Статья Речевая зарядка на уроках чтения

Развитие устной речи учащихся на уроках литературного чтения

Статья Речевая зарядка на уроках чтения

автор: Кудинова Елена Викторовна

студентка ГБПОУ РО «Шахтинский педагогический колледж»

Развитие устной речи учащихся на уроках литературного чтения

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  РАЗВИТИЯ УСТНОЙ  РЕЧИ

Развитие устной и письменной речи школьников всегда рассматривалось отечественной методикой в качестве одного из главных, стержневых направлений при изучении литературы. Основные вопросы, которые рассматривались словесниками в аспекте данной проблемы:

-обогащение словарного запаса учащихся;

-работа над выразительно-изобразительными средствами при изучении произведений;

-обучение связной речи;

-работа над выразительностью речи.

Данная проблема очень злободневна, так как сегодня наряду с возрождением духовности, возвращения к истокам и традициям отечественной культуры, освобождения от односторонних оценок явлений искусства; резко понизилась требовательность к культуре устной и письменной речи. Язык газет, телевидения отмечен бедностью и однообразием лексического состава, обилием штампов, ненужных заимствований, стилистически сниженных и даже откровенно грубых выражений. Неверно расставленные ударения. Небрежность проявляется в построении высказываний. Речевая среда оказывает отрицательное влияние на речь школьников, проявляется равнодушие к родному языку и небрежность в отношении с ним.  Формированию речевой культуры подрастающего человека во многом препятствует пассивное потребление искусства: (70 % вообще не читают).

 Критерии речевого развития учащихся

1.

Владение активной лексикой, характеризующей духовный мир писателя и героя литературного произведения;

2.Владение общественно-философской и научной терминологией, использование ее в характеристике эпохи, мировоззрения и творчества писателя.

  1. Владение теоретико-литературной и искусствоведческой терминологией, использование ее в процессе анализа художественного текста.
  2. Владение изобразительно-выразительными средствами языка.
  3. Понимание особенностей вида и жанра высказывания в соответствии с его целями, ситуацией (доклад, ответ…)
  4. Содержательность высказывания.
  5. Четкость, логичность, стройность композиции.
  6. Владение приемами общения со слушателями.

9.Четкостть, логичность, стройность композиции высказывания.

  1. Самостоятельность в подготовке выступления.

Основные направления совершенствования речевой деятельности учащихся

  1. Обучение различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы;
  2. Лексико-фразеологическая работа
  3. Организация речевой деятельности школьников в процессе диалогического общения.
  4. Создание речевых ситуаций, стимулирующих речевую деятельность школьников;
  5. Активизация межпредметных взаимодействий на уроках литературы в аспекте речевой деятельности.

 ВИДЫ И ЖАНРЫ МОНОЛОГИЧЕСКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

Виды и жанры монологических высказываний

а) репродуктивные высказывания: воспроизводящие и творческие пересказы художественного текста, пересказы статей учебника;

б) продуктивные высказывания:

-развернутый устный ответ, сообщение, доклад;

-литературное обозрение, критический этюд, критическое эссе, «слово о писателе»;

-рассказ о произведении, речь экскурсовода;

-речь о герое произведения, репортаж;

— стихи, рассказы, очерки

Пересказы

Пересказы могут быть следующих видов и подвидов:

1.Подробный, который, в свою очередь, делится на свободный, т.е. основанный на первом впечатлении и передаче его в целом («своими словами»), и художественный – близкий к тексту автора, имеющий целью не только детально передать содержание, но и отразить художественные особенности текста.

2.Краткий пересказ (сжатый) излагает основное содержание прочитанного, сохраняя логику и стиль исходного текста, но опуская подробности, некоторые детали художественного текста.

3.Выборочный пересказ строится на отборе и передаче содержания отдельных фрагментов текста, объединенных одной темой. При этом создается свой завершенный рассказ («Путь духовных исканий Андрея Болконского).

4.Пересказ с изменением лица рассказчика предлагает изложение содержания от лица того или иного героя, от третьего лица. Здесь требуется глубокое понимание характера героя, художественных средств его изображения, большая предварительная работа.

5.Научный пересказ художественного текста. Этот вид пересказа передает содержание текста, включает в него отдельные цитаты, сохраняет в главном его художественные особенности, сопровождая необходимым минимумом литературоведческих оценок и комментариев. Более эффективной подготовке научного пересказа текста помогают задания:

1.

Продумайте назначение вашего пересказа (отчитаться о прочитанном тексте и проявить его понимание, познакомить товарищей с неизвестным им произведением, кратко передать содержание отрывка, эпизода произведения, который предстоит еще проанализировать, подготовить пересказ-связку между читаемыми и текстуально анализируемыми в классе эпизодами). Как оно повлияет на отбор событийного материала, языковых средств и характер воспроизведения композиции исходного текста?

2.Какие события и почему вы перескажите подробно, а какие кратко?

3.Какие в соответствии с поставленными задачами события вы перескажите близко к тексту (художественно), какие свободно (своими словами)? Продумайте, какие выразительные лексические средства, взятые из исходного текста, вы включите в свой пересказ.

4.Какие цитаты будут включены вами в пересказ и почему?

5.Продумайте необходимый минимум собственных комментариев, помогающих слушателям понять наиболее сложные места текста.

Модели пересказов

Для того чтобы пересказать сюжет произведения, нужно выделить сюжетные линии, кратко их охарактеризовать, а затем подвести сюжетные блоки из каждой сюжетной линии к точкам пересечения сюжетных линий. Это можно сделать при помощи следующих компонентов:

— указание на тему произведения;

— формулировки идеи произведения;

— указание на место и время событий в произведении;

— краткого пересказа фабулы произведения;

— последовательного введения в пересказ таких событий и сюжетных линий, которые обосновывают друг друга;

— краткой характеристики и группировки героев произведения;

— выделения и пересказа наиболее запоминающихся фрагментов произведения, их краткой характеристики;

— фразы – перехода от одного сюжетного блока к другому;

Источник: https://xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai/%D0%BA%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8/

Ваш психолог. Работа психолога в школе

Статья Речевая зарядка на уроках чтения

Страница 6 из 6

Приложение 4

Материалы для речевых зарядок
в классах интегрированного обучения
для детей с нарушенным слухом

Использованы материалы Болбат Л.В., Калашниковой Т.В., Святоха Н.В., Яншиной Т.М. Материалы для речевых зарядок в начальных классах школы для слабослышащих и позднооглохших детей //Дефектология – 2000. – №3. – С.82.

Речевая зарядка – это одна из форм организации работы над произношением у детей с нарушением слуха. м речевой зарядки может быть любая сторона устной речи: работа над звуками, голосом, речевым дыханием, словесным и логическим ударением, нормами орфоэпии, темпом речи, интонацией.

Конкретное содержание определяется программными требованиями. Кроме того, оно зависит от состояния класса в целом и от индивидуальных особенностей произношения каждого учащегося. Речевую зарядку желательно проводить на первом уроке в течение 3-5 минут.

При необходимости отработки сложных терминов, связанных с программным материалом урока или темой речевой зарядки на неделю, ее можно проводить на любом уроке в течение 2 минут.

Целесообразно речевой материал речевых зарядок использовать и в ходе индивидуальных коррекционных занятий при работе по развитию слухового восприятия и обучению произношению. На речевых зарядках могут быть использованы следующие виды работ:

  • Восприятие на слух слогов, слов и их воспроизведение:

ра-ра-ра – рама (рак, …) ро-ро-ро – Рома (рост, …) ру-ру-ру – рука (ручка, …) ре-ре-ре – река (ремень, …)

ри-ри-ри – Рига (Римма, …)

  • Восприятие на слух или на слухозрительной основе слов, словосочетаний и фраз с опорой на картинки или запись на доске и их воспроизведение:

Рыба, крупная рыба,

в озере водится крупная рыба.

  • Чтение предложений с наращиванием, например:

Решаю пример. Решаю пример трудный.

Решаю пример трудный самостоятельно.

  • Чтение словосочетаний с дальнейшим с последующим составлением предложений, например:

На огороде, на дереве, на заборе (созрели овощи, выросли листья, сидит ворона).

  • Чтение слов, словосочетаний, предложений с пропущенными звуками, например:

На небе се…ые о…лака.
Г…емит г…ом.

  • Подбор слов и словосочетаний по образцу, например:

Один трактор волк – волчонок Два …. кролик – …

Три …. ворона – …

  • Составление предложений по образцу, чтение их, например:

У медведя – берлога. У лисы – … (нора).

У грача – … (гнездо).

  • Подбор слов противоположного значения:

Слева – … (справа). Сзади – … (спереди).

Вниз – … (вверх).

  • Ответы на вопросы с использованием слов для справок, например:

Что ты ел на завтрак?
(Макароны, рисовую кашу, винегрет).

  • Составление словосочетаний, например:

Цветы … Ножницы …

Каникулы …

  • Ответы на вопросы, например:

Ты правильно решил пример?
Сколько будет дважды два?

  • Выполнение поручений, например:

Назовите осенние месяцы.
Решите пример: 33+3 (3+4).

Материал для речевых зарядок на уроках математики

Звук Р
Позиция прямого слога:

  • Разность, расстояние, решение задачи.

Позиция обратного слога:

Позиция между гласными:

  • 4, 14, 400, 4000, нумерация, фигура, вариант, уравнение, скорость;
  • порядок действий, переход через десяток, единицы измерения, арифметические действия;
  • решить уравнение.

Стечение согласных:

  • первый, метр, чертеж, сантиметр, периметр, 3, 13, 30, 3000, цифра, круг, квадрат, дроби, пример, вопрос, отрезок, окружность, сторона, разряд, повторение, подчеркнуть;
  • первый ряд, обратный (прямой) счет, геометрическая фигура, квадратный метр, простая задача, краткая запись, решение примеров, сравнить.
  • В метре 100 сантиметров.
  • В километре 1000 метров.
  • Отрезок – часть прямой.
  • Начертите …, измерьте.
  • Поставьте вопрос к задаче.

Дифференциация звуков Р-Л:

  • килограмм, километр, прямоугольник, треугольник, результат;
  • меры длины, тетрадь в клетку, перестановка слагаемых, круглое число, прямой угол, прямая линия, длина карандаша, расположение чисел в порядке возрастания, угол меньше прямого угла.
  • Число служит для счета предметов.
  • Цифра служит для записи числа.
  • Сложение проверяется вычитанием.
  • Задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.
  • Измерьте длину отрезка.
  • Решите пример.

Материал для речевых зарядок
на уроках русского языка (грамматика и чтение)

Позиция прямого слога:

  • Рассказ, русские писатели (сказки), речь.
  • Назовите русские сказки.
  • Какой рассказ мы читали?

Позиция обратного слога:

  • Автор.
  • Кто автор рассказа (книги)?

Позиция между гласными:

  • Ударение, перенос (слова), корень, стихотворение, второстепенные.
  • Народные сказки, русские народные сказки, герой рассказа.
  • Назовите героев сказки.
  • Подберите рисунки к тексту.
  • Объясните, как вы понимаете это выражение.
  • Кто автор русских народных сказок?

Стечение согласных:

  • Грамматика, упражнение, произведение, правописание, приставка, проверить.
  • Средний род, знаки препинания, признак предмета, непроизносимый звук.
  • Прочитайте вторую часть рассказа.
  • Читайте «про себя».
  • Прочитай стихотворение наизусть.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.

Дифференциация звуков Р – Л:

  • Прилагательное, предлог, предложение, время глагола, корень слова, словарный диктант, родительный (творительный, предложный) падеж, ударный слог, главные (второстепенные члены предложения, спряжение глагола, парные согласные, словарная работа, план рассказа, проверочное слово.
  • Рама – это имя существительное женского рода в именительном падеже.
  • Прыгает – это глагол настоящего времени; неопределенная форма – прыгать.
  • Разделите рассказ на части.
  • Озаглавьте рассказ.
  • Перескажите по плану.
  • Читайте выразительно.
  • Приготовьтесь читать по ролям.
  • Из каких произведений эти слова?
  • Какое склонение у существительного?
  • Назовите склонение (род, падеж) существительного.
  • Ложь человека не красит.
  • Недаром говорится, что дело мастера боится.

Материал для речевых зарядок на уроках «Человек и мир»

Позиция прямого слога:

  • работа, растение, Республика Беларусь, родина, рука, режим дня, работает.
  • Наша родина – Республика Беларусь.
  • Мы живем в Беларуси.
  • Покажи руки.
  • Где работает твоя мама?

Позиция обратного слога:

  • пожар, сахар, январь, двор, забор, мухомор, шофер, офицер, север, мир, командир, букварь, фонарь;
  • месяц февраль, мой двор, высокий забор, пассажир трамвая.
  • Нам всем нужен мир.
  • Январь – зимний месяц.
  • Купи сахар и сухари.
  • У кого папа шофер?

Позиция между гласными:

  • карандаш, нора, уроки, дорога, мороз, море, скворец, переход, дерево, деревня, перемена, подберезовик, здоровье, урожай, горизонт, звери, сыроежка, температура;
  • дорожные знаки, урок математики, Дед Мороз и Снегурочка.
  • У кого есть черный карандаш?
  • Когда бывает мороз?
  • Что вы делаете на перемене?
  • На перемене мы отдыхаем.
  • Нужно беречь здоровье.

Стечение согласных:

  • парта, март, шарф, кустарник, спорт, организм, экскурсия, дежурный, зерно, шерсть, первоцвет, кирпич, пасмурно;
  • февраль, апрель, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, трава, трамвай, врач, грач, игра, граница, градусник, грузовик, грибы, астра, завтрак, тетрадь, водопровод, трактор, транспорт, простуда, праздник, профессия, сугроб, фрукты, время, предметы, бревно, универмаг, универсам, древесина, зрение, тритон, страница, термометр, здравствуйте, завтра, красный, красивый, нравится;
  • спортивный зал, живой организм, красный помидор, 8 Марта, месяц апрель, осенняя трава, красивые астры, интересная игра, вкусные грибы, городской транспорт, учебные принадлежности, хорошее зрение, неживая природа, комнатная температура, медицинский градусник, мне не нравится.
  • Кто сегодня дежурный?
  • Какая сегодня погода?
  • Сегодня пасмурная погода.
  • Март – весенний месяц.
  • Назовите осенние месяцы.
  • Грач – весенняя птица.
  • Назовите первоцветы. Ветреница. Первоцветы (первые, ранние цветы).
  • Где продают огурцы, помидоры, груши?
  • Продавец продает….
  • Откройте учебник на странице….
  • Что делают пограничники? Пограничники охраняют границу.
  • Посмотрите, какие у вас грязные руки.

Дифференциация звуков Р – Л:

  • берлога, кастрюля, строительство, приглашение, милиционер, троллейбус;
  • нормальная температура, журнальный столик, линия горизонта, железная дорога, перелетные птицы, нарядная елка, елочные украшения, черствый хлеб, зеленая трава.
  • Ель – хвойное дерево.
  • Назовите хвойные (лиственные) деревья.
  • Скворец – перелетная птица.
  • У нас в городе есть железная дорога?
  • Куда ты ездил по железной дороге?
  • Что нужно, чтобы приготовить салат?
  • Для салата нужны огурцы, помидоры, лук, картофель.
  • Ты любишь наряжать елку?
  • Спроси у Ромы, как он наряжал елку?
  • Улицу переходить нужно на зеленый свет.
  • При переходе улицы автобус и троллейбус нужно обходить спереди, а трамвай – сзади.
  • Вы любите смотреть мультфильмы?
  • Каким видом спорта ты занимаешься?
  • Это чье мокрое полотенце?
  • Это полотенце Марины.

Использованная и рекомендуемая литература

  • Багрова, И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух / И.Г. Багрова.– М.: Просвещение, 1990.
  • Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха / Р.М. Боскис.–М.: Просвещение, 1983.
  • Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис.–М.: Просвещение, 1983.
  • Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики / Т.В. Варенова.– Мн.: Асар, 2003.
  • Вьюнкова, Ю.Н. Проблемы коррекционно-развивающего обучения / Ю.Н. Вьюнкова // Педагогика.–1999.-№1.
  • Гилевич, И.М. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе / И.М. Гилевич, Л.И. Тигранова // Дефектология.–1995.-№3.
  • Закон РБ «Об образовании детей с особенностями психофизического развития (специальном образовании)».- Мн.: МИО, 2004.
  • Зикеев, А.Г. Развитие речи слабослышащих учеников / А.Г.Зикеев.–М.: Просвещение, 1976.
  • Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений / А.Г.Зикеев.–М.: Академия, 2000.
  • Коноплева, А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития / А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская. – Мн.: НИО, 2003.
  • Коноплева, А.Н. Проблемы интегрированного обучения / А.Н. Коноплева // Дэфекталогія. – 1998. – №1.
  • Коноплева, А.Н. Теория и практика интегрированного обучения / А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская // Дэфекталогія. – 2001. – №2.
  • Коноплева, А.Н. Коррекционно-образовательные технологии. / А.Н. Коноплева, Е.М. Калинина, В.П. Пархоменко.– Мн.: НИО, 2004.
  • Коровин, К.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку / К.Г. Коровин. – М.: Просвещение, 1986.
  • Кузьмичева, Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся / Е.П. Кузьмичева. – М.: Просвещение, 1991.
  • Методика обучения глухих устной речи / Под ред. Ф.Ф. Рау-. М.: Просвещение, 1976.
  • Назарова, Л.П. Методика слуховой работы в школе слабослышащих / Л.П. Назарова. – М.: Просвещение, 1981.
  • Психология глухих / Под ред. И.М. Соловьева. – М.: Просвещение,2000.
  • Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной. – М.: Просвещение, 1989.
  • Часовае палажэнне аб інтэграваным навучанні дзяцей з асаблівасцямі псіхафізічнага развіцця // Дэфекталогія. – 1995.- № 1.

Ярмаченко, Н.Д. Проблема компенсации глухоты / Н.Д. Ярмаченко. – Киев.: Рад. школа, 1976.

Источник: Управление коррекционно-развивающим обучением детей с нарушением слуха в условиях класса интегрированного обучения: из опыта работы учителя-дефектолога СШ №39 Росляк Т.А. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2004. – 66с.

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/1300-upravlenie-korrekczionno-razvivayushhim-obucheniem-detej-s-narusheniem-sluxa-v-usloviyax-klassa-integrirovannogo-obuche?start=5

Упражнения по развитию техники чтения у младших школьников

Статья Речевая зарядка на уроках чтения

Евгения Климкович

Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.

Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного ФГОС. Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.

Перечень упражнений

А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

  1. «Пол-арбуза»
  2. «Потерянные буквы»
  3. «Глаз — алмаз»
  4. «Шерлок»
  5. «Зазеркалье»
  6. «Бешеная книжка»
  7. «Птицы прилетели»
  8. «Партизан»
  9. «Эх, раз! Еще раз!»
  10.  «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация – это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн… полочка.

Нов… футболочка.

Больш… ложка.

Рыж… кошка.

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не …….

И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим …….

Юк-юк-юк — поломался наш ……

Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.

Упражнение 3.  «Глаз – алмаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или  целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста.  Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И  улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Что нам это даст? Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. На этой одной фразе не зацикливайтесь. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.

Упражнение 8. «Партизан»

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух.  И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft  Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами проверять технику чтения самостоятельно, чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться здесь.

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

Источник: https://shkolala.ru/razvivashki/10-uprazhneniy-dlya-razvitiya-tehniki-chteniya/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: