Статья Создание предметно-игровой среды для детей раннего и дошкольного возраста

Методическая работа по организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах детского сада

Статья Создание предметно-игровой среды для детей раннего и дошкольного возраста

Определение 1

Предметно-развивающая среда – это совокупность природных и социальных средств, методического и предметного обеспечения условий ближайшего и перспективного развития ребенка в различных областях и направлениях деятельности.

Современное образование реализуется на основании реализации личностно-ориентированного подхода. Он требует создание в дошкольной образовательной организации предметно-развивающей среды.

Для этого, педагогу необходимо ориентироваться на личностное развитие каждого учащегося, его потребности, желания и стремления, уровень интеллектуального и физического развития, возрастные особенности конкретной группы.

Развивающая среда в ДОУ строится на основе учета игровых потребностей детей конкретной возрастной группы. Игровая форма деятельности является приоритетной в дошкольном возрасте.

поэтому, обучение и развитие целесообразно строить путем построения предметно-игровой среды, развивающей направленности.

В такой среде происходит формирование условий, которые требуются для гармоничного и полноценного развития ребенка, формирование творческих направлений деятельности и реализация условий обеспечения зоны ближайшего развития.

Воспитательный потенциал предметно-игровой среды ДОУ обусловлен следующими параметрами:

  • Формирование отношения к моральным и культурным ценностям;
  • Освоение социального взаимодействия и форм построения социальных контактов;
  • Формирование социально значимых свойств личности;
  • Способ перевода внешних отношений во внутреннюю сферу личности;
  • Удовлетворение игровых и иных деятельностных потребностей ребенка;
  • Сфера общественной и культурной деятельности;
  • Развитие творческого потенциала.

Построение природно-игровой среды в любой возрастной группе детского сада ориентировано на развитие у детей навыков самостоятельности и самодеятельности.

Предметно-игровая среда строится по следующим принципам:

  1. Принцип дистанцирования расположения. Расположение игрового пространства должно быть ориентировано на установление визуального контакта педагога с детьми.
  2. Принцип совместной деятельности. организация предметно-игровой среды производится путем взаимодействия детей и педагогов.
  3. Принцип динамичности. Предметно-игровая среда должна иметь возможность быть дополненной новыми предметами в любой момент, либо, из нее должны быть удалены некоторые предметы.
  4. Принцип гибкости зонирования. Пространство должно подразделяться на зоны, чтобы дать детям возможность заниматься различными видами деятельности одновременно.
  5. Принцип гендерного подхода. При формировании развивающего пространства требуется учитывать гендерные и возрастные различия детей.
  6. Принцип эстетичности. Среда должна быть приятной для визуального рассмотрения.
  7. Принцип эмоционального комфорта. Среда должна обеспечивать активизацию личностного развития каждого учащегося.
  8. Принцип открытости/закрытости. Предметно-игровая среда должна быть персонализированной для каждой возрастной группы. Кроме того, она должна развиваться вместе с детьми, преображаться и совершенствоваться по мере их развития.
  9. Принцип безопасности. Среда должна быть безопасной для ребенка, поэтому, предметы, входящие в ее состав, должны соответствовать росту и возрасту детей конкретной группы.

Цели и задачи методической работы педагогов по проектированию предметно-игровой среды

Методическая работа, ориентированная на проектирование предметно-игрового пространства в разных группах ДОУ, имеет своей целью расположение компонентов среды таким образом, что он выступает коллективным т.е. предназначен для всей группы ребят, но при этом, чтобы каждый ребенок имел возможность развиваться и саморазвиваться, удовлетворять свои потребности.

Исходя из целевого назначения методической работы, можно выделить ее основные задачи:

  1. Освоение педагогом инновационных приемов и методик воспитательной работы с применением элементов предметно-игрового пространства.
  2. Проектирование среды на основании эстетических качеств и возможностей ее модернизации. Среда должна способствовать личностному развитию каждого ребенка, активизации его инициативы, творческой ориентации деятельности, развитию фантазии и воображения, навыков самостоятельной деятельности.
  3. Проектирование индивидуально ориентированного предметно-игрового пространства. Среда должна быть комфортной и приятной для каждого ребенка, привлекать его к взаимодействию с ней.
  4. Привлечение родителей к организации предметно-игровой среды.

Рисунок 1. Модель предметно-пространственной среды для детей 4-5 лет. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Этапы методической работы по построению предметно-игровой среды в ДОУ

Методическая работа с педагогами, ориентированная на построение предметно-игрового пространства реализуется в три этапа:

  • Подготовительный этап. подготовка к построению среды, посредством изучения методической литературы, учебных пособий, интернет-пространства по вопросам построения предметно-развивающей среды, с учетом возрастных особенностей развития и детей конкретной группы детского сада. Помимо этого, можно проконсультироваться с педагогами других ДОУ для перенимания опыта построения среды, посетить другие ДОУ для наглядного восприятия, посетить мастер-классы по проектированию развивающего пространства. На основании изученного материала, педагоги составляют собственный проект и дизайн предметно-игрового пространства в каждой возрастной группе ДОУ.
  • Построение предметно-игрового пространства. Происходит построение предметно-игрового пространства на основании разработанного проекта. Возможно, что среда имеется и ее необходимо преобразовать. Тогда реализуется деятельность по внесению изменений в имеющееся предметно-игровое пространство группы. Чтобы сделать среду динамичной, педагоги используют различные ширмы, жалюзи. Среда каждой возрастной группы является оригинальной. При этом, соблюдаются все принципы ее построения и учитываются особенности возрастного развития детей данной группы.
  • Заключительный этап. Проводится анализ итогов деятельности и оценивается ее успешность. Педагоги демонстрируют созданную среду родителям и детям, прогнозируют эффективность ее практического применения в воспитании, обучении и развитии детей.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/metodicheskaya_rabota_po_organizacii_predmetno-igrovoy_sredy_v_raznyh_vozrastnyh_gruppah_detskogo_sada/

Что такое предметно-развивающая среда и как ее создать

Статья Создание предметно-игровой среды для детей раннего и дошкольного возраста

Предметно-развивающая среда — это пространство, которое, во-первых, побуждает ребенка к развитию и, во-вторых, сразу же предлагает ему возможности для этого развития.

Каждый предмет, каждая деталь обстановки, в которой воспитываются дети, либо способствуют росту (интеллектуальному, эмоциональному, творческому), либо становятся преградами на пути, которые так и хочется убрать с глаз долой, а еще лучше — разбить в щепки.

Впрочем, ко многим тонкостям, необходимым для развития ребенка, взрослые могут быть не так чувствительны. Поэтому в педагогике существуют определенные установленные правила и принципы, которые помогут создать правильную развивающую среду. Эти принципы пригодятся как при организации предметно-развивающей среды в группе детского сада, так и в обустройстве домашней детской комнаты.

Требования к предметно-развивающей среде

Существуют конкретные, вытекающие из многолетнего мирового педагогического опыта критерии, которые, согласно ФГОС, предъявляются к предметно-развивающей среде.

Содержательная насыщенность

Этот критерий означает, что развивающая среда должна быть наполнена различными средствами обучения и творчества, а также необходимым оборудованием и спортивным инвентарем, с помощью которых дети смогут выполнять разные виды деятельности, необходимые для всестороннего развития.

Материалы, представленные в предметно-развивающем пространстве, должны позволять детям играть, заниматься творчеством и исследовательской деятельностью, физической активностью (в том числе действиями, направленными на развитие крупной и мелкой моторики).

Содержательные компоненты развивающей среды должны предоставлять возможность для самовыражения детей и создавать благоприятную эмоциональную атмосферу.

Вариативность

В основе принципа вариативности лежит важнейшая идея о том, что ребенку должна быть предоставлена свобода выбора. Это значит, что все материалы и обучающие средства должны быть разнообразными и предлагать возможность для самых разных видов активности.

И, конечно, поскольку определенная предметно-развивающая среда поддерживает развитие детей определенного возраста, с ростом детей среда должна дополняться и меняться. Как минимум один раз в полгода необходимо дополнять пространство средствами и материалами.

Трансформируемость

Оборудование предметно-развивающей среды должно быть достаточно мобильным, чтобы педагоги могли видоизменять пространство в зависимости от образовательной ситуации, интересов и потребностей конкретных детей.

Полифункциональность

Полифункциональность материалов предметно-развивающей среды предполагает, что одни и те же материалы могут быть использованы по-разному во время разных активностей, занятий, образовательных ситуаций. Другими словами, за предметами, содержащимися в развивающей среде, не должна быть закреплена единственная конкретная функция.

Доступность

Все предметы должны находиться в зоне доступа детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Доступность материалов и средств также является важным аспектом, предоставляющим свободу выбора.   

Безопасность 

Все предметы должны быть пригодны к использованию, не представлять опасности здоровью и жизни детей, соответствовать требованиям безопасности.

Зонирование предметно-развивающей среды

Любое пространство должно быть разделено на функциональные зоны. Такое пространство естественным образом подсказывает ребенку, что во всем может присутствовать порядок и организованность. Как правило, при создании предметно-развивающей среды в ДОУ выделяют следующие зоны.

Спокойная зона — место для отдыха, спокойного общения, снятия эмоционального напряжения. Это уютная зона с кроватями и мягкими креслами, в которой, к примеру, приятно проводить время послеобеденного отдыха.

Рабочая зона — пространство для обучения и творчества, которое помогает ребенку стать собранным, уделить внимание одному занятию или практике. Эта зона хорошо освещена, оснащена столами, стульями, принадлежностями для творчества и обучения, в этой же зоне может находиться книжный уголок.

Активная зона — зона для игр, спортивных и физических упражнений, танцев, то есть зона, в которой дети могут по максимуму проявлять свою живость и активность. Именно поэтому к безопасности этой зоны предъявляются особые требования.  

Подобное зонирование является классическим, но не единственно возможным. Исходя из целей и задач конкретного учреждения, педагоги могут выделять и оснащать и другие специальные зоны.

Эстетическое оформление предметно-развивающей среды

Каждая зона предметно-развивающей среды должна быть уютной. Среда, в которой дети проводят весь день, должна быть такой, чтобы в ней хотелось находиться как можно дольше: светлой, теплой, красивой. Есть несколько правил создания такой среды.

Не пренебрегайте предметами декора, но и не переусердствуйте. Картины и постеры, живые цветы, симпатичные предметы интерьера могут отвлекать внимание детей, не позволяя им сосредоточиться, тем самым увеличивая возбужденность, поэтому таких вещей не должно быть слишком много. Для выставки детских работ (рисунков, аппликаций и пр.) выделите определенное место.

Обращайте особое внимание на цветовое оформление зон. Цвет может создавать нужное настроение или напрочь его убивать. Избегайте слишком ярких, навязчивых, раздражающих цветов.

Желая создать тематическое предметно-развивающее пространство, подумайте дважды. Часто в дошкольных учреждениях можно увидеть попытку создать тематическое пространство, то есть оформить зоны в тематике русских народных сказок, космоса, популярных мультфильмов и т. д.

Это может помогать создавать определенное настроение и погружаться в определенную тему, но важно помнить, что тематика пространства ограничивает нас в глубоком погружении в другие темы. Создавая тематическое пространство, помните, что через несколько месяцев одну тему предстоит заменить другой, полностью переоформив развивающую среду.

Если вы к этому не готовы, не стоит делать ваше образовательное пространство группы тематическим.

Чего не нужно делать, создавая развивающую среду

Мы уже коснулись некоторых ошибок, которые можно совершить при создании предметно-развивающей среды: перегруженность предметами и декоративными элементами, небезопасность материалов, неуместное цветовое и тематическое оформление. Вот еще некоторые ошибки, совершаемые повсеместно.

Мебель и оборудование слишком тяжелые, лишены мобильности. Этот недостаток может быть не заметен на первый взгляд, но проявит себя сразу, как появится необходимость в перестановке и реорганизации пространства.

Для детских учреждений исключительно важно выбирать легкую и мобильную мебель и любое оборудование, чтобы в случае необходимости педагоги могли переставить или убрать что-либо, не прибегая к специальной помощи.

Присутствует нарочитое разделение пространства на зоны для мальчиков и девочек. Привычка оформлять все девчачье в розовый, а мальчишечье в голубой, кажется, намертво врослась в нашу ментальность. Однако психологи, педагоги, исследователи замечают, что подобное разделение лишено особого смысла и к тому же мешает детям проявлять себя и свободно исследовать пространство вокруг.

В организации и оформлении среды не учтены актуальные интересы детей. В конце концов, может быть так, что развивающая среда создана с учетом всех правил, но…

с оглядкой на прошлое! Такая среда могла бы оказаться идеальной двадцать лет назад, но не сегодня.

Поэтому не забывайте, что так или иначе предметно-развивающая среда должна включать в себя элементы, понятные и интересные именно современным детям, будь то игрушки, предметы интерьера или что-либо еще.

Принципы предметно-развивающей среды в разных педагогических системах

В некоторых педагогических системах созданию вполне определенной развивающей среды уделяется особое внимание. Вот примеры таких систем.

Развивающая среда в педагогике Монтессори

Один из принципов создания развивающей среды в педагогике Марии Монтессори заключается в попытке создать такое пространство, в котором ребенок, во-первых, будет обладать максимальной свободой выбора интересного занятия, а во-вторых, будет настолько самостоятельным, насколько это возможно.

Педагог в данном случае лишь направляет, но не учит и не показывает, что и как делать.

Чтобы эти принципы воплощались в жизнь, развивающая среда предполагает включение множества тщательно продуманных и хорошо оборудованных зон: зоны сенсорного развития, языковой зоны, математической зоны, зоны практической жизни и пр.

Развивающая среда в вальдорфской педагогике 

В вальдорфских детских садах и школах развивающая среда исключительно важна. Считается, что именно правильно созданная среда может привести в движение все механизмы естественного, комфортного и счастливого развития детей. Вот некоторые особенности организации развивающей среды в таких учреждениях.

Все экстерьеры и интерьеры должны основываться на природных формах. В вальдорфской системе принято отказываться от острых и прямых углов, так как они ассоциируются с чем-то искусственным, а плавные и округлые линии, напротив, максимально приближены к тому, что встречается в самой природе.

Декорации и игрушки часто изготавливаются из природных материалов, то есть из дерева, ракушек, плодов, желудей. Интерьер меняется в соответствии со временем года.

Создавайте продуманные развивающие пространства!

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на нашTelegram-канал.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/activityedu/chto-takoe-predmetnorazvivaiuscaia-sreda-i-kak-ee-sozdat-5e27d96498930900ad2ed2f5

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: