Статья Театрализованная игра как средство коррекции детей с ОНР. Этапы и направления работы

Содержание
  1. Альманах педагога |
  2. ЛОГОПЕД.РУ: Театрализованная игра как средство коррекции детей с общим недоразвитием речи. Этапы и направления работы
  3. Использованная литература
  4. Желаем успехов!
  5. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста ⋆ Планета Детства
  6. Как разместить статью на сайте и получить сертификат к аттестации?
  7. Логопеду, коррекционная педагогика. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей дошкольного возраста
  8. 1. Пальчиковый театр использую как элемент логопедического занятия
  9. 2. Конусный театр
  10. 3. Театр Би–ба-бо
  11. 4. Театр теней
  12. 5. Театр масок
  13. 6. «Сценический театр»
  14. Театрализованная деятельность в совершенствовании речи детей с ОНР
  15. Приложение 2: Циклограмма. План работы «Реализация области «коммуникация».  Модель взаимодействия педагога и родителей. 

Альманах педагога |

Статья Театрализованная игра как средство коррекции детей с ОНР. Этапы и направления работы

Холенкова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад №461”
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Использование театрализованных игр как средство коррекции и развития речи у дошкольников с ОНР.”
16.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Использование театрализованных игр как средство коррекции

и развития речи у дошкольников с ОНР.

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования

в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами

общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

определяется как важнейшее интегративное качество. Человек без

коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы

стать образованным, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть

коммуникативными навыками.

Большой эффект в развитии коммуникационных навыков дает

театрализованная деятельность. В процессе театрализованной игры

активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура и

диалогическая речь, ее интонационный строй. Исполняемая роль,

произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно и понятно

изъясняться.

Главной целью моей работы является создание условий для коррекции

речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих

речевых дефектов. Исходя из основной цели, были выделены следующие

задачи:

– развитие речи детей и коррекция её нарушений;

– развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление

своих речевых дефектов через театральную деятельность;

– развивать коммуникативные способности детей;

– развивать творческие способности детей;

– работать над развитием эмоционально-чувственной сферы

детей.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его

многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы

заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В

процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных

высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется

звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль,

произносимые реплики ставят детей перед необходимостью ясно, четко,

понятно изъясняться. У них улучшается диалогическая речь, ее

грамматический строй.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт

социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное

произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют

нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не

только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся

образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность

оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность

позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от

лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость,

неуверенность в себе, застенчивость, что очень важно для детей с ОНР.

Цель занятий с детьми театрализованной игрой – сделать жизнь

воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими

впечатлениями, интересными делами, радость творчества. Чтобы навыки,

полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в

повседневной жизни.

Театрализованная деятельность способствует развитию:

– монологической и диалогической речи;

– различных способов общения со сверстниками;

-психофизических способностей (мимики, пантомимики);

– адекватного межличностного общения;

-отношения ребенка к себе (самооценка);

-умения отождествлять себя с различными образами;

– познавательных процессов;

-эмоционально – личностной сферы.

Одним из важнейших факторов развития детей в театрализованной

деятельности является создание условий, способствующих формированию их

творческих способностей. В группе оборудована театральная зона, а также

«уголок» уединения, где ребенок может побыть один или прорепетировать

какую-либо роль, или еще раз просмотреть иллюстрации к спектаклю.

Для развития творчества необходима комфортная психологическая

обстановка и тёплая дружелюбная атмосфера в детском коллективе, семье.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие

педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и

художественно-эстетического развития, задачи социализации детей;

выполняет психотерапевтическую функцию.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может

пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в

совместную деятельность детей и взрослых в свободное время,

осуществляться в самостоятельной деятельности детей.

С первых этапов с детьми проводится работа по обучению правильному

речевому дыханию, развитию и укреплению артикуляционного аппарата,

мимики, навыкам словообразования, построения предложений. Навыки и

умения с успехом закрепляются через перевоплощение в сказочных

персонажей или полюбившихся детьми героев во время игр-драматизаций.

Большое влияние театрализованная игра оказывает на развитие речи,

так как игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в неё,

определенной способности к коммуникации. Очень важно научить детей

взаимодействовать друг с другом, понимать эмоциональное состояние.

Театрализованная игра дошкольника насыщена самыми разнообразными

эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т.д. И это дает

возможность использовать игровую деятельность не только для развития и

воспитания личности ребенка, но и для обогащения его эмоционального

опыта. Решению этой задачи способствуют задания типа «Разные

настроения», чтение произведений, просмотр и обсуждение кукольных

спектаклей. Совместно с детьми группы мы изготовили фонарики

настроений. Они способствуют детям понимать эмоционально-образное

содержание художественного произведения, зажечь хорошее настроение на

занятиях.

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать

детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

Передать характер персонажей в движении помогает музыка. После этого

можно предложить детям загадать загадки, имитируя движения различных

животных. В ходе практического занятия, где дети рисовали, работали

руками, мною обязательно проводится пальчиковая гимнастика, иногда с

использованием музыкального сопровождения из методики Железновых.

Пальчиковые игры развивают речь и мелкую моторику, дети получают

разнообразные сенсорные впечатления, у них развивается внимательность и

способность сосредотачиваться.

Так же в своей работе использую физкультминутки (подражательные

игры). Они формируют двигательные навыки, способствуют развитию

выразительных движений, развивают слух, речевую память, чувство ритма,

устойчивое внимание, быстроту реакции и обеспечивают хорошее

настроение. В своей работе я стараюсь подбирать их по лексическим темам.

Привыкая к подобным занятиям, дети меньше устают, и любой материал

легко усваивается ими в ходе игры. Методика предлагает следовать строго по

инструкции, но я предлагаю детям импровизировать в соответствии со своим

внутренним побуждением.

В коррекционной работе с детьми всегда необходимо опираться на их

эмоциональный мир, познавательный интерес. Учитывая склонность

дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления, очень полезно

использовать различные виды театра.

Совместно с детьми в нашей группе был изготовлен театр на

прищепках «Кто сказал мяу?». Изготовление героев своими руками полезно

для детей, так как это развивает мелкую моторику руки, фантазию, образное

мышление, развивает умение малыми средствами выражать характер,

развивает способность тонко чувствовать другого и происходящее вокруг,

способность к концентрации внимания. Всестороннее влияние на развитие

основных психических и физических процессов у ребенка (мелкая моторика

рук, фантазия, воображение, мышление, концентрация внимание),

совершенствование навыков общения, происходит в процессе коллективной

работы, управления ими в процессе театрализованной игры.

Для более успешного решения коррекционных задач большое внимание

уделяю совместной работе с родителями. Чтобы заинтересовать родителей в

данном направлении к празднику «День матери» мы с детьми подготовили

видео подарок с небольшой постановкой. Все это вызывает не только

положительные эмоции у детей, укрепляет в них уверенность в своих силах,

но и помогает сделать родителей нашими союзниками.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо

использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе

всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют

ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой

культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок

позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными

средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения. В

следующий раз можно усложнить задание, предложив одному ребенку (по

желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя

за каждого) и т.д. Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся

словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и

его привычки легко узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно

предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации

движений.

Работа над выразительной речью приводит к необходимости

ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость,

печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и

вербального выражения. Значение этой работы усиливается тем, что без

глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего

проявления невозможна выразительность речи.

Театрализованная деятельность делится на следующие основные

группы (Шмидт Т.В. Театрально-коррекционная деятельность в ДОУ):

1. Режиссёрские игры.

В режиссерских играх артистами являются игрушки или их

заменители, а ребенок, организуя деятельность, как сценарист и режиссер

управляет артистами. Озвучивая героев и комментируя сюжет, он использует

разные средства вербальной выразительности (интонация, лексическая и

синтетическая выразительность).

2. Игры-драматизации.

В играх-драматизациях ребенок использует роль в качестве артиста,

самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной

выразительности и невербальных (мимика, жест, поза) средств

выразительности.

Виды игр-драматизаций: игры-имитации, ролевые диалоги, инсценировки,

игры-импровизации, постановки образов на основе текста, произведений

3. Специальные игры (этюды, упражнения, речевые игры).

Специальные игры развивают воображение, мимику и пантомимику,

направлены на формирование дыхания, четкой дикции, интонации,

артикуляции. Такие игры можно использовать в соответствии с тематическим

планом работы, при проведении физкультминуток и организационных

моментов.

Характерными особенностями театрализованных игр является

литературная и фольклорная основа их содержания и наличие зрителей.

Роль педагога в организации и проведении театрализованных игр:

– поставить достаточно четкие задачи;

– незаметно передать инициативу детям;

– организовать совместную деятельность;

– не оставлять вопросы без внимания.

Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход

к каждому ребенку. Важным аспектом деятельности воспитателя является

постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей

игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается

последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в

которые включается ребенок.

Театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и

прекрасное средство для развития речи детей, обогащения словаря, а также

развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является

психологической основой правильной речи.

Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших

воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими

впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка

видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь

прекрасное и доброе.

Источник: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=20119

ЛОГОПЕД.РУ: Театрализованная игра как средство коррекции детей с общим недоразвитием речи. Этапы и направления работы

Статья Театрализованная игра как средство коррекции детей с ОНР. Этапы и направления работы

Материал с сайта www.logoped.ru

Петрова Е.С., ГДОУ № 47 Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга, учитель-логопед высшей категории

-Позвольте Вас спросить, как давно Вы были в театре? На этой неделе? В том году? Во время медового месяца или, может быть, только в детстве, когда заботливая мама сама брала Вас за руку и вела на детский утренник в ближайший театр (если он был в вашем населённом пункте)? К большому сожалению, таких заботливых мам не становиться больше год от года (хотя бы потому, что работать им приходится всё интенсивнее), да и билеты в театр нынче “кусаются”. Поэтому не удивительно, что среди воспитанников логопедической группы старшего возраста, где я имела честь преподавать года три назад, на вопрос, заданный Вам в начале моей повести, абсолютное большинство ответило отрицательно (т.е. совсем никогда!). Надо добавить, что эти дети родились и растут в Санкт-Петербурге, где в театрах, как Вы понимаете, нет недостачи.

Почему я говорю о театре? Потому что с тех пор наши дети “бывают в театре” как минимум три раза за год, приходя в гости друг к другу на спектакли. И потому, что считаю использование театрализованной деятельности в детском саду и, особенно, в логопедических группах – оптимальным решением. Сам термин “оптимизация” (найден в экономико-математическом словаре) имеет значение:

“ОПТИМИЗАЦИЯ — в наиболее общем случае: выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных”.

Я думаю, что в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), этим вариантом и будет театрализованная деятельность.

Материал с сайта www.logoped.ru

Основными недостатками, мешающими обучению детей с ОНР, являются – плохая восприимчивость ко всему новому и недостаточная познавательная активность. Нашим деткам тяжело целенаправленно заучивать и припоминать что-либо.

Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес.

А учитывая проявления эмоциональной сглаженности, интерес должен быть не затухающим, а растущим в геометрической прогрессии (что, кстати, в немалой степени зависит от личности педагога).

Итак, целью использования нами театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

Вот лишь некоторые из задач, которые мы успешно можем решить в ходе работы над театрализацией:

  1. Пополнение и активизация словаря (за счёт слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков)
  2. Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков
  3. Закрепление навыка использования прямой и косвенной речи
  4. Совершенствование монологической и диалогической форм речи
  5. Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе

Материал с сайта www.logoped.ruВ нашем детском саду мы используем различные виды театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети играют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок исполняет свою роль.

В других дети действуют, как в режиссерской игре: героев изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли как настоящие артисты-кукловоды. Также проводятся спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками (так называемые “стендовые” театрализованные игры), в которых дети на фланелеграфе с помощью картинок показывают сказку, рассказ и др.

Вершиной творчества (применимой только в подготовительных группах) являются мюзиклы по мотивам той или иной сказки.

Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Давайте представим нашу работу в виде пирамиды, где основанием является сам ребёнок, а вершина – то, чего он может достичь.

Каждая грань – это педагоги и специалисты, воздействующие на него. Чем слаженнее их работа, тем крепче и устойчивее будет пирамида.

Ведь сказка – это не цель, а лишь средство реализации тех или иных коррекционных (и не только) задач, стоящих перед педагогами.

С чего же начать педагогу, решившему заняться вплотную театрализованной игрой с детьми, имеющими ОНР? Естественно, как и в настоящем театре, с выбора произведения. Это самый ответственный (т.к.

от выбора произведения зависит успех постановки), но, в то же время, самый простой шаг – ведь существует “Программа …”, где определён круг художественных произведений соответственно возрастной группе.

Этапы работы: (привожу на примере сказки “Волк и семеро козлят”, старшая группа)

  • 1. ознакомление с произведением, распределение ролей (учитывая возрастную категорию): для старших детей – обязательно считаясь с личными пожеланиями.
  • 2. обогащение словаря, по данной и смежным темам (- дикие и домашние животные и птицы, детёныши животных, время года, продукты питания, семья)
  • 3. разучивание текста, “подгонка” роли под определённого ребёнка (замена слов с учётом звукового наполнения, упрощение фраз). Это нельзя делать, когда читаем произведение целиком.
  • 4. изготовление атрибутики (билеты, костюмы, афиша, декорации), по мере возможности самими детьми, с учётом возрастной группы, привлекая родителей.
  • 5. подбор музыкального сопровождения, в старшем возрасте привлекаем детей, как к выбору музыкальных отрывков, так и к их исполнению ( под бубен выходит петух, а под колокольчик – коза, обязательно обсуждаем, звучание какого инструмента подходит тому или иному герою)
  • 6. репетиции с использованием мимики, жестов, походки (сначала индивидуально, затем в малых группах, и только как заключительный момент – общая игра-драматизация)
  • Направления:

  • Физкультурный руководитель – физические характеристики героев (пластичность, походка, общая координация) закрепляемые в подвижных играх.
  • Музыкальный руководитель – работа с голосом (определение нужной высоты и тембра для каждого из героев); подбор соответствующих характеру и темпераменту действующего лица музыкальных отрывков; ритмические упражнения с переключением внимания (“как только зазвучит эта музыка, вы превращаетесь в …..”); прослушивание с детьми мелодий и обучение их самостоятельному музыкальному сопровождению.
  • Воспитатель – это прежде всего чтение худ.литературы; обогащение словаря; ИЗО –деятельность( цвета, формы, тактильные ощущения, лепка и рисование, аппликация и вырывание по контуру из бумаги); развитие мелкой моторики ( пальчиковые игры и речь с движением- это ведь как спектакль в миниатюре)
  • И, наконец, самое глобальное направление работы, логопедическое:

    • артикуляционная гимнастика (напрямую связана с дикцией и легче всего воплощается в театральных формах: “ покажите, как волк скалит клыки”, “как дышит собачка, высунув широкий язычок”)
    • Задания для развития речевой интонационной выразительности ( в младшем возрасте начинаем со звукоподражаний)
    • логоритмические упражнения без музыкального сопровождения (это наша “речь с движением”, совсем не простой вид заданий, особенно в младшем возрасте)
    • Коррекционно-развивающие игры на:

    – развитие памяти с расширением словарного запаса – “какая бывает коза…” (по кругу подобрать и запомнить определения); загадали загадки – припомнили отгадки, провели “ 4-й лишний” по отгадкам;

    – слуховое восприятие – “узнай по описанию героя сказки”, “ нарисуй по описанию”, “ здесь что-то не так”- небылицы;

    – логическое мышление “что сначала, что потом” (коза или козлёнок);

    – ассоциативное мышление (подбор слов-ассоциаций с их дальнейшим воспроизведением в произвольном порядке; составление смысловых рядов “коза-козлёнок, петух – …”;

    – грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);

    – звуко-слоговую структуру (“прошагай, кто из героев быстрее доберётся до леса”) ;

    -воображение (в старшем возрасте фразеологизмы и пословицы; “ продолжи красиво ….”, “капельки росы сверкают на солнце, как….”;

    -развитие мелкой моторики (пальчиковые игры + театр теней)

    – лексику (за счёт смежных тем идёт обогащение и активизация словаря)

    • упражнения для эмоционального развития детей + для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы ( т.е. психогимнастика на материале любой лексической темы: “ты – козлёнок, заблудившийся в лесу”, “ покажите, как будто снимаете горячую кастрюлю с молоком с огня, и обожглись”, “ разбили любимую чашку”… или “ лось, важно ходит по лесу; белочка грызёт орешки, медведь залез в дупло и его покусали пчёлы…”. Очень трудно научить наших детей передавать мимикой эмоции, которые они на самом деле не испытывают в данный момент – страх, боль, испуг, сострадание, гордость.
    • театральные этюды ( схожи с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединённых сюжетом –“ где мы были, мы не скажем, а что делали –покажем”)
    • игры – драматизации (в них главное – свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе)

    Как Вы, надеюсь, понимаете, вся эта кропотливая работа является “работой” только для нас – взрослых, а для детей это, прежде всего ИГРА.

    И если сначала она протекает организованно, направляется педагогами, то потом она, что называется “выходит из берегов” и становится самостоятельной деятельностью детей (роли разыгрываются прямо в кукольном уголке, песни из спектаклей поются и на прогулке и в спальне).

    И, напоследок, хочется сказать, что мы – не боги, и дети наши очень индивидуальны и непросты. Но, может быть, когда-нибудь они станут настоящими артистами и народными любимцами и с них будут брать пример, в том числе и в речи, а это будет, пусть маленькая, но и наша с вами заслуга.

    Использованная литература

    1. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.

    Желаем успехов!

    Источник: https://www.logoped.ru/petres01.htm

    Театрализованная деятельность как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста ⋆ Планета Детства

    Статья Театрализованная игра как средство коррекции детей с ОНР. Этапы и направления работы

    Перед нами стоит задача научить детей говорить правильно, образно, связывать слова в предложениях и предложения в тексте, помочь ребенку развить самостоятельность, внимание, память, воображение, сформировать функцию самоконтроля за звуками, контролировать правильность артикуляции в произношении поставленного звука. В этой работе участвуют все: и логопед, и воспитатель, и родители, и сам ребенок.

    В данной ситуации театрализованная деятельность является замечательным способом помочь таким детям, подменив процесс монотонной и неинтересной работы над речью, увлекательной и интересной игрой.

    Для ребенка игра – это основной и естественный способ общения.

    По сути — театр  и есть игра, но игра с речью, которой можно руководить, подчинить ее образовательному и воспитательному процессам, посредством ее решать разнообразные проблемы малышей, в том числе и речевые.

    Исполняя роль, ребенок находится в центре внимания сверстников, его не перебивают, дают возможность самореализоваться–отсюда появляется уверенность в себе, повышается самооценка. Он занимается тем, что ему интересно (играет),  а отсюда поставленные задачи решаются быстро и эффективно.

    Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях  детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений.  Главной целью  является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

    Исходя из основной цели, можно выделить  следующие задачи:

     — развитие речи детей и коррекция ее нарушений; — коммуникативная функция, развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники-конкурсы; —  обеспечение понимания детьми способов коррекции речи; — развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;

    — развитие эстетических способностей.

    Принимая во внимание особенности детей в коррекционных группах, их речевые нарушения, становится очевидным, что приобщение ребенка к театрализованной деятельности должно происходить поэтапно, с постепенным усложнением.

    Легче всего ребенку справиться с “театром теней”, проводя элементарные манипуляции с персонажами, он получает возможность почувствовать динамику, последовательность событий.

    Далее следует “пальчиковый театр”. Никаких лишних движений – только речь.  Это открывает широкий спектр возможностей для работы с артикуляцией, звуками, дыханием. А главное, дети продолжают играть самостоятельно, используя слова и звуки, предложенные воспитателем в сценарии.

    Следующий вид театра – “колпачковый театр”. Игрушки можно изготовить вместе с детьми. Это только повышает их ценность в глазах ребенка. В “колпачковом театре” происходит синхронизация речи и движения.  Речь окрашивается эмоционально  (грустный, веселый, сердитый, обиженный, удивленный).

    Следующий этап – это “плоcкостной палочковый театр”. Готовые  куклы больших размеров ребенок перемещает над ширмой и при этом двигается сам. Речь связывается с движениями, обогащается интонациями, объединяется в едином сценарии, ребенок контролирует себя, соблюдая очередность в произношении текста.

    Для закрепления образовательных тем “Ознакомление с окружающим миром” на занятиях по ручному труду и аппликации,  мы создаем плоскостные виды изучаемых предметов: птицы, рыбы, насекомые и т. д.

    Получается  “театр на веревочке”. Разыгрывая театральные постановки с такими персонажами, дети легко запоминают их названия, характерные особенности, среду обитания и т. д.

    Быстро обогащается словарный запас ребенка, закрепляются и расширяются знания.

    При прохождении темы “Животные”  эффективен“театр масок”. Надевая изготовленную своими руками маску, дети обыгрывают их в спектаклях и самостоятельной деятельности. Речь ребенка дополняется движениями тела, причем сложными: персонаж прыгает, злится, мурлычет, трется о ногу, изгибает спину…

    “Театр Би–ба-бо”хорошо использовать для развития диалоговой речи. Работа пальцев и речи в комплексе с построением предложений дает очень хороший результат, учит ребенка вести монологи и диалоги, решает эстетические и воспитательные проблемы.

    И, наконец, самый интересный и самый сложный для детей “сценический театр”.  Когда ребенок сам становится персонажем:это требует от него полной концентрации, он двигается, создает образ при помощи мимики, пластики, ритмики и при этом говорит.

    Целый комплекс мимических упражнений, где дети старательно тренируют лицевые мышцы, формируется правильное дыхание, четкая дикция, интонации, артикуляция.

     Заученные тексты произносятся в нужном месте, соблюдается очередность, совершенствуется монологическая и диалоговая речь. И все это происходит одновременно.

    В процессе работы тексты спектаклей корректируются в соответствии с требованиями логопеда: заменяются, вставляются и исключаются слова с учетом возможностей ребенка.

    Сложно, но интересно, а желание участвовать в спектакле – это огромный стимулирующий фактор.

    Для усиления эмоционального восприятия сценического сюжета используются декорации. Для ребенка легче войти в роль, легче проникнуть в суть происходящего на сцене, почувствовать и воспроизвести характер своего героя, если хорошо подобрано сценическое оформление,

    Помещая персонаж среди декораций,ребенок легче входит в образ, фантазирует, раскрываются его творческие способности.

    Представить себя режиссером, выразить свое индивидуальное восприятие спектакля ребенку помогает игра “Создай декорацию”.

    Малыш еще не достаточно хорошо рисует, а собрать декорацию из заранее подобранных элементов просто и интересно, появляется  возможность экспериментировать.

    Можно увидеть очень неожиданные решения, потому что фантазия ребенка безгранична, а каждый малыш видит мир в не обремененном стереотипами виде.

    Этим мы развиваем творческие способности ребенка, усиливаем эффект восприятия художественного произведения, умение воспринимать и передавать образы.

    Мы развиваем образную речь, потому — что описав созданную им самим декорацию, ребенок должен использовать расширенный, эмоционально окрашенный набор слов, связать его в единый описательный рассказ.

    А ведь ему так хочется это сделать! Это то, что мы хотим услышать от малыша, только введенное в статус игры, интересное для него и не утомляющее ребенка.

    Театр понятен, доступен, интересен каждому малышу. С его помощью ребенок намного быстрее и, что самое главное, без лишнего напряжения раскрывается и совершенствует свою речь.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М., ТЦ Сфера, 2006. – 128с.
    2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.- М., Просвещение, 1991.
    3. ЖогаЛ. Н., Саяпова Н. Г., Епреева Е. Ю., РукосуеваЛ. А.. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада // Логопед. – 2007. — №4. – с. 46-75.
    4. ДороноваТ. Н., Доронова Е. Г. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М. 1997.

    Зотова Елена Ивановна,
    воспитатель,
    МБДОУ детский сад №7, г. Тверь, Россия

    Статья размещена в авторской редакции      

    Как разместить статью на сайте
    и получить сертификат к аттестации?

    Вам также может понравиться

    Источник: https://planetadetstva.net/vospitatelam/korrekcionnaya-rabota-vospitatelam/teatralizovannaya-deyatelnost-kak-sredstvo-korrekcii-rechi-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

    Логопеду, коррекционная педагогика. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей дошкольного возраста

    Статья Театрализованная игра как средство коррекции детей с ОНР. Этапы и направления работы

    Логопеду в ДОУ, коррекционная педагогика. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей дошкольного возраста.

    Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л.С.

    Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

    Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

    Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

    В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Поэтому развитие речи ребенка любого возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

    Работая с детьми, с речевыми нарушениями, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему своей деятельности я выбрала: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».

    К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, относится формирование у них связной монологической и диалогической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

    Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения связной речью.

    Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития речи.

    К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, относится формирование у них связной монологической и диалогической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

    Главной целью учителя-логопеда является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

    В данной ситуации театрализованная деятельность является замечательным способом помочь детям, подменив процесс монотонной и неинтересной работы над речью, увлекательной и интересной игрой.

    Логопеду, Коррекционная педагогика. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей дошкольного возраста.

    Театральная деятельность – это самый яркий, интересный, активный вид детского творчества. Она глубоко лежит в детской природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника, это известно всем.

    Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры — драматизации, инсценировки, кукольные представления. Огромное значение имеет театральная деятельность для развития речи ребенка, ее выразительности. Театрализованная игра раскрепощает ребенка, помогает ему преодолеть застенчивость, так как принимая на себя роль ребенок говорит от имени персонажа или куклы.

    В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

    В создании театрального образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки.

    Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

    Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

    Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л. С. Выготский).

    Таким образом, можно выделить задачи коррекции речи решаемые через театрализованную деятельность детей с нарушением речи:

    1. Совершенствование познавательных процессов.
    2. Развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности.
    3. Развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника.
    4. Воспитание интереса к различным видам творческой деятельности.
    5. Овладение импровизационными умениями.
    6. Закрепление, активизация и обогащение словаря.
    7. Развитие и совершенствование грамматического строя речи.
    8. Воспитание звуковой культуры речи.
    9. Формирование умения передачи мимикой, интонацией, жестом, позой, движением основные эмоции.
    10. Развитие и укрепление взаимодействия детей, воспитание уважения друг к другу.
    11. Творческие игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию.
    12. Сочинение небольших рассказов и сказок, подбор простейших рифм.

    Основные направления работы с детьми:

    1. Артикуляционная гимнастика.
    2. Чистоговорки и скороговорки.
    3. Пластические этюды.
    4. Мимические этюды.
    5. Упражнения на воображение.
    6. Упражнения на напряжение и расслабление мышц.
    7. Упражнения на имитацию движений.
    8. Упражнения на активизацию словарного запаса.
    9. Упражнения на интонационную выразительность.
    10. Упражнения на формирование разговорной речи.
    11. Упражнения на отбивание ритма.
    12. Упражнения на речевое дыхание.
    13. Игры со словами и без слов.
    14. Хороводные игры.
    15. Подвижные игры с героями.
    16. Обыгрывание эпизодов.
    17. Инсценирование сказок, потешек, стихов.
    18. Показ театрализованных представлений.

    Методы для коррекции и формирования речевых и коммуникативных умений и навыков ребенка

    • театрализованные игры – этюды;
    • речевые игры и упражнения с широким использованием элементов национальной культуры, фольклора;
    • игры – драматизации;
    • игры в кукольный театр;
    • занятия по сценической речи;
    • метод пантомимы;
    • инсценирование стихов, сказок, рассказов, мини – сценок;
    • обогащение зрительного театрального опыта;
    • изготовление кукол, элементов костюмов и атрибутов для игр, спектаклей.

    Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать программно-методические средства, позволяющие решить задачи речевого развития детей.

    Появился программно-методический комплект, который включает в себя использование программ, учебно-наглядных пособий, пособий для детей, периодических изданий, учебно-методических пособий, ТСО.

    Разработана программа театрального кружка.

    Созданы картотеки игр и упражнений: «Игры по развитию речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры», картотека мнемотаблиц. Созданы презентации «Виды театров», «Мир театра».

    1. Пальчиковый театр использую как элемент логопедического занятия

    Используется:

    — для инсценирования русских народных сказок.

    — для разыгрывания коротких диалогов.

    Речевой материал, который изучался на занятии, закрепляется через пальчиковый театр. Т.е. прослеживается связь с лексической темой занятия. Идет автоматизация звуков у говорящих детей и вызывание звукоподражания у неговорящих детей.

    Для лучшего понимания детьми смысла взаимодействия и взаимоотношений персонажей эмоционально разыгрываются нравственно насыщенные ситуации с доступным сюжетом, короткими диалогами персонажей. Для этих целей очень подходят русские народные сказки

    2. Конусный театр

    • Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
    • Сопровождать движения пальцев речью;
    • Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

    И магнитный и настольный театр, театр картинок можно использовать на занятиях по развитию связной речи. Так при пересказе сказки или составлению рассказа по серии сюжетных картин дети действуя с персонажами легче их запоминают, запоминают последовательность событий.

    Детям это гораздо интереснее, поскольку они сами становятся создателями той или иной истории.

    3. Театр Би–ба-бо

    Театр Би–ба-бо хорошо использовать для развития диалоговой речи.

    Работа пальцев и речи в комплексе с построением предложений дает очень хороший результат, учит ребенка вести монологи и диалоги, решает эстетические и воспитательные проблемы.

    Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя( свою руку) с куклой.

    4. Театр теней

    Проводя элементарные манипуляции с персонажами, ребенок получает
    возможность почувствовать динамику, последовательность событий.

    5. Театр масок

    Надевая изготовленную своими руками маску, дети обыгрывают их в спектаклях и самостоятельной деятельности. Речь ребенка дополняется движениями тела, причем сложными: персонаж прыгает, злится, мурлычет, трется о ногу, изгибает спину…

    6. «Сценический театр»

    Ребенок сам становится персонажем: это требует от него полной концентрации, он двигается, создает образ при помощи мимики, пластики, ритмики и при этом говорит.

    Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, пополнился словарный запас, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

    Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём.

    Проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх — драматизациях.

    С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

    Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада не предполагает развития профессиональных актерских умений. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

    Скачать Логопеду, Коррекционная педагогика. Театрализованная деятельность как средство коррекции речи детей дошкольного возраста.

    Лашина Ольга Сергеевна Должность: учитель-логопед Место работы: МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

    Месторасположение: п. Ромоданово, Ромодановский район, Республика Мордовия

    Источник: https://portal2010.com/logopedu-korrektsionnaya-pedagogika-teatralizovannaya-deya/

    Театрализованная деятельность в совершенствовании речи детей с ОНР

    Статья Театрализованная игра как средство коррекции детей с ОНР. Этапы и направления работы

    Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

    Номинация «Методическая работа в ДОУ»

    К числу важнейших задач работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного системного речевого развития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

    Массовое явление, связное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Дети мало общаются, речевой опыт детей ограничен, языковые средства несовершенны.

    Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей.

    Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.

    Коррекционно-развивающие возможности театрализованной игры известны давно, хотя и используются далеко не полно

    По результатам исследования связной речи детей и на основании изученного теоретического материала поставила перед собой цель: совершенствовать связную речь дошкольников с общим недоразвитием речи, посредством театрализованных игр.

    Задачи:

    1. Совершенствование диалогической и монологической форм речи детей.

    2. Развитие у детей интереса к театральным играм, способности самовыражения в коллективной деятельности.

    3. Развитие исполнительского творчества детей в процессе театрализации.

    4. Закрепление и развитие у детей навыков речевой коммуникации.

    Работу проводила в 4 этапа, ориентируясь на  ФГТ.  Приложение 1.

    Для успешной реализации поставленных задач, велась в трёх направлениях:

    • Создание условий.

    • Работа с детьми.

    • Работа с родителями.

    Серьёзное внимание уделила созданию условий в группе, способствующих реализации поставленных задач. Организовала в группе развивающие центры:

    • «Театрал». Пополнила центр разнообразными видами детского театра: театр Петрушки, пальчиковый  театр, театр Масок, настольный картонный, плоскостной, конусный, театр на фланелеграфе. Пополнила центр элементами костюмов по перечню сказок. Разместила в центре диски со сказками для самостоятельного прослушивания детьми.

    • «Я познаю мир». Осуществила подбор картин по сюжетам произведений художественной литературы и сказок для составления творческих рассказов; детской художественной литературы составляющими репертуар театрализованной деятельности детей; иллюстраций, открытки для рассматривания и закрепления знаний, полученных при ознакомлении с явлениями социальной жизни.

    • «Игровой». Разместила настольные театрализованные игры: для развития диалогической формы речи, на развитие словаря; картотеку артикуляционной гимнастики, «Пальчиковый игротренинг»

    Работу с детьми строила на основе лексических тем через интеграцию области «коммуникация». Итог: Театральная пятница», 1 раз в 2 недели. Дети демонстрировали уровень приобретённых умений.

    Формы работы с детьми: театральные игры, чтение художественной литературы, игры на развитие диалогической речи, беседы, литературные викторины, игры-драматизации, прослушивание аудиосказок, драматизация сказок, разыгрывание этюдов. Тематический план работы, циклограмма распределения форм деятельности представлены в  Приложении 2.

    Работу в группе проводится в тесном контакте с родителями воспитанников.

    На информационном стенде еженедельно размещалась информация, отражающая текущие события в группе, рекомендации, просьбы, пути оказания помощи ребёнку при подготовке к игре-драматизации, предварительном чтении необходимой детской художественной литературы. План работы с родителями и модель взаимодействия – в Приложении 3.

    В результате проводимой работы получила устойчивую положительную динамику повышения уровня речевого развития детей с ОНР, что способствовало закреплению и развитию навыков речевой коммуникации, формированию умения планировать развёрнутые высказывания, развитию навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний, формированию у детей навыков использования средств художественной выразительности, обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

    Приложение 2: Циклограмма. План работы «Реализация области «коммуникация».  Модель взаимодействия педагога и родителей. 

    Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

    Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

    Хоменко Светлана Александровна, воспитатель, I квалификационная категория, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 37, г. Ангарск Иркутской области. Пед. стаж: 18 лет. Достижения: благодарственное письмо Министерства образования Иркутской области; дипломы, благодарственные письма Управления образования г. Ангарска.

    Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/speech-development/12013.html

    Ваш педагог
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: