Учебно-методическое пособие Развитие прыгучести волейболиста с помощью напрыгивания

Прыгучесть волейболиста

Учебно-методическое пособие Развитие прыгучести волейболиста с помощью напрыгивания

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ВЛИЯНИЯ ВСЕСТОРОННЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 6

1.1 Определение понятия «прыгучесть» как физического качества у юных волейболисток 6

1.2 Научно-методические основы развития прыгучести у юных волейболисток 11

1.3 Средства и методы развития качества «прыгучесть» у юных волейболисток 18

1.4 Комплекс упражнений/мероприятий по развитию качества «прыгучесть» 21

1.4.1  Игры 21

1.4.2 Комплексы упражнений 21

ГЛАВА 2  ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЫГУЧЕСТИ ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15-16 ЛЕТ 25

2.1 Задачи исследования 25

2.2 Методы исследования 25

2.3 Организация исследования 31

ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОК 15 – 16 ЛЕТ 33

2.1 Экспериментальная методика использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе подготовки волейболисток 15 – 16 лет 33

2.2 Результаты педагогического эксперимента и обсуждение полученных результатов 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность. Для волейболиста очень важно уметь высоко прыгать, чтобы иметь преимущество в борьбе над сеткой.

Доказано, что 90-95% выигрыша очков в игре достигается в борьбе над сеткой (блок, нападение), поэтому прыжковая подготовленность волейболистов должна быть на высоком уровне.

Анализ методических материалов и современная практика показывают, что методика совершенствования прыгучести квалифицированных волейболистов носит несистематизированный характер: не учитываются задачи этапов подготовки; большинство средств и методов, используемых для совершенствования прыгучести, по своей структуре не адекватны основным; ограниченный выбор средств прыжковой подготовленности снижает тренировочный эффект; отмечается нерациональное распределение прыжковых упражнений в тренировках. В связи с вышеизложенным целью нашей работы была оптимизация процесса прыжковой подготовки юных волейболисток.

     Современный волейбол характеризуется интенсификацией соревновательной деятельности, что проявляется в увеличении плотности игровых действий, уменьшении времени выполнения как технических приемов в целом, так и их отдельных фаз, в быстроте и стремительности тактических взаимодействий, увеличении числа индивидуальных игровых действий [7; с. 36].

     Все это базируется на высоком уровне физической подготовленности игроков, в основе которого лежит способность проявления каждым волейболистом игрового атлетизма в процессе соревновательной деятельности.

Современные требования к уровню развития физических качеств заключаются в обеспечении возможности игроков выполнять сложные технические приемы и активные тактические взаимодействия на высокой скорости, в условиях силового прессинга, удерживать высокую интенсивность игры до последних секунд матча [7; 49].

     Специалисты отмечают, что одним из резервов результативности соревновательной деятельности является совершенствование специальной физической подготовки волейболистов, а именно: скоростно-силовых способностей, проявлением которых является прыгучесть.

     Объект исследования: средства и методы развития прыгучести у юных волейболисток.

     Предмет исследования: методика развития прыгучести у волейболисток 15 – 16 лет.

     Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику развития прыгучести волейболисток на этапе спортивного совершенствования.

     Гипотеза исследования. Процесс развития прыгучести волейболисток станет более динамичным и эффективным, если использовать дифференцированные комплексы упражнений, направленные на ее совершенствование.

     Задачи исследования:

     1. Изучить теоретическое и практическое состояние проблемы развития прыгучести волейболистов.

     2. Теоретически обосновать и разработать содержание методики в соответствии с преимущественной направленностью на развитие прыгучести у волейболисток на этапе спортивного совершенствования.

     3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования дифференцированных упражнений на развитие прыгучести в процессе совершенствования физической подготовки волейболисток.

     Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания дифференцированных упражнений как средства развития прыгучести волейболисток, в определении условий выбора упражнений и параметров нагрузки в соответствие с основными задачами тренировочного занятия.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе волейболисток на этапе спортивного совершенствования, в повышении квалификации преподавателей физического воспитания вузов, учителей физической культуры, тренеров по баскетболу средних и высших специальных учебных заведений.

     Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка литературы.                 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ВЛИЯНИЯ ВСЕСТОРОННЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

 

     По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер. Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств определяющимся скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, выше начальная скорость взлёта.

     Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть – способность развить высокую скорость отталкивания. Основным звеном в воспитании прыгучести следует считать сочетание разбега с отталкиванием.

     Основные требования при воспитании прыгучести предъявляются к работе нервно мышечного аппарата, работа которого зависит от функциональной подготовки и функционального состояния организма, т.е. от величины стартовой скорости.

Вместе с тем для выполнения прыжка необходимо обладать высоко развитой ловкостью, которая особенно необходима в полётной опорной фазе прыжка. Прыжок является краеугольным камнем во многих видах спорта (баскетбол, волейбол и др.).

     Эффективность спортивных движений, связанных с активным взаимодействием спортсменов с объектами внешнего окружения, определяется главным образом характером развивающихся при этом сил, а также направлением и скоростью движения [9; 11].

Анализ динамики разнообразных спортивных движений, проведённый рядом исследователей [11], позволил сделать вывод о том, что совершенствование рабочего эффекта связано, прежде всего, с проявлением большей величины внешней силы за наименьшее время или как высказывается Л.П. Матвеев «высокой мощностью мышечных сокращений» [30].

На характер этой закономерности влияют режим и внешние условия работы мышц при выполнении конкретного спортивного движения. Проявление данного качества получило в литературе название «скоростно-силовые качества (способности)».

     Обращение к работам ведущего теоретика спортивной подготовки В.Н. Платонова показало, что им не употребляется термин «скоростно-силовые качества».

Данное качество он называет «взрывной силой» и подразумевает под ней способность преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения [10]. В более поздних работах В.Н.

Платонов данное качество называет скоростной силой и дает такое определение: «скоростная сила – это способность нервно-мышечной системы к мобилизации функционального потенциала для достижения высоких показателей силы в максимально короткое время» [ 15, с.110].

     В.В. Бойко выделяет два компонента мощности в скоростно-силовых действиях:

     1. Силовой компонент мощности (динамическая сила): чем больше скорость движения, тем больше динамическая сила при уступающем режиме сокращения мышц;

     2. Скоростной компонент мощности: Одним из важных механизмов повышения скоростного компонента мощности служит увеличение скоростных сократительных свойств мышц, другим – улучшение координации работы мышц. Скоростные свойства мышц в значительной степени предопределены соотношением быстрых и медленных мышечных волокон [9].

     Среди координационных факторов, играющих важную роль в проявлении взрывной силы, отмечаются характер импульсации мотонейронов активных мышц, частота их импульсации в начале разряда и синхронизация импульсации разных мотонейронов [3].

     В волейболе, как правило, проявление скоростно-силовых способностей осуществляется в прыжках.

По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер. В связи с этим, такое проявление скоростно-силовых способностей волейболистов целесообразно называть прыгучестью.

     Согласно Ю.М. Портнову, специфическими особенностями проявления прыгучести являются:

     –      быстрота и своевременность прыжка;

     – выполнение прыжка с места или короткого разбега, преимущественно в вертикальном направлении;

     – неоднократное повторение прыжков в условиях силовой борьбы (серийная прыгучесть);

     – управление своим телом в безопорном положении;

     – точность приземления и готовность к немедленным последующим действиям [5].

     Как известно, сенситивный период развития прыгучести соответствует возрасту 11-14 лет и к 17-18 годам она достигает наивысших результатов [1]. Однако говорить о консервативности прыгучести к дальнейшему развитию или поддержанию на высоком уровне достигнутых результатов в более позднем возрасте нет оснований, особенно в спорте высших достижений.

     Современные представления в теории и методике спортивной тренировки о развитии прыгучести сводятся к тому, что применение упражнений преимущественно прыжкового характера способствует улучшению лишь скорости отталкивания, а применение упражнений силового и скоростно-силового характера обеспечивает прирост и скорости, и силы отталкивания. Следует, по-видимому, считать доказанным положение о необходимости преимущественного развития силы мышц в сочетании с упражнениями на увеличение подвижности в суставах и расслаблением с целью воспитания прыгучести [9; 11].

     Остается открытым вопрос о качественных параметрах тренировочных воздействий силовой и скоростно-силовой направленности, обеспечивающих развитие и поддержание достигнутого уровня прыгучести.

Источник: https://www.freepapers.ru/91/pryguchest-volejbolista/57918.378141.list1.html

Развитие прыгучести по принципу круговой тренировки

Учебно-методическое пособие Развитие прыгучести волейболиста с помощью напрыгивания

Развивая у детей прыгучесть, помимосамих прыжковых упражнений, целесообразноиспользовать упражнения на развитиегибкости и ловкости, так как эти качестванепосредственно влияют на прыгучесть.

В связи с этим для развития прыгучестипредлагаю комплексы упражнений, вкоторых развитие гибкости и ловкостинепосредственно связано с прыжковойподготовкой. Комплексы рассчитаны накруговой метод занятия.

Комплексы упражнений для развития прыгучести

1-й комплекс:

1-я станция – прыжки через скакалку;

2-я станция – подбросить мяч, присесть,поймать мяч;

3-я станция – из положения лежа на животеруки в стороны согнуть правую ногу назади коснуться ею кисти левой руки;

4-я станция – прыжки в высоту черезпрепятствие;

5-я станция – прыжки вперед-назад с длинойпрыжка 20-30 см;

6-я станция – из положения сидя согнутьправую ногу в колене и отвести правуюстопу назад. Согнуть левое колено,взяться кистями обеих рук за левую стопуи поднять ногу вверх вертикально.Полностью вытянуть левую ногу, спинудержать прямо.

2-й комплекс:

1-я станция – напрыгивание на небольшоевозвышение;

2-я станция – кувырок вперед, поворотпрыжком на 360°, кувырок назад;

3-я станция – из положения стоя спиной кстене выполнить наклоны вперед скасаниями пола кистями рук;

4-я станция- «кенгуру» (прыжки черезпараллельно натянутые резиновые бинты);

5-я станция – прыжок через набивной мячс поворотом в воздухе;

6-я станция – встать в широкую стойкуноги врозь, руки за голову. Сгибая правуюногу, сделать глубокий выпад вправо инаклон к правой ноге, локтем левой рукикоснуться правого носка. С поворотомтуловища направо локтем правой рукикоснуться пола у носка снаружи. Толчкомправой ноги вернуться в исходноеположение. То же с другой ноги.

3-й комплекс:

1-я станция – прыжки в длину;

2-я станция – прыжки с доставанием высокоподвешенного предмета;

3-я станция – стоя на коленях, руки поднятьвверх, выполнить наклон назад, стремяськоснуться руками пола;

4-я станция – прыжки через барьер;

5-я станция – прыжки с коленей на ступни(выполнять на гимнастическом мате). Изпо­ложения на коленях, подпрыгнув(без помощи рук), принять положение «накорточках», затем прыжком вернуться вположение на коленях и т.д.;

6-я станция – из стойки ноги вместенаклониться вперед, обхватить ногируками. Притягивать голову к коленямпружинистыми движениями, колени несгибать.

Дозировка упражнений подбираетсяиндивидуально с учетом возраста иподготовленности учащихся.

Итогом прыжковой подготовки может статьпроведение соревнований в прыжках.

Соревнования в прыжках «Больше, выше, дальше!»

В этих соревнованиях могут участвоватьдве и более команд. Количество участниковв каждой команде должно быть равным (от6 до 12 человек).

Станции размещаются по кругу в спортивномзале. На каждой из них должны находитьсяне менее двух судей.

После построения и представления командони расходятся по станциям (порядокпрохождения станций для каждой командыопределен заранее). Команда, выполнившаязадание на одной станции, переходит надругую, пока не побывает на каждой изних.

Станция «Интеллектуальная». Судьязачитывает вопрос, после чего командасовещается 5-10 сек. и дает свой вариантответа. Каждый правильный ответ приноситкоманде 50 баллов.

Примерные вопросы:

  • «прыгучее» насекомое (кузнечик);
  • резвая в беге лошадь чистокровной поро­ды (скакун);
  • и гимнастические снаряды, и животные (конь, козёл);
  • вид спорта, к которому относятся прыжки (легкая атлетика);
  • веревочка для прыжков (скакалка);
  • резиновый шар, который после падения под­прыгивает (мяч);
  • палка для прыжков в высоту (шест);
  • состязания верховых лошадей (скачки),

Станция «Скакалочная» (соревнованияв прыжках со скакалкой). Нужно выполнитькак можно больше прыжков со скакалкой.У каждого участника команды одна попытка.Количество прыжков, выполненных отдельнымучастником команды, суммируют и переводятв баллы, за­работанные командой наэтой станции {1 пры­жок равен 1 баллу).

Станция «Кенгуру»(соревнования впрыжках через резиновые бинты). Междупараллельно поставленными гимнастическимискамейками натягивают 6-8 резиновыхбинтов через каждые 30 см. По сигналусудьи участник в течение 30 сек. выполняетпрыжки через каждый резиновый бинт,продвигаясь вперед. Прыгать нужноодновременным толчком обеих ног.

Послетого как учащийся перепрыгнет черезкаждый резиновый бинт, он разворачиваетсяи начинает прыгать в обратном направлении.Если участник ошибается (задеваетнога­ми резиновый бинт, выполняетпрыжок не одновременным толчком обеихног, а иным способом), судья даёт команду«Стоп!», и этому учащемуся засчитываюттолько предыдущие удачно выполненныепрыжки.

За каждый правильно выполненныйпрыжок участник приносит своей команде5 баллов.

Станция «Высокая» (соревнование впрыжках в высоту). Между двумя стойкаминатягивают резиновый бинт на высоте50-60 см (в зависимости от возрастаучастников соревнований). За резиновымбинтом, в зоне приземления, лежатгимнастические маты.

Каждый участникпосле небольшого разбега выполняетпрыжок в высоту любым способом. Участники,взявшие эту высоту, приносят своейкоманде по 10 баллов и получают право навыполнение следующего прыжка на высоту,увеличенную на 5 см.

Если участник припрыжке задевает резиновый бинт какой-либочастью тела, он выбывает из участия всоревнованиях на данной станции.

Станция «Длинная»(соревнования впрыжках в длину с места). Каждому участникудается одна попытка. Результат каждогопрыжка соответствует определенномуколичеству баллов.

Таблица оценки результатов в прыжкахв длину(Таблица № 2)

После прохождения каждой командой всехстанций судьи подсчитывают общееколичество баллов, набранных командами.

Команды строятся. Судьи объявляют инаграждают победителей.

Источник: https://studfile.net/preview/5749806/page:8/

Обучение прыжкам

Учебно-методическое пособие Развитие прыгучести волейболиста с помощью напрыгивания

Как бы ни казался прыжок простым и доступным техническим элементом, надо пройти долгий путь обучения и совершенство-вания навыка, чтобы научиться высоко прыгать.

В сложившейся практике тренеры больше уповают в этом вопросе на природную прыгучесть игроков и на их возрастное развитие, чем на возможность существенно увеличить высоту прыжков посредством целенаправленной тренировки.

Однако и за счет эффективной методики обучения и совершенствования, позволяющей реализовать условия эффективного решения двигательной задачи прыгуна, также можно существенно увеличить высоту прыжков волейболистов.

К обучению технике волейбольных прыжков с разбега можно приступать вскоре после начала занятий волейболом. Этому предшествует этап выполнения специальных упражнений и подвижных игр прыжкового характера. В нем основное внимание уделяется развитию силы, формированию мощного начального рывка и расслаблению мышц ног после отталкивания.

Технику прыжка толчком двух после этапа предварительной подготовки дети могут освоить в общих чертах за 3-4 занятия; процесс совершенствования продолжается много лет.

Двигательная структура прыжка имеет тенденцию долгое время «размываться», обрастать ошибками на фоне утомления, спадов и срывов, а также при включении прыжков в другие технические приемы игры.

По этой причине «школой» надо заниматься регулярно при постоянном контроле и самоконтроле за структурой движений, пока двигательный навык выполнения прыжков, в конце концов, не обретет стабильность.

Прыжок толчком одной ноги координационно более прост и привычен для детей, чем прыжок толчком двух. Обычно пришедшие новички умеют прыгать, отталкиваясь толчком одной ноги. Тренеру остается только подправить структуру движений, расставить нужные акценты и повышать тренированность (скоростно-силовые характеристики) мышц. Учить технике прыжков толчком одной и двух ног лучше одновременно.

Попутно надо отметить, что регулярные прыжковые упражнения с «рывковой» техникой отталкивания хорошо формируют спортивную фигуру волейболисток и увеличивают скорость пробегания коротких отрезков дистанции.

цель и главная трудность при освоении верной структуры движений прыгуна заключается в формировании мощного отталкивания. Чему способствует обучение навыку упругого напрыгивания на обе пятки одновременно.

Хороший эффект приносят прыжковые упражнения с напрыгиванием через предметы. Для этого можно использовать набивные мячи, скамьи, маты.

Стремление обучаемых не задеть ногами предмет формирует умение выполнять длинное и высокое напрыгивание сразу на обе пятки, что вместе с их жесткой постановкой обеспечивает хорошие условия для мощного отталкивания.

При всей простоте и доступности техники отталкивания с напрыгиванием – это самая распространенная ошибка, в том числе и среди мастеров.

Почти все волейболисты не напрыгивают, а нашагивают с последовательным выносом одной ноги впереди другой при постановке стоп на опору (как баскетболисты). Тогда как прыжки с напрыгиванием получаются выше, что показывают в т.ч. экспериментальные данные [58, c.

158]. Здесь можно усмотреть возможности повышения высоты прыжка игроков за счет совершенствования техники отталкивания.

Менять технику прыжка с напрыгиванием (как многих учили в недалёком прошлом в ДЮСШ) на прыжок с нашагиванием игроков побуждают условия тренировочного процесса и отсутствие постоянного контроля за структурой движений.

Огромные физические нагрузки вынуждают игроков экономить энергию, в том числе за счет рационализации техники движений. Рационализация техники прыжка в данном случае проводится не по критерию высоты подпрыгивания, а по критерию минимизации энерготрат.

Усталость всегда приводит к нарушению «золотого правила» баллистических движений. Они становятся  тягучими, с плавным изменением величин действующих сил.

Этот фактор вкупе с отсутствием специальных упражнений и тренерского внимания к технике отталкивания приводит к примитивизации движений. Правильно обученные игроки постепенно переходят на нашагивание.

Шаг 1. Освоение и использование подготовительных и подводящих упражнений

Шаг 2. Обучение прыжку толчком двух

Шаг 3. Обучение прыжку толчком одной

 Часто встречающиеся ошибки при выполнении прыжков толчком двух

  1. Не напрыгивание, а «нашагивание» с последовательной постановкой одной ноги на опору впереди  другой.
  2. Неширокий и неактивный мах руками.
  3. Нет жесткой ярко выраженной постановки ног на пятки  в процессе напрыгивания.
  1. Длительное взаимодействие с опорой (нарушение «золотого правила» баллистических движений).
  2. Траектория прыжка либо настильная, либо вертикальная.
  3. «Зажатость» движений в полете.

Часто встречающиеся ошибки при выполнении прыжков толчком одной

  1. Слишком длинный или короткий разбег.
  2. Недостаточно активные маховые движения ногой и руками.
  3. Нежесткое взаимодействие с опорой.
  4. Долгий выбор способа прыжка – толчком одной или двух ног.

подготовка игроков — начальное обучение

Источник: http://volleyball-nauka.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D1%8B%D0%B6%D0%BA%D0%B0%D0%BC/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: