Статья Значение дидактических игр в раннем возрасте

Содержание
  1. Дидактические игры и игрушки в воспитании детей раннего возраста
  2. Задачи дидактических игр и игрушек
  3. Классификация дидактических игр и игрушек
  4. Виды игр, способствующие развитию ребенка
  5. Игры и их важность
  6. Виды игр
  7. Творческие игры
  8. Дидактические игры
  9. Народные игры
  10. Значение дидактических игр для воспитания детей раннего возраста
  11. Основные виды дидактических игр
  12. Игры с предметами
  13. Настольно-печатные игры
  14. Словесные игры
  15. Структура дидактической игры
  16. Дидактическая задача
  17. Игровые правила
  18. Игровые действия
  19. Дидактические игры в младшей группе (в том числе в первой) детского сада: чудесный мешочек, овощи и фрукты и прочие, картотека с целями
  20. Важные аспекты теории
  21. Задачи дидактических игр
  22. Приёмы
  23. Виды дидактических игр и требования к их проведению в раннем возрасте
  24. Организация и структура дидактической игры в группе раннего возраста
  25. Временной план игры
  26. Изготовление обучающей игры своими руками
  27. Фотогалерея: игры с прищепками, шнурками и крышками
  28. : дидактическая игра на узнавание разных звуков
  29. Альманах педагога |

Дидактические игры и игрушки в воспитании детей раннего возраста

Статья Значение дидактических игр в раннем возрасте

Определение 1

Дидактическая игра – это одно из средств, позволяющее через доступную и привлекательную для детей дошкольного возраста форму деятельности, решать разнообразные воспитательные и образовательные задачи.

Определение 2

Дидактические игрушки — это игрушки, направленные на развитие психических процессов и содержащие в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту ребенка.

Большое значение в воспитании, обучении и развитии детей раннего возраста имеют дидактические игры и дидактические игрушки. Ведь именно игра и игрушка способна одновременно учить, воспитывать и дарить ребенку радость.

С самого раннего возраста ребенок активно познает окружающий мир, посредством исследования происходящего вокруг. В этом познании ему активно помогают дидактические игры и игрушки, которые способствуют расширению кругозора ребенка, учат его наблюдать и выделять характерные признаки предметов, устанавливать простейшие взаимосвязи между ними.

Особую значимость дидактические игры и игрушки имеют в воспитании детей раннего возраста, так как с их помощью дети познают и усваивают нормы и правила поведения в обществе, получают навыки взаимодействию с окружающими. Все эти навыки необходимы детям не только для последующего успешного обучения в школе, но и для успешной социализации в обществе.

Замечание 1

Дидактическая игра и игрушка неотделимы друг от друга. Так, дидактическая игрушка может стать началом игры, в ходе которой развивается сюжет, требующий дополнительных игрушек.

Ценность дидактической игры и игрушки состоит в том, что они знакомят детей раннего возраста с жизнью, способствуют его психическому развитию, обеспечивают возможность осуществления всех видов детской деятельности.

Задачи дидактических игр и игрушек

Основные задачи применения дидактических игр и дидактических игрушек в воспитании детей раннего возраста:

  1. Обогащение чувственного опыта ребенка раннего возраста, обеспечение развития восприятия.
  2. Развитие логического мышления, памяти, наблюдательности, умения выражать свои чувства и мысли.
  3. Сенсорное развитие.
  4. Воспитание дисциплинированности, справедливости, честности, организованности и волевых качеств личности ребенка, посредством соблюдения правил игры.
  5. Формирование нравственных понятий и представления, усвоение общепринятых норм и правил.
  6. Воспитание эстетических чувств.

Дидактическая игра, как метод воспитания детей раннего возраста, имеет свою определенную структуру:

  1. Ориентация – ребенок знакомится с темой игры, ее правилами, общим ходом и содержанием.
  2. Подготовка к игре – распределение ролей, ознакомление с игровыми заданиями, рассмотрение текущих процедурных вопросов.
  3. Непосредственное проведение игры – дети самостоятельно играют, педагог лишь наблюдает за ходом игры и при необходимости помогает, поправляет или направляет.
  4. Обсуждение игры – анализ проведенной игры проводится в форме дискуссии.

В дидактических играх, помимо дидактического материала, зачастую используются дидактические игрушки. В качестве дидактических игрушек выступают разнообразные конусы, башенки, пирамидки, шарики, мозаики и т.д. Используя их, дети раннего возраста, учатся различать цвет, форму, величину, а также знакомятся с числами, цифрами, пространственными положениями и т.п.

Классификация дидактических игр и игрушек

В настоящее принято классифицировать дидактические игры по следующим видам:

  1. Дидактические игры-путешествия – основаны на необычном и сказочном, призваны обратить внимание детей на то, что существует рядом с ними, но они это не замечают. Суть игры – путешествие через время и пространство, либо в намеченное место, посредством использования собственного воображения.
  2. Дидактические игры-поручения – это игровые действия и задания, которые основаны на предложении выполнить что-либо.
  3. Дидактические игры-предположения – это игры, основанные на таких вопросах «Что было бы?», «Что бы я сделал, если бы?» и т.п., которые побуждают ребенка на осмысление вопроса, и последующее осуществление определенных действий.
  4. Дидактические игры-загадки – направлены на формирование у детей умений анализировать, обобщать, рассуждать, делать выводы.
  5. Дидактические игры-беседы – основаны на взаимодействии между воспитателем и ребенком, в ходе которого происходит активизация мыслительных и эмоциональных процессов воспитанника.
  6. Сюжетно-ролевые дидактические игры – это игры, в ходе которых заложены определенные жизненные и практические ситуации, при разыгрывании которых дети исполняют соответствующие роли.
  7. Дидактические игры фанты – это игры, в которых имеются определенный игровой момент, например, при описании действия не произносить запрещенного слова и т.д.

Виды дидактических игрушек:

  1. Образные дидактические игрушки – это игрушки, которые воплощают собой определенный образ. Например, животное или человек, предмет мебели или посуды и т.д.
  2. Игрушки-орудия – это игрушки, которые способствуют овладению детьми определенных действий (лопатки, ведерки, формочки и т.д.)
  3. Технические игрушки – формируют у ребенка представления о технике, побуждают к экспериментированию и возникновению познавательных вопросов (машинки, трактора, самолеты, кораблики и т.д.).
  4. Театрализующие игрушки – это игрушки, которые дети используют при организации спектаклей, они представляют собой образ определенного героя или персонажа сказки.
  5. Спортивно-двигательные – направлены на формирование основных физических движений, ориентировки в пространстве, волевых качеств личности и т.д.
  6. Игрушки-самоделки дети создают самостоятельно в соответствии с игровой целью. Их изготовление формирует у ребенка умение создавать и воплощать замысел, стимулирует его творчество, помогает познавать свойства материала, формирует социальные мотивы поведения (сделать подарок маме, помочь детям). Такие игрушки являются своеобразным способом самопроявления, предметом гордости. Многие из них являются многофункциональными, потому они особенно интересны ребенку.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/didakticheskie_igry_i_igrushki_v_vospitanii_detey_rannego_vozrasta/

Виды игр, способствующие развитию ребенка

Статья Значение дидактических игр в раннем возрасте

Все дети играют в игры, особенно они важны для дошкольников. С помощью игры можно заложить основы развития ребенка, выявить основные интересы, развить имеющиеся способности. В данной статье мы поговорим о видах игр и их роли в обучении и развитии.

Игры и их важность

В развитии ребенка, особенно на начальных этапах, все общение и взаимодействие с окружающими строится на основе игр. Игра позволяет ребенку проявить самостоятельность, начать общаться со сверстниками, развивать имеющиеся навыки.

В зависимости от возраста ребенка с помощью игр возможно оказывать влияние на поведение ребенка, общение со сверстниками. Игры учат ребенка придерживаться поставленной цели и достигать ее.

Если в раннем возрасте само действие преобладает над целью, то впоследствии примерно к четырем годам ребенок с помощью взрослого учится ставить перед собой цель и добиваться ее.

Задача взрослого в этом случае помочь ребенку следовать поставленной цели и не забыть ее в ходе игры.

Виды игр

В научном мире выделяют несколько классов и видов игр, которые в свою очередь делятся на подвиды.

  • Игры по инициативе детей – творческие игры. Этот вид занимает значительное место в жизни каждого дошкольника. Именно в ходе таких игр ребенок сталкивается с проблемой выбора, продумывает результат, и самостоятельно определяет, как можно его добиться. В таких играх дети сами определяют последовательность и правила игры, чаще всего игра имитирует окружающую действительность ребенка.
  • Игры по инициативе взрослых – дидактические игры. В этом случае детям предлагаются готовые правила игры, которым нужно следовать для достижения определенного результата. Смысл такой игры заключается в решении определенной задачи.
  • Игры, созданные народом – народные игры. Эти игры, пришедшие из глубин веков, совсем не потеряли своей актуальности в современном мире, именно эти игры передают ребенку этнические особенности народа, помогают определить, кто он есть в этом большом мире.

Все перечисленные виды игр подразделяются на подвиды, при этом каждый из них оказывает влияние на развитие и обучение ребенка.

Творческие игры

Как уже упоминалось, творческие игры отражают окружающую жизнь, те отношения, которые складываются между людьми в ближайшем окружении ребенка, деятельность окружающих его людей. Именно эти игры отвечают за всестороннее развитие ребенка.

Виды игр творческих можно выделить следующие:

  • Сюжетно-ролевые
  • Театрализованные игры, которые в свою очередь подразделяются на подвиды: режиссерские игры-драматизации
  • Конструкторские

Сюжетно-ролевые игры представляют собой игры детей во «что-нибудь» или в «кого-нибудь». Независимо от выбора такие игры несут в себе пользу. Так как являются пробой ребенка себя в социальном мире, помогают ему существовать в определенных обстоятельствах, социализироваться.

Театральные игры довольно близки к сюжетно-ролевым. Их отличие состоит в том, что в театрализованных играх ребенок выполняет поставленную задачу, показывает, своими движениями, мимикой, голосом те или иные чувства. И хотя многим покажется, что такие игры не влияют на развитие ребенка, именно такие упражнения позволят в дальнейшем ребенку выразить свои чувства.

Режиссёрские игры позволяют малышу как режиссеру организовывать действия других ребят, а игры драматизации проводятся уже по готовому сюжету.

Конструкторские игры направлены на формирование конструкторских навыков у ребенка – строительство и проектирование. То, что сразу всплывает в воображении это все виды конструкторов и мозаик, а также природные материалы из которых дети так любят мастерить, то из чего можно создать что угодно (песок, крупа, и др.). В понимании взрослых это и есть развивающие игры.

Дидактические игры

Дидактические игры – это по сути своей, обучающие игры. Как правило, такие игры предусматривают четкую руководящую роль взрослого, который следит за выполнением правил игры или заранее определяет их, предоставляя в остальном свободу детям.

Для таких игр может использоваться готовый инвентарь, такой как печатные игры (лото, пазлы), предметы (куклы или машины), с помощью которых изучаются свойства предметов.

Народные игры

Несмотря на то, что современный мир диктует свои правила, народные игры, веками доказавшие свою пользу, по-прежнему используются в воспитании детей. Они оказывают благотворное влияние на развитие и образование ребенка. Видов народных игр выделяется достаточно большое количество.

Бывают как индивидуальные, так и групповые игры, в зависимости от количества участников игры. Бывают сюжетные, театрализованные, бытовые игры в зависимости от темы игры. Также выделяют игры-ловишки, игры-забавы, игры – аттракционы.

И хотя взрослым кажется, что такие игры не могут нести пользы для ребенка это системные, проверенные временем развивающие игры, которые используются с младенчества.

Будем надеяться, что информация окажется полезной для вас и ваших малышей.

Статья взята на https://blog.nils.ru/vidy-igr-sposobstvuyushchie-razvitiyu-rebenka/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d77ed1f80879d00c341f35b/vidy-igr-sposobstvuiuscie-razvitiiu-rebenka-5daff12105fd9800add78ae2

Значение дидактических игр для воспитания детей раннего возраста

Статья Значение дидактических игр в раннем возрасте

Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме.

Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения.

Обучающее воздействие необходимо, как в семье, так и в детских учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение.

Дидактические игры, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре.

«Уложим куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий рядом стул, заботливо относиться к кукле, укладывая её спать, петь колыбельную песню.

Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны для сна. По просьбе воспитателя малыши поочерёдно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке.

Так появляются кровать, стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка или пижама. Таких игр в младших группах проводится несколько: «День рождение куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати».

Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно-ролевым играм.

Основные виды дидактических игр

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  1. игры с предметами (игрушками, природным материалом);
  2. настольно-печатные;
  3. словесные.

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.

, что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

В играх с куклами у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, материал, величина, из которого они сделаны.

Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики, или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети окружают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им смысл игры с помощью отобранных игрушек.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры-интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре- нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

В младших группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

Структура дидактической игры

Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. Например, на занятии с игрушками, для детей в возрасте 1г. 6мес.

-2лет, перед воспитателем стоит задача – научить детей не только понимать их, но и произносить, а также пользоваться в соответствующей ситуации по собственной инициативе.

На первом занятии можно выделить слова: собака, кошка, глаза, уши, хвост, большой, маленький; на втором: петушок, курочка, цыплёнок, иди, идёт, пришёл, принёс; на третьем: собака, кошка, козлик, дом, идёт, пришёл, мисочка; начетвёртом: собака, кошка, козлик, мяч, коляска, покатай, нет.

На первом занятии с куклой следует выделить такие слова: туфли, шапочка, бант, платье, снимай, ложись, спать; на втором: рубашка, штанишки, ботинки, вставай, сядь, надень; на третьем: стол, стул, тарелка, сядь (садись, салфетка, ешь, спасибо: начетвёртом: суп, каша, хлеб; на пятом: чашка, кисель, пей и многое другое.

Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно- образовательным процессом.

Дидактическая задача

Для выбора дидактической задачи необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Игровые правила

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции. Используя дидактическую игру в воспитательно- образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Игровые действия

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем. Что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.

Таким образом, можно сделать вывод, любая игра становится дидактической, если имеются её основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

Формирование дидактической игры у детей раннего возраста происходит постепенно, при этом учитываются правильная организация детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Источник: https://sad-raduga.my1.ru/index/znachenie_didakticheskikh_igr_dlja_vospitanija_detej_rannego_vozrasta/0-405

Дидактические игры в младшей группе (в том числе в первой) детского сада: чудесный мешочек, овощи и фрукты и прочие, картотека с целями

Статья Значение дидактических игр в раннем возрасте

Дидактические игры проводятся с малышами детского сада начиная с самого раннего возраста.

Существует большое количество увлекательных игр, посредством которых педагоги знакомят маленьких воспитанников с объектами природы и предметами, их цветом, формой и величиной.

От правильно организованной и интересно проведённой дидактической игры зависит общее развитие ребёнка и его желание узнавать новое, общаться с ровесниками и взрослыми.

Важные аспекты теории

В детском саду воспитанники играют не только ради удовольствия и развлечения, они обучаются полезным знаниям и навыкам, развиваются, учатся быть хорошими друзьями, любить природу, уважать окружающих.

Дидактические (обучающие) игры призваны давать малышам информацию, которую те не смогут усвоить самостоятельно лишь на основе наблюдений и воспроизведения явлений окружающего в обычной игре.

Основной целью дидактической игры является умственное развитие ребёнка.

В обучающей игре ребёнок усвоит знания, которые не сможет получить в процессе обычной игры

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В процессе игровой деятельности происходит познание окружающего мира.

Задачи дидактических игр

Основные задачи дидактических игр вытекают из их содержания, то есть зависят от вида игры. В зависимости от содержания дидактические игры в раннем возрасте могут быть:

  • по формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
  • по развитию мелкой моторики (движение пальцев, ладоней);
  • по развитию речи (пополнению и активизации словаря);
  • по ознакомлению с природой;
  • по ознакомлению с предметным миром.

Помимо этого, дидактические игры решают ряд других задач:

  • развитие коммуникативных навыков, взаимодействия со сверстниками;
  • нравственное воспитание малышей;
  • развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).

Приёмы

При проведении дидактической игры с малышами ясельной группы наиболее целесообразными приёмами являются:

  • вне­запное появление объектов, игрушек;
  • загадывание и отгадывание загадок;
  • чтение малых фольклорных форм (потешек, песенок);
  • создание игровых ситуаций (кукла заболела, хочет спать, есть);
  • обыгрывание игрушек, предметов («Чудесный мешочек»);
  • сюрпризность (нужно найти спрятанный предмет);
  • изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, за шкафом);
  • показ предметов в разных действиях (кукла спит, ходит, ест);
  • демонстрация взрослым последовательности игровых действий;
  • элементы драматизации (дети воображают себя животными, вагончиками паровоза).

Это важно. В младшей группе воспитатель подробно объясняет правила и играет вместе с детьми.

Виды дидактических игр и требования к их проведению в раннем возрасте

Правильно организовывать и систематически проводить дидактические игры необходимо с самого первого пребывания малыша в детском саду. К организации дидактических игр в первой младшей группе предъявляют такие общие требования, основанные на психологических особенностях воспитанников:

  • Игра должна соответствовать возрасту детей и программным требованиям.
  • Участие в игре должно быть добровольным. Практика показывает, что обычно дети охотно откликаются на предложение воспитателя поиграть, сделанное эмоциональным, дружелюбным тоном. Если малыш категорически не желает принимать участие в игре, его следует оставить под присмотром помощника воспитателя, провести игру с остальными детьми, а после выяснить причину отказа. Возможно, она кроется в плохом самочувствии или настроении.
  • У маленьких детей очень развита подражательность. Словесной инструкции и пояснения правил в раннем возрасте недостаточно. Необходимо обязательное руководство игрой взрослого (воспитателя). Он показывает, как играть, последовательность действий.
  • Игра строится с непременной опорой на личный опыт детей. Не стоит брать незнакомые предметы, иначе малыши отвлекутся от игры, начнут рассматривать их, а наиболее робкие просто откажутся играть.
  • В отличие от старшего возраста, в котором частая смена игр приветствуется, с малышами раннего возраста предпочтительнее проводить знакомые игры с постепенным усложнением. Частое повторение уже знакомых действий вызывает у детей чувство комфорта, уверенности в себе.
  • Игра должна быть достаточно простой, чтобы малыш мог выполнить игровое задание, то есть необходимо создать гарантированную «ситуацию успеха». Это побудит ребёнка и в дальнейшем принимать активное участие в играх.
  • Очень важен приподнятый настрой, положительный эмоциональный фон. Детей раннего возраста хвалят не за результат, а за участие в игре, проявленные усилия. Поощрения должны присутствовать в ходе каждой игры.

Организация и структура дидактической игры в группе раннего возраста

Организация игры включает в себя:

  • подготовку к проведению;
  • непосредственно игровую деятельность;
  • анализ.

При подготовке игры воспитатель должен:

  • отобрать её, руководствуясь поставленными целями и задачами;
  • выбрать удобное место и время (во время организованной образовательной деятельности, прогулки, утреннего приёма) для игры;
  • определить количество участников;
  • подготовить материал, оборудование;
  • обдумать ход игры, методы руководства ею (показ, объяснение);
  • провести предварительную работу с детьми.

Временной план игры

Проведение дидактической игры проходит по таким этапам:

  1. Вступительная часть (1–2 мин). Детям сообщают кратко содержание игры и показывают дидактический материал, который будет в ней использован.
  2. Основная часть (6–7 мин).
    1. Сообщение игровой задачи и правил игры. Для самых маленьких правила предельно просты, и их объяснение не занимает много времени. Если не все дети поняли правила сразу, воспитатель снова поясняет их в ходе выполнения действий.
    2. Показ игровых действий. Он должен быть чётким, понятным, может повторяться в процессе игры.
    3. Выполнение игровых действий детьми при непосредственном контроле и участии педагога, который не только добивается взаимодействия малыша со взрослым, но и направляет детей на взаимодействие со сверстниками.
  3. Подведение итогов (1–2 мин). Воспитатель поощряет всех участников, сообщает, что игровая задача достигнута, старается вызвать положительный отклик воспитанников на результат игры.

Дидактическая игра в группе детей третьего года жизни может длиться в среднем 8–10 минут, но эти рамки не строго ограничены. Если интерес детей к игре велик, то её продлевают, развивают, и она может длиться до 15 минут. Заметив, что дети устали, отвлекаются, педагог вправе свернуть игру раньше.

После проведения игры воспитатель анализирует её ход и результаты: что удалось, что не получилось, какие приёмы оказались наиболее эффективными и помогли достигнуть поставленных задач. Индивидуальные предпочтения детей в игре тоже должны быть подмечены и учтены в последующих играх.

Анализ игры помогает воспитателю видоизменять её в дальнейшем, обогащать новым материалом.

Изготовление обучающей игры своими руками

Изготовить дидактическую игру для детей ясельной группы совсем несложно. Главное — определиться, какую именно игру вы хотите сделать и какого вида: печатную или предметную.

Атрибуты для игр с куклой (одежду, мебель) охотно помогут изготовить родители воспитанников. Мамы и бабушки свяжут шапки и шарфики, сошьют платьица и пальтишки. Папы сделают креслица, диваны, кроватки. Кукольную мебель можно расставить на коврике или на полке, а вот одежду и обувь лучше сложить во вместительную коробку, например, из-под обуви, и сделать яркую, красивую надпись.

Всё большую популярность набирают игры с крышечками от пластиковых бутылок, прищепками, шнурками. Шаблоны для них можно найти и распечатать в интернете, а потом подобрать прищепки нужного цвета.

Это игры «Ёжик», «Ёлочка», «Солнышко», «Подбери петушку пёрышки», «Почини машинку» и другие.

Они служат развитию ловкости и скоординированности движений пальцев рук, воспитанию усидчивости, сосредоточенности, внимания, позволяют закрепить цвета, форму предметов.

Фотогалерея: игры с прищепками, шнурками и крышками

Такую простую и симпатичную гусеницу легко изготовить самостоятельно Основой для прищепок может быть ёжик, солнышко или божья коровка Дети охотно сделают из прищепок хвостик попугаю или рыбке, лучики солнышку В игре со шнурками маленькие детали прикрепляются к большому фону Разнообразие применения крышечек от пластиковых бутылок ограничено только фантазией воспитателя Можно предложить детям разложить в корзинки «ягоды» из крышек

: дидактическая игра на узнавание разных звуков

Учитывая некоторые особенности детей раннего возраста и проявив творчество и фантазию, педагог дошкольного учреждения может разнообразить деятельность своих подопечных не только весёлыми, развлекательными играми.

Воспитатель непременно использует в своей работе и дидактические игры, обучающие новому, развивающие мелкую моторику, познавательные и речевые способности, воспитывающие в маленьком человеке доброту, гуманность, любовь и интерес к окружающему миру.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/didakticheskie-igryi-v-mladshey-gruppe.html

Альманах педагога |

Статья Значение дидактических игр в раннем возрасте

Казус Татьяна Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 408 “Жемчужинка”
Населённый пункт: г.

Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: “Роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей у детей раннего возраста”
29.04.

2018
Раздел: дошкольное образование

«Роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей у

детей раннего возраста».

Каждый

возрастной

период

обладает

особой

чувствительностью,

сензитивностью к определённому роду воздействиям, в связи, с чем обучение

некоторым знаниям и навыкам в младшем возрасте оказывается иногда более

эффективным, чем в старшем.

Время

дошкольного

детства

является

временем

интенсивного

сенсорного

развития

детей,

от

уровня

которого

зависит

успешное

умственное, физическое, эстетическое воспитание детей.

Одним

из

важных

средств

сенсорного

развития у

детей раннего

возраста является дидактическая игра.

Игры

способствуют

развитию

познавательной

деятельности,

интеллектуальных

операций,

представляющих

собой

основу

обучения.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а

возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться

результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством

активной интересной для них деятельности – отличительная особенность

дидактических игр.

Основным

методом

сенсорного

воспитания

является

обследование

детьми предметов с целью определения их свойств. Обследование – это

специально

организованное

восприятие

предметов

для

последующего

использования его результатов в той или иной содержательной деятельности.

В процессе обследования дети учатся выделять и различать

величину, форму, пространственные отношения, цвет.

Работы

Н.

Н.

Поддьякова,

А.

П.

Усовой,

Н.

П.

Сакулиной,

В.

Н.

Аванесовой

показали,

что

использование

специально

сконструированных

дидактических

пособий,

проведение

дидактических

упражнений

и

игр

должно органически сочетаться с сенсорным воспитанием. Осуществляемым

на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Дидактические

1

игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов

проведения

самих

занятий,

так

и

в

целях

расширения,

уточнения

и

закрепления полученных на занятиях знаний и умений.

Из

моего

опыта

могу

сказать,

что

для

повышения

эффективности

образовательной

работы,

сенсорного

воспитания

и

обучения

большое

значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств

и

форм

организации

обучения:

дидактические

игры,

дидактические

упражнения. Определенное место в моей работе отводится занятиям, которые

проводятся

в

форме

организованных

дидактических

игр,

упражнений.

Развитие

восприятий

и

представлений

ребенка,

усвоение

знаний

и

формирование

умений

происходит

в

ходе

интересных

игровых

действий

(прятанья и поиска, отгадывания и загадывания и др.).

Важное значение имеют упражнения с дидактическими материалами и

игрушками.

Эти

упражнения,

основанные

на

практических

действиях

каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов, позволяют

совершенствовать

сенсорный

опыт

ребенка,

являются

полезными

для

закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.

В

процессе

сенсорного

воспитания

с

помощью

дидактических

игр

можно выделить ряд этапов.

Целью первого этапа является привлечение внимания детей к этому

сенсорному признаку, который должен быть освоен.

Обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений

о сенсорных признаках является целью второго этапа сенсорного воспитания.

На этом этапе, чтобы обеспечить отчетливое вычленение того или

иного

качества

и

отделение

его

от

сопутствующих,

целесообразно

использовать прием сравнения данного качества с противоположным, которое

выделяется теми же обследовательскими действиями. Ознакомив детей со

способами

обследования

и

качествами

предметов,

нужно

организовать

упражнения в выделении этих качеств.

2

Целью

третьего

этапа

является

формирование

представлений

об

эталонах.

Исходным

в

этом

процессе

является

умение

группировать

предметы по тому или иному качеству. Дальнейшая работа предполагает

ознакомление

детей

с

многообразным

выражением

той

или

иной

меры

качества. Овладение эталоном поднимает умственную деятельность ребенка

на новую ступень: формируется процесс обобщения на чувственной основе

(эталон),

углубляются

процессы

анализа,

обобщения

на

основе

владение

эталоном.

Цель

четвертого

этапа

создание

условий

для

самостоятельного

применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей

действительности

и

в

организации

собственной

деятельности.

Для

осуществления

этой

цели

важна

система

заданий,

требующих

при

их

выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств,

отношений.

На

этом

этапе

воспитатель

широко

использует

все

виды

деятельности, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать

предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать

задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость,

развиваются познавательные способности.

Например,

такие

игры,

как «Цветная

вода»

и «Разноцветные

палочки»,

закрепляют

у

детей

знания

цветов

радуги.

Игра «Разложи

фигурки по домикам»,

закрепляют знания геометрических фигур. Эти игры

довольно

легко

входят

в

обиход

детей

раннего

возраста,

особенно

им

нравится находить предметы определенной формы вокруг них.

3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Венгер

Л.А.

Дидактические

игры

и

упражнения

по

сенсорному

воспитанию дошкольников. – М., 2004.

2. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего

возраста. М.: Владос, 2007.

3. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников. М., 1963.

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2000.

Мухина В.С. Психология дошкольника. – М., 2004. – С.32.

4

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактические игры по развитию сенсорных способностей у детей

раннего возраста.

Игра 1. «Цветная вода»

Задачи: знакомить детей с цветом.

акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.

Ход игры: в ряд на столе расставлены стаканы, наполненные водой.

Можно давать детям по несколько стаканов с водой, предлагать смешивать

несколько красок в одном стакане с целью получения нового цвета. Делать

растворы разной консистенции, чтобы увидеть разные оттенки одной краски.

Игра 2. «Возьми игрушку»

Задачи: знакомить с пространственными отношениями, выраженными

словами: (далеко, близко, дальше, ближе, рядом); развивать глазомер; учить

определять направление, в котором находится предмет.

Игра 3. «Разноцветные палочки»

Задачи:

учить

различать

цвета

по

принципу

«такой

не

такой»;

сортировать предметы по цвету.

счетные палочки двух контрастных цветов (по 5 штук

каждого цвета).

Ход игры: высыпьте перед ребенком счетные палочки и предложите

разделить их на две кучки. Покажите, как следует раскладывать палочки,

комментируя свои действия: «Давайте разложим палочки на две кучки: сюда

все такие, а сюда все такие. Продолжай.

Игра 4. «Разложи фигурки по домикам»

Задачи:

познакомить

с

плоскими

геометрическими

формами

квадратом,

кругом,

треугольником,

овалом,

прямоугольником;

учить

подбирать нужные формы разными методами.

пять больших фигур (квадрат, круг, треугольник, овал,

прямоугольник). Много маленьких таких же фигур.

5

Ход игры: разложите перед ребенком большие фигуры- домики, и

много маленьких и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки.

Это круг, он катиться – вот так! А это квадрат. Его можно поставить».

Затем

предложите

разложить

маленькие

фигурки

«по

кроваткам»:

«Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в

кроватки». Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают.

Игра 5. «Большие и маленькие кубики»

Задачи: обучать умению сравнивать предметы по величине методом

зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко отличающихся

по

размеру;

учить

понимать

и

использовать

в

речи

понятия:

большой,

маленький, такой же, одинаковые по величине.

разноцветные кубики, резко различающиеся по размеру,

большое и маленькое ведерки.

Игра 6. «Собери картинку из кубиков»

Задачи:

закреплять

умение

воспринимать

целостное

изображение

предмета, составлять целостное изображение предмета из отдельных частей;

развивать внимание.

наборы кубиков, из которых можно составить простые и

сюжетные картинки (4-6 кубиков в наборе).

Ход игры: игра проводится индивидуально.

Предложите ребенку набор кубиков, состоящий из 4 штук. Покажите

образец картинки и попросите собрать такую же картинку из кубиков. Если

ребенок не может справиться с заданием самостоятельно, помогите ему.

Игра 7. «Вверх и вниз»

Задачи: знакомить с пространственными отношениями, выраженными

словами: сверху, снизу, вверх, вниз.

скамейка.

Ход игры: по вашей команде: «Вверх», «Вниз» – дети взбираются на

скамейку (бордюр, турник) или слезают с неё.

6

Источник: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=23559

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: