- Программа логопедической коррекционной работы
- Гайтановой Ляйсан Фанисовны
- Документация и организация работы
- Задачи:
- Основные задачи коррекционных занятий:
- Задачи :
- Организация логопедической работы в ДОУ по рекомендациям ФГОС
- Организация логопедической работы в ДОУ
- Для чего нужен логопед в детском саду
- Нормативы логопедической службы в ДОУ по ФГОС
- Взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя группы
- Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ
- Педагогическое кредо учителя-логопеда
- Расписание занятий логопеда в детском саду
- Актуальность своевременной диагностики нарушений речи у детей
- Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС
- Виды логопедических занятий
- Индивидуальные занятия
- Групповые занятия
- Фронтальные занятия
- Логопедическая карта обследования дошкольника
- Согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ
- Составляем индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка
Программа логопедической коррекционной работы
Каталог всероссийских профессиональных конкурсов для педагогов
Программа международных педагогических конкурсов
Конкурсы для преподавателей детских школ искусств и детских музыкальных школ
Педагогические конференции, Конференции для школьников и студентов
автор: Гайтанова Ляйсан Фанисовна
Учитель — логопед МБОУ СОШ села Павловка Нуримановского района
Программа логопедической коррекционной работы
Гайтановой Ляйсан Фанисовны
Структура программы логопедической коррекционной работы:
- Пояснительная записка.
- Основные задачи логопедической коррекционной работы.
- Этапы реализации программы коррекционной работы
- Направления коррекционной работы учителя–логопеда.
- Характеристики обучающихся с отклонениями в речевом развитии, включающие основные направления коррекционно-развивающего обучения данных категорий детей.
- Планирование коррекционной работы учителя – логопеда с группами учащихся с речевым недоразвитием.
6.1 Перспективный план работы с детьми по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи в начальных классах.
6.2 Годовой план учебно – методической работы
6.3 Тематическое планирование по группам.
6.4 Планирование индивидуальных коррекционных занятий.
- Логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз «ФНР».
- Логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз «ФФНР: акустическая дисграфия (на основе нарушений фонемного распознавания)».
- Логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз «Нерезко выраженное ОНР (НОНР)».
- Логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз «Общее недоразвитие речи (ОНР)».
- Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1 классов.
- Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений чтения и письма у учащихся 2- 4 классов.
- План работы с родителями.
- План работы с педагогами.
- План совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда.
- Методическая тема учителя – логопеда.
- Описание ценностных ориентиров содержания коррекционной программы
- Характеристика модулей коррекционной работы
- Организация и проведение логопедических занятий
- Результаты освоения программы по коррекции нарушений речи у младших школьников.
- Литература.
Цель программы
Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа обеспечивает сопровождение детей с речевым недоразвитием, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте (логопедический пункт – подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку). Зачисление и выпуск детей на логопункте производятся на любом этапе начального образования. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения составляет от одного года до четырех лет.
- Обеспечение своевременного выявления детей с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;
- Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения и степенью его выраженности;
- Создание условий, способствующих освоению детьми с отклонениями в речевом развитии основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- Разработка и реализация коррекционно-развивающих рабочих программ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с нарушениями в речевом развитии;
- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с речевым недоразвитием по вопросам речевого развития детей.
Описание места программы в учебном плане
Вся рабочая программа рассчитана на год. Состоит из трех модулей:
— I модуль: Диагностико-проектировочная деятельность /1-15 сентября, 15 -31мая/.
— II модуль: Консультативно-методическая работа /в течение учебного года/.
— III модуль: Коррекционно-логопедическая деятельность /с 16 сентября по 15 мая/
— предупреждение нарушения письма и чтения (1 класс)
— коррекция нарушения письма и чтения (2-4 класс)
Условия реализации программы коррекционной работы
Нормативно-правовое обеспечение:
Работа логопедического пункта организуется на основании:
- Закона РФ «Об образовании» 2014 года № 273-ФЗ от 21.12.2012 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373) введен в действие с 1 января 2010 года)
Источник: https://xn--80aakd6ani0ae.xn--p1ai/%D0%B3%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BB-%D1%84-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0/
Документация и организация работы
- Ежедневный план работы
- Журнал обследования устной и письменной речи учащихся — Смотреть*
- Журнал учета деятельности логопедического пункта (посещаемость групповых занятий, индивидуальных занятий, консультации, учёт рабочего времени) /Соответствует ФГОС/ — Смотреть*
- График работы — Смотреть*, расписание занятий — Смотреть*
- Речевые карты — Смотреть*, протоколы к речевым картам — Смотреть*
- Индивидуальные карточки учащихся — Смотреть*
- Список обучающихся, имеющих недостатки в развитии устной и письменной речи — Смотреть*
- Паспорт кабинета — Смотреть*
- Рабочие тетради детей — 1 — Смотреть*, 2 — Смотреть*
- Отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте за год — Смотреть*
- Мониторинг коррекционно — развивающей работы — Смотреть*
- Копии приказов о зачислении (отчислении) учащихся на логопункт
Логопедическая работа строится на основании нормативных документов :
- Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
- Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
- Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.)
Деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику.
Логопедическая работа – это не дополнительная образовательная услуга, как её пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определёнными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.
Логопедический пункт существует в МБОУ «Средняя школа № 18» с 2003 года.
Цель работы логопедического пункта:
- коррекция недостатков в развитии устной и письменной речи учащихся МБОУ «Средняя школа № 18»
Основными задачами логопедического пункта являются:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Этапы работы :
I этап – диагностический(1 сентября – 15 сентября)
II этап – коррекционный (15 сентября – 15 мая)
III этап – оценочный (15 мая – 31 мая)
I этап – диагностический (1 сентября – 15 сентября)
Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю – логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта.
Задачи:
- выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;
- определение структуры речевого дефекта;
- формулировка речевого диагноза;
- планирование коррекционной работы на основе диагностических данных (учёт программных требований по русскому языку)
Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.
II этап – коррекционный (15 сентября – 15 мая)
Основные задачи коррекционных занятий:
- формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко – слоговой структуры;
- развитие навыков звуко –слогового анализа и синтеза;
- формирование лексико — грамматического строя речи;
- совершенствование связной речи;
- предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.
III этап – оценочный (15 мая – 31 мая)
Задачи :
- проведение анализа коррекционной и учебно – воспитательной работы;
- выводы и рекомендации на основе анализа;
- определение перспективы дальнейшей работы.
Источник: http://logopedushka.ru/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B/
Организация логопедической работы в ДОУ по рекомендациям ФГОС
Логопед составляет индивидуальный план на каждого ребенка. В нем указаны необходимые задачи и методы устранения речевых проблем. Это поможет повысить эффективность обучения.
Организация логопедической работы в ДОУ
Индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка важен для работы логопеда. Он включает в себя реализацию поставленных задач:
- Поиск речевых проблем.
- Коррекция.
- Профилактика.
Первый визит к логопеду
Для начала работы требуется согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ.
Коррекция проходит в индивидуальной и групповой форме. Количество занятий зависит от успехов малыша. Во время занятий дети занимаются:
- Артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.
- Постановкой звуков.
- Закреплением полученных навыков.
Для чего нужен логопед в детском саду
Вот чем занимается логопед в детском саду:
- Помощь в постановке звуков.
- Развитие мелкой моторики.
- Развивает память и внимание.
- Учит правильной постановке предложения.
Важно! Логопед с помощью своих упражнений развивает ребенка и дает старт для школьной жизни.
Чтобы достичь поставленных целей, необходимо обеспечить группу всеми видами логопедических занятий:
- Укреплять мышцы рта.
- Делать артикуляционную гимнастику.
- Играть с мелкими предметами.
- Учить выделять звуки.
Нормативы логопедической службы в ДОУ по ФГОС
ФГОС обеспечивает детей равными правами на получение квалифицированной помощи. В положении установлены принципы работы, направления, формы и режим деятельности логопеда.
ФГОС направлен на осуществление принципов:
- Раннего выявления проблем.
- Сопоставления речи и развития ребенка.
- Сравнение речи в разных ситуациях.
- Индивидуальный подход к ребенку.
При поступлении на работу логопед получает положение о логопедической службе в ДОУ в соответствии с фгос.
Взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя группы
Для решения проблем с дефектами речи необходим комплексный подход, поэтому взаимосвязь учителя логопеда и воспитателя логопедической группы очень важна. Совместная работа включает в себя:
- Планирование занятий.
- Обмен информацией.
- Развитие интереса к изучению.
- Устранение преград связанных с речевыми проблемами.
- Благоприятную атмосферу в коллективе.
- Подготовку детей к упражнениям с логопедом.
- Совместное закрепление результатов.
- Наблюдение.
Во время игр проходит логопедическое развлечение в подготовительной группе. В это время дети играют в игры, которые способствуют улучшению произношения звуков, развивают логику.
Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ
Взаимодействие логопеда и психолога в ДОУ необходимо, ведь речевые проблемы часто бывают следствием психологических. Отклонения в речи сопутствуют низкой активности, недостаточной коммуникабельности, снижением познания мира, плохой памяти, повышенной возбудимости, вспыльчивости, обидчивости, частой смене настроения, плаксивости.
Совместная работа стимулирует речевое и познавательное развитие ребенка. Они занимаются планированием, исследуют результаты, делают рекомендации относительно работы каждого. Пытаются совместно устранить дизартрию и дисграфию.
Педагогическое кредо учителя-логопеда
Логопед понимает, что он нужен детям. Вера малыша в свои силы, вложенная специалистом, творит чудеса. Успех каждого ребенка с речевыми проблемами – это успех педагога. К каждому ребенку можно найти подход, это главное кредо логопеда.
Гимнастика для улучшения речевой функции
Расписание занятий логопеда в детском саду
Расписание занятий логопеда в детском саду можно узнать у администрации. Логопед должен работать по 20 часов в неделю всего 5 дней. График составляется с учетом времяпровождения детей.
Диагностика проблем происходит в сентябре и мае. На 1 ставку логопед за год может помочь не более 25 детям. Логопед может забирать детей для коррекции с любых занятий ДОУ (исключение – музыка и физкультура).
Актуальность своевременной диагностики нарушений речи у детей
Формирование речи ребенка происходит постепенно.
Важно! При обнаружении проблем следует дать согласие на логопедическое обследование в ДОУ. Ранняя диагностика и своевременная коррекция позволят избавить ребенка от психологических проблем. Они могут быть вызваны следствием непонимания сверстников, постоянных поправок родителей.
Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС
Технологическая карта логопедического занятия в ДОУ по ФГОС включает в себя материал, который способствует становлению процесса обучения. Она включает в себя разновидности подходов логопедической деятельности.
Виды логопедических занятий
Организация логопедической работы в ДОУ подразумевает несколько видов упражнений с детьми:
- Занятия с группой.
- Упражнения с детьми с одним дефектом.
- Занятия с одним ребенком.
Групповое занятие
Все упражнения имеют свои цели:
- Приобретение новых умений.
- Совершенствование успехов.
- Повторение изученных навыков.
- Изучение заданий для работы дома.
Важно! Правильно организованные занятия дают большую вероятность на успех!
Индивидуальные занятия
Индивидуальные занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут. При легких нарушениях логопедической системы назначают 3 раза в неделю по 15 минут. Перед логопедом стоит задача уделить внимание упражнениям, которые на групповых занятиях не получаются и не приносят нужного эффекта.
Инновационные технологии в логопедии: лэпбук и логопедический уголок
Во время занятий ученик должен научиться говорить определенный звук и закрепить это умение.
Важно! Материал, который изучают дети соответствует нормам и стандартам государственной образовательной педагогической программы.
Групповые занятия
Групповые занятия подразумевают занятия с детьми с одинаковой речевой проблемой. Занятия проходят в составе небольшой группы. Дошкольники могут практически испробовать изучение звуков в паре. Это может автоматизировать исследование проблем детей на фоне сравнения логопедом.
Фронтальные занятия
Во время проведения фронтальных занятий принимает участие вся группа учреждения. Фронтальные занятия по логопедии в старшей группе Коноваленко используются с дидактическим материалом. Задания рассчитаны на разный уровень подготовки детей.
Индивидуальные занятия
Логопедическая карта обследования дошкольника
После осмотра логопед должен заполнить речевую карту по федеральной форме. В ее содержание включены данные о речи, слухе, дыхании, заикании, звукопроизношении, строении артикуляционного аппарата, моторике. Логопед делает заключение на основании изложенных проблем.
Данные детей с ОНР передаются в логопедическую карту обследования школьника. Учащиеся тоже должны проходить профессиональное обследование речи. Их оценивают еще и по чтению учебника.
Согласие родителей на логопедическое обследование в ДОУ
Перед обследованием малыша родители должны подписать заявление на согласие об исследовании. После этой процедуры родитель будет проинформирован в полной мере о состоянии своего малыша. Эта информация не разглашается посторонним. Логопед в свою очередь обязан продумать план лечения при обнаружении проблем и дать рекомендации. Родитель должен обеспечить сопровождение малыша на занятия.
Занятия для развития мышления
Составляем индивидуальный план логопедической работы на каждого ребенка
После составления речевой карты продумывается план лечения. В нем указаны все процедуры, необходимые для устранения дефектов. Открыв его, можно увидеть всю информацию о заключении.
В нем описаны необходимые занятия:
- Артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика.
- Изучение звуков и внедрение их в разговор.
- Изучение фонетики.
- Коррекция предложений и слов.
- Уроки лексики и грамматики.
- Улучшение связи между словами.
- Общение с психологом.
- Подготовка к письму.
- Игры для развития мелкой моторики.
Дошкольная логопедия это важный элемент в жизни будущего школьника. Она поможет поставить речь, научиться произносить звуки правильно. Это избавит будущего ученика от психологических проблем в школе.
Источник: https://vospitanie.guru/rech/individualnyj-plan-logopediceskoj-raboty-na-kazdogo-rebenka