Статья Развитие навыков чтения на уроках английского языка

Содержание
  1. Упражнения для формирования навыков чтения
  2. Развитие навыков чтения английского языка
  3. Выбираем “гантели по весу”
  4. Первое: тренируем понимание прочитанного на английском языке
  5. Второе: увеличиваем скорость чтения на английском
  6. Подведем итог: как развить навыки чтения на английском языке
  7. Заключение. Обучение чтению на английском языке
  8. Портал педагога |
  9. Нужно ли читать тексты на уроках английского?
  10. Тестирование VS развитие навыков чтения
  11. Задания на развитие навыков чтения
  12. Так зачем читать на уроке?
  13. Отрывки урока
  14. Почему именно такие задания
  15. Разные виды чтения и как им обучать
  16. Skimming
  17. Scanning
  18. Reading for details
  19. Inference
  20. Обучение чтению на английском языке – этапы
  21. Смысловое восприятие
  22. Технические аспекты
  23. Книги для обучения чтению на английском языке и другие материалы
  24. Как развить свои навыки чтения и прослушивания
  25. Philochko – ответы на вопросы

Упражнения для формирования навыков чтения

Статья Развитие навыков чтения на уроках английского языка

Для создания самой полной инструкции по изучению английского самостоятельно, мы пишем по статье о каждом языковом навыке: как и где развивать его, какие упражнения использовать.

Уже вышли статьи про грамматику, словарный запас, аудирование и говорение. Настала очередь чтения.

Развитие навыков чтения английского языка

Чтение – навык, а значит его можно “качать”, тренировать, улучшать. Это навык, который можно развивать постоянно, без “потолка”, увеличивая сложность текстов.

Именно так устроены тренировки навыка чтения в приложении Lingualeo. Пользователь просто меняет сложность материала для тренировок. База текстов постоянно увеличивается, чтобы было на чем практиковаться. С помощью наших тренировок можно полностью сформировать навык чтения. Тренировки от Лео доступны в мобильном приложении на платформе iOS и Android.

Давай найдем и другие упражнения, которые подходят для самостоятельной работы. Во многом они опираются на то, как нас учили читать в детстве на родном языке.

Выбираем “гантели по весу”

Прежде чем говорить об упражнениях, важно остановиться на том, ЧТО читать.

Очень-очень (и еще раз очень) важно тренировать навыки чтения строго на текстах твоего уровня, где понятно ≈ 80% слов.

Потому что наша задача – улучшить технику чтения. Это включает в себя скорость чтения (быстрее) и понимание прочитанного (при быстрой скорости не терять смысл текста), а делать это можно только в том случае, если ты не спотыкаешься каждую секунду о незнакомые слова.

Правильно подобранный “вес” материалов для чтения – залог успеха

К тому же, во время чтения мы проговариваем тексты про себя, а если ты не знаешь, как читается большая часть слов, то можешь приучить свой мозг к неправильному произношению.

Чтобы определить уровень чтения, пройди тест. Выбери любой из 6-ти уровней и выполни задание по нему. Если сдал на 80%, это и есть твой уровень. Если меньше 80% – бери уровень ниже. Если выше 95%, то попробуй пройти тест на следующий уровень.

Когда закончишь, найди себе книжку на Lingualeo, сортируя материалы по уровню сложности. Или выбери книгу из наших подборок: для новичков и upper intermediate – advanced.

Теперь переходим к упражнениям. Как уже сказано, развивать тебе предстоит 2 поднывака: понимание прочитанного и скорость чтения.

РЕКОМЕНДУЕМ: для чтения бери только тексты / книги / статьи и т.д., подходящие тебе по уровню. Если во время чтения ты замечаешь, что часто спотыкаешься о незнакомые слова и конструкции, то отложи это чтиво «до лучших времен». А сам переходи на более легкое.

Первое: тренируем понимание прочитанного на английском языке

Бывало, что ты перечитывал одно английское предложение несколько раз подряд, но так и не мог понять его смысл? Уже перевел каждое отдельное слово, но общее значение так и не давалось? Потому что смысл текста не равен сумме значений всех слов, а читать – не значит переводить!

Учись читать текст фразами, а не словами. Отойди от мысли, что предложения сделаны из слов. Не пытайся понять значение каждого слова.

Важно научиться видеть картину в целом

Чтобы это получалось понадобится, во-первых, учить устойчивые словосочетания, во-вторых, тренировать смысловую догадку – когда ты без знания одного элемента понимаешь смысл общего.

Как это сделать? Давай позаимствуем идеи в методике обучения детей чтению на родном языке.

1. Когда детей учат читать, то проводят игры: вставить пропущенную букву в слово, собрать слово из разбросанных букв, вставить пропущенное слово в текст и т.д. Такие тренировки позволяют развивать смысловое прогнозирование.

Делай так же: проходи тренировку Конструктор слов, выполняй в учебниках задания на расстановку пропущенных слов и др.

2. Еще один взятый из методик для детей способ – skimming или беглое чтение. Перед тем, как начинаешь читать книгу, рассказ или статью, пробегись по тексту глазами.

Прочти заголовок и представь, что за текст прячется за ним. Прочитай подзаголовки, посмотри на картинки и попробуй составить в своей голове некий «трейлер» этой книги. Но не трать на это больше 5-ти минут.

Изучи маршрут заранее и представь, что тебя ждет

3. Во время чтения не переводи все незнакомые слова (контекст в помощь). Залезай за переводом только тех слов, без которых никак не продвинуться дальше. Остальные – пропускай, если примерно догадался о значении.

Если хочешь узнать перевод и добавить это новое слово на изучение в Lingualeo, то все равно сначала попытайся угадать значение сам, а только потом тыкай на слово, чтобы увидеть перевод.

После прочтения выдели пару минут на то, чтобы подумать, о чем был этот текст. Проговори для себя, желательно на английском, главную мысль. Перескажи кому-нибудь содержание.

РЕКОМЕНДУЕМ: во время чтения не сосредотачивайся на смысле отдельных слов, а читай текст целыми фразами, предложениями. Для этого приучай себя догадываться о словах по контексту и тренируй свое смысловое прогнозирование.

Второе: увеличиваем скорость чтения на английском

Понимание смысла текста не должно страдать в угоду скорости, но и над ней можно и нужно работать. Если ты будешь читать текст целыми фразами, не будешь залезать за переводом каждого слова, то и скорость чтения увеличится. Однако есть дополнительные способы ускориться:

1. Если есть возможность, читай вместе с аудиокнигой. Так ты будешь читать со скоростью диктора, а она, вероятно, быстрее удобной тебе скорости. Значит, ты будешь развиваться.

Для новичков тексты с озвучкой можно найти здесь. Для других уровней ищи книги в Материалах Lingualeo – введи название книги и выбери формат “аудио”.

2. Учи SightWords – список слов, часто встречающихся в текстах. В итоге взгляд будет просто скользить по ним, и ты значительно ускоришься. Список слов по ссылке.

В отличие от других, тебе не понадобится пит-стоп на этих словах

3. Периодически замеряй свой прогресс. Для этого засеки, сколько слов ты читаешь в минуту, чтобы потом сравнить результат. Проводи тренировки по скорости и «сдавай нормативы» на одних и тех же типах литературы: художественная / научно-популярная / новостные заметки или др., чтобы избежать погрешности из-за более сложного, например, научного текста.

Также можно повторно читать один и тот же текст, но ставить цель делать это быстрее с каждым разом.

Еще одно: как бы быстро ты ни читал, в итоге ты должен понять большую часть содержания текста. Не значений слов, а именно смысл прочитанного отрывка.

РЕКОМЕНДУЕМ: работай над скоростью чтения. Для этого выучи топ самых встречаемых в текстах слов, чтобы не тратить время на их прочтение, тренируйся читать вместе с аудиоверсией книги и постоянно замеряй результаты, чтобы мотивировать себя и корректировать тренировки.

Главное, это постоянная практика. Выше мы говорили о тренировках и упражнениях, но никто не отменял чтение книги для души и удовольствия. Поэтому заведи себе правило читать книги в дороге через приложение Lingualeo. Скажу на собственном опыте: нажать на кнопку “я понял весь текст” и перевести целую книгу в изученное – невероятный прилив мотивации!

Подведем итог: как развить навыки чтения на английском языке

  • Чтение, как и остальные языковые навыки можно целенаправленно тренировать. Причем развивать навык можно постоянно, просто усложняя тексты.
  • Для тренировок выбирай только материал твоего уровня, где известно около 80% лексики. Остальное будет словарным приростом.
  • Чтобы развить навык чтения, научись читать текст целыми фразами, а не отдельными словами. Для этого тренируй свою смысловую догадку, учись опираться на контекст и не переводи текст. Понять смысл – не значит перевести.
  • Старайся с каждым подходом читать быстрее и быстрее. Чтобы отслеживать прогресс, “сдавай нормативы” и замеряй свою скорость. И выучи SightWords – они ускорят тебя.
  • Обязательно читай английские тексты просто так, для души. Заведи себе привычку читать хотя бы парочку страниц в день – на это точно найдется время.

Заключение. Обучение чтению на английском языке

Самую полную инструкцию по изучению английского самостоятельно ты можешь прочитать по ссылкам: для новичков и для продолжающих. И обязательно регистрируйся на Lingualeo, чтобы каждый день прокачивать все навыки английского с помощью интерактивных тренировок и аутентичных материалов.

Источник: https://lingualeo.com/ru/blog/2017/05/15/uprazhneniya-dlya-formirovaniya-navyikov-chteniya/

Портал педагога |

Статья Развитие навыков чтения на уроках английского языка

Козлова Мария Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ СШ № 59 “Перспектива”
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “ОБУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА”
20.12.2018
Раздел: среднее образование

ОБУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ФГОС второго поколения содержит требования к личностным,

предметным и метапредметным результатам изучения предмета. Одним из

таких метопредметных результатов, которые можно формировать на уроках

иностранного

языка,

является

смысловое

чтение,

включающее

«умение

определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, выделять

основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать

логическую последовательность фактов».

Смысловое

чтение

вид

чтения,

которое

нацелено

на

понимание

читающим смыслового содержания текста.

Отмечая сложность процесса чтения,

большинство исследователей

выделяют две его стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона

предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки

слова,

речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в

устно-речевую

форму

(Т.

Г.

Егоров,

А.

Н.

Корнев,

А.

Р.

Лурия,

М.

И.

Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин). Смысловая сторона включает в

себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания

(Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин)

или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова).

Цель

смыслового

чтения

максимально

точно

и

полно

понять

содержание

текста,

уловить

все

детали

и

практически

осмыслить

извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в

смысл с помощью анализа текста.

Если разделить процесс работы с текстом на несколько этапов, то,

последовательно реализуя каждый из них, можно добиться успеха в

понимании учащимися смысла прочитанного. Занятие по формированию

умений смыслового чтения делится на три основных этапа: пред текстовый

(pre-reading), текстовый (while-reading) и после текстовый (after-reading).

Предтекстовый этап – это этап мотивации к чтению, который

предполагает анализ названия и определение предмета речи; осмысление

заглавия и вы-движение гипотезы о ещё не прочитанном тексте; определение

необходимого объёма уже известной информации для адекватного

восприятия новой.

Такая работа особенно эффективна текстом, название которого

метафорично или содержит проблемный вопрос, но можно применять и с

любым текстом. Времени это занимает немного, но хорошо концентрирует

внимание обучающихся на новом тексте.

Можно использовать такие приемы: показ видеоролика, который

объединён общей темой с текстом, ряд картинок с уже известными

понятиями и включе-нием нового, анализ иллюстраций страницы учебника,

анализ заголовка.

Текстовый этап – это непосредственное чтение текста. На этом этапе

могут быть использованы все виды чтения (изучающее, ознакомительное,

просмотро-вое и поисковое) в зависимости от цели и задач урока.

На этом этапе можно использовать разные приемы чтения: медленное

чте-ние текста с выделением ключевых слов, понятий, определений;

выделение из-вестных и новых понятий; определение новых слов по

контексту; анализ прочи-танного; выделение текстовой и иллюстративной

информации; «чтение» схем,

таблиц, графиков, условных обозначений; «определение» существенной

и несу-щественной информации; выявление истинных и ложных

утверждений; приве-дение собственного примера, объясняющего сущность

явления. При работе с текстом на данном этапе возможны следующие

варианты заданий

Выберите наиболее удачный заголовок для прочитанного рассказа/

текста

Соотнесите смысловые части текста / тексты с их заголовками

Соотнесите тексты с их заголовками, один лишний

Разделите текст на смысловые части и самостоятельно озаглавьте их

Прочтите текст, отметьте (выпишите) места, раскрывающие разные

аспекты проблемы

Прочтите текст и найдите в каждой части по одному предложению,

передающему основ-ную мысль этой части

Закончите предложение в соответствии с содержанием текста (выбрав

правильный вари-ант)

Скажите, с помощью каких фактов из текста можно утверждать, что…

Прочитайте текст и скажите какое из утверждений верно, неверно

содержанию текста.

Прочитайте текст и скажите, какое из утверждений верно / неверно /

не сказано в тексте

Прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике

повествования

Просмотрите текст, найдите фрагмент (факт), который представляет

для вас особый инте-рес, и объясните почему

Найдите в тексте предложения, в которых содержатся: а) основная

информация; б) уточня-ющая информация; в) подтекст

Послетекстовый этап – это этап трансформации информации из

текста. Представление текста в иной форме (план, схема, таблица, алгоритм);

построение развёрнутого монологического ответа на поставленные вопросы;

самостоятельная постановка вопросов к тексту; рефлексия собственной

деятельности. Возможны такие варианты заданий (таблица 3).

Задайте вопросы к предложениям, начиная их словами, данными в

скобках (вопросительные слова)

Составьте список вопросов к тексту

Подготовьте план пересказа текста

Прочтите текст и передайте его основную идею несколькими

предложениями.

Изобразите в виде схемы (Word-web) основные положения текста.

Прочтите текст и заполните его денотатную карту / таблицу.

(Приводятся пустые графы, заполнен только один блок.)

Сократите текст за счёт подробностей, которые могут быть опущены

без ущерба для со-держания

Поясните главную мысль текста своими словами

Напишите синквейн, диаманту к тексту

Подготовьте презентацию

Проводить детальную работу с текстом необходимо при изучении

любой темы на каждом этапе изучения иностранного языка.

Заключение

Таким образом, прорабатывая текст, используя наибольшее количество

упражнений, можно смело утверждать, что чтение текстов на иностранном

языке в огромной мере способствует расширению лексического запаса,

умению понимать значения незнакомых слов из контекста, закреплению

различных разделов грамматики, совершенствованию речевых навыков.

На ступени основного общего образования устанавливаются

планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных

программ, среди которых программа «Основы смыслового чтения и работа с

текстом». Способность к самообразованию, являясь одной из определяющих

успешности самореализации человека, во многом зависит от умения работать

с информацией, то есть с текстами.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, ставится

задача: воспитание и развитие качеств личности, отвечающихтребованиям

информационного общества,личности, свободно ориентирующейся в

потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать,

эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе

жизнедеятельности.

Работа с текстом – это поиск информации и понимание прочитанного; –

преобразование и интерпретация информации; оценка информации .В ходе

овладения стратегиями смыслового чтения учащийся воспринимает

текстовую информацию, «вникает» в её смысл, интерпретирует её и создаёт

собственное суждение.

Формирование УУД смыслового чтения происходит на предтекстовом,

текстовом ипослетекстовом этапах работы с текстом . Это позволит

сформировать у школьников читательскую компетенцию и информационную

грамотность.

Неотъемлемым компонентом смыслового чтения является

конструктивное обсуждение прочитанного текста. В формировании умения

смыслового чтения значимым подходом является использование дискуссий

как метода формирования критического мышления, поскольку в процессе

обсуждения учащиеся упражняются в мастерстве мышления и

коммуникации.

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=36561

Нужно ли читать тексты на уроках английского?

Статья Развитие навыков чтения на уроках английского языка

Одни из любимых моих граблей – давать чтение на дом, а не делать его с учениками на занятии. Мол, чего время на уроке тратить, мы лучше лексики накидаем и устно что-нибудь отработаем. Поговорим, в конце концов. А текст ученики и дома самостоятельно прочитают.

А тут звезды сложились, и на уроке нужно было как раз читать текст. Первая мысль – паническая. Это что же, просто взять и посадить учеников читать и делать упражнения из учебника? Ценное время урока тратить? А мне что в это время делать? Вторая мысль – трусливая. А может, придумать что-то другое для этого занятия, а текст на дом задать? Третья мысль – упадническая. Боже, как низко я пала…

В этом посте я покажу отрывки того самого урока, где мы с учениками читали текст и прокачивали reading skills. И заодно предлагаю поговорить вообще о развитии навыков чтения на английском.

Тестирование VS развитие навыков чтения

Когда разговор заходит о чтении на английском, реакция обычно такая: «Ну, уж читать-то все умеют. Да и вообще – чего тут уметь? Бери и читай!». Или вот многие преподаватели (и я вечно попадаюсь) предпочитают задавать чтение на дом, чтобы “сэкономить время” на уроке.

Но замес в том, что текст – это не только содержание; не только тема для обсуждения; не только подводка к грамматике; не только источник лексики; не только особенности жанра! И, конечно, не только тестирование уже имеющихся навыков, чем часто грешат учебники. Это еще и развитие навыков и стратегий чтения.

В том, чтобы просто прочитать текст и ответить на вопросы к нему (хоть в виде True / False, хоть в виде специальных вопросов типа Where / When / Who / Why?), развития навыков нет. Это тестирование. Ученики разве за этим на урок пришли?

Задания на развитие навыков чтения

С чтением связано много различных под-навыков и стратегий, которые помогают читать тексты, обрабатывать и интерпретировать информацию быстрее, лучше и эффективнее. Либо, если навыки не развиты, мешают.

Вот буквально несколько примеров заданий на развитие навыков чтения:

  • просканировать текст на предмет основного содержания или организации текста, не вчитываясь в детали
  • перед чтением по картинкам и заголовкам прикинуть, о чем будет текст
  • обсудить всё, что мы знаем по теме (хоть кулинария, хоть добыча нефти)
  • накидать список слов и выражений, которые мы знаем по теме и которые ожидаем увидеть в тексте
  • просканировать текст на предмет основной мысли или организации текста, не вчитываясь в детали
  • пробежать текст глазами и найти конкретную информацию
  • сформулировать основную мысль каждого параграфа
  • соотнести заголовки и параграфы (вариация на тему основной мысли)
  • догадаться о смысле незнакомых слов по контексту
  • ответить на вопросы к тексту, найти в тексте нужную фразу или предложение, которое содержит нужную информацию (и, возможно, так или иначе перефразирует слова вопроса)
  • вернуть в текст пропущенные предложения
  • составить текст из перепутанных абзацев
  • найти в тексте, к чему отсылают местоимения that, it, they и др.

…и так далее практически до бесконечности. Здесь можно посмотреть эти и несколько других примеров.

Хорошая новость в том, что навыки чтения можно практиковать и улучшать. Каждое из заданий выше работает на развитие разных reading sub-skills and strategies, которые в итоге складываются в большой навык чтения.

Так зачем читать на уроке?

Но хорошо, допустим, мы прониклись важностью навыков чтения и готовы развивать-развивать-развивать. Зачем делать это на уроке? Почему не задать его на дом?

Тут вот какое дело. Как ни объясняй ученикам подробно, что сначала нам не нужно вчитываться в детали, а нужно быстро просканировать текст, дома у учеников все равно будет соблазн прочитать все внимательно и три раза, да еще и перевести текст, обложившись словарями.

Как ни проси учеников перед прочтением текста подумать и записать / обсудить всё, что они знают по этой теме или что они ожидают увидеть в тексте… Ну в самом деле, кто это делает? Даже мысленно (что, конечно, не так эффективно, но лучше, чем ничего)? Все сразу рвутся в бой – читать!

И только препод понимает, в чем смысл этого “подумать перед тем, как читать” и как это связано с развитием стратегий чтения. И только на уроке можно создать нужные условия, ограничить время, дать возможность предугадать, обсудить что-то ПЕРЕД или ВО ВРЕМЯ чтения и т.д.

Убедительно?))

Отрывки урока

Но вернусь к тому самому уроку. Когда я прошла стандартные стадии (отрицание, торг, депрессия, принятие) и все же решила заняться с учениками чтением на занятии, вот что получилось.

1 В графическом редакторе убрала все параграфы, кроме первого и последнего. Быстренько читаем первый параграф и своими словами объясняем, о чем он. Читаем последний – выясняем, автор по ходу текста пришел к каким-то новым выводам, или последний параграф созвучен первому?

2 В том же редакторе я оставила первую (и в некоторых случаях последнюю) строчку всех остальных параграфов. По первой строчке параграфа пытаемся понять, о чем он будет, например:

3 Быстро сканируем весь текст и проверяем свои догадки.

4 Ныряем чуть глубже. Выполняем задание из учебника, обращаем внимание на подробности и немножко работаем над лексикой:

5 Смотрим на текст целиком, уже прочитанный и поруганный осмысленный, и в каждом параграфе подчеркиваем основные идеи, игнорируем все незначительное:

6 Пишем summary текста на основе тех подчеркнутых основных идей. В этот раз, правда, я не стала жестить, и написала summary сама. Потом перепутала предложения и части предложений и попросила учеников восстановить порядок, найти границы предложений, расставить знаки пунктуации. Но в следующий раз сами будут писать!

Почему именно такие задания

Навык чтения включает в себя много разных subskills, а значит, и заданий может быть огромное множество, и они будут отличаться в зависимости от текста, жанра, ученика / группы, целей и времени. С этим конкретным текстом я выбрала именно эти задания:

  • прочитать только первый и последний параграфы
  • понять, о чем параграф, по одной только первой строчке

…из-за специфики самого текста и особенностей группы. Во-первых, эта статья похожа на некоторые экзаменационные тексты (например, из IELTS). Во-вторых, это группа учителей английского, многие из которых, возможно, будут сдавать какой-то из международных экзаменов. Ну а в том же IELTS Reading, помимо прочего, как раз и нужно:

  • уметь быстро просканировать текст, понять его основную мысль и организацию (чтобы знать, где потом искать более конкретную информацию и не тратить драгоценное время на чтение всего-всего)
  • соотнести заголовки и параграфы
  • заполнить пропуски в summary (это даже если не брать написание summary в качестве отдельной работы над собственными writing skills) да и просто формулировать основные мысли

Если бы у нас был текст другого жанра, а мы бы занимались обычным разговорным английским, я бы сделала совсем другие задания. Здесь можно посмотреть пример урока, где мы тоже занимаемся навыками чтения, но уже на материале путеводителя по Лондону. Вы увидите, как жанр влияет на стратегии чтения и, соответственно, задания.

А вы читаете на уроке? Или на дом задаете? Почему?

Как любите работать с текстом? Какие стратегии развивать?

Что можно сделать с текстом только в классе, а дома нельзя?

Еще по теме:

Дарья Масловская

Источник: https://anglofeel.ru/blog/nujno-li-chitat-teksty-na-urokah-angliyskogo

Разные виды чтения и как им обучать

Статья Развитие навыков чтения на уроках английского языка

Существует множество причин обучать чтению изучающих иностранный язык. Чтение полезно в изучении языка. Читать проще, чем слушать, а потому — чем больше студенты читают, тем больше они узнают о языке в менее стрессовой ситуации, чем при аудировании. Кроме того, тексты для чтения одновременно являются хорошими образцами письменной речи, что также очень полезно для учащихся.

Чему же обучать учеников? Что особенного в обучении чтению?
В первую очередь, чтение бывает разным. В обучении языкам выделяют extensive reading или reading for pleasure (часто задается на дом) и intensive reading, тренирующее разные навыки чтения, и отрабатываемое обычно в классе. О последнем поговорим в нашей статье.

Каким же навыкам чтения важно обучить? В первую очередь это касается тех навыков, которые пригодятся в реальной жизни. И таких навыков 4!

Skimming

Первый важный навык – это skimming или reading for general comprehension или reading for gist.

Что это? Ученики пробегают глазами текст, не вчитываясь в детали. Цель такого чтения – понять общий смысл или найти ответ на краткий вопрос. При этом не нужно читать текст полностью, вчитываться и понимать каждое слово, а также читать от и до. Нужно именно пробежать по тексту глазами.

Применение в реальной жизни Таким образом мы просматриваем обзоры фильмов и книг, чтобы понять, читать нам их полностью или нет; просматриваем статьи, прежде чем вчитываться в детали; просматриваем отчет на работе, чтобы понять о чем он в общем, получить общую картину, прежде чем вдаваться в подробности и т.д.

Зачем и как обучать? Данный навык очень полезен поскольку, ознакомившись с текстом сначала в общем, его намного проще читать и понимать повторно, более детально. Чтобы ученики привыкли к такому навыку, помимо объяснения, что это и зачем, попробуйте следующие задания:

  • Прочитайте текст и подберите самый подходящий заголовок;
  • Прочитайте текст и соедините с верной картинкой;
  • Прочитайте текст и проверьте свои предположения и т.д.

Данный вид чтения обычно проводится с лимитом по времени (1-2 минуты) и во время инструкций важно сообщить ученикам, что не нужно понимать каждое слово и читать текст от первого слова до последнего.

Scanning

Еще один немаловажный навык – scanning или reading for specific information.

Что это? Этот вид чтения также предполагает быстрое пробегание глазами текста, не вчитываясь, а находя необходимую информацию, которая легко бросится в глаза, например, дату, имя, номер, название чего-то и т.д., т.е. Что-то, что выделяется из текста, и для его поиска не нужно читать весь текст вовсе.

Применение в реальной жизни Таким образом мы просматриваем телефонную книгу, чтобы выбрать нужный нам номер; оглавление книги, чтобы найти нужную главу; учебный текст, чтобы найти тот фрагмент, который мы хотим прочесть детально; статью, в которой хотим найти определенное имя или дату и т.д.

Зачем и как обучать? Данный навык очень полезен, поскольку экономит время. В реальной жизни все стараются сделать что-то как можно быстрее и не тратить время зря.

Чтобы не читать зря весь отчет, нужно уметь быстро найти глазами интересующий фрагмент, и уже затем вчитываться и т.д.

Обучать данному навыку необходимо с самого начала и как и в случае со skimming, готовить студентов к этому. Помогут следующие упражнения:

  • Найти в тексте дату, когда…
  • Найти в тексте имя человека, который…
  • Найти в тексте название музея, который…
  • Найти год, когда…
  • Задания на True/False с цифрами/датами и именами (то, что легко увидеть в тексте) и т.д.

На данное задание также дается лимит по времени. Даже если в тексте встречается несколько дат, имен, названий и т.д., довольно просто определить их местоположение, не читая всего текста, и только после этого, посмотреть, что стоит вокруг этой информации и выбрать нужный вариант.

Reading for details

Более привычный всем вид чтения, который еще называют reading for deeper comprehension.

Что это? В данном случае текст читают для того, чтобы найти в нем более детальную информацию и ответить на более детальные вопросы. Поскольку ответ на вопрос предполагает ориентирование в деталях, данный вид чтения обычно идет вторым после reading for gist, или даже третьим. В данном случае текст читается полностью, происходит поиск деталей, более глубокое понимание.

Применение в реальной жизни Так мы читаем что угодно, заслужи́вшее нашего внимания, будь-то отчет, или статью, или книгу.

Зачем и как обучать? В данном случае на чтение текста студентам дается больше времени, предварительно разбираются вопросы, а также вводится блокирующая лексика, если необходимо.

На более низких уровнях учащиеся увидят в тексте ответы на вопросы быстрее, тогда как на высоких уровнях и при подготовке к экзаменам ответы на вопросы в тексте будут перефразированные, использованы синонимы и синонимичные обороты и т.д. Типичные виды заданий:

  • True/False;
  • Ответы на вопросы;
  • Исправление утверждений;
  • Соединение высказываний с говорящими и т.д.;
  • Множественный выбор и т.д.

Обратите внимание на то, что хотя студенты и должны понимать детали в тексте, и читать текст полностью, им совсем не обязательно понимать 100% текста. Обычно при работе с текстами из учебника достаточно понимания 80% текста.

Inference

Еще один важный навык, используемый нами в повседневной жизни, – inference reading или попросту чтение между строк.

Что это? Данный навык предполагает нахождение ответа на вопрос не прямо из текста, а из намеков автора, из ситуации в целом, т.е. нужно понять, что автор имел в виду на самом деле. Обычно данный навык начинают развивать в полной мере начиная с уровня Intermediate.

Применение в реальной жизни От чтения публицистики до чтения художественной литературы.

Зачем и как обучать? Данный навык требует не только простого понимания слов в тексте и общего смысла, но и требует критического мышления.

Это уже не просто чтение ради понимания о чем речь, а начала анализа текста, понимание скрытого смысла, скрытой шутки, отсылки к чему-то, а также непрямого намека на то, как, например, закончилось повествование. Обучение данному навыку важно, поскольку в некоторых культурах не принято говорить о чем-то прямо.

Умение понять, что на самом деле имел в виду автор или говорящий, поможет учащимся избежать недопониманий и неловких ситуаций. Начать обучение данному навыку можно с простых задания типа:

  • Прочтите диалог/текст и скажите, кто говорит, откуда они, в каких они отношениях и т.д.

До более сложных заданий из разряда:

  • How do we know that he is the murderer?

Подробнее об этом навыке и примеры заданий тут и тут.

Подробнее о том, какие еще бывают задания, какие материалы для обучения этим навыкам использовать, а также как построить эффективное занятие по чтению, смотрите в записи нашего вебинара How to teach reading effectively.

А как вы обучаете этим навыкам? О чем хотите узнать подробнее в последующих статьях?

Источник: https://skyteach.ru/2018/03/15/raznyie-vidyi-chteniya-i-kak-im-obuchat/

Обучение чтению на английском языке – этапы

Статья Развитие навыков чтения на уроках английского языка

Чтение на английском – это первая стадия адаптации к иноязычной среде. Еще до того как человек учиться составлять слова на письме, он анализирует написанное и соединяет его смысл со звуковым воплощением.

На основе этой концепции можно выделить такие этапы обучения чтению на английском языке, как смысловое восприятие и техническая реализация.

Знание языка предполагает не только скорость поступления информации в интеллектуальный механизм для обработки, но эффективность последней, и сейчас мы рассмотрим обе грани этого вопроса.

Смысловое восприятие

Смысловое чтение на уроках английского языка имеет определяющее значение для адаптации мышления к новой лингвистической сфере, поскольку помимо перевода иностранных слов на родной язык, оно служит аналитическим и критическим механизмом восприятия материала, в отличие от поверхностного или избирательного ознакомления. Стратегия смыслового чтения включает в себя:

  • Понимание каждой единицы текста (слов) и их совокупностей (предложений, глав)
  • Выявление последовательного изложения, взаимосвязей между началом и концом логической цепи, возможность прогнозирования развития повествования
  • Определение проблематики текста, его первостепенной идеи, формирование ключевых тезисов и выделение второстепенной информации
  • Ощущение эмоциональных оттенков (душевного состояния персонажей, мотивацию автора)
  • Проведение различий между объективными фактами и субъективными суждениями
  • Оценивание качества смыслового наполнения и ценность материала, сопоставление с опытом и противопоставление своих доводов прочитанному

Такой комплекс информационного восприятия нуждается в сочетании нескольких подходов работы с текстом:

1)Представляйте излагаемое в образах. Когда вам говорят о желтом продолговатом фрукте в кожуре, вы представляете банан и такие же ассоциации должно вызывать английское «banana».

Вместо того чтобы зубрить слово, вообразите сценку, как вы взаимодействуете с его значением, а текст изобразите историей. Предложение вроде «Bill went to work» останется пустым шаблоном, пока вы не оживите его.

Какое настроение было у Билла перед работой? Как он добирается на нее? Кем он работает? Привязывайте образы к накопленному опыту, представляя друзей и знакомые места, или создавайте живые сценки в воображении.

2)Читайте текст, не заглядывая в словарь. Попытайтесь угадать, о чем идет речь, подбирайте значения слов, попытайтесь визуализировать абстрактные образы. К примеру: «На праздничной вечеринке Билл подарил ей книгу с dedication» – если предположить, что незнакомое слово непосредственно относится к книге, на ум сразу же придет рукописное посвящение.

3)Запишите в словарь незнакомое слово, употребите его в контексте, а затем перечитайте текст.

4)Обдумайте прочитанное. Прокрутите в голове последовательность событий, подискутируйте с автором, если нужно.

5)Дайте оценку информации. Опишите впечатления от истории, привлекательные моменты содержания и полезные идеи, в том числе те, которые касаются исключительно структуры языка, например, грамматические конструкции.

Технические аспекты

Чтобы процесс чтения приносил максимальную пользу, необходимо отработать навыки, которые позволяют усваивать знания с меньшими усилиями и с большей скоростью.

1)Осваивайте фонетические принципы, а не заучивайте произношение каждого слова. Исключения есть в каждом языке, но в большинстве случаев, зная все 44 английских звука, вы сможете прочитать практически любое неизвестное слово.

2)Избавляйтесь от акцента. Чтение про себя не требует совершенства в устной форме, однако неправильное произношение чревато трудностями в общении.

3)Изучите грамматику. Без точного понимания речевых конструкций и использования времен искажается принцип чтения. Интуитивный подход всегда следует закреплять правилом.

4)Пополняйте словарный запас. Носитель языка улавливает любые мелочи родной речи, тогда как иностранец с отличным английским может встретиться с незнакомым словом, которое знает каждый ребенок. Лучше всего новые изыски лексики запоминаются во время чтения, когда употребляются в контексте.

5)Автоматизируйте процесс, читайте по 1–2 часа в день, чтобы увеличить темп и скорость восприятия. Отрабатывайте чтение каждого текста повторениями, вникая в суть и избегая запинок.

Книги для обучения чтению на английском языке и другие материалы

До того, как вы сможете читать адаптированные книги на английском языке, мы советуем вам потренироваться в чтении вслух коротких текстов из простых слов с аудио сопровождением. Примеры таких текстов вы можете найти на сайте Lim-english.com.

It is It is a tomato. It is red. It is a pear. It is yellow. It is an apple.

It is green.

  Слушать упражнение онлайн

Это (он, она, оно) есть Это помидор. Он (помидор) красный. Это груша. Она (груша) желтая. Это яблоко.

Оно (яблоко) зеленое.

Существует масса учебных изданий, которая превращает обучение чтению на английском языке в приятный досуг.

В первую очередь ученикам стоит присмотреться к адаптированным книгам (издательства Penguin Readers, Oxford University Press, Black Cat Publishing и др.).

Они предполагают полностью англоязычный текст, который естественно или искусственно подстраивается под определенный уровень знания языка.

Чтение книги само по себе является хорошей практикой, однако к некоторым прилагается еще и аудиоисполнение, поэтому вы одновременно можете читать Агату Кристи или Шекспира в упрощенном оригинале и заучивать правильное произношение. Если же вы работаете с текстом без сопроводительных материалов, на сайтах dictionary.cambridge.org и oxfordlearnersdictionaries.com вы можете прослушать запись незнакомого слова.

Обучение чтению на английском для детей имеет некоторые особенности. Взрослые лучше воспринимают печатные материалы, тогда как у детей больше развито вербальное восприятие. Замечательный «Hooked on Phonics.

Learn to Read Pre-K–Second Grade» содержит видео-, аудио- а также текстовые материалы, и хотя он ориентирован на неприхотливую аудиторию детсадовцев и первоклашек, по качеству исполнения ему трудно найти равных.

Среди русскоязычных изданий стоит выделить «Я читаю по-английски!» Евгении Карловой

Источник: https://lim-english.com/posts/obychenie-chteniu-na-angliiskom/

Как развить свои навыки чтения и прослушивания

Статья Развитие навыков чтения на уроках английского языка

Если вы хотите говорить по-английски и причем бегло и без труда и вдобавок научиться писать разнообразные письма и прочее, то следует уяснить, что чтение и прослушивание являются так называемой информацией на входе, а говорение и письмо – информацией на выходе. То бишь, если вам хочется улучшить свои навыки говорения и письма, следует начать с навыков чтения и прослушивания. Именно так, постепенно и последовательно. Существует несколько способов для этого:

Конечно же, читайте всегда, когда можете, а если не можете, боритесь с этим миром и выцарапывайте себе время на ЕЖЕДНЕВНЫЙ сеанс чтения, желательно в спокойной обстановке, чтобы ваш мозг был сосредоточен на процессе.

Ваше чтение на английском языке – это не тоже самое, что чтение на русском. Оно должно быть активным. Это значит, что вы должны читать и анализировать структуру предложения, знакомые и незнакомые слова, в какой связи они состоят.

Любое слово должно быть продумано, знакомые слова должны быть отмечены в паре с незнакомыми, чтобы эти знакомые слова укрепились ещё больше, а неизвестности следует выписать в отдельную тетрадь для работы с чтением.

Можно надписывать перевод слов прямо в книжке, однако не стоит ограничиваться только этим. Особо интересные предложения надобно выписывать опять таки в отдельную тетрадь.

Продолжаем экзекуцию. Вы прочитали страницу текста и хватит. Не больше страницы в день. А теперь берете все слова, которые вы выписали, и составляете с ними предложения, причем используя уже знакомые слова. Например, вы знаете слово “speak” (говорить) и вы выписали новое слово “hill” (холм). Отлично, значит, составляем предложение: I speak about hill.

В целом, вот и весь принцип работы с активным чтением. Можно ещё добавить, что выписанные и отработанные таким образом слова необходимо также задействовать в своей речи на уроках. Просто открываем свою тетрадь и стараемся использовать эти слова на уроке (изо всех сил).

Этот навык является весьма важным, ибо развивает у изучающих языковое осознание произношения и повышает способность к восприятию и дальнейшему изучению. Чтение формирует базу для слов, прослушивание дополнительно активирует эти слова, укрепляя их в памяти, к тому же прослушивание в целом развивает слух для всего вообще.

Самое простое прослушивание в вашей жизни – это когда вы сами читаете вслух текст, записываете свое чтение, а потом прослушиваете, глядя в текст. Поступайте так на начальной стадии. Попытайтесь записывать то, что вы прослушиваете. Это крайне полезная практика.

Существует множество полезнейших интернет-ресурсов для прослушивания с выполнением заданий. Например, esl-lab.

com, на котором находятся множество диалогов для прослушивания, разделенных по уровням владения. Вы прочитываете задание, прослушиваете диалог столько раз, сколько нужно, выполняете задание.

Если совсем непонятно, что происходит, можно просмотреть текст диалога во время прослушивания.

Прослушивание должно стать обычной практикой наряду со чтением. Этому следует уделять определенное время каждый день (хотя бы 10-20 минут). Также старайтесь вдумчиво слушать англоязычную музыку, пытаясь хоть немного понимать что происходит.

Весьма полезно и практично совмещать прослушивание с просмотром простых мультфильмов или учебных сериалов на английском с субтитрами. Для такой благой цели существует специальный веб-ресурс ororo.tv.

На этом сайте можно найти множество сериалов и фильмов со встроенными субтитрами. Выбираете простой мультфильм или сериал и смотрите, периодически останавливая просмотр и переводя все непонятности.

Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что важно стимулировать чтение и прослушивание, регулярно занимаясь этим сначала по отдельности, а потом совмещая их. Следует подходить к этому со всей активностью и целеустремленностью, ведь чем больше вы будете работать на этими базовыми навыками, тем лучше и быстрее вы освоите говорение и письмо. 

Автор статьи :
Сергей Стефаненко (преподаватель London English School)

© London English School 16.04.2015 Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс.

Philochko – ответы на вопросы

Социальные кнопки для Joomla

Источник: http://londonnsk.ru/grammatika/49-kak-razvit-svoi-navyki-chteniya-i-proslushivaniya

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: