Статья Три приема на этапе рефлексии

Содержание
  1. Рефлексия в конце урока – методы, основные приемы и практические примеры
  2. Цели рефлексии
  3. Разновидности рефлексии
  4. Примеры рефлексии в начальной школе по ФГОС
  5. Как правильно использовать рефлексию
  6. Рефлексия в конце урока: примеры по ФГОС. Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС
  7. Понятие рефлексии
  8. Функции рефлексии
  9. Виды рефлексии
  10. Эмоциональная рефлексия
  11. Примеры эмоциональной рефлексии
  12. Деятельностная рефлексия
  13. Примеры деятельностной рефлексии
  14. Рефлексия содержания материала
  15. Примеры рефлексии содержания
  16. Как разработать рефлексивную методику
  17. Как научить детей рефлексии
  18. 7+ примеров рефлексии в конце урока
  19. Основные цели рефлексии
  20. Рефлексия в конце урока важна, чтобы ребенок понял:
  21. По содержанию
  22. По виду деятельности
  23. Целевая
  24. Карточки со смайликами
  25. Помимо смайликов, можно использовать:
  26. Лестница успеха
  27. Вагончики впечатлений
  28. Дерево чувств
  29. Опиши одним предложением
  30. Например:
  31. Таблица де Боно
  32. Анкета
  33. Примерные вопросы могут содержать следующие пункты:
  34. «Что, если…»
  35. Синквейн
  36. Самопроверка
  37. Меняйте приемы
  38. Адаптируйте задания под возраст
  39. Применяйте одинаковые маркеры хорошо/плохо
  40. Интересные приемы завершения урока
  41. Рефлексия важна на уроке для детей по следующим причинам:
  42. Учителю рефлексия позволяет: 
  43. Игра “Билет на выход” 
  44. Три “М” 
  45. “Ступени успеха” 
  46. Игра в снежки 
  47. Минута славы 
  48. Кто больше?

Рефлексия в конце урока – методы, основные приемы и практические примеры

Статья Три приема на этапе рефлексии

В конце урока каждый учитель долженуметь определить эффективность проделанной работы, то есть узнать, какпрочитанный материал усвоили учащиеся. Ребенку же этот прием помогаетсистематизировать знания и сравнить успехи с достижениями соседа по парте.

Рефлексия – официальное требованиефедерального государственного стандарта. Учителю здесь отводится рольнепосредственно организатора. Ученики, в свою очередь, выступают действующимилицами.

В этой статье подробнее рассмотрим понятиерефлексии, ее цели, приведем примеры приемов, которые можно использовать науроке.

Цели рефлексии

В дословном переводе рефлексия –размышления по поводу своему внутреннего состояния, это так называемый самоанализ,важный в части усвоения знаний. Задача хорошего педагога не просто рассказатьто, что он знает, а достучаться до детей, научить их думать и запоминать.

«Как я могу использовать свои знания в будущем, какие выводы можно сделать после урока, была ли понятна мне эта информация?»

В то же время далеко не все учителясчитает, что это нужно осуществлять на практике. Часто они просто раздают детямсмайлики, обозначающие грусть и удачу, чтобы оценить результат своего труда. Считается,что данный подход является самым неэффективным, несмотря на простоту.

Что же на самом деле такое рефлексия?Это этап урока, на котором ученику необходимо самостоятельно оценить своизнания, поделиться эмоциями от услышанного, проанаилизировать полученныесведения. Школьник должен подумать, насколько полезной является информация инеобходимо ли ее усваивать вообще.

Важность рефлексии в конце урокапроявляется в следующем:

  • Какие цели достигнуты;
  • Какие знания получены;
  • Как информация может использоваться вбудущем;
  • Можно ли корректно оценить свою работу итруд одноклассников;
  • Развитие привычек самоконтроля;
  • Стимулирование критического мышления;
  • Формирование осмысленного подхода ковсему происходящему.

Учитель пользуется рефлексией, чтобыопределить план своей дальнейшей работы, оценить сильных и слабых учеников, атакже найти подход к ним. Прием может осуществляться абсолютно на любом этапеурока, в конце пройденной темы.

Разновидности рефлексии

Существует множество классификаций рефлексии. Рассмотрим ееразновидности по содержанию:

  • Символическая — ученик выставляет оценку уроку при помощи карточек сцифрами и других характерных изображений;
  • Устная — рассказывает о своих впечатлениях;
  • Письменная — излагает мысли в форме сочинения, ответов на вопросыанкеты и т. д.

По виду деятельности принято различатьследующую рефлексию:

  • Индивидуальная;
  • Групповая;
  • Фронтальная;
  • Коллективная.

Последняя считается наиболееэффективной. К этому виду работу дети привыкают постепенно. Класс можноразделить на небольшие группы для закрепления знаний и выполнения определенныхзадач. Часто учителя прибегают и к индивидуальному варианту.

По целевому назначению существует такаяклассификация:

  • Эмоциональная. С помощью нее можнооценить не только восприятие школьной программы, но и настроение ученика,которое сложилось у него после урока. В частности, удается выяснить понятно/непонятно, интересно/не интересно;
  • Рефлексия действительности. Этот видиспользуется педагогом на этапе проверки домашних заданий или в ходезакрепления пройденного материала («дерево успеха», «лесенка успеха»,«вагончики»);
  • материала – проводится обычнов конце урока. Ребенку предлагается в устной или письменной формы ответить навопросы, продолжить предложение или же описать свои впечатления от новой темы(облако тегов, небольшое сочинение, анкета).

Каждый учитель в процессе накопленияопыта работы пользуется своими методами рефлексии.

Примеры рефлексии в начальной школе по ФГОС

Карты со смайлами

Ученикам могут раздаваться карты  серьезными, веселыми, грустными смайлами, окоторых мы уже упоминали в начале нашей статьи. Такие стикеры эффективны дляоценки пройденного материала. Однако их рекомендуется использовать только вначальной школе.

Внимание! Карты со смайлами – самый простой прием рефлексии. Он позволяет учителю понять, понравился ли школьникам проведенный урок, был ли он интересным, веселым и содержательным.

Также на практике можно использовать не только смайлы, но иследующие элементы:

  • Палец. Положительная оценка – большой вверх,негативная – вниз;
  • Картинки солнышка. Если ярко светит солнце, всеполучилось, солнце и тучка – все понятно, но есть некоторые вопросы, тучка –материал не усвоен;
  • Гномик. Если он улыбается, занятие прошлоуспешно, грустный – урок был скучный и не увлекательный.

Согласно статистике, часто применяется методика смайлов исолнышек с тучками.

Лестница успеха

Лестница изображается на большом листе картона. Ученикам раздаются изображения трех человечков, один из которых имеет опущенные руки, второй –руки, разведенные в стороны, третий – руки, поднятые вверх.

В том случае, если урок прошел неудачно,ребенок закрепляет на нижнюю ступеньку первого человечка, средне – оставляет второгов середине лестницы, успешно – фигурка с руками, поднятыми вверх, закрепляетсяна самой вершине.

Вагончикиполучения впечатлений

В классе на доске закрепляется поезд, состоящийиз нескольких вагончиков. Каждый из них должен выступать своеобразным символомразного этапа уроков.

Детям раздается несколько грустных и веселых смайликов, которые должны распределяться по необходимым вагончикам. Если материал не понятен – это грустное изображение, понятен – веселое.

Интересно знать! Описанный выше способимеет альтернативу в виде картинки с цветочной поляной. Ученикам раздаютсякартинки бабочек, которые садятся на цветок-задание, которое понравилась большевсего.

Деревочувств

Этот прием считается самым эффективным врефлексии в конце урока в соответствии с ФГОС. Чтобы применить его на практике,педагогу потребуются картинки со следующими элементами:

  • Дерево;
  • Разноцветные яблоки.

Если урок прошел удачно, а у детей не осталось вопросов, но поднялось настроение, то на доске закрепляется яблоко зеленого цвета. Если имеются проблемы – то присутствует красный оттенок фрукта.

Чтобы более глубоко понять настроениеученика, можно расширить палитру цветов. С точки зрения психологии, оттенкиобозначают следующее:

  • Оранжевый – радость;
  • Зеленый – спокойствие;
  • Черный – проблемы и плохое настроение;
  • Синий – неудовлетворение и грусть;
  • Желтый – дела обстоят нормально;
  • Фиолетовый – напряжение и тревога.

Чтобы развивался критический подход канализу ситуации, рекомендуется использовать определенные виды рефлексии,которые направление на увеличение степени осознанности учеников. Им вниманиебудет уделено ниже.

Вмести все в одно предложение

Учитель долженпредложить один из вариантов начала предложение, а ребенок должен его закончитьв любой удобной форме – устной или письменной. Примеры:

  1. Сегодня я узнал…
  2. На уроке я научился…
  3. Мне было трудно…
  4. Мне было непонятно…
  5. Теперь я знаю, что…
  6. Меня удивило…
  7. Я бы хотел узнать, почему…

Таблица де Боно

Существует еще один доступный и простой метод рефлексии,применяемой в конце урока. Эдвард Де Боно, профессор Университета Кембриджа,предложил оценивать впечатления учеником посредством простой таблицы «Плюс, минус, интересно»:

  1. «+» — все, что понравилось на уроке;
  2. «-» — все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным;
  3. «Интересно»— что привлекло, заставило задуматься и вызвало новые вопросы.

Задача педагога заключается в том, чтобы научить ребенка самостоятельно оценивать полученные знания.

Анкетирование

Данный вид рефлексии используется дляучеников всех возрастов. Детям предлагается дать ответы на вопросы о разныхэтапах успешного процесса и аргументировать собственную точку зрения.

Давайте рассмотрим примерный списоквопросов:

  1. На уроке я делал…
  2. Своей работой я доволен/не доволен потому что…
  3. Этот урок показался мне…
  4. За урок я бы поставил себе, потому что…
  5. Материал урока я освоил…
  6. Мое настроение после занятия…

«Что, если…»

Данный вопрос предполагает, что события могут развиваться поальтернативному сценарию. В результате у ребенка появляется поле длямногогранной фантазии. Этот вид рефлексии эффективен в конце урока политературе или русскому языку.

Например:       

  1. Что было бы, если бы Герасим не был глухим?
  2. Что было бы, если бы Обломов был более деятелен?
  3. Что было бы, если бы Тарас Бульба поступил с сыном не так жестоко?

Соответствующаятехника заставит учеников размышлять над той или иной ситуацией.

Синквейн

Этот прием является очень популярным в современнойпедагогике. Речь идет о стихотворении из пяти строк без привычной рифмы. Впервыетехнику начали использовать в США в минувшем веке, когда активнораспространялась мода на японскую поэзию.

В конце урока можно предложить учащимся написать своювариацию синквейна на базе прослушанного материала. Алгоритм здесь следующий:

  • 1 строка должна отражать основную тему занятия,обязательно присутствие ключевого слова;
  • 2 строка – два прилагательных, описывающие базовоепонятие;
  • 3 строка – три глагола, ответственных засовершенное действие;
  • 4 строка – короткое предложение о сути всегопроисходящего;
  • 5 строка – синоним ключа.

Совет! Не стоит зацикливаться на одном и том же споосбе рефлексии. И Вам, и детям, должен был интересен этот процесс.

Самопроверка

Этот прием предполагает самостоятельную проверку ученикомработу соседа по парте. Дети в устной форме должны задать друг другу вопросы,спросить, что получилось, а что – нет, поставить импровизированные оценки. Педагогуздесь отводится роль наблюдателя.

Важно! Чтобы урокзавершился на позитивной ноте, можно использовать прием «комплимент». Учительдолжен выразить благодарность за внимание, а ученики – за новые знания.

Как правильно использовать рефлексию

Первым советом является постояннаясмена приемов. Если бесконечно используется одна и та же техника,вероятность, того, что детям перестанут быть интересны уроки педагога являетсявысокой, к тому же оценки школьников станут предсказуемыми.

Задача учителя состоит в том, чтобы так называемая корзинаидей проходила этапы обновления, а класс постоянно развивался и думал, а несидел на одном месте.

Справка! Важнообеспечить не только комфорт работы учителя с детьми, но и обратную связь.

Также не стоит забывать о том, что давать знания, необходимо по возрасту. Конечно, такие методы как смайлы или вагончики уучеников средней и старшей школы вызовут только смех. Рекомендуется усложнять,упрощать задания, делать их более информативными или красочными. Процесс долженполучиться максимально творческим.

Применение одинаковыхмаркеров хорошо/плохо. В рамках одного из уроков учитель сказал школьников,что яблоко красного цвета говорит об успехе, а в рамках другого –свидетельствует о не усвоении материала.

Такие приемы только запутают учеников, особенно в начальнойшколе. В связи с этим перед началом профессиональной деятельности стоитвыработать для себя характерные признаки рефлексии.

Больше о приемах рефлексии Вы узнаете в следующем видео:

Источник: https://naturalmask.ru/refleksiya-v-kontse-uroka-metody-osnovnye-priemy-i-prakticheskie-primery.html

Рефлексия в конце урока: примеры по ФГОС. Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Статья Три приема на этапе рефлексии

С переходом на новые образовательные стандарты достаточно актуальным стал вопрос проведения рефлексии на уроке.

Многие педагоги не придают особого значения этому этапу занятия, некоторые относятся к его проведению чисто формально: раз требуется, значит, будем проводить.

В нашей статье попробуем разобраться, что такое рефлексия в конце урока, примеры по ФГОС покажут способы ее проведения.

Понятие рефлексии

Прежде чем идти дальше, необходимо разобраться с самим понятием, что означает это слово. Слово “рефлексия” русский язык в словарях толкует как самоанализ и самооценку своей деятельности. Если говорить о рефлексии как этапе урока, то это оценивание своего состояния, эмоций, результатов своей деятельности на занятии.

Слово “рефлексия” имеет латинское происхождение от слова reflexio, что означает умение размышлять, проводить самонаблюдение и осмысление своей деятельности.

С точки зрения психологии становление личности школьника достаточно тесно связано с рефлексией: если ребенок не умеет этого делать, то он не играет роль субъекта образовательного процесса.

Именно поэтому целесообразно, чтобы начиналась рефлексия в начальной школе.Отсутствие этого этапа урока показывает, что занятие направлено только на деятельностный процесс, а не на развитие личности школьника.

Функции рефлексии

Когда педагог на своих занятиях начинает систематически использовать рефлексию, то приходит осознание того, что она помогает контролировать класс, уже в ходе урока становится понятно, что вызывает затруднения. Рефлексия на уроке по ФГОС помогает учащимся более осознанно относиться к полученным знаниям, систематизировать опыт, адекватно сравнивать результаты своего труда на уроке с другими ребятами и оценивать их.

Если спросить, что дает рефлексия ребенку, то можно отметить следующее:

  • Он начинает понимать, ради чего изучается данная тема на уроке и как она может пригодиться ему в его жизни.
  • Рефлексия в школе помогает учащимся ставить цели и добиваться их.
  • Ребята начинают осознавать, что они могут внести свой вклад в общее дело.
  • Рефлексия покажет, насколько ребенок умеет адекватно оценивать свою работу, а также товарищей.

Учитывая все это, можно сказать, что рефлексия в конце урока – примеры по ФГОС будут рассмотрены далее – делает процесс освоения новых знаний более интересным для ребят и осмысленным.

Виды рефлексии

Когда учитель в процессе урока общается с детьми, то, учитывая обстоятельства, он использует один из видов рефлексии. Их существует несколько, и они отражают сферы человеческой сущности:

  • Физическая сфера предполагает ответ на вопрос: успел выполнить работу или не успел.
  • Сенсорная подразумевает самочувствие ребенка на уроке, каково ему было, комфортно или нет.
  • Интеллектуальная сфера показывает, что учащийся понял на уроке, какие трудности у него появились в процессе работы над новым материалом.
  • Духовная. Можно отметить, что ребенок, анализируя урок с этой позиции, может сказать, что повлияло на него положительно или отрицательно, он созидал себя или разрушал и как воздействовал на своих товарищей.

Есть ошибочное мнение, что рефлексия по ФГОС должна проводиться только в конце занятия, но это совсем не так. Ее использовать можно на любом этапе, так как она должна быть направлена на осознание того, что ребенок делает.

Можно еще выделить следующие виды рефлексии:

  • Индивидуальная, которая проводится с каждым ребенком для выявления реальной самооценки.
  • Групповая рефлексия акцентирует внимание на работу каждого члена группы для достижения общих целей. Здесь будут уместны следующие вопросы: “Какую помощь вам оказал … (имя)? Получилось бы у вас лучше, если бы с вами работал или не работал …(имя)?”

У психологов имеется свое мнение, какая может быть рефлексия в конце урока, примеры по ФГОС будут далее представлены. С их точки зрения, она бывает:

  • Коммуникативная. Она показывает представления ребенка о внутреннем мире своего товарища, о тех причинах, которые побудили его поступить так или иначе.
  • Для личностной рефлексии объектом является сама личность учащегося, ее качества, поведение, отношения с другими.
  • Интеллектуальная рефлексия становится актуальной в процессе решения разного рода задач, в способности анализировать свои решения, находить более рациональные и эффективные.

рефлексии также может отличаться, в зависимости от этого она бывает:

  • Символическая, когда для оценки своего состояния или работы используются символы, например, карточки, смайлики, жетоны.
  • Устная рефлексия подразумевает связное и понятное высказывание своих мыслей по поводу урока.
  • Письменная занимает много времени, и ее реже всего используют.

И можно привести еще одну классификацию, которая опирается на функции рефлексии:

  1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
  2. Рефлексия деятельности.
  3. Рефлексия содержания учебного материала.

Далее необходимо более подробно познакомиться с различными видами рефлексии.

Эмоциональная рефлексия

Такая разновидность рефлексии часто используется в самом начале занятия. Ее цель – установить эмоциональный контакт с учащимися и настроить их на доброжелательное отношение и плодотворную работу. Но такая рефлексия в конце урока также будет уместна.

Приемы, которые можно использовать для проведения такой рефлексии, могут быть самые различные. Далее их рассмотрим более подробно.

Примеры эмоциональной рефлексии

Каждый педагог в своем арсенале имеет много приемов проведения такого вида рефлексии. Рассмотрим только некоторые из них:

  1. Прием «Смайлик». Суть его заключается в том, что учитель в начале урока раздает ребятам изображение мордашки человека, но без черт лица. Задача детей нарисовать на лице те эмоции, которые характерны для них в настоящий момент времени. Не запрещается дополнить изображение другими предметами, например, пририсовать воздушные шарики или цветочки в руке. Для упрощения можно применять готовые смайлики, и дети только выбирают тот, который соответствует их настроению. Такой прием можно использовать и в конце занятия, чтобы оценить эмоциональное состояние ребят на этапе завершения работы.
  2. Прием «Солнышко». На доске изображается круг от солнца, а у ребят имеются лучи и облака. Подходя к солнышку, они должны прикрепить лучи, если урок им понравился, и закрыть его тучкой, если ничего полезного для себя они из него не извлекли.
  3. Зачитывание эмоционального стихотворения, которое согласуется с темой урока, а затем спросить учащихся, что они чувствуют? Какое настроение навевают эти строки?

Эмоциональная рефлексия очень важна. Дети привыкают оценивать свое состояние и свободно говорить об этом. Порой многим взрослым этого как раз и не хватает, чтобы объясниться со своими близкими и высказать, что они чувствуют. Часто простой разговор по душам решает сразу все проблемы.

Эмоциональная рефлексия проста для проведения даже в начальной школе, дети учатся выражать свои эмоции и анализировать настроение.

Деятельностная рефлексия

Эта разновидность рефлексии помогает оптимизировать учебный процесс. Учащиеся с помощью методов данной рефлексии могут осмысленно относиться к методам, которые они выбирают для достижения поставленных целей. В результате значительно повышается эффективность получения знаний.

Рефлексия деятельности позволяет оценить активность учащихся во время всего урока. Незаменимой такая рефлексия является на заключительном этапе урока. Она учит детей адекватно оценивать свою работу на уроке, методы и способы, которые они выбирают, чтобы достичь запланированного результата. С ее помощью учащиеся могут увидеть свои слабые места и выяснить, где имеются пробелы в знаниях.

Примеры деятельностной рефлексии

У всех учителей имеются уже большие запасы различных способов проведения такого вида рефлексии. Приведем примеры наиболее известных:

  1. Интересная рефлексия в конце урока в виде «Лесенки успеха». Ребенок выбирает ту ступеньку, которая соответствует ему. На нижней у человечка руки опущены и это символизирует, что на уроке ничего не получилось. Средняя ступенька с человечком, у которого руки разведены в сторону, что говорит о наличии некоторых проблем в ходе занятия. Верхняя ступенька с человечком с поднятыми вверх руками. Это говорит о том, что все, что было запланировано, удалось сделать.
  2. «Поезд». На доске висит изображение поезда с вагончиками, которые представляют этапы урока. Ребятам предлагается оценить каждый из них, опустив «веселое личико» или «грустное» в зависимости от того, понравилось ли им выполнять те задания, которые предлагал учитель.
  3. «Цветочная поляна». На доске изображена поляна с разноцветными цветами, которые имеют названия видов деятельности. Учащиеся должны посадить бабочку на тот цветок, который им больше всего понравился.
  4. На уроках чистописания в начальной школе можно проводить рефлексию под названием «Знаки». Ученики должны у себя в тетрадях – а можно и обменяться тетрадями со своими товарищами – выделить или подчеркнуть ту букву, которая написана красивее всего.

С помощью различных видов рефлексии учителю будет всегда удобно видеть наглядную картину усвоения нового материала.

Рефлексия содержания материала

Этот вид рефлексии направлен на выявление степени осознания ребятами нового материала. Чаще всего ее проводят уже в конце урока, но если на занятии имеется несколько блоков материала, то, может быть, будет эффективнее использовать такую рефлексию после каждого этапа работы.

Данная рефлексивная деятельность сразу покажет, что ребята усваивают быстро и хорошо, а какие вопросы требуют более детальной проработки и повторения. С помощью такого вида рефлексии можно быстро подвести итог урока.

Примеры рефлексии содержания

Таких видов рефлексии также можно предложить большое количество. Учитель может менять их в зависимости от силы класса, материала, который изучается на уроке. Вот только некоторые методы ее проведения:

  1. Ответь на поставленный вопрос. Вопросы рефлексии в конце урока могут быть следующими:
  • Что сегодня я узнал?
  • Мне было тяжело или нет?
  • Я понял материал или были затруднения?
  • Я научился чему-то новому?
  • Я смог добиться результата?

2. Прием «Плюс-минус-интересно». Его можно выполнять как устно, так и письменно, раздав детям карточки. “Плюс” – это то, что понравилось, “минус” – не понравилось, а “интересно” показывает, какие новые и интересные факты ребята узнали на уроке.

3. Составление синквейна. Это пятистишие можно применять на заключительном этапе урока.

Очень важна рефлексия в конце урока, примеры по ФГОС можно приводить почти до бесконечности.

Как разработать рефлексивную методику

При выборе различных способов проведения рефлексии каждый педагог должен учитывать некоторые моменты:

  • Возраст ребят и состав класса.
  • Особенности конкретного предмета и тему урока.
  • Целесообразность проведения рефлексии на определенном этапе урока.

Очень важно, чтобы рефлексия в конце урока проводилась не формально, а давала свои ощутимые результаты.

Как научить детей рефлексии

Чтобы дети свободно могли участвовать в рефлексии, этому необходимо обучать, уже начиная с первых классов. Процесс обучения можно разделить на несколько этапов:

  1. Умение анализировать свое настроение.
  2. Проводить анализ своих достижений.
  3. На третьем этапе научить детей анализировать работу своих одноклассников.
  4. На последнем этапе идет обучение анализа работы всего класса.

Только работая постоянно в этом направлении, можно добиться хороших результатов, когда ученики не будут бояться высказывать свое мнение и будут адекватно оценивать не только свою работу, но и заслуги своих товарищей.

Каждый педагог должен помнить, что урок для ребенка – это не просто занятие по конкретному предмету, а это настоящий урок жизни, на котором он учится осознавать себя среди людей, ценить свой и чужой труд, оценивать свои поступки, формировать ответственность за себя и своих близких в этом мире. Необходимо научить детей преодолевать трудности, потому что в жизни на пути их встречается немало.

Только творческий подход педагогов может воспитать настоящую современную личность.

Источник: https://FB.ru/article/238111/refleksiya-v-kontse-uroka-primeryi-po-fgos-refleksiya-kak-etap-sovremennogo-uroka-v-usloviyah-fgos

7+ примеров рефлексии в конце урока

Статья Три приема на этапе рефлексии

Рефлексия в конце урока помогает учителю определять эффективность своей работы и степень усвоения материала классом.

Ребенку — систематизировать полученные знания и сравнивать собственные успехи с достижениями одноклассников.

Рефлексия является обязательным требованием по ФГОС (федеральный государственный стандарт).

Учитель в ней выполняет роль организатора, ученики выступают главными действующими лицами.

В этой статье мы собрали классификацию и несколько примеров рефлексии в конце урока, будь то алгебра, русский или английский язык, которые помогут преподавателю наладить обратную связь с классом.

  • Основные  цели рефлексии
  • Какие виды рефлексии бывают
  • Примеры рефлексии в конце урока по ФГОС
  • Как правильно использовать рефлексию в конце урока

Основные цели рефлексии

Рефлексия, в дословном переводе размышления о своем внутреннем состоянии и самоанализ, является одной из важнейших частей занятий, ведь задача хорошего преподавателя не просто выложить известный ему материал, а научить детей учиться и думать.

«Что я вынес из урока, был ли он мне понятен и интересен, как я смогу использовать свои знания в дальнейшем?»

К сожалению, многие преподаватели считают, что достаточно раздать детям грустные/веселые смайлики, чтобы оценить результат своего и их труда. И это слишком простой подход.

Ведь что такое рефлексия? Простыми словами это этап урока, на котором ученик самостоятельно оценивает свои знания, эмоции от услышанного и анализирует полученную информацию.

Думает о том, насколько полезно, понятно услышанное и нужно ли оно ему вообще.

[

Рефлексия в конце урока важна, чтобы ребенок понял:

  • Какие знания получил
  • Каких целей удалось достигнуть
  • Как он сможет использовать знания в будущем
  • Сможет ли верно оценить свою работу и работу одноклассников
  • Как развивать привычки самоменеджмента/самоконтроля
  • Как стимулировать  критическое мышление
  • Как сформировать осмысленный подход к действительности

Учителю же рефлексия позволяет наметить дальнейший план работы, оценить сильные и слабые стороны класса и найти коммуникативный подход к подопечным.

Прием может использоваться на любом этапе занятия, по итогам изученной темы либо в конце школьного часа.

Рефлексия в конце урока применяется особенно часто.

По содержанию

  • Символическая — ученик выставляет оценку уроку при помощи карточек с цифрами и других характерных изображений
  • Устная — рассказывает о своих впечатлениях
  • Письменная — излагает мысли в форме сочинения, ответов на вопросы анкеты и т. д.

По виду деятельности

  • Коллективная
  • Групповая
  • Фронтальная
  • Индивидуальная

Считается наиболее универсальным и легким видом.

Ученики приучаются к данному виду работы постепенно — всем классом, в небольших группах и, наконец, индивидуально.

Целевая

  • Эмоциональная — оценивает настроение и восприятие учебного материала — понравилось/нет, понятно/не понятно, интересно/не интересно и т. д.
  • Рефлексия деятельности — применяется на этапе проверки домашних заданий либо закрепления пройденного материала («дерево успеха», «лесенка успеха», «вагончики»).
  • Содержания материала — проводится в конце урока. Ребенок в письменной или устной форме отвечает на вопросы, продолжает предложение либо описывает свои впечатления о пройденном материале (анкета, сочинение, облако тегов и пр.).

Карточки со смайликами

Грустными, серьезными, веселыми и пр., о которых мы говорили в начале статьи, могут быть актуальны для оценки эффективности пройденного материала начальных этапах применения приема на практике — например, в 1-ом или 2-ом классах.

Такая символическая рефлексия позволит преподавателю понять, понравился ли детям урок, был ли он содержательным, веселым и интересным.

Помимо смайликов, можно использовать:

Палец — большой вверх для положительной оценки, вниз — для отрицательной.

Изображения солнышка — солнце — все получилось; солнце и тучка — все понятно, но остались вопросы; тучка — материал не понятен.

Гномик — улыбающийся — урок прошел успешно; грустный — было скучно и не увлекательно.

Лестница успеха

На большом листе картона необходимо нарисовать лестницу.

Ученикам раздать изображения трех человечков: одного — с опущенными руками; второго — с руками, разведенными в стороны; третьего — с руками, поднятыми вверх.

Если урок прошел неудачно по ощущениям малыша, он крепит первого человечка на нижнюю ступеньку.

Если средне — второго оставляет в середине лестницы.

Если успешно — закрепляет фигурку с поднятыми вверх руками на верхней ступеньке.

Вагончики впечатлений

На доске нужно закрепить поезд из нескольких вагончиков, каждый из которых символизирует разный этап урока.

Детям раздать по несколько веселых и грустных смайликов, которые они должны распределить по необходимым вагончикам.

Грустный — если на каком-то этапе материал был непонятен, веселый — если вопросов не возникло.

Совет: хорошая альтернатива описанному выше способу — картинка с цветочной полянкой. Ученикам нужно раздать изображение бабочек, которых они должны посадить на понравившийся цветок-задание.

Дерево чувств

Считается самым эффективным примером рефлексии по ФГОС в конце урока.

Для его применения на практике вам понадобятся картинки: собственно, дерево, прикрепленное на доске, и яблоки разных цветов.

Если урок прошел успешно, с хорошим настроением и все было понятно, ребенок вешает яблоко зеленого цвета. Если были проблемы — красного.

Также для более глубокого изучения следует применять другие цвета, соответствующие настроению с точки зрения психологии:

  • Красный — восторг
  • Оранжевый — радость
  • Желтый — в целом все неплохо
  • Зеленый — спокойствие
  • Синий — грусть, неудовлетворение
  • Фиолетовый — тревога, напряжение
  • Черный — упадок, уныние

Для развития критического подхода к анализу ситуации рекомендуется использовать виды рефлексии, направленные на повышение осознанности учеников:

Опиши одним предложением

Вы предлагаете один из вариантов начала предложения, которое ребенок должен закончить в устной или письменной форме.

Например:

  • Сегодня я узнал…
  • На уроке я научился…
  • Мне было трудно…
  • Мне было непонятно…
  • Теперь я знаю, что…
  • Меня удивило…
  • Я бы хотел узнать, почему…

Таблица де Боно

Еще один доступный метод применения рефлексии в конце урока.

Профессор кембриджского университета Эдвард де Боно предлагает оценивать впечатления и итоги занятия с помощью простой таблицы «Плюс, минус, интересно»:

  • «+» — все, что понравилось на уроке
  • «-» — все, что показалось бесполезным, скучным и не увлекательным
  • «Интересно» — что привлекло, заставило задуматься и вызвало новые вопросы

Анкета

Этот вид рефлексии подходит для учеников всех классов.

Детям необходимо ответить на некоторые вопросы о разных этапах учебного процесса и аргументировать ответ.

Примерные вопросы могут содержать следующие пункты:

  • На уроке я делал…
  • Своей работой я доволен/не доволен потому что…
  • Этот урок показался мне…
  • За урок я бы поставил себе, потому что…
  • Материал урока я освоил…
  • Мое настроение после занятия…

«Что, если…»

Вопрос предполагает альтернативное развитие событий и дает ребенку безграничное поле для фантазии.

Особенно актуально применение подобного вида рефлексии в конце урока русского языка или литературы.

Синквейн

Этот популярный прием, представляющий собой стихотворение из пяти строк, не содержащее рифмы, впервые появился в прошлом веке в Америке на волне моды на японскую поэзию.

В конце урока предложите ученикам написать синквейн на основе пройденного материала, где:

  • 1-ая строка отвечает за основную тему занятия и состоит из ключевого слова
  • 2-ая строка — два прилагательных, характеризующих это понятие
  • 3-я строка — три глагола, отвечающих за действие
  • 4-ая строка — короткое предложение, раскрывающее суть происходящего
  • 5-ая строка — синоним главного слова

Самопроверка

В рамках этого приема рефлексии ученик должен проверить работу своего соседа по парте.

Дети в устной форме задают друг другу вопросы, что у них получилось, что нет, какую оценку они бы поставили друг другу.

Учитель в данном случае занимает роль наблюдателя.

Совет: чтобы окончить урок на положительной ноте и удовлетворить потребность в признании личностной значимости каждого, используйте прием «комплимент». Учащиеся по очереди благодарят друг друга и учителя за проделанную работу.

Меняйте приемы

Если вы бесконечно используете одни и те же приемы рефлексии, высока вероятность, что уроки перестанут быть интересны детям, а их оценки станут предсказуемыми.

Задача учителя в том, чтобы постоянно обновлять корзину идей и побуждать класс думать, а не идти по накатанной.

Адаптируйте задания под возраст

Понятное дело, что примеры рефлексии после урока «Лестница успеха» или «Вагончики» пройдут на ура в начальной школе и вызовут в лучшем случае смех на уроке алгебры в 7-9-ом классе.

Адаптируйте задания под возраст подопечных. Усложняйте, упрощайте, делайте более красочными или, наоборот, лаконичными.

Подходите к процессу максимально творчески.

Применяйте одинаковые маркеры хорошо/плохо

Например, в рамках одного урока вы сказали, что красное яблоко означает успех, а в рамках другого — непонимание материала.

Такие расхождения сбивают с толку детей, особенно в начальной школе.

Именно поэтому важно выработать для себя оценочные характеристики рефлексии, чтобы не только вам было легко работать с детьми, но и детям с вами.

Источник

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ab903a348c85ee6a742bc7a/7-primerov-refleksii-v-konce-uroka-5abb2a3700b3dd4cb8d6c567

Интересные приемы завершения урока

Статья Три приема на этапе рефлексии

Грамотное завершение урока является важным элементом правильно построенного занятия, которое помогает учителю оценить эффективность своей работы и степень усвоения информации классом.

Основная задача хорошего учителя заключается в том, чтобы не просто выложить весь материал на уроке за 45 минут, а научить детей думать и учиться.

На завершающем этапе рекомендуется проводить так называемую “рефлексию”, чтобы ученики самостоятельно оценивали полученные знания, анализировали эмоции от услышанного, а также полученную информацию. 

Рефлексия является обязательным элементом согласно новым образовательным стандартам ФГОС. Учитель выступает в роли организатора, а учащиеся на рефлексии являются ее действующими лицами. 

Рефлексия важна на уроке для детей по следующим причинам:

  1. Ученики оценивают, какие знания получили, каких целей достигли, а также, для чего нужны эти полученные знания в будущем. 
  2. Они учатся правильно оценивать свою работу, а также работу своих одноклассников.

     

  3. Они узнают, как развивать привычки самоконтроля и самоорганизации, как стимулировать критическое мышление, как формировать осмысленный подход к действительности.

     

  4. Для ученика рефлексия важна для систематизации и сравнения своих достижений с одноклассниками. 

Учителю рефлексия позволяет

  1. Оценить сильные и слабые стороны класса, наметить дальнейший план работы и развития.
  2. Грамотно завершить урок.

    Выделение всего пяти минут на заключительную часть позволит студентам насладиться чувством завершенности занятия и подытожить основные моменты.

    Обычно то, что происходит в конце урока, то есть то, что является последней ступенькой занятия, запоминается учащимися лучше всего. 

Так что же можно сделать на последних минутах урока, чтобы это стало самым запоминающимся для учащихся? 

Игра “Билет на выход” 

Короткая игра, позволяющая закончить занятие на позитивной ноте и еще раз сделать акцент на пройденной теме. Учащийся получает небольшое задание, чтобы заработать “свой билет на выход”. 

Примеры таких заданий: 

  1. Составить два предложения по пройденному на уроке грамматическому материалу. 
  2. Составить вопрос по теме урока и задать его своему соседу по парте. Эти вопросы можно вывести на интерактивную доску или повесить на обычную. После этого студенты должны ответить на них грамматически правильно. 
  3. Составить рифмовку или обычное предложение по изученному лексическому материалу. 

Три “М” 

Учащимся предлагается назвать три момента урока, которые у них получались особенно хорошо в процессе, и предложить одно действие для улучшения дальнейшей работы на следующих занятиях. 

“Ступени успеха” 

Это прекрасная возможность оценить работу, выбрав смайлики для младших учеников или использовать “ступени успеха” для старших учащихся. У каждого ученика есть свое дерево успеха, к которому прилагаются листья разных цветов: зеленый (все было понятно), желтый (остались моменты, которые непонятны), красный (тема осталось не освоена). Каждый учащийся сам наряжает свое дерево. 

Игра в снежки 

Если вы понимаете, что учащиеся “засиделись”, то стоит сделать в конце динамическое завершение занятия.

Попросите учеников написать на листе бумаге вопросы (некоторые учащиеся не любят отвечать на личные вопросы, поэтому стоит предупредить учеников, что вопросы не должны быть личного характера), затем сделать снежок из данного листа.

После этого все встают в круг, бросают снежки друг другу в течение 20 секунд, выбирают один снежок и отвечают на вопросы написанные на них. 

Минута славы 

Название говорит само за себя. У каждого учащегося есть 60 секунд для того, чтобы высказаться на определенную тему. 

Подготовьте заранее темы, а также вокабуляр, который пригодится ученику для ответа. 

Темы стоит перемешать, и пусть 2-3 ученика выберут одну из них и через несколько минут расскажут то, что думают. Конечно, выслушать всех учащихся в конце урока невозможно, но можно продолжить данную активность на следующем занятии. 

Кто больше?

Разделите учащихся на группы и попросите составить списки изученной лексики. Например, можно по теме “неправильные глаголы” устроить соревнование, кто назовет больше. 

Один из прекрасных моментов окончания урока — это видеть, как ваши учащиеся выходят из класса с улыбками, довольные своими результатами. Именно правильные приемы завершения урока помогут вам достигнуть данного результата. 

Источник: https://skyteach.ru/2020/10/12/interesnye-priemy-zaversheniya-uroka/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: