Технология обучения творчеству на основе концепции Гальперина

Технология поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина)

Технология обучения творчеству на основе концепции Гальперина

Определение 1

Технология поэтапного формирования умственных действий – это учение о процессах и условиях, которые определяют развитие осознанных действий и поступков и формирование на их базе представлений и понятий об объектах.

Данная технология была разработана П. Я. Гальпериным и впоследствии развита Н. Ф. Талызиной. Она предполагает определение структуры и направлений усвоения знаний. Разработка технологии приходится на 50-е года 20-го столетия. Ее фундамент был заложен опираясь на психологические теории Л.С. Выготского, касающиеся высших психических функций, их формирования и направлений реализации.

Выготский озвучивал идеи о тесной взаимосвязи и зависимости между процессами психического характера и линией поведения, поступками.

Согласно его теориям, интеллектуальные процессы складываются на основе формирования исходного действия практического характера и постепенно, постадийно переходят от нахождения в материальной форме к форме внешней речи, а в последствии и внутреннему проговариванию, приводящему к развитию внутреннего осознанного действия.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Разработанная Гальпериным технология, основывается на первоначальном внешнем действии, носящим практический характер и постепенном переходе его в осознанное интеллектуальное явление, процесс или действие. Это касается воображения, осмысления, мыслительного действия.

Рисунок 1. Технология поэтапного формирования умственных действий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Поэтапное формирование умственных действий основано на следующих утверждениях:

  1. Чтобы выполнить какое-либо новое действие, необходимо сначала сориентировать субъект, который будет осуществлять его выполнение в условиях его реализации.
  2. Действие выполняется, посредством применения средств, составляющих инструментарий психической деятельности: эталоны, меры, знаки, символы.
  3. Действия, затрагивающие восприятие и мышление осуществляются за счет пошагового перехода от внешних практических действий к составлению интеллектуального плана развития, составления операционного плана, включающего мероприятия тактической направленности, производимые в уме. Ребенок развивается психически и процессы его умственного развития совершенствуются, воплощаясь в создании материальных продуктов.

Применение данной технологии имеет важное практическое значение.

Оно заключается в том, что в процессе познавательной, учебной деятельности, развитие нового действия, представления, формирование понятий осуществляется путем непроизвольного запоминания, запоминания в действии, исключающего предварительное теоретическое заучивание информации. Это значительно упрощает процесс усвоения научных знаний, исключая прохождение этапа проб и ошибок и, открывая возможности ускорения и доступности усвоения знаний с более раннего возрастного периода.

Этапы формирования умственных действий

Умственные действия, согласно технологии усваиваются путем прохождения следующих основных этапов:

  1. Предполагаемая основа осуществления действий – является внутренним планом организации деятельности, основанный на умственной модели его выполнения, включающий представления о том, каким образом выполнять действия, а также способы проведения мониторинга результатов, качества, эффективности.

    Согласно концепции Гальперина и Талызиной, предполагаемая основа выполнения действий может быть дифференцирована по трем основаниям: доскональность, обстоятельность ориентировки, уровень обобщенности и мера развития самостоятельности.

    Каждому основанию соответствует три разновидности обучения:

    • Частное обучение с неполной ориентировкой. Предполагается постановка задачи, которую учащиеся должны выполнить, самостоятельно отыскав пути и способы ее выполнения. При этом типе обучения самостоятельность развивается в полной мере, но усвоение учебной программы идет медленными темпами с наличием множества недочетов и ошибок;
    • Частное обучение с полной ориентировкой. Предполагается проведение полного инструктажа по заданию, способах и вариантах осуществления действия. Это исключает развитие самостоятельности, но ускоряет темп усвоения материала и практически исключает ошибки;
    • Обобщенное обучение с полной ориентировкой. Предполагается освоение общих принципов деятельности, приемов реализации действий в конкретном направлении. Это в достаточной степени развивает самостоятельность и открывает возможности переноса, усвоенных навыков на иные разновидности деятельности и выполнение задач. Такой прием усвоения материала является отождествлением дедуктивного способа познания – от общего к частному.
  2. Выбор материальной базы осуществления действия. На этом этапе осуществляется отбор предметов, материалов, литературы, схем, которые будут отвечать предметной области изучения.

  3. Осуществление проговаривание учебной информации вслух. Проведение отдельных действий предполагает проговаривание – однократное или многократное, индивидуальное или коллективное.
  4. Внутреннее повторение материала. Производится внутреннее проговаривание учебного материала, нацеленное на его усвоение и сохранение.
  5. Осуществление полного перехода. Предполагается полное усвоение осуществления того или иного действия и доведения его до автоматизма. Проведение контроля за его выполнением сворачивается и автоматизируется. Необходимо достичь свободного выполнения действия.

Условия эффективной реализации технологии поэтапного формирования умственных действий

Замечание 1

Данная технология характеризуется высокой устойчивостью сохранения освоенных знаний и понятий, вариантов реализации действий, возможностью их применения в новых обстоятельствах и для решения новых задач.

Чтобы технология приносила должный положительный эффект необходимо соблюдать ряд условий ее выполнения:

  1. Развивать адекватную и целесообразную мотивацию действий учащихся.
  2. Формировать навыки осуществления верного действия, инструктировать способы его реализации и варианты выполнения.
  3. Складывать представления о желаемых качествах того или иного действия.
  4. Организовывать выполнение действий в необходимой форме, ориентируемой на должный познавательный эффект т.е. развивать умственное действие.

Чтобы сформировать представление о правильном выполнении того или иного действия разрабатывается специальная схема приблизительной основы действия. Такая схема являет собой алгоритм выполнения действия, включающий структуру материала, последовательность его выполнения.

Данная технология выполнения действия исключает реализацию индивидуального подхода в обучении, не учитывает активность и инициативность учащегося.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/tehnologiya_poetapnogo_formirovaniya_umstvennyh_deystviy_p_ya_galperin_n_f_talyzina/

Теория Гальперина: основы теории, содержание и структура

Технология обучения творчеству на основе концепции Гальперина

Заслуженный деятель науки РСФРС, выдающийся психолог, доктор педагогических наук Петр Яковлевич Гальперин родился 2 октября 1902 года в Тамбове. Его вклад в науку заключается в том, что он не только ввел в психологию такое понятие, как систематическая разработка ориентировки к будущему действию, но и создал на ее основе теорию поэтапного формирования умственных действий.

Создание теории

Датируется создание теории 1952 годом, когда Гальперин представил ее научному сообществу как гипотезу формирования умственного действия.

В основу теории легли представления о возможной генетической зависимости между психическими операциями и внешними ее выражениями в виде практических действий.

Основывается данное предположение на том, что мышление детей развивается в основном через связь с предметной деятельностью, когда ребенок непосредственно взаимодействует с предметами.

Основные умозаключения Гальперина основывались на том, что внешнее действие поэтапно может превращаться во внутреннее, проходя через ряд конкретных этапов, которые тесно взаимосвязаны между собой и не могут существовать друг без друга. Теория Гальперина о поэтапном формировании действия не теряет своей актуальности и по сей день.

Подсистемы

Гальперин разделял систему планомерно-поэтапного формирования умственных действий на четыре составляющие:

  • Формирование адекватной мотивации.
  • Обеспечение получения путем действия нужных свойств.
  • Формирование ориентировочной основы деятельности.
  • Обеспечение переноса действий в умственный план.

Именно на этих четырех подсистемах строится теория Гальперина о поэтапных умственных действиях. Дальнейшее развитие система получила в разделении на 6 этапов.

Основные этапы

Теория Гальперина подразумевала наличие шести этапов формирования умственного действия: мотивация, ориентировочная основа, материальные действия, внешнеречевые действия, внешняя речь «про себя», умственные действия.

  • Начинается все с этапа мотивации – это создание побудительного индивидуального отношения к пониманию и усвоению действий.
  • Второй этап – формирование ориентировочной основы будущего действия. Осуществляется этот этап путем ознакомления на практике с содержанием будущего умственного действия. Также нельзя забывать и об итоговых требованиях к действию.
  • Третий этап – этап действий с реальными предметами их заместителями. То есть материальные или материализованные действия. Суть данного этапа заключается в практическом усвоении и осознании действия с использованием нужных предметов.
  • Четвертый этап – внешнеречевые действия. Данный период характеризуется дальнейшим усвоением, но уже человек не опирается на реально существующие предметы. Сам процесс начинается с перенесения внешнего действия во внутренний план. Гальперин считал, что данный перенос действия в речь – не просто озвучивание, а речевое выполнение действия.
  • Пятый этап – речь «про себя». К концу выполнения определенного умственного действия процесс уже не требует работы внешней речи, он полностью перемещается во внутреннюю речь.
  • Конечный этап – этап умственных действий. Шестой этап – это завершение перехода процесса формирования умственных действий во внутренний план, то есть речевая составляющая уже ни к чему. Однако именно на конечном этапе, действие претерпевает существенные преобразования. Оно может уменьшаться, автоматизироваться и полностью покинуть сферу сознания.

Каждый из перечисленных этапов предполагает сокращение действия, которое на начальном этапе выполняется в развернутой форме. Гальперин и теория поэтапного формирования действий – новое слово в педагогической психологии.

П. Я. Гальперин приложил немало усилий для создания теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий.

Но впоследствии возникла острая необходимость последующей оценки качества уже сформированного действия.

Именно поэтому после теории формирования умственных действий, профессор создал систему свойств человеческих действий. Петр Яковлевич разделил все свойства на две составляющие:

  • Первичные параметры действия – характеризуют любое человеческое действие. Основа данной группы – полнота свойств системы, разделение существенных и несущественных отношений, уровень осуществления действия, силовые и временные характеристики.
  • Вторичные параметры действия – отражают итог соединения первичных параметров. В эту группу входит разумность, осознанность, критичность, мера освоения.

Только в совокупности данные теории Гальперина П. Я. отражают всю суть умственных действий.

Метод планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности

Раскрываются психологические механизмы исключительно в процессе осуществления действия, в то время как в процессе формирования действие может существенно изменяться, и исследование результата не представляется возможным.

Данная закономерность послужила основой для создания идеи формирующего эксперимента, который как раз и основывался на методе планомерно-поэтапного формирования умственных действий. Гальперин П. Я.

предложил направлять силы не на поиски того, что уже сформировано, а создать условия для формирования, которые можно контролировать.

Данный метод основывается на концепции осуществления определенного действия с уже заранее сформированными свойствами и признаками. Благодаря такой методике можно раскрывать взаимосвязь не только между содержательностью действия и условиями его усвоения, но и между характеристиками результата деятельности.

Данное изобретения ученого открыло поистине широкие возможности для практического использования теории формирования умственных действий в процессе обучения. Спустя некоторое время, профессор отметил, что методика планомерно-поэтапного формирования поспособствовала выявлению психологических механизмов.

Значение теории

Теория Гальперина П. Я. имела как теоретическое, так и практическое значение. Мысли профессора произвели настоящий фурор не только в психологии, но и в педагогике.

Теоретическое значение

Ценность методики в теоретическом аспекте следующая:

  • Петр Яковлевич Гальперин фактически создал конкретную единицу анализа психики человека – это умственное человеческое действие, которое отличается осознанностью и целенаправленностью.
  • Методика формирования умственного действия Гальперина в соответствии с предварительно определенными свойствами стала настоящим орудием в психологии и развитии духовной жизни человека.
  • Мир увидел такой подход как формирующий эксперимент.
  • Новое слово в психологии – система контроля качества выполнения того или иного умственного действия.

Данная теория стала основой для работы многих психологов.

Практическое значение

Помимо теоретического значения, теория получила свое признание и в практической сфере:

  • Данная методика способствует автоматизации умственной деятельности, то есть существенно сокращает время формирования и освоения навыков не только без потери качества, но и с увеличением данного показателя.
  • Используется метод формирования умственных действий на всех уровнях образования, от детского сада до университета.
  • Теория Петра Яковлевича Гальперина послужила основой для осуществления достаточного количества прикладных проектов. Их суть заключалась в совершенствовании содержания и процесса обучения.

Данная теория Гальперина о формировании умственных действий стала одной из самых знаменитых в советской и российской педагогической психологии.

Петр Яковлевич внес неоценимый вклад в развитие психологии. В октябре 2012 года в честь профессора прошла научная конференция международного уровня, название которой «Новая жизнь классической теории».

Приурочили мероприятие к 110-му дню рождения П. Я. Гальперина.

Основная тема конференции – вклад профессора в педагогическую психологию, развитие его теорий в современности, а также актуальные проблемы использования общепсихологической концепции ученого.

Для того чтобы понять теорию умственных действий Гальперина П. Я., можно обратиться к такому примеру. Учителю русского языка нужно обучить своего ученика не совершать конкретных грамматических ошибок. Для этого на карточки можно выписать те правила, которые вызывают проблемы в употреблении.

Раскладываются карточки в такой последовательности, в которой они должны использоваться в написанной фразе. Процесс обучения начинается с того, что ученик вслух зачитывает первое правило, затем применяет его к написанной фразе, после чего вслух читает второе правило и также применяет его к нужному предложению.

И так происходит со всеми правилами, выписанными на карточках. Ко второму этапу ученик уже знает все правила наизусть, карточки учитель должен забрать, а обучаемый повторяет правила вслух без их помощи. Следующий этап – произнесение правил «про себя», все так же с применением их к предложению.

К завершающему этапу, по теории Гальперина о формировании умственных действий, ученик уже способен самостоятельно использовать выученное правило на подсознательном уровне, не читая его ни вслух, ни «про себя».

Источник: https://FB.ru/article/383017/teoriya-galperina-osnovyi-teorii-soderjanie-i-struktura

Характеристики основных концепций развивающего обучения

Технология обучения творчеству на основе концепции Гальперина

В современной педагогической науке теория развивающего обучения стала одним из ключевых понятий и нашла широкое применение в массовой педагогической практике.

Под термином «развивающее обучение» понимается такое обучение, в процессе которого содержание образования, его методы и формы ориентируются на развитие физических, умственных, познавательных способностей учащихся и их нравственное воспитание путем использования имеющихся у детей возможностей, и использования представлений об особенностях их психического и физиологического развития. Однако любое обучение всегда строится на основе какой-либо концепции или системы. В частности, само понятие «развивающее обучение» с позиций педагогической науки глубоко многогранно, прежде всего потому, что существует множество концепций развивающего обучения, количество которых постоянно увеличивается, а их структурное наполнение динамически меняется: появляются новые наработки, научные идеи, исследования, и на их основе строятся новые дидактические концепции. В данной статье мы постараемся рассмотреть характеристики основных концепций развивающего обучения, которые получили наиболее широкое распространение в педагогической науке.

Концепция опережающего обучения Л.В. Занкова

Так, одной из первых таких концепций можно считать концепцию советского педагога Л.В. Занкова, который в конце 50-х гг.

вместе со своим научным коллективом провел крупное и многогранное научное исследование по изучению объективных закономерностей и принципов обучения.

Эта идея родилась во многом благодаря влиянию идей другого выдающегося ученого-педагога и психолога, Л.С. Выготского, который сформулировал ряд теоретических положений о соотношении обучения и развития школьников.

Идеи Л.В.

Занкова были направлены на развитие такой концепции обучения младших школьников, при которой можно было бы достичь более высоких результатов обучения, чем при использовании традиционных и привычных для того времени методик.

Данная концепция имела комплексный характер: она включала в себя не какие-либо частные методы и приемы работы в классе и даже не изучение определенных учебных предметов, а особые принципы самой системы обучения.

Так, среди основных положений концепции Л.В. Занкова следует выделить следующие.

  • Обучение на высоком уровне сложности,
  • Ускоренный темп овладения учебным материалом,
  • Осознание школьниками процесса обучения,
  • Главенствующая роль теоретических знаний,
  • Слаженная и целенаправленная работа по обучению и развитию личности всех учеников класса, включая и тех, которые обнаруживали слабые показатели успеваемости.

Более поздние исследования показали ее научную состоятельность и эффективность, однако в 1960-е – 1970-е гг. попытки ее внедрения в массовый педагогический опыт не принесли ожидаемых результатов из-за неспособности учителей обеспечить учебный процесс новыми технологиями обучения.

Концепция содержательного обучения

В шестидесятые годы прошлого столетия другим научным коллективом под руководством ученых-педагогов В.В. Давыдова и Д.Б.

Эльконина было проведено другое исследование, целью которого являлось установление роли и места младшего школьного возраста в психическом развитии человека.

По его результатам было установлено, что в данном возрасте представляется возможным решение специфических образовательных задач при условии развития у учащихся абстрактно-теоретического мышления и управления их поведением.

Данная концепция была направлена на развитие способностей к творчеству как основу развитию личности в противовес к господствовавшей традиционной концепции и репродуктивному подходу, предполагавшим воспроизведение всего того, что говорится учителем, вне поля критического восприятия полученной информации, с одной стороны, и в отсутствие творческого начала в структуре учебного процесса, с другой.

Концепция поэтапного формирования умственных действий

Авторами данной концепции являются известные советские ученые П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина. Само название концепции говорит о том, что она предполагает ряд этапов. Назовем их.

Первый этап – актуализация мотивации учащегося и его предварительное ознакомление с целью действия, так как только в том случае, когда цель задания совпадает с побуждением, действия ученика можно считать учебной деятельностью.

Второй этап связан с пониманием алгоритма действия и их предварительной ориентировкой. Ожидаемый результат и трансформация навыков и умений в иные виды учебной деятельности зависит от полноты основы, которая ребенком принята как ориентир к действию. Подобная основа включает в себя три этапа.

дается неполная система ориентировок в готовом виде, необходимая для исполнения в данный момент (например, овладением элементами техниками письма); дается полная ориентировочная основа действия в готовом виде (например, образец того, как должны быть оформлена письменная работа на уроке);

ориентировочная основа действия представляется в обобщенном виде (например, ученик знакомится с таким понятием, как культура письма, предполагающая аккуратность и разборчивый почерк).

Третий этап – самостоятельное выполнение внешних действий на основе полученных алгоритмов, например, посредством диаграмм, таблиц или чертежей. Подобные виды учебной деятельности могут носить не только ориентировочный, но и исполнительный либо контрольный характер.

Так, они выполняются устно (или одновременно как письменно, так и устно, например, в формате ответа у доски), и от ученика требуется объяснение совершаемых им действий.

Например, ученик говорит, что «для решения задачи нужно число восемь умножить на шесть, потому что в задаче говорится, что было собрано в шесть раз больше яблок» и пишет на доске арифметическое действие умножения, а затем оглашает решение задачи и ответ к ней.

Четвертый этап предполагает самостоятельную речь в отрыве от предложенных ориентиров и алгоритмов. В частности, на уроке русского языка ученик может сказать, что «слово «висеть» пишется через «и», потому что проверочное слово- «повисло».

Пятый этап – это этап размышления, который предполагает не устную, а внутреннюю речь, на основе которой ученик приходит к тому или иному выводу. Например, размышляя о правописании того или иного слова, он вспоминает и проговаривает про себя известное ему правило.

И, наконец, последний, шестой этап предполагает выполнение того или иного действия в уме, когда уже не требуется помощь учителя, проговаривание вслух, детальное использование алгоритмы или основы, и когда у ученика уже сформирован навык и умение в той или иной области (например, выполнение арифметических действий на основе таблицы умножения в структуре задачи, предложенной в качестве домашнего задания).

Концепция проблемного обучения

Само название данного термина говорит о том, что перед учеником в процессе его обучения ставится определенная проблема, которую он должен решить.

Данная концепция в настоящее время получает все более широкое применение в массовой педагогической практике: в частности, наблюдается тенденция постепенного отказа от репродуктивного метода, от подачи готового учебного материала, который необходимо лишь воспроизвести и запомнить вне контекста личностных качеств ученика и реализации такого значимого методического принципа обучения, как принцип учета личностных и психологических особенностей учащегося, а также принципа интереса.

Примером проблемного обучения может стать урок-дискуссия на уроке математики на тему «Почему на ноль делить нельзя?» Казалось бы, ученику известно, что деление есть арифметическое действие, выражающееся в разделении целого на равные или неравные части (деление с остатком), знакомы такие термины, как «делимое», «Делитель» и «частное», и известно, что делителем, т.е.

числом, на которое делят, может быть любое число, кроме нуля. Перед учащимися ставится проблема: почему делителем не может являться число ноль? В ходе подобной дискуссии могут использоваться такие методы, как доказательство от противного, обсуждение, попытки доказать обратное.

Но в конечном итоге все равно ученики приходят к выводу, что если делителем будет являться ноль, но целое не будет поделено на части, и, соответственно, арифметического действия выполнено не будет.

В качестве примера учитель, завершая дискуссию, может сказать: «Что будет, если мы буханку хлеба поделим на ноль кусков? – Буханка останется целой, и не будет поделена так, чтобы каждый сидящий за столом мог взять себе кусок». Отсюда непременно появляется вывод, что на ноль действительно делить нельзя.

Нами были описаны лишь основные характеристики концепций развивающего обучения. На самом деле их – гораздо больше, причем тенденция их развития такова, что, хотя за их основу могут браться разработки советских ученых-педагогов (в частности, тех же Л.В. Выготского, Л.В.

Занкова, Д.Б. Эльконина и др.), содержание таких систем строится сообразно современной жизни и тем потребностям, которые она диктует. Именно таким образом и реализуется одна из основных функций обучения в школе – становление и развитие человека как личности и как части современного общества.

Источник: https://www.TakeUp.ru/obrazovanie/harakteristiki-osnovnyh-kontseptsij-razvivayushhego-obucheniya/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: