- Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ
- Многовариантность общественного развития (типы обществ)
- Характеристика основных типов цивилизаций
- Различия между линейным и нелинейным подходами
- Тест по обществознанию Социальная структура общества 11 класс
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
- Общественный прогресс – понятие, основные свойства и критерии
- Понятие и свойства общественного прогресса
- Критерии общественного прогресса
- Социальный
- Экономический
- Духовный
- Научно-технический
- Пути проявления прогресса в обществе и их признаки
- Реформа
- Революция
- Противоречивость общественного прогресса
- Тест. Общественный прогресс. Многовариантность общественного развития. Глобализация
- Варианты ответов
- Общественный прогресс – понятие, основные свойства и критерии – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру
- ЕГЭ. Общество. Тема 13. Типы общества
- Типы общества.
- Типы общества
Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ
Прогресс — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более совершенному.
Регресс — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Критерии прогресса: — развитие человеческого разума; — совершенствование нравственности людей; — прогресс науки и техники; — развитие производительных сил, включая самого человека; — возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку;
— гуманистические критерии прогресса (средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.).
Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.
Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Существует два основных пути развития общества: эволюционный и революционный.
Эволюция — это частичные и постепенные изменения, способствующие появлению в различных сферах и элементах общества новых качеств и свойств.
Эволюционные изменения могут осуществляться как сознательно, в таком случае они обретают форму реформ, так и стихийно.
Реформа — изменения в какой-либо сфере общественной жизни, проводимые правительством, в виде постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры).
Виды реформ: — Прогрессивные (например, реформы 60–70‑х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II);
— Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80‑х — начала 90‑х гг. XIX в.
в России — «Контрреформы» Александра III).
Революция — коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
Признаки революции: — это радикальные изменения, в результате которых происходит коренная ломка социального объекта; — носят общий, фундаментальный характер; — как правило, опираются на насилие; — организуются сознательно; — вызывают необычайно сильные эмоции и массовую активность.
Революция — захват насильственными методами государственной власти лидерами массовых движений и последующее использование её для крупномасштабного реформирования всех сфер общественной жизни.
Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Основные подходы к изучению развития общества: — линейный (формационный и стадиально-цивилизационный) — развитие общества рассматривается как закономерный поступательный процесс перехода от низших форм к высшим, от простых к сложным;
— нелинейный (локально-цивилизационный) — развитие общества не имеет однонаправленного характера, в истории человечества есть периоды подъёмов, падений и стагнации.
Формационный подход (основоположники — немецкие философы-экономисты К. Маркс и Ф. Энгельс). Развитие общества осуществляется в результате закономерной смены общественно-экономических формаций.
Пять общественно-экономических формаций:
- первобытнообщинная;
- рабовладельческая;
- феодальная;
- капиталистическая;
- коммунистическая.
Критерием выделения общественно-экономических формаций является производственная деятельность людей, характер труда и способы включения в производственный процесс (природная необходимость, внеэкономическое принуждение, экономическое принуждение, труд становится потребностью личности).
Движущей силой развития общества является классовая борьба. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в результате социальных революций.
Стадиально-цивилизационный подход (У. Ростоу, Тоффлер).
В основе данного подхода лежит понимание цивилизации как стадии в процессе поступательного развития человечества, в его восхождении по лестнице, ведущей вверх к единой мировой цивилизации.
Характеристика основных типов цивилизаций
Критерии для сравнения | Традиционное (аграрное) общество |
Особенности исторического процесса | Длительное, медленное эволюционное развитие, отсутствие явных граней между эпохами. |
Отношения общества и природы | Гармоничные отношения без разрушительного воздействия, стремление приспособиться к природе. |
Особенности экономического развития | Ведущим является аграрный сектор, главное средство производства – земля, находится в общинной собственности или неполной частной, так как верховным собственником является правитель. |
Социальная структура общества | Жёсткая закрытая кастовая или сословная система, уровень социальной мобильности низкий или отсутствует. |
Особенности политического строя, регулирования общественных отношений | Преобладание монархических форм правления, главными регуляторами общественных отношений являются обычаи, традиции, религиозные нормы. |
Положение личности в обществе | Личность поглощается общиной и государством, господство коллективистских ценностей. |
Критерии для сравнения | Индустриальное (западное) общество |
Особенности исторического процесса | Резкое, скачкообразное, революционное развитие, грани между эпохами очевидны. |
Отношения общества и природы | Стремление властвовать над природой, активная преобразовательная деятельность, появление глобальной экологической проблемы. |
Особенности экономического развития | Преобладает промышленность, главным средством производства является капитал, который находится в частной собственности. |
Социальная структура общества | Открытая классовая социальная структура, высокий уровень социальной мобильности. |
Особенности политического строя, регулирования общественных отношений | Преобладание республиканских форм правления, создание правового государства, главный регулятор общественных отношений — право. |
Положение личности в обществе | Индивидуализм, свобода личности. |
Критерии для сравнения | Постиндустриальное (информационное) общество |
Особенности исторического процесса | Эволюционное развитие общества, революции только в научно-технической сфере, глобализация всех сфер общественной жизни. |
Отношения общества и природы | Осознание сущности глобальной экологической проблемы, попытки её решения, стремление создания ноосферы – «сферы разума». |
Особенности экономического развития | Преобладает сфера услуг и производство информации, мировая экономическая интеграция, создание транснациональных корпораций. |
Социальная структура общества | Открытая социальная структура, стратификация общества по уровню доходов, образования, профессиональному признаку, высокий уровень социальной мобильности. |
Особенности политического строя, регулирования общественных отношений | Преобладание республиканских форм правления, создание правового государства, главный регулятор общественных отношений — право. |
Положение личности в обществе | Индивидуализм, свобода личности. |
Локально-цивилизационный подход (М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер, Н. Данилевский, П. Сорокин, Л. Гумилев).
Сущность подхода заключается в отрицании единого однонаправленного процесса. Исторический процесс распадается на множество независимых, изолированных и равноценных по значимости путей развития, цивилизаций и культур.
Цивилизация — общественная система, связанная едиными культурными ценностями (религией, обычаями, традициями, экономической, социальной, политической организацией), которые согласованы и взаимосвязаны друг с другом.
При выделении типов цивилизаций чаще всего используют религиозный критерий, так как считают религию концентратом культурных ценностей.
Классификация типов цивилизаций: — западная христианская; — православная христианская; — исламская; — индуистская; — конфуцианская (дальневосточная); — буддийская;
— иудаистская.
Различия между линейным и нелинейным подходами
Критерии | Линейный подход (формационный, стадиально-цивилизационный) | Нелинейный подход (локально-цивилизационный) |
Длительные тенденции в развитии общества | Прогресс – качественное совершенствование общества | Цикличность, периодические повторения подъёмов, спадов, застоя |
Основные общественные системы | Последовательно сменяющие друг друга формации, цивилизации | Сосуществующие цивилизации, культуры |
Критерии общественного развития | Формационный подход – материальное производство; Стадиально-цивилизационный – духовная, социальная, экономическая, политическая организация общества. | Духовные ценности |
Пути развития | Существование главного «магистрального» пути развития | Множественность равнозначных путей развития |
Возможность сравнения общественных систем | Последующие совершеннее, сложнее, выше предыдущих | Каждая цивилизация уникальна, самодостаточна и равноценна |
Влияние общественных систем друг на друга | Более развитая система уничтожает менее развитые | Цивилизации могут ограниченно обмениваться ценностями |
Источник: https://examer.ru/ege_po_obshestvoznaniu/teoriya/obshestvennyi_progress
Тест по обществознанию Социальная структура общества 11 класс
17.11.2018Тесты по предметамОбществознание11 класс
Тест по обществознанию Социальная структура общества 11 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей (в части 1 — 10 заданий, в части 2 — 5 заданий, в части 3 — 1 задание).
Часть 1
1.
Разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение, — это
1) социальная стратификация2) социальная дифференциация3) классообразование
4) социальная мобильность
2. Большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения той доли общественного богатства, которой они располагают, называются
1) стратами2) классами3) общностями
4) слоями
3. К стабилизирующей части современного демократического общества относят
1) государственных служащих2) высший класс3) средний класс
4) низший класс
4. Переход людей из одних общественных групп в другие называется социальной
1) стратификацией2) дифференциацией3) мобильностью
4) нестабильностью
5. Место человека в социальной структуре общества называется
1) социальной стратой2) социальной сферой3) социальной группой
4) социальным статусом
6. Деклассированные, опустившиеся люди — это
1) люмпены2) маргиналы3) консерваторы
4) безработные
7. Пограничное, переходное, структурно неопределенное социальное состояние субъекта называется
1) люмпенизацией2) стратификацией3) маргинальностью
4) социализацией
8. Распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге называется
1) люмпенизацией2) стратификацией3) маргинальностью
4) социализацией
9. Единственным и главным критерием расслоения общества, по мнению К. Маркса, было
1) государство2) право3) обладание собственностью
4) физиологическое неравенство
10. К разновидностям достигаемого статуса относится
1) женский пол2) статус наследника престола3) принадлежность к малым народам Крайнего Севера
4) ученое звание профессора
Часть 2
1.
Лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений, называется ___________.
2. Лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство, называются ___________.
3. Найдите в приведённом ниже списке фиксированные социальные общности. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) работники правоохранительных органов2) безработные3) беженцы4) территориальные, поселенческие общности (сельские и городские сообщества)
5) фанаты ЦСКА
4. Расставьте уровни вертикальной стратификации в порядке убывания.
1) мелкая буржуазия2) технические специалисты среднего уровня3) высший слой профессионалов, администраторов4) техники — рабочие, осуществляющие руководящие функции5) неквалифицированные рабочие6) квалифицированные рабочие
7) коммерческий класс
5. Вставьте пропущенное понятие в высказывание:
«А. Тойнби подчеркивал, что современная западная цивилизация — это прежде всего цивилизация ___________ класса, и западное общество стало современным лишь после того, как ему удалось создать многочисленный и компетентный ___________ класс».
Часть 3
Темы для мини-сочинения
1. «Прогресс наш проверяется не тем, как мы увеличиваем состояние богатых, а тем, как мы помогаем малоимущим» (Ф.Д. Рузвельт).
2. «Бедность порождает бунт и преступления» (Аристотель).
3. «В стране, в которой правят хорошо, стыдятся бедности. В стране, в которой правят плохо, стыдятся богатства» (Конфуций).
4. «Каждый из нас сам вычеканил цену своей личности; человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли» (С. Смайлс).
Ответы на тест по обществознанию Социальная структура общества 11 класс
Часть 11-22-23-34-35-46-17-38-29-310-4
Часть 2
1. беженцем2. семьей3. 12344. 3271465
5. средний
СкачатьТест Социальная структура общества 11 класс
(157 Кб, pdf)
: 17.11.2018 17.11.2018
Источник: https://testytut.ru/2018/11/17/test-po-obshhestvoznaniyu-sotsialnaya-struktura-obshhestva-11-klass/
Общественный прогресс – понятие, основные свойства и критерии
В исторической науке и курсе обществознания одним из центральных понятий является общественный прогресс. Термин отражает динамический процесс, в рамках которого происходит изменение в сторону более совершенных и сложных форм.
В первую очередь речь идет о взаимодействиях между социальными группами, а также об экономическом и духовном росте общества в целом. В большинстве случаев смысл понятия накладывается на технологическое развитие.
Понятие и свойства общественного прогресса
Общественный прогресс – это определенное движение, предполагающее развитие тех или иных сфер жизни. Противоположностью выступает регресс – движение назад, возвращение к отсталому.
Общественный прогресс – это то, что будет происходить в любом случае, как и развитие природы, но от политических и экономических показателей зависит интенсивность изменений.
Задача прогресса – улучшать, но проблема в том, что в некоторых случаях возможны и ухудшения. Например, развитие автомобильной промышленности привело к загрязнению воздуха в крупных городах.
Критерии общественного прогресса
Выделяется четыре базовых критерия общественного прогресса. В данном случае под критерием понимается характеристика или описание. Рассмотрим детальнее определение и смысл каждого критерия.
Социальный
Социальный критерий отражает уровень развития общества в целом. Индикаторами выступают политические свободы, качество жизни граждан, уровень богатства и бедности.
Сегодня средний класс – один из важнейших показателей: чем больше его процент, тем более развито общество.
Экономический
Экономический критерий многие ученые считают ключевым, так как он оказывает влияние на все другие сферы. Индикаторы: ВВП (его рост или падение на душу населения), развитие кредитной сферы. Особенностью экономики является и ее основа, то есть на чем базируется доход.
В наибольшей опасности в 21 веке находятся страны, чья экономика базируется на энергоресурсах.
Духовный
Говоря о духовном прогрессе, оценивают роль морали в обществе и уровень нравственного развития большинства индивидов в социуме.
Есть определенные противоречия, так как в зависимости от культуры, то или иное изменение может считаться как прогрессом, так и регрессом. Чем более совершенно общество, тем более гуманистических взглядов оно придерживается.
Научно-технический
В большинстве случаев прогресс ассоциируется именно с этим критерием – развитием науки и техники, появлением новых продуктов и инструментов. Такой подход не раскрывает всей полноты понятия общественного прогресса.
Пути проявления прогресса в обществе и их признаки
Существует два пути, по которым реализуется прогресс в обществе. Осуществление преобразований всегда предполагает введение изменений или корректировок. Разница между путями заключается в интенсивности применения тех или иных новшеств.
Реформа
Реформа – это медленные, последовательные, поступательные преобразования в отдельных сферах жизни. В большинстве случаев затрагивается не более двух сфер, чаще всего одна.
Не предполагается смена власти или режима даже при проведении политических преобразований.
Реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными. Эти виды разнятся в зависимости от последствий, происходящих в обществе.
Революция
Под революцией понимается метод, когда используются насильственные приемы преобразования. Затрагиваются все или почти все сферы жизни.
К трем базовым критериям относятся:
- изменение текущего строя на кардинально новый, как правило, противоположный прежнему;
- резко меняются многие аспекты повседневной жизни;
- изменение происходит в несколько скачков и сопровождается применением силы.
План революционных преобразований, как правило, не учитывает социальный и духовный аспекты.
Противоречивость общественного прогресса
У общественного прогресса в современном мире есть два важных качества. Они заключаются в следующих понятиях:
Неоднозначность – рост и развитие одной сферы может привести к упадку другой. Например, развитие робототехники лишает рабочих мест миллионы людей, что создает социальное напряжение.
Противоречивость – не всегда можно предсказать результат того или иного достижения.
Рассмотрим несколько примеров противоречивости прогресса, отражающие взгляды просветителей:
- открытие ядерной энергии привело к появлению оружия массового поражения;
- создание ГМО увеличило количество производимых продуктов, но сократило их пищевую ценность.
Очевидно, что большая часть открытий, в частности научных, принесла пользу обществу и человечеству. Важно всегда наперед оценивать возможности того, как будет реализован проект.
Общественный прогресс – изменение мира, предполагающее уход от старых моделей и форматов к новым и более совершенным. Он реализуется не только в технологической сфере, но и затрагивает социальные отношения, политические аспекты, нравственное развитие людей. Тенденции показали, что с каждым новым этапом человечество больше ценило личность, комфорт и удобство.
Источник: https://nauka.club/obshchestvoznanie/obshchestvennyy-progress.html
Тест. Общественный прогресс. Многовариантность общественного развития. Глобализация
Будьте внимательны! У Вас есть 10 минут на прохождение теста. Система оценивания – 5 балльная. Разбалловка теста – 3,4,5 баллов, в зависимости от сложности вопроса. Порядок заданий и вариантов ответов в тесте случайный.
С допущенными ошибками и верными ответами можно будет ознакомиться после прохождения теста. Удачи!
Это частичные, постепенные изменения, которые способствуют появлению в различных сферах общества новых качеств и свойств.
Могут происходить стихийно и организованно.
Варианты ответов
- эволюция
- революция
- развитие
- формирование
- становление
Дайте правильное определение понятиям.
Общественный прогресс – понятие, основные свойства и критерии – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру
В исторической науке и курсе обществознания одним из центральных понятий является общественный прогресс. Термин отражает динамический процесс, в рамках которого происходит изменение в сторону более совершенных и сложных форм.
В первую очередь речь идет о взаимодействиях между социальными группами, а также об экономическом и духовном росте общества в целом. В большинстве случаев смысл понятия накладывается на технологическое развитие.
ЕГЭ. Общество. Тема 13. Типы общества
Традиционное | Индустриальное | Постиндустриальное |
1.ЭКОНОМИКА. | ||
Натуральное сельское хозяйство | В основе — промышленность, в сельском хозяйстве — повышение производительности труда. Разрушение натуральной зависимости. | Основа производства- информация.На первый план выступает сфера услуг. |
Примитивные ремёсла | Машинная техника | Компьютерные технологии |
Преобладание коллективной формы собственности. Защита собственности только высшего слоя общества. Традиционная экономика. | Основа экономики — государственная и частная собственность, рыночная экономика. | Наличие разных форм собственности. Смешанная экономика. |
Производство товаров ограничено определённым их видом, перечень органичен. | Стандартизация — это однородность в производстве и потреблении товаров и услуг. | Индивидуализация производства, вплоть до эксклюзива. |
Экстенсивная экономика | Интенсивная экономика | Увеличение удельного веса мелкосерийного производства. |
Ручные орудия труда | Машинная техника, конвейерное производство, автоматизация, массовое производство | Развит сектор экономики, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации. |
Зависимость от природно-климатических условий | Независимость от природно-климатических условий | Сотрудничество с природой, ресурсосберегающие, экологически чистые технологии. |
Медленное внедрение в экономику инноваиций. | Научно-технический прогресс. | Модернизация экономики. |
Уровень жизни основной массы населения невысокий. | Рост доходов населения.Меркантилизм сознания. | Высокий уровень и качества жизни людей. |
2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. | ||
Зависимость положения от социального статуса. Основные ячейки общества — семья, община | Появление новых классов — буржуазии и промышленного пролетариата. Урбанизация. | Стирание классовых различий.Рост удельного веса среднего класса. Значительно возрастает доля населения, занятого в обработке и распространении информации, над рабочей силой в сельском хозяйстве и промышленности |
Стабильность социальной структуры, границы между социальными общностями устойчивые, соблюдение строгой социальной иерархии. Сословность. | Мобильность социальной структуры велика, возможности социального перемещения не ограничены.Появление классов. | Ликвидация социальной поляризации. Стирание классовых различий. |
3. ПОЛИТИКА. | ||
Господство церкви и армии | Возрастает роль государства. | Политический плюрализм |
Власть наследственная, источник власти — воля Божья. | Господство права и закона( правда, чаще на бумаге)Равенство пред законом. Права и свободы личности законодательно закреплены. Главный регулятор отношений- нормы права. | Гражданское общество.Отношения между личностью и обществом строятся на принципе взаимной ответственности. |
Монархические формы правления, политические свободы отсутствуют, власть выше закона, поглощение личности коллективом, деспотическое государствоГосударство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроль не существует. | Предоставление политических свобод, республиканская форма правления преобладает. Человек- активный субъект политики. Демократические преобразования | Закон, право — не на бумаге, а на деле. Демократия.Демократия «консенсуса».Политический плюрализм. |
4.ДУХОВНАЯ СФЕРА. | ||
Нормы, обычаи, верования. | Непрерывное образование. | |
Провиденциализм сознания, фанатичное отношение к религии. | Секуляризация сознания.Появление атеистов. | Свобода совести и вероисповедания. |
Индивидуализм и самобытность личности не поощрялись, коллективное сознание преобладает над индивидуальным. | Индивидуализм, рационализм, утилитаризм сознания. | Стремление проявить себя, достичь успехов в жизни. |
Мало образованных людей, не велика роль науки. Образование элитарное. | Велика роль знаний, образования. В основном- среднее образование. | Велика роль науки, образования, век информации.Высшее образование. Формируется глобальная сеть телекоммуникаций — Интернет. |
Преобладание устной информации над письменной. | Господство массовой культуры. | Наличие разных видов культуры |
ЦЕЛЬ. | ||
Приспособление к природе. | Освобождение человека от прямой зависимости от природы, частичное подчинение её себе.Появление экологических проблем. | Антропогенная цивилизация, т.е. в центре — человек, его индивидуальность, интересы.решение экологических проблем. |
Выводы
Типы общества.
Традиционное общество – тип общества, основывающийся на натуральном сельском хозяйстве, монархической системе управления и на преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.
Индустриальное общество — тип общества, основывающийся на развитии промышленности, на рыночной экономике,внедрении научных достижений в экономике, появлении демократической формы правления, на высоком уровне развития знаний, на научно-техническом прогрессе, секуляризации сознания.
Постиндустриальное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, демократии консенсуса, на формировании гражданского общества.
Типы общества
1.По степени открытости:
— закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией.
— открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.
- По наличию письменности :
— дописьменные
—письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)
3.По степени социальной дифференциации ( или расслоения):
— простые — догосударственные образования, нет руководителей и подчинённых)
— сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.
Пояснение терминов
Термины, понятия | Определения |
индивидуализм сознания | стремление человека к самореализации, проявлению своей личности, саморазвитию. |
меркантилизм | цель – накопление богатства, достижение материального благополучия, денежные вопросы стоят на первом месте. |
провиденциализм | фанатичное отношение к религии, полное подчинение ей жизни как отдельного человека, так и всего общества, религиозное мировоззрение. |
рационализм | преобладание разума в поступках и действия человека, а не эмоций, подход к решению вопросов с точки зрения разумности – неразумности. |
секуляризация | процесс освобождения всех сфер общественной жизни , а также сознания людей из-под контроля и влияния религии |
урбанизация | рост городов и городского населения |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-13-%D1%82%D0%B8%D0%BF%D1%8B-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/