Технология сбережения и сохранения здоровья в процессе трудового обучения и воспитания учащихся

Технология физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья

Технология сбережения и сохранения здоровья в процессе трудового обучения и воспитания учащихся

Определение 1

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека, отсутствие каких-либо заболеваний и физических дефектов.

Принято выделять три основные аспекта здоровья:

  1. Физическое – заключается в полноценном физическом функционировании организма человека, наличие необходимого количества энергии для выполнения различных действий и работ.
  2. Душевное – определяется тем, насколько человек удовлетворен собой, собственным внешним видом, положением в обществе, выполняемой работой, своими достижениями в учебе или работе и т.д.
  3. Социальное – заключается в гармоничных взаимоотношениях с окружающими. Социально здоровый человек легко устанавливает и поддерживает отношения с другими людьми, умеет дружить, способен любить, сопереживать, готов оказывать помощь и поддержку и т.д.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Определение 2

Физическое воспитание – одна из частей физической культуры, представляющая собой педагогический процесс, который направлен на формирование двигательных навыков, психофизических качеств и достижение физического совершенства.

Физическое воспитание является одним из важнейших факторов физического развития человека.

В настоящее время в стране складывается критическая ситуация, так как большинство жителей страны не могут быть признаны полностью здоровыми.

Это связано со многими факторами, один из которых снижение качества физического воспитания детей, недостаточное внимание со стороны образовательный учреждений данному предмету, неактуальность образовательных программ.

Для решения указанных проблем в области физического воспитания педагогами-новаторами разрабатываются и внедряются различные инновационные технологии физического воспитания, направленные на повышение качества воспитания и стимулирование учащихся к занятиям физической культурой.

Определение 3

Физическая культура – компонент общей культуры человечества, представляет собой одну из сфер деятельности человека, направленную на развитие его физических способностей и укрепление здоровья.

Физическая культура личности – это определенный уровень, который достигнут человеком в физическом совершенстве и используемый им в повседневной жизни (различные двигательные умения и навыки).

Одной из важнейших составляющих частей физической культуры является спорт.

Спорт – это специальная организация тренировочных занятий, направленных на подготовку человека к проведению соревнований в различных видах физических способностей человека.

Спорт является многогранным общественным явлениям. Сущность спорта состоит в том, что он представляет собой неукоснительное стремление человека в достижении физического совершенства, расширению собственных физических возможностей и границ.

Замечание 1

В настоящее время спорт имеет и коммерческую основу, так как профессиональные спортсмены получают не только награды и всеобщее признание, а и плату за свой вклад в развитие спорта и физической культуры.

Физическое воспитание в системе образования

Замечание 2

П.Ф. Лесгафт – основоположник систематизации физического воспитания в России.

Познавательные (теоретические) и практические занятия физической культурой являются обязательными и входят в учебных планы всех образовательных организаций, начиная со ступени дошкольного образования.

Разработка учебной программы каждой образовательной программы строится на основании состояния здоровья и физического развития детей, посещающих данное учреждение. Основными ориентирами выступают:

  1. Соматические показатели здоровья детей (медицинские данные каждого ребенка).
  2. Активность детей, проявляющаяся в виде физической, трудовой, общественной и познавательной активности.
  3. Уровень овладения детьми основами личной физической культурой, проявляющиеся в уровне теоретических и методических знаниях, путях эффективного физического развития в соответствии с возрастом.
  4. Уровень осведомленности о возможностях и перспективах собственного физического развития. Проявляется в адекватной оценке своего здоровья, своих физических особенностях и возможностях.
  5. Развитие у детей таких качеств как выносливость, гибкость, скорость, сила, координация, чувствительность и т.д.
  6. Потребность учащихся и их способности в собственном физическом воспитании. Проявляется в саморегуляции поведения, соблюдения режима дня и питания, ежедневное выполнение физических упражнений, положительный настрой на занятия физической культурой и т.д.

Таким образом, все технологии физического воспитания детей, реализуемые в рамках образовательных учреждений, в первую очередь опираются на ориентиры состояния здоровья и физического развития детей.

Понятие ЗОЖ и педагогической валеологии

Любая технология физического воспитания направлена на формирование у детей здорового образа жизни (ЗОЖ).

ЗОЖ – это совокупность разнообразных форм поведения, направленных на выполнение общественных, профессиональных и бытовых функций, в рамках оптимальных для здоровья условиях и ориентированных на сбережение и укрепление здоровья.

Сущность ЗОЖ заключается в его содержании, которое состоит из:

  1. Формирование у детей поведения, направленного на охрану и укрепление собственного здоровья.
  2. Формирование индивидуальной системы привычек, обеспечивающих необходимый уровень жизнедеятельности, связанный с сохранением и укреплением собственного здоровья.
  3. Формирование собственной научно-обоснованной профилактики заболеваний.
  4. Формирование индивидуальной модели поведения в конкретных жизненных условиях, которая направлена на снижение возможности возникновения различных заболеваний. То есть разные условия жизни подразумевают формирование различных моделей поведения.
  5. Формирование благоприятной системы жизни, которая способна обеспечить необходимый и достаточный уровень обмена человека с внешней средой, позволяющий не только сохранить собственное здоровье, но и удержать его на безопасном уровне.

Определение 4

Педагогическая валеология – «это научная концепция формирования, сохранения и укрепления здоровья детей в ходе обучения и воспитания».

Кроме того, под педагогической валеологией понимают теорию и методику воспитания физически здорового человека, имеющего мотивацию на сохранение собственного здоровья и соблюдения ЗОЖ.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/tehnologiya_fizicheskogo_vospitaniya_sberezheniya_i_ukrepleniya_zdorovya/

Доклад

Технология сбережения и сохранения здоровья в процессе трудового обучения и воспитания учащихся

Просмотр
содержимого документа

на уроках трудового обучения обеспечивающие успешную социализацию воспитанников с ОВЗ»

Учительтрудового обучения: Танюшин Ю.М.

2018-2019 уч.год.

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.

Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад.

При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к.

с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования.

В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

 Школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  •                 Стрессовая педагогическая тактика;
  •                 Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  •                 Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  •                 Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  •                 Провалы в существующей системе физического воспитания;
  •                 Интенсификация учебного процесса;
  •                 Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  •                 Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  •                 Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

 
        Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

 
Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов.

                    Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

Здоровьесберегающие технологии – предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

За последние годы произошло значительное ухудшение здоровья школьников. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья детей стоит очень остро.

Анализ причин “школьных болезней” привел врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования относятся:

-недостаточная освещенность классов;

-плохой воздух школьных помещений ;

-неправильная форма и величина школьных столов;

-перегрузка учебными занятиями.

Психолого-педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся.

-стрессовая тактика авторитарной педагогики;

-интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;

-несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;

-несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса;

-отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.

Здоровьесберегающие технологии на уроках трудового обучения и технологии – задача особой важности для преподавателей этих предметов.

На уроках трудового обучения прежде, всего создаются условия для здорового развития детей:

1.Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима:

– время трудоспособности, утомляемости учащихся,

– учебная нагрузка,

-физкультминутки.

2.Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения:

-воздушно-тепловой режим;

-световой режим;

-режим и организация учебно-воспитательного процесса.

3.Формируется здоровый образ жизни.

В кабинете трудового обучения и технологии воздушно – тепловой и световой режим должны соблюдаться полностью. Кабинет необходимо регулярно проветривать. Для большей освещенности кабинета и снятия нагрузки на глаза,  проведено дополнительное освещение к каждому рабочему месту.

Преподавание предмета технологии и трудового обучения позволяет органично вписывать принципы здоровьясбережения в темы уроков, в различные задания на уроках.

Работая на пришкольном участке, учащиеся получают дополнительную физическую разгрузку, проводят время на открытом воздухе. Многочисленными медицинскими исследованиями установлено, что посильный труд оказывает благотворное влияние на развивающийся организм детей и подростков.

Эта работа требует определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат.

Последний, в свою очередь, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий, здоровый сон, повышает работоспособность и выносливость.

Однако, при этом необходимо организовать занятия, так чтобы они соответствовали возрастным, половым и индивидуальным возможностям каждого учащегося, а также предполагали обязательное соблюдение правил гигиены, безопасности труда и требований к режиму и условиям.

Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.

Уроки трудового обучения дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную.

Современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода.

Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.

  Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
 

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/doklad-zdorovesberegayuschie-tehnologii-na-urokah-trudovogo-obucheniya-obespechivayuschie-uspeshnuyu-socializaciyu-vospitannikov-s-ovz-89214.html

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: