Статья Применение ИКТ на уроках математики для развитие мотивации учащихся с целью повышения качества обучения

Использование ИКТ на уроках

Статья Применение ИКТ на уроках математики для развитие мотивации учащихся с целью повышения качества обучения

Статьи

Психология и педагогика

Сегодня информационно-коммуникативные технологии плотно входят во все сферы нашей жизни, в том числе и в образовательный процесс. Компьютерные технологии широко используются на уроках, ни одно школьное мероприятие не обходится без мультимедийных презентаций, а урок — без использования инновационных образовательных ресурсов.

18 декабря 2019

Часто педагоги задаются вопросом: так ли это необходимо для учителя, в совершенстве владеть компьютерной техникой и совершенствовать навыки использования информационных технологий?

Цели использования информационных технологий в школе достаточно разнообразны, однако главные из них — всесторонне облегчить работу педагога и при этом повысить помочь ему выйти на новый уровень качества преподавания, которого требует современность.

  • Укрепить мотивацию школьников к обучению, пробудить в них интерес к познавательной деятельности, помочь им сконцентрировать внимание на учебном процессе;
  • Добиться более эффективной и современной методики преподавания, обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся без временных и иных затрат;
  • Сделать образовательный процесс более разнообразным и увлекательным;
  • Сэкономить время на подготовку к урокам и отслеживание результатов обучения;
  • Внести вклад в формирование информационной грамотности учащихся;
  • Выйти на новый уровень в планировании и систематизации своей работы.

Кроме того, важно помнить, что одна из актуальных задач сегодняшнего педагога — развить у учеников информационную грамотность, научить их владению информационными технологиями, помочь обрести стиль мышления, актуальный для информационного общества.

В каких учебных ситуациях актуально использование ИКТ?

Практически в любых. Информационные технологии применимы на уроках любых типов и в любой момент урока:

  • При объяснении нового материала. С помощью ИКТ можно эффектно представить учащимся новую тему, обозначить проблему; яркая мультимедийная презентация может сопровождать речь учителя, иллюстрируя ее видео- и аудиоматериалами, картинками, схемами.
  • При организации самостоятельной работы учащихся. Информационные технологии позволяют организовать как индивидуальную, так и групповую работу. На уроке ученики могут заниматься поиском и отбором информации, готовить творческие задания и создавать мультимедиа-продукты.
  • При оценке и контроле успеваемости. ИКТ дают возможность проводить контрольные и самостоятельные работы в современной форме (интерактивные онлайн-тесты, викторины), а также быстро осуществлять проверку и заносить полученные результаты в базы данных.

Наиболее частые направления использования ИКТ в учебном процессе

  1. Создание мультимедийных презентаций. Это один из самых простых и доступных способов ярко и наглядно представить учебный материал. В качестве авторов презентаций выступают как педагоги, так и учащиеся: в первом случае презентация готовится к уроку как средство эффективной подачи нового материала, во втором — как форма творческой самостоятельной работы.

  2. Использование интернет-ресурсов. Включает в себя не только поиск актуальной информации, но и оперативный обмен данными. Интернет предоставляет учащимся и учителям удобные площадки для групповой работы вне урока.

  3. Работа с дидактическими играми и обучающими программами. Способствует геймификации образовательного процесса, стимулирует мотивацию учащихся, позволяет осуществлять контроль и систематизацию полученных знаний в увлекательной для школьников форме.

Перейти на Lecta

Основной принцип применения ИКТ в повседневной практике педагога

Чтобы применение ИКТ на уроках в школе было действительно полезным, для педагога крайне важно:

А) Постоянно совершенствоваться во владении компьютерными технологиями. Мы живем во времена, когда техника и технология стремительно эволюционируют. Учитель должен быть готов идти в ногу со временем, постоянно обучаться новым приемам подачи информации.

Б) Не увлекаться ИКТ сверх меры. Применение компьютерных технологий не должно быть самоцелью. Достичь эффективности в обучении можно только в том случае, если использование компьютерных технологий в данном случае уместно и оправдано.

В) Показывать все возможности компьютерных программ и сервисов на личном примере. Если педагог использует достижения ИКТ в своей повседневной практике, то и для учеников не составит труда овладеть основными приемами. Главное — понимать, что за каждой ситуацией использования ИКТ стоит конкретная учебная задача, а порой и педагогическая стратегия.

Электронные учебники и бесплатные сервисы LECTA для учителей и учеников доступны на lecta.rosuchebnik.ru. Обновите ссылку в своих закладках!

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/ispolzovanie-ikt-na-urokakh/

Применение икт как форма повышения мотивации учащихся на уроке математики

Статья Применение ИКТ на уроках математики для развитие мотивации учащихся с целью повышения качества обучения

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Дворниченко А.М.,

МОУ СОШ № 3, г. Новый Оскол

Применениеикт как форма повышения мотивацииучащихся на уроке математики

Какзаинтересовать школьников математикой?Как сделать так, чтобы ребятам хотелосьидти, спешить на урок математики? Каксформировать ответственное отношениеучащихся к своему учебному труду?

Вэтом учителю математики во многомпомогают информационно-коммуникативныетехнологии (ИКТ). В настоящее времямногие учителя математики все чащеиспользуют компьютер на своих уроках.Он становится электронным посредникоммежду учителем и учеником.

Разумное использование в учебномпроцессе наглядных средств обученияиграет важную роль в развитиинаблюдательности, внимания, речи,мышления учащихся, повышает мотивациюк изучаемому предмету. Современныеинформационные компьютерные технологиидля этого представляют богатейшиевозможности.

В отличие от обычныхтехнических средств обучения ИКТпозволяют не только насытить обучающегосябольшим количеством готовых, строгоотобранных, соответствующим образоморганизованных знаний, но и развиватьинтеллектуальные, творческие способностиучащихся, повысить мотивацию к изучениюматематики.

Наглядность материала повышаетего усвоение, т.к. задействованы всеканалы восприятия учащихся – зрительный,механический, слуховой и эмоциональный.

Использование презентаций возможно налюбом этапе изучения темы и на любомуроке. Подача учебного материала в видемультимедийной презентации сокращаетвремя обучения, высвобождает ресурсыздоровья детей.

Учеников привлекаетновизна проведения таких моментов науроке, вызывает интерес.

Подобные уроки помогают решитьследующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;

  • систематизировать усвоенные знания;

  • сформировать навыки самоконтроля;

  • сформировать мотивацию к учению в целом и к математике в частности;

  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

В последниегоды наряду с компьютерной техникой вшколы поступают интерактивные доски,которые представляют собой сенсорныйэкран, подсоединенный к компьютеру,изображение с которого передает надоску проектор.

Специальное программноеобеспечение для интерактивных досокпозволяет работать с текстами и объектами,аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами,делать записи от руки прямо поверхоткрытых документов и сохранятьинформацию.

Интерактивная доскапредоставляет уникальные возможностидля работы и творчества и легка вуправлении, так как достаточно толькоприкоснуться к поверхности доски, чтобыначать работу на компьютере.

Практика применения интерактивнойдоски позволяет выделить следующиенаправления ее использования в учебномпроцессе:

1.Презентации,демонстрации и создание моделей.

Использование необходимого программногообеспечения и ресурсов в сочетании синтерактивной доской может улучшитьпонимание новых идей, так как интерактивнаядоска помогает учителям излагать новыйматериал очень живо и увлекательно.

Онапозволяет представить информацию спомощью различных мультимедийныхресурсов, упростить объяснение схем,помочь разобраться в сложной проблеме, изучить ее максимально подробно. Надоске можно легко изменять информациюили передвигать объекты, создавая новыесвязи.

Учительможет рассуждать вслух, комментируясвои действия, постепенно вовлекаяучащихся и побуждая их записывать идеина доске, что обеспечивает взаимодействиеучащихся с новым материалом.

2.Активное вовлечение учащихся.Интерактивныедоски, используя разнообразные динамичныересурсы и улучшая мотивацию, делаютзанятия увлекательными и для учителей,и для учеников.

Работа с интерактивнойдоской может помочь учителю проверитьзнания учащихся, развить дискуссию дляпрояснения изучаемого материала, чтопозволяет ученикам лучше понять материал.

Управляя обсуждением, учитель можетподтолкнуть учащихся к работе в небольшихгруппах. Интерактивная доска становитсяцентром внимания для всего класса.

3.Улучшение темпа и течения занятия.Использование интерактивной доскиможет улучшить планирование, темп итечение урока. Файлы или страницы можноподготовить заранее и привязать их кдругим ресурсам, которые будут доступнына занятии.

На интерактивной доске можнолегко передвигать объекты и надписи,добавлять комментарии к текстам, рисунками диаграммам, выделять ключевые областии добавлять цвета. К тому же тексты,рисунки или графики можно скрыть, азатем показать в ключевые моменты урока.

Заранее подготовленные тексты, таблицы,диаграммы, картинки, музыка, карты, атакже добавление гиперссылок кмультимедийным файлам и Интернет-ресурсамзададут занятию бодрый темп.

Все ресурсыможно комментировать прямо на экране,используя инструмент Перо, и сохранятьзаписи для будущих уроков. Все, чтоучащиеся делают на доске можно сохранитьи использовать в другой раз.

Страницыможно разместить сбоку экрана, какэскизы, учитель всегда имеет возможностьвернуться к предыдущему этапу урока иповторить ключевые моменты урока. Файлыпредыдущих уроков можно всегда открытьдля повторения пройденного материала.

Подобные методики привлекают к активномуучастию в занятиях.

Посколькунаглядно-образные компоненты мышленияиграют исключительно важную роль вжизни человека, то использование их визучении оказывается чрезвычайноэффективным. ИКТ можно использоватьсяна всех этапах процесса обучения. Приэтом для ученика компьютер выполняетразличные функции: учителя, рабочегоинструмента, объекта изучения.

Компьютерпозволяет усилить мотивацию ученияпутём активного диалога ученика скомпьютером, разнообразием и красочностьюинформации (текст + звук +видео +цвет),путём ориентации учения на успех(позволяет решить любую задачу, опираясьна необходимую помощь) и дружественностьюмашины по отношению к ученику.

Приведунекоторые примеры использованиякомпьютера на уроках математики. Приизучении функциональной линии в школеудобно пользоваться программой AdvancedGrapher,которая позволяет строить графикиразличной сложности. Учащиеся по графикунаглядно выводят свойства функции,выясняют закономерности её поведения.

В11 классе, при исследовании функции спомощью производной, целесообразнопоказать взаимосвязь графика исходнойфункции и графика её производной. Удобноиспользовать программу для быстройпроверки правильности построенияучащимися графика функции, отработкинавыков чтения графика.

При подготовкек итоговой аттестации в форме ЕГЭ можнопредложить учащимся программы-тренажёры.Дети один на один с компьютером в своёмпривычном темпе работы отрабатываютнавыки решения тестовых заданий.

Компьютер помогает учителю в управленииучебным процессом, выдаёт результатывыполнения учащимися заданий с учётомдопущенных ошибок затраченного времени,позволяет учащимся проводить самоконтрольвзаимоконтроль за выполнением заданий.

Дляактивизации познавательной деятельностина уроках математики в качествезанимательного материала я предлагаюкроссворды, ребусы, оформленные на ПК.В качестве домашнего задания учащиесяищут информацию по одной из изучаемыхтем и составляют мультимедийнуюпрезентацию.

Таким образом, в центре любогообразовательного процесса стоит ученик,ведомый учителем к знаниям. И еслишкольник от мотива «надо» придет кмотиву «мне интересно, я хочу это знать»,то путь этот будет более радостным иплодотворным. Решению этой задачи какраз и способствует использование впроцессе обучения ИКТ.

Интеграция всех возможностейкомпьютерных технологий в образованиипомогают улучшить мотивацию к изучениюматематики, стимулировать познавательнуюдеятельность, творческую инициативу,активную позицию учащихся по отношениюк себе и к своему образованию.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/80813.html

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: