Урок биологии Видоизменения подземных побегов в 6 классе

Конспект урока биологии в 6 классе: «Видоизменения подземных побегов»

Урок биологии Видоизменения подземных побегов в 6 классе

Цель урока: продолжить изучать видоизменения побегов на примере строения и функций видоизмененных подземных побегов корневища, клубня и  луковицы.

Задачи: рассмотреть строение и функции корневища, клубня и луковицы; формировать умения различать  на таблицах, рисунках и фотографиях видоизменения побегов;

сравнивать  надземные побеги  и видоизмененные подземные побеги; продолжить формировать умения работать с текстом и рисунками  учебника, с живыми  объектами, делать выводы, объяснять.

Оборудование: таблицы «Видоизмененные побеги»; гербарии пырея, ландыша, купены,  майника; клубни картофеля, пророщенные  на свету и в темноте; раствор йода; пипетки; луковицы лука репчатого, мультимедийное оборудование.

Ход урока биологии в 6 классе: «Видоизменения подземных побегов»

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний

Учитель: С чем  мы знакомились на прошлом уроке? (мы знакомились с различными видоизменениями надземных побегов)

Ребята, у каждого на парте лежит индивидуальный проверочный лист; подпишите его, прочитайте задание и, пожалуйста, его выполните. Внимательно  прочитайте задание к каждому пункту, выполните его.

1.Подчеркни видоизменения, которые не относятся к видоизменениям надземных побегов:

а-колючки;     б -клубни;   в -усики;г- кочан;   д -корнеплоды ;   ж – сочные побеги;

2. Соедините   линиями растение с  функцией, которую выполняет видоизменение этого растения:

лимон                           запас воды

капуста                          ловля насекомых

агава                              поддержка стебля

огурец                            уменьшение испарения

росянка

3. Соедините линиями растение и видоизменение этого растения:

огурец                           усики

агава                              ловчий аппарат

кактус                            колючки

росянка                      кочан

капуста                         сочный побег

4. Подчеркни  видоизменение  кочана:

а – видоизменение листа;         б – видоизменение почки;        в – видоизменение побега;

5.Подчеркни самые изменчивые части растения:

а  – стебли;      б – листья;в – корни;

6.Подчеркнивидоизменения  растений засушливых мест обитания, где может  запасаться вода:

а- в сочных побегах;       б – в листьях;

7.Подчеркни функцию усиков растения:

а – поддержание слабого стебля;   б – защита от поедания животными.

После выполнения задания учитель показывает модельный ответ на экране, просит обучающихся сделать самопроверку: (Компетентность разрешения проблем, аспект оценки собственных продвижений, 1 уровень).

Слайд №1,2

Учитель: Кто испытал затруднения при выполнении задания?  Что не удалось выполнить? (ребята отвечают по желанию).

  Что необходимо сделать, чтобы устранить пробелы в знаниях по теме «Видоизменения надземных побегов»? (ребята отвечают, что надо еще раз прочитать параграф учебника, вернуться к своим рабочим листам с прошлого урока, можно подобрать дополнительную информацию из различных источников)

Затем производится сбор проверочных листов.

3. Основная часть

Учитель просит  ребят обратиться  к рабочим листам  прошлого урока:

Рабочий лист      ……………………………………. Число……………..

Тема урока …………………………………………………..

Задание 1.Выполни морфолого-биологическое описание предложенного вам растения:

1.название растения…..

2.тип корневой системы (мочковатая, стержневая)………

3. лист(простой, сложный)…..  ……                      листорасположение( супротивное, мутовчатое, очередное)………..

Лист(черешковый, сидячий)……

4.стебель(прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся)……….

5. жизненная форма (деревья, кустарники, травы)……..

6. продолжительность жизни (однолетние, двулетние, многолетние)   ……

7. видоизменения (корней, листьев, побегов)…………..

Определи и запиши морфологическую характеристику, которую мы не  рассматривали  у растений…………………………

Задание  2. Обрати  внимание  на  схему:

Слайд №3

Задание  3. Прочитайте текст учебника  на с. 56-57 до пункта   «Кочан», используя знаки:   V

уже знаю  + новая информация.

Задание  4. Заполни пропуски в таблице:

Видоизменения надземного побегаНазвание растенийЗначение
1. Сочные побеги  (стебель)Запас воды, образование органических веществ
2.Сочные побеги  (листья)
3.Колючки (листья)……Уменьшение испарения водыЗащита от поедания животными
4.Колючки (укороченные побеги)Защита от поедания животными
5.Усики (верхняя часть листа)….….
6.Усики (      ….         )ВиноградЗакручивание вокруг опоры, выносят растение к свету
7.Ловчий листРосянка…..
8.Кочан(……      )Капуста

Задание 5. Вернись к схеме задания 2, подпиши верхнюю часть схемы.

Учитель: Какая часть схемы осталась незаполненной? Как мы обозначили тему на сегодняшний урок? (видоизменения подземных побегов). Почему-подземные?(формируются под землей). Почему – побеги? (предположим, у них есть стебли, листья, почки, исходя из определения побегов).Почему видоизмененные?(есть изменения в их строении по сравнению с наземными побегами, например, древесными).

Итак, тема урока определена, поставьте сами задачи  на изучение новой темы: (рассмотреть внешнее и внутреннее строение подземных побегов, выяснить их функции и причины возникновения).

Учитель ставит проблемные биологические задачи, которые  прописаны на доске:

– Почему картофель называют вторым хлебом?

– Объясните пословицу « Лук – от семи недуг».

– Каждый год  весной и летом огородники борются с сорняком пыреем, вытаскивая корневище из почвы, а пырей все  растет и растет. Почему?

Учитель: (Используется технология критического мышления)  Кто из ребят уже может ответить на эти вопросы и объяснить пословицу?

( ребята отвечают,  как они понимают и знают ответ на данный момент урока, до изучения новой темы, учитель не комментирует их ответы).

Говорит учитель и показывает по таблице: видоизмененные подземные побеги произошли в процессе эволюции как следствие приспособлений к выполняемым специфическим функциям.

Корневище, клубень и луковицы – это не только запасающие побеги, они часто выполняют функцию вегетативного размножения, они обеспечивают растениям перезимовку, так как зимой их почки укрыты почвой и снегом. Начинаем рассматривать видоизмененные подземные побеги.

Если это побеги, значит, какие части мы найдем? (стебель, почки, листья). Вспомним определение побега (побег- это стебель с расположенными на нем листьями и почками).

Компетентностно-ориентированное задание (КОЗ)

1. Учитель применяет технологию развития критического мышления.

Посмотрите на корневища и надземные побеги купены и пырея, используя таблицу. Сравните их строение. Ответьте на проблемную биологическую задачу №3.

Модельный ответ (на надземных побегах видим стебель с листьями и цветками; на корневищах видны чешуйки – это и есть листья, есть стебель, но он видоизменен и не зеленого цвета, от стебля отходят придаточные корни,  можно увидеть листовые рубцы и почки) Вернемся к задачам, написанным  на доске, какие из ваших предположений подтвердились, какие были ошибочными?(вытаскивая корневище пырея, мы отрываем его кусочки, а часть его с почками остается в почве – поэтому пырей растет и растет).

(Компетентность разрешения проблем, аспект оценки собственных продвижений, 1 уровень).

Учитель: Если мы нашли части побега на корневищах, то можно сказать, что корневище–это побег? (да).Но, он видоизменен! Скажите какова функция корневища, в связи с чем она возникла? (перенесение неблагоприятных условий, в связи со сменой времен года, перепада температур, неблагоприятными условиями окружающей среды)

Учитель демонстрирует таблицы, рисунки, фотографии и натуральные объекты многих растений, имеющих корневище. На живых объектах и гербариях устанавливаются признаки приспособлений растений к условиям среды.

Компетентностно – ориентированное задание (КОЗ)

2. (Информационная компетентность, аспекты извлечение вторичной информации и обработка информации, 1 уровень).

Выкапывая клубни картофеля, можно увидеть и зеленые клубни. Внимательно  прослушайте сообщение ученика и ответьте на вопросы, что такое клубень картофеля, каково его значение для растения, можно ли употреблять в пищу зеленые клубни?

Модельный ответ (клубень картофеля – утолщения подземных побегов столонов; он сам является видоизмененным подземным побегом; выполняет функцию запаса питательных веществ, которые используют прорастающие весной почки-глазки; зеленые клубни нельзя употреблять в пищу, потому что они ядовитые из-за содержания солонина).

Для рассмотрения внешнего и внутреннего строения клубня организуется лабораторная работа №13 в тетрадях-практикумах  на печатной основе. Ученики читают цель выполнения работы и приступают к заданию по изучению клубня.(Информационная компетентность, аспекты извлечение вторичной информации и обработка информации, 1 ступень)

Слайд №4,5

Учитель: При выполнении лабораторной работы по изучению клубня помните, то цель работы – доказать, что клубень- видоизмененный подземный побег.

После выполнения работы по изучению клубня учитель проводит проверку по вопросам:

– показать верхушку и основание клубня на таблице

– где больше почек-глазков (на верхушкеклубня)

-какие части увидели на срезе (сердцевину, древесину, кору)

– о чем говорит изменение окраски йода(о наличии крахмала)

– почему клубень – побег (у него мы нашли стебель, имеющий сердцевину, древесину, кору; глазки- почки)

– ответим на первую проблемную задачу(клубень богат крахмалом- углеводом, необходимым для жизнедеятельности человека, так как и хлеб богат питательными веществами, поэтому картофель называют вторым хлебом)(Компетентность разрешения проблем, аспект оценки собственных продвижений, 1 уровень).

Далее ученики выполняют вторую часть лабораторной работы по изучению строения луковицы лука.

Учитель: При выполнении лабораторной работы по изучению луковицы  помните, то цель работы – доказать, что луковица- видоизмененный подземный побег. (Информационная компетентность, аспекты извлечение первичной  информации и обработка информации, 1 ступень)

После выполнения работы по изучению луковицы  учитель проводит проверку по вопросам:

– почему луковица – побег ( у нее мы нашли стебель -донце, от которого отрастают придаточные корни; листья-  сочные и сухие чешуи, почки, из которых вырастают зеленые листья)

– какие функции выполняют чешуи луковицы лука? ( сочные – запасают воду с питательными веществами, сухие – защищают от поедания животными, от бактерий, от высыхания и загнивания)

-показать по таблице части луковицы

-решим вторую задачу (в луковицах содержатся фитонциды, убивающие болезнетворные микроорганизмы)

Учитель:  При выполнении работы вы не увидели и не определяли эти вещества- фитонциды, но вы чувствовали специфический запах, определяемый фитонцидами. Дополнительные сведения, ведь вы много читаете, позволили вам правильно ответить на задачу еще в начале урока.

-какой вывод вы сделали в результате выполнения лабораторной работы? (Клубень и луковица формируются под землей, значит подземные; клубень имеет стебель, почки-глазки, значит – побег; части побега изменены, значит- видоизмененный побег.  Луковица имеет стебель- донце, почки, чешуи-листья, значит – побег;части побега изменены, значит- видоизмененный побег)

Далее учитель демонстрирует коллекцию растений с луковицами , используя  различные источники.

4.Проверка знаний по видоизмененным надземным и подземным побегам

(Коммуникативная компетентность, аспект продуктивная групповая коммуникация, 1 ступень)

Учащимся  на парту раздаются рисунки и фотографии различных видоизменений. Работа  в группах.

Задание. Рассмотреть различные видоизменения, определить их название и прикрепить изображения только видоизмененных побегов на доске к схеме:

Слайд №6,3

5.Рефлексия

Что делали на уроке?

Зачем делали то, о чем сказали ученики? (Компетентность разрешения проблем, аспект оценки собственных продвижений, 1 уровень).

Что мы еще узнали о видоизменениях побегов?

Являются ли полученные знания для вас важными? Почему?

6.Домашнее задание

знать названия видоизменений побегов и  растений, которым они принадлежат.

Скачать презентацию урока биологии в 6 классе: «Видоизменения подземных побегов»

Источник: http://www.apruo.ru/razrabotki-urokov/konspekti-urokov-biologii/624-konspekt-uroka-biologii-v-6-klasse-vidoizmeneniya-podzemnich-pobegov.html

Видоизменения побегов – Пасечник 6 класс (ответы)

Урок биологии Видоизменения подземных побегов в 6 классе

38. Выполнив лабораторную работу «Строение клубня», на рисунке соедините стрелками соответствующие части побега и клубня

1 – пробка

2 – луб

3 – древесина

4 – сердцевина

Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля. На рисунке подпишите соответствующие слои

Вывод: клубень – это видоизмененный побег, его внутреннее строение соответствует внутреннему строению стебля и имеет аналогичные слои

39. Выполните лабораторную работу «Строение луковицы». На рисунке подпишите ее основные части

1 – наружная чешуя

2 – видоизмененные листья

3 – почки

4 – донце

5 – придаточные корни

Вывод: луковица – это видоизмененный побег, так как имеет внутреннее строение, соответствующее почке

40. Заполните таблицу «Функция видоизмененных побегов»

Корневище – запасание питательных веществ, вегетативное размножение

Клубень – запасание питательных веществ, вегетативное размножение

Луковица – запасание питательных веществ, вегетативное размножение, защита почек

Колючки – защита от поедания животными

Клубнелуковица – защита почек сухими чешуями, вегетативное размножение

41. На рисунке подпишите названия частей цветка

1 – рыльце пестика

2 – столбик

3 – завязь

4 – семязачатки

5 – цветоложе

6 – цветоножка

7 – чашелистик

8 – тычинка

9 – лепесток

10 – околоцветник

42. Сравните изображенные на рисунке цветки вишни и тюльпана. Подпишите их основные части. В чем сходство строения этих цветков? В чем различие?

1 – лепесток

2 – тычинка

3 – пестик

4 – цветоножка

Сходство: цветки обоеполые, правильные, с околоцветником и цветоножкой, венчик свободнолепесной

Различие: у вишни тычинок много, у тюльпана кратно 3. У вишни двойной околоцветник, у тюльпана – простой. У вишни завязь нижняя, у тюльпана – верхняя

43. Выполните лабораторную работу “Строение цветка”. Зарисуйте части цветка и подпишите их названия

44. Подумайте, на основании чего можно утверждать, что цветок-это видоизмененный побег. Дайте обоснованный ответ

Цветок – видоизмененный побег, так как развивается из почки. Стеблевая часть у него представлена цветоножкой и цветоложем, а чашечка, венчик, тычинки и пестики – видоизмененные листья

45. Сравните изображенные на рисунке цветки капусты и виолы. В чем их различие?: Подпишите, как называют такие цветки

Правильный – капуста, неправильный – виола. Через правильный цветок можно провести несколько плоскостей симметрии, через неправильный – одну

46. Впишите пропущенные слова

Обоеполыми

Тычиночный, пестик, пестичный

Однодомным

Двудомными

Page 3

47. Заполните таблицу “Особенности строения соцветий”

Кисть – простое; капуста, ландыш, черемуха

Зонтик – простое; вишня, примула

Головка – простое; клевер

Колос – простое; подорожник

Метелка – сложное; сирень, виноград

Корзинка – сложное; астра, подсолнечник

Щиток – сложное; рябина

Сложный зонтик – сложное; морковь, петрушка

Сложный колос– сложное; рожь, пшеница

48. Выполните лабораторную работу “Соцветия”

Вывод: биологическое значение соцветий том, что мелкие и невзрачные цветки, собранные вместе, становятся заметными, дают больше пыльцы и лучше привлекают насекомых, которые переносят пыльцу с цветка на цветок

49. Подумайте и напишите, почему растения с соцветиями широко распростронены в природе

В виде соцветий у растений появляется шанс привлечь больше опылителей, образуется также больше пыльцы. Так в результате эволюции цветковые растения обеспечили себе более успешное размножение и расселение

Page 4

50. Закончите заполнение схемы «Классификация плодов»

Сухие: ореховидные и коробочковидные

Сочные: ягодовидные и костянковидные

51. Выполните лабораторную работу «Классификация плодов» (см. с. 72 учебника). По результатам работы заполните таблицу

52. Пользуясь памяткой (см. с. 73 учебника), проведите сравнение любых двух плодов, изученных вами при выполнении лабораторной работы «Классификация плодов»

Костянка и зерновка схожи тем, что у них одно семя, а различаются они тем, что костянка – это сочный плод, имеет тонкую кожицу и мякоть с одеревеневшим внутренним слоем околоплодной ткани, а зерновка – это сухой плод, у которого пленчатый околоплодник срастается с семенной кожурой. 

Источник: https://pobio.ru/6-klass/rabochaya-tetrad-po-biologii-dlya-6-klassa-v.v.-pasechnik/vidoizmeneniya-pobegov.html

Видоизменения побегов – конспект и презентация к уроку биологии

Урок биологии Видоизменения подземных побегов в 6 классе

Скачать методическую разработку «Видоизменения побегов» к уроку биологии в формате doc

Скачать презентацию «Видоизменения побегов» к уроку биологии в формате ppt

Методическая разработка по биологии на тему «Видоизменения побегов», предложенная Школьным порталом, рекомендуется к проведению занятия в 6 классе с использованием ИКТ. Презентация к уроку позволяет нагляднее продемонстрировать учащимся строение видоизменённых побегов, как наземных, так и подземных.

Во время занятия учитель вместе с классом рассмотрит строение корневища, луковицы, клубня, установят черты сходства видоизменённых подземных побегов с побегами надземными.

Продолжается формирование и развитие навыков работы школьников с живыми объектами, а также наглядными пособиями.

Из живых объектов на уроке необходимо подготовить для изучения клубни картофеля, корневище сансевьеры, а также луковицу обычного репчатого лука.

Решаются в ходе урока «Видоизменения побегов» и другие задачи:
• развитие умения делать обобщение, анализ и сравнение;
• формирование у обучающихся научного мировоззрения на базе восприятия особенностей окружающего мира.

Видоизменения побегов – описание хода занятия

В ходе организационного момента учащихся настраивает учитель на исследовательскую деятельность, приступая к введению в тему, используя символический «чёрный ящик». Отгадать, что находится в чёрном ящике, необходимо учащимся при помощи разгадок на загадки, демонстрируемые на слайде презентации «Видоизменения побегов». Ответы появляются в форме картинок: лук, картофель, корневище.

Учитель показывает классу живые объекты «чёрного ящика»: луковица репчатого лука, клубень картофеля и корневище сансевьеры. Учащихся просят назвать одним словом все указанные объекты.

Следующий блок загадок, также в сопровождении слайдов, позволит определить слово, обобщающее все объекты чёрного ящика. Для этого необходимо будет соединить первые буквы ответов на загадки: подсолнух, одуванчик, берёза, ель, георгин.

Откуда и получаем слово «побег» — объект исследования на данном уроке биологии «Видоизменения побегов».

Проверка знаний учащихся на уроке о видоизменении побегов

На следующем этапе урока биологии «Видоизменения побегов» учащимся фронтально задаются вопросы:
• Что называют побегом? (Побегом называют стебель с почками и листьями)
• Какую роль выполняет стебель? ( функция стебля — это передвижение питательных веществ)
• Как называются ткани, по которым осуществляется передвижение веществ в стебле? (Ткани называются проводящими)
• Назовите, чем представлены у стебля проводящие ткани? (Древесиной и лубом)

• Перечислите знакомые вам вегетативные органы у растений.

(Почки, листья, стебель)
• Возможно ли назвать побегами находившиеся в черном ящике живые объекты? (Учащиеся затрудняются ответить)
• Какими органами являются эти объекты — корнями или побегами? (Ответы учащихся разделяются)
• Каким образом мы сможем доказать, что луковица, клубень и корневище являются побегами? (Требуется для этого изучение строения данных органов растений)

Изучение новой темы о видоизменениях побегов

К изучению новой темы на уроке биологии в 6 классе по теме «Видоизменения побегов» приступают учащиеся, вооружившись инструктивной картой, которую учитель готовит в качестве раздаточного материала (Приложение 1). Выполняя самостоятельную работу в парах, учащиеся оформляют её в тетрадях.

В инструктивных картах подробно описан ход работы, которую нужно проделать школьникам для изучения объектов. Учащиеся работают с текстами учебника разделов: «Корневище», «Клубень», «Луковица». Зарисовывают и подписывают части клубня картофеля, корневища сансевьеры и луковицы репчатого лука. У каждого из предложенных побегов ребята находят характерные составляющие:

• у корневища — стебель, придаточные корни, листья чешуевидные и почки;
• у клубня — почки (глазки), стебель, следы от листьев не развившихся;
• у луковицы — стебель (донце), придаточные корни, почки, а также видоизменённые листья.

По окончанию самостоятельного исследования побегов, вместе с учащимися анализируем выводы:
• корневище, клубень и луковица являются побегами;
• в отличие от привычных наземных, эти побеги растут под землёй;
• правильно называть такие побеги видоизмененными.

Работа с тестами про видоизменения побегов

В заключение занятия организуется обобщение и выполняется тест на закрепление изученного материала по вариантам (Приложение 2). Первому варианту предстоит ответить на тестовые задания, суть которых заключается в следующих вопросах:

• В каких частях картофеля запасается крахмал?
• Чем отличается корневище от корня?
• Наличие каких частей у клубня позволяет причислить его к побегу?
• Где в луковице накапливаются запасные питательные вещества?
• Что называют столоном?

Вопросы для тестирования учащихся второго варианта:
• Из каких частей состоит побег?
• Для каких из перечисленных растений характерно корневище?
• Чем отличается луковица от клубня?
• Как называется побег у картофеля, формируются на котором клубни?
• Чем является клубень картофеля?

А завершается урок биологии традиционной рефлексией, вопросы к которой также приведены в методической разработке «Видоизменения побегов», которую можно скачать вместе с презентацией к занятию в начале данной статьи.

Скачать презентацию по биологии «Видоизменения побегов»

Источник: http://nashashcola.ru/vidoizmeneniya-pobegov.html

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: