Статья Травматизм на уроках физической культуры

Травмы на уроках физкультуры

Статья Травматизм на уроках физической культуры

РубрикаПедагогика
Виддоклад
Языкрусский
Дата добавления01.02.2017
Размер файла12,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Профилактика травматизма на уроках физической культуры

На сегодняшний день безопасности в образовательных учреждениях уделяют серьезное внимание организации работы по охране труда, предупреждению травматизма студентов и работников.

Но все же безопасность трудовых и учебных процессов в общеобразовательных учреждениях до сих пор, к сожалению, оставляет желать лучшего.

На занятиях физической культуры учащиеся входят в группу риска, которая подвержена травматизму, т.к. урок физической культуры отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с использованием различного спортивного оборудования, инвентаря.

Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой и спортом является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров, инструкторов, медицинских работников, дирекции школ. Однако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно. Множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводило и приводит учащихся к травмам.

На занятиях по физическому воспитанию учителя используют разнообразное спортивное оборудование. Безопасность таких занятий зависит, прежде всего, от твердых знаний учащимися правил установки в рабочее и исходное положение снарядов, обучения учителем приемам страховки и самостраховки.

[3]

Во избежание возможных травм необходимо выполнять следующие правила: безопасность учебный физкультура урок травматизм

а) все действия учащихся по установке оборудования должны организовываться и осуществляться только в присутствии учителя и по его распоряжению;

б) по окончании установки оборудования в рабочее положение необходимо обязательное опробование его снарядов.

В целях предупреждения травмы учащихся необходимо осуществлять технический уход за спортивным оборудованием. Он заключается в систематическом контроле со стороны учителя физического воспитания за целостностью элементов снарядов, узлов их креплений, а также в периодической смазке всех трущихся деталей (шарниры, подшипники и др.)

Все занятия на спортивном оборудовании должны проходить организованно и под непосредственным контролем учителя физического воспитания.

Страховка — это готовность учителя или учащегося оказать помощь занимающемуся, неудачно исполняющему упражнение. Страховка и помощь связаны между собой. Физическая помощь сводится к минимуму или прекращается на уроках совершенствования физических упражнений, когда учащиеся выполняют их самостоятельно.

Самостраховка способность занимающихся самостоятельно выходить из опасных ситуаций, прекращая при этом выполнение упражнения или изменяя его для предотвращения возможной травмы. Например, при выполнении стойки на плечах на брусьях в случае падения вперед учащийся должен сделать кувырок вперед ноги врозь; при соскоках со снарядов, влекущих за собой падение, также выполнить кувырки.

Одна из важнейших функций физкультурных работников это профилактика спортивного травматизма. Причинами травматизма заключаются, как правило, в нарушениях учебно-тренировочного процесса и правил соревнований, а также в нарушениях санитарно-гигиенического характера.

При занятиях гимнастикой возможны ссадины, потертости, срывы мозолей в области кистей, ушибы и растяжения связочно-суставного аппарата преимущественно верхних конечностей.

Для баскетболистов характерны травмы связочного аппарата голеностопного сустава, ушибы, растяжения боковых, крестообразных связок, повреждения менисков коленного сустава, а также ушибы и растяжения связок пальцев и кистей рук.

Травматизм у волейболистов: ушибы пальцев кисти лучезапястного, плечевого и локтевого суставов, ушибы туловища, чаше связанные с дефектами оборудования, неудовлетворительным санитарным состоянием залов.

При занятиях футболом травмируются, как правило, нижние конечности, возникают хронические артриты коленного сустава, растяжение связок коленного и голеностопного суставов, ушибы, надрывы и разрывы мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц, травматические периоститы большой берцовой кости голени. Нужно обязательно следить, чтобы на поле, как и в других местах занятий, не было камней, стекол и других предметов, которые могут привести к травмам и падениям.

Травматизм у лыжников. Занятия на открытом воздухе при низких температурах опасны из-за возможности обморожения. Сильный ветер, повышенная влажность воздуха, тесная и мокрая обувь могут вызвать обморожение даже при нулевой температуре.

Для профилактики спортивного травматизма учителя физического воспитания должны строго соблюдать правила рациональной методики обучения и тренировки, учитывать индивидуальные особенности занимающихся, обеспечивать необходимую страховку при выполнении упражнений, обучать учащихся правилам страховки, само- и взаимостраховки.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Особенности техники безопасности и мер профилактики травматизма на уроках физической культуры в младшей школе. Оказание первой доврачебной помощи при травмах, возникших в результате несоблюдения техники безопасности на занятиях физической культурой.

дипломная работа [135,0 K], добавлен 11.05.2010

Физическое воспитание как основной вид занятия в детском саду. Изучение основных причин травматизма детей на занятиях физкультурой. Требования и условия, необходимые для обеспечения безопасности детей. Методы контроля над физическим воспитанием в ДОУ.

Источник: https://coltis.ru/travmy-na-urokah-fizkultury/

Травматизм на уроках физкультуры: почему возникает и как с ним бороться?

Статья Травматизм на уроках физической культуры

Профилактика травматизма на уроках физкультуры – это первоочередная задача администрации школы и педагогического состава, занятого в проведении уроков физической культуры. Причины травматизма на уроках физкультуры делятся на две группы:

  • Методические.
  • Организационные.

Обе группы непосредственно связаны с преподавателем (тренером) и материально-техническим оснащением спортивного зала или комплекса.

Основные причины появления травм на уроках физкультуры

причина травматизма на уроках физкультуры – это неправильное проведение занятия. Отсутствует должная организация урока, не выполняются методические рекомендации во время учебно-тренировочных занятий.

Другие причины:

  • Отсутствие индивидуального подхода во время тренировок и сдачи нормативов (не учитывается состояние здоровья, физические возможности учащегося, его возрастных и половых особенностей).
  • Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние спортивного комплекса или спортзала (проблемы с освещением, недостаточная вентиляция, неправильный температурный режим в помещении или неблагоприятная погода на уличных спортивных площадках).
  • Слабое материально-техническое обеспечение (обветшавший спортивный инвентарь, незакреплённые спортивные снаряды, отсутствие зон безопасности на спортивной площадке или в спортзале, неровные дорожки и травмоопасное покрытие пола).
  • Недостаточная воспитательная работа (отсутствие дисциплины, элементарное непослушание учителя, которое ведёт к отказу от полезных рекомендаций педагога как тренера).

Отсутствие медицинского контроля – это наиболее распространённая проблема учебных заведений.

В государственных школах медицинская служба часто ограничивается одним медработником, который не в состоянии контролировать состояние здоровья каждого ученика.

Не редкими бывают случаи нивелирования учителем рекомендаций медицинской службы по срокам восстановления ученика после травмы, по допустимым весовым нагрузкам и т.д.

Меры предупреждения травматизма

Озвученные причины травматизма делают очевидными чёткие рекомендации по снижению рисков на уроках физической культуры. Кончено, выполнение этих мер является обязанностью учителя физкультуры и всех тренеров, работающих с учащимися. От их квалификации и профессиональной подготовленности будет зависеть здоровье детей.

  • Порядок на спортивной площадке – это первое правило, которое касается не только чистых полов, но и правильного размещения спортивных снарядов. Не используемый инвентарь должен находиться в отведённых местах хранения.
  • Надёжность и исправность тренажёров и спортивных снарядов. Учитель и тренеры должны следить за полноценностью тренажёров и снарядов. При обнаружении неисправностей снаряды и тренажёры выводятся из эксплуатации до проведения ремонта или списываются с баланса как непригодные к дальнейшему использованию.
  • Силовые и гимнастические упражнения выполняются только с подстраховкой.

Тренер и учитель на уроке физкультуры – это ключевая фигура. Он не имеет права оставлять учеников без присмотра. Приступать к выполнению упражнений можно только с его разрешения. Дисциплина и мотивация ставится важнее показателей и нормативов. Задача педагога и тренера научить, усовершенствовать навыки, а не сделать чемпиона любой ценой.

Школа «Возможность»: а как обстоят дела со спортом у нас?

Спортивному воспитанию в частной школе «Возможность» уделяется повышенное внимание. На базе учебного заведения функционирует полноценный спортивный комплекс, оснащённый крытыми кортами, футбольными полями, гимнастическими залами и бассейном.

Все помещения построены с учётом современных строительных и экологических норм. В спортивных залах поддерживаются оптимальные климатические условия для занятий, например, плаванием, единоборствами и другими видами спорта.

Кроме материально-технического оснащения важно выделить профессиональный штат учителей и тренеров.

Все это люди с педагогическим образованием, которые готовы к работе с детьми разных возрастных групп, отлично понимают все тонкости спортивного воспитания, а также осведомлены о всех рисках и причинах спортивного травматизма. В школе не найти неудавшегося спортсмена, который любой ценой пожелает реализовать свои амбиции через учеников. 

Источник: https://www.cior.ru/articles/travmatizm_na_urokax_fizkul_tury_pochemu_voznikaet_i_kak_s_nim_borot_sya/

Травма на уроке физкультуры ответственность учителя

Статья Травматизм на уроках физической культуры

По мнению учителя, избежать травм во время занятий спортом просто невозможно, в некоторых случаях родители требуют от физруков слишком много.

Несчастный случай произошел в Быховском районе в понедельник: третьекласснику стало плохо во время занятия бегом, прибывшие на скорой медики констатировали смерть ребенка. Sputnik расспросил учителя физкультуры о том, могут ли дети избежать травм в школе, кто виноват и что с этим делать.

По мнению учителя физкультуры одной из белорусских школ, вина за такие происшествия в разных случаях может лежать на разных плечах: он убежден, довольно часто к ним приводит не халатность физруков, а невнимательность самих детей; некоторые из них просто стесняются жаловаться на самочувствие.

«У меня бывало два или три перелома за один урок»

«В каждом конкретном случае происходит по-разному. Да, бывает, что учителя пренебрегают правилами безопасности. Но получить травму, когда занимаешься спортом, совсем не сложно. Как и в процессе игры во дворе — это же дети», — убежден Алексей (имя героя изменено по его просьбе).

В любом случае, рассказывает учитель, перестраховываться надо постоянно: перед началом любого занятия учитель должен интересоваться самочувствием детей, объяснять им, что если кому-то становится плохо, надо прекратить выполнять упражнение или сойти с дистанции и сообщить ему о недомогании.

© Sputnik / Алексей Куденко

Особенно часто школьники травмируются во время игр: футбола, баскетбола и волейбола

«Физруки всегда знакомы с хроническими заболеваниями учеников.

К примеру, сердечникам противопоказана резкая нагрузка — челночный бег, подтягивания, подъемы туловища, — но, в то же время, не противопоказан равномерный бег, даже если ребенок занимается не в основной, а в подготовительной группе.

Он освобождается от сдачи нормативов, оценивается только его техника выполнения, и учитель будет неправ, если заставит такого ребенка бежать на результат», — пояснил он.

От микротравм вроде ушибов и растяжений никуда не деться, сетует физрук, и зачастую виноваты в них сами дети, которые игнорируют правила безопасного поведения.

«Особенно часто травмируются во время игр: футбола, баскетбола и волейбола. У меня бывает несколько травм в день, а было даже два или три перелома за один урок. Кто виноват? Однозначно не ответишь.

Никто не застрахован: порой учитель не проводит инструктаж должным образом; в других случаях ребенок его прослушал, неправильно поставил пальцы или расслабил кисть, когда ловил мяч, и заработал перелом», — поделился Алексей со Sputnik.

Предотвратить все — физически невозможно

Родители не всегда объективно оценивают происходящее, так что зачастую требуют от учителей гораздо больше, чем те могут (и должны).

«Физрук что должен сделать, когда травмируется ребенок? Оказать первую помощь, вызвать сотрудника медицинского пункта, доложить дежурному администратору школы, сообщить родителям, а если нужна госпитализация и мама с папой сопроводить ребенка не могут — поехать с ним в больницу. Но физически невозможно предотвратить все подобные случаи», — уверен Алексей.

© Sputnik / Александр Кряжев

Учителя физкультуры всегд проверют исправность спортивных снарядов и снаряжения, но без травм все равно не обходится

Одни родители на мелкие инциденты в школе реагируют спокойно. Другие — по любой мелочи сначала приходят с претензиями, а после идут жаловаться, кто куда: к директору, в управление образования, в прокуратуру, даже в Администрацию президента.

«У моего коллеги была интересная история на уроке. Был бег; он, как полагается, начал урок с проведения инструктажа по технике безопасности.

Дети побежали, на половине круга девочка толкнула мальчика, он упал на впереди бегущего, а тот — на асфальт и выбил два зуба. В результате родители написали заявление в прокуратуру — мол, виноват учитель, не уследил.

Требовали, чтобы он, как минимум, вставил ребенку зубы за свой счет.

В итоге следователь разобрался: опросил детей, выяснил, что предварительный инструктаж проведен был, преподаватель находился на месте, инцидент — чистая случайность. Дело закрыли. В общем, неразумно во всем обвинять физруков: в девяти случаях из десяти виноваты сами дети», — резюмирует он.

Учитель физкультуры заверяет: контроль в этих вопросах в школах особенно строгий.

«У нас все травмы, полученные детьми в школе, сейчас фиксируются через прокуратуру. Наш сотрудник составляет акт о несчастном случае, учитель и пострадавший ребенок пишут объяснительную, а родители — как и в какое время на травму отреагировал учитель. Халатность без внимания не остается», — рассказал Алексей.

Источник: https://sputnik.by/society/20181024/1038314735.html

Травматизм на уроках физкультуры

Несмотря на меры предосторожности, предпринимаемые большинством учителей, тренеров и воспитателей, на уроках физической культуры, тренировочных занятиях, спортивных соревнованиях еще нередки случаи травматизма. В общей структуре детского травматизма этот вид стоит на четвертом месте после бытового, уличного и школьного.

Статистика травмированных детей на уроках физкультуры

По частоте случаев среди различных возрастных групп наибольший процент падает на детей 12—14 лет, на втором месте учащиеся младших классов (7—11 лет), на третьем — 15—16-летние подростки. У мальчиков повреждения, полученные на занятиях физической культурой, наблюдаются в два раза чаще, чем у девочек.

Эта печальная статистика красноречиво говорит о том, что проведение целенаправленной работы по профилактике спортивного травматизма среди школьников является важнейшей задачей, которую должны решать не только учителя физической культуры и тренеры, но и администрация школ, медицинские работники, родители учащихся.

Для того чтобы борьба с травматизмом была успешной, учителя, тренеры, воспитатели должны иметь четкое представление о степени травмоопасности каждого вида, входящего в учебную программу по физической культуре, держать под неусыпным контролем причины, могущие привести к опасным последствиям.

Причины травматизма на уроках физкультуры

При всем многообразии этих причин все же можно выделить такие, которые чаще всего приводят к травматизму.

Это — недостаточный врачебный контроль за состоянием здоровья, физической подготовленностью учащихся, нарушение дисциплины и установленных правил во время тренировок и соревнований, неудовлетворительное состояние мест занятий, пользование неисправным или не соответствующим антропометрическим данным занимающихся оборудованием, отсутствие строгого контроля за рациональной одеждой, обувью учащихся, неблагоприятные для проведения занятий или соревнований санитарно-гигиенические и метеорологические условия, не соответствующие физической подготовленности детей, нарушение методики проведения занятий, тренировок, соревнований и, наконец, недостаточная квалификация учителя (тренера). Истоки травматизма полиморфны и, как правило, содержат в себе сочетанные причины, поэтому лишь комплексный, квалифицированный разбор каждого случая позволит вскрыть и ликвидировать их источники.

А теперь вновь обратимся к статистике; по данным НИИ травматологии, 55,1 % травм, полученных учащимися, приходятся на занятия по спортивной гимнастике, 23 % — по легкой атлетике, лыжной подготовке и на коньках, 8,2 % — по спортивным играм, на другие виды травматизма падает 13,7 % повреждений.

Гимнастика как наиболее травма опасный вид программного материала

Итак, как следует из приведенных данных, наибольший процент травм среди школьников зафиксирован на занятиях гимнастикой, которая является наиболее травмоопасным видом учебной программы.

К самым распространенным специфическим причинам детского травматизма при занятиях этим видом относятся неудовлетворительное состояние спортивных снарядов, использование матов плохого качества или с поврежденным покрытием, неправильная их укладка, плохая организация урока (отсутствие учителя или тренера при выполнении учащимися упражнений на снарядах, скопление их у одного из снарядов, отсутствие контроля учителя за выполнением детьми упражнений), неправильная методика проведения занятий (форсированные нагрузки, отсутствие полноценной страховки, плохое владение приемами самостраховки). Очень частая причина травм — азарт и завышенная самооценка учеников, что в большой степени присуще мальчикам 10—14 лет, и потому они требуют особого внимания учителя.

Источник: https://dk-kupavna.com/travma-na-uroke-fizkultury-otvetstvennost-uchitelya/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: