Тренажер Звукобуквенный анализ и синтез слов

Игры для обучения звуковому анализу слов для дошкольников

Тренажер Звукобуквенный анализ и синтез слов

Умение правильно разбирать слова на звуки, развиваем умение правильно писать в будущем. Также развивается фонетический слух. Фонетический разбор слова дети изучают в первом классе, но к этому времени дети должны иметь о нём достаточное представление. В этом и помогут специальные игры и упражнения.

Звуковой анализ слова — определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей. Игры для обучения звуковому анализу слов для дошкольников.

Что должен знать ребёнок по этой теме перед школой:

  • определять количество слогов в слове;
  • определять количество звуков в слове;
  • анализировать звуковой состав слова;
  • определять ударение в слове;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • различать твёрдые и мягкие согласные.

Игры для обучения звуковому анализу слов для дошкольников.

Игры и упражнения, которые помогут закрепить умение производить звуковой (или фонетический анализ слова).

   «Цепочка из слов»

Для игры понадобятся карточки с изображением различных предметов. Задача ребёнка собрать цепочку из них так, чтобы последний звук в слове совпадал с первым звуком следующего слова и так далее.

“Самое длинное слово”

Ребёнку предлагаются несколько предметных картинок, его задача найти слово с наибольшим количеством букв, а затем звуков.

Аналогичная игра “Найди самое короткое слово”.

“Гласная – согласная”

Для игры понадобятся две коробочки красного и синего цвета и набор картинок. Задача ребёнка разложить картинки по коробкам. В красную названия, которых начинается с гласного звука, в синюю с согласного.

“Зашифрованное слово”

Показываем ребёнку звуковую схему слова. Ребёнок должен расшифровать её. Из предложенных картинок выбрать подходящее название.

Игры для обучения звуковому анализу слов для дошкольников.

“Пирамида из слов”

Для этой игры понадобятся картинки в названии которых от 3х до 5 звуков, набор картинок, название которых состоит из 3-5 звуков. Задача ребёнка построить из картинок пирамиду. Нижний ряд это слова состоящий из пяти звуков, верхний из трёх и средний из четырёх.

“Лови звук”

Игра с мячом. Ведущий кидает мяч, называет слово и говорит, звук по счету, который потом называет игрок поймавший его. Например, кирпич – 3, ответ “р”, мяч возвращается ведущему. Далее продолжаем играть с этим же словом. Аналогично можно играть, называя слоги, ударение, первую гласную в слове и т.д.

“Где спрятался звук”

В этой игре ребёнку нужно определить вместо заданного звука в слове. Если слышится в начале слова, то отмечаем в первой клеточки, в середине слова в средней и в конце слова соответственно в последней клетке.

Игры для обучения звуковому анализу слов для дошкольников.Игры для обучения звуковому анализу слов для дошкольников.

“Сколько комнат в доме?”

Ребёнку необходимо определить количество звуков в слове (комнаты) при помощи фишек. Для игры понадобятся картинки с изображением, каких либо предметов, домики (нарисованные на бумаге).

Другой вариант игры “Сколько комнат в доме?”

“Паровозик”

Для игры понадобится картинки с изображением животных и нарисованный паровозик, в каждом вагоне разное количество окошек, которые соответствуют количеству звуков в слове. Задача ребёнка правильно “рассадить” животных по вагончикам.

“Придумай слово”

Задача ребёнка придумать слово на заданное количество слогов, букв или звуков.

“Шифровальщики”

Взрослый перечисляет слова, задача ребёнка, если он услышит в слове определенный звук записывает его. Если в названом слове нет этого звука, ставит прочерк. Задание можно изменить , ребёнку необходимо записывать только ударный звук или например, последний.

“Кто больше?”

Задача придумать как можно больше слов на заданный звук.

“Добавь звук”

Ребёнку предлагаются различные слова, его задача добавить звук, так, чтобы получилось новое слово. Например, лис – лист, кол-укол и т.д. Обязательно в словах проверяйте ударение, делайте выводы.

“Звуковое лото”

Игры для обучения звуковому анализу слов для дошкольников.

Другие игровые упражнения.

Листайте галерею

Игры для обучения звуковому анализу слов для дошкольников.Игры для обучения звуковому анализу слов для дошкольников.Игры для обучения звуковому анализу слов для дошкольников.Игры для обучения звуковому анализу слов для дошкольников.Игры для обучения звуковому анализу слов для дошкольников.Игры для обучения звуковому анализу слов для дошкольников.

Данные игры и упражнения помогут развить фонетический слух, а также навык звукового анализа слова. Помогут подготовиться к правильному письму и чтению.

Вам может быть интересно:

Игровые упражнения для развития навыка чтения.

Методики обучения чтению. Выбираем лучшую.

Тренируем усидчивость у детей.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ce53401a77c0800b350dc9a/igry-dlia-obucheniia-zvukovomu-analizu-slov-dlia-doshkolnikov-5e46fa0de9c3ad18fb31ab00

Звуко-буквенный анализ и синтез в работе логопеда

Тренажер Звукобуквенный анализ и синтез слов

Здравствуйте дорогие читатели и подписчики блога!
Многие из вас слышали такие слова, как “анализ” и ”синтез”, и вам покажется странным, какое они имеют отношение к логопедии.

Эти термины скорее всего встречаются в математике или в химии. Однако анализ и синтез в логопедии тоже есть и они имеют очень большое значение для успешного овладения навыками чтения и письма.

И об об этом пойдет речь в сегодняшней статье.

Для чего нужен

Я расскажу, что такое звуко-буквенный анализ и синтез — разбор элементов речи: слогов, слов и предложений. Из каких символов они состоят, как они отображаются на письме (буквы) и как при говорении (звуки). Другими словами, это основа нашей грамотности.

Многие родители наивно полагают, что достаточно выучить с ребенком все буквы, он сразу зачитает и сразу увлечется чтением книг. А также будет писать грамотно и красиво.

Однако реальность заставляет снимать розовые очки даже с самых мечтательных романтиков,

Ребенку предстоит узнать, что предложения состоят из слов, слова из слогов, а слоги из букв или звуков. И каждый звук отображается на письме с помощью специальных письменных значков.

И они расположены в определенной последовательности.

Если изменить их последовательность, то изменится и смысл слова, например, взять 3 буквы Т, К, О, из них можно выложить 3 слова: КОТ, ТОК, КТО, каждое из которых несет свою смысловую нагрузку.

С чего начать

Начать надо с самого простого, запоминать буквы (но не читать слова и тескты). При чем будет намного проще потом их сливать в слоги, если не говорить ребенку: “это буква эс”, а просто “буква с” и потянуть ее немного “ссссс”.

Надо с этой буквой выполнять много манипуляций — лепить из пластилина, соленого теста. Выкладывать из фасоли или камушков марблс.

Писать пальцем на чем-нибудь шершавом, в воздухе, на запотевшем стекле, на земле, на снегу — все это зависит от вашей фантазии.

Позиция в начале слова

Затем сказать малышу, что, например, в букве А живет звук “ааа”, он тянется, мы его говорим с широко открытым ртом. И начинаем придумывать слова на этот звук. Если дети справляются с этим заданием, начинаем усложнять задание.

Придумываем на звук А фрукты, транспорт, животных, съедобное. Затем делаем проверку, насколько усвоился навык, называем слова. И если в них есть искомый звук, надо хлопнуть в ладоши, топнуть ногой, подпрыгнуть, показать карточку с этой буквой.

Показывем несколько картинок, выбираем из них те, которые начинаются на нужный звук.

На что оканчивается слово

Когда этот навык усвоен, находим звук в конце слова. Порядок такой же, как с позицией в начале слова. Но можно включить игру в цепочки слов, следующее слово должно начинаться на звук, на который оканчивается предыдущее (лук — коса — ананас — сок).

И можно проводить дифференциацию, делить слова на те, где звук в начале слова, а где в конце. Раскладывать картинки на две кучки, например, “клювик” и “хвостик”.

Поднять то левую руку то правую, прыгнуть или присесть, поднять руки вверх, опустить вниз и тп и тд

Звук в середине слова

Затем подключается позиция в середине слова, она самая сложная, особенно для тех деток, у которых фонематический слух особо сильно нарушен. Они не слышат гласные в середине слова и пишут также: “дорога — дрога”, “молоко — млоко”.

Отрабатываем по вышеприведенной схеме. Затем подключаем 3 позиции, 3 разных действия. Расставляем картинки на 3 кучки “клювик”, ”хвостик”, ”крылышки”. Или традиционно сажаем в поезд — соответственно 1й, 2й и 3й вагончики.

И уже здесь можно параллельно делить слова на слоги и находить ударный гласный.

Деление на слоги

Один из вариантов: есть 3 домика, с одним окном, двумя, тремя, это количество слогов. Будем селить туда жильцов, в зависимости от количества слогов.

Чтобы малышу легче было делить на слоги, надо держать ладонь под подбородком и считать, сколько раз открыли рот, столько и слогов. Можно делить на части, хлопая в ладоши, но если проблемы с фонематическим слухом, то ребенок будет ошибаться.

Например, слово “потолок” разделит “по-то-ло-к”. В этом случае должна быть четкая инструкция — слог только на открытый рот. А при произнесении “к” рот не открывается.

Нахождение ударного слога тоже выявляют проблемы с языковым чутьем. Надо показывать голосом, утрированно выделяя каждый слог в слове, например “молоко” разделить на слоги.

Затем произносить “мОлоко, молОко, молокО”, пусть ребенок выберет правильный вариант. Ударный слог можно выделять взмахом руки.

Выделение этого слога интонацией и повышением громкости поможет заложить основы красивой речи и выразительного чтения.

Составляем схему

После этого знакомим ребенка с понятием предложения и говорим, что оно состоит из нескольких слов. Например, “Маша моет руки”, в этом предложении 3 слова. Берем 1 длинную полоску (палочку, чертим линию).

Затем под длинной полоской кладем 3 покороче, это слова, полоска “Маша”, полоска “моет”, полоска “руки”. После этого начинаем каждое слово делить на слоги и выкладывать ниже более мелкие полоски, слоги.

Для детей до 5 лет этого вполне достаточно.

Уже в подготовительной группе под каждым слогом сначала выкладываются квадратики-звуки, разного цвета. Как правило, гласные красные, согласные твердые синего и мягкие зеленого цвета.

Под ними из разрезной азбуки выкладываются буквы.

Когда ребенок уже научится писать буквы, то можно уже схему звуко буквенного анализа выкладывать наоборот — под каждой буквой рисовать цветной кружок, делить слова на слоги, выделяя ударный гласный.

Можно не писать буквы, а складывать из магнитной азбуки, кубиков, карточек и другого подручного материала. Это в том случае, если мелкая моторика развита слабо, малышу тяжело писать. А буквы он уже знает хорошо.

И таким образом развести развитие пальцев и фонетический разбор на время и соединить эти навыки потом по мере развития руки. В любом случае надо смотреть на зоны ближайшего развития ребенка.

Смотреть, что он умеет сам, а где он справится только совместно с вами.

Источник: https://marilina.ru/zvuko-bukvennyj-analiz-sintez-v-rabote-logopeda/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: