Тренинги для развития навыка быстрого чтения для 3-4 классов

Содержание
  1. Упражнения для увеличения скорости чтения — для детей и взрослых
  2. Расширяем поле зрения
  3. Улучшаем концентрацию внимания
  4. Избавляемся от регрессии
  5. Подавляем артикуляцию
  6. Развиваем память
  7. Развитие скорости мышления
  8. Выполнение заданий от Logic поможет в любом возрасте:
  9. 5+ способов улучшить технику чтения ребенка
  10. Проблемы, с которыми сталкиваются дети
  11. Упражнения, способствующие улучшению чтения
  12. Я перечислю лишь несколько методов, акцентируя внимание на наиболее эффективных:
  13. Игры — элемент системы занятий
  14. «Клад»
  15. «Записка»
  16. «Слова»
  17. «На последнюю букву»
  18. Таблицы Шульте — эффективный способ достигнуть цели
  19. Скорочтение для детей: обзор тренажеров от издательства
  20. Так зачем нужно скорочтение?
  21. Что мешает ребенку (да и взрослому) читать быстро?
  22. Увлекательные упражнения
  23. “Скорочтение”: тренажеры от издательства “Планета”
  24. Памятка родителям
  25. Упражнения по развитию техники чтения у младших школьников
  26. Перечень упражнений
  27. Упражнение 1. «Пол-арбуза»
  28. Упражнение 2. «Потерянные буквы»
  29. Упражнение 3.  «Глаз – алмаз»
  30. Упражнение 4. «Шерлок»
  31. Упражнение 6. «Бешеная книга»
  32. Упражнение 7. «Птицы прилетели»
  33. Упражнение 8. «Партизан»
  34. Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»
  35. Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»
  36. Как заниматься?

Упражнения для увеличения скорости чтения — для детей и взрослых

Тренинги для развития навыка быстрого чтения для 3-4 классов

Секрет освоения техники скорочтения — регулярные упражнения в развитии памяти, внимания и овладении другими навыками быстрого чтения.

Наибольшую пользу несут те упражнения, которые устраняют причину низкой скорости восприятия и обработки визуальной информации.

Основным ошибками, создающими барьер в скорости чтения и у детей, и у взрослых, считают непроизвольные возвратные движения глаз (регрессию) и ненужную артикуляцию, которой обучились мы как раз в детстве.

Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:

  • проблемы с концентрацией внимания;
  • небольшой угол (поле) зрительного охвата текстовой информации.

Так, упражнения для скорочтения в 1 классе должны быть направлены в первую очередь на развитие способности концентрировать внимание и на расширение поля охвата информации.

«Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного.

Умением воспринимать длинные фразы и целые предложение «одним взглядом» может похвастаться и далеко не каждый взрослый. На этом развитие зрительных навыков чтения у большинства людей и останавливается.

Расширяем поле зрения

Детям любого возраста рекомендуем развитие ряда перечисленных навыков с помощью увлекательной онлайн игры-упражнения на основе таблиц Шульте.

«Развитие периферического зрения по таблицам Шульте»

Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте позволят Вашему ребенку не только интересно провести время, но и поспособствуют повышению концентрации внимания, расширению периферического зрения и развитию памяти.

«Расфокусированный взгляд». Основная задача тренировки — использование рассредоточенного взгляда для восприятия большей площади страницы или экрана.

Упражнение можно выполнять в различных вариантах, например, для поиска с помощью рассеянного зрения одинаковых элементов или для запоминания большего количества элементов, которые удалось охватить не перемещая взгляд с центрального объекта внимания.

Улучшаем концентрацию внимания

«Активизация обоих полушарий». Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.

«Выделение главного». Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — «!» или «NB», согласны — ставим «+», не согласны — «-» и т.п.

«Называем цвет». Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.

Красный. Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий.

Красный. Синий. Зеленый. Фиолетовый. Желтый. Коричневый. Синий. Зеленый. Синий.

Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.

«Найди слово». Варианты выполнения упражнения:

  • Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.
  • Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.

Отгадывание загадок – простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Для этой цели хорошо подходят загадки обманки или вопросы на логику с подвохом.

Избавляемся от регрессии

«Режем пол строки». Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы «срежете» ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.

«Указка». Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.

«Чтение на скорость». Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.

Подавляем артикуляцию

«Альтернативный текст». Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни («ля-ля-ля, тру-лал-ла») или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.

«С закрытым ртом!» Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.

«Барабанная дробь». Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.

«Чтение под отвлекающую музыку». Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.

Развиваем память

«Нестандартное чтение». Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.

«Восстанови пропущенные буквы». Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти. Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для «отгадывания» очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.

Развитие скорости мышления

Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.

Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей.

Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса.

Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.

Выполнение заданий от Logic поможет в любом возрасте:

  • улучшить концентрацию внимания;
  • развить скорость мышления;
  • повысить способность мыслить логически правильно;
  • и в результате существенно повысить скорость чтения и запоминания важной информации.

20-30 минут занятий на ЛогикЛайк каждый день — проверенный способ развить логику и скорость мышления, внимание и память.

Источник: https://logiclike.com/razvitie/uprazhneniya-skorochtenie

5+ способов улучшить технику чтения ребенка

Тренинги для развития навыка быстрого чтения для 3-4 классов

Как научить ребенка быстро читать в 1 классе? Наиболее частый вопрос, который задают себе родители после первой проверки техники чтения в школе.

Каждый хочет видеть успех своего чада, радоваться этому вместе с ним, но не все дети одинаково успешны в своих начинаниях.

Именно поэтому я расскажу, как помочь ребенку достигнуть наивысшей похвалы от учителя за чтение.

  • Проблемы, с которыми сталкиваются дети
  • Упражнения, способствующие улучшению чтения
  • Игры — элемент системы занятий
  • Таблицы Шульте — эффективный способ достигнуть цели

Проблемы, с которыми сталкиваются дети

Перед началом учебы в школе ребенок свободен целый день, его будни красочны и разнообразны.

В садике развлечения, игры, танцы, пляски, а если же проводятся начальные уроки чтения или письма, они с такой же вариацией.

Школьные будни — это всегда что-то новое, неизведанное, другой режим, правила, порядки.

Красочные, веселые, наполненные играми дни приобретают в глазах ребенка серые, скучные оттенки.

Далеко не все дети могут самостоятельно осознать, что, как ни прозаично это прозвучит, жизнь изменилась, и пора настроиться на работу.

И только с помощью родителей они смогут достигнуть успеха и лучших результатов. Давайте разберемся во всем подробнее.

Совет: ни в коем случае не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его. Если же настроения нет, перенесите занятия на следующий день.

Ученые говорят, если ребенок быстро и правильно читает в начальных классах, в старших ему будет намного легче учиться и получать хорошие отметки.  

Дети, у которых развита техника, быстрее справляются с домашним заданием, что в свою очередь приносит им хорошее настроение, повышает интерес к другим знаниям.

Но не нужно забывать, что произношение должно быть правильным.

Как я уже упоминала, не смотря на то, что все дети находятся в равных условиях в классе, некоторым скорочтение не под силу.

Изучив отзывы многих родителей и психологов, специалистов, я выделила основные причины и преграды, которые могут помешать узнать, как научить ребенка быстро читать в 1 классе:

  • Плохо развита рабочая память. Эта проблема является очень частой у детей. Суть в том, что человек, дочитав предложение до конца, частично забывает, о чем шла речь в начале. Один из лучших методов, который используется для улучшения рабочей памяти, — группировка. То есть чтобы запомнить номер из 10 цифр, его лучше разделить на группы.
  • Зрительное отступление. Когда ребенок читает одно предложение, он возвращается глазами на предыдущее, что в свою очередь замедляет процесс. Хороший и в то же время простой способ избавиться от этой проблемы — следить за порядком чтения линейкой или карандашом. В этом случае все внимание сосредотачивается на определенном предложении и не отвлекается на предыдущее. Также перед тем как научить ребенка быстро читать в 1 классе, нужно устранить проявления зрительного отступления, для этого используйте таблицы Шульте. О них мы отдельно поговорим ниже.
  • Недостаточный запас слов. Многие дети не посещали садик перед школой. Были с бабушками, дедушками, сестрами, братьями. Конечно, часто с детьми занимаются и дома, но не уделяют процессу обучения нужного внимания. Результатом такого подхода становится слабый словарный запас.
  • Отсутствие интереса к чтению. С этой проблемой сталкивается каждый третий родитель. Сейчас 21 век, хорошо развитые технологии. Дети все больше времени проводят за компьютером, планшетом, телевизором. Конечно, по сравнению с книгой, графика сильнее привлекает внимание.
  • Дислексия. Проблема встречается редко, но существует. Суть в том, что ребенок не может овладеть процессом чтения и письма, но при этом очень хорошо рисует или поет. Многие таких детей определяют в специализированное учебное заведение и забывают в результате о других талантах. Если проблема обнаружена, помогите ребенку справиться с ней при помощи специалиста.

Совет: если же ваш ребенок остается с вами дома, найдите время для него. Больше читайте и занимайтесь с ним. Есть огромное количество развивающих книг, игр, программ, даже мультиков, не забывайте прививать любовь к чтению.

Упражнения, способствующие улучшению чтения

Недостаточное количество прочитанных слов в минуту — это вовсе не главная проблема.

Если с детьми занимались ранее, им легче справляться с поставленными заданиями; тем же, которым не уделялось должного внимания, намного труднее справляться.

Но это не критично: немного терпения, времени, знаний и все получится. Как научить ребенка быстро читать в первом классе?

Какие для этого нужны упражнения и возможно ли это в домашних условиях? Ответ однозначен: да.

Я перечислю лишь несколько методов, акцентируя внимание на наиболее эффективных:

  • Перед тем как научить ребенка быстро читать в 1 классе, помогите ему освоить технику чтения «по слогам». Процесс обучения, как правило, последовательный. Сначала буквы, потом слоги, затем целые слова. Нельзя перескакивать с одного этапа на другой. Есть много книг, слова в которых уже разбиты на слоги. Занимайтесь сначала именно с такими изданиями, ребенку это пойдет на пользу.
  • Хороший метод — просмотр фильмов или мультиков с субтитрами. Договоритесь с ребенком, что вы будете читать слова одного героя, а он — другого. Это поможет развить сосредоточенность на предложениях, повысить скорочтение.
  • Также вы можете взять издание с каким-то интересным текстом, засечь 1 минуту и дать ребенку старт. По истечении времени посчитайте, сколько слов было прочитано. Затем повторите 2-3 раза. Таким образом можно добиться заметного увеличения прочитанных слов с каждый разом, так как текст уже будет знакомым.
  • Следующее упражнение: нужно подготовить текст, дать почитать ребенку половину несколько раз. Достаточно трижды. Прочитали, немножко отдохнули, продолжаем. Берем тот же текст и начинаем сначала, первая часть ребенку будет знакома, он сможет прочесть ее с высокой скоростью, затем начнется незнакомый кусок. Темп сохранится на некоторое время. Если повторять это упражнение ежедневно, вы сможете заметно ускорить процесс чтения
  • Начните читать любимую книжку своего чада, через некоторое время попросите его прочитать вам, объяснив это тем, что немножко устали. В конце расспросите, о чем был рассказ.
  • Как же трудно научить ребенка читать в 1 классе, а быстро и правильно — еще сложнее, но только не с нашими упражнениями. Попробуйте читать вместе. Например, вы одно предложение, а ребенок — следующее. При этом совершайте ошибки в чтении, малыш должен их заметить и исправить. Тот, у кого больше замечаний, проиграл.
  • Для ускорения чтения учите с ребенком скороговорки. Произношение скороговорок улучшит не только скорость чтения, но и дикцию.

Залогом успешных занятий есть систематичность. Лучше читать по 10 минут 3 раза в день, чем 1 час ежедневно, это утомляет ребенка.

Ну и, конечно, не забывайте, что вы — главный пример для подражаний вашего чада.

Совет: не увлекайтесь просмотрами фильмов, они влияют на зрение, отдайте предпочтение книге.

Игры — элемент системы занятий

Как вы считаете, когда предложить ребенку выбор между развлечением и чтением, что он выберет? Конечно же, поиграть.

В этом случае нужно соединить интересное с полезным.

Научить ребенка быстро читать в 1 классе можно как с помощью упражнения, так и  с помощью игры. Давайте рассмотрим наиболее интересные.

«Клад»

Для начала нужно подготовить записки для ребенка. Например «Вы уже начали игру, поздравляем! Все что нужно сделать — найти клад.

Следуйте указаниям, будьте внимательны. Следующая подсказка на столе», и так далее.

Объясните малышу правила: чем быстрее он найдет клад, тем больше сундуков сможет открыть, и тогда его ждет сюрприз.

В то же время подготовьте какой-нибудь маленький сюрприз для поощрения.

«Записка»

Ежедневно вы ходите в магазин, на работу, в гости или по делам, а ребенок остается с кем-то дома.

Это и будем использовать для достижения хороших результатов.

Каждый раз, когда вы уходите, пишите малышу записку, куда вы пошли, когда придете, что ему покушать, где лежат карандаши для рисования и после попросите вам позвонить.

Спросите, что ребенок прочитал, похвалите его. Только предупредите заботливых бабушек и дедушек, чтобы не помогали и не давали излишних подсказок.

«Слова»

Откройте алфавит, попросите ребенка выбрать любую букву. Затем объясните правила и начинайте.

Вы должны называть животных, героев мультфильмов или же имена, но только лишь те, которые начинаются на выбранную букву.

Для облегчения задачи можете позволить ребенку пользоваться какой-то книгой. Он будет думать, вместе с тем читать предложения в поисках нужного слова.

«На последнюю букву»

В эту игру вы можете играть, когда гуляете по парку, идете в магазин или едете в маршрутке и т.д.

Начните с какого-нибудь слова, скажите ребенку, ему нужно назвать слово на последнюю букву, и так по кругу.

Например, яблоко — орган — насекомое — ежик.

Совет: если ваш малыш неусидчив, не соглашается читать, говорит, что ему не интересно, игра — лучший способ достичь соглашения и найти компромисс.

Таблицы Шульте — эффективный способ достигнуть цели

Таблицы Шульте — методика, используемая для развития скорости чтения.

Схема была изобретена еще в середине 20 столетия немецким психотерапевтом и ученым Вальтером Шульте.

В результате регулярных упражнений по схемами ребенок способен с большей скоростью усваивать новую информацию, концентрироваться на цели и конкретном действии.

Также занятия помогут повысить технику чтения. Внешне это таблица в форме квадрата, разделенная на равные клетки.

Количество их зависит от сложности самой схемы. В клетках расположены цифры.

Они могут быть от 1 до 9 или же от 25 до 100. Это зависит от сложности схемы.

  • Классическая. Так как мы говорим о детях, сложность схемы должна быть минимальной. Таблица состоит из 9 или 15 ровных квадратов, в которых написаны цифры вразнобой. Как же ею пользоваться? Ребенку дают таблицу для ознакомления. 10 секунд будет достаточно. Потом ее переворачивают, объясняют, что нужно назвать все цифры по порядку как можно быстрее и соединить их карандашом. Затем ведущий дает команду начинать. Результаты записывают.
  • Таблица черно-красная. Предназначена для улучшения мышления. Задание для ребенка — назвать в порядке возрастания все красные цифры, затем в порядке убывания — черные.

Но заниматься с таблицами в интернете онлайн не стоит, вам будет намного сложнее улучшить память ребенка и научить быстро читать, особенно в 1 классе, когда процесс обучения и знакомства со школой только начинается.

Так, как важно не только называть цифры, их нужно соединять карандашом или ручкой.

Кроме названных техник, применяют и такую: ребенок смотрит в центр таблицы и не отводя глаз называет цифры по возрастанию.

Достаточно будет 9 клеточек для начала.

Совет: занимайтесь 2 раза в 7 дней, но не чаще. Продолжительность урока — 15 минут.

Занятия очень полезны для маленьких деток, которые только начинают произносить слова.

Таблицы Шульте вы можете скачать, распечатать и заниматься с ребенком, когда он уже в 1 классе, тогда вам удастся научить его не только концентрироваться на работе, а и быстро читать.

С помощью методики можно также вычислить психическую устойчивость детей.

Наконец, хотела бы сказать, что каждый ребенок развивается по-разному. Редко бывает так, что он будет хорош во всем. Что-то получается, что-то требует дополнительных усилий.

Проблемы же с низкой скоростью чтения можно исправить в домашних условиях. Для этого вам понадобятся время, терпение, знание методик, техник и упражнений.

Источник

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ab903a348c85ee6a742bc7a/5-sposobov-uluchshit-tehniku-chteniia-rebenka-5abb7ad848c85ef129c166b1

Скорочтение для детей: обзор тренажеров от издательства

Тренинги для развития навыка быстрого чтения для 3-4 классов

Современные дети с раннего возраста перегружены графической информацией. Большинство 3-4 летних малышей уже умеют пользоваться смартфонами и планшетами, играют в мобильные игры, смотрят мультики.

В результате, когда приходит время учиться, они испытывают затруднения при восприятии текстовой информации. Увы, плохая техника чтения – проблема, знакомая сегодня многим родителям школьников.

Дети читают неуверенно и в медленном темпе, долго выполняют задания, что негативно сказывается на их общей успеваемости как в младшей школе, так и в среднем и старшем звене.

Так зачем нужно скорочтение?

Скорочтение – это навык, который позволяет быстро воспринимать текстовую информацию. Но речь идет именно о восприятии текста, а не автоматическом проглатывании. Феноменальная скорость без понимания прочитанного не только не поможет в учебе, а скорее навредит.

Педагоги понимают под скорочтением сформированный навык обработки учебного материала. Это значит, что школьник, владеющий таким навыком, может быстро изучать и усваивать параграфы учебников, научные статьи и другую образовательную информацию.

Если ребенок читает медленно, у него остается мало времени для анализа информации и выполнения задания (например, при написании ВПР).

Для того, чтобы ученик чувствовал себя уверенно на контрольных и проверочных работах, успешно осваивал программу, ему необходимо владеть навыком быстрого чтения.

Помимо этого, можно выделить еще несколько плюсов в освоении школьником техники скорочтения.

  1. Тренируется память. Ребенок может не только запомнить, но и пересказать большие объемы информации.
  2. Повышается интерес к учебе, возрастает уверенность в своих силах.
  3. Ребенок значительно быстрее справляется с домашними заданиями, что освобождает время на хобби, интересные занятия, отдых.
  4. Развивается зрительное внимание и концентрация.

Что мешает ребенку (да и взрослому) читать быстро?

1. Узкое пространство восприятия текста (поле зрения). У большинства людей оно составляет 4-5 см. Именно столько текста при чтении видит человек. Для освоения техники скорочтения необходимо развивать периферийное зрение и расширять это пространство до 7-8 см.

2. Регрессия глаз. Это очень распространенный рефлекс – машинальное возвратное движение глаз к уже прочитанному тексту. Прочитав часть текста, человек автоматически возвращается взглядом назад, и теряет время. Силой воли запретить себе возвращаться на уже прочитанный текст невозможно, для этого потребуются тренировки.

3. Артикуляция. Когда ребенок только учится читать – он читает вслух, четко и громко проговаривает слова.

Ребенок взрослеет, а привычка внутренне проговаривать текст (а иногда и шевелить при этом губами) остается.

В определенных ситуациях и в дальнейшем это может быть оправдано – например, при чтении стихотворений, когда важно чувствовать логические ударения, выдерживать паузы. Но для быстрого чтения артикуляция не нужна.

5. Неразвитое внимание. Чтобы понимать новую информацию, моментально схватывать главную и второстепенную мысль при беглом чтении, нужно обладать повышенным вниманием и не отвлекаться на внешние факторы.  

Увлекательные упражнения

1. “Гонки”

Это упражнение позволяет повысить скорость чтения и способствует развитию речи. Выберите вместе с ребенком любимое стихотворение и предложите прочитать его несколько раз, каждый раз увеличивая темп насколько это возможно.

2. «Письмо в бутылке»

Расскажите ребенку историю, что к вам в руки попала бутылка с письмом, выловленная из моря. Но некоторые буквы смыла вода, и прочитать послание будет не так-то просто. письма может быть любым на ваш выбор, но “стирать” буквы следует в зависимости от того, насколько хорошо ребенок уже читает.

3. “Голова-хвост”

Существует два варианта выполнения этого упражнения. В первом варианте взрослый зачитывает начало слова, а ребенок должен найти его окончание (“хвост”). Чтобы это сделать, нужно как можно быстрее пробежаться глазами по тексту и отыскать необходимое слово.

Второй вариант предполагает зачитывание взрослым начала предложения, а ребенку требуется найти конец.

Такая тренировка отлично развивает умение “сканировать” текст глазами, а также повышает концентрацию внимания (помните, мы уже говорили, насколько это важно?)

4. “Первый и последний”

Попросите ребенка прочитать текст про себя, но при этом произносить вслух первую и последнюю букву каждого слова. Затем пусть расскажет, о чем был текст. Упражнение учит быстро переключать внимание и одновременно выполнять несколько действий (чтение, понимание, запоминание).

5. “Партизан”

Ребенок читает текст вслух. Но, когда взрослый произносит слово “Партизан”, ребенку необходимо приложить палец к губам (еще вариант – взять в зубы карандаш) и продолжать чтение молча. Услышав фразу “Партизан сбежал” школьник убирает палец от губ или карандаш, и продолжает снова читать вслух. Это полезная тренировка для устранения проговаривания слов во время чтения.

Не старайтесь выполнять все упражнения сразу. Чередуйте их, меняйте, комбинируйте, чтобы они не надоедали ребенку. Главное – занимайтесь понемногу, но регулярно.

“Скорочтение”: тренажеры от издательства “Планета”

Замечательным подспорьем для родителей и педагогов в вопросе обучения школьников технике скорочтения являются тренажеры от издательства “Планета”. На момент подготовки статьи (конец 2019-начало 2020 года) издательством уже выпущены пособия для 3 и 4 класса и готовятся к выпуску пособия для 1 и 2 класса.

В этих пособиях собраны необычные тексты-задания, работа с которыми поможет школьникам значительно повысить скорость чтения. Выполняя их, ребенок научится читать без артикуляции, видеть предложения целиком, концентрироваться на чтении. К каждому тексту предлагается несколько вопросов на проверку осознанности и практические задания для закрепления навыков.

Скорочтение: тренажер для 3 класса

Скорочтение: тренажер для 4 класса

Работать с тренажерами ребенок может как самостоятельно, так и с помощью родителей или педагогов. Ребенку предлагается засечь время и начать читать текст “про себя”. Затем указать в специальном окошке, сколько времени было затрачено.

На следующий день или через день можно повторить упражнение и снова засечь время. Проверить, получилось ли прочитать текст быстрее, чем раньше.

На обороте каждой страницы располагается текст-“помощник”, к нему можно обратиться в том случае, когда читать “необычный” поначалу трудно.

Тексты очень разнообразные, задания необычные и увлекательные, они не дадут школьнику заскучать и повысят его интерес к чтению книг в целом.

В чем же их необычность? Здесь ученик встретится с текстами, написанными “вверх ногами”, “зашумленными” текстами (с наложенными “паутинками” или “решетками”), без пробелов, с использованием разных шрифтов, деформированными и многими другими текстами “со странностями”.

Для примера давайте рассмотрим задание из тренажера 4 класса с “зашумленным” текстом.

Текст сказки закрыт “паутинкой”. Чтение такого текста помогает расширить периферийное зрение и предотвратить регрессию глаз. Линии паутинки наложены таким образом, что они проходят через слова.

В результате ребенку ничего не остается, как читать сразу целыми словосочетаниями и предложениями, видеть как можно больше слов, догадываться, что это за слова.

Также паутинка затрудняет чтение в целом, и возвращаться взглядом назад становится некомфортно.

Рассмотрим еще один пример из этого пособия – текст с закрытой верхней частью строк. Это упражнение также расширяет поле зрения и предупреждает регрессию.

Еще одно красивое задание – текст с использованием разных шрифтов. Такого рода упражнение можно подготовить и самостоятельно, выбрав любой понравившийся отрывок.

Для этого всего лишь нужно в обычном текстовом редакторе набрать текст разными шрифтами. И вот что получается! Таким образом мы снова успешно боремся с регрессией глаз.

Новый шрифт в каждом предложении (или даже в каждом слове) автоматически останавливает взгляд читателя.

Еще одно эффективное упражнение на устранение регрессии рассмотрим на примере из тренажера для 3 класса.

Ребенку предлагается прочитать текст, начиная с последнего слова каждого предложения, то есть не слева направо, а справа налево.

Поскольку физиологически мы всегда читаем слева направо, то при “обратном” чтении глаза направо уже не будут возвращаться, ведь такой рефлекс у нас отсутствует. Проверьте сами!

Задания в тренажерах расположены от простых к сложным. Давайте рассмотрим наиболее сложное упражнение – текст с наложенной решеткой. Оно может вызвать затруднение даже у взрослого! Но такой текст читать ребенку будет как раз очень интересно, это отличная мотивация для чтения в целом, а не только в рамках тренажера.

Важно! Не забывайте, что все эти тексты ребенок должен читать “про себя”, не вслух и даже не шепотом! Помните, что любое проговаривание значительно снижает скорость чтения.

Памятка родителям

1. Очень важно проверять понимание прочитанного, особенно после выполнения упражнений на подавление артикуляции. Задавайте ребенку вопросы по тексту, обсуждайте, просите пересказать.

2. Обязательно отмечайте даже небольшие успехи и делайте акцент на положительных моментах обучения.

3. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими школьниками, единственным критерием для сравнения должны быть достижения самого ребенка. К примеру, сегодня он прочитал текст быстрее, чем вчера, а завтра его ждут новые рекорды!

4. Не ограничивайтесь только занятиями по скорочтению. Читайте книги, детские журналы, ходите в библиотеку.

5. Показывайте положительный пример. Пусть ребенок чаще видит в ваших руках книгу, чем смартфон или планшет. Именно от вас, дорогие родители, во многом зависит, полюбит ли ваш ребенок чтение! Мы искренне желаем вам удачи!

Источник: http://www.planeta-kniga.ru/blog/skorochtenie_dlya_detej

Упражнения по развитию техники чтения у младших школьников

Тренинги для развития навыка быстрого чтения для 3-4 классов

Евгения Климкович

Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.

Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного ФГОС. Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.

Перечень упражнений

А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

  1. «Пол-арбуза»
  2. «Потерянные буквы»
  3. «Глаз — алмаз»
  4. «Шерлок»
  5. «Зазеркалье»
  6. «Бешеная книжка»
  7. «Птицы прилетели»
  8. «Партизан»
  9. «Эх, раз! Еще раз!»
  10.  «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация – это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн… полочка.

Нов… футболочка.

Больш… ложка.

Рыж… кошка.

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не …….

И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим …….

Юк-юк-юк — поломался наш ……

Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.

Упражнение 3.  «Глаз – алмаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

И теперь вместе с ним начинайте вслух считать: один, два, три и так до тридцати.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или  целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста.  Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И  улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Что нам это даст? Умение читать выразительно. И передавать голосом чувства и эмоции. На этой одной фразе не зацикливайтесь. С разной интонацией читать можно пословицы, поговорки, скороговорки.

Упражнение 8. «Партизан»

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух.  И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft  Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами проверять технику чтения самостоятельно, чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться здесь.

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

Источник: https://shkolala.ru/razvivashki/10-uprazhneniy-dlya-razvitiya-tehniki-chteniya/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: