Статья Школа будущего первоклассника

Содержание
  1. Что должен знать и уметь будущий первоклассник?
  2. Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»
  3. 1. Я и моя семья
  4. 2. Природа
  5. 3. Время и пространство
  6. 4. Профессии
  7. 5. Искусство и спорт
  8. 6. Правила безопасности
  9. 7. Мотивация
  10. Логика и мышление
  11. Чтение и речь
  12. Математика
  13. Что должен уметь будущий первоклассник и как его подготовить к школе
  14. Когда отдавать ребёнка в школу — в шесть или в семь лет?
  15. Должен ли дошколёнок уметь читать, писать и считать?
  16. Как проверяют детей перед школой?
  17. Что нужно знать и уметь будущему первокласснику?
  18. Как подтянуть ребёнка по русскому языку и развитию речи?
  19. Чем удобна онлайн-подготовка к школе?
  20. Рассказать правду о школе и ещё 6 шагов для подготовки будущего первоклассника
  21. 1. Научить одеваться
  22. 2. Привыкнуть к утренней зарядке
  23. 3. Рассказть правду о школе
  24. 4. Организовать рабочее место
  25. 5. Научить соблюдать правила
  26. 6. Замечать жизнь вокруг и говорить об этом
  27. 7. Договоритесь всей семьёй поддерживать ребёнка
  28. Подготовка к школе будущих первоклассников
  29. О себе и своей семье:
  30. По математике:
  31. По чтению:
  32. Навыки письма:
  33. Задания на логику:
  34. Основные понятия, которые должен знать будущий первоклассник:
  35. Ориентация во времени:
  36. О природе:
  37. Человек и общество:
  38. Общие вопросы:
  39. Заключение
  40. Как понять, что ребенок готов к первому классу
  41. Будущий первоклассник знает и может назвать:
  42. Будущий первоклассник умеет:
  43. Лайфхак: как научиться быстро сделать “домашку”
  44. 8 вещей, которые должен уметь будущий первоклассник
  45. 1. Показать зубы
  46. 2. Достать правой рукой левое ухо
  47. 3. Стоять на одной ноге
  48. 4. Рисовать «дорожки», не заступая за края
  49. 5. Считать в обратную сторону
  50. 6. Самостоятельно одеваться
  51. 7. Есть вилкой
  52. 8. Следовать инструкциям учителя
  53. Что же делать, если он еще не готов?

Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Статья Школа будущего первоклассника

Самостоятельно протестировать дошкольника по основным критериям полезно в любом случае. Мы собрали вопросы и задания, которые помогут будущему первокласснику набраться уверенности в себе, а вам — спокойствия и чувства выполненного долга.

Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»

Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:

1. Я и моя семья

— Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество. — Сколько тебе лет? Когда твой день рождения? — Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают? — Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?

— Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?

2. Природа

— Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии? — Назови известные тебе цвета. — Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов.

Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?

— Перечисли животных, которые тебе известны.

А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?

3. Время и пространство

— Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год? — Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года.

Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне? — Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру?

— Покажи, где находится «право», а где «лево».

4. Профессии

— Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?

5. Искусство и спорт

— Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
— Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?

6. Правила безопасности

— В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?

7. Мотивация

— Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?

Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.

Логика и мышление

Однозначно стоит сделать упор на развитие у ребёнка логики и мышления. Лучше всего для этого подходят тренировки в решении логических задач.

К первому классу хорошо бы уметь:

  • отвечать на вопросы на общее развитие;
  • находить различия на двух картинках;
  • выделять общие признаки у предметов и других объектов и группировать их (например, зимнюю и летнюю одежду, живую и неживую природу и т.п.);
  • находить закономерности;
  • решать простые и нестандартные задачки на логику и пространственные представления.

Наша команда создала более 2500 занимательных заданий для дошкольников:

Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!

Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!

Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!

Познакомьте ребенка с онлайн-платформой ЛогикЛайк, чтобы повысить его познавательный интерес и настроить на позитивное отношение к учебе.

Чтение и речь

К 6-7 годам ребенок должен легко запоминать и пересказывать небольшие тексты (3-5 предложений), читать короткие предложения и понимать их смысл. А еще самостоятельно составлять рассказы по картинкам и охотно делиться мыслями по заданной теме. Вопрос, восклицание, утверждение — старший дошкольник уже понимает интонации и умеет их выражать.

Также будущему первокласснику рекомендуют знать алфавит; уметь отличать буквы от звуков, гласные от согласных; находить нужные буквы в начале, середине, конце слова; подбирать слова на заданную букву; делить слова на слоги.

В материале «Как научить ребенка читать» мы делимся идеями о том, как грамотно подойти к вопросу развития навыков чтения у дошкольника и с чего начать занятия.

Математика

К первому классу у ребенка появляются первые серьезные представления о математике. Он умеет считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать числа первого десятка, решать простейшие задачи с вычитанием и сложением единицы.

Источник: https://logiclike.com/podgotovka-k-shkole/znat-umet-budushchiy-pervoklassnik

Что должен уметь будущий первоклассник и как его подготовить к школе

Статья Школа будущего первоклассника

Чем старше становятся дети, тем чаще родители задумываются о подготовке к школе. Когда её начинать и как это делать, чтобы не испортить любимому чаду детство и научить всему, что понадобится для успешной учёбы? В нашем обзоре вы найдёте ответы на вопросы, которые беспокоят практически всех родителей будущих первоклашек.

Подготовка ребёнка в школу может стать настоящим испытанием для родителей. Как объяснить будущему первокласснику, что такое слог и чем звонкий звук отличается от глухого? Организовать занятия можно с помощью онлайн-уроков в Smart University.

Перейти

Когда отдавать ребёнка в школу — в шесть или в семь лет?

Важен не столько возраст, сколько эмоциональная и социальная готовность малыша к изменению привычного уклада жизни. Ему предстоит оказаться в совершенно новых условиях, а это серьёзное испытание для психики, стресс. Но ребёнок легче и быстрее адаптируется, если будет:

  • Самостоятельным.
  • Ответственным.
  • Организованным.
  • Усидчивым.
  • Внимательным.
  • Вежливым.

Ребёнку нужно уметь признавать авторитет взрослых, выстраивать диалог с учителем и находить контакт со сверстниками. Поэтому так важно посещать детский сад, кружки или развивающие центры, ведь только в коллективе совершенствуется навык общения. Но кроме этого ребёнок должен быть достаточно развит интеллектуально.

Если вы видите, что ваш малыш в нужной мере социализирован и много чего умеет, можете отдавать его в школу и до семи лет. Если вам кажется, что он ещё не готов, лучше подождать, чтобы новые условия не стали слишком тяжёлым испытанием для ребёнка.

Должен ли дошколёнок уметь читать, писать и считать?

Теоретически — нет, ведь начальная школа была создана именно для обучения детей этим базовым навыкам. Но на самом деле — да. Раньше действительно можно было отдать ребёнка в первый класс с нулевым уровнем знаний. Однако современные реалии диктуют другие правила.

Сегодня многие родители едва ли не с пелёнок начинают развивать малышей по всем направлениям. В итоге некоторые дети в первом классе уже пишут, считают и бегло читают, иногда даже на английском.

Без определённой базы знаний ваш ребёнок может некомфортно себя чувствовать на их фоне. Темп обучения за последние годы тоже очень ускорился. Неподготовленному первоклашке будет сложно за ним угнаться.

Как проверяют детей перед школой?

С одной стороны, официальных требований и перечня вопросов для поступления в школу нет. Согласно закону, государственным учебным заведениям запрещено принимать ребят на конкурсной основе. Зачислить должны всех подавших документы.

Но с другой — готовность детей всё-таки проверяют на собеседовании в выпускной группе детского сада или непосредственно при поступлении в школу. Результаты такого негласного тестирования важны, если вы собираетесь отдать ребёнка в гимназию/лицей или в любое учебное заведение не по месту жительства, особенно если места в нём ограничены.

Собеседование влияет и на то, в какой класс ребёнок попадёт. Обычно их разделяют в соответствии с уровнем развития детей на сильные и слабые. В первых выше требования, но и дети более мотивированные. От этого зависят успехи в учёбе, да и многим родителям важно, чтобы ребенок попал в сильную среду.

Частным школам и вовсе закон не писан: у них могут быть свои, довольно высокие требования к навыкам поступающих детей. Если хотите отдавать ребёнка в «продвинутое» учебное заведение, тем более готовиться надо очень серьёзно.

Что нужно знать и уметь будущему первокласснику?

На собеседованиях педагог, психолог и логопед проверяют, насколько развиты базовые навыки ребёнка: память, знание окружающего мира, логика, счёт, речь. К 6–7 годам он уже должен:

  • Помнить своё имя и фамилию, день рождения, возраст, знать, как зовут маму и папу, их профессии, адрес и владеть другой базовой информацией. Также требуется знать наизусть несколько стихотворений, уметь запоминать картинки и угадывать их.
  • Считать минимум до десяти, решать простые задачки и загадки, распознавать геометрические фигуры.
  • Выделять общие признаки у предметов и их отличия, уметь работать с ножницами и линейкой, рисовать чёткие линии и разукрашивать не выходя за контур.
  • Уметь отличать буквы от звуков, гласные от согласных, находить их в разных частях слова, подбирать слова на любую букву и делить их на слоги.
  • Читать короткие предложения и понимать их смысл, запоминать и пересказывать небольшие истории, а также самостоятельно составлять рассказы по картинкам и высказывать мнение по заданной теме.
  • Владеть связной, фонетически и грамматически правильной речью, подбирать и произносить слова, выделять звуки, грамотно строить предложения, чётко и ясно излагать свою мысль.

И если со счётом и базовыми навыками у детей редко бывают проблемы, то по русскому языку и развитию речи практически всегда требуется дополнительная подготовка.

Как подтянуть ребёнка по русскому языку и развитию речи?

У большинства родителей не хватает времени и возможностей заниматься с дочкой или сыном лично. Или дети не воспринимают маму/папу в качестве педагога, дурачатся, не слушают. Самый распространённый выход в этом случае — дополнительные занятия по подготовке к школе.

Как правило, курсы платные, они длятся до полугода и включают разные дисциплины. Это удобно, если позволяет бюджет и ребёнку требуется комплексное развитие.

Если же хотите, чтобы всё внимание педагога уделялось только вашему малышу, выбирайте индивидуальные занятия с педагогом, правда, это удовольствие будет подороже коллективного обучения.

Есть и третий вариант — занятия онлайн с помощью образовательных сервисов. Даже если родителям придётся самим сидеть рядом со своим чадом, процесс обучения пройдёт гораздо веселее и проще. И уж точно без раздражения и слёз.

Можно начать подготовку заранее или быстро подтянуть знания перед первым сентября.

Например, Smart University предлагает курс для дошкольников, который включает 15 увлекательных уроков, даёт все необходимые навыки для развития речи.

Каждый урок занимает до 20 минут и сконцентрирован на одной конкретной теме: звуки, слог, формы слов, ударения и другие.

Пройдя их все, ребёнок научится отличать гласные от согласных, твёрдые от мягких, звонкие от глухих звуков, сможет читать по слогам и обогатит словарный запас, освоит связь между словами в предложении, сможет объединять их в тексты и составлять небольшие рассказы. Процесс увлечёт ребёнка, и ему не придётся заниматься из-под палки.

Чем удобна онлайн-подготовка к школе?

Прежде всего, родителям онлайн-уроки позволят сэкономить время и нервы, ведь им не придётся искать информацию/учебные пособия или возить ребёнка куда-либо на дополнительные занятия. Формат удобен и для ребёнка: ему не скучно получать новые знания.

Кроме того, онлайн-уроки:

  • Подходят детям от пяти лет, чтобы осваивать знания в комфортном темпе, и уже состоявшимся первоклашкам, чтобы догнать более подготовленных одноклассников.
  • Помогают быстро подтянуть знания: даже за месяц до первого звонка ребёнок успеет освоить весь материал.

Стоимость всего курса для первоклашек в Smart University — 599 рублей, до 31 августа его можно приобрести со скидкой по промокоду 1KLASS. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте ввести промокод в личном кабинете в разделе «Уроки».

Зарегистрироваться

Источник: https://media.mts.ru/technologies/196832-kak-podgotovit-rebenka-k-pervomu-klassu/

Рассказать правду о школе и ещё 6 шагов для подготовки будущего первоклассника

Статья Школа будущего первоклассника

Фрагмент картины Ивана Горохова

До начала учёбы в школе хорошо бы научиться читать, писать, считать. Но быстро переодеваться на физкультуре, мыть руки, соблюдать правила или успеть поесть за переменку так же важно, как знать английский алфавит. Педагоги «Ломоносовской школы» рассказывают, что обязательно надо успеть освоить к первому школьному уроку.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

1. Научить одеваться

В начале обучения педагоги часто наблюдают такую картину. Хорошо подготовленные к школе дети, умеющие бегло читать, быстро считать, решать логические задачки, совершенно беспомощны в быту.

Ребёнок не может самостоятельно переодеться, убрать свои вещи. Представьте, сколько раз в день школьнику придётся встречаться с непослушными пуговицами и не поддающимися шнурками. А ещё этот шкаф для одежды, портфель. Делать всё надо быстро, звонок ведь не ждёт, а так хочется во всем быть первым.

И начинается первое «не хочу идти в школу, мне там не нравится, не хочу учиться». Родители волнуются, учителя переживают, ребёнок протестует. Вот и получается, что научить ребёнка навыкам самообслуживания до школы не менее важно, чем читать и писать.

Понаблюдайте за своим ребёнком, что он умеет делать сам. Дети, которым дома привили элементарные бытовые навыки, увереннее чувствуют себя в школе и быстрее других привыкают справляться со своими учебными обязанностями.

К 1 сентября ваш первоклассник должен уметь самостоятельно переодеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, аккуратно складывать свои вещи, самостоятельно есть, мыть руки.

Если вы видите, что у ребёнка есть трудности, то сейчас — самое время уделить этому внимание.

1. Ребёнку надо объяснить, что он вырос и совсем скоро станет школьником. А школьники всё должны уметь делать самостоятельно, ведь они взрослые.

2. У ребёнка всё должно быть доступно и удобно: вешалка в прихожей, полка в шкафу должны соответствовать его росту; рядом должна стоять банкетка, на которую можно сесть, чтобы завязать шнурки.

3. У ребёнка должно быть достаточно времени, чтобы одеваться, его не надо торопить. Наберитесь терпения.

4. Ребёнку надо помогать, но эта помощь должна быть направляющая, организующая. Помогайте, но не делайте за него.

Понятно, что начинать осваивать навыки надо постепенно. Выберите сначала какой-то один, и только когда ребёнок его освоит, двигайтесь дальше.

Отрабатывать полученные умения можно на «домашних тренажерах» — используйте детскую рубашку, обувь; причём, легче учиться на предметах, которые лежат перед ребёнком, а не надеты на нём.

На помощь придут и готовые игры, всевозможные «Шнуровки», «Застёжки» и другие.

Закрепить навыки можно даже с помощью семейных соревнований: «Кто первый оденется», «Быстрые шнурки», «Самый аккуратный». Придумывайте и фантазируйте вместе, дети любят играть. Победитель может получить отличительный знак — магнитик или наклейку.

Как только появится первый результат, покажите ребёнку, чего он достиг, чему научился. Формируя бытовые навыки, вы также развиваете у ребёнка внимание, память, мышление, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, навыки программирования и контроля.

2. Привыкнуть к утренней зарядке

Здоровый ребёнок легче адаптируется к школе, у него лучше работоспособность, он легче восстанавливается после учебного дня и лучше запоминает пройденное на уроке.

Чтобы с первых учебных дней организм ребёнка не испытывал стресс, уже сейчас необходимо постепенно перестраивать режим дня, особенно это важно для тех детей, которые не ходят в детский сад.

Занятия начинаются в 8.00 — 8.30. Просыпаться маленькому школьнику придётся в 7.00, чтобы встать, сделать зарядку, позавтракать, неспеша собраться и пойти в школу. Нужно рано вставать, а следовательно, ложиться не позднее 21.00.

Полезной летней привычкой может стать утренняя зарядка. Она поможет ребёнку проснуться. Однако делать её он будет, только если вместе с ним упражнения делают мама и папа. Делать утреннюю зарядку надо каждый день, а не от случая к случаю.

Подвижные и спортивные игры на улице, игры с мячом, скакалкой, езда на велосипеде и роликах, плавание будут способствовать развитию координации движений, ловкости, силы, выносливости. Эти качества тоже помогут будущему первокласснику в учёбе.

3. Рассказть правду о школе

Хорошо, когда дети играют в школу. Подключайтесь к такой игре и вы. С её помощью легче рассказать про будущую учёбу.

Покажите фото из своей школьной жизни, свои школьные тетради и дневники, расскажите о своих школьных друзьях. Если есть такая возможность, сходите с ребёнком в школу или просто погуляйте на школьном дворе. Ближе к осени расскажите, как нужно обращаться к учителю, как обратить на себя внимание, если нужно о чём-то спросить.

Любая информация — сколько детей будет учиться с ним в классе, какие будут уроки, сколько учителей, какие кружки и секции, во сколько начинаются уроки и когда вы за ним придёте, — всё это будет интересно узнать.

Неизвестность пугает детей, а ваши рассказы помогут справиться с тревогой и почувствовать себя уверенно и безопасно. Не обещайте, что в школе всё будет легко и просто. Готовьте к тому, что учёба — это труд, а не только праздник. Но он обязательно справится, а вы всегда рядом и, если нужно, готовы прийти на помощь.

4. Организовать рабочее место

К началу учебного года у будущего первоклассника должно появиться своё рабочее место, письменный стол, где он будет готовить уроки.

Если ребёнок ходит на курсы подготовки к школе и ему дают домашнее задание, организуйте рабочее место уже сейчас. А ещё лучше, если организовать это пространство вместе.

Помогите ребёнку разложить все принадлежности, найти для каждой вещи своё место, а затем учите поддерживать порядок в течение дня.

Когда он конструирует, рисует или решает головоломку, старайтесь не мешать, не шуметь, не отвлекать его.

Дайте ребёнку понять, что школьные уроки такие же важные, как любые взрослые дела.

5. Научить соблюдать правила

С первого сентября слишком неожиданно возникнет в жизни ребёнка слово «надо». Надо рано вставать, надо сидеть в классе, надо писать буквы в тетради, надо читать… Словом, появляются дела, которые детям не очень приятны, но неизбежны, а они не привыкли делать то, что им не нравится, не научились управлять собственными чувствами.

Ребёнку, у которого не развиты волевые качества, трудно усидеть на уроке, не выкрикивать с места ответ, выполнять домашнее задание и принимать школьные правила

Для их тренировки подойдут занятия спортом, настольные и подвижные игры с правилами.

Кроме того, чтобы ребёнок научился самостоятельно выполнять поручения, можно каждый день вместе с ним составлять список важных дел — два-три дела на день. Если он ещё не умеет читать, список может быть составлен с помощью рисунков. Каждый вечер обязательно проверяйте их выполнение и хвалите, если всё получилось.

В любой деятельности важно учить ребёнка выполнять задание от начала до конца (уборка игрушек, своей комнаты, помощь родителям), то есть помогать ему преодолевать трудности, а не избегать их. При этом обязательно нужно рассказывать ему о его сильных сторонах, о том, что у него получается лучше всего, демонстрировать свою уверенность в том, что у него всё получится.

Воспитывая в ребёнке самостоятельность и организованность, не забывайте учитывать его возможности, возрастные и индивидуальные особенности. Задачи, которые вы ставите перед ребёнком, должны быть ему по силам. Он обязательно должен видеть результаты своего труда.

Если начать сейчас, к осени у ребёнка накопится большой багаж его личных успехов и появится уверенность в своих силах.

6. Замечать жизнь вокруг и говорить об этом

Ходите с ребёнком на экскурсии, выставки, в театры. Гуляйте вместе с ним, наблюдайте, читайте, играйте. Рассказывайте ему больше об окружающем мире, о людях, профессиях, растениях, животных. Побуждайте задавать вопросы. Сравнивайте, анализируйте, фантазируйте и мечтайте вместе.

Вечером спрашивайте у ребёнка, что сегодня было интересного, что понравилось, удивило, рассмешило, озадачило. Поделитесь своими впечатлениями. Такие семейные вечера могут стать хорошей традицией и помогут вам лучше чувствовать и понимать друг друга.

Ребёнок, который с удовольствием лепит, рисует, сочиняет и рассказывает сказки и истории, задаёт вопросы, — не сможет стать ленивым учеником.

Выбирая курсы подготовки к школе, обязательно поинтересуйтесь их программой.

Если дошкольника надолго усадить за парту, нагрузить чтением, письмом и счётом в ущерб развитию его памяти, внимания, мышления, воображения, зрительно-моторной координации и развитию, в первую очередь, в игровой форме, то ребёнок впоследствии может не захотеть учиться в школе. Родителям важно знать: если дошкольник говорит, что «на курсах скучно», то, скорее всего, ему там трудно.

Чтобы не угас интерес к учёбе, выбирайте курсы, где в приоритете развитие, а не учёба.

7. Договоритесь всей семьёй поддерживать ребёнка

Будьте терпеливы. Отмечайте успехи, а не промахи, хвалите первоклассника и выражайте надежду, что завтра это у него получится ещё лучше. Не забывайте о возможностях ребёнка. Он почти всегда хочет выполнить ваши требования. Его отказ, негативная реакция обычно вызваны именно невозможностью их выполнить.

Перед школой для детей становятся значимыми два мотива: мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. Какой из них станет ведущим, зависит от взрослых, которые рядом. Очень важно, чтобы ценности семьи и школы, которую вы выберете для своего ребёнка, совпадали.

Источник: https://mel.fm/blog/lomonosovets-uchenik/10945-rasskazat-pravdu-o-shkole-i-eshche-6-shagov-dlya-podgotovki-budushchego-pervoklassnika

Подготовка к школе будущих первоклассников

Статья Школа будущего первоклассника

Все родители будущих первоклассников озабочены вопросами поступления в школу, а именно: Что должен знать будущий первоклассник? Какова должна быть подготовка к начальной школе?

На сегодняшний момент большинство детей идут в школу с определенным уровнем знаний, без которых первоклассникам сложно в начальной школе.

Требования к будущим первоклассникам зависят от школы, в которую он поступает. Обычные школьные программы рассчитаны на детей, которые умеют читать по слогам и знакомы с простейшими вычислениями в пределах 10. Для поступления в гимназию или лицей предъявляются другие требования подготовки к школе, там знаний цифр в пределах 10 будет не достаточно.

В данной статье рассмотрен как базовый список того, что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста при поступлении, так и дополнительные задания, которые помогут ребенку пройти тестирование в гимназию или лицей.

О себе и своей семье:

  • О себе: Фамилия, имя и отчество; День рождения, Сколько лет; Сколько лет будет через 1 год, через 2 года?
  • О родителях: Как зовут родителей (ФИО); Кем они работают?
  • О родственниках: Братья и сестры; Как их зовут, кто старше или младше? Как зовут Бабушек и дедушек?
  • О друзьях: Как их зовут, Кто старше или младше?
  • Домашний адрес: Страна, область или край, название города (поселка, деревни), улицы, номер дома, подъезда, этажа, квартиры. Дополнительно: назвать основные достопримечательности своего города (поселка, деревни).

По математике:

  • Прямой и обратный счет: от 0-10 и от 10 – 0. Дополнительно для некоторых школ: счет от 0-20 и от 20 – 0.
  • Восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа.
  • Знать понятия «больше-меньше, поровну» и уметь сравнивать числа.
  • Выполнять счетные операции в пределах десяти: увеличивать/уменьшать количество на один, на два. Дополнительно: знать состав чисел (в пределах первого десятка).
  • Уметь поделить предметы на две/три/четыре равные части.
  • Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Какие предметы в комнате похожи на шар, круг, треугольник, квадрат.
  • Ориентироваться на бумаге в клеточку – уметь писать графический диктант (одна клетка вправо, одна клетка влево и т.д.).
  • Решать простые арифметические задачки (у Коли два яблока, у Маши три, сколько всего яблок?)

По чтению:

  • Знать буквы и звуки, отличать гласные и согласные.
  • Найти нужную букву в слове (в начале, середине и конце слова).
  • Подбирать слова на заданную букву.
  • Знать стихотворения (рассказать наизусть).
  • Пересказывать простые услышанные произведения.
  • Уметь описывать картинку по памяти.
  • Правильно держатьручку в руке.
  • Проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии.
  • Обводить картинки по контуру, обводить печатные буквы по контору.
  • Копировать геометрическую фигуру по клеточкам, уметь рисовать по клеточкам и точкам, уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка.
  • Уметь аккуратно закрашивать рисунок, продолжить штриховку рисунка.

Задания на логику:

  • Заканчивать предложения.
  • Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок (рассказ должен быть связным, иметь начало и конец).
  • Группировать предметы по признакам: объединять, исключать лишние предметы из списка, находить сходства и различия между предметами с объяснением (мебель, посуда, одежда, обувь.)
  • Восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.

Основные понятия, которые должен знать будущий первоклассник:

  • Название своей страны и ее столицы; Дополнительно: назвать другие страны и города.
  • Основные цвета (10-12 основных цветов)
  • Понятия «право-лево» (показать правый глаз, левое ухо, правую руку, левое колено, дотронуться левой рукой до правого уха и т.д.).
  • Знать понятия «большой–маленький», «высокий-низкий», «широкий-узкий», «раньше-позже».
  • Различать живое и неживое; женский и мужской род; единственное и множественное

Ориентация во времени:

  • Время суток (Когда нужно завтракать – вечером или утром? Когда обедать – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?)
  • Дни недели (Сколько дней в неделе, названия дней недели, какой сейчас день недели, в какой день люди не ходят на работу).
  • Месяцы (Сколько месяцев в году, названия, какой сейчас месяц, с какого месяца начинается год, сколько дней в месяце).
  • Времена года: перечислить названия. Какое сейчас время года? Сколько времен года? Чем отличается зима от лета? Когда бывает холодно и идет снег? В какое время года на деревьях появляются листья? В какое время года что можно делать (кататься на лыжах, купаться, сажать цветы, собирать урожай)?
  • Чем отличается день от ночи?
  • Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год? 

О природе:

  • Явления природы: дождь, снег, град, гром, молния, засуха, извержение вулкана и др.
  • Животные: Домашние и дикие животные (чем они отличаются, назвать несколько видов домашних и диких животных, какую пользу приносят разные домашние животные человеку), хищные и травоядные животные.
  • Детеныши животных: назвать детенышей лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи, медведицы, лисы, волчицы, белки, ежихи, курицы, утки, гусыни, индюшки и др. (например, собака-щенок, кошка-котенок, корова-теленок, лошадь-жеребенок).
  • Птицы: перечислить названия, зимующие и перелетные птицы (почему их так называют).
  • Насекомые: назвать несколько видов.
  • Отличия зверей, птиц, рыб: назвать отличия (нос-клюв, перья-шерсть-чешуя, лапы-крылья-плавники)
  • Растения: деревья, кустарники, цветы, грибы – назвать несколько примеров.
  • Овощи, фрукты и ягоды: их отличия, назвать примеры, объяснять, где что растёт (овощи растут в поле, в огороде, а фрукты в саду). Привести примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах, и которые растут на деревьях. Привести примеры овощей, которые растут в земле, лёжа на грядке или висят на ветках. Назвать овощи и фрукты красного, зелёного, жёлтого, оранжевого цвета.

Человек и общество:

  • Части тела человека.
  • Транспорт: воздушный, морской, наземный, подземный и подводный (с примерами).
  • Важные государственные праздники.
  • Писатели и поэты: привести несколько примеров поэтов и писателей (например, Пушкин, Есенин, Толстой, их произведения).
  • Виды спорта: перечислить некоторые, отвечать на вопросы, например, к каких видах спорта нужен мяч, коньки? 
  • Профессии: Что делает почтальон, врач, учитель? Кто лечит людей, пишет стихи, сочиняет музыку, строит дома, шьет одежду, играет в кино и театре?
  • Правила дорожного движения: В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как поступить, если поблизости нет светофора?

Общие вопросы:

  • Ты хочешь учиться в школе? Зачем ты идешь в школу? Почему нужно учиться?
  • Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?
  • Зачем в школе нужна парта, звонок?

Заключение

С какого возраста следует начинать обучать детей — критериев нет. Все зависит от самого ребенка, чтобы он сам захотел осваивать новое. Начать обучать ребенка нужно через игру: считать на улице птиц, деревья, лужи и т.д.

Но прежде чем обучать ребенка, нужно уточнить в школе – что именно нужно знать ребенку при поступлении в школу. Недостаток знаний приведет к отставанию ребенка по сравнению с другими учениками, а «излишек» знаний будет способствовать тому, что ребенок будет стоять на месте в своем развитии, в то время, как одноклассники будут шагать вперед.

При этом занятия должны быть недолгими (15-20 минут) и лучше, если они будут проходить в игровой форме.

Источник: https://intmag24.ru/dlya-doshkolnikov/podgotovka-k-shkole/

Как понять, что ребенок готов к первому классу

Статья Школа будущего первоклассника

До сентября больше месяца, но родители будущих первоклашек уже начали запасаться тетрадками, ручками и школьной формой впрок.

Как понять, что ребенок готов к первому классу? Что должен знать и уметь будущий школьник? Как научиться быстро делать “домашку”? “Российская газета” разбирается вместе с экспертами – председателем Ассоциации классных руководителей Москвы Максимом Иванцовым и педагогом-психологом Городского психолого-педагогического центра Москвы Анастасией Кузнецовой.

Первое – ребенок должен быть готов физически: в первый класс берут ребят, которые достигли возраста шести лет и шести месяцев и не имеют противопоказаний по здоровью.

У него должна быть достаточно развита мелкая моторика, он может контролировать свои физиологические потребности и обслуживать себя в элементарной гигиене.

К примеру, умеет хорошо пользоваться столовыми приборами: с ложечки в школе детей уже никто кормить не будет.

Второе – это психологическая готовность. Здесь очень много показателей. У ребенка должно быть достаточно развиты внимание, память, мышление, воображение и речь. Он должен уметь вести себя соответствующим образом в разных ситуациях, уметь общаться и дружить со сверстниками, взаимодействовать со взрослыми. А еще – понимать, зачем ему нужно идти в школу…

На чем мечтают делать деньги современные школьники

– Для оценки психологической готовности ребенка к школе в Сети существует огромное количество экспресс-тестов, которые родители могут использовать самостоятельно, – рассказала психолог Анастасия Кузнецова. – Такой мини-скрининг психологического “набора” будущего первоклашки поможет родителям сориентироваться, над чем еще “поработать”, чтобы ребенок легко адаптировался к школе.

Ну и третья составляющая успеха первоклашки: предметная готовность. Это умение читать, различать звуки-слоги-слова-предложения, считать и решать элементарные задачи, широта кругозора. То есть знания и умения, на основе которых строится обучение различным предметным областям.

– Можно сказать, что физическая и психологическая готовность для будущего первоклашки – “обязательная программа”, а предметная готовность – “произвольная”, – замечает Анастасия Кузнецова. – Потому что при сформированности первых двух, третье – дело быстро наживное.

А вот если наоборот: ребенок и читает, и считает, и “Онегина” декламирует, и по-английски говорит, но при этом мал, слаб, не умеет общаться со сверстниками и добровольно подчиняться школьным правилам – высок риск сложной адаптации, разочарований, потери интереса к учебе.

А теперь по пунктам.

Будущий первоклассник знает и может назвать:

– фамилию, имя, отчество свое и ближайших взрослых (родители, бабушка, дедушка, воспитатели)

– свой возраст и дату рождения;

– свой домашний адрес;

– страну, город, в котором живет, его основные достопримечательности;

– времена года: их количество, последовательность, основные приметы, месяцы (количество и названия);

– дни недели (количество, названия, последовательность), части суток.

Будущий первоклассник умеет:

– выделять существенные признаки предметов окружающего мира и на их основе классифицировать их по категориям, определять лишний предмет, объяснять выбор;

– различать и правильно называть: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, шар, цилиндр, куб;

– различать и правильно называть цвета цветового спектра;

– владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контур, обводить и копировать образец;

– свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право – лево, верх – низ и т.д.);

– соотносить количество с числом и цифрой в пределах 10;

– составлять целое из частей (не менее 5-6 частей);

– пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, отвечать на вопросы по содержанию;

Из школьного меню уберут невкусные обеды

– составлять рассказ по картинке, устанавливать последовательность событий по серии из 5-6 сюжетных картин, самостоятельно придумать окончание рассказа;

– запомнить и назвать 7-9 предметов, картинок, слов;

– внимательно слушать инструкцию, повторять и выполнять ее;

– действовать по правилам в игре или задании;

– оценивать свои и чужие поступки с позиции элементарных норм морали (обманул/ сказал правду, обидел/пожалел и т.д.)

– обращаться к взрослым людям на “вы”, здороваться, прощаться, говорить “спасибо” и “пожалуйста”, обращаться с просьбой и за помощью.

Должен ли ребенок знать слово “надо”, и что делать, если до первого класса его этому слову не научили?

– Знать слово “надо”, значит, уметь соотносить свои желания с необходимостью и подчинять их определенным обстоятельствам или правилам: хочется смотреть мультики, но надо ложиться спать, хочется продолжать играть, но надо собрать игрушки, хочется выкрикнуть ответ, но нужно поднять руку и дождаться, когда тебя спросят… Суть этого навыка в сознательной регуляции своего поведения в соответствии с нормами, принятыми в обществе, – говорит Анастасия Кузнецова. – В психологии это называется “произвольность”, она формируется к семи годам и является одним из ключевых критериев готовности к школе. Если к первому классу ребенок не научился регулировать свое поведение, он будет учиться этому, постоянно сталкиваясь со школьной системой норм и правил. К концу первого класса кроме того, что все ребята научатся считать, читать и писать, они должны будут уметь организовывать свое рабочее место, взаимодействовать с учителем и одноклассниками на уроке, контролировать свою работу, самостоятельно оценивать ее результаты…

Сколько времени должно уходить на домашнюю работу?

– В первом классе нет домашних заданий, – говорит председатель Ассоциации классных руководителей Москвы Максим Иванцов.

– Учитель может давать ребятам индивидуальные поручения, направленные на формирование определенных навыков: дописать строчку в тетради, внести отметку в дневник наблюдения за погодой, сделать фото семейной прогулки в парке и так далее. Они носят развивающий и воспитывающий характер и занимают совсем не много времени.

Репетиторы для началки – нормальное явление? Почему родители нанимают репетиров в первом классе?

– Это странное явление, – считает Максим Иванцов. – Если ребенок испытывает трудности в освоении программы, в самой школе есть специалисты и механизмы, которые помогут определить причины этих трудностей и устранить их.

В школе есть внеурочная деятельность, кружки, в которых закрепляются знания и умения, развиваются способности.

Поэтому репетитор в началке – это скорее дань моде, родительские амбиции и недостаточная информированность о ресурсах школы, чем объективная необходимость.

Чему не надо учить ребенка перед первым классом, чтобы учителю потом не пришлось переучивать?

– Не надо покупать учебники и рабочие тетради для первого класса и “проходить” материал заранее, – уверен педагог.

– Есть множество развивающих и обучающих игр для дошкольников, которых вполне достаточно.

Любой учитель начальной школы скажет, что для него гораздо важнее, чтобы у первоклашки были развиты речь, мышление и внимание, чем счет до тысячи или беглое чтение без понимания смысла прочитанного.

Лайфхак: как научиться быстро сделать “домашку”

Для домашнего задания в начальной школе важнее не столько ЧТО делать, сколько КАК делать. Здесь необходима синхронность: как в школе – так и дома.

Поэтому первое и главное правило – постоянный контакт с классным руководителем. Любой педагог начальной школы четко расставит акценты, что и как нужно делать дома с детьми.

В рамках этого алгоритма и нужно действовать, – замечает – считает Максим Иванцов.

Алгоритм выполнения домашнего задания

1. Подготовка рабочего места: родитель организует действия в форме поручений, ребенок выполняет:

открывает электронный дневник,

Что ждет школы в новом учебном году

распечатывает страничку с заданиями, чтобы обозримый перечень задач находился перед глазами;

последовательно достает и готовит учебники и тетради, которые понадобятся, организовывает пространство.

2. Подготовка к выполнению задания: родитель организует действия в форме вопросов, ребенок выполняет:

определяется с первым предметом, ставит учебник на подставку;

смотрит, что задано по предмету, отмечает карандашом в учебнике задания, которые необходимо выполнить;

определяет последовательность выполнения заданий.

3. Выполнение заданий и контроль качества: ребенок контролирует свои действия, родитель задает вопросы на понимание:

ребенок вслух читает задание, родитель уточняет, что нужно сделать;

родитель спрашивает, как выполнить задание, обсуждает способы и последовательность действий;

ребенок выполняет действия, проговаривая их вслух.

Если подобные действия повторяются из раза в раз, алгоритм у ребенка входит в привычку. И из внешнего контроля постепенно формируется самоконтроль.

Проекты, курсы или программы для родителей

Для родителей, которые хотят овладеть специальными знаниями и развить свои психолого-педагогические компетенции в Городском психолого-педагогическом центре при Департаменте образования и науки города Москвы организованы курсы для родителей по изучению основ детской психологии и педагогики, проводятся консультации специалистов Центра по широкому кругу вопросов обучения и воспитания. Информацию о них можно найти на официальном сайте Центра в разделе “Родителям”.

А для активных родителей, которые хотят быть в курсе актуальных событий и вопросов системы московского образования, можно рекомендовать еженедельные общегородские онлайн-совещания для родителей, которые проводит Экспертно-консультативный совет родительской общественности при Департаменте образования и науки города Москвы.

Источник: https://rg.ru/2020/07/22/kak-poniat-chto-rebenok-gotov-k-pervomu-klassu.html

8 вещей, которые должен уметь будущий первоклассник

Статья Школа будущего первоклассника

В России в первый класс принимают детей в возрасте от 6,5 до 8 лет. Одни родители считают своих детей вундеркиндами, которым уже интегралы по плечу, другие думают, что перед ними – малыши, которые еще не набегались. Есть и реальное опасение – если ребенок пересидит дома, программа первого класса ему покажется скучной. Но как же понять, пора детям в школу или нет?

Учеба для первоклассника – это физическая нагрузка, и немалая.

Да, хороший учитель будет делать на уроках физкультминутки, менять ритм обучения, но все равно – ученику придется сидеть по 4–5 часов за партой.

Как определить, готов ли ребенок к школьным нагрузкам первого класса, рассказала кандидат биологических наук Екатерина Плышевская, педагог психолого-физиологической лаборатории Владимирского пединститута, которая занимается тестированием будущих первоклассников, директор школы №29 города Владимира.

Итак, будущий школьник должен уметь:

1. Показать зубы

Количество постоянных зубов – признак физиологической зрелости ребенка в этом возрасте. К 7 годам должно быть 6–8 постоянных зубов, должны поменяться резцы и обычно два коренных. Это знак того, что кости ребенка достаточно сформированы, чтобы он мог без вреда для осанки сидеть по 40 минут в течение урока.

2. Достать правой рукой левое ухо

Это «филиппинский тест» – ребенок, протянув руку сверху через голову, должен выпрямленной ладонью накрыть половину уха, а лучше – закрыть ухо рукой полностью, не наклоняя голову.

Этот тест вместе с предыдущим показывает биологический возраст ребенка. Может, ему по документам уже 7 лет, и умственно он соответствует возрасту и даже опережает, но по биологическому отстает. Физически ребенку только шесть, он еще не созрел.

И школьные нагрузки, особенно при программе повышенной сложности, могут навредить его здоровью – он начнет болеть, начнутся психофизиологические нарушения. В этих случаях, может быть, лучше подождать год или выбрать школу с более простой программой.

3. Стоять на одной ноге

Тест «Поза Ромберга»: надо встать на одну ногу, другую согнуть, ступню прижать к колену, руки вытянуть вперед и закрыть глаза. К 7 годам ребенок может так простоять 8–10 секунд, если меньше – это признак физиологической незрелости скелета, неготовности к школе.

4. Рисовать «дорожки», не заступая за края

Тест на мелкую моторику. Нужно выбрать картинки, где двумя близко расположенными линиями нарисованы «волны», и попросить ребенка провести третью между ними. Если линия нарисована в центре, не касается двух других – это признак готовности руки к обучению письму.

Любой ребенок рисует лет с двух, держит карандаш в руке. Но особенность письма – более мелкие элементы, чем при рисунке. Если ребенку не даются такие извилистые линии, значит, рука не готова к письму, и возникнут проблемы: ребенок не сможет весь урок выводить элементы букв, будет быстро уставать, отвлекаться и в конце концов возненавидит письмо.

5. Считать в обратную сторону

Современные дети чуть ли не с двух лет умеют считать до 10, с четырех – до ста, до тысячи. Но это механическое действие, ребенок еще не понимает числового ряда. А вот основы логического мышления показывает умение считать в обратную сторону: от 10 до 1.

Если ребенок может свободно ориентироваться в числовом ряде хотя бы в пределах десятка, то есть посчитать в обратном порядке, значит, он готов к изучению математики. А более сложный уровень – если ребенок может без подготовки посчитать через один: 10–8–6–4. Это позволяет надеяться, что ребенок без проблем будет осваивать программу повышенной сложности.

6. Самостоятельно одеваться

Пресловутые шнурки завязывать не обязательно – просто купите ребенку всю обувь на липучках, упростите всем жизнь. Но ребенок должен уметь снять и надеть штаны целиком, а не застывать в одной штанине, задумавшись о жизни. Должен уметь надеть куртку и намотать шарф – пусть криво-косо, учитель поправит. Но процедура одевания-раздевания «от и до» должна быть освоена.

7. Есть вилкой

Да, многие дети к 7 годам умеют пользоваться только ложкой. У меня был первый класс, где из 30 ребят 10 не умели есть вилкой. А мамы с сознанием своей правоты сообщали: «Дома я его кормлю».

Дома вы можете общаться с ребенком, как хотите, но в школе он должен уметь взять тарелку и держать ложку и вилку. Перемена короткая, и если ребенок не будет уметь есть сам, он останется голодным.

8. Следовать инструкциям учителя

Школа – это социум. Ребенок к первому классу должен уметь понимать инструкцию взрослого человека, не члена семьи.

«Достали учебники. Взяли ручки», – как показывает мой опыт, даже такие простые инструкции многие дети не понимают. У тех, кто ходил в садик, проблем меньше, а вот «домашние» дети часто просто не слышат посторонних взрослых.

К выполнению простых инструкций надо готовить детей лет с пяти. Да и с детсадовцами бывают проблемы, родители могут внушать ребенку, что правильно – только то, что говорят они, а остальных слушать не надо.

Но и тут важно не переборщить: ребенок не должен любого взрослого воспринимать как истину в последней инстанции. Дети должны понимать границы. Когда учитель говорит: «Взяли ручки и пишем» – это надо выполнять. Когда незнакомец на улице подходит и говорит: «Идем со мной» – ни в коем случае! Ребенок в 5–6 лет такие границы уже в состоянии усвоить.

Что же делать, если он еще не готов?

Чтобы определить, готов ли ребенок к школе, смотрите только на него. Не на соседей, не на учителей. Когда ко мне приходит на консультацию мама и жалуется, что ребенок в 6 лет не читает, а «соседка говорит, что у нее с четырех лет на двух языках читает», я всегда отвечаю: «Ну так и вы говорите».

Что касается физического развития, надо смотреть на сочетание признаков.

Если к 6,5 годам только начали выпадать молочные зубы, в «филиппинском тесте» ребенок не достает до уха, не получается «поза Ромберга» – значит, ребенок просто еще не созрел физически.

Он не сможет высидеть 40 минут урока, будет быстро утомляться, пропускать объяснения, возникнут проблемы с усвоением материала. Тогда надо просто дать ребенку «созреть», отложить поступление в школу на год.

Если не соответствует школьной норме только один признак – например, зубы не начали меняться, сейчас это частый случай, но вы видите, что ребенок может долго и сосредоточенно выполнять задания, а не срывается с места каждые 10 минут – в школу пора. А зубы вырастут в свой срок.

Если ребенок психологически не совсем готов: боится оставаться один, не может сам одеться, не помнит, куда минуту назад положил свою вещь, и возраст позволяет отложить поступление в школу на год – лучше это сделать. Вы не поверите, как быстро меняются дети в этом возрасте, между 6 и 7 годами целая эпоха. Семилеткам учеба всегда дается проще, чем шестилетним, если речь не идет о вундеркинде.

Если уже скоро семь с половиной, а проблемы не исчезли, – выбирайте школу со щадящей программой. Ближе к дому, с малой наполняемостью классов. Не гонитесь за программами повышенной сложности: если у ребенка позже проявятся способности и интерес к серьезным предметам, переведете в другую школу.

В программе начальной школы нет ничего, что потом нельзя наверстать за пару месяцев. Главное, не отбить у ребенка желание учиться.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2020/8/4/children/14171-8_veschey_kotorye_dolzhen_umet_buduschiy_pervoklassnik

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: