • умение выражать свои мысли;
  • умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполняется часть «До», в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть «После» заполняется в конце урока, когда прочитан текст и т.д.  Далее ученик сравнивает содержание «До» и «После» и делает вывод.

Таблица ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)

«П»-« +»Позитивный характер«М» «–»Негативный характер“И” Интересно

В графу “П” заносится информация, которая носит позитивный характер.

В графу “М” – негативный характер.

Наиболее интересные факты заносятся в графу “И”.

Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текста заполняются соответствующие графы.

Таблица “ПМИ” используется также и для того, чтобы учащиеся высказали свое отношение к уроку: было ли интересно, что понравилось, а что они считают недостатком в уроке.

Ресурсы:

Источник: https://nitforyou.com/smisltable/

Приемы ТРКМ

Статья Приёмы и стратегии ТРКМ

Определение 1

Критическое мышление – это одно из направлений интеллектуальной деятельности личности, имеющей высокую степень восприятия и понимания, характеризующееся наличием объективного взгляда на окружающее пространство.

Технология развития критического мышления – это одна из методик организации педагогического процесс, базирующаяся на оценочном мышлении и рефлексии и, воплощающаяся на практике, посредством наложения новой информации на жизненный опыт учащихся.

ТРКМ активно применяется в педагогической практике. Этот метод дает положительные результаты, поскольку позволяет развить такие качества личности учащегося, как:

  • Навыки осуществления плановой деятельности;
  • Развитие способности к восприятию идей и взглядов других людей;
  • Настойчивость в достижении основных целей обучения;
  • Адекватное отношение к своим ошибкам, стремление их исправлять и учиться на них;
  • Осознанное отслеживание своего мыслительного процесса, этапов его прохождения;
  • Умение идти на компромисс при принятии решений.

Технология реализуется на практике за счет построения оптимальной структуры урока и подбора грамотного содержания. Она состоит из трех этапов: вызова, осмысления и рефлексии.

включает в себя комплекс продуктивных приемов и стратегий развития мыслительной деятельности, позволяющих в максимально быстрые сроки и на качественном уровне освоить основные приемы критического мышления и сформировать его у учащихся.

Основными принципами ТРКМ являются:

  1. Принцип активности каждого учащегося в учебном процессе.
  2. Принцип коллективной работы на занятии.
  3. Принцип построения оптимальной коммуникативной среды.
  4. Принцип равноценности и равнозначности, предложенных учащимися идей.
  5. Принцип стимулирования к самообучению и саморазвитию, за счет применения приемов технологии.
  6. Принцип взаимосвязи и соответствия между содержанием образовательных программ с целями и задачами реальной жизнедеятельности. должно отвечать текущим реалиям развития общества и способствовать развитию навыков решения проблем, возникающих в действительности.
  7. Принцип применения графических методов преподнесения учебного материала. Это оказывает положительное воздействие на развитие мышления.

Прием ТРКМ «Кластер»

Данный прием основывается на графическом представлении информации. Кластер является универсальным способом преподнесения учебного материала, который может быть использован на любой стадии прохождения учебного занятия.

Применяется данный прием следующим образом: На доске строится схема. В ее центре прописывается ключевое понятие, вокруг которого должны быть размещены иные понятия, объекты, которые каким-то образом с ним связаны.

Эти понятия предлагаются учащимися и соединяются стрелками с ключевым. Таким образом, происходит развитие ассоциативного мышления.

Понятие может отражать тему учебного занятия или курса и требует от учащихся предложения ассоциаций, идей, применения, уже имеющихся знаний, связанных с данной темой.

Рисунок 1. Прием ТРКМ «Кластер». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Прием ТРКМ «Корзина идей»

Данный прием используется только на стадии вызова т.е. в начале учебного занятия. Применение «Корзины идей» может происходить и, при индивидуальной работе с отдельным учащимися и, при работе с коллективом учащихся.

Прием основывается на развитии ассоциативного мышления. На основании темы урока предлагается записать максимальное количество идей, понятий, связанных с ней. На это дается ограниченное время. Далее, ассоциации проверяются и анализируются. Педагог объясняет учащимся значение каждой, оценивает ее верность или объясняет, почему данную идею нельзя связать с этой темой.

Рисунок 2. Прием ТРКМ «Корзина идей». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Прием ТРК «Синквейн»

Этот прием основывается на построении текста, путем соблюдения четкой зависимости его содержательной и синтаксической структуры.

Педагогом озвучивается тема учебного занятия. Она должна состоять из одного слова – существительного, обозначающего конкретный объект или предмет.

Учащимся требуется предложить пару понятий, являющихся прилагательными, характеризующие его признаки. Хорошо, если предлагаются какие-то специфические признаки, отражающие свойства и индивидуальность именно этого объекта.

Затем необходимо подобрать несколько глаголов, деепричастий, отражающих действие, рассматриваемого объекта.

Следующий шаг является более трудоемким. Он уже требует построения фразы, выражающей отношение учащегося к рассматриваемому объекту. Фраза может быть небольшой, состоящей из нескольких слов, но емкой по содержанию.

В конце необходимо подвести итоги, предложив понятие-резюме, отражающее суть предмета или объекта.

Замечание 1

При построении синквейна можно отойти от строгих правил его написания, главное сохранить четкую содержательную зависимость.

Рисунок 3. Прием ТРК «Синквейн». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Прием для формирования нестандартного мышления «Дерево предсказаний»

Применение данного приема помогает развить представление того, какие ситуации и процессы являются реальными и имеется вероятность того, что они произойдут, а какие являются только плодом воображения и в действительно не случатся.

Педагогом задается тема урока и предлагается высказать по ней идеи и предположения. Учащиеся их озвучивают, после чего, педагог записывает все предложенные варианты, независимо от их верности.

Записи ведутся схематично: в виде дерева, ствол которого отражает тему занятия, а на ветвях располагаются идеи и предположения, которые не имеют количественного ограничения. На каждой ветви прорисовываются листья, которые аргументируют предположения и идеи учащихся.

После этого, педагог объясняет учащимся новую тему и затем они рассматривают, составленное дерево, чтобы выявить верность предположений учащихся.

Применение приема не обязательно должно иметь схематичное представление в виде дерева. Можно упростить его, составив стандартный кластер.

Рисунок 4. Приме «Дерево предсказаний». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/priemy_trkm/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: