Упражнения для развития мышц речевого аппарата (артикуляционная гимнастика). Скороговорки на различные сочетания звуков (6-18 лет)

Содержание
  1. 10 упражнений на улучшение артикуляции при выступлениях на публике
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Гимнастика для щёк
  4. Гимнастика нижней челюсти
  5. Гимнастика мягкого нёба
  6. Гимнастика губ
  7. Гимнастика языка
  8. Упражнение 1
  9. Упражнение 2
  10. Упражнение 3
  11. Упражнение 4
  12. Упражнение 5
  13. Упражнение 6
  14. Упражнение 7
  15. Упражнение 8
  16. Упражнение 9
  17. Упражнение 10
  18. Упражнения для развития дикции и артикуляции
  19. Для чего нужна четкая дикция каждому человеку и нужна ли?
  20. Особенности правильного произношения у взрослых
  21. Секреты тренировки артикуляторов для четкого произнесения звуков
  22. Лучшие приемы и упражнения для развития дикции и артикуляции
  23. Как же правильно тренировать скороговорки для развития дикции у взрослых?
  24. 30 лучших упражнений для развития дикции – Телеканал «О!»
  25. Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук Что такое артикуляционная гимнастика
  26. Виды артикуляционной гимнастики
  27. Какая гимнастика нужна вашему ребенку
  28. Общие принципы артикуляционной гимнастики
  29. Приемы гимнастики
  30. Артикуляционная гимнастика дома
  31. Каким детям нужна артикуляционная гимнастика?
  32. Преимущества выполнения артикуляционной гимнастики (АГ) для ребенка:
  33. Полная поэтапная организация артикуляционной гимнастики детям
  34. Примеры упражнений
  35. Примеры статических упражнений:
  36. ПРИМЕРЫ ДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ:

10 упражнений на улучшение артикуляции при выступлениях на публике

Упражнения для развития мышц речевого аппарата (артикуляционная гимнастика). Скороговорки на различные сочетания звуков (6-18 лет)

Многим людям, даже не связанным с публичными выступлениями как таковыми, нередко всё же приходится брать на себя функцию оратора, ведущего или конферансье. Это может быть презентация проекта или доклад, проведение какого-либо мероприятия или просто рассказ интересной истории в кругу друзей.

Что уж говорить о тех, для кого выступления – это профессия? Но абсолютно неважно, выступает человек профессионально, только обучается этому мастерству или же вообще толком не имеет к этому отношения, в любом случае правильная артикуляция всегда будет играть ему только на руку, т.к.

благодаря ей все произносимые слова будут звучать внятно, ясно и чётко, а речь будет красивой и запоминающейся. В особенности же это, конечно, касается тех людей, которые имеют к выступлениям непосредственное отношение.

В этой статье мы представляем вашему вниманию 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц.

Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата.

Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

  1. Зевание с открытым ртом
  2. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
  3. Произношение гласных звуков с позёвываниями
  4. Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье

Гимнастика языка

  1. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
  2. Пожёвывание языка
  3. Похлопывание языка губами
  4. Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
  5. Попытки достать языком до подбородка и до носа
  6. Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
  7. Переворачивание языка на разные бока
  8. Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнение 1

Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам , проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

Упражнение 2

Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение 3

Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

Упражнение 4

Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух.

Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка.

И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».

Упражнение 5

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение 6

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока.

Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая.

После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение 7

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Упражнение 8

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение 9

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно.

Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится.

В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

Упражнение 10

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще — это работа с зеркалом. Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале.

Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт.

Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

  • Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль
  • Очень важно регулярно работать перед зеркалом
  • В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны
  • Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении
  • Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами
  • Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе.

Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.

Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!

Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:

  1. Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу
  2. Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом
  3. Повторите пункт №2 у зеркала

Источник: https://4brain.ru/blog/10-%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%BD%D0%B0-%D1%83%D0%BB%D1%83%D1%87%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D0%B8/

Упражнения для развития дикции и артикуляции

Упражнения для развития мышц речевого аппарата (артикуляционная гимнастика). Скороговорки на различные сочетания звуков (6-18 лет)

Кто приходит к специалистам по технике речи, чтобы получить упражнения для развития дикции и артикуляции? Могу сказать, что в большинстве своем это взрослые люди, чья деятельность связана с коммуникациями. Людям важно продуктивное общение и выстраивание отношений со своими зрителями, учениками, последователями, клиентами (особенно потенциальными). Причем не всегда для деловых отношений, зачастую и для личных.

Для чего нужна четкая дикция каждому человеку и нужна ли?

Давайте вспомним героя мультфильма «Падал прошлогодний снег». По словам автора, он ловко скроен, ладно слеплен, в общем «орел — мужчина». Правда, есть у него недостаток — он не выговаривает некоторые буквы и цифры.

Судя по тому, что с работой у этого «орла — мужчины» не клеится, а семья держится за счёт того, что жена попалась «строгая и авторитетная», окружающие регулярно понимают его неправильно. Согласитесь, что серьёзно воспринимать человека с такой речью трудно, а ещё сложнее общаться с ним.

 Конечно, “сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок!”

Наверное, вы и сами замечали, что некоторые люди быстро находят работу, легко знакомятся с представителями противоположного пола и за пять минут становятся “своим” для любой аудитории. Очень часто мы это объясняем тем, что люди “красиво говорят” или у них хорошо “подвешен язык”. А это возможно только когда у людей хорошая дикция.

К сожалению, хорошая дикция не всегда дается от природы. Часто это связано с тем, что ребенок в детстве, подражая взрослым, усвоил неправильное произношение. Поэтому дикцию нужно развивать, чтобы:

  • Вас понимали окружающие. А информация, которую вы пытаетесь донести, воспринималась легко, несмотря на сложность темы.
  • Вы могли производить приятное впечатление во время выступления или собеседования на работу, на деловой встрече или свидании.
  • Привлекать внимание в любой аудитории. Хорошим рассказчиком, приятным собеседником можно стать развивая четкое произношение и голос.

Великий режиссер и педагог К.С. Станиславский придавал огромное значение правильному произношению, дикции. По его мнению, если актеры не преодолеют эту проблему, то они обязательно столкнуться с трудностями на сцене. Это утверждение актуально для каждого, кто стремиться выступать, делать карьеру, заводить новые связи и знакомства.

Особенности правильного произношения у взрослых

Иногда плохая дикция связана с дефектами речевого аппарата, имеющих врожденный характер: неправильный прикус, патология строения губ или челюстей, уздечки языка. Такие недостатки исправляются только путём медицинского вмешательства. Но самым распространенным недостатком, который проявляется у взрослых людей, с нормальным артикуляционным аппаратом, является нечеткая дикция.

Каждый из нас был в такой ситуации: слушаешь выступление оратора, ведешь беседу или присутствуешь на презентации. А выступающий мямлит, гундосит, “нукает”. Слушать невозможно, хочется чтобы презентация или диалог поскорее закончились. Никому не нравится напрягаться и переспрашивать. А тем более покупать у такого продавца или консультанта.

Вот как это выражается на практике:

  • торопливая и поэтому весьма неразборчивая речь, проглатывание слогов в середине и в окончании слов;
  • “ленивое” произнесение согласных звуков, когда «Ч» превращается в «Ц», вместо «Ж» говорят «З», а «Щ» меняют на «С» — ведь так легче!
  • вялый артикуляционный аппарат, когда рот еле открывается и отсутствуют паузы и интонации.

Ситуация усугубляется, когда обучение проводит специалист у которого дикция, мягко говоря, “хромает”. Естественно качество обучения падает, оно становится не эффективным. Студенты плохо усваивают материал. Если для обучения к тому же применяются технические средства (микрофон, интернет), то требуется особо четкая речь.

Типичная проблема для неопытного преподавателя и неумение “держать темп” на протяжении всего занятия. Если сначала речь звучит внятно, свежо и бодро, то к концу выступления явно не хватает дыхания и энергетики. Как говорится: “Начал за здравие, а кончил за упокой”.

Причины таких изменений:

  1.  недостаточно развитые лицевые мышцы, ответственные за артикуляцию;
  2. существуют проблемы с постановкой голоса;
  3. недостаточный опыт по владению энергетикой и темпом речи.

Особенно важна хорошая дикция, если вы, по роду своей деятельности, часто выступаете перед аудиторией, записываете аудио или видеовыступления. Знайте, что качество вашей работы и уровень восприятия выданной вами информации, непосредственно зависят от манеры вашего изложения.

Особенность развития дикции у взрослых людей заключается в том, что правильное произношение звуков укоренить гораздо сложнее, чем детям. Если за много лет человек привык произносить слова по-своему, то ему приходится работать не только над произношением, но и над психологическим самовосприятием речи.

При помощи определенных упражнений и тренировок, можно исправить невнятную дикцию и добиться четкости речи. Актеры и дикторы обычно используют такие методы:

  • регулярное повторение сложных звукосочетаний и скороговорок;
  • запись своей речи и прослушивание для выявления недостатков;
  • фитнес для артикуляционного аппарата.

Секреты тренировки артикуляторов для четкого произнесения звуков

Слово артикуляция происходит от латинского articulo (членораздельно произношу) и обозначает движение и положение всех речевых органов, необходимое для точного произнесения звуков в составе слова. От нее зависит разборчивость речи и правильность ее восприятия окружающими. Точности произношения можно добиться, тренируя свои артикуляторы.

Главных артикуляторов, участвующих в процессе звукообразования всего 3: губы, язык и нижняя челюсть. А еще на качество звучания влияют лицевые мышцы на щеках, положение верхнего неба и гортани. Чтобы получить четкие звуки, нужны тренировки — фитнес, когда мы учимся поочередно то напрягать группы мышц, то расслаблять их.

Для правильного произношения важно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое нёбо и нижнюю челюсть для каждой буквы алфавита. Давайте-ка для начала проверим в каком состоянии находятся ваши артикуляторы на данный момент?

Смотрите на себя в зеркало и попробуйте сделать вот что:

  1. Произнесите гласные И — Э — А — О — У — Ы. Обратите внимание — вытянулись ваши губы в форме рупора на звуке “У”? А рот открылся в форме круга во время произнесения звука “А”? Если этого не произошло, то вам пора уделить время развитию артикуляции.
  2. Протестируйте и подвижность языка — сверните его трубочкой; попробуйте выставить изо рта и сделать тонким, как змеиный; дотянуться им до носа. Ну как?
  3. А теперь диагностируем насколько закрепощена ваша нижняя челюсть. Для этого максимально откройте рот и попробуйте вставить между зубами сложенную ладонь без большого пальца. Этот трюк без смещения пальцев удается немногим, и это означает, что с артикуляцией не всё так благополучно, как хотелось бы.

Что со всем этим делать?
Начинать заниматься развитием артикуляции, ведь привычка говорить четко, выработанная однажды, сохраняется на всю жизнь.

С чего начать?
Нечего хвататься за самые сложные скороговорки пока не укреплены мышцы ваших артикуляторов. Как в любом фитнесе — сначала разогрев, потом растяжки и сложные элементы.

Несколько эффективных упражнений, чтобы обеспечить прилив крови и мышечный разогрев:

Губы

  • при сомкнутых губах помассируйте кончиком языка верхнюю и нижнюю десну вправо-влево по 4 раза;
  • под губами делайте кончиком языка круговое вращательное движение 4 раза в одну и 4 раза в другую сторону;
  • изобразите “Водоворот” скользя внутренней стороной губ по зубам из положения на звук “У” в положение на звук “А”.

После этого наверняка почувствуете, что мышцы устали. Чтобы сбросить напряжение — сделайте выдох с вибрацией губ, чтобы было похоже на фыркающую лошадку.

Язык

  • выставьте язык изо рта и покусывайте его от кончика к корню и обратно 6 — 8 раз. А потом «пожуйте» язык справа и слева боковыми зубами;
  • делайте “уколы” языком то в одну, то в другую щеку. Сначала задерживайте в крайнем положении на 4 счёта, потом ускорьте движение языка насколько возможно. И на последнем этапе — делайте двойной “укол” в каждую щеку.

Челюсть

  • плавно подвигайте челюстью вправо-влево 4 раза;
  • выдвигайте нижнюю челюсть то вперед, то прячьте под верхней 8 раз;
  • оттяните челюсть вниз насколько возможно, зафиксируйте руками и одновременно старайтесь закрыть рот. Это растяжка, она всегда болезненная. Поэтому начинайте с 5-6 секунд противодействия и постепенно увеличивайте время.

После оттяжки расслабьте мышцы — легко похлопайте себя по щекам и погладьте от подбородка к ушам. Потом опустите голову и “потрясите” свободно свисающим подбородком вправо-влево со звуком “бы — бы — бы” точно так, как это делают лошади.

После этого небольшого комплекса, разогревающего артикуляционный аппарат, можно усложнить упражнения и перейти к отработке согласных и гласных звуков.

Лучшие приемы и упражнения для развития дикции и артикуляции

После артикуляционного фитнеса и отработки звуков, можно переходить к звукосочетаниям. Надо научиться говорить их без запинок, подмены согласных и частичного «проглатывания». Набор звукосочетаний, которые сложно произнести у каждого может быть индивидуальным. К примеру, кому-то проще произнести: РЛИ-РЛЭ-РЛА-РЛО-РЛУ-РЛЫ, чем ЛРИ-ЛРЭ-ЛРА-ЛРО-ЛРУ-ЛРЫ.

Хотя есть и такие звуковые ряды, которые для всех представляют определенную трудность. Используйте также прием чередования, который зачастую усложняет задачу. Второе усложнение — ускорение темпа.

ЛРЫ-ЛРИ,ЛРЭ-ЛРЕ, ЛРА-ЛРЯ, ЛРО-ЛРЁ, ЛРУ-ЛРЮ.КТПЫ-КТПИ, КТПЭ-КТПЕ, КТПА-КТПЯ, КТПО-КТПЁ, КТПУ-КТПЮ.МВЗБЫ-МВЗБИ, МВЗБЭ-МВЗБЕ, МВЗБА-МВЗБЯ, МВЗБО-МВЗБЁ, МВЗБУ-МВЗБЮ.

Считаются сложными еще и вот такие звукосочетания:
ШРА, РЛА, ЧРА, ДЖРА, ВРЖА, ЗДРА, КСТА, КТЩА, МФА, ТЛЗА, из которых следует выстраивать звуковые ряды,поочередно проговаривая со всеми 10-ю гласными, включая йотированные.

Когда даже самые неудобные звукосочетания станут даваться легко — читайте фразы, в которых сгруппированы слова с подобными сочетаниями:

И чтобы дать своему речевому аппарату совершенствовать уже освоенные навыки — научитесь проговаривать их быстрее.

Как же правильно тренировать скороговорки для развития дикции у взрослых?

Скороговорки станут следующим вашим шагом к чёткой дикции. Вот серия современных скороговорок, которые помогут вам тренировать различные группы согласных. Поэтому такой набор позволит развивать нашу дикцию гармонично.

  1. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии
  2. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок
  3. На ура у гуру инаугурация прошла
  4. В сиреневенькой кометичке — сиреневенькая зубовыковыривательница
  5. На винте, видать, видна виды видавшая Винда
  6. Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь
  7. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв
  8. Невзначай зачали чадо до бракосочетания
  9. Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
  10. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга.

И коль уж у вас дело продвинулось до освоения скороговорок, то позвольте спросить: как вы это делаете? Много раз на занятиях мне доводилось видеть, как люди спотыкаются в каком-то месте скороговорки, останавливаются и начинают сначала, и снова спотыкаются. Причем спотыкаются в том же самом месте, на том же слове или звукосочетании! И опять начинают сначала…. вы так же тренируетесь?

А что можно как-то иначе? — возможно подумали вы.

Представьте себе, что вы со стороны наблюдаете за человеком, который несет в руках или на голове полный сосуд, и для него очень важно пройти свой путь спокойно и гладко, без спотыканий.

Но… на его пути встречается камушек, упс! Вода проливается и человек снова возвращается, чтобы наполнить свой сосуд, доходит до злополучного камня и снова спотыкается!

Вот наглядный пример того, как подобное отношение к освоению скороговорок, выглядит со стороны.

Прямо скажем, смешно это, но к намеченному результату, а в нашем случае — улучшению четкости речи это не приводит, увы.

Какой совет по изменению стратегии вы могли бы даль спотыкающемуся человеку? Полагаю, что как минимум 3 варианта можно предложить: убрать камень, обойти или переступить, так ведь?

Теперь вы понимаете, что аналогично стоит поступать и с тренировкой скороговорок. Прежде всего, если споткнулись на конкретном слове, не торопитесь договаривать или возвращаться к началу текста. Сложные для произнесения одно или два слова скажите отдельно 8-10 раз сначала медленно, а потом ускоряясь.

На видео студенты выполняют задание, которое за счёт подключения интонаций и акцентов в речь облегчает произнесение «вредных» скороговорок.
 

Дело в том, что многократно повторяя одни и те же слоги в словах, наше сознание постепенно утрачивает смысловую связку между ними, а говорить абракадабру гораздо сложнее, чем осмысленный текст. Так что привносите в работу над скороговорками логические ударения — доносите смысл.

Надеюсь, теперь вы понимаете, что освоить упражнения для развития дикции и артикуляции очень важно.

Да, этот процесс займет какое-то время, но поверьте, что результат того стоит! Улучшения, которые вы почувствуете, навсегда изменят ваше общение и манеру выступать.

А улучшить дикцию в более короткий срок вы сможете благодаря обратной связи и персональному подходу специалиста по технике речи. Тренер может предоставить вам видеозаписи ваших занятий и конспект с упражнениями.

Источник: https://ontrening.ru/blog/rhetoric/uprazhnenija-dlja-razvitija-dikcii-i-artikuljacii/

30 лучших упражнений для развития дикции – Телеканал «О!»

Упражнения для развития мышц речевого аппарата (артикуляционная гимнастика). Скороговорки на различные сочетания звуков (6-18 лет)

Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика.

Это комплекс упражнений, направленный на коррекцию этих трудностей.

В каких случаях ее достаточно, а когда требуется более серьезный подход? Какие упражения артикуляционной гимнастики вы можете проводить дома сами? Рассказывает логопед Олеся Югова.

Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук
Что такое артикуляционная гимнастика

Дети первых лет жизни очень часто искажают сложные в произношении звуки, потому что их органы речи еще продолжают свое формирование. Практически нет малышей, которые сразу говорят идеально четко.

Для чистого произношения звуков необходима правильная артикуляционная моторика, то есть скоординированная деятельность органов речевого аппарата. Если есть какие-то проблемы в артикуляционной моторике, они всегда будут отражаться на звукопроизношении.

При разговоре мы задействуем около ста мышц, включая мышцы шеи, груди, лица, языка, мягкого неба. Для управления всеми этими мышцами используется гораздо больше нейронов, чем при ходьбе и беге.

Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура: язык, губы (круговая мышца рта), мимические мышцы. Но в первую очередь она предназначена для языка.

Язык — это главный орган речи, а развитие и укрепление его мышц поможет более точно и четко выговаривать все звуки.

Виды артикуляционной гимнастики

Такая гимнастика бывает активной и пассивной. Чаще всего, говоря об артикуляционной гимнастике, подразумевают ее активную форму: ту, которую ребенок выполняет сам. Она подойдет в тех случаях, когда артикуляционная моторика не нарушена, а просто нуждается в совершенствовании и отработке отдельных движений.

Но бывают и более серьезные ситуации, такие как дизартрия, когда произносительная сторона речи нарушается в результате поражения нервной системы, а подвижность органов речи ограничена. В таком случае детям крайне сложно или невозможно выполнять такую гимнастику самостоятельно. Ведь их органы речи к этому не готовы.

Здесь используется пассивная гимнастика: взрослый своими руками или при помощи приспособлений — зондов, шпателей, щеток — выполняет те движения и позы, которые мы бы хотели получить.

Например, очень часто дети при моторных нарушениях не могут поднять язык наверх. Естественно, что в этом случае они не могут четко произносить звуки, при которых требуется это движение.

И сама собой эта проблема вряд ли исчезнет, нужна серьезная работа над этим.

Хотелось бы еще остановиться на такой проблеме, как короткая подъязычная уздечка. Это также может быть причиной ограниченной подвижности языка. Ее можно немного растянуть посредством упражнений, но если она слишком короткая, то для нормализации звукопроизношения остается ее только подрезать.

Какая гимнастика нужна вашему ребенку

Проведите такой тест: попросите ребенка показать язык. Обратите внимание на следующие признаки:

  • ребенок не может высунуть и зафиксировать язык по просьбе,
  • может высунуть его лишь частично и быстро втягивает обратно,
  • не может поднять его наверх или покачать им из стороны в сторону,
  • при подъеме языка наверх вместе с ним поднимается нижняя челюсть,
  • высунутый язык начинает дрожать или отклоняться в сторону,
  • наблюдается обильное слюнотечение,
  • ребенок нечетко произносит сразу несколько групп звуков (шипящие, свистящие, сонорные),
  • нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (произношение усреднено, нет четкой разницы между звуками).

Если наблюдается несколько из перечисленных признаков, то, скорее всего, ребенку, помимо консультации специалиста, нужна именно пассивная гимнастика и логопедический массаж. В комплексе они подготовят речевой аппарат малыша к активной артикуляционной гимнастике, сделают возможной постановку звуков.

О приемах пассивной гимнастики лучше узнать у логопеда во время консультации. Дело в том, что нарушения могут быть разными, нет универсальных упражнений, которые бы подошли всем. Только специалист может пояснить, какие приемы будут наиболее эффективными в каждом случае.

Общие принципы артикуляционной гимнастики

Регулярность. Это значит, что от ежедневных пятиминутных занятий будет больше пользы, чем от часовой гимнастики раз в неделю.

Игровая форма. Артикуляционная гимнастика может быть не только полезным, но и веселым занятием для малыша.

Наглядность. Чем больше анализаторов (зрение, слух, осязание) подключается при выполнении упражнений, тем гимнастика эффективнее. Как достичь наглядности? Можно использовать зеркало, в котором ребенок будет видеть свое отражение.

Сам взрослый, сидя напротив малыша, может выступать как образец выполнения движений. Используйте картинки, видеоролики с другими детьми, делающими эту гимнастику. Узнайте опытным путем, что больше подходит вашему ребенку, что сильнее его мотивирует.

Удобство. Гимнастикой нужно заниматься в удобной позе: спина расслаблена, руки лежат спокойно, у головы есть опора. Ребенку должно быть комфортно.

Постепенное усложнение. Сначала пробуйте самые легкие упражения, постепенно повышая трудность. Каждый раз вводите не больше одного нового упражнения, и только в том случае, если все предыдущие уже хорошо отработаны.

Целесообразность. Если ребенок очень легко справляется со всеми упражнениями, стоит подумать, нужна ли ему вообще эта гимнастика. Ведь основная задача этих упражнений — научиться делать то, что пока не очень хорошо получается.

Правильное отношение. Не следует рассматривать ее как панацею, это лишь один из методов.

Приемы гимнастики

Эти упражнения активной гимнастики, направленные на статику или динамику, вы легко освоите сами. Каждая поза удерживается 5−7 секунд, повторяется несколько раз.

«Дудочка». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.

«Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки.

https://www.youtube.com/watch?v=aIM2WMu2fCw

Чередование упражнений «Дудочка» и «Заборчик».

«Кролик». Нужно приподнять верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы.

«Злая лошадка». Нужно изображать фырканье лошади. С силой выдыхать воздух ртом, не раскрывая его. При этом губы начнут вибрировать.

«Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, а затем сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.

«Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.

«Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении.

«Гармошка». Держа язык в положении «грибок» нужно несколько раз открыть/закрыть рот.

«Лопни шарик». Щеки надуваются, затем ребенок должен легонько ударить по ним, чтобы воздух вышел.

«Хомяк». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.

«Рыбка». Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются.

«Лопатка». Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая).

«Иголка». Узкий язычок высовывается как можно дальше.

«Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.

«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.

«Фокус». Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты.

«Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).

«Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.

«Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.

«Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены.

«Бульдог». Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены.

«Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.

«Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.

«Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.

«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.

«Месим тесто». Язык ложится на нижнюю губу (как при «лопатке»), а рот при этом открывается и закрывается, губы шлепают по языку.

«Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и центр языка.

«Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.

«Индюк» («Болтушка»). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы.

«Пароход гудит». Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить «ы».

Выполняйте эти упражнения регулярно, но при этом не превращая их в повинность для ребенка, и вы обязательно увидите прогресс! И не забывайте о других приемах развития речи.

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/10351

Артикуляционная гимнастика дома

Упражнения для развития мышц речевого аппарата (артикуляционная гимнастика). Скороговорки на различные сочетания звуков (6-18 лет)

Итак, чтоже все-таки артикуляционная гимнастика? Это комплекс упражнений, который применяется с целью формирования у детей нормального звукопроизношения, укрепления мышц артикуляционного аппарата, развития силы и подвижности органов, участвующих в речевом процессе.

К органам артикуляционного аппарата относятся мышцы глотки, язык, мягкое и твердое небо, губы и щеки, нижняя челюсть, а также зубы. Заниматься с ребенком могут родители в домашних условиях.

Важно! Родители должны четко понимать, что артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат малыша к правильному произношению.

Каким детям нужна артикуляционная гимнастика?

Первая категория — малыши с правильным, но вялым, невнятным произношением. Таким будет полезна тренировка для более четкой постановки звуков.

Вторая категория — это ребята, которые не точно, не достаточно четко выговаривают звуки, путают их.

Третья категория — дети со сложными речевыми дефектами, которым показаны регулярные занятия с логопедом и остеопатом. В этом случае только домашние занятия не помогут.

Также родителям можно заниматься с 2-3-летними детками для профилактики речевых нарушений в будущем.

Преимущества выполнения артикуляционной гимнастики (АГ) для ребенка:

Гимнастика для артикуляционных органов имеет много преимуществ только при правильном подходе.

  • Улучшение кровоснабжения и иннервации в артикуляционных органах;
  • Улучшение подвижности и свобода произвольных движений;
  • Укрепление системы мышц языка, губ и щек;
  • Уменьшение напряженности (спастичности) артикуляционных органов;
  • Подготовка ребенка и постепенное обучение его правильному, нормальному произношению всех звуков;
  • Устранение внутренних зажимов и раскрепощение (можно использовать как разминку перед выступлением).

16 методических рекомендаций по проведению гимнастики у детей

  • Ежедневно рекомендуется выделять не менее 3-5 минут на упражнения.
  • Для хорошего эффекта важны именно ежедневные занятия без пропусков. В тяжелых случаях назначают АГ 2-3 раза в день.
  • Правильно подобранное время — уже половина успеха. Не стоит упражняться перед сном или сразу после пробуждения.
  • Выполнять эти упражнения желательно стоя или сидя перед зеркалом, обязательно ровно держать спину, соблюдая правильную осанку на время выполнения.
  • Первые упражнения необходимо делать медленно, не торопясь, размеренно. А по мере овладения ими темп можно немного увеличить. Главное, чтобы темп был не сумбурным, а упражнения выполнялись качественно и до конца.
  • Каждое из упражнений выполняется 10-20 раз по рекомендации врача.
  • АГ иногда можно выполнять под счет, под музыку или с хлопками в ладоши. Для этого есть учебные методички, книги со стихами, считалками.
  • Перед занятиями лучше объяснять малышу, что это игра языком, а не специальные упражнения и уж тем более не лечение.
  • Не удивляться, не сердится, когда какие-то вещи у ребенка не получаются с первого, со второго раза и даже с третьего раза. Ругать его при этом категорически нельзя.
  • При малейших продвижениях и правильных движениях — хвалить. Говорить, что ребенок все делает правильно.
  • Если даже с третьего раза не получается выполнить какое-либо движение — можно помочь малышу шпателем, ручкой чайной ложки или просто своим чистым пальцем.
  • Чтобы помочь маленькому пациенту найти правильное положение языка, например, нужно облизать верхнюю губу, попробуйте смазать ее вареньем или шоколадом. Старайтесь подходить к занятиям творчески.
  • Правильный подход к артикуляционной гимнастике — игровой и эмоциональный. Можно подключать игрушки, сказочных героев и художественную речь (стихи, считалки).
  • Важно учитывать тип восприятия у ребенка. Если ему важен зрительный контакт — лучше сесть друг напротив друга, показывая все на личном примере или сначала показывать картинки с правильным выполнением. Если ребенок ориентирован на восприятие на слух — можно дать прослушать стихотворное описание или подробно объяснить, как правильно.
  • За один подход не стоит предлагать более пяти упражнений. При этом новым может быть только одно-два. Остальные даются для усвоения и закрепления пройденного.
  • Выполнять занятия рекомендуется в хорошо проветренном помещении, где ребенок чувствует себя уютно и не отвлекается на посторонние предметы и звуки.

Полная поэтапная организация артикуляционной гимнастики детям

Начать нужно с подготовки помещения: проветрить, убрать все лишнее, выключить телевизор, радио. Желательно быть наедине с ребенком. Ничто не должно отвлекать.

Далее — рассказать ребенку о предстоящих упражнениях с помощью игровых приемов. В этом могут помочь различные пособия и книги с картинками.

При необходимости (а чаще всего это необходимо) — показать, как правильно выполнять движения на личном примере.

Теперь осталось проследить насколько правильно это делает ребенок. Взрослый, который проводит АГ, ответственен за контроль и правильность движений. Следить придется за точностью, плавностью, темпом и переходами от одного к другому.

Обращать внимание нужно и на симметричность артикуляции. Например, чтобы язык двигался симметрично как в правую, так и в левую стороны. В противном случае, артикуляционная гимнастика может не дать ожидаемого эффекта.

По окончанию нужно похвалить ребенка, сказать, что он хорошо со всем справился.

Примеры упражнений

Эти примеры были взяты из методических рекомендаций специалистов по артикуляционной гимнастике. Все упражнения достаточно простые и обычно не вызывают сложностей у детей любого возраста. Артикуляционная гимнастика для детей не должна подбираться произвольно. Необходимо предусматривать только те артикуляционные уклады, которые требуется сформировать.

Все действия должны быть целенаправленные. Здесь более важно не количество движений, а их качество. Комплекс подбирается с учетом конкретных нарушений у ребенка.

Все существующие упражнения можно разделить условно на две группы: статические и динамические. Статические направлены на удержание артикуляционной позиции в течение нескольких секунд.

Динамические требуют ритмичного повторения движений 5-10 раз.

Примеры статических упражнений:

  • «Улыбка»
    Цель: научить удерживать губы в улыбке до счета 10. Зубы при этом не должны быть на виду. Улыбаемся с плотно закрытым ртом, по истечению счета «10» прекращаем улыбку.
  • «Лопатка»
    Цель: проработать навык удерживания языка в спокойном состоянии (расслаблено).

    Для этого — улыбнуться и приоткрыть рот, язык расположить на нижней губе, удерживая его в таком положении до счета 10. Важно не растягивать губы в сильную улыбку, не допуская напряжения. Следить, чтобы язык не высовывался слишком далеко. Боковые края языка при выполнении должны касаться уголков губ.

  • «Непослушный язычок»
    Цель: учимся удерживать язык широким, распластанным, расслабив мышцы. Рот приоткрыт, язык расположить на нижней губе. Похлопывая его обеими губами произносить «пя-пя». Потом удерживать его в спокойном положении с открытым ртом на счет 1-5, 5-10.
  • «Гармошка»
    Цель: укрепление мышц языка.

    Растягивание подъязычной уздечки. Открыв рот, улыбаемся. Приклеиваем язык к верхнему небу, закрываем/открываем рот не отрывая язык от «потолка». Губы улыбаются. В каждом положении нужно застывать под счет 3-5.

  • «Чашечка»
    Цель: учимся держать язык в форме чашечки вверху, а также укрепляем мышцы языка.

    Улыбаемся с приоткрытым ртом, устанавливаем язык в форме чашечки у верхних зубов. Если не получается выполнить — пробуем расположить язык на нижней губе и немного надавить на середину пальцем или шпателем.

ПРИМЕРЫ ДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ:

  • «Часы»
    Цель: выработка умения направлять язык к разным углам рта. Схема: широко раскрыт рот, язык медленно передвигается по горизонтали, тянется поочередно то к одному, то к другому уголку рта. Выполнять 4-6 раз в каждую из сторон.

  • «Маляр»
    Цель: отработка движений языка вверх для растяжения подъязычной связки. Улыбнуться, открыть рот и движениями вперед-назад «погладить» твердое небо кончиком языка. Проделать 10 раз в каждое направление. Отслеживать, чтобы нижняя челюсть и губы были при этом неподвижными.
  • «Лошадка»
    Цель: укрепление языковых мышц, растягивание подъязычной связки плюс подъем языка вверх. Для этого улыбаемся, показываем зубы и слегка приоткрываем рот. Присасывать язык к «потолку» (верхнему небу) щелкаем кончиком языка, как будто лошадка цокает копытами.

    При этом работает лишь язык, нижняя челюсть остается без движения.

  • «Тихая лошадка»
    Цель: определение места языка при говорении звука «л». Аналогичные движения, как в прошлом упражнении, только беззвучно.
  • «Чьи зубки чище?»
    Цель: научить владеть языком, контролировать его.

    Открываем шире рот, кончиком языка как-бы «чистим» с внутренней стороны верхние зубы, выполняя движения вправо-влево. Губы слегка расплываются в улыбке, верхние и нижние зубы должны быть на виду.

  • «Бочка»
    Цель: укрепление мышц языка. Улыбаемся приоткрыв рот, язык поочередно упирается во внутренние стороны щек.

    Делать под счет 10-15 раз.

Сегодня мы прошли с Вами первый этап, подготовку ребенка к дальнейшему развитию. Надеюсь, статья Вам помогла.

https://www.youtube.com/watch?v=ah-UdyTbDT8

В следующей статье мы разберем пальчиковую гимнастику.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5acf2eacbcf1bcfddbd4b6fd/artikuliacionnaia-gimnastika-doma-5acf4cd39e29a2ab30e67a93

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: