Статья Зачем развивать абстрактное мышление у детей?

Содержание
  1. Развитие абстрактного мышления у детей и взрослых – Извилина
  2. О формах абстрактного мышления
  3. Диагностика способности мыслить абстрактно
  4. Зачем развивать абстрактное мышление у детей
  5. Синонимы — антонимы
  6. Закончи предложение
  7. Расшифруй!
  8. Игра в ассоциации
  9. Театр теней
  10. Развитие абстрактного мышления у человека: что является формами, примеры из жизни
  11. Абстракция в психологии
  12. Техники развития абстрактного мышления
  13. Формы
  14. Особенности
  15. Признаки
  16. Влияние на человека
  17. Упражнения для взрослых
  18. Упражнения для детей
  19. Долго ли нужно заниматься
  20. Как развить абстрактное мышление. Что это такое и зачем, 101!
  21. Если ты не развиваешь абстрактное мышление – ты дурак!
  22. 6 видов абстракции, которые нужно знать всем
  23. Формы абстрактного мышления
  24. Практические примеры абстрактно-логического мышления
  25. Пример абстрактного мышления #1. Числа
  26. Пример абстрактного мышления #2. Планирование жизни
  27. Пример абстрактного мышления #3. Идеализация
  28. Развитие абстрактного мышления у детей
  29. Развитие абстрактного мышления у взрослых
  30. Развитие абстрактного мышления у детей и взрослых
  31. Виды абстракций
  32. Цели абстрактного мышления
  33. Примеры абстрактного мышления
  34. Зачем развивать абстрактное мышление
  35. Облака
  36. Ментальная арифметика
  37. Конструктор
  38. Беседа
  39. Игры на компьютере как метод развития абстрактного мышления

Развитие абстрактного мышления у детей и взрослых – Извилина

Статья Зачем развивать абстрактное мышление у детей?

Что мы знаем об абстрактном мышлении? Действительно ли оно так важно в жизни человека или прекрасно можно обойтись и без него, воспользовавшись лишь только наглядным! Абстрактное (отвлеченное) мышление, то есть образование абстрактных понятий и оперирование ими, присуще каждому из нас.

Человеку время от времени следует абстрагироваться (мысленно отвлекаться) от частного и оперировать общими понятиями, чтобы увидеть окружающий мир в целом, не затрагивая деталей. Такое действие необходимо, чтобы сконцентрироваться на определенной цели, совершать открытия, развивать способности, осуществлять свои стремления.

Когда какое-то событие рассматривается как бы со стороны, отвлеченно, тогда обязательно находятся оригинальные способы его решения.

О формах абстрактного мышления

Основные характерные черты абстрактного мышления — его формы, так как те окружающие явления, которые недоступны человеческому глазу, все-таки активно присутствуют в человеческой жизни. Как любое явление, они должны иметь свое оформление, поэтому психологи выделяют три основные формы:

Понятие

Под понятием подразумевается мысль или система мыслей, которая выделяет и обобщает разнообразные предметы по общим и специфическим для них признакам. Понятие передает общее свойство разных объектов окружающего мира.

Например, «мебель» объединяет в свою группу те предметы, которые необходимы нам в быту и общее имеют свойство — обеспечить комфорт человеку: стол, стул, диван, шкаф и другое. Другое понятие» школьные принадлежности» обобщает ручку, карандаш, тетрадь, ластик, то есть те предметы, которые необходимы для письма.

Основные общедоступные понятия передаются деткам уже в дошкольном возрасте, так как иначе познать окружающий мир во всей его полноте будет просто невозможно.

Суждение

Умозаключение

Выражается мыслью, которая формируется на основе нескольких суждений.

Для того чтобы составить умозаключение, надо пройти три этапа: посылку (исходное суждение), заключение (новое суждение) и вывод (логический переход от посылки к умозаключению).

Обычно умозаключение выражается сложноподчиненными предложениями («если все углы треугольника равны, значит, этот треугольник равносторонний»). Известным любителем делать умозаключения является литературный персонаж — Шерлок Холмс.

Диагностика способности мыслить абстрактно

Вычеркни лишнее слово

  • Лампа, фонарь, солнце, свеча.
  • Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
  • Собака, лошадь, корова, волк.
  • Стол, стул, пол, диван.
  • Сладкий, горький, кислый, горячий.
  • Очки, глаза, нос, уши.
  • Трактор, комбайн, машина, сани.
  • Суп, каша, кастрюля, картошка.
  • Береза, сосна, дуб, роза.
  • Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Вставь пропущенные буквы в словах

  • д…р…в… (дерево); к…м…нь (камень); р…б… (рыба); к…р…в… (корова); б…р…з… (береза)

Выбери нужное по смыслу слово

  • 1) волк: пасть = птица: ? а) воздух б) клюв в) соловей г) яйцо д) пение
  • 2) библиотека: книга = лес: ? а) береза б) дерево в) ветка г) бревно д) клен
  • 3) птица: гнездо = человек: ? а) люди б) рабочий в) птенец г) дом д) разумный
  • 4) школа: обучение = больница: ? а) доктор б) больной в) лечение г) учреждение

Подбери противоположное по смыслу слово

  • Начало -… (конец). День -… (ночь). Зло -… (добро).
  • Высокий -… (низкий). Молодой -… (старый). Сильный -… (слабый).
  • Плакать — … (смеяться). Мириться -… (ссориться). Находить -… (терять).

Расшифруй слова

  • наул — (луна); маиз — (зима); акер — (река); тоел — (лето).

Анализ результатов

Каждое верное действие оценивается в 1 балл. Количество максимальных баллов – 29.

  • 29 – 26 – повышенный уровень логического мышления
  • 25 – 22 – высокий уровень
  • 21 – 18 – средний уровень
  • 17 – 14 – уровень логического мышления ниже среднего
  • 13 – 10 – низкий уровень
  • 9 – 0 – критический уровень.

Зачем развивать абстрактное мышление у детей

Вы убедились, что для успешного обучения в школе необходим определенный уровень абстрактного мышления? Вы поняли, что у вашего ребенка есть проблемы в умении логически мыслить, находить нестандартные решения? Вы хотите сформировать формы абстракции у своего маленького школьника? Тогда необходимо прислушаться к мнению специалистов. Так, психологи предупреждают, что развитие мышления — процесс достаточно длительный и требующий каждодневной работы. Одному ребенку, возможно, не под силу быстро и качественно овладеть абстрактными операциями. Поэтому родителям нужно помочь ему развивать навыки абстракции. В психолого-педагогической практике разработано много способов формирования абстрактных процессов у младших школьников. Родители могут сделать акцент на тот из них, который покажется им наиболее доступным и приемлемым для домашнего обучения.

Синонимы — антонимы

Классическая игра на подбор синонимов — антонимов всегда привлекает детей. Им нравится соревнование «кто первый подберет слово (синоним или антоним)». Можно играть словесно, а можно бросать мяч друг другу с выбранным словом. Примерные синонимы (близкие по значению): скупой — жадный, бросать — кидать, пес — собака, бездельник — лентяй, друг — приятель, сырой — влажный, ложь — неправда.

Более простое для детей задание — подбор антонимов (слов, противоположных по значению).

Проводится аналогично предыдущему, например: друг — враг, храбрый — трусливый, будущий — прошлый, добро — зло, горе — радость, красивый — безобразный.

Интерес к игре можно поддерживать путем введения игровых моментов: за неправильный ответ игрок отдает фант, а потом выкупает при помощи определенного задания: спеть, сплясать, произнести скороговорку, отгадать загадку.

Закончи предложение

Аналогично предыдущей игре проводится упражнение на завершение предложений. Игроки должны поймать мяч с началом фразы, а вернуть — с концовкой, например: собаки лают, а кошки… (мяукают), зимой — мороз, а летом — …

(жара), машина ездит, а самолет … (летает). Более сложный вариант — нужно закончить сложное предложение придаточным, например: зимой холодно, … (потому что мороз); ученик получил пятерку, …

(потому что выучил уроки) и подобное.

Расшифруй!

  • выделить первые слоги у каждого слова и составить новое (расшифровать): дело, река, вода (дерево); сила, Нина, царица (синица); мама, шипы, Наташа (машина);
  • выделить последние слоги и составить новое слово: самолет, мячик (летчик); барабан, утка (банка); дерево, лаванда (вода).

Игра в ассоциации

Ассоциации (связь между явлениями, понятиями) считается самым доступным и простым методом развития абстрактного мышления у детей. Его легко использовать в повседневной жизни, если предложить ребенку находить разнообразные связи между предметами и явлениями, которые его окружают.

Например, во время совместной прогулки или при поездке на дачу, или за вечерним чаем можно поиграть в словесную игру на ассоциации. Смысл игры заключается в том, что одно понятие или образ влечет за собой другой. Взрослый произносит какое-либо понятие, а дети должны подобрать слова, любым с образом с ним связанные.

Например, зонт — дождь — лужи — сапожки — крыша; машина — поездка — легковая — грузовая — мотор — колесо; лето — солнце — тепло — весело — купаться — загорать — каникулы. Игрок может назвать любое слово, главное, доказать, что слова связаны между собой.

Интересно вовлечь в действо всех членов семьи, наградить победителя, который нашел и доказал больше всего ассоциаций.

Как вариант такой игры, можно предложить участникам составить ассоциативную цепочку по заданному признаку, например, желтый и теплый — солнце — фонарь — лампа и т. д. Или оригинальные ассоциации, например, еж — елка — иголки — репейник — щетка.

Чем старше ребенок, тем сложнее должны быть понятия, из которых строятся ассоциации.

Это могут быть слова, обозначающие различные отношения в окружающем мире: между людьми (семья, мама, папа, сестра, брат, общество, дружба, школа); в живой и неживой природе (зима, лето, вода, гроза, любые животные, лес, дерево, фрукты, овощи); эмоциональные процессы (радость, горе, любовь, успех, зависть, сочувствие); явления общественной жизни (родина, мир, война, страна) и другие понятия, составляющие окружающий мир.

Театр теней

Самый популярный и интересный способ развития абстрактного мышления, в чем-то похожий на игру в ассоциации. С его помощью создаются различные образы, обыгрывая которые ребенок задействует все психические процессы (память, внимание, мышление, воображение, речь).

Театр теней легко и просто организовать в домашних условиях и сделать семейной традицией. Для организации потребуется простыня, настольная лампа, фигурки персонажей, вырезанные из картона или фанеры, или разнообразные движения рук. Лампа устанавливается так, чтобы получалась тень.

Разыграть можно любые произведения, знакомые детям, но не только — спектакли могут быть импровизированными. Главное, ребенок должен увидеть изображенный образ и уметь его обыграть.

Теневой театр способствует развитию у ребенка абстрактного мышления, формирует умение использовать и понимать символы: движения рук конкретные, реальные, а на экране из теней создается образ. Надо представить, что это уже не пальчики, а животные, которые передвигаются.

Более действенным способом развития абстрактного мышления специалисты считают ментальную арифметику – программу развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на специальных счетах (соробан). Методика рассчитана для детей и школьников от четырех до шестнадцати лет. Инструкции данной методики более подробно можно узнать из интернета, на специальных курсах для школьников.

Как можно убедиться, абстрактное мышление формировать у ребенка в домашних условиях не так сложно, если следовать рекомендациям специалистов. А главное, проявить родительскую любовь, заботу, внимание. Помочь своему маленькому школьнику увидеть окружающий мир со всех сторон и проявить свои способности.

Источник:

Развитие абстрактного мышления у человека: что является формами, примеры из жизни

Абстрактное мышление – тип человеческого мышления, позволяющий выйти за рамки привычного, стандартного восприятия мира. При этом формируются абстрактные понятия, которые описывают основную мысль, идею, при этом далекие от действительности.

Абстрактное мышление

Абстракция в психологии

Абстракция дословно переводится с латинского как отвлечение. Это выделение свойств и качеств предмета, их отдельное рассмотрение. Они рассматриваются как самостоятельные объекты, имеющие собственные признаки. Можно выделять свойства, отдельно не существующие или имеющие на это право.

Источник: https://fiz-disp.ru/nedomoganiya/razvitie-abstraktnogo-myshleniya-u-detej-i-vzroslyh.html

Техники развития абстрактного мышления

Статья Зачем развивать абстрактное мышление у детей?

Абстрактное мышление имеет большое значение для всех людей. Высокий уровень его развития позволяет не только улучшить качество жизни, но и добиться гораздо больших успехов.

Заниматься развитием такого типа мышления следует уже в детстве, но с взрослением прекращать тренировки не стоит. Только регулярные занятия позволят улучшать и поддерживать свои интеллектуальные способности.

В этом поможет знание того, как развить абстрактное мышление у взрослых и детей. Все методы можно применять на практике самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи.

Формы

Абстракция – отвлечение одних свойств предметов от других для выявления их особенностей. Определение абстрактного мышления практически такое же.

Под этим явлением подразумевают вид интеллектуальной деятельности, в процессе которой человек обдумывает ситуацию, отделяя ее от некоторых деталей.

Абстрактность оказывает значительное влияние на физиологию мышления и позволяет пересечь определенные границы, открыв для себя новые знания.

Такой вид мышления развивается параллельно с онтогенезом с малых лет. Впервые он проявляется в моменты, когда ребенок начинает фантазировать, сочиняя свои истории или разыгрывая необычные ситуации, и абстрагироваться от игрушек, предпочитая думать об определенных их свойствах.

Абстрактное мышление разделяется на формы, каждая из которых соответствует особенностям мыслительного процесса, сопровождающегося абстракцией. Всего их 3:

  1. Понятие. Подразумевает определение одного общего свойства для разных предметов. Очень важным моментом является значимость этой объединяющей черты. Например, ножки у столов или зеленые листья у разных деревьев.
  2. Суждение. При суждении происходит утверждение или отрицание определенного события. Все, как правило, описывается словосочетанием или коротким предложением. Суждения бывают простыми или сложными. В первом случае они касаются одного действующего предмета или лица (например, «мальчик купил молоко»). Во втором же суждение затрагивает сразу несколько сторон («появились тучи, на улице стало темно»). Также оно может быть истинным, базирующимся на субъективных выводах, или ложным, основанным на личной заинтересованности.
  3. Умозаключение. Под умозаключением понимают мысль, формирование которой происходит на основе нескольких суждений. Она состоит из предпосылки, вывода и заключения. Все три процесса происходят в голове человека последовательно. Все начинается с начальных суждений (предпосылки), потом переходит на этап размышлений (выводов), а завершается образованием нового суждения (заключение).

Применяться абстрактное мышление может в любой из этих трех форм. Взрослый человек в повседневной жизни использует их все. Тем не менее развивать их нужно обязательно даже тем, кто хорошо умеет абстрагироваться.

Современный искусственный интеллект наделен абстрактным мышлением, которое превосходит по качеству человеческое.

Особенности

Абстрактное мышление используется детьми с первых лет жизни. Оно начинает проявляться вместе с развитием членораздельной речи. Ребенок младших возрастов фантазирует, размышляет о необычных вещах, изучает мир, сравнивает свои игрушки, применяя навыки абстрагирования. Они малоразвиты, но пользоваться ими все же удается.

Школьный возраст сочетается с повышением важности абстрактного мышления. Школьнику потребуется мыслить нестандартно, когда придется решать различные задачи. Особенно это касается математики, где абстрагирование играет большую роль. Позже, когда подросток будет учиться в старших классах, значимость такого мышления станет еще выше.

Также абстрактное мышление применяется в философии, писательстве, инженерии, управленческой психологии, тайм-менеджменте и многих других сферах. Его хорошее развитие позволяет добиться успеха в любой области.

Признаки

Мышление с абстрагированием имеет свои характерные признаки. Они позволяют выделить его на фоне остальных мыслительных процессов и лучше понять, чем же так полезна абстракция для человека.

Признаки:

  1. Отражение окружающего мира без задействования органов чувств. Человеку не требуется использовать органы чувств и контактировать с предметом, чтобы получить о нем информацию. Именно абстрагирование позволяет воспользоваться старыми имеющимися знаниями, чтобы решить ту или иную задачу.
  2. Обобщение явлений. При обобщении различных предметов и выявлении их характерных признаков человек получает возможность быстро получать доступ к своим знаниям. Если он способен выявить определенные закономерности и схожести, то в будущем вспомнить и найти в памяти нужную информацию будет значительно проще.
  3. Языковое выражение. Все мысли легко выражаются в виде внутреннего диалога, который можно перевести в реальный. При этом абстрактные понятия могут обдумываться в голове вообще без применения языкового выражения, а результатом станет заключительное суждение, которое будет просто выразить речью.

Развитие абстрактного мышления позволяет улучшить все перечисленные выше признаки, являющиеся также и полезными навыками, без которых трудно добиться успеха.

Влияние на человека

Среднестатическому человеку трудно представить, как именно выглядит тот, у кого очень развито абстрактное мышление. Такие люди, как правило, всегда добиваются своих целей, они успешны и счастливы.

При этом у них в голове всегда что-то происходит: они рассуждают, обдумывают события, представляют образно будущее, решают трудные задачи. Чаще всего они разговаривают сложным языком, что вызывает трудности в общении.

Высокая работоспособность позволяет им занимать высокие должности, а развитый интеллект делает их очень важными для любой компании.

Такие люди могут столкнуться с рядом проблем. Зачастую они слишком эгоистичны, из-за чего найти настоящих друзей для них становится серьезной трудностью. При этом люди с развитым абстрактным мышлением не могут проявлять достаточно физической активности и пассивны в практической работе. Иногда они небрежны во внешнем виде, что отталкивает окружающих.

Чаще всего развитым абстрактным мышлением обладают мужчины технических профессий.

Упражнения для взрослых

Развивать абстрактное мышление взрослому человеку довольно трудно, т.к. его интеллект уже давно сформирован. Тем не менее с помощью некоторых упражнений добиться результата все же удастся. Выполнять их рекомендуется ежедневно на протяжении нескольких недель.

Наиболее эффективные упражнения:

  1. Представление эмоций. Требуется мысленно представить, как именно проявляются разные эмоции у определенного человека. Рекомендуется использовать полный набор возможных чувств людей.
  2. Обратное чтение. Нужно перевернуть книгу и прочитать ее в обратном порядке. Параллельно с этим требуется устанавливать логические связи между различными событиями. Лучше всего выбирать простые произведения, написанные легким языком.
  3. Анализ общения. Следует вспомнить всех людей, с кем пришлось пообщаться в течение дня. Нужно проанализировать не только сам разговор, но и выражение лица, жесты и голос собеседника. Делать это рекомендуется с закрытыми глазами.
  4. Придумывание противоречий. Нужно просто придумывать разные словосочетания, которые покажутся противоречивыми. Они могут быть абсолютно любыми (горячий лед, горькая конфета и т.п.).
  5. Составление аббревиатур. Достаточно придумать любое словосочетание, сократить его до первых букв, а потом в течение дня расшифровывать его. Например, самостоятельное развитие мышления (СРМ).
  6. Перечисление функций предметов. Требуется выбрать любую имеющуюся вещь и перечислить все ее функции. Можно придумывать даже необычные назначения, которые не принято использовать.
  7. Мозговой штурм. Нужно выбрать любую букву алфавита и написать ее на листок. Задача в том, чтобы за ограниченное количество времени вспомнить максимальное количество слов на эту букву, записав их все на бумагу.
  8. Сочетаемость слов. На одном листочке нужно написать существительные, а на втором прилагательные. Делать это нужно не сразу. Лучше всего начать просто с одного существительного. К нему потребуется подобрать подходящие, а также абсолютно несовместимые прилагательные. Все их следует записать в разные столбики.
  9. Название картины из жизни. Требуется зрительно зафиксировать любое произошедшее в реальности событие и дать ему необычное название. Оно должно быть таким, как мог бы назвать картину художник.
  10. Живопись. Нужно писать любые картины, используя цветные краски. В процессе следует представлять характеристики всех присутствующих предметов. Если нет возможности воспользоваться красками, можно начать с обычного рисования карандашом.

Перечисленные методы помогут развить абстрактное мышление также у подростка или пожилого человека. Нужно лишь применять их на регулярной основе, не пропуская очередных занятий.

Упражнения для детей

Развиваться проще всего в детском возрасте. В это время мозг открыт для внешнего воздействия и может подвергаться любым изменениям. Упражнения для детей отличаются от тех, что предлагаются взрослым, но являются не менее эффективными.

Лучшие упражнения:

  1. Обратное чтение надписей. Родители должны предложить ребенку сыграть в игру, в ходе которой он будет читать увиденные вывески в обратном порядке. Сделать это со всеми рекламными плакатами будет очень трудно. Поэтому следует обговорить дополнительные условия (например, читать только красные вывески).
  2. Рисование необычных животных. Ребенок должен нарисовать животное, состоящее из частей других животных. Когда рисунок будет готов, нужно придумать новому виду необычное название.
  3. Театр теней. С помощью рук, на которые падает свет от лампы в темноте, ребенок должен создавать необычные тени, изображающие те или иные вещи. Можно даже предложить ему разыграть с помощью теней любимую сказку.
  4. Ментальная арифметика. От ребенка потребуется вычислять простые примеры с помощью специальных счетов под названием «абак». Такие тренировки также разовьют усидчивость и общий интеллект.
  5. Головоломки. Нужно выбрать головоломки, ребусы, анаграммы и т.п. игры, учитывая предпочтения малыша. Его задачей станет решение всех предоставленных задачек. В более старшем возрасте к ним можно добавить кроссворды.
  6. Изучение облаков. Ребенок должен рассматривать облака вместе со своими родителями и называть, что именно он видит. Возможность наглядно оценить каждое облако на схожесть с разными предметами или животными повышает шансы на успешное развитие.
  7. Строительство. Родителям нужно дать своему малышу задачу, которая заключается в строительстве из игрушечных блоков определенных предметов. Так получится развить образное мышление и креативность.
  8. Ассоциации. Малышу нужно придумывать ассоциации ко всему, что он видит или чувствует. Можно также просить его представлять животных по услышанным звукам, которые они издают.
  9. Классификация. Ребенку нужно отсортировать все имеющиеся вещи или игрушки по определенным признакам. Например, по форме, весу или предназначению. Родители должны контролировать процесс и давать подсказки, если будет необходимость.
  10. Вопросы. Родители должны задавать своему малышу вопросы «почему?», «что, если?» и т.п., чтобы заставить его подумать и проанализировать ситуацию. Спрашивать можно в любое время.

Такие простые упражнения позволят добиться хорошего результата за несколько недель тренировок. Рекомендуется сочетать их с другими занятиями, которые буду направлены на развитие общего интеллекта.

С помощью специальных тестов можно точно определить уровень абстрактного мышления у человека любого возраста.

Долго ли нужно заниматься

Если человек знает, как правильно развить образное мышление у взрослых и детей, то проблем у него не возникнет. Добиться результата в таком случае удастся за несколько недель. Однако после этого потребуется продолжать тренироваться, чтобы поддерживать свои навыки. Особенно это касается взрослых людей.

Техники развития абстрактного мышления Ссылка на основную публикацию

Источник: https://vsepromozg.ru/razvitie/razvitiye-abstraktnogo-myshleniya

Как развить абстрактное мышление. Что это такое и зачем, 101!

Статья Зачем развивать абстрактное мышление у детей?

Мыслить нужно абстрактно, широко. А что это значит? Не ясно. В заметке 1timer.ru рассмотрим что такое абстрактное мышление простым языком.

Конкретное мышление – однозначное. Пример: Вась, если ты не уберешь этот кирпич с края, то Андрюха его заденет локтем и мы разобьем вон те машины внизу.

Абстрактное мышление – неоднозначное, неточное. Пример: возможно умереть от падения кирпича на голову, кирпичи тяжелые и из-за халатности убивают каждый день.

Продуктом абстрактного мышления становятся выводы, которые исходят из обобщений. Лишняя информация отсекается. Это ускоряет процесс анализа ситуации мозгами.

При абстрактном мышлении:

  • Человек пытается соединить в логическую цепочку общие свойства различных явлений, событий и предметов;
  • Процесс мышления ограничен объёмом знаний, которыми обладает человек. Он представляет собой «внутренний диалог».

Перерабатывая полученную информацию, человек формирует новые знания и закрепляет их в своей памяти. В ходе абстрактного мышления человек используют инструменты: понятия, критерии оценки, обобщения, анализ, информацию, знания.

Инструменты абстрактного мышления помогают выстраивать причинно-следственные связи. Абстрактное мышление позволяет находить соответствия между, казалось бы, не связанными друг с другом предметами и явлениями.

Отличительной особенностью абстрактного мышления является умение отделяться от условностей и частностей, оценить ситуацию чистоганом.

Если ты не развиваешь абстрактное мышление – ты дурак!

Зачем отмечать мелочи и игнорировать общее, если это не дает результаты? Абстрактным мышлением обладают люди с высоким интеллектом, благодаря абстрактному мышлению расширяется горизонт восприятия окружающего мира. Оно раздвигает рамки суждений, умозаключений и выводов.

6 видов абстракции, которые нужно знать всем

Абстрактное мышление тесно связано с воображением. Их истоки — чувственное познание. В психологии существуют различные классификации видов абстракции. Все они основаны на 2-х процессах: отвлечения и пополнения. Различают абстракции:

  1. Изолирующие или аналитические. Фиксируют свойства предметов. Например, «теплоёмкость», «влагонепроницаемость», «правдивый» и т.п;
  2. Обобщающие. Формулируют общие свойства предметов. Пример: «кислые», «зелёные», «твёрдые» и т.п;
  3. Конструктивизм. Вырабатывает реальные способы решения задач;
  4. Идеализирующие. Преувеличивающие достоинства предметов: «абсолютно чистая вода», «идеальная фигура» и т.п;
  5. Актуально-бесконечные. Исключает возможность фиксации чего-либо;
  6. Примитивно-чувственные. Отвлекают внимание в процессе размышлений от одних чувств и концентрируют его на других эмоциях.

Формы абстрактного мышления

Из общей классификации форм абстрактного мышления, можно выделить как минимум 3:

  1. Понятие: отражает общие признаки и свойства предметов, явлений или событий, которые можно характеризовать как наиболее значимые для них. Понятия подразделяются на научные и житейские. Первые формируются на основе знаний, вторые — на личном опыте;
  2. Суждение. Имеют 2 формы — отрицания и утверждения. Составляющими суждений являются субъект и предиката (его утверждение или отрицание). Суждения могут быть общими, единичными или частными;
  3. Умозаключение. Эта форма мышления является продуктом анализа суждений. На его основе делается вывод, представляющий собой новое знание.

Практические примеры абстрактно-логического мышления

В жизни каждого человека можно найти массу примеров абстрактного мышления. Все они показывают неординарный подход к решению той или иной проблемы. Яркой иллюстрацией абстрактного мышления может служить пример того, как Вини-пух на воздушном шаре пытался добыть себе мёд из дупла «неправильных» пчёл. Найти примеры абстрактного мышления можно не только в жизни сказочных персонажей.

Пример абстрактного мышления #1. Числа

Математические вычисления на бумаге описываются с помощью различных чисел и знаков. А как происходят вычисления в голове у человека без бумаги и ручки? Результат расчётов возникает из игры с образами. Многие люди даже не пытаются визуализировать картинку пошаговых вычислений.

Пример абстрактного мышления #2. Планирование жизни

Это элемент жизни человека всегда включает в себя элементы фантазии. Например, кто-то купил лотерейный билет и ещё до начала розыгрыша начинает строить планы по трате не полученного выигрыша.

Пример абстрактного мышления #3. Идеализация

Случается мужчины и женщины наделяют своих партнёров качествами, которых у них нет (и никогда не было). Придуманный им идеальный образ может жить в их сознании до конца жизни.

Развитие абстрактного мышления у детей

Существуют специальные программы развития абстрактного мышления у детей. Родителям полезно знать о них. Проводить занятия по развитию детей необходимо начинать в самом раннем возрасте. Для этого им необходимо предлагать им выполнять различные упражнения, развивающие воображение, логическое мышление.

Занятия по развитию ребёнка в раннем возрасте могут показаться простыми. В их числе: рисование, складывание кубиков с буквами в слова, совместное придумывание сказок и рассказов. Очень полезно играть в развивающие мышление игры. Например, показывать ребёнку предметы и просить его рассказывать о связанных с ними ассоциациями.

Не овладевший в раннем возрасте такими навыками ребёнок в будущем не сможет выделять из общего, что-то конкретное. Развитие абстрактного мышления позволит ребёнку быстрее осваивать школьную программу.

Развитие абстрактного мышления у взрослых

Несмотря на то, что обучение чему-то новому у взрослых происходит значительно труднее, чем у детей заниматься саморазвитием просто необходимо. Это развивает креативное мышление и оказывает помощь в расширении диапазона мышления. Для этого необходимо выполнять ряд определённых упражнений:

  • Учиться создавать в своём воображении образы различных эмоций;
  • Придавать визуальные образы идеям;
  • Читать книги перевёрнутыми сверху вниз;
  • Как можно больше рисовать.

Процесс развития должен быть ежедневным и постоянным. Результаты занятий помогут изменить жизнь человека к лучшему.

Вывод: абстрактное мышление — фундамент креативности человека. Оно позволяет выходить ему за рамки дозволенного.

Обладающие абстрактным мышлением люди всегда смогут придумать способ жарки яиц на камнях в пустыне или их варки в песке без воды, смогут увеличивать объёмы продаж за счёт нестандартной подачи товара или заменять в дороге порванный ремень автомобиля женскими чулками или колготками.

[sendpulse-form id=”1566″]

Источник: https://1timer.ru/mozg-i-logika/chto-takoe-abstraktnoe-myshlenie-prostymi-slovami/

Развитие абстрактного мышления у детей и взрослых

Статья Зачем развивать абстрактное мышление у детей?

Абстрактное мышление включает формирование абстрактных образов и работу с ними. При таком типе мышления люди пересекают рамки привычных понятий. Могут иначе воспринимать окружающую действительность.

Виды абстракций

Образы, сформированные без участия содержательной стороны понятия:

  1. Изолирующая. Ее цель – выделение характерного признака предмета и повышенное внимание к нему. Например, на столе лежит яблоко. Человек выделяет то, что оно зеленое или кислое.
  2. Обобщение. Здесь мозг получает цельную картину вида всего образа. Для примера подойдет математическое уравнение. Цель – это решение без учета отдельных цифр, плюсов, минусов и других знаков.
  3. Идеализация. Отбрасывание несущественных элементов. Метод получения знаний, без которого не обходятся точные и естественные науки.

Цели абстрактного мышления

Такой тип работы мозга используется в тех ситуациях, когда человек оперирует знаниями о предмете и приходит к завершенному выводу. Это характерно для явлений, которые нельзя увидеть, услышать или потрогать. Рассуждая абстрактно, мозг находит решение в ситуациях, заводящих его в умственный тупик. Абстрактное мышление выделяет во всем то, чему обычно не придавалось внимания.

Примеры абстрактного мышления

Один из ярких примеров – способность человека разговаривать и общаться с окружающими людьми с помощью слов. В природе не существует букв, цифр, слов. Но люди смогли создать алфавит, сложить слова и обозначить каждый предмет, свойство и явление собственным названием.

Способность мыслить и создавать абстракции проявляется в математических науках. Например, цифра 3.

Такого явления в природе нет, однако человек понимает, что речь идет о трех одинаковых предметах, свойствах, функциях, баллах и т.п.

Цифры были придуманы самими людьми, чтобы упростить и охарактеризовать многие явления. С развитием человечество начало использовать массу несуществующих в природе понятий.

Зачем развивать абстрактное мышление

Современный человек постоянно учится отрываться от простых и конкретных предметов, оставляя древнее прошлое позади. В те времена все предметы оценивались на вид, цвет, форму, запах и другие конкретные характеристики. Теперь же люди, освоившие информационные технологии, готовы к более активному углублению в собственное подсознание.

Этот процесс невозможен без развития абстрактного мышления. Чем раньше начать осваивать эти навыки, тем проще ребенку станет принимать новое и интересней жить.

Облака

Все они отличаются по размерам, цветам, формам. Чтобы развить абстрактное мышление, нужно почаще предлагать ребенку представить, с чем можно сравнить конкретное облако. В процессе обдумывания этой задачи мозг активно работает, налаживаются новые нейронные связи, происходит развитие интеллекта.

Ментальная арифметика

Методика предназначена для развития детей 4-14 лет. Она позволяет обучить ребенка быстрому, практически мгновенному счету.

В основу заложена система арифметических действий с применением специальных китайских или японских счет. Техника сложна для полного понимания, поэтому в раннем возрасте она не используется.

Но у подростков может успешно применяться, чтобы улучшить процессы мышления. Единственное условие – усидчивость и настойчивость ребенка.

Конструктор

Специальный магнитный конструктор «Абстрактное мышление» предназначен для создания разнообразных форм и фигурок. Ребенок, манипулируя деталями, учится формировать в голове конечную цель.

Постепенно навык совершенствуется, а уровень развивающегося интеллекта неуклонно растет. Особенно полезны такие игрушки для маленьких детей, поскольку стимулируют мозг к активной умственной деятельности.

А включение в процесс мелкой моторики дополнительно ускоряет развитие ребенка.

Беседа

Даже простое обсуждение с ребенком повседневных дел позволяет ему быстрее повышать свой уровень интеллекта. Во время разговоров дети обдумывают смысл услышанного и формируют ответ. Конечно, не нужно говорить просто ни о чем. Желательно стимулировать ребенка к фантазированию и поиску правильного ответа.

Игры на компьютере как метод развития абстрактного мышления

Совершенно естественно, что ни один нормальный психолог не порекомендует этот способ. Да, мозг во время игр активно работает, однако, все плюсы такого занятия перекрываются минусами. Есть масса других эффективных и безопасных способов. Особенно это ограничение касается детей.

По мере развития мозга маленькому ребенку крайне нежелательно так сосредотачиваться на одном процессе. К счастью, большинство родителей это понимают и стараются всеми силами ограничить время, проведенное у монитора. Компьютерные игры вместо развития мозга, с большой долей вероятности приведут к эмоциональному истощению либо, наоборот, к чрезмерному перевозбуждению.

С учетом всего сказанного не стоит бросаться в крайности. Постепенные и настойчивые занятия помогут развить в ребенке интеллект, твердый характер и помогут безболезненно влиться в процесс обучения предметам сразу же после поступления в 1 класс.

Источник: https://MozgPortal.ru/razvitie-mozga/abstraktnoe-myshlenie.html

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: