Статья Рекомендации по преодолению стресса, или Что нужно сейчас вашему ребенку

Содержание
  1. Как подростку победить стресс: правила для родителей
  2. Что происходит с подростком?
  3. Что такое стресс и как его распознать
  4. 1. Мобилизация организма
  5. 2. Стадия сопротивления
  6. 3. Стадия истощения
  7. Как помочь ребенку при стрессе?
  8. Правило первое: не мешать ребенку выражать эмоции
  9. Правило второе: проявлять участие
  10. Правило третье: не решать проблемы за подростка
  11. Правило четвертое: дайте оптимистичные установки
  12. Детский стресс первоклассника – как помочь малышу адаптироваться к школе?
  13. Три группы первоклассников
  14. Хроническая неуспеваемость
  15. Уход в себя
  16. Негативные выходки
  17. Вербализм
  18. Постоянные заболевания
  19. Лень
  20. Общие рекомендации
  21. Преодолеваем стресс у ребенка быстро и правильно
  22. Причины появления стресса у детей
  23. Причины стресса в подростковом возрасте
  24. Способы преодоления стрессовых ситуаций
  25. Как стресс влияет на поведение ребенка: простые шаги к укреплению благополучия
  26. Бесконечный круговорот событий
  27. Присмотритесь к ребёнку
  28. Как ребёнок реагирует на стресс
  29. Что же мы можем с этим сделать?
  30. Максимально повысить количество и качество активностей, приносящих удовольствие
  31. Найти время успокоиться
  32. Создать свои небольшие «ритуалы» обычных действий
  33. Делиться переживаниями и поддерживать друг друга
  34. Создать свой «сундук сокровищ»
  35. Приятные планы
  36. Принятие и одобрение
  37. Вовремя замечать признаки стресса у ребенка
  38. 10 способов помочь ребенку справиться со стрессом
  39. Творческий подход и самовыражение
  40. Объясните ребенку, как бороться со стрессом
  41. Подготовьте ребенка к трудностям
  42. Расскажите ребенку, как расслабиться в стрессовой ситуации
  43. Обучите ребенка разбираться в собственных чувствах и правильно их выражать
  44. Узнайте, что интересно вашему ребенку
  45. Заинтересуйте ребенка музыкой
  46. Запретите гаджеты перед сном
  47. Используйте приспособления для борьбы со стрессом
  48. Вдохновляйте своим примером

Как подростку победить стресс: правила для родителей

Статья Рекомендации по преодолению стресса, или Что нужно сейчас вашему ребенку

Лариса Митина
22 августа 14:28

Осенью начинается сезон стресса для всех школьников: после каникул им приходится заново встраиваться в учебную систему и соблюдать дисциплину, детей ждет большая нагрузка и не всегда гладкое общение со сверстниками и учителями. Особенно страдают подростки, которые переживают сложный период самоопределения.

Как помочь им справиться со стрессом, рассказывает гештальт-терапевт, психолог-консультант образовательного сервиса «Перемена» Лариса Митина.

Что происходит с подростком?

В подростковом возрасте ребенок переживает сепарацию — отделение от родителей и поиск своей идентичности. При этом он вступает в конфликты со взрослыми и сверстниками, ему постоянно нужно решать множество вопросов: как вести себя с друзьями, как выглядеть, какую профессию выбрать.

Он еще не может сам справиться с навалившимися на него личностными и учебными проблемами, но при этом уже не приходит с ними к родителям: «я уже взрослый и мне не нужна помощь мамы», «все равно не поможет», «я не могу рассказать все, вдруг меня не поймут и осудят, ведь у меня теперь есть свои секреты».

Почва выбита у ребенка из-под ног: родители перестают быть всемогущими волшебниками, при вмешательстве которых все проблемы исчезают. Теперь подросток больше ориентируется на мнение ровесников, чем на мнение родных взрослых.

Конечно, родителям тоже непросто пережить этот период, но нужно помнить, что он совершенно нормален и необходим, чтобы из вашего ребенка вырос самостоятельный и счастливый взрослый. Сепарация предполагает то, что ребенок должен научиться сам справляться с трудностями. Ваша задача — следить за его состоянием и вовремя предложить помощь.

Что такое стресс и как его распознать

Стресс — это неспецифическая реакция организма на внешние воздействия, при которой происходит выброс гормонов адреналина или норадреналина. Стресс может быть не только психологическим, но и физиологическим, температурным, радиационным и так далее. Во время стресса человек проходит три стадии, которые можно распознать по внешним признакам.

1. Мобилизация организма

На выброс адреналина организм реагирует одним из трех возможных способов:

— бороться;— бежать;

— замереть («притвориться мертвым»).

При мобилизации расширяются зрачки, учащается пульс, повышается потоотделение, может краснеть или бледнеть лицо, напрягаются мышцы, либо человека наоборот охватывает слабость, у него падает артериальное давление, снижается тонус мышц. Этот этап проходит достаточно быстро, организм не может долго «работать на больших оборотах», и наступает следующая стадия.

2. Стадия сопротивления

На этой стадии пик эмоциональных и физиологических реакций пройден, но организм продолжает работать в усиленном режиме.

3. Стадия истощения

В случае, если стрессовая ситуация не разрешилась, организм истощается. Вновь появляются признаки тревоги, снижается работоспособность, притупляются познавательные процессы, ухудшается память, рассеивается внимание, возможны физиологические и психосоматические нарушения.

Как помочь ребенку при стрессе?

Вы можете деликатно оказать поддержку подростку, даже если он считает иначе. Вот ключевые правила, которые нужно соблюдать.

Правило первое: не мешать ребенку выражать эмоции

Первое, что можно сделать — дать ребенку отреагировать на стресс. Внутри него много эмоций, которые не удается высказать.

Это могут быть отчаяние, безнадежность, гнев, беспомощность, разочарование, усталость.

Подростки остро реагируют на ситуации, их психика еще не достаточно устойчива, а постоянные гормональные изменения приводят к неустойчивости эмоционального фона. Отнеситесь к этому с пониманием.

Правило второе: проявлять участие

Несмотря на то, что подросток отделяется от родителей, для него мама — все еще тот значимый взрослый, который, как в детстве, может обнять, успокоить, и все станет хорошо.

Ребенку сейчас нужно, чтобы его обняли, молча побыли рядом, дали поплакать и выговориться. Важно, чтобы подросток начал говорить. Этому помогут такие слова как «я с тобой», «я рядом», «я тебя понимаю, тебе тяжело».

Можно поделиться своим опытом в подобных обстоятельствах. Когда ребенок успокоится, вместе разберитесь в ситуации.

Правило третье: не решать проблемы за подростка

Важно, чтобы подросток справлялся с трудностями сам. Только так он сможет усвоить опыт и в будущем быть более стрессоустойчивым и самостоятельным.

Вы можете помочь ему советом, но если чувствуете сопротивление, задавайте вопросы: «А как ты думаешь, если мы сделаем так…», «Что ты еще мог бы сделать в этой ситуации?» Напоминайте, что выход всегда есть и он обязательно его найдет. Разработайте совместный план. Если нужно ваше участие, возьмите на себя небольшую часть, но не переусердствуйте.

Правило четвертое: дайте оптимистичные установки

Вселяйте уверенность в ребенка: повторяйте ему, что он со всем справится, что у него все получится, что он умный и сильный. Говорите это почаще, чтобы он воспринимал это как знание и выстраивал свою жизнь исходя из оптимистичных ожиданий.

Источник: https://lc.rt.ru/blog/kak-podrostku-pobedit-stress/

Детский стресс первоклассника – как помочь малышу адаптироваться к школе?

Статья Рекомендации по преодолению стресса, или Что нужно сейчас вашему ребенку

Поступление ребёнка в первый класс – неизбежный для каждой семьи и достаточно критический момент, который нарушает привычный ход вещей и заставляет всю семью приспосабливаться к новым условиям, утверждают психологи.

Для разных семей он проходит по-разному, но это всегда непросто. Большинство первоклассников поступают в школу из детского сада, где был очень спокойный режим – с ними играли в игры, водили на прогулки, они спали днём.

А в школе маленькие дети резко оказываются в совершенно другой обстановке, где будут вынуждены работать в напряжённом режиме нескольких уроков в день с совсем небольшими перерывами, и к ним начнёт применяться новая система требований, к которой они не привыкли.

Кроме этого, маленький первоклассник попадает в совершенно новый коллектив детей и взрослых, в котором ему нужно установить контакты и найти своё место.

Опыт родителей, практических психологов и школьных учителей показывает, что не все дети готовы к этому. Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, социальная адаптация оказывается очень трудна, в основном из-за того, что личность ребёнка, способная слышать, понимать и подчиняться школьному режиму, нормам поведения и обязанностям, ещё не сформировалась.

Именно поэтому многие первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, плохо воспринимают школьный материал и с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.

И, конечно же, начинают часто болеть. В первые недели и месяцы школьного обучения особенно часты жалобы детей на усталость, головную боль, они становятся раздражительными, капризными, плаксивыми, истеричными.

Снижается аппетит, дети теряют в весе, плохо спят.

У многих детей в это время формируется устойчивое чувство страха перед посещением школы (вплоть до повышения температуры каждое утро), нежелание ходить в школу, отрицательное отношение к одноклассникам и учителям, негатив и страхи, связанные с недостаточными способностями.

Все эти симптомы носят названия “адаптационная болезнь”, “школьный шок” и “школьный стресс”.

Три группы первоклассников

Период адаптации ребёнка обычно длится от 3 недель до полугода и дольше.

Это зависит от множества факторов: характера ребёнка, уровня сложности школьной программы, степени подготовленности ребёнка к школе.

Чтобы приспособиться к новым условиям, понадобятся силы время и, конечно, большое внимание и любовь со стороны близких. По степени адаптированности детей условно принято разделять на три группы.

Первая группа – это дети, которые адаптируются в первые недели обучения. Они быстро вливаются в коллектив, принимают новые правила и с лёгкостью заводят друзей. При этом они спокойные, дружелюбные и послушные. И уже ко второму месяцу обучения в школе эти дети полностью адаптированы к своей новой роли, новым требованиям и новому режиму.

Вторая группа – это дети с более длительным периодом адаптации.

Они не могут принять новую ситуацию обучения и общения с учителем, часто не слушаются, играют на уроках, выясняют отношения с товарищами во время занятий, не слышат, что им говорят, не реагируют на замечания учителей или уходят в слезы и обиды. Реакции таких детей становятся адекватными примерно через полгода обучения.

И третью группу составляют “трудные” дети.

Они дольше всех не могут примириться с происходящим в школе, резко негативно ведут себя, открыто проявляют отрицательные эмоции или, напротив, положительные, такие как громкий смех во время урока, специально провоцируют учителя, почти не усваивают или усваивают с огромным трудом учебную программу. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, и если дети из первых двух групп адаптируются со временем самостоятельно, то детям из третьей группы требуется внимание и помощь взрослых и детского психолога.

Хроническая неуспеваемость

Часты случаи, когда неуспеваемость ребёнка по основным предметам в школе связана с отношением родителей. Например, ожидание и даже требование от ребёнка только хороших оценок и демонстративное недовольство тем, что он с чем-то не справляется.

Ребёнок становится “хорошим”, когда у него получается, и “плохим”, когда приносит плохие отметки.

Многие родители при этом уверены, что это правильное воспитание и таким образом они стимулируют ребёнка лучше учиться, но на самом деле под влиянием такого оценочного поведения у первоклассника снижается уверенность в себе и повышается тревожность, возникает дополнительный страх вызвать недовольство домашних.

Это приводит к волнению, ухудшению его концентрации и дезорганизует его при выполнении домашних заданий, что приводит к неудаче в школе. Каждая новая неудача вызывает осуждение дома, тревожность нарастает, и получается замкнутый круг, в котором ребёнок может начать бояться проявлять себя и привыкает к роли неудачника. У таких детей неуспеваемость становится хронической.

Как правильно поступать: не реагируйте слишком эмоционально на плохие и хорошие отметки своего ребёнка. Ругать его за неудачи и хвалить за успехи – не та практика, которая поможет ему сейчас. Ему нужна ваша добрая поддержка во всем, чтобы он смог нормально адаптироваться и войти в ритм обучения, на который он действительно способен.

Уход в себя

Это ситуация, когда ребёнок формально присутствует на уроке, но в то же самое время будто бы отсутствует. Он не воспринимает материал, не слышит и не выполняет задания учителя.

При этом это не связано с тем, что его внимание занято посторонними занятиями и предметами, скорее, это уход в себя и в свой внутренний мир, в воображение и фантазии.

Такое часто бывает с детьми, которые не получают достаточного внимания и любви дома, и, не находя поддержки во внешнем мире, они склонны уходить в лучший, вымышленный.

Что нужно делать: чаще всего в такой ситуации родителям необходимо пересмотреть в целом свои отношения с ребёнком, постараться уделять ему больше внимания, интересоваться его играми, играть вместе с ним, разговаривать с ним, стараться не оставлять его надолго одного.

Негативные выходки

Демонстративно негативное поведение, специально для того, чтобы позлить взрослых, получение удовольствия от совершения чего-то запретного, нарушения общего порядка, вызывание на себя гнева со стороны учителей, срывание уроков.

На таких детей часто жалуются не из-за неуспеваемости, а за плохое поведение и нарушения дисциплины. При этом взрослые наказывают его, но парадоксальным образом для такого ребёнка это действует как поощрение и стимулирует его продолжать вести себя именно так.

Такое поведение характерно для детей с повышенной потребностью во внимании. Позитивным образом привлечь повышенное внимание взрослых проблематично, поэтому они привлекают негативным и испытывают удовлетворение, когда это у них получается.

На самом деле истинное наказание для таких детей – лишение внимания. Имеет смысл при реакции на выходки такого ребёнка это учитывать.

Как правильно поступать: как и в предыдущем случае, лучшим вариантом для родителей здесь будет пересмотреть свои отношения с ребёнком, понять, где они потеряли с ним связь и не уделяли ему достаточного внимания дома. И, конечно, лучший рецепт – ласка, любовь, понимание и приятие.

Вербализм

Высокая степень развития речи при задержке мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и чаще всего связан с прикладыванием родителями больших усилий к тому, чтобы ребёнок быстрее научился хорошо говорить – читать книжки, стихи, сказки, выступать с этим перед взрослыми и так далее. При этом развитие образного и логического мышления отстаёт.

Бойкая речь и чёткие ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые постоянно поощряют за это ребёнка, и у него формируется высокая самооценка при достаточно средних способностях к решению более глубоких логических или образных задач. Естественно, в школе это вызывает трудности.

Не понимая, в чем причина, родители склонны винить ребёнка за неуспешность – “ты же умный, почему ты не понимаешь?” – и заставлять ребёнка больше заниматься, вызывая у него неуверенность и тревожность.

А это, как уже было описано выше, приводит к хронической неуспеваемости и страху перед школой.

Как правильно поступать: необходимо уделять больше времени развитию мышления ребёнка. Заниматься с ним музыкой, рисованием, конструированием, лепкой. Основная тактика здесь: сдерживать речевой поток и стимулировать продуктивные виды деятельности.

Постоянные заболевания

Одно ОРВИ сменяет другое, у него или неё болит то голова, то живот, странные дерматиты и высыпания, ребёнок становится капризным, плаксивым, плохо спит.

При выполнении домашних заданий он хочет есть, спать или у него что-то болит, при этом в период выходных или каникул, когда он играет в компьютер или с друзьями, никаких недомоганий не проявляется.

Причина здесь одна – ребёнок не хочет ходить в школу. И его организм с ним полностью согласен.

Что нужно делать: постоянно оставлять ребёнка дома и лечить одно его психосоматическое заболевание за другим – плохая тактика. Этим можно очень серьёзно подорвать детское здоровье.

Придётся выяснить – что именно вызывает нежелание вашего ребёнка идти в школу? Это не сложившиеся отношения с одноклассниками или неуверенность в себе, страх перед получением негативных оценок или предпочтение своего внутреннего мира и привычного домашнего одиночества шумному внешнему миру школы, в который он никак не может вписаться – докопаться до истины имеет смысл. Не бойтесь в таком случае обратиться к школьному или независимому детскому психологу.

Лень

Обычно под тем, что учителя и родители называют ленью ребёнка, скрывается сразу несколько совершенно разных процессов.

Неуверенность в себе – “я не буду делать, потому что у меня все равно не получится”, но так как делать заставляют – “я буду оттягивать всё настолько, насколько смогу”. Этот процесс легко распознаётся, если в ситуациях, не связанных с обучением, ваш ребёнок обычно шустрый и не медлительный.

Фото с сайта malinalife.ru

Как правильно поступать: прекратить обвинять его за неудачи и, возможно, пересмотреть своё отношение к этому, потому что, если вы умолчите искусственно, ребёнок все равно считает ваше осуждение по невербальному каналу.

Особенности темперамента – возможно, ваш ребёнок трудится добросовестно, просто он делает это по-своему и несколько медленно, а родителям кажется, что ему лень шевелиться, они начинают его подгонять, раздражаются и проявляют недовольство. Ребёнок при этом чувствует, что он не нужен, что он “не такой”.

Как правильно поступать: если ваш ребёнок медлителен в целом, вы не поможете ему ничем, подгоняя его. Это может измениться со временем, а пока примите его темперамент и, если нужно, останавливайте учителей, которые пытаются слишком подгонять его.

“Я не знаю, как делать” – и высокая тревога, связанная с этим чувством, иногда расценивается родителями как лень. Например, ребёнок никак не напишет фразу, потому что он глобально не уверен, как и что надо писать. Почему он боится уточнить – это следующий вопрос. Но из-за того, что он всё время не уверен, он увиливает от любого ответственного действия или бесконечно оттягивает его.

Как правильно поступать: выяснить, чего он так боится. Сделать неправильно или задать вопрос? Почему он этого боится? Не требуете ли вы от него слишком много? Не осуждаете ли вы его?

Избалованность – ребёнок ленится, потому что не приучен к дисциплине и привык делать только то, что ему нравится.

Как правильно поступать: только в этом случае метод заставления действительно работает.

Общие рекомендации

В первые дни и недели первоклассника в школе самое лучшее, что вы можете сделать – помочь ребёнку поверить в себя и в свои силы. Проявите интерес к нему, к его школе, к его классу, спрашивайте его о том, как прошёл его день, что ему понравилось, а что нет. Очень полезно ребёнка просто послушать.

Не критикуйте ребёнка, когда он плохо пишет, читает, считает, когда он неаккуратен. Вы сможете это делать позже, но сейчас критика, и особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

Учитывайте темперамент вашего ребёнка. Медлительные дети испытывают трудности с требованием быстро выполнять школьные задания, активным детям трудно долго сидеть на одном месте. Дайте ему пространство и место для восстановления.

Активным детям после школы, возможно, нужно поорать и побегать на улице, медлительным – просто посидеть в своей комнате и поиграть во что-то привычное.

Не усаживайте активных детей за уроки сразу после школы и не торопите к выполнению домашних заданий медлительных.

Хвалите ребёнка не только за хорошие оценки. Плохие воспринимайте философски и передавайте такое отношение и ребёнку.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими – любая форма сравнения не приведёт ни к чему хорошему. Сравнивать можно только прежние его успехи с нынешними.

Уделите особое внимание диете ребёнка в период школьного стресса. Рацион должен быть максимально разнообразным и содержать много витаминов и полезных веществ. Давайте ему больше свежих овощей, фруктов и соков.

Независимо от того, насколько далеко находится школа от дома, даже если на соседней улице, а вы крайне заняты, по отношению к ребёнку будет несправедливым и неправильным заставить его с первых дней ходить в школу самостоятельно.

Отводите его в школу и встречайте его.

Во-первых, такому маленькому ребёнку требуется время, чтобы запомнить маршрут, а во-вторых, на фоне других детей, которых приводят и уводят из школы родители, он будет чувствовать себя также защищенно и уверенно.

Надеемся, что эти небольшие советы смогут облегчить вам жизнь. Удачного вам первого учебного года!

Источник: https://informburo.kz/stati/detskiy-stress-pervoklassnika-kak-pomoch-malyshu-adaptirovatsya-k-shkole.html

Преодолеваем стресс у ребенка быстро и правильно

Статья Рекомендации по преодолению стресса, или Что нужно сейчас вашему ребенку

08.06.2018

4

97260

Ребёнок, живущий социальной жизнью, ходит в школу, общается с друзьями, посещает различные мероприятия и места массового скопления людей. Следовательно, поводов, чтобы испытать как положительные, так и отрицательные эмоции предостаточно.

Подростка тоже может постигнуть стресс. Как уберечь ребёнка от него?  Психологи советуют играть. Простые и эффективные игры помогут снять нервное напряжение у ребёнка,  избавиться от тревог и научат выражать эмоции.

Поэтому родители должны знать, что делать, если у подростка стресс, и как уберечь его.

Причины появления стресса у детей

Многие знают, как влияет стресс на ребёнка. Поэтому необходимо выяснить причины возникновения недуга и признаки стресса:

  • 0-2 года. Разлука с родителями, особенно с мамой. Постоянные переезды с места на место, которые сказываются на режиме дня.
  • 2-4 года. Частое отсутствие мамы и папы, их развод, появление нового человека в семье.
  • 4-7 лет. Конфликты в семье. Поход в детский сад, где ребёнок на долгое время остается без родителей, в окружении незнакомых людей. Невозможность нормально общаться с воспитателями и другими детьми в саду.

Причины стресса в подростковом возрасте

  • Рождение брата или сестры. Родители все время и внимание уделяют младенцу, из-за чего у старшего ребёнка может возникнуть ревность к младшему. Он не может адекватно и правильно оценивать действия родителей.
  • Смена места жительства, проблемы со сном, конфликты с друзьями, усталость, которая возникла из-за обучения.
  • Долгое отсутствие или смерть близкого человека или питомца.
  • Факторы из внешнего мира (телевизор, интернет, окружающие люди).
  • Развод родителей.

Способы преодоления стрессовых ситуаций

Родители должны знать, как снять нервное напряжение у своих детей и как помочь справиться со стрессом:

  • Разрешите детям напрыгаться.

Ещё вчера Вы ругали любимое чадо за прыгание до потолка на кровати? Вы были не совсем правы. Психологи заявляют, что прыжки идеально снимают психологический стресс.

Во время прыжка уходит напряжение, стопа чувствует опору, а «невесомость» чудесным образом оказывает положительной воздействие на стволовые клетки мозга. С каждым прыжком тревог и забот в душе ребёнка дошкольного возраста становится все меньше.

Отведите его в игровой центр на батут, который  идеально подойдет для снятия стресса.

Если ребёнок 5 лет испытывает стресс, фиксируйте внимание на настоящем.  Нарисуйте все дни недели и раскрасьте каждый в определённые яркие цвета: понедельник – розовый, четверг – оранжевый, пятница – зеленая и так далее. Пусть в четверг Ваше чадо обращает внимание на предметы и вещи оранжевого цвета, ест оранжевые фрукты, носит оранжевые вещи.

Часто у детей 7 лет теряется мимика после того, как они испытали стресс, как будто лицо превращается в маску.

Психологи рекомендуют начать с лепки из пластилина, затем осторожно переходите на маленькое личико ребёнка.

Чистыми руками, смазанными маслом, потеребите его щёчки, подёргайте за ушки, погладьте лоб, а затем устройте соревнование, кто лучший кривляка. Корчите рожицы от души. Расслабьтесь – будет весело!

  • Отпустите стресс по течению.

Зачастую отрицательный опыт так глубоко западет в душу, что его сложно забыть, он как будто цепляется за наши мысли, не желая уходить в прошлое. Отпустите стресс в небо или по течению реки.

Делайте это с осознанной радостью. Пусть ребёнок смастерит кораблик, соберёт все негативные мысли в кучу и с лёгким сердцем отпустит поделку по течению.

Такое же можно сотворить и с надувным шариком, предложите чаду самому надуть шар.

  • Соберите гирлянду дружбы.

У каждого ребёнка свой темперамент и характер. Бывает, что ему не хочется общаться, помогите пережить неприятное событие.

  Пусть подросток вырежет из бумаги маленьких человечков, нарисует им глаза, рот, нос, даст имена членов семьи, знакомых и друзей, а затем склеит таким образом, как будто они держатся за руки – получится гирлянда дружбы.  Это создаст образ объединения, даст ребёнку понять, что он не один.  

Помогите ребёнку самоидентифицироваться через имя. Пусть он напишет своё имя в столбик и на каждую букву придумает красивое прилагательное с положительным смыслом. Например, Таня – Талантливая, Аккуратная, Нежная, Яркая.

Испытав сильный стресс, ребёнок закрывается, создаётся впечатление, что он боится чувствовать даже положительные эмоции. «Разморозьте» его с помощью работы пальцев. Окуните их в краску, и пусть подросток поставит несколько отпечатков. Затем включите фантазию, просите его дорисовать любимых сказочных героев, зверюшек, да что угодно.

Чтобы ребёнок не фокусировался на плохих событиях в прошлом и не тревожился за будущее, важно научить его осознанно ощущать себя в настоящем. Время от времени задавайте вопрос: «Ты где?».

Ответ должен состоять из нескольких предложений и начинаться со слов: «Я здесь». Объясните, что нужно говорить об ощущениях, запахах, звуках. Ответ может быть таким: «Я здесь.

Сижу на кухне за столом, приятно пахнет только что приготовленным пирогом, читаю маме книгу, с улицы доносится музыка».

Человек так устроен, что всем нашим эмоциям нужен выход. Нервный стресс у ребёнка – повод выпустить пар. Для выплеска негативных эмоций подойдёт борьба подушками. Из этой же серии забивание гвоздей, щёлканье пузырьков упаковки, сбивание кеглей.

Если из-за стресса ребёнок боится тактильного контакта, поиграйте в дождик. Сначала слегка бейте своими пальцами по его ладошкам, затем переходите на плечи, голову, спину и всё тело. Ваш дождик должен быть разной силы: то сильнее, то слабее.

Играйте чаще с ребёнком, балуйтесь, кривляйтесь, прогоняйте плохие мысли в окно, учите фокусироваться на настоящем, и тогда он будет здоров, а в семье воцарится здоровая психологическая обстановка. Скажите сыну или дочери, что Вы его или её любите и цените. Пусть ребёнок будет уверен, что Вы заботитесь о нём и всегда поможете в трудную минуту.

Источник: https://amakids.ru/about_us/blog/zdorove-i-uhod/snimaem-rebenku-stress/

Как стресс влияет на поведение ребенка: простые шаги к укреплению благополучия

Статья Рекомендации по преодолению стресса, или Что нужно сейчас вашему ребенку

Мы стремимся обеспечить своим детям максимальное благополучие, самым искренним образом прилагаем все усилия для этого, не всегда, правда, понимая из чего собственно это благополучие складывается.

Главное, за что борется любой родитель – это хорошее питание, образование, одежда, игрушки и прочее.

Чтобы этого достичь родителям зачастую приходится много времени уделять работе, а ребенку много учиться, посещать дополнительные занятия в школе, кружки, секции, занятия языками и много чего еще.

Все стараются следовать намеченному плану, однако, кроме желаемых успехов приходит постоянное чувство усталости и подавленности, ребенок часто плачет, злится или, наоборот, пугается или замыкается в себе.

Бесконечный круговорот событий

Уже не раз обсуждалось, что скорость жизни в наши дни очень высока, окружающая среда насыщенна информацией и раздражающими факторами. Мы постоянно находимся под натиском новостей, рекламы, предложений о покупке и других бесконечных стимулов.

Среда и общественные ожидания без конца диктуют нам и нашим детям, что нужно делать, что непременно иметь, к чему стремиться, и чего в результате достичь.

Все время нужно куда-то бежать чтобы что-то успеть, быстро собираться, потому что кругом пробки и дорога отнимает много времени, лечь попозже, чтобы что-то еще сделать, а то завтра будет некогда… Далеко не все взрослые чувствуют себя хорошо в таком потоке, а уж какое влияние он оказывает на детей и говорить не приходится.

Присмотритесь к ребёнку

Вы замечали, сколько детей вокруг выглядят несчастными? Это несложно различить: счастливый здоровый ребенок всегда чем-то занят, энергичен и беззаботен. Однако, часто мы видим отрешенные детские лица, блуждающий потерянный взгляд или откровенно грустный вид.

Сейчас большое количество детей страдают приступами паники, продолжительного плача, частыми ночными кошмарами, страхом оставаться в одиночестве, сильными вспышками гнева.

И дело совсем не в том, что современные дети избалованны, имеют слишком много материальных благ и вещей или крайне эгоцентричны.

Современная жизнь может оказывать слишком стрессовое воздействие на психику ребёнка.

Это связано, помимо прочего, и с гиперчувствительной реакцией детей на стресс.

Как ребёнок реагирует на стресс

Каждый живой организм обладает способностью вычислять и избегать угрозу. Детям присущи самые совершенные биологические системы защиты от опасностей. Их организм отвечает на стресс гораздо быстрее и сильнее нашего. Это имеет эволюционное значение, т.к. дети куда более уязвимы.

Природа защищает ребенка, наделяя его повышенной чувствительностью ко всем возможным угрозам и опасностям. Тело и мозг ребенка эффективно вычисляют потенциальные угрозы.

Кроме того, дети не могут постоять за себя, поэтому они должны остро реагировать на происходящее, в том числе и для того, чтобы привлекать внимание родителей. Сейчас ситуация вокруг такова, что этим защитным системам сложно отличить реальна ли угроза или это «ложная тревога».

Читать далее:  Заводить курортный роман или нет?

Ответ выходит скорее быстрым, чем точным.

Реакция развивается либо в связи с внешними сигналами тревоги, либо внутренними сигналами стресса, такими как учащение сердцебиения, частоты дыхания, которые могут быть вызваны вовсе не опасностью. При этом, если частота пульса и дыхания возрастает, мозг решает, что происходит что-то угрожающее.

Существует довольно много данных, полученных в ходе исследований, о том, насколько пагубно сказывается на здоровье и развитии ребенка постоянно повышенный уровень кортизола. В таком состоянии нервная система ребенка не может нормально функционировать и развиваться.

У ребенка в современном мире, внутренние реакции защиты запускаются от постоянного шума вокруг, необходимости много сделать или постоянных перемещений с места на место в след за спешащим родителем.

Повышенные ожидания в школе, слишком много домашних заданий и маленькое количество времени для игр повышают уровень стресса.

Все вместе складывается в ускоренный темп жизни, который учащает сердцебиение и дыхание, что в результате приводит к катастрофе.

Что же мы можем с этим сделать?

Не каждый может или хочет замедлить темп жизни и сделать какие-то вещи проще и спокойней.

Даже если вы не в силах кардинально поменять свой образ жизни, есть некоторые возможности, которыми вы точно можете воспользоваться.

Максимально повысить количество и качество активностей, приносящих удовольствие

Исследование в области позитивной психологии показывают, что соотношение положительных и отрицательны эмоций должно быть не меньше чем 3:1, т.е. позитивных переживаний требуется в три раза больше, чем негативных для того, чтобы мы могли чувствовать себя благополучно.

  • Не приходится ожидать, что жизнь сама предоставит такое количество положительных эмоций, но в наших силах намеренно повышать его путем концентрации на переживаемых удовольствиях, даже если они маленькие.
  • Например, не выпить свой кофе обливаясь из пластикового стаканчика на бегу, а выделить себе 10 минут на спокойный «кофебрейк». Почувствуйте, какой горячий и ароматный напиток у вас в чашке. Почувствуйте его запах, оцените его крепость. Сделайте глубокий вдох и выдох, затем еще глоток. И не надо срочно кому-то звонить, параллельно искать что-то в интернете, а свободной рукой еще копаться в папке с документами или сумке.
  • Проверьте, если вы «выпадете» из всего этого процесса только на 10 минут, ничего страшного не произойдет, вы все успеете. Подумайте только о том, какой отличный у вас кофе, как он вам нравится, и как хорошо вот так просто присесть на минутку «и пусть весь мир подождет».
  • Возможно, получится так не сразу, порой бывает трудно менять привычки, но освоив такие пятиминутки «только для себя», вы сразу почувствуете положительный эффект от них. Ребенку даже не понадобится ничего объяснять, просто дайте ему немного времени по дороге куда-то на посещение детской площадки или для того, чтобы покачаться на качелях. Вы можете просто присесть с ним на лавочку на улице и съесть мороженное не на ходу.
  • Вечером обязательно вспоминайте и мысленно выделяйте по крайней мере три вещи, которые в течение дня доставили вам удовольствие. Проговаривайте это с ребенком, спросите, что может назвать он, поделитесь своими переживаниями. Важно, чтобы у него тоже сформировалась такая привычка, чтобы засыпая он мог подумать «а как же все-таки хорошо, что сегодня…».

Читать далее:  Учим малыша справляться со стрессом

Найти время успокоиться

Для детей большую пользу могут принести даже 5 минут в день спокойствия и ровного дыхания.
Нормальная частота сердцебиения и дыхания позволяют почувствовать безмятежное, но в тоже время сосредоточенное состояние разума.

  • Ребенку важно почувствовать и запомнить это состояние, что в последствии он мог к нему сознательно возвращаться. Если получиться отвести больше времени на это – еще лучше. Медленные упражнения с концентрацией а ощущениях и сознательном контроле, такие как йога, например, могут помочь. Существуют так же специальные техники, например медленно считать до четырех в течение вдоха и выдоха, при повторении 5-10 раз весьма эффективно.
  • Есть некоторые удачные варианты адаптированных для детей форм медитации, которые не только успокаивают эмоции, но помогают улучшить концентрацию и способность к обучению. Ребенок в состоянии стресса не может эффективно учиться, так как стресс угнетает и внимание и память.
  • Дома перед сном, спокойное купание в теплой ванне и сказка перед сном – простой, но очень действенный ритуал, способствующий глубокому сну и восстановлению сил.

Создать свои небольшие «ритуалы» обычных действий

Дети по своей природе консерваторы. Для них комфортна ситуация, когда все вокруг привычно, предсказуемо и идет своим чередом. При таком положении вещей, они чувствуют себя спокойно и безопасно, что способствует развитию и освоению знаний. Если ваши обычные повседневные действия будут стабильны и знакомы, ребёнку будет значительно легче.

Например, ритуалом может быть процесс отхода ко сну, когда вы вместе сначала собираете игрушки, готовите кровать, зашториваете окно, отправляетесь принимать ванну, затем сказка и т.д. Или совместный ужин, когда вы накрываете на стол, расставляете стулья, потом едите, потом чай и проч.

Даже дорога в садик или школу может быть ритуалом, вы проходите по определенному маршруту, примечаете любимую клумбу или большое дерево, кормите голубей в сквере или что-то еще.
Такие действия помогут ребенку чувствовать безопасность, создадут ощущение размеренности и предсказуемости жизни, которое ему необходимо.

Делиться переживаниями и поддерживать друг друга

Семейные мероприятия, когда мы ждем и слушаем друг друга, не только успокаивают нас, но и помогают нашим телам настраиваться друг на друга. Такая настройка – это биологический процесс, когда мы оказываемся на «одной волне» с теми, кого мы поддерживаем и от кого зависим.

Этого не происходит, когда каждый занят своими делами, и все пересекаются лишь эпизодически, несмотря на то, что живут в одном доме.

Ощущение себя на «одной волне» с окружающими помогает ребенку чувствовать себя защищенным.

Создать свой «сундук сокровищ»

Создание приятных воспоминаний, позволяет возвращаться к позитивным переживаниям, которые они несут снова и снова, это очень мощная поддержка в трудные минуты.

Сделайте вместе с ребенком специальную коробку, в которую он может собирать фотографии, рисунки, открытки, билетики или другие мелкие сувениры, да все, что ему покажется ценным и будет напоминать о приятных поездках или событиях.

Читать далее:  Дети-бумеранги: взрослые дети возвращаются домой

Перебирайте вместе эти сокровища и вспоминайте события с ними связанные, чтобы почувствовать еще раз переживание радости, когда требуется поднять настроение.

Приятные планы

Планируйте вместе с ребенком приятное времяпрепровождение в обозримом будущем. Обсуждайте, куда вы поедете в отпуск, чем вы там будете заниматься, что посетите или как будет устроен ваш день. Постарайтесь, чтобы это выглядело не как обмен парой фраз, а как кратковременное погружение в приятную фантазию.
Это позволит испытать прилив радости и положительные эмоции уже сейчас.

Отмечайте вместе на календаря грядущие позитивные события и поездки, пусть даже маленькие, как «заехать погулять в парк в субботу».

Принятие и одобрение

Постоянное давление оценки достижений стало обычным для современного детства. Детство уже больше не период свободы и беззаботности, когда можно расти и изучать мир вокруг, следуя по своему собственному пути. Большинство детей сейчас имеют очень плотное и жесткое расписание, которое призвано увеличивать достижения.
К сожалению, это приводит к печальным последствиям.

Вы – единственный человек, который может обеспечить вашему ребенку чувство, что его одобряют и им восхищаются.

Не за то, что он лучше всех учится в классе и на него возлагают большие надежды, а просто потому что он такой один, особенный, ни на кого не похожий ни в своих сильных сторонах, ни в слабостях.

Обращайте внимание на то, что у него уже получилось, но только подчеркивайте, что он это освоил, а не то, что он теперь пойдет еще дальше.

Такая обратная связь учит ребенка ценить то, что уже сделано, то что уже есть, и придает сил и веры в себя. Ощущение своего отличия от многих остальных, в чем бы оно не заключалось придает оптимизм на будущее, помогает лучше понять себя. Говорите ребёнку то, что вы видите, а не то, что хотели бы увидеть.

Вовремя замечать признаки стресса у ребенка

Внимательно следите за благополучием своего ребенка, если он часто испытывает чувство страха, гнева или подавленности, это важный сигнал о том, что не все в порядке. Такие эмоции могут быть следствием образа жизни, который не то, чтобы опасный или полон угроз, но слишком быстрый или занятой.

Детям присуща потребность в неспешном течении времени. Вам не нужно полностью менять свою жизнь разумеется, но постарайтесь найти место в ней для этих полезных небольших изменений к лучшему.

Подумайте и решите, какое маленькое улучшение можно сделать уже сегодня. Предпринимая пусть даже самые крошечные шаги, вы скоро увидите, как улучшилась ваша повседневная жизнь и насколько спокойней стал ваш ребёнок.

Источник: https://inha.ru/article/stress-u-rebenka/

10 способов помочь ребенку справиться со стрессом

Статья Рекомендации по преодолению стресса, или Что нужно сейчас вашему ребенку

Дети подвержены стрессовым ситуациям не меньше, чем взрослые. В различное время года меняются физические нагрузки, возникают психологические факторы, которые влияют на самочувствие.

Начало школьного года может послужить причиной изменения поведения. Режим, отличный от привычного, приводит к усталости. Некогда веселый бодрый ребенок становится вялым и апатичным. Родители могут помочь ребенку справиться со стрессом.

Существуют несколько простых, но действенных способов.

Творческий подход и самовыражение

Однообразие и рутина пагубно сказываются на эмоциональном состоянии. Взрослый, придя с работы, хочет расслабиться, отдохнуть, сменить обстановку. Точно так же и дети, отсидев целый день в школе, нуждаются в отдыхе, развлечениях. Недостаточно поставить парту или письменный стол, где ваше чадо будет учить уроки.

Ребенку необходимо дополнительное пространство для игр и прочего креатива. Позвольте малышу быть самим собой: рисовать, вырезать, лепить, танцевать. Если нет возможности выделить больше места, прячьте школьные принадлежности после выполнения домашней работы.

Это позволит почувствовать, что учеба закончена и можно отдаться любимому делу.

Объясните ребенку, как бороться со стрессом

Если вы видите, что ребенок грустный и подавленный, нужно поговорить об этом. Выясните, обижают ли его в школе, какие предметы даются сложно. Узнав суть проблемы, научите справляться с неприятной ситуацией. С учебой можно помочь самостоятельно или нанять репетитора.

Психологическое насилие в школе – не редкость, поэтому необходимо поддержать и посоветовать, как себя вести с обидчиками. Не обязательно глубоко вдаваться в рассуждения. Ребенку больше понравится ваша личная история из детства, на примере которой можно подать ценный урок.

Подготовьте ребенка к трудностям

Лучшее оружие борьбы со стрессом – моральная подготовленность. Это особенно важно для первоклашки. Ребенок не знает, с чем он может столкнуться в новой обстановке и как ему действовать.

Поэтому рассказывайте заранее, что такое школа, приводите интересные примеры, объясните, зачем это нужно. Важно подавать информацию в разумном количестве, как позитивные моменты, так и негативные. Если настроить ребенка только на веселье, малейший конфликт может стать причиной стресса.

В то же время, не зацикливайтесь на плохом, отвечайте на вопросы по мере их поступления.

Расскажите ребенку, как расслабиться в стрессовой ситуации

Дети эмоциональны, поэтому часто ведут себя хаотично и непредсказуемо. Простые приемы могут помочь ребенку в конфликтной ситуации. Расслабление – не решение проблемы, но это позволит избежать драки в школе, если возникла словесная перепалка.

Обучите мысленно считать до 10, делать несколько глубоких вдохов или просто вспоминать любимое занятие, место, близких. Увлекшись на несколько минут, ребенок будет воспринимать проблему уже не так остро.

Узнайте о чувствах, которые он испытывает в той или иной ситуации, чтобы оказать поддержку.

Обучите ребенка разбираться в собственных чувствах и правильно их выражать

Понимать свои чувства человек учится с годами. То, что кажется нам элементарным, может быть непонятным для детей. Чтобы разъяснить значение эмоций ребенку, говорите о том, что вы чувствуете.

Как объяснить сложные понятия? Максимально простым языком. Приводите примеры из собственной жизни, из детства, с работы. Осознавая эмоции правильно, ребенок будет действовать адекватно ситуации.

Позвольте выпустить пар во время разговора, интересуйтесь его ощущениями.

Узнайте, что интересно вашему ребенку

Всевозможные гаджеты открывают детям доступ к различному контенту. Ограничить ребенка от них полностью не получится. Даже по телевизору он может увидеть нежелательные вещи, которые отражаются на психике. Проследите за тем, какие мультики ему нравятся, какие сферы интересуют. Постарайтесь не смотреть агрессивные боевики, психологические триллеры при малыше.

Дети ищут общения в социальных сетях, сейчас это абсолютно нормально. Важно объяснить, что стоит писать, какие фото выкладывать. Определенная информация может стать причиной насмешек не только одноклассников, но и посторонних людей. Научите малыша, что слишком личные подробности лучше не выставлять на всеобщее обозрение. Также расскажите, как реагировать на агрессию в сети.

Заинтересуйте ребенка музыкой

Занятие музыкой – не только отличное хобби. Оно позитивно сказывается на эмоциональном состоянии, развивает мышление. Учеными доказано, что музыка способна уменьшить стресс.

Запоминание мелодий развивает память, а изучение музыкальной грамоты позволяет структурировать понятия. Таким образом, позитивные моменты отразятся на учебе в целом. Станет легче считать, учить стихи наизусть.

Намного приятнее, если ребенок после школы будет разучивать песню, нежели играть в видеоигры.

Запретите гаджеты перед сном

Существует прямая связь между нехваткой сна и появлением стресса. Вечерние просмотры в постели затягивают не только детей, но и взрослых. Порой мы просто не можем выключить захватывающий сериал, а утром жалеем об этом. Ребенку еще сложнее отказаться от интересного.

Любимая игра на планшете может увлечь на несколько часов. Важно организовать режим, чтобы ребенок сам понимал, во сколько выключить гаджет. Запретное вызывает интерес, поэтому чрезмерный контроль не приведет к успеху.

Позвольте несколько раз лечь поздно и почувствовать неприятную усталость в школе, а затем объясните все на живом примере.

Используйте приспособления для борьбы со стрессом

Специальные приспособления помогут предупредить стресс и помочь справиться с последствиями. Джанин Халлоран придумала «чемоданчик», в котором хранятся дорогие ребенку вещи.

Это могут быть ракушки с отдыха на море, принадлежности для рисования, фотографии, комиксы, – все индивидуально по предпочтениям.

Открывая такую коробку, малыш погружается в приятные воспоминания, отвлекается и расслабляется.

Можно купить или нарисовать карточки с приятными советами, например «сделай несколько глубоких вдохов», «сходи на прогулку с друзьями», «почитай книжку». Если привлечь ребенка к созданию списка того, что он любит, получится неплохое развлечение.

Вдохновляйте своим примером

Дети во многом берут пример с родителей, поэтому важно показать, что вы умеете справляться со стрессом. Проявляйте терпение, выдержку, ведите себя вежливо. Не хамите в транспорте, очереди в магазине, решайте проблемы культурно и деликатно. Ребенок будет впитывать ваше поведение и моделировать решение стрессовых ситуаций в своей жизни.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2018/10/10-sposobov-pomoch-rebenku-spravitsya-s/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: