Статья Система подготовки к олимпиаде по литературе

Содержание
  1. Как выиграть Всероссийскую олимпиаду школьников по литературе (и не поседеть)
  2. Еще раз расставим все точки над “i”
  3. Подготовка: где и с кем?
  4. что читать
  5. структура олимпиады и лайфхаки по выполнению заданий
  6. самое важное
  7. Еще раз расставим все точки над «i»
  8. ПОДГОТОВКА: ГДЕ И С КЕМ?
  9. Что читать
  10. Структура олимпиады и лайфхаки по выполнению заданий
  11. Самое важное
  12. Как подготовиться к олимпиаде по литературе?
  13. Список источников для подготовки к предметной олимпиаде по литературе
  14. Изучение школьной программы
  15. Дополнительная литература по предмету
  16. Материалы в интернете для подготовки к олимпиаде
  17. Помощь учителей и опытных олимпиадников
  18. Вопросы, ранее использовавшиеся в олимпиадах
  19. 7 советов для тех, кто готовится к олимпиаде по литературе
  20. 1. Поймите суть предмета
  21. 3. Изучайте формат и контекст, но не забывайте о креативе
  22. 5. Исходите не из собственных предпочтений, а из знаний
  23. 6. Не дайте себе погрязнуть в методичке и не забывайте о концепте
  24. Что мне мешало?
  25. Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2020/21 учебном году
  26. Методические рекомендации
  27. Председатель Центральной предметно-методической комиссии
  28. 2.  ПОДГОТОВКА УЧАСТНИКОВ ОЛИМПИАДЫ
  29. 3.  ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ ОЛИМПИАДЫ С УЧЁТОМ АКТУАЛЬНЫХ

Как выиграть Всероссийскую олимпиаду школьников по литературе (и не поседеть)

Статья Система подготовки к олимпиаде по литературе

О Всероссийской олимпиаде школьников (сокращенно «всеросс») было сказано уже очень многое, но я всё еще не встречала никаких советов, применимых на практике, только лишь общие фразы в духе «больше готовьтесь и точно выиграете, а если не выиграете — то не переживайте». И если сообщества некоторых предметов всеросса развиваются сейчас довольно активно (например, есть паблики ВКонтакте с материалами по подготовке к олимпиадам по математике, английскому, астрономии и МХК), то с литературой дела обстоят немного сложнее. 

На мой взгляд, это связано с тем, что литературоведение — слишком широкая и абстрактная область знаний, так что здесь нет какого-то ограниченного списка тем или книг, которые вы обязаны прочитать при подготовке, поэтому сложно посоветовать что-то, что точно бы помогло выиграть всеросс. Но я всё же попробую.

(источник: )

Еще раз расставим все точки над “i”

Матвей Бронштейн: жизнь, смерть и квантовая гравитация

Существует два вида олимпиад: перечневые олимпиады и всеросс. Перечневые олимпиады бывают разных уровней, и вы получаете разные льготы при поступлении в зависимости от уровня олимпиады, но даже при самом лучшем раскладе вам нужно будет подтвердить её хорошими баллами ЕГЭ по профильному предмету (обычно 75+ баллов). 

В отличие от перечневых, всероссийскую олимпиаду школьников не надо подтверждать баллами ЕГЭ.

То есть, являясь победителем всеросса по литературе, я имею право поступить в любой вуз страны, сдав ЕГЭ только по русскому языку и базовой математике и только на проходной балл для получения аттестата. Никакой литературы, истории, английского языка, никаких 75 баллов. Впечатляющие перспективы, не правда ли? 

Естественно, всё это работает только в том случае, когда вы поступаете на специальность, где выигранный вами предмет является профильным (в моём случае это филология, журналистика и «медиа и коммуникации»).

Если же предмет не является профильным, то вы просто получаете 100 баллов за ЕГЭ по предмету, имея право не подтверждать эти баллы (то есть, если я захочу поступить на факультет дизайна со своим выигранным всероссом, я могу не сдавать литературу и получить 100 баллов за неё автоматически, но мне всё ещё надо будет сдать русский язык и творческий экзамен на высокие баллы). Льготы при поступлении действуют 4 года — получается, вы можете выиграть олимпиаду в 8 классе и больше ничего не делать (но лучше так не поступать).

Также, за победу на всероссе жителям некоторых городов выдаются денежные премии.

Жителям Москвы — 100 тысяч рублей за призовое место и 200 тысяч за победу, Московской области — 115 тысяч призёрам, 230 тысяч — победителям; школьникам Санкт-Петербурга — 30 и 60 тысяч соответственно.

Ребятам из некоторых других регионов также выдаются премии или вручаются призы и подарки, но это уже факультативно (если вы из города, в котором единственным вашим подарком окажется вялое похлопывание по плечу учителями, то автор статьи очень вас понимает).

Важно понимать — ваши усилия и труд не пропадут даром. Конечно, можно говорить, что все мы, олимпиадники, занимаемся этим только из жажды знаний и любви к своему профилю, но кому из нас не хочется получить хорошее образование и денежные средства?

(источник: )

Подготовка: где и с кем?

«Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа»: тест на речевую безграмотность

Пожалуй, это самый сложный выбор в жизни любого олимпиадника — готовиться в школе, с репетитором, пойти на курсы или же учиться самостоятельно? Конечно, если вы только начинаете свою олимпиадную карьеру, скорее всего, вы сейчас запутаны, не знаете, что делать, чего ждать, за что хвататься, и, если в такую минуту рядом с вами будет хороший педагог, действительно разбирающийся в специфике олимпиад (которая очень сильно отличается от специфики школьного курса и подготовки к ЕГЭ, как вы понимаете), то это будет прекрасно.

Такой преподаватель может встретиться вам где угодно — это может быть как ваш школьный педагог (если вы обучаетесь в достаточно сильной школе гуманитарного профиля), так и репетитор из высшего учебного заведения.

По опыту знакомых и друзей, лучше выбрать того учителя, который уже успешно готовил ребят к олимпиадам (а если он сам состоял в комиссии жюри, то вообще чудесно).

Но иногда бывает так, что дают хорошую базу и совсем неопытные в данной сфере преподаватели. 

Как понять, что тот или иной учитель вам подходит? Очевидно, занятия должны быть вам интересны (и не должны походить на скучные лекции по паре часов монотонным голосом), должны давать вам новые знания и умения.

Принципиально важный момент в выборе преподавателя — ваши с ним мнения и взгляды на вещи должны сходиться, поскольку филология — это всё-таки субъективная наука, абсолютных истин в ней не существует.

Например, как-то раз я встретила педагога, считавшего, что после Серебряного века настоящая поэзия умерла. Смогла бы я заниматься с преподавателем с такой позицией? Не думаю.

Также, если вы живете в большом городе, наверняка в нём существует множество курсов по подготовке к олимпиадам.

Например, в Москве их проводят такие организации, как Центр образования «Коалиция», Центр Педагогического Мастерства, Ассоциация Победителей Олимпиад и многие другие.

Также курсы предоставляют вузы — и в МГУ, и в ВШЭ существуют «Школы юного филолога». Все эти курсы и организации давно зарекомендовали себя как места, где прекрасно готовят будущих призеров и победителей.

Я же являюсь представителем самого малочисленного лагеря — лагеря самоподготовки. Мой школьный учитель не помогал мне, в моём городе не проводят курсы, а хороших репетиторов можно сосчитать по пальцам одной руки, да и те слишком дорогие. Поэтому моими лучшими педагогами навеки останутся библиотека и интернет. 

Серьёзно: всё, что дает вам педагог, вы можете найти сами, надо только действительно хотеть найти. Если у вас есть желание и силы — будут и знания. Ничто и никогда не является достаточной помехой для достижения успеха, кроме вас самих.

(источник: )

что читать

Литература с человеческим лицом

Здесь всё очень индивидуально. Олимпиада — это не ЕГЭ, где присутствует кодификатор и все темы и произведения можно взять только оттуда. Во время тура вам может попасться что угодно.

Соотношение прочитанной вами художественной литературы и критической/научной должно быть примерно 50/50, так как вы должны знать не только сюжет произведений и какие-либо основные темы, но и уметь их анализировать, спокойно оперировать литературоведческой терминологией, отличать характерные черты стиля одних авторов от других и так далее.

Что касается художественной литературы, пригодиться может абсолютно всё, что вы когда-либо читали, и, конечно, ваш читательский опыт не должен ограничиваться школьной программой. Зачастую даже наоборот — половина моих знакомых, выигравших всеросс, так и не прочитали целиком «Войну и мир» и «Тихий Дон», и им прекрасно живется без этого.

Если в теории ваше задание может быть связано с любым произведением, то на практике чаще всего это работает так: у 9 классов бывают произведения, так или иначе связанные с первой половиной XIX века и романтизмом, у 10 — со второй половиной XIX века и реализмом и, соответственно, у 11 — с XX веком и модернизмом.

Это распределение относится скорее ко второму туру с творческими заданиями, требующими от участников знаний историко-социального контекста и особенностей того или иного периода литературного процесса.

На анализ может быть дано любое произведение, но очевидно, что, например, от девятиклассников не будет ожидаться хорошее знание советской литературы, а одиннадцатиклассникам уже вряд ли дадут стихотворение Пушкина.

Принцип «читайте то, что интересно конкретно вам» работает и с научной филологической литературой. Конечно, вы должны знать, кто такие М.  Ю.Лотман, М. Л. Гаспаров, М. М. Бахтин, Л.  Я.Гинзбург и чем их работы так важны для науки, но всё же вы имеете полное право не соглашаться с позицией того или иного литературоведа. 

Мой (крайне субъективный) список книг, которые стоит прочитать:

Очень важно читать не только книги, но и работы победителей и призеров олимпиады — именно они могут дать вам понимание того, на что обращают внимание жюри при проверке работ, а ещё они чаще всего просто интересные.

(источник: )

структура олимпиады и лайфхаки по выполнению заданий

5 принципов захватывающей истории

Речь пойдёт именно о структуре заключительного этапа олимпиады, но региональный отличается от него только отсутствием устного тура, а анализ есть вообще во всех четырёх этапах.

Итак, первый тур — анализ. На выбор даётся прозаический или поэтический текст. Важно понять, что вам ближе — проза или поэзия. Выбор часто зависит от самого произведения, но вы можете услышать от олимпиадников фразу «Я анализирую только прозу/поэзию».

Я, например, всегда выбираю поэтический текст, так как, на мой взгляд, удобнее анализировать большое сосредоточение образов и смыслов в маленьком тексте, нежели отыскивать их в большом объеме. Но проза обычно относительно понятнее, трактуется более однозначно.

Попробуйте писать анализы по заданиям прошлых лет — только путём проб и ошибок вы поймёте, какому виду текста отдаёте предпочтение и что у вас выходит лучше анализировать.

Анализ — это самое главное задание олимпиады, чаще всего за него даётся наибольшее количество баллов. Когда вы анализируете текст, помните о том, что вы создаёте свой собственный текст об этом тексте, и он должен быть не менее интересен читателю. Избегайте большого количества терминов, отстранённых, пустых фраз.

Жюри будет только тогда интересен ваш анализ, когда вы вложите в него свои собственные мысли, идеи, переживания, какие-то личные ассоциации, наполните написанный вами текст образами и метафорами.

Не старайтесь написать обо всём: если в данном вам стихотворении синтаксис не играет никакой роли — не пишите о нём, пишите о важном, действительно определяющем суть произведения, влияющем на его своеобразие. Не пишите текст на черновик — это пустая трата времени.

На черновике можно быстро набросать план анализа, основные тезисы и цитаты, а писать стоит прямо в чистовик (честно, жюри нет никакого дела до ваших зачёркиваний, если они не слишком сильно затрудняют понимание написанного).

Второй тур — творческий. Здесь вам может быть предложен любой формат задания: эссе, презентация, ответы на вопросы, написание письма и так далее. Именно здесь могут проверить ваше знание проблематики классических текстов или особенностей поэтики того или иного автора.

Каким должно быть хорошее решение творческого задания? Однозначно творческим. Если вы чего-то не знаете — не беда, максимально оригинально и полно покажите имеющиеся у вас знания, пусть они и кажутся вам обрывочными и недостаточными (никогда не знаешь, вдруг у других участников они будут ещё более обрывочными).

Здесь также важно ваше мнение, ваше видение, а не сухие знания.

Для творческого тура важным, на мой взгляд, является обладание своей собственной фишкой. То есть, должна быть какая-то тема, какой-то автор, какая-то эпоха или жанр, в которых вы разбираетесь настолько прекрасно, что вы можете говорить и писать о ней вечно.

Например, в этом году было задание — написать эссе о том, с какого произведения или автора началось ваше настоящее знакомство с литературой и как оно произошло.

Это была возможность написать о том, что вам действительно интересно, что вы любите и храните в самой глубине своего сердечка.

Наконец, третий тур — устный. Раньше суть его заключалась в том, что участнику даются темы на выбор, и он должен подготовить небольшой монолог на любую из них и выступить с ним перед жюри.

В этом году всё резко изменилось: давался текст незнакомого нам стихотворения, и после часа работы по его изучению участники должны были выступить перед жюри, рассказав всё, что они думают по поводу текста — кто является его автором, в какое время оно было написано и что дало нам возможность отнести его к тому или иному автору и эпохе.

На устном туре важнее всего справиться со своим волнением: сложно говорить правильно и красиво, когда голова кружится, коленки трясутся, а на вас ещё пристально смотрят две пары глаз. Спокойствие приходит с пониманием того, что жюри не хотят вас «завалить», а наоборот, желают вам только самого хорошего результата.

Представьте, что вы просто говорите со своими друзьями, выражаете свою точку зрения.

У вас есть свое собственное мнение, и именно тут у вас есть возможность быть услышанным, это ли не прекрасно? Учителя в школе часто требуют какого-то определённого ответа, чтобы всё было, как в учебнике, чётко и «под линеечку», а здесь вы сможете спокойно сказать то, что вы на самом деле думаете.

Помните, на олимпиаде вы все находитесь примерно в равных условиях, все имеете относительно одинаковый багаж знаний. Побеждает тот, кто берёт себя в руки и направляет все свои силы на выражение мыслей, а не на панические настроения в духе «тут все умнее меня» и «у меня точно ничего не получится». 

(источник: )

самое важное

Первыми коннотациями со словом «олимпиада» в вашей голове должны быть совсем не «подготовка», «книги» и «тяжелый труд», а что-то вроде «невероятные люди», «ночные посиделки с гитарой и игры в мафию», «путешествия по разным городам России» и всё в таком же прекрасном духе.

Я нашла на олимпиадах почти всех своих друзей и своего чудесного молодого человека, там же нашла и вдохновение, и мечты, и дальнейшие цели.

Ничто, кроме олимпиады, не научит вас так радоваться за других людей и так спокойно переживать все виды отношений на расстоянии (а что поделать, если все лучшие люди планеты по ней разбросаны?).

Олимпиада должна делать вас счастливым, а не уставшим и считающим всех вокруг соперниками. Не стоит ждать победы (в жизни есть вещи гораздо важнее) — стоит ждать ярких впечатлений и искренних эмоций. Только так это всё будет иметь какой-то смысл.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/school/kak-vyigrat-vserossiyskuyu-olimpiadu-shkolnikov-po-literature-i-ne-posedet

Еще раз расставим все точки над «i»

Существует два вида олимпиад: перечневые олимпиады и всеросс. Перечневые олимпиады бывают разных уровней, и вы получаете разные льготы при поступлении в зависимости от уровня олимпиады, но даже при самом лучшем раскладе вам нужно будет подтвердить её хорошими баллами ЕГЭ по профильному предмету (обычно 75+ баллов).

В отличие от перечневых, всероссийскую олимпиаду школьников не надо подтверждать баллами ЕГЭ.

То есть, являясь победителем всеросса по литературе, я имею право поступить в любой вуз страны, сдав ЕГЭ только по русскому языку и базовой математике и только на проходной балл для получения аттестата. Никакой литературы, истории, английского языка, никаких 75 баллов. Впечатляющие перспективы, не правда ли?

Естественно, всё это работает только в том случае, когда вы поступаете на специальность, где выигранный вами предмет является профильным (в моём случае это филология, журналистика и «медиа и коммуникации»).

Если же предмет не является профильным, то вы просто получаете 100 баллов за ЕГЭ по предмету, имея право не подтверждать эти баллы (то есть, если я захочу поступить на факультет дизайна со своим выигранным всероссом, я могу не сдавать литературу и получить 100 баллов за неё автоматически, но мне всё ещё надо будет сдать русский язык и творческий экзамен на высокие баллы). Льготы при поступлении действуют 4 года — получается, вы можете выиграть олимпиаду в 8 классе и больше ничего не делать (но лучше так не поступать).

Также, за победу на всероссе жителям некоторых городов выдаются денежные премии.

Жителям Москвы — 100 тысяч рублей за призовое место и 200 тысяч за победу, Московской области — 115 тысяч призёрам, 230 тысяч — победителям; школьникам Санкт-Петербурга — 30 и 60 тысяч соответственно.

Ребятам из некоторых других регионов также выдаются премии или вручаются призы и подарки, но это уже факультативно (если вы из города, в котором единственным вашим подарком окажется вялое похлопывание по плечу учителями, то автор статьи очень вас понимает).

Важно понимать — ваши усилия и труд не пропадут даром. Конечно, можно говорить, что все мы, олимпиадники, занимаемся этим только из жажды знаний и любви к своему профилю, но кому из нас не хочется получить хорошее образование и денежные средства?

ПОДГОТОВКА: ГДЕ И С КЕМ?

Пожалуй, это самый сложный выбор в жизни любого олимпиадника — готовиться в школе, с репетитором, пойти на курсы или же учиться самостоятельно? Конечно, если вы только начинаете свою олимпиадную карьеру, скорее всего, вы сейчас запутаны, не знаете, что делать, чего ждать, за что хвататься, и, если в такую минуту рядом с вами будет хороший педагог, действительно разбирающийся в специфике олимпиад (которая очень сильно отличается от специфики школьного курса и подготовки к ЕГЭ, как вы понимаете), то это будет прекрасно.

Такой преподаватель может встретиться вам где угодно — это может быть как ваш школьный педагог (если вы обучаетесь в достаточно сильной школе гуманитарного профиля), так и репетитор из высшего учебного заведения.

По опыту знакомых и друзей, лучше выбрать того учителя, который уже успешно готовил ребят к олимпиадам (а если он сам состоял в комиссии жюри, то вообще чудесно).

Но иногда бывает так, что дают хорошую базу и совсем неопытные в данной сфере преподаватели.

Как понять, что тот или иной учитель вам подходит? Очевидно, занятия должны быть вам интересны (и не должны походить на скучные лекции по паре часов монотонным голосом), должны давать вам новые знания и умения.

Принципиально важный момент в выборе преподавателя — ваши с ним мнения и взгляды на вещи должны сходиться, поскольку филология — это всё-таки субъективная наука, абсолютных истин в ней не существует.

Например, как-то раз я встретила педагога, считавшего, что после Серебряного века настоящая поэзия умерла. Смогла бы я заниматься с преподавателем с такой позицией? Не думаю.

Также, если вы живете в большом городе, наверняка в нём существует множество платных курсов по подготовке к олимпиадам. Также курсы предоставляют вузы — и в МГУ, и в ВШЭ существуют «Школы юного филолога». Все эти курсы и организации давно зарекомендовали себя как места, где прекрасно готовят будущих призеров и победителей.

Я же являюсь представителем самого малочисленного лагеря — лагеря самоподготовки. Мой школьный учитель не помогал мне, в моём городе не проводят курсы, а хороших репетиторов можно сосчитать по пальцам одной руки, да и те слишком дорогие. Поэтому моими лучшими педагогами навеки останутся библиотека и интернет.

Серьёзно: всё, что дает вам педагог, вы можете найти сами, надо только действительно хотеть найти. Если у вас есть желание и силы — будут и знания. Ничто и никогда не является достаточной помехой для достижения успеха, кроме вас самих.

Что читать

Здесь всё очень индивидуально. Олимпиада — это не ЕГЭ, где присутствует кодификатор и все темы и произведения можно взять только оттуда. Во время тура вам может попасться что угодно.

Соотношение прочитанной вами художественной литературы и критической/научной должно быть примерно 50/50, так как вы должны знать не только сюжет произведений и какие-либо основные темы, но и уметь их анализировать, спокойно оперировать литературоведческой терминологией, отличать характерные черты стиля одних авторов от других и так далее.

Что касается художественной литературы, пригодиться может абсолютно всё, что вы когда-либо читали, и, конечно, ваш читательский опыт не должен ограничиваться школьной программой. Зачастую даже наоборот — половина моих знакомых, выигравших всеросс, так и не прочитали целиком «Войну и мир» и «Тихий Дон», и им прекрасно живется без этого.

Если в теории ваше задание может быть связано с любым произведением, то на практике чаще всего это работает так: у 9 классов бывают произведения, так или иначе связанные с первой половиной XIX века и романтизмом, у 10 — со второй половиной XIX века и реализмом и, соответственно, у 11 — с XX веком и модернизмом.

Это распределение относится скорее ко второму туру с творческими заданиями, требующими от участников знаний историко-социального контекста и особенностей того или иного периода литературного процесса.

На анализ может быть дано любое произведение, но очевидно, что, например, от девятиклассников не будет ожидаться хорошее знание советской литературы, а одиннадцатиклассникам уже вряд ли дадут стихотворение Пушкина.

Принцип «читайте то, что интересно конкретно вам» работает и с научной филологической литературой. Конечно, вы должны знать, кто такие М.  Ю.Лотман, М. Л. Гаспаров, М. М. Бахтин, Л.  Я.Гинзбург и чем их работы так важны для науки, но всё же вы имеете полное право не соглашаться с позицией того или иного литературоведа.

Мой (крайне субъективный) список книг, которые стоит прочитать:

  • Учебник «Поэзия», составители: Наталия Азарова, Кирилл Корчагин, Дмитрий Кузьмин
  • М. Н. Эпштейн «Поэзия и сверхпоэзия»
  • М. Л. Гаспаров «Метр и смысл»
  • Энциклопедия для детей «Аванта плюс», том 9 «Русская литература»
  • М. М. Бахтин «Проблемы поэтики Достоевского»
  • И. Н. Сухих «Русская литература для всех»
  • Л. Я. Гинзбург «О литературном герое»
  • М. Ю. Лотман, З. Г. Минц «Статьи о русской и советской поэзии»

Очень важно читать не только книги, но и работы победителей и призеров олимпиады — именно они могут дать вам понимание того, на что обращают внимание жюри при проверке работ, а ещё они чаще всего просто интересные.

Структура олимпиады и лайфхаки по выполнению заданий

Речь пойдёт именно о структуре заключительного этапа олимпиады, но региональный отличается от него только отсутствием устного тура, а анализ есть вообще во всех четырёх этапах.

Итак, первый тур — анализ. На выбор даётся прозаический или поэтический текст. Важно понять, что вам ближе — проза или поэзия. Выбор часто зависит от самого произведения, но вы можете услышать от олимпиадников фразу «Я анализирую только прозу/поэзию».

Я, например, всегда выбираю поэтический текст, так как, на мой взгляд, удобнее анализировать большое сосредоточение образов и смыслов в маленьком тексте, нежели отыскивать их в большом объеме. Но проза обычно относительно понятнее, трактуется более однозначно.

Попробуйте писать анализы по заданиям прошлых лет — только путём проб и ошибок вы поймёте, какому виду текста отдаёте предпочтение и что у вас выходит лучше анализировать.

Анализ — это самое главное задание олимпиады, чаще всего за него даётся наибольшее количество баллов. Когда вы анализируете текст, помните о том, что вы создаёте свой собственный текст об этом тексте, и он должен быть не менее интересен читателю. Избегайте большого количества терминов, отстранённых, пустых фраз.

Жюри будет только тогда интересен ваш анализ, когда вы вложите в него свои собственные мысли, идеи, переживания, какие-то личные ассоциации, наполните написанный вами текст образами и метафорами.

Не старайтесь написать обо всём: если в данном вам стихотворении синтаксис не играет никакой роли — не пишите о нём, пишите о важном, действительно определяющем суть произведения, влияющем на его своеобразие. Не пишите текст на черновик — это пустая трата времени.

На черновике можно быстро набросать план анализа, основные тезисы и цитаты, а писать стоит прямо в чистовик (честно, жюри нет никакого дела до ваших зачёркиваний, если они не слишком сильно затрудняют понимание написанного).

Второй тур — творческий. Здесь вам может быть предложен любой формат задания: эссе, презентация, ответы на вопросы, написание письма и так далее. Именно здесь могут проверить ваше знание проблематики классических текстов или особенностей поэтики того или иного автора.

Каким должно быть хорошее решение творческого задания? Однозначно творческим. Если вы чего-то не знаете — не беда, максимально оригинально и полно покажите имеющиеся у вас знания, пусть они и кажутся вам обрывочными и недостаточными (никогда не знаешь, вдруг у других участников они будут ещё более обрывочными).

Здесь также важно ваше мнение, ваше видение, а не сухие знания.

Для творческого тура важным, на мой взгляд, является обладание своей собственной фишкой. То есть, должна быть какая-то тема, какой-то автор, какая-то эпоха или жанр, в которых вы разбираетесь настолько прекрасно, что вы можете говорить и писать о ней вечно.

Например, в этом году было задание — написать эссе о том, с какого произведения или автора началось ваше настоящее знакомство с литературой и как оно произошло.

Это была возможность написать о том, что вам действительно интересно, что вы любите и храните в самой глубине своего сердечка.

Наконец, третий тур — устный. Раньше суть его заключалась в том, что участнику даются темы на выбор, и он должен подготовить небольшой монолог на любую из них и выступить с ним перед жюри.

В этом году всё резко изменилось: давался текст незнакомого нам стихотворения, и после часа работы по его изучению участники должны были выступить перед жюри, рассказав всё, что они думают по поводу текста — кто является его автором, в какое время оно было написано и что дало нам возможность отнести его к тому или иному автору и эпохе.

На устном туре важнее всего справиться со своим волнением: сложно говорить правильно и красиво, когда голова кружится, коленки трясутся, а на вас ещё пристально смотрят две пары глаз. Спокойствие приходит с пониманием того, что жюри не хотят вас «завалить», а наоборот, желают вам только самого хорошего результата.

Представьте, что вы просто говорите со своими друзьями, выражаете свою точку зрения.

У вас есть свое собственное мнение, и именно тут у вас есть возможность быть услышанным, это ли не прекрасно? Учителя в школе часто требуют какого-то определённого ответа, чтобы всё было, как в учебнике, чётко и «под линеечку», а здесь вы сможете спокойно сказать то, что вы на самом деле думаете.

Помните, на олимпиаде вы все находитесь примерно в равных условиях, все имеете относительно одинаковый багаж знаний. Побеждает тот, кто берёт себя в руки и направляет все свои силы на выражение мыслей, а не на панические настроения в духе «тут все умнее меня» и «у меня точно ничего не получится».

Самое важное

Первыми коннотациями со словом «олимпиада» в вашей голове должны быть совсем не «подготовка», «книги» и «тяжелый труд», а что-то вроде «невероятные люди», «ночные посиделки с гитарой и игры в мафию», «путешествия по разным городам России» и всё в таком же прекрасном духе.

Я нашла на олимпиадах почти всех своих друзей и своего чудесного молодого человека, там же нашла и вдохновение, и мечты, и дальнейшие цели.

Ничто, кроме олимпиады, не научит вас так радоваться за других людей и так спокойно переживать все виды отношений на расстоянии (а что поделать, если все лучшие люди планеты по ней разбросаны?).

Олимпиада должна делать вас счастливым, а не уставшим и считающим всех вокруг соперниками. Не стоит ждать победы (в жизни есть вещи гораздо важнее) — стоит ждать ярких впечатлений и искренних эмоций. Только так это всё будет иметь какой-то смысл.

Источник

Источник: https://xn----dtbhvcrdbcoh1a.xn--p1ai/kak-vyigrat-vserossijskuju-olimpiadu-shkolnikov-po-literature-i-ne-posedet/

Как подготовиться к олимпиаде по литературе?

Статья Система подготовки к олимпиаде по литературе

Первое, что следует запомнить каждому олимпиаднику – для подготовки ему придется работать не только со школьной программой, но и с множеством дополнительных материалов. Той базы, которую закладывает среднеобразовательная школа, хватит только для местных конкурсов, или для сдачи ЕГЭ. А для предметной олимпиады по литературе базовых знаний хватит только для отборочного этапа.

Первое, что нужно запомнить – при подготовке не требуются самые новые материалы и книги. В абсолютном большинстве случаев нужно само произведение и все критические статьи, написанные о нем. А они давно имеются в открытом доступе.

Второй важный момент – нельзя останавливаться только на самом произведении. Многие вопросы, имеющиеся в олимпиадах, связаны не с творениями писателей, а с критическими статьями. Причем нередко речь идет не о самых известных критиках.

Наконец, третья рекомендация – каждый учащийся, желающий участвовать в олимпиадах по литературе, должен как можно больше читать. Нередко победителей конкурсов выручали не познания, связанные со школьной программой, а общая эрудиция. Именно ее и надо постоянно развивать. Особенно тем ученикам, которые желают в дальнейшем поступать на гуманитарные специальности.

Список источников для подготовки к предметной олимпиаде по литературе

Для успешного участия в конкурсе каждому олимпиаднику нужно использовать все имеющиеся источники. В список входят:

  • Все темы из базовой школьной программы.
  • Дополнительная литература. В список входят не только критические статьи, но и различные рекомендации по их разбору.
  • Материалы в интернете, в том числе и те, которые касаются подготовки к конкурсам по литературе.
  • Советы победителей олимпиад и учителей.
  • Список заданий уже завершенных олимпиад по литературе.
  • В идеале школьнику нужно использовать все перечисленные способы подготовки. При этом готовиться надо постоянно. И в случае неудачи не бросать свою затею, а начинать изучение материалов для участия в следующем конкурсе.

    Изучение школьной программы

    Первый, базовый источник знаний по литературе – это школьная программа. И здесь надо понимать: каждый учащийся обязан постоянно посещать занятия, и осваивать все темы, указанные в программе министерства образования. Без этого участие в олимпиаде невозможно в принципе.

    Еще один важный момент касается тех, кто хочет при помощи олимпиады улучшить свою успеваемость. Если оценки по литературе невысоки, и посещаемость занятий невысокая, то школьнику будет непросто попасть на конкурс. Школе будет невыгодно отправлять его в качестве участника, так как выиграть олимпиаду по литературе (или любому другому предмету) он не сможет.

    Дополнительная литература по предмету

    Всю дополнительную литературу для участия в олимпиаде можно разделить на три основные группы:

    • Дополнительные произведения из русской и зарубежной литературы, не входящие в основную программу.
  • Критические статьи на произведения из школьной программы и из дополнительной литературы.
  • Материалы с методиками по изучению, как самих произведений, так и критики на них.
  • Сначала надо поговорить о дополнительных произведениях. В этот список, например, входит «Отелло» Шекспира и «Идиот» Достоевского. Хотя эти книги и рекомендуются для общего развития, вопросы по ним могут встретиться на общероссийских олимпиадах. Поэтому рекомендуется их прочитать, и, по возможности, ознакомиться с основной критикой подобных произведений.

    Не менее важна критика произведений. Желательно досконально ее изучить, так как вопросы на конкурсах нередко связаны не с самими книгами, а с критическими статьями, которые их описывают. Стоит помнить: нужно читать и зарубежные статьи о различных произведениях. Например, читая Шекспира, стоит ознакомиться с отзывами о нем Гете и Диккенса.

    Наконец, желательно прочитать несколько методичек по изучению, как книг, так и критических статей. Это поможет красиво и развернуто ответить на поставленный вопрос. А умение изящно составить ответ полезно для тех, кто желает хорошо подготовиться к олимпиаде по литературе. Здесь пригодятся как литературные источники, так и интернет ресурсы.

    Материалы в интернете для подготовки к олимпиаде

    Из тех ресурсов, что имеются в сети, можно выделить две основные группы. Первая группа – это различные статьи и материалы. Например, сюда можно включить оцифрованные варианты литературных и критических произведений. Также в список входит ряд рекомендаций от учителей и опытных олимпиадников.

    Вторая категория ресурсов – это порталы, предлагающие возможность участия в дистанционных олимпиадах по литературе.

    Прохождение подобных конкурсов позволит понять, какие именно вопросы могут быть на региональных и всероссийских соревнованиях. Каждому участнику рекомендуется потренироваться на упомянутом портале.

    Нужно отметить: количество попыток неограниченное, а участие бесплатное. Поэтому одну и ту же олимпиаду можно проходить несколько раз.

    Еще нужно упомянуть официальные сайты организаторов подобных мероприятий. В большинстве случаев администрация этих ресурсов выкладывает список той литературы, которая будет использоваться при составлении вопросов. Эта информация будет не лишней при подготовке к конкурсу.

    Помощь учителей и опытных олимпиадников

    Основное правило участия в любой олимпиаде – участники не соревнуются друг с другом, а лишь стараются превзойти себя, расширить свой кругозор и свои познания. Поэтому отнюдь не зазорно попросить помощи у тех, кто уже участвовал (или даже победил) в прошедших олимпиадах по литературе. Не менее важной станет и помощь учителей.

    Начать нужно с помощи педагогов. Здесь обязательно надо учесть: победа учащегося на олимпиаде положительно сказывается на репутации школы. Это понимают как педагоги, так и администрация.

    Поэтому они сделают все, чтобы помочь школьнику, решившему участвовать в конкурсе. Причем важно понимать: руководство учебного заведения может лучше знать, какие темы популярны у составителей вопросов олимпиад.

    Эта информация окажется не лишней для участника.

    Еще стоит воспользоваться помощью других олимпиадников. Они наверняка знают основные принципы подготовки к конкурсу, и смогут поделиться ими с новичками. Также рекомендуется почитать советы и лайфхаки от опытных участников. Причем эти советы помогут не только при региональных, но и при всероссийских или международных соревнованиях.

    Вопросы, ранее использовавшиеся в олимпиадах

    Олимпиады по литературе проводятся каждый год, и многие вопросы часто повторяются. Поэтому школьнику желательно посмотреть списки вопросов, используемых в подобных олимпиадах. Нужно учитывать: взгляды на уже написанные произведения могут меняться, но сами книги и критические статьи остаются прежними.

    По указанной причине рекомендуется тщательно ознакомиться с вопросами олимпиад за прошедшие 3-4 года. При этом нужно учитывать – материалы, добавленные в течение последних 1-2 лет, могли и не использоваться в конкурсе. Но это не значит, что в текущем конкурсе не появятся темы, связанные с какими-либо новыми произведениями.

    by HyperComments

    Источник: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/kak-podgotovitsya-k-olimpiade-po-literature/

    7 советов для тех, кто готовится к олимпиаде по литературе

    Статья Система подготовки к олимпиаде по литературе

    Мы, конечно, не берёмся утверждать, но, возможно, Гоголь, Булгаков, Есенин и Цветаева сами бы схватились за голову от заданий по литературе, с которыми сталкиваются простые ученики на олимпиадах или на ЕГЭ. Если вы решились взяться за литературную классику и показать свои знания на практике, то вам пригодятся семь советов Кати Муратовой, которая уже успела поучаствовать в олимпиаде по этой дисциплине.

    Рассылка «Мела»

    Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

    Господа литераторы, хоть я и не добилась (возможно, пока) заоблачных результатов в нашем предмете, я всё-таки хочу поделиться с вами некоторыми практическими советами по подготовке к состязанию в этой дисциплине, которые помогли лично мне. Я не буду говорить о банальностях из серии «нужно готовиться заранее, читать профильную литературу, много практиковаться и уметь отдыхать». Давайте условимся, что это очевидные вещи, которые мы с вами и так понимаем.

    1. Поймите суть предмета

    Что такое литература, каковы её задачи и цели. Забудьте вечные вопросы школьных учителей о том, что же хотел сказать автор. Всё, что автор хотел сказать, он уже записал на бумаге (ну или напечатал на машинке или клавиатуре) и опубликовал. Ваша задача — грамотно интерпретировать его мысли, соединив все составляющие художественного произведения в единой концепции.

    Если вы пишете тест и не знаете ответа на вопрос, это не повод пугаться. Во-первых, тест — это около 10% вашего итогового балла, а для олимпиады это очень мало. Во-вторых, тест действительно сложный, он составлен так, чтобы школьных знаний для его написания вам было недостаточно.

    Ошибка в тесте зачастую становится единственной в работе абсолютного победителя в регионе, и это нормально. В-третьих, хоть вам и не предложены варианты ответов, вы всё равно можете попытаться угадать.

    Пустая строка и строка с неверным ответом засчитываются одинаково: а вдруг вы «ткнёте пальцем в небо».

    3. Изучайте формат и контекст, но не забывайте о креативе

    В написании творческого тура очень важно вписаться в формат, поэтому вам необходимо хорошо разбираться в жанрах и их характерных признаках: язык, объём, синтаксические конструкции и прочее. Ваша задача здесь — применить литературное знание в особенном, нефилологическом контексте. Вашими главными помощниками в её выполнении станут эрудиция и креативность.

    Не советую писать работу сначала на черновик целиком. Время на олимпиаде ограниченно, и вы можете не успеть перенести всё на чистовик. Я использую черновик только для составления плана работы и записи определённых мыслей, которые не хочу потерять.

    5. Исходите не из собственных предпочтений, а из знаний

    При выборе произведения на анализ (а обычно вы можете выбрать между прозой и стихотворением) останавливайтесь не на том, что вам нравится больше, а на том, о чём вы можете больше сказать. Или на том, к чему вы лучше подготовлены. Например, я раньше всегда выбирала прозаическое произведение.

    Это было до того, как я начала готовиться основательно и научилась анализировать лирический текст благодаря нашему педагогу. Но даже при этом условии я всегда читаю оба представленных текста. На олимпиаде вам попадаются разные авторы, эпохи и темы, и, выбирая объект своей работы, стоит учитывать их.

    (По статистике, лирику выбирают реже, но процент удачных работ по ней превышает их количество по прозе.)

    6. Не дайте себе погрязнуть в методичке и не забывайте о концепте

    Выбросите планы по анализу художественных произведений, которые вам дали учителя, или хотя бы не бойтесь их не придерживаться. Да, указанное в них с большой вероятностью пригодится, но по отдельности и в любом другом порядке.

    Начать анализ нужно с того, что вас зацепило, что кажется самым важным и интересным в этом произведении. Выстраивая композицию работы, составьте собственный план и помните — все наблюдения должны быть подведены к общей концепции.

    Если они с ней не связаны, они, скорее всего, не нужны.

    Не начинайте писать анализ сразу. Я всегда очень переживала, когда видела, что другие участники олимпиады приступают к своей работе быстрее меня. На самом деле это не очень правильно.

    Когда вы практикуете медленное чтение, отмечаете в тексте то, что вас зацепило, записываете какие-то идеи в черновик, а затем создаёте общую концепцию и план — это занимает какое-то время. У меня обычно уходит около 40 минут. Не кидаясь писать сразу, вы страхуете себя от дополнительных ошибок.

    Когда вы пишете без предварительной подготовки, велика вероятность, что вы построите неграмотную композицию, будете повторяться или начнёте противоречить сами себе, потому что ваши мысли будут скомканными и мгновенными, а не продуманными заранее.

    Олимпиада — это хороший шанс, поэтому если вам хочется им воспользоваться, то просто попробуйте! Я в вас верю, всё получится!

    Что мне мешало?

    В меня верят все, кроме меня самой. Перед каждой олимпиадой губят мысли о том, что ничего не получится. Я постоянно думаю о том, что знаю недостаточно. И конечно, это мешает мне, потому что время, которое я могу направить на подготовку, я трачу на поедание себя.

    Я всегда откладываю всё на последний момент. И это в моём случае касается не только подготовки к олимпиаде. Если я знаю, что могу выучить или сделать что-то за определённое время, я оттягиваю до того момента, когда ровно этот промежуток времени остаётся до дедлайна (или его даже не остаётся вообще). Мне сложно собраться и просто начать, хотя я знаю, что это мне нужно.

    Я медленно читаю. Для олимпиады по литературе (да, в принципе, и для любой другой) нужно прочитать всю школьную программу и кучу дополнительных материалов, статей, анализов и прочего. Я люблю читать, но не в указанные сроки.

    По-моему, чтение приносит пользу, только если оно вдумчивое и внимательное, а в школе приходится читать «по диагонали», за перемену или в кратком содержании.

    Просто потому, что в темпе жизни старшеклассника у тебя нет другого выбора.

    Я могу либо на 101%, либо никак. В этом пункте комплекс отличницы даёт о себе знать и заставляет меня страдать перфекционизмом.

    Я сравниваю себя с другими. Это тоже отголоски вышеупомянутого комплекса, но, кроме того, результат родительских и учительских сравнений детей и учеников друг с другом. Даже когда тебя ставят кому-то в пример, а не ругают, у тебя в голове сохраняется модель мышления, в которой ты себя с кем-то регулярно соотносишь.

    Иллюстрации: Shutterstock (iku4)

    Источник: https://mel.fm/podrostki/7126835-olympiad_literature

    Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2020/21 учебном году

    Статья Система подготовки к олимпиаде по литературе

    Каталог всероссийских педагогических конкурсов

    Подать заявку на публикацию авторского материала в СМИ

    Программа Международных педагогических конкурсов

    Методические рекомендации

    ПО ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 2020/21 УЧЕБНОМ ГОДУ

    Москва 2020

    Рекомендации для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2020/2021 учебном году утверждены на заседании Центральной   предметно-методической   комиссии   по   литературе    (протокол    № 9   от 10.07.2020 г.).

    Составители методических рекомендаций:

    Т. Г. Кучина, А. А. Скулачев, С. Л. Каганович.

    5―6 классы………………………………………………………………………………………………………. 14

    7―8 классы………………………………………………………………………………………………………. 17

    9―11 классы…………………………………………………………………………………………………….. 18

    7―8 классы………………………………………………………………………………………………………. 27

    9―11 классы…………………………………………………………………………………………………….. 29

    к олимпиаде и составлении заданий………………………………………………………………………… 38

    1. Контактная информация………………………………………………………………………………………….. 39

    Уважаемые коллеги!

    Школьный и муниципальный этапы всероссийской олимпиады – самые массовые по составу участников, и важнейшая их задача – заинтересовать учащихся, показать разнообразие научных, исследовательских, творческих задач, которые можно решать, всерьѐз занимаясь литературой.

    Методические рекомендации подготовлены Центральной предметно-методической комиссией (ЦПМК) по литературе. Настоящий документ содержит описание регламента проведения олимпиады, разъясняет принципы составления, требования к структуре и содержанию олимпиадных заданий, методику их оценивания, включает примеры олимпиадных заданий для учащихся разных классов.

    Надеемся, что  наши  рекомендации  помогут  вам  в  работе.  Будем  благодарны  за любые высказанные замечания и предложения по совершенствованию олимпиады.

    Председатель Центральной предметно-методической комиссии

    по литературе

    Т. Г. Кучина

    Литература – школьная дисциплина особой значимости.

    Она направлена прежде всего на получение знаний о языке произведений словесного творчества, освоение общекультурных  навыков  чтения,  понимания,   выражения   себя   в   слове,   а   также  на развитие эмоциональной сферы личности, еѐ воображения и образного мышления. Именно через литературу осуществляется передача от поколения к поколению нравственного и эстетического опыта русской и мировой культуры.

    Знакомство  с   литературными   произведениями   разных   времѐн   и   народов,   их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют учащимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений человечества о самом себе.

    цель изучения литературы в школе – формирование культуры читательского восприятия и понимания и развитие способностей к интерпретации прочитанного.

    Это предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности учащегося к адекватному восприятию и пониманию смысла разнообразных литературных произведений.

    У учащихся развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в чтении, формируется художественный вкус.

    Основным предметом литературы как школьной дисциплины является литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике,     а предметом литературного образования в целом – двуединая деятельность чтения и письма учащихся, последовательно формирующаяся на уроках литературы.

    Достижение основной цели литературного образования в школе происходит путѐм решения следующих образовательных задач:

    • развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; освоение и применение базовых литературоведческих понятий при анализе художественных произведений (или их фрагментов). Ученик должен продемонстрировать способность видеть в произведении элементы его художественной структуры, выявлять их роль в тексте и обнаруживать связи между ними, ориентироваться в основных теоретических понятиях, инструментально применять их, самостоятельно анализируя текст;
    • воспитание у     читателя     способности      понимания      чужой      позиции (т.  е.   ответственного   отношения   к   «чужим»   художественным   смыслам,   а   также  к ценностным позициям других людей, к культуре других эпох и народов) и умения выражать позицию собственную (т. е. развитие коммуникативно-эстетических способностей школьников через активизацию их речи, творческого мышления и воображения, исследовательской и творческой рефлексии). Ученик должен уметь вести учебные дискуссии о смыслах художественной литературы, создавать собственные тексты (устные, письменные) о прочитанных литературных произведениях, представлять и защищать их;
    • прояснение взаимосвязи литературного произведения с литературно- историческим и культурно-эстетическим контекстом. Ученик должен понимать основные особенности литературного произведения на фоне определѐнных историко-культурных представлений о соотношении искусства и действительности.

    Всероссийская олимпиада школьников по литературе на всех своих этапах должна быть ориентирована на эти задачи и способствовать достижению главной цели литературного образования. Задания для проведения олимпиады должны разрабатываться с   учѐтом   сказанного   выше.

       Известно,   что   олимпиада    выявляет    одарѐнных    (или высокомотивированных) детей, и  это  происходит  уже  на  школьном  этапе.  Однако  основной  задачей  этого  самого  массового   этапа  олимпиады  должна  быть    не  селекция,  а  максимальное  вовлечение  школьников  в  творческую  деятельность.

      Это особенно важно сейчас, когда предмет «Литература» потерял в школе свой ведущий статус, когда серьѐзные трудности у детей вызывает сам процесс чтения объѐмных произведений.

    На школьном и муниципальном этапах ученики приобретают первый опыт состязательности,   что   предъявляет   к   организаторам    определѐнные    требования    по  созданию  атмосферы   честного   соперничества,   доброжелательности   и   уважения к  знаниям,  умениям,   личностным   особенностям   товарищей.   Во   время   подготовки к олимпиаде необходимо уделить внимание внутреннему позитивному настрою, соблюдению правил поведения на олимпиаде и регламента.

    Особенности школьного  и  муниципального  этапов  всероссийской  олимпиады  по литературе заключаются в том, что конкурс проводится отдельно для 5―6, 7―8, 9―11 классов и носит  обучающий  характер.

      Ученики  5―6  классов  не  принимают  участия  в олимпиаде по литературе на муниципальном уровне, ограничиваясь только школьным этапом.

    Ученики 7―8 классов участвуют и в муниципальном этапе, но на региональный и

    заключительный этапы не выходят. С учѐтом этого ЦПМК предлагает для учеников 5―8  классов  отдельные  задания,  не  дублирующие  по   своему   типу   задания   для учеников 9―11 классов.

    идея при разработке этих заданий состоит в том, чтобы они получились интересными и познавательными, не отпугнули детей сложностью и наукообразием, дали простор творчеству и одновременно исподволь готовили школьников к участию во всех этапах всероссийской олимпиады в  будущем.

      Задания  для учеников 9―11 классов строятся в логике заданий, предлагаемых на заключительном этапе олимпиады.

    2.  ПОДГОТОВКА УЧАСТНИКОВ ОЛИМПИАДЫ

    Для выполнения заданий олимпиады участникам необходимы умения, формируемые на уроках литературы и зафиксированные в требованиях соответствующих образовательных стандартов (для каждого класса – на своѐм уровне).

    Особо подчеркнѐм, что формирование  этих  умений  происходит  у  разных  учащихся  с  разной  скоростью  и в разной  степени  на  протяжении  многих  лет  и  не  заканчивается  в  школе,  поэтому к    представленному    ниже     списку     умений     нужно     относиться     только     как    к ориентировочному. В этот список мы включаем следующие умения:

    • определять родовую и жанровую специфику художественного произведения;
    • анализировать литературные произведения разных жанров;
    • определять тему и конфликт произведения;
    • различать фабулу и сюжет, определять особенности композиции;
    • оценивать систему персонажей; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
    • выявлять особенности языка и стиля писателя; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
    • определять авторское отношение к героям и событиям и объективный смысл произведения;
    • объяснять своѐ понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
    • анализировать литературные произведения разных жанров;
    • уместно пользоваться    основными   теоретико-литературными   терминами   и понятиями;
    • выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения;
    • представлять развѐрнутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
    • писать сочинения различных жанров: описание, сочинение по картине, устное иллюстрирование, характеристика (в том числе сопоставительная) литературных героев, отзыв, рецензия, анализ эпизода литературного произведения, ответ на проблемный вопрос, эссе, публицистическая статья, очерк, литературный дневник, заметка, аналитическое сочинение литературоведческой направленности, опыт читательской интерпретации классического или современного произведения;
    • ориентироваться в информационном образовательном  пространстве;  работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

    Для подготовки к олимпиаде (помимо уроков литературы, на которых формируются перечисленные выше умения) можно использовать разнообразные формы дополнительного образования: элективные курсы, клубы юного филолога, факультативы, различные творческие конкурсы, исследования в области литературоведения и т. п. Подготовка школьников к олимпиаде – это также посещение музеев и театров, проведение совместных мероприятий  с  библиотеками,  знакомство  с  современной  литературой.  Всѐ большее распространение получают дистанционные формы подготовки.

    Для успешного проведения школьного и муниципального этапов олимпиады предварительную подготовку могут проходить и учителя.

    Формы подготовки учителей (курсы, семинары, консультации, магистерские программы) определяются муниципальными или региональными органами или организациями, осуществляющими повышение квалификации учителей, с учѐтом анализа заданий разных этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе.

    3.  ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ ОЛИМПИАДЫ С УЧЁТОМ АКТУАЛЬНЫХ

    ДОКУМЕНТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЮ И ПРОВЕДЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ

    При организации школьного и муниципального этапов олимпиады следует руководствоваться положениями Порядка проведения всероссийской олимпиады

    Источник: https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4-10/

    Ваш педагог
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: