Статья Семья как фактор формирования личности ребенка.

Содержание
  1. Семья как фактор формирования личности подростка
  2. 1.1 Понятие и  сущность   семьи
  3. Роль семьи в формировании личности человека
  4. Стили семейного воспитания
  5. Взаимоотношение родителей и детей в семье
  6. Опыт отношений в социуме
  7. Преодоление трудностей
  8. Личные убеждения и уверенность в себе
  9. Моральные ценности
  10. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания
  11. Сотрудничество образовательных учреждений и семьи
  12. Влияние семьи на развитие личности ребенка
  13. Влияние отношений в семье на развитие ребенка
  14. Влияние семьи на детское развитие
  15. Влияние неблагополучной семьи на развитие ребенка
  16. Влияние обстановки в семье на ребенка, формирование личности и семья
  17. Что такое семья
  18. Место ребенка в семье
  19. Роль семьи в воспитании детей
  20. Реакция ребенка на конфликты в семье
  21. Примеры положительного влияния
  22. Примеры отрицательного влияния
  23. Как себя вести, чтоб не травмировать психику детей

Семья как фактор формирования личности подростка

Статья Семья как фактор формирования личности ребенка.

Актуальность  темы исследования  заключается  в  том, что важным фактором, влияющим на развитие личности подростка, является семья.

На сегодняшний день активно исследуется процесс формирования личности подростков и проблемы этого процесса. Это вызвано тем, что основную информацию о мире и о самом себе с рождения ребёнок получает от родителей, которые изначально обладают возможностью влиять на него в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

В  настоящее время  современная российская  семья переживает  период  кризиса: с  каждым  годом катастрофически растет  число разводов,  фиктивных браков, когда супруги и их дети годами  живут под одной крышей,  уже фактически не  являясь  семьей.

Не может не пугать разобщенность,  отчужденность членов   даже относительно   благополучных  семей: когда  у  взрослых –  свои  проблемы,  у  детей – свои,  и каждый  при этом  чувствует себя  одиноким, покинутым, никому  не  нужным.

Огромной проблемой является и неубывающее число семей с авторитарными типом воспитания, где дети  чувствуют себя  запуганными, затравленными,  и не может быть никакой   речи о гармонии взаимоотношений между детьми  и родителями.

Отношения, сложившиеся в семье в детстве, а так же в подростковый период влияют на то, каким образом человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, к достижению каких целей будет стремиться.

Благодаря семье подросток получает большинство социально значимых черт, однако существуют семьи с антисоциальным поведением, которые социально негативно воздействуют на личность подростка. Отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье.

Также негативное для общества воспитание происходит в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности.

Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет возможности высказать собственное мнение, убеждения, если он подчиняется всему, чего от него требуют. И в данном случае тоже много зависит от семьи [26 с.268].

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора становления личности подростка. Положительное воздействие на личность проявляется в том, что никто кроме близких родственников не относится к ребенку лучше, не любит его и не заботится о нем, так как они.

Одновременно с этим никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности.

Для этого необходимо четко определить внутри семейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение [27 с.49].

Отец и мать реализуют различные функции воспитания, которые обусловлены целым рядом причин созданными социальными нормами поведения, исторического и культурного свойства.

Целостный образ человека можно рассматривать как результат воспитательных действий, как матери, так и отца [19 с.175].

В настоящее время имеются исследования, которые выделяют в качестве ведущего фактора, влияющего на развитие личности подростка, внутри семейные отношения, всякое серьезное отклонение от нормы которых означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, ее воспитательных возможностей [5 с.177].

В статье “Как ребенок становиться личностью” В. В Давыдов высказал точку зрения, что становление психологического механизма, позволяющего учитывать интересы окружающих происходит именно в подростковом возрасте.

Исходя из этого автор отмечает: от характера и организации общественно-полезной деятельности в подростковом возрасте зависит богатство форм и способов межличностного общения, их нравственного поведения в будущем.

На наш взгляд важнейшая роль на этом этапе принадлежит семье, как начальной основе развития личности [27 с.175].

Л.С. Выготский в своем исследовании под названием “О подростковом кризисе” высказал точку зрения, что критичность переходного возраста нарастает прямо пропорционально развитию культуры современного общества [2 с. 191].

Л.И. Божович высказала мнение, что кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов, так как является наиболее острым и самым длительным по сравнению со семи возрастными кризисами, является переломным в онтогенетическом формировании ребенка. Л.И. Божович считает подростковый возраст затяжным переходным периодом от детства к зрелости [2 с. 191].

Таким образом, семья является одним из важнейших факторов, который воздействует на развитие личности в течении всей жизни, в связи с этим очень важно исследовать роль семьи в развитии личности [2 с. 193].

Объект исследования –  личность  подростка.

Предмет исследования – семья  как  фактор    развития  личности.

Цель исследования – выявить роль  семьи  в  развитии  личности  подростка.

Задачи:

1. Раскрыть понятие и  сущность   семьи.

2.  Охарактеризовать  особенности  развития личности  подростка. 

3. Провести исследование влияния семьи на  развитие личности   подростка.

1.1 Понятие и  сущность   семьи

Одним из важнейших социальных фактов, оказывающих влияние на развитие личности подростка, является семья. Традиционно ее квалифицируют как главный институт воспитания. Приобретенное в семье сохраняется в течении всей жизни.

Важность семьи объясняется тем, что в ней человек находится в период формирования основ личности, именно с семьи начинается социализация ребенка.

В процессе общения с членами семьи у ребенка с первых дней жизни начинается формирование структуры личности [1c.73].

Семья оказывает влияние на формирование личности не только ребенка, но и его родителей. Процесс воспитания детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего такой процесс развития носит бессознательный характер, однако, некоторые родители напротив сознательно воспитывают себя [2 с. 208].

В жизни человека родители играют важную роль. Именно они дают подростку образцы поведения, с помощью которых он начинает выстраивать отношения с окружающими. Семья влияет на личность родителей, взаимоотношению между поколениями.

Семья – малая социальная группа, влияет на своих членов. В то же время каждый из них своими действиями, качествами воздействует на жизнь семьи.

Каждый член этой малой группы может способствовать формированию духовных ценностей ее членов, а так же влиять на цели и жизненные установки семьи [2 с. 208].

Каждый этап развития требует от человека адаптации к новым социальным условиям, которые обогащают индивида новым опытом, обогащая его новым социальным опытом, делает социально зрелым. Психологи считают, что многие этапы развития семьи можно предвидеть и подготовиться к ним.

Однако, часто в жизни происходят такие события, которые не возможно предвидеть, поскольку они наступают мгновенно (тяжелая болезнь, смерть близкого человека, потеря работы). Такие явления требуют от всех членов семьи быстрой адаптации, частичной перестройки взаимоотношений [9 с.

209].

Совместное преодоление кризисных ситуаций, как правило, усиливает сплоченность членов семьи, либо становиться поворотным моментом в жизни семьи, приводит к ее распаду.

В семье, где царят дружеские взаимоотношения, коллектив оказывает сильное влияние на индивида. Структура семьи определена социальными ролями ее членов: отца, матери, бабушки и дедушки, братья и сестры. На основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье. В зависимости от степени участия индивида в жизни семьи она оказывает на человека большее или меньшее влияние [9 с.210].

Семья – важнейший институт общества, рассмотрим ее с позиции целей общества.

Благодаря воспроизводящей функции семья является источником продолжения человеческой жизни. Как социальная группа она изначально формирует личность человека, способствует увеличению созидательных общества.

Семья вводит в общество новых членов, передавая им язык, культуру, основные образцы поведения обязательные в данном обществе, контролирует поведение человека. Социальные функции семьи просматриваются в отношении детей, родителей.

Психологи выделяют одну из важнейших функций семьи: создание условий для развития своих членов, удовлетворения потребностей человека [2 с.212].

Каждый человек на протяжении своей жизни, является членом родительской семьи и той семьи, которую он создает сам. В период жизни в родительской семье примерно до юношеского возраста, в этот период закладываются основы личности, воспринимаются образцы поведения всех членов семьи.

В период возмужания человек активно включается в общественную жизнь, становится самостоятельным, растет его социальный и профессиональный опыт, растет роль семьи, она играет все большую роль. После создания семьи начинается процесс приспособления друг к другу.

Рождение первенца – это значительное событие в жизни супругов, которое свидетельствует о вступлении семьи на новый уровень развития. Супруги осваивают новые социальные роли – матери и отца [1c.78].

Роли родителей по сути своей всеобъемлющие и разнообразные. Родители влияют на выбор жизненной позиции ребенка, формирование личности, его стремлений, мыслей, чувств, воспитание его собственного “Я”.

Для гармоничного развития личности подростка необходимо не только активная деятельность по воспитанию обоих родителей, но и согласованная деятельность всех поколений семьи (родителей, старшего поколения, старших братьев и сестер).

Разногласие в воспитательных методах и межличностных отношениях членов семьи не позволяют ребенку создать полноценную картину мира, понимать что хорошо, а что недопустимо.

Если родители находятся в ссоре, и подросток понимает – причина конфликта связана с ним, то у него растет уровень тревожности, может сформироваться комплекс неполноценности, произойти нарушения развития личности. Ребенку важно знать как родители и окружающие относятся к нему, от этого зависит его самооценка [6 с.48].

Эмоциональное отношение родителей к ребенку называется родительской позицией. Возможно несколько сценариев воздействия этого фактора: полное доминирование, полное безразличие. В первом случае при постоянном навязчивом навязывании контакта и отсутствие внимания к ребенку сказываются отрицательно.

При двустороннем контакте, когда инициатива исходит от родителей и от ребенка благоприятно влияет на развитие личности ребенка. Наиболее благоприятный вариант поведения родителей: не навязчивое внимание к ребенку, свободный контакт, не напряженный и не случайный.

Это взаимодействие должно быть демократичным, уравновешенным, направленным на удовлетворение потребностей ребенка, с сохранением некоторой независимости последнего, в меру категоричный и настойчивый, к которому ребенок относился бы как к опоре, авторитетному мнению.

Влияние таких способов взаимодействия позволяет достичь положительных результатов воспитания [9 с.158].

С самого начала процесс развития личности ребенка осуществляется ребенка осуществляется под контролем родителей. Ребенок учится у родителей понимать и контролировать свои реакции, мыслить, говорить.

Поведение родителей служит образцом отношений к окружающим, способов выражения своих эмоций. Поведение ребенка зависит от воспитания в семье.

Дети дошкольного возраста часто видят себя глазами взрослых, одобрение или отрицание со стороны взрослых формирует личностную самооценку ребенка.

Дети с заниженной самооценкой недовольны собой, что происходят в семьях, где родители часто ругают ребенка, или ставят перед ним невыполнимые задачи. Помимо этого при расставании родителей ребенок зачастую считает себя виновным, из-за чего самооценка также занижается. Ребенок чувствует, что не соответствует требованиям родителей.

Причина формирования у ребенка завышенной самооценки, как правило, семья в которой родители поощряют ребенка по мелочам, не прибегают к наказаниям, либо они очень мягкие. Дети с завышенной самооценкой испытывают проблемы в общении, так как не все окружающие признают их уникальность, а так же сложно найти друзей “достойных” общения с таким ребенком.

Дети с неадекватной самооценкой в ходе взросления создают проблемы не только себе и своей семье, но и окружающим. Способ формирования адекватной самооценки является гибкая система наказания и похвалы. Следует избегать восхищения при ребенке, стараться не дарить подарки за поступки, не использовать необоснованно жесткие наказания.

Помимо самооценки родители формируют уровень притязаний ребенка то к чему стремиться ребенок в своей деятельности и отношениях с окружающими.

Дети, у которых высокий уровень притязаний и завышена самооценка нацелены только на успех, если их надежды не оправдываются, дети получают тяжелую психологическую травму.

Задача семьи в подобном случае скорректировать свою воспитательную деятельность, чтобы стресс от неудачи у ребенка не затянулся, а самооценка стала адекватной.

Дети с низким уровнем самооценки имеют низкий уровень притязаний не ставят перед собой высоких целей, так как сомневаются в своих способностях, спокойно воспринимают свои неудачи, но зачастую много добиваются. Роль семьи в формировании самооценки ребенка и уровня его притязаний определяющая, так как итог воспитания зависит от множества факторов, среди которых стиль родительского поведения, социальное отношение к личности, уровня доходов семьи и т.д.

В каждой семье складывается не всегда опознаваемая система воспитания, на которую влияет понимание целей воспитания, система ценностей у родителей, социальный опыт родителей. Выделяются следующие типы семейных отношений: невмешательство, опека, диктат и сотрудничество.

Источник: https://www.stud24.ru/psychology/semya-kak-faktor-formirovaniya-lichnosti/392501-1328814-page1.html

Роль семьи в формировании личности человека

Статья Семья как фактор формирования личности ребенка.

Человек с начала жизни находится в семье, где и формируется его личность. Он растет под влиянием родителей — основных воспитателей. Развиваясь, изучает мир и себя в нем.

Первые навыки общения готовят его к социуму. Роль семьи в формировании личности весьма значительна. Здесь ребёнок получает первую информацию об окружающей реальности.

Родители могут воздействовать на маленького человека, который находится в зависимости от них.

Стили семейного воспитания

Члены семьи связаны отношениями родства, что является залогом стабильности в эмоциональной сфере. По сути это малая группа, служащая отправной точкой для личностного роста.

Здесь же закладываются основы личности ребенка, который учится взаимодействовать с окружением, постигает нормы и правила поведения.

Влияние семьи на формирование личности — это совокупность данных факторов, предопределяющий дальнейшую жизнь, в каких бы социальных группах ребенок не оказался. Отношениям в семье и обществе посвящён этот раздел сайта.

Различают несколько типов отношений в семье, связанных с воспитанием.

  • При наличии диктата одни родственники подавляются другими. Систематически уничтожаются инициативы. Если подобная авторитарность проявляется по отношению к детям, формирование личности столкнется с неудачами.
  • Опека: родители трудятся, обеспечивая потребности ребенка. Он огражден от забот, в результате чего по жизни во многом оказывается недостаточно приспособленным, не имеет самостоятельности, инициативности. А также ему затруднительно быть частью коллектива.
  • Влияние семьи на формирование личности, проявленное в стиле невмешательства, касается обеих сторон: детей и взрослых. Это пассивный тип воспитания со стороны родителей.
  • Метод сотрудничества проявляется в общих целях, задачах, совместной деятельности. Индивидуальный эгоизм ребенка при этом успешно преодолевается.

Семья — средство воспитания. В дошкольном возрасте ребенка занимают игры, составляющие его основную деятельность. Дальнейшее обучение формирует усидчивость, умение сосредотачиваться. К этому нужно подготовиться заранее. А именно, научить дитя:

  • выполнять поручения;
  • быть прилежным;
  • доводить до конца игры или дела;
  • быть упорным, проявлять настойчивость и силу воли.

Рассматривая, как семья влияет на человека в детстве, важно учесть стремление к самостоятельности, вовлечение в бытовую и деятельность, трудовое воспитание. Все это предопределяет успех в учебе, а затем и жизни.

Взаимоотношение родителей и детей в семье

Роль семьи в развитии личности важна на протяжении первого года жизни малыша и последующих лет. Сначала на родителей возлагаются обязанности по созданию условий для его физического развития. Они обеспечивают питание, условия гигиены. В дальнейшем взаимодействие происходит по следующим этапам.

  • Дети начинают заявлять о потребностях и желаниях. Взрослые должны отличать их от капризов, давая малышу нравственные уроки относительно привычек.
  • На второй год ребенок учится ходить, знакомится с окружающей средой посредством прикосновений, проявляет любопытство. Ему необходимо все объяснять, наглядно показывать, отвечать на вопросы, проводить игры.
  • Наступают моменты, когда ребенка надо приучать к рамкам дозволенного. На примерах героев книг ему объясняют, как следует поступать, а чего делать нельзя. Рассматриваются вопросы нравственных качеств, что именно ценится или подлежит порицанию.

В семье ребенок приобретает первые навыки общения. Задача родителей — воспитывать в нем уважение к старшим, чувство взаимопомощи, стремление помогать сверстникам. На примере взрослых дети получают навык поведения в типичных ситуациях.

Какова роль семьи, нужно рассматривать не только в позитивном аспекте, но и в качестве негативного фактора. Хорошее влияние на личность заключается в достаточной заботе. Но также и максимальный вред может быть нанесен именно родственниками.

Опыт отношений в социуме

Межличностные отношения в семье рассматриваются с точки зрения, относительно которой она представляет собой коллектив, дающий ребенку первый опыт отношений. Роль личности в обществе весьма важна. Дети подражают родителям, приобретая их привычки. Поэтому отрицательные влияния должны быть минимизированы.

Современное общество несколько ослабило влияние семьи. В этом процессе изменились и ее общественные функции. Позиции в социализации становятся утраченными, к примеру, по части организации отдыха и некоторых других сфер.

Но, согласно научному мнению, формирование личности невозможно вне общественной среды. Воспитатели, педагоги, друзья и весь социум подключаются к процессу развития личности не сразу.

Семейственность дает понимание связи поколений при осознании себя частью группы, сопричастности.

Под влиянием общественного окружения маленький человек меняется, при этом родители закладывают основы, а ребенок считает это правильным и авторитетным. Воспитатели программируют чадо к конкретному образу жизни при наличии его доверия. Вырастет он закомплексованным или адаптированным к социуму, во многом зависит от семьи.

Какое же способствующее социализации воздействие на малыша следует оказывать? Необходимо вовлекать его в виды деятельности, что ускорит формирование адаптированной личности. А также весьма универсальна методика развития с помощью хорошего примера, которому можно подражать.

Преодоление трудностей

Для успешного преодоления проблем нужно выявить социально-психологические факторы, относящиеся к воспитанию. Наибольший эффект может быть достигнут при единении. Между детьми и взрослыми должна быть нравственная связь.

В старшем возрасте формирование личности в семье, как процесс, не может идти само собой. Ребенка нельзя оставлять наедине со своими трудностями. Родственные взаимоотношения, дающие первичный жизненный опыт, также формируют наблюдения и навыки разрешения ситуаций.

То, чему ребенок учится, должно иметь перед собой примеры, не расходящиеся с реальностью.

Межличностные отношения в семье при поддержке взрослых могут оказать значительную поддержку в весьма важном приобретении — навыках общения. Реализуя свои взгляды и убеждения, формируется стиль взаимодействий с окружающими.

Хорошо, если взрослые помогут преодолевать неудачи. Но по окончании детского и школьного периодов семья не сможет оказывать столь решающего влияния. Школа дает социализацию.

Уже на этом этапе воздействие оказывают сверстники и учителя.

Может оказаться значимым появление других социальных групп в жизни. Но к школьному возрасту (7 годам) основы личности будут уже заложены. После этого поведение нужно лишь корректировать. Поэтому делаем вывод о наибольшей силе воздействия со стороны семьи при развитии личности. Такое влияние можно назвать основным по значимости.

Личные убеждения и уверенность в себе

Как та или иная семья влияет на формирование личности, уместно рассмотреть относительно формирующейся самооценки. Ребенок дошкольного возраста ориентируется на то, как его характеризуют воспитатели.

Если ожидания родственников расходятся с индивидуальными особенностями, возрастом, он получит неадекватное представление о себе.

Самосознание будет реалистичным, когда родители отмечают детей позитивно, но не считают их уровень чрезмерно высоким по сравнению со сверстниками.

Роль семьи в развитии личности связаны с точностью самооценки. Заниженный уровень представлений о себе (комплексы) — следствие контактов с родителями, которые мало занимаются детьми, но предъявляют повышенные требования.

Ребенок слышит упреки, подвергается наказаниям, от него не ожидают больших успехов в учебе. Результат — недовольство собой.

Завышенная оценка своих способностей и личных качеств образуется, если воспитанника постоянно хвалят, награждают подарками.

Мягкость и редкость наказаний, избегание жесткости, похвалы без восхищения формируют в маленьком человеке адекватное представление о себе. Роль семьи в формировании личности проявляется также при сочетании достаточной требовательности с вниманием к интересам ребенка. Родители интересуются взаимоотношениями с друзьями, вкусами. Результат — довольно высокая самооценка.

Диагностика межличностных отношений в семье показывает, что дети с комплексами сомневаются в себе. При этом может развиться устойчивая тревожность. Такой же результат бывает и при хорошей успеваемости, когда родители ожидают большего.

Моральные ценности

Неуверенность ребенка в себе может привести к бездумному следованию чужим указаниям, действиям по шаблонам, избеганию проявления инициатив.

Если еще и успеваемость в школе падает, родители сосредотачивают на этом все больше внимания. Результатом может стать эмоциональный дискомфорт.

Разорвать замкнутый круг, складывающийся из пониженной самооценки ребенка и реакции на это окружающих, вполне возможно, изменив оценки родителей.

Современная семья приобретает новые функции:

  • безопасность психологической сферы;
  • эмоциональный комфорт;
  • подготовка ребенка к жизни в обществе.

Для реализации этих задач нужна достаточная зрелость чувств и психологическая культура. Высокая интеграция означает знание всеми членами семьи личных особенностей друг друга.

  • Влияние сочетается с взаимопомощью.
  • Сплоченность сопровождается симпатией и доверием.
  • Потребности удовлетворяются при помощи заботы.

Зрелость семьи также включает довольно высокую самооценку, гуманные принципы поведения. Все эти моральные ценности ориентируют на личностный рост. В том числе это проявляется в интеллектуальной сфере. А социальная направленность может быть вполне открыта в связи с ее позитивностью.

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания

Рассматривая, какова роль семьи и родителей в формировании личности, нужно признать, что приобретаемое в семье сохраняется далее на протяжении жизни.

Институт воспитания в данном случае имеет несравнимую ни с чем важность. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, а к началу обучения она формируется более, чем наполовину.

Какие семейные традиции оказывают влияние на духовное и нравственное развитие?

  • Успех семейного воспитания зависит от степени подготовки к процессу обоих родителей.
  • Участие в жизни ребенка, причастность к его интересам и общению со сверстниками — важная сторона, помощь в адаптации к окружающему миру. А также ориентации в плане приобщения к деятельности.
  • Пример семейных отношений должен содействовать изучению реальности в позитивном свете.
  • Традиционные цели и задачи семьи — это эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в самореализации. А также подготовка к общественной жизни, ответственности.
  • Психологический климат, в результате которого духовные переживания объединяются, весьма благоприятен. Он формирует успешный настрой на нравственные ценности: сплоченность, защищенность, эмоциональная удовлетворенность, ответственность.

Традиционно правильное воспитание приводит к итогам появления личности, адаптированной к социуму. Качества, убеждения и поведенческие факторы соответствуют успешному процессу взаимодействия с окружением, общения и деятельности.

Сотрудничество образовательных учреждений и семьи

Контакт семьи с общественным окружением весьма важен. При взаимном содействии между преподавателями и родителями знакомство с характером ребенка будет успешнее. Тогда школьник рассматривается с различных сторон во всех имеющихся обстоятельствах. Совместное понимание, развитие способностей, преодоление трудностей в поведении поможет правильно ориентировать маленького человека.

Выделяют коллективные, групповые и индивидуальные формы подобного взаимодействия. Рекомендуется сочетать их следующим образом.

  • В основе — родительское собрание, на котором классный руководитель направляет деятельность родителей.
  • Обмен мнениями, совместное решение проблем дополняется совместной деятельностью по исследованию поведения детей.
  • Затем проводится анализ результатов, работа по преодолению недостатков, закреплению положительных итогов.

Педагоги играют определяющую роль в данном контакте. Поэтому столь важны их профессиональные качества. Создание благоприятной атмосферы взаимодействия объединит усилия. Родители откликнутся на стремление учителя осуществлять взаимовыгодное сотрудничество. А также проявят интерес к совместной деятельности по воспитанию.

Источник: https://myself-development.ru/formirovanie-lichnosti-vliyanie-i-rol-semi/

Влияние семьи на развитие личности ребенка

Статья Семья как фактор формирования личности ребенка.

style=”display:block” data-ad-client=”ca-pub-2971630162946731″ data-ad-slot=”9213322149″ data-ad-format=”auto”

data-full-width-responsive=”true”>

Здравствуйте, дорогие гости нашего блога! Тема нашей очередной статьи «Влияние семьи на развитие личности ребенка». Расскажем как атмосфера в семье оказывает влияние на ребенка. Всегда ли в проблемной семье вырастают трудные дети. Подробности в статье, читайте!

Влияние отношений в семье на развитие ребенка

Построение самой семьи и взаимоотношений внутри, воспитание подрастающего поколения — все это тесно связано между собой. Ведь для каждого семья — важнейшее жизненное сообщество. Она означает не только защищенность, любовь, тепло, солидарность, открытость, понимание, взаимную поддержку, но и конфликты, неприятности, стресс, нагрузки и «задвигание» на задний план собственных интересов.

При благоприятной обстановке в семейном партнерстве, когда каждый в хорошем или приподнятом настроении, тогда и терпелив к детям и остальным.

При появлении даже небольшой напряженности, а тем более развития кризиса воспитание детей становится обузой для родителей.

Если не удается найти компромисс, то раздражение и недопонимание превратятся в постоянные спутники, а возможность адекватно воспринимать ситуацию — практически недостижимой.

У большинства с детства сохраняется идеальное восприятие семьи. Уже во взрослой жизни, каждый неосознанно пытается соотнести, соизмерять отношения уже в своей с этим образцом. В таком случае из внимания ускользает следующее:

  • впечатление любого человека неповторимо;
  • попытка сделать идеал мерилом взаимоотношений в своей и других семьях — ошибочна;
  • создавшееся представление далеко не всегда соответствует реальному многообразию семейных отношений.

Влияние семьи на детское развитие

Прежде всего для детей имеет важное значение психологический климат в семье. Семья для них — важнейшая жизненная сфера, центр их мира, напрямую влияющий на их развитие, определяющий отношение к жизни, мысли и действия.

Развитие человека продолжается все жизнь. Оно находится под влиянием внешних и внутренних факторов. К внутренним относится наследуемые темперамент и психологические процессы. А также результаты предыдущего развития, такие как свойства личности, установки, мотивы, страхи, представление о самом себе, самооценка, поведенческие тенденции

Внешние факторы проявляются в жизни личности, охватывают естественное окружение, семью, сверстников, экономику, общество, культуру.

Внутренние и внешние факторы влияют на человеческое личностное развитие тогда, когда они осознанно воспринимаются как таковые и могут быть адекватно обработаны.

Развитие — это не только внутреннее созревание и влияние извне, активное противопоставление себя окружающему миру. Уже у маленьких детей можно наблюдать постоянную «работу над собой» с тем, чтобы пытаться повлиять на окружение.

Эти усилия можно наблюдать даже у грудных детей, когда они хотят вызвать определенную реакцию у взрослых, малыши учатся ходить, школьники исследуют что-то новое. Все они обладают большой способностью подстраиваться и менять установки.

Влияние других на поведение детей сильно зависит от их интерпретации и от выводов, делаемых ими. В одной же ситуации они могут совершенно по-разному реагировать на призыв разных взрослых изменить поведение: в одном случае охотно, в другом исподволь и на какое-то время, вернувшись затем к прежнему. Также и картина себя и самооценка личности сильно зависят от интерпретации реакций других.

style=”display:block” data-ad-client=”ca-pub-2971630162946731″ data-ad-slot=”9213322149″ data-ad-format=”auto”

data-full-width-responsive=”true”>

Развитие детей происходит в комплексном взаимовлиянии между наследственностью, окружением и индивидуумом, между созреванием, интерпретациями, внутренними реакциями, действиями и самовоспитанием.

Оно обладает тенденцией к незавершенности: дальнейшая жизнь не определяется каким-то одним негативным опытом.

Чтобы такое произошло, влияние должно быть достаточно длительным и сильным, подкрепленным другими негативными факторами.

Влияние неблагополучной семьи на развитие ребенка

Особенно травматичным является хроническая дисгармония в семье, потеря кого-нибудь из родителей (развод, смерть), длительная госпитализация ребенка, психологические отклонения или изоляция старших (особенно матери), потеря дохода (например, при безработице), криминализация одного из родителей, а также плохие отношения ребенка со сверстниками.

Такие факторы риска не приводят автоматически к дальнейшему негативному влиянию. Многих, кого они коснулись, вырастают в психически нормальных и довольных своей жизнью взрослых.

Либо они позднее на фоне позитивного опыта «отошли» от травмы, либо негативное событие их не затронуло близко. Было установлено, что дети обладают различной степенью травматичности.

Это зависит от пола, возраста, наследственности, персональных характеристик, темперамента, окружающей среды.

Например, легче негативным влияниям противостоят девочки с хорошим состоянием здоровья, обладают позитивным образом себя, достигли значительного уровня самостоятельности, обладают более чем средними языковыми способностями, показывают хорошие успехи в учебе, самостоятельны, имеют широкий спектр поведенческих моделей и легко вызывают положительную реакцию окружающих.

Особое значение имеет интенсивная привязанность к родителям (хотя бы одному из них), эмоциональная поддержка окружающих (воспитателей, учителей) и круг друзей. В целом детское развитие протекает не проблематично, когда потребности детей учитываешь, ставятся в соответствующие позитивные рамки дозволенного.

Мы рассказали о влияние семьи на развитие личности ребенка. Тема очень сложная и серьезная. Рекомендуем также прочитать статью «Факторы формирования личности ребенка».

 Психологи с помощью многочисленных исследований и экспериментов выяснили, что семья и семейное окружение оказывается вовсе не самые важные и значительные факторы формирования личности ребенка, как думалось ранее.

Подробности узнаете, прочитав статью!

style=”display:block” data-ad-client=”ca-pub-2971630162946731″ data-ad-slot=”9213322149″ data-ad-format=”auto”

data-full-width-responsive=”true”>

Источник: https://superwoomen.ru/semya-i-deti/vliyanie-semi-na-razvitie-lichnosti-rebenka.html

Влияние обстановки в семье на ребенка, формирование личности и семья

Статья Семья как фактор формирования личности ребенка.

Всех нас окружают люди. С момента рождения и до момента смерти мы находимся среди других людей и не можем не взаимодействовать с обществом и не быть его частью. В течение всей жизни, развиваясь, мы подвергаемся воздействию различных факторов, важнейшим из которых является влияние нашего ближайшего окружения — нашей семьи.

Что такое семья

Психологи определяют семью, как группу взаимодействующих людей, которых объединяют супружеские отношения и родственные связи. Семьи могут быть разные по количеству членов и структуре, но все они имеют одну задачу — взаимопомощь во всестороннем развитии каждого члена семьи.

Объединенные общим жильем, бытом, бюджетом, родственной связью и семейными ценностями люди становятся единой группой. К составу семьи относят мужа, жену и их детей. Все остальные родственники остаются близкими и родными, но как бы на расстоянии.

Место ребенка в семье

Мы уже выяснили, что такое семья и кто к ней относится. Какую же позицию в ней занимает ребенок? В системе семейных отношений ребенок — наиболее слабое звено, он маленький, мало к чему приспособлен и нуждается в защите и заботе. Одеть, накормить, обогреть и защитить — таковы основные родительские инстинкты.

В то же время, он не имеет ни знаний, ни умений, ни опыта, поэтому его учат. Учат всему, что умеют и знают сами. Дети очень восприимчивы к окружению, поэтому многие элементы характера, поведения, реакций взрослых членов семьи они копируют, как маленькие обезьянки.

Важно

Семья является основополагающим звеном в жизни и развитии детей. Именно она имеет наибольшее влияние на их формирование и становление как личностей.

Роль семьи в воспитании детей

В жизни каждого из нас, родители, и семья в целом, занимают особое место. Ребенок с первых лет жизни попадает в атмосферу своей семьи и впитывает те нормы поведения и отношений, которые были приняты именно в его окружении.

Семья — важнейший фактор влияния на ребенка. Именно ее ежедневное, длительное влияние формирует личность малыша. Непрерывный, изо дня в день, воспитательный процесс не заменит ни один детсад, ни одна школа, даже интернатного типа.

Важно

Главные ответственные за воспитание люди — это мама и папа. Именно они отвечают за то, каким вырастет их ребенок.

Любовь ребенка к родителям выражается в том, что он во всем им подражает. Воспринимая как пример поведение родителей, малыш перенимает и хорошее, и плохое. Повзрослев, человек начинает копировать ситуации родительской семьи. Часто он выбирает партнера или супруга, похожего на отца (мать), модель семьи также строится по типу родительской.

Какой путь изберет человек во взрослой жизни, какую профессию выберет, как будет строить отношения с противоположным полом — все это закладывается в детстве.

Семьи бывают очень разные как по составу, так и по жизненным обстоятельствам.

Воспитание детей в многодетных семьях будет сильно отличаться от воспитания ребенка-инвалида, или от бережного отношения возрастной пары к единственному ребенку.

А обстановка внутри обычной полной семьи будет совсем непохожа на авторитарность матери-одиночки. Но в каждой семье, независимо от состава и обстоятельств, роль главного воспитателя лежит на родителях.

Важно

Но не только положительные аспекты личности формируются семьей. Весь негатив, с которым сталкивается ребенок, также влияет на его формирование.

Реакция ребенка на конфликты в семье

В каждой семье время от времени возникают конфликты. Это могут быть разные точки зрения, столкновения интересов, принципиальные разногласия по важным вопросам.

Это нормально, ведь все люди разные, воспитывались в разных семьях и имеют свое мнение. Если такие выяснения отношений нечастые, не очень агрессивные и не перерастают в рукоприкладство — не стоит волноваться за ребенка.

Стоит объяснить ему, что это просто спор, что мама и папа уже помирились и все хорошо.

Но при частых скандалах ребенок начинает сильно переживать, ведь он любит обоих родителей. Малыш проецирует конфликт на себя, считая, что в ссоре виноват именно он, и это отражается на его здоровье и внутреннем состоянии. Сильное чувство вины вызывает стресс и может по-настоящему травмировать детскую психику.

Важно

Чуткие и восприимчивые, малыши легко считывают эмоциональный фон родителей.

Вы можете пытаться оградить детей от конфликтов, сдерживаясь при них и выясняя отношения только «за закрытой дверью». Вряд ли это поможет, ведь напряженное молчание, отрывистые фразы, отсутствие тепла в голосе — все эти признаки не смогут обмануть маленького человека.

Сдерживание эмоций и ожидание «удобного» момента для ссоры может привести к тому, что накопленное раздражение вырвется в самый неподходящий момент. Хуже того — объектом агрессии может стать сам ребенок, чей приставучий характер или сотый вопрос за последние пять минут и станут той самой каплей, которая переполнит чашу терпения.

Накричав, или, что намного хуже, отшлепав ребенка, родитель будет чувствовать вину и угнетенность. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой вред будет нанесен малышу. Чувство вины, ненужности, отверженность самыми близкими людьми — вот неполный перечень того, что приведет вашу кроху к пониженной самооценке, замкнутости и депрессиям.

В какой момент и в чем этот негатив проявит себя? Сказать трудно. Но процент подростков, которые связываются с неподходящими компаниями, заигрывают с наркотиками и вступают в группы самоубийц типа «Синий кит» очень велик.

Примеры положительного влияния

Итак, атмосфера, в которой растет ребенок, напрямую влияет на то, какой личностью он станет, какие бытовые привычки сформируются, какое окружение и модель семьи в будущем он выберет. Каждый из членов семьи, не только родители, вносит свою лепту в эмоциональный фон и в отношения. 

  1. Если ребенка хвалят за положительные действия и порицают за негативные — это помогает ему сформировать оценочную систему своего поведения.
  2. Если ребенка поддерживают в его делах и творчестве — это рождает уверенность в себе и своих силах.
  3. Помощь ребенку в чем-либо формирует у него ощущение опоры, понимание того, что он не один.
  4. Внимание к его словам учит контактировать с людьми, объяснять свои желания, а не просто кричать «Хочу!».
  5. Уважительное отношение к его мнению заставит почувствовать себя личностью, понять, что с ним считаются, он не пустое место.
  6. Справедливость в суждениях, в поощрении и наказании также поможет ребенку определить «что такое хорошо, а что такое плохо».
  7. Атмосфера спокойствия и стабильности подарит ощущение защищенности.

Примеры отрицательного влияния

Кроме положительного влияния, семья может оказывать и отрицательное. Прежде всего, это происходит в неблагополучных семьях, а также семьях, в которых высокий уровень сложных условий. К таким можно отнести такие условия, как:

  • бедность;
  • низкий уровень развития родителей;
  • неполная семья;
  • равнодушное отношение к ребенку;
  • нежелательная беременность, и, следовательно, нежелательный ребенок.

Важно

Бесконтрольность ребенка, когда родители слишком заняты своими делами, может быть опасна. Предоставленные себе дети нередко часто ищут развлечений не в тех местах, попадая в дурные компании.

Гиперопека также отрицательно влияет на формирование ребенка. Находясь под неусыпным контролем бдительных родителей, он теряет волю и инициативу, вырастая боязливым, нерешительным, робким и неуверенным в себе. Ни о защите своих интересов, ни о самозащите речь не идет совсем — запуганный контролем ребенок не способен даже просто дать сдачи обидчику.

Жесткое воспитание, которое иногда практикуют излишне строгие родители, особенно по отношению к мальчикам, скорее сделает из ребенка маленького запуганного зайчонка, чем «настоящего мужчину». Не суровые наказания формируют мужественность, а уверенность в себе и своих силах, которые в постоянном страхе воспитать невозможно.

Холодность по отношению к ребенку может быть обусловлена различными причинами, в которых мы не будет сейчас разбираться, это тема для отдельной статьи.

Важно то, что дети не получают полноценного эмоционального развития в обстановке безразличия и эмоциональной отверженности. Отсутствие любви бьет по малышам гораздо сильнее, чем отсутствие новой игрушки или модного велосипеда.

Без любви и внимания, чувствуя себя ненужным, ребенок зарабатывает неврозы и озлобленность по отношению к тем, кто, по его мнению, эту любовь получил.

Завышенные ожидания родителей — еще один фактор, негативно влияющий на формирование маленького человека. Часто, стремясь потешить свое эго, родители впадают в очередную крайность. Ребенка, едва научившегося ходить, начинают таскать по всем «развивашкам» города.

В понедельник английский, после него — танцы, во вторник — лепка и рисование, в среду — основы экономики и история народов Океании… В своих стремлениях «блеснуть» ребенком, мамаши теряют чувство меры, перегружая малыша совсем недетскими объемами информации.

Как результат — низкие успехи или их отсутствие по всем направлениям, постоянная тревога, навязчивые страхи.

Как себя вести, чтоб не травмировать психику детей

Нормальная, здоровая обстановка в семье тоже имеет свои признаки. Давайте же разберем, как выглядит идеальная семья.

  1. Между родителями и детьми существует разумная привязанность.
  2. С раннего возраста ребенок развивает коммуникативные навыки. Он способен просить и объяснять, с ним можно договориться.
  3. Родители совместно ухаживают за детьми, что дает им почувствовать заботу каждого из родителей.
  4. Понимание особенностей детского развития.
  5. Соответствующее возрасту сексуальное воспитание, не входящее в противоречие с моралью и конституцией.
  6. Достаточное количество внимания, которое получают дети.
  7. Адекватная оценка возможностей ребенка, отсутствие непосильных требований и нагрузок.
  8. Помощь и поддержка детям в их начинаниях.
  9. Разумное планирование финансов семьи, знакомство детей с основами планирования.
  10. Обучение детей согласно возрасту домашним делам. Не нужно требовать непосильного. Помыть яблоки способен уже 2-х летний малыш, а 3-х летний может помочь маме достать ложки к обеду, в 5 лет можно детей ознакомить с пылесосом и т.д.

В целом, ничего сложного или невозможного. Большинство родителей знакомы с этими пунктами и практикуют их. В жизни могут быть небольшие несоответствия, ведь все мы люди. Могут быть нечастые ссоры, недопонимание. Но воспитать из малыша хорошего, успешного человека — это то, к чему мы все стремимся. А все, что нужно ребенку — это адекватная любящая семья.

Источник: https://blizosti.net/kak-obstanovka-v-seme-vlijaet-na-formirovanie-lichnosti-rebenka/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: