Урок физической культуры по тема: Развитие физических качеств при выбегании с низкого старта, челночном беге и прыжках в высоту

Содержание
  1. Методика развития физических качеств с использованием легкоатлетических упражнений
  2. Сила
  3. Быстрота
  4. Выносливость
  5. Гибкость
  6. Ловкость
  7. Читать далее
  8. Современный урок физической культуры. Методика обучения прыжкам
  9. Прыжки в длину
  10. Прыжки в высоту
  11. УМК по физкультуре
  12. Реферат на тему «Челночный бег» по физкультуре – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру
  13. Особенности техники
  14. Правильный старт
  15. Бег по дистанции
  16. Тонкости финиширования
  17. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры
  18. Развитие способности к выносливости
  19. Упражнения
  20. Спортивные игры
  21. Подвижные игры
  22. Челночный бег 3×10: принципы старта и финиша
  23. Как заниматься?
  24. Как построить тренировку без травм?
  25. Правила
  26. Техника
  27. Старт
  28. Финиш
  29. Подвижные игры и специальные упражнения на уроках легкой атлетики
  30. Развитие быстроты
  31. «Бег за мячом»
  32. «Зайцы и кролики»
  33. «Бег преследованием»
  34. «Встречный бег»
  35. «Скоростная эстафета»
  36. Развития общей выносливости на уроках легкой атлетики
  37. Развитие скоростной выносливо­сти на уроках легкой атлетики
  38. Развитие скоростно-силовых ка­честв на уроках лёгкой атлетики

Методика развития физических качеств с использованием легкоатлетических упражнений

Урок физической культуры по тема: Развитие физических качеств при выбегании с низкого старта, челночном беге и прыжках в высоту

Физическими (двигательными) качествами принято называть определенные стороны двигательных возможностей человека. К ним относятся сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость. Эти физические качества развиваются в тесной взаимосвязи и для каждого человека или вида спорта имеют различное значение.

Сила

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий.

Любое проявление силы мышц создается нервными импульсами, идущими от двигательных центров коры головного мозга через нервные клетки спинного мозга к мышцам.

В спортивной практике выделяют общую и специальную силу, абсолютную и относительную силу, взрывную силу и силовую выносливость:

  • Общая сила – это способность человека проявлять значительные усилия в разнообразных движениях.
  • Специальная сила – это способность человека проявлять необходимые усилия в условиях избранного вида деятельности.
  • Относительная сила – это проявление максимальной силы в пересчете на 1 кг веса человека.
  • Абсолютная сила – это наивысшее усилие, которое человек может развить в динамическом или статическом режиме.
  • Взрывная сила – это способность человека преодолевать сопротивления с высокой скоростью мышечного сокращения.
  • Силовая выносливость – это способность человека сопротивляться утомлению при длительной силовой работе.

Приступая к развитию силы, надо помнить, что одно и то же упражнение может оказать различное воздействие на развитие той или иной силы.

Например, при выполнении пятерного или тройного прыжка с места в яму с песком на результат развивается преимущественно взрывная сила.

Если же выполнять аналогичные прыжки, но на расстоянии 100 или 200 м, то будет развиваться преимущественно силовая выносливость.

К легкоатлетическим упражнениям для развития силы можно отнести различные прыжки в яму с песком, прыжки через препятствия, скачки на одной ноге, бег и прыжки в гору, бег или ходьба с отягощением, прыжки с возвышенности, бег с сопротивлением, толкание и метание спортивных снарядов.

Быстрота

Быстрота – это способность человека выполнять движения в короткий промежуток времени.

Можно выделить три основные формы проявления быстроты:

  • латентное (скрытое) время двигательной реакции;
  • скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);
  • частота движений.

Данные формы относительно независимы друг от друга, и развивать их надо с учетом перечисленных особенностей.

Максимальная скорость, которую может проявить человек в любом движении, зависит не только от развития у него быстроты, но и от других факторов: уровня силы, гибкости и подвижности в суставах, ловкости, владения техникой и др. Поэтому развитие быстроты движений тесно связано с развитием других физических качеств.

Быстрота движений определяется деятельностью центральной нервной системы, координирующей напряжение и расслабление мышц. Быстрота меньше других качеств поддается влиянию тренировки, ее лучше развивать в возрасте 10-12 лет.

Быстроту движений развивают упражнениями, выполняемыми повторно с максимальной скоростью. Продолжительность этих упражнений не должна превышать 5-6 с, а выполняться они должны до снижения скорости.

При этом усилия должны быть направлены не на способ, а на быстроту выполнения упражнения.

Для развития быстроты реакции рекомендуется применять повторные упражнения с быстрым реагированием на неожиданный сигнал.

Хорошими легкоатлетическими упражнениями для развития быстроты являются бег с ходу, бег в облегченных условиях (под ветер, по наклонной дорожке, бег с тяговым устройством), бег с гандикапом, бег за лидером, бег в упоре, бег с высоким подниманием бедра, семенящий бег, эстафетный бег на коротких отрезках и др.

Упражнения на быстроту не вызывают глубоких изменений в организме, и поэтому рекомендуется выполнять их в начале основной части занятия.

Выносливость

Выносливость – это способность человека выполнять работу заданной интенсивности в течение длительного времени, т.е. противостоять утомлению.

Обеспечивается выносливость деятельностью всего организма. В первую очередь, выносливость зависит от деятельности коры головного мозга, определяющей и регулирующей состояние центральной нервной системы и работоспособность всех органов и систем.

Выносливость бывает общая и специальная:

  • Общая выносливость характеризуется способностью человека длительное время выполнять любую работу умеренной интенсивности.
  • Специальная выносливость это выполнение человеком специфической работы оптимальной интенсивности для его деятельности.

Лучшими легкоатлетическими средствами для развития общей выносливости являются длительная ходьба или бег, выполняемые в равномерном темпе при пульсе 140-160 уд/мин.

По мере роста подготовленности занимающиеся могут постепенно увеличивать нагрузку, включая бег с повышенной скоростью, бег по песку, бег по воде, бег по пересеченной местности.

Регулировать нагрузку можно и продолжительностью выполнения упражнения.

Общая выносливость, обусловливая в значительной мере общую работоспособность человека и уровень его здоровья, вместе с тем служит основой для развития специальной выносливости.

Многократное выполнение основного вида деятельности и частично специальных упражнений – основной путь к развитию специальной выносливости.

Наилучшее развитие специальной выносливости достигается работой с интенсивностью, несколько превышающей ту, которую способен в настоящий момент поддержать занимающийся на протяжении всей работы, но с несколько меньшей продолжительностью и многократным повторением.

Такое повторное воздействие более интенсивной работы может осуществляться в тренировке разными методами (например, интервальным или переменным).

Тренированность, приобретенная на основе повышенных требований к организму, при использовании интервального или переменного методов, позволяет легче и более длительно выполнять основную работу. Однако только этими методами нельзя полноценно развивать специальную выносливость. Поэтому в учебный процесс рекомендуется включать контрольный и соревновательный методы тренировки.

Гибкость

Гибкость – это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость человека зависит от анатомо-физиологических особенностей суставов, эластичности связок, тонуса мышц, состояния центральной нервной системы.

Все движения, выполняемые с той или иной амплитудой в многочисленных легкоатлетических упражнениях, посредством которых осуществляется физическая подготовка, способствуют развитию гибкости.

Наибольшее влияние на развитие гибкости оказывают специальные упражнения барьериста, прыгуна и метателя.

Упражнения для развития гибкости принято подразделять на две группы:

  • активные (за счет сокращения мышц);
  • пассивные (за счет использования внешних сил).

Упражнения на гибкость целесообразно выполнять сериями по 8-10 повторений в каждой, с постепенным увеличением амплитуды движений. Наибольший эффект от упражнений будет, если их выполнять два раза в день.

Гибкость достаточно устойчива и поддерживается без особого труда. Если совсем прекратить выполнять упражнения на гибкость, она снижается и через несколько месяцев может вернуться к исходным величинам.

Перед выполнением упражнений на гибкость необходимо хорошо разогреться, желательно до появления пота.

Наиболее эффективно гибкость развивается при комплексном подходе выполнения упражнений: 40% упражнений активного, 40 – пассивного характера и 20% статических упражнений.

Ловкость

Ловкость – это способность человека быстро овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность. Чтобы быть ловким в движениях, надо быть сильным, быстрым, выносливым, а нередко иметь и высокие волевые качества.

Чем неизвестнее и сложнее действия, тем выше должна быть ловкость. Ловкость особенно нужна при неожиданно возникающей двигательной задаче, требующей быстроты ориентировки и безотлагательного выполнения, когда нет ни секунды времени на раздумывание.

Считается, что ловкость – сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. Для развития ловкости с успехом могут использоваться, кроме спортивных и подвижных игр, различные виды легкой атлетики (например, барьерный бег, прыжки в высоту и длину, метания и прыжки с шестом).

Во всех случаях, применяя упражнения на ловкость, нужно постепенно переходить от простых упражнений к более сложным.

Дозируя упражнения, направленные на развитие ловкости, следует помнить, что они требуют не только физических усилий, но и значительных нервных напряжений.

Поэтому не следует на одном занятии проделывать много упражнений на ловкость. Упражнения на ловкость рекомендуется применять в начале основной части занятия.

Читать далее

Источник: https://atlox.ru/3-3-metodika-razvitiya-fizicheskih-kachestv-s-ispoljzovaniem-legkoatleticheskih-uprazhneniy.html

Современный урок физической культуры. Методика обучения прыжкам

Урок физической культуры по тема: Развитие физических качеств при выбегании с низкого старта, челночном беге и прыжках в высоту

Уроки физической культуры рассматриваются как массовая форма организации систематических занятий школьников. Они направлены не только на улучшение физической подготовки учащихся, но также на воспитание интереса к здоровому образу жизни, к спорту. Важно, чтобы перейдя во взрослую жизнь, вчерашний школьник занимался своим здоровьем, поддерживал хорошую физическую форму.

Главные требования к уроку физической культуры:

  • Четкая постановка целей и задач (2-3 на урок).
  • Обеспечение безопасности, особое внимание к упражнениям с повышенной травмоопасностью.
  • Соответствие учебного материала учебной программе и поставленным задачам.
  • Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом поставленных целей и задач, возраста учащихся и уровня их физической подготовки.
  • Тесная связь уроков с предыдущими и последующими занятиями.
  • Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
  • Регулярное изменение содержания урока для поддержания интереса учеников.
  • Постоянный контроль над ходом и результатами учебной деятельности.

На протяжении каждого занятия решаются следующие задачи:

  • Образовательные (действие: техника выполнения, разучивание, совершенствование).
  • Оздоровительные (обеспечение физического развития в соответствии с возрастом, формирование здоровой осанки).
  • Воспитательные (формирование качеств личности через выполнение упражнений).

Особое место в задачах курса физической культуры занимаю прыжки.

Прыжки — это простой и естественный способ преодоления препятствий. Виды прыжков различаются в зависимости от характера препятствий: в длину, в высоту, с шестом, тройной прыжок и другие.

Прыжковые упражнения прекрасно развивают мышцы ног, спины, брюшного пресса, способствуют совершенствованию физических качеств. Кроме того, при выполнении прыжков воспитывается смелость и решительность.

Рассмотри подробнее теорию методики обучения прыжкам в длину и в высоту.

Прыжки в длину

Любой прыжок в длину имеет 4 фазы: разбег, отталкивание, полет и приземление.

Разбег

Разбег можно выполнять из различных исходных положений. Его длина у младших школьников составляет, как правило, 15-20 метров, а у старших — 25-30 метров. Темп шагов в начале разбега быстро нарастает до 7-8 шага, а затем прыгун как бы сбрасывает напряжение, вызванное стартом, и несколько шагов пробегает свободным ходом без заметного увеличения темпа.

К концу разбега темп шагов несколько увеличивается. Техника движений не должна иметь существенных отличий от техники спринтерского бега. В средней части разбега прыгуну следует бежать упруго, с хорошим продвижением вперед, и иметь некоторый запас скорости, который используется в последних шагах перед отталкиванием.

От разбега зависит результат: чем выше его скорость, тем длиннее прыжок.

Основные правила:

  • Разбег составляет 12-16 беговых шагов.
  • Разбег начинается всегда с одной и той же ноги.
  • Длина первых шагов одинакова.
  • Высокая скорость развивается как можно быстрее.
  • Перед отталкиванием верхняя часть туловища находится в вертикальном положении.
  • Шаги не укорачиваются и не удлиняются (иначе замедляется разбег).

Отталкивание

Отталкивание нужно выполнять не снижая скорости разбега — быстро и резко. Последний шаг перед отталкиванием должен быть короче предыдущего. Маховую ногу, согнутую в колене, необходимо вынести вперед до горизонтального положения бедра. Толчковая нога при отталкивании выпрямлена во всех суставах.

Основные правила:

  • Последний шаг выполняется быстрее, чем предыдущие.
  • Пятка только на миг касается грунта, происходит быстрый перекат стопы на носок.
  • Брусок энергично отталкивается назад, тело выпрямляется.
  • Верхняя часть туловища держится в вертикальном положении, взгляд — вперед.
  • Бедро маховой ноги поднято до горизонтального положения.
  • Отталкиванию содействуют маховые движения рук.

Полет

Фаза прыжка «полет» начинается после отрыва прыгуна от бруска. Маховая нога, согнутая в колене, продолжает двигаться вперед, а толчковая нога — немного назад. Это положение называется «Полет в шаге».

Затем маховая нога немного опускается вниз, а толчковая подтягивается к ней. Обе ноги приближаются к груди — это положение группировки с опущенными вниз руками.

Перед приземлением ноги поднимаются немного ниже таза и выбрасываются вперед.

Основные правила:

  • В начале полета сохраняется положение, принятое при отталкивании.
  • Опорная нога после отталкивания остается позади туловища.
  • Перед приземлением обе ноги выносятся махом движением вперед, а верхняя часть тела складывается (как перочинный ножик).
  • Обе ноги держатся на одинаковой высоте, почти параллельно прыжковой яме, грудь касается коленей, руки отведены вниз назад.

Приземление

Приземление производится на обе ноги. Заканчивается оно глубоким приседанием и ходом вперед или падением вперед в сторону. Подготовка к приземлению состоит в группировке прыгуна. Колени поднимаются вверх, туловище наклоняется вперед. Прыгун должен оставить след в яме как можно дальше, поэтому большое значение имеет своевременность группировки, а также характер ее выполнения.

Основные правила:

  • Ноги вынесены далеко вперед и почти вытолкнуты.
  • При касании пятками грунта ноги мягко сгибаются в коленях.
  • Верхняя часть туловища несколько приподнимается, чтобы вынести вперед бедра.
  • Приземление на обе ноги.
  • После касания ногами грунта тело переносится вперед или происходит падение в сторону.
  • В начале приземления руки держатся отведенными вниз назад, а затем ими выполняется мах вперед.
  • Выход из прыжковой ямы только вперед.

Для совершенствования техники выполнения прыжка в длину рекомендуются такие упражнения как вынос бедра маховой ноги вверх, пятикратный прыжок с места с ноги на ногу, прыжок с подтягиванием ног к туловищу и разгибанием их в полете.

Прыжки в высоту

Прыжки в высоту различаются главным образом способом перехода через планку. Из всех видов прыжков в высоту с разбега, применяемых ведущими спортсменами, наиболее эффективными являются перекидной и фосбери-флоп. Другие же способы прыжка — перешагивание и перекат — используются как средства спортивной подготовки.

Прыжок в высоту состоит из разбега, перехода к отталкиванию, отталкивания, перехода через планку и приземления. Главным при прыжках в высоту является отталкивание. Прыжок выполнятся с 3-5 шагов разбега под углом 35-40 градусов к планке. Последний шаг — самый короткий.

Если толчковая нога правая, то разбегаться нужно с левой стороны, и наоборот. Наиболее простым способом является перешагивание. Приземление производится в яму с песком или на стопку гимнастических матов. Для выполнения перешагивания нужно перенести через планку маховую ногу, и после ее постановки перенести толчковую.

Руки в момент перешагивания следует направить вперед и вверх.

Для усвоения и совершенствования техники прыжков в высоту рекомендуются такие упражнения как прыжки с одного шага со сменой ног, прыжки с места через планку, прыжки с трех шагов разбега через наклонную планку и т.д.

УМК по физкультуре

Корпорация «Российский учебник» представляет учебно-методические комплекты по физической культуре разных авторов, для всех этапов обучения:

В учебниках описаны комплексы упражнений для разминки, подвижные игры, методики обучения прыжкам, перечислены меры по технике безопасности, приведены спортивные термины, рассказано, как развивался спорт, как возникли Олимпийские игры, какова роль спорта в современном обществе. Курсы представлены бумажных изданиях и в электронных учебниках (апробируйте их бесплатно).

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/sovremennyy-urok-fizkultury/

Реферат на тему «Челночный бег» по физкультуре – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Урок физической культуры по тема: Развитие физических качеств при выбегании с низкого старта, челночном беге и прыжках в высоту

Многие люди выбирают бег, так как это самый доступный способ сохранить хорошую физическую форму. С его помощью улучшается и состояние здоровья.

Чтобы разнообразить тренировочный процесс, можно использовать один из видов бега – челночный. Он предназначен для совершенствования выносливости и скорости.

Профессиональные спортсмены во время тренинга также используют челночный бег. Реферат на эту тему позволит быстро разобраться с техникой упражнения.

В давние времена челночный метод активно использовался для переправки грузов по реке с одного берега на другой. Чтобы перевести максимальное количество вещей, лодкам приходилось постоянно изменять направление движения.

Аналогичный принцип лежит и в основе одного из самых популярных упражнений. Спортсмен начинает движение в точке А. Добравшись до отметки Б, он должен вернуться к линии старта.

Такая дистанция преодолевается несколько раз в зависимости от нормативов.

Классическая дистанция в челночном беге в одну сторону не превышает 100 метров. Эти небольшие отрезки спортсмен преодолевает, добегая до конечного пункта маршрута, а затем совершает резкий разворот и движется в противоположную сторону.

Крайне важно не потратить лишние секунды во время смены направления движения. Главной целью упражнения является выполнение заданного количества поворотов и достижение финальной линии за минимальное время.

Для наглядной иллюстрации можно использовать следующую картинку:

Наиболее популярными являются 5 дистанций:

  • 3х10;
  • 4х9;
  • 5х20;
  • 10х10;
  • 4х100.

Первая цифра указывает, сколько раз спортсмен должен преодолеть определенную дистанцию (второе число). Упражнение можно разнообразить, если во время бега переносить вспомогательные предметы. Несмотря на высокую эффективность этого типа спринтерских забегов, большинство людей предпочитают преодолевать более длинную дистанцию по прямой.

Такая задача является более простой в сравнении с челночным бегом, так как спортсменам не нужно постоянно поддерживать высокую скорость и осваивать технику разворота. При выполнении упражнения в работе участвует большое количество мышц. Чтобы на занятии не получить травму, предварительно важно провести качественную разминку. Только хорошо разогревшись, можно приступать к тренировке.

Упражнение является весьма эффективным. Если выполнять его часто и правильно с технической точки зрения, положительные результаты можно будет увидеть в короткие сроки. Челночный бег позволяет решить следующие задачи:

  • укрепляются мышцы и кости;
  • нормализуется кровообращение;
  • улучшается координация;
  • положительно влияет на работу кровеносной системы.

Это упражнение пользуется большой популярностью в игровых спортивных дисциплинах, например, волейболе, футболе, регби, баскетболе и т.д. Кроме этого, оно активно применяется и в легкой атлетике.

Особенности техники

Краткое описание упражнения позволит школьникам понять, что оно собой представляет. Однако в сообщении про челночный бег необходимо уделить особое внимание технической составляющей.

В противном случае получить положительные результаты от тренировочного процесса не получится.

Работая над рефератом на тему «Челночный бег», следует помнить, что на конечный результат влияет не только скорость движения по дистанции.

Не менее важно научиться правильно разворачиваться. Если этого не сделать, будут потеряны драгоценные секунды. Часто тренера рекомендуют начинающим спортсменам отрабатывать технику во время движения с небольшой скоростью. Основное внимание при освоении упражнения следует уделить старту, движению по дистанции, а также финишированию.

Правильный старт

Так как чаще всего дистанция бега не превышает 100 метров, использовать стартовые колодки не нужно. Каждый спортсмен вправе выбрать тип стойки, который ему больше подходит.

Некоторые предпочитают начинать движение с низкого старта, а другие любят высокий.

Также при выборе стартовой позиции стоит ориентироваться и на покрытие, ведь тренировку можно проводить не только на беговой дорожке, но и на асфальте или газоне.

Кроме этого, следует определиться с толчковой ногой. Это влияет на выбор стартового положения. Нередко тренера используют для определения рабочей ноги простой способ – пока спортсмен находится в расслабленном состоянии, они толкают его в спину и смотрят, на какую конечность тот станет в первую очередь.

Когда прозвучит сигнал старта, нужно резко оттолкнуться рабочей ногой и выбросить корпус вперед. Одновременно предстоит подхватить это движение всем телом, сохраняя инерцию рывка. В кратком докладе по физкультуре на тему «Челночный бег» следует отметить, что темп движения во многом зависит от соблюдения техники старта.

Бег по дистанции

Чтобы развить максимальную скорость, необходимо двигаться по всей дистанции на носках. Это позволит экономить секунды, которые пришлось бы затратить на толчок всей стопой. Кроме этого, важно помнить, что скорости зависит от количества шагов – чем их больше, тем быстрее движется спортсмен. Отрабатывается этот прием с помощью скакалки – нужно выполнять максимальное количество прыжков.

Еще одни важный момент – отработка последнего шага перед разворотом. Чем стремительнее и точнее он будет, том резче изменится направление. В результате сохранится еще несколько секунд.

Конкретных упражнений для отработки этого элемента нет. Для этого можно использовать командные игры.

Например, в баскетболе спортсменам приходится часто менять направление движения, так как игра проходит на сравнительно небольшой площадке.

Тонкости финиширования

Начинающим спортсменам рекомендуется завершать прохождение дистанции с максимально возможной скоростью. Опытные бегуны используют дополнительный прием – эффектный бросок вперед плечевым поясом и грудью. На самых престижных международных состязаниях это позволяло многим легкоатлетам вырывать победу на последних сантиметрах.

Однако такой прием является весьма травмоопасным, так как после его выполнения возможно падение на землю. Он подходит только спортсменам, у которых хорошо развита координация движений.

Работая над докладом о челночном беге, учащиеся смогут больше узнать об этом упражнении, ведь оно введено в программу по физической культуре уже с первого класса. В результате сдавать нормативы предстоит на протяжении всей школьной жизни.

Кроме этого, занятия спортом позволяют укрепить здоровье. Об этом стоит подумать в юном возрасте. Помочь в этом может реферат по физкультуре «Челночный бег».

В нем следует кратко рассказать об особенностях упражнения, а также осветить технику его выполнения.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/fizkultura/101920-referat-na-temy-chelnochnyi-beg-po-fizkyltyre.html

Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры

Урок физической культуры по тема: Развитие физических качеств при выбегании с низкого старта, челночном беге и прыжках в высоту

Характер двигательной деятельности, в частности, разные режимы выполнения одних и тех же двигательных действий способствуют развитию различных двигательных способностей. Например, бег на короткие дистанции способствует развитию скоростных способностей, а бег на длинные дистанции способности к выносливости.

Вместе с тем следует отметить, что бывают различные способности и выносливости в зависимости от характера выполняемой двигательной деятельности: выносливость к скоростной работе, общая выносливость, силовая выносливость

В основе воспитания физических качеств лежит свойство организма отвечать на увеличивающиеся нагрузки повышением исходного уровня работоспособности.

Во время упражнений расходуются энергетические ресурсы, постепенно развивается утомление. После утомительного занятия работоспособность остается сниженной, затем постепенно восстанавливается.

Дойдя до первоначального уровня, работоспособность продолжает увеличиваться, так как организм восстанавливает ресурсы в количествах, превышающих затраченные.

Таким образом, состояние организма после занятий физическими упражнениями можно отметить три фазы: утомление, восстановление, увеличение работоспособности.

Двигательные качества: быстрота, ловкость, гибкость, выносливость.

Развитие способности к выносливости

Выносливость – способность организма совершать продолжительную работу без снижения её эффективности.

В ряду физических качеств человека выносливость занимает особое место. Любое другое качество – быстрота или сила, ловкость или гибкость – в большинстве случаев проявляется в течение некоторого времени или при многократном выполнении, что требует определенного уровня выносливости. Различают общую и специальную выносливость.

При выполнении любой физической нагрузки рано или поздно наступает временное снижение работоспособности. Чем раньше оно наступает, тем ниже уровень выносливости. Выносливость развивается только в том случае, когда во время занятий преодолевается утомление.

Одно из самых эффективных и доступных средств воспитания общей выносливости на моих уроках – кроссовый бег. Кроме того использую на уроках и другие циклические упражнения, а главное подвижные и спортивные игры, значительно усиливающие деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы.{banner_st-d-2}

Упражнения

Кросс с чередованием бега и ходьбы по пересеченной местности от 500 м до 2-3 км для девушек и от 1 км до 5-6 км для юношей. Бег по песку. Спортивные игры: баскетбол, футбол. Туристские походы.

Упражнение с отягощением массой собственного тела: подтягивание на перекладине; отжимание на полу в упоре; сидя на скамейке, сгибание и разгибание туловища; приседание на одной или на двух ногах.

Упражнения с амортизаторами и эспандерами: движение руками вниз, в сторону, вверх из различных положений и т.д.

Упражнения с гантелями: из различных исходных положений (стоя, сидя на скамейке) разнообразные движения с гантелями: сгибание, разгибание, повороты, поднимание рук.

Спортивные игры

Занятия спортивными играми способствуют совершенствованию основных двигательных качеств: быстроты, точности и координации движений, ловкости, силы и выносливости.

Спортивные игры часто провожу на открытом воздухе при различных погодных условиях и поэтому дают высокий оздоровительный и закаливающий эффект.

В процессе занятий спортивными играми воспитываются ценные моральные и волевые качества: коллективизм, целеустремленность, выдержка, самообладание и дисциплинированность.

Подвижные игры

Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями и преодолением препятствий очень интересны. Здесь можно проверить свою силу, развить выносливость, быстроту, меткость и ловкость. Не обойтись в играх и без смекалки, умения ориентироваться на площадке, быстро выбирать правильные решения.

Польза подвижных игр и в том, что они дадут вам возможность лучше узнать друг друга, научиться проявлять терпение и взаимовыручку, адекватно относиться к победе и поражению. В традицию школы вошли соревнования и игры с участием родителей: пап и мам.

Игры: футбол, мини-футбол, баскетбол, настольный теннис, волейбол, армспорт, игра: «Папа, мама, я – спортивная семья».

И, в заключении можно сказать следующее, именно развитие физических качеств, очень сильно влияет на общую картину в целом. Что спорт всегда менял жизнь любого человека в лучшую сторону, несмотря на возраст. Физически развитый человек- здоровый потомок.

Источник: https://sport-51.ru/article/useful-information/10013-razvitie-dvigatelnyh-kachestv-na-urokah-fizicheskoj-kultury.html

Челночный бег 3×10: принципы старта и финиша

Урок физической культуры по тема: Развитие физических качеств при выбегании с низкого старта, челночном беге и прыжках в высоту

Один из самых популярных способов держать свое тело в хорошей форме-это бег. Он способствует значительному повышению показателей физической подготовки. Наиболее эффективным и разнообразным является челночный бег 3×10. После этих тренировок улучшаются два ключевых параметра – скорость и выносливость.

Систематическая тренировка, дает спортсмену благодаря специальной технологии постоянного ускорения развивать свою скорость. Для правильного выполнения движений необходимо поддерживать и соблюдать равновесие и ловкость. Внезапная смена направления помогает развивать двигательные навыки, моторику и устойчивость.

Как заниматься?

Прежде чем приступить к обучению и перейти к практическим упражнениям этого забега, многие тренеры рекомендуют сначала овладеть основами и принципами бега на дистанции 100 метров и более. Важно знать, что скорость зависит от генетически заложенных качеств.

Укрепить их и улучшить нормативы челночного бега 3х10 можно только в том случае, если спортсмен полностью освоит правильную технику не только бега, но и старта. Одним из основных моментов в обучении и организации занятий считается недопущение травматизма.

Приобретенные увечия способны на длительный период времени выбить человека из спортивного ритма.

Как построить тренировку без травм?

Этот вид бега считается необычным и чрезвычайно опасным. Поэтому существует правило профилактики травматизма – методично и грамотно составленная тренировка.

Также важны два фактора, такие как одежда и место для тренировок. Стоит обратить внимание на сочетание поверхности для тренировки и обуви. Потому что не рационально использовать одну и ту же обувку для обычного или качественного асфальтобетона и дорожных покрытий на стадионах из-за совершенно разных показателей сцепления.

Правила

Челночный бег 3 по 10 осуществляется при следующих условиях:

  • На полностью ровной поверхности измеряется 10 метров.
  • Начальная и конечная линии должны быть четко видны.
  • Старт может осуществляться с двух позиций: низкой и высокой.
  • Время начинает отсчитываться с сигнала старта до преодоления финишной черты.
  • Движение осуществляется бегом до необходимой отметки.
  • Когда спортсмен достиг финиша, он должен коснуться или забежать за финиш.
  • После прикосновения атлету необходимо развернуться и снова пробежать дистанцию, шагнув за линию с отметкой. По этой схеме проходят все отрезки расстояния.

Упражнение

Подгруппа

h

Месяцы тренировок, в %

Итоговый результат, абс.ед.

4

8

12

Челночный бег 3*10 м,с

1

12

1,8

2,5

3,8

8,6

2

2,9

2,8

3,6

8,4

3

2,1

3,7

3,4

8,5

Техника

Во всех учебных заведениях и для подготовки спортсменов по программам осуществляется выполнение стандарта 3×10. Если несколько студентов (спортсменов) бегают одновременно, этот метод мотивирует бегунов бегать намного лучше. Поскольку дистанция бега невелика, главную роль играет положение тела. Как бегать:

  • С самого старта необходимо скоординировать максимально работу, как нижних, так и верхних конечностей.
  • Туловище нельзя полностью выпрямлять, так как оно должно быть наклонено вперед.
  • Руки нужно согнуть в локтях и выполнять действия параллельно телу.
  • Примерно через 8 метров нужно уменьшить ускорение, подготовиться к повороту и начать торможение.
  • При сильном торможении необходимо, чтобы часть усилий была направлена на выбор правильного положения туловища для совершения разворота с минимальной затратой времени.
  • Конец расстояния – это прикосновение к линии или просто шаг за неё.

Техника челночного бега кажется на первый взгляд простой и легкой, но нельзя переоценить свои возможности и силу. Ведь даже для такой начальной дистанции, абсолютно всем, кто не знаком с техникой будет очень сложно уложиться в требуемое время.

Старт

Правильное исходное положение рассчитывается после определения стартовой (опорной) ноги.

Для наиболее точного определения ударной конечности существует достаточно простой метод. Когда бегун расслаблен и не осознает этого, тренер легко толкает его в спину. На какую ногу упал спортсмен, та и сильнее (опорная).

Стойка на старте должна напоминать положение конькобежца.

Толчковую конечность стоит держать в предельном напряжении, а вторую – сзади на носке.

Важно, чтобы спина была ровной, не сгибалась и не напрягалась в поясничной области, а тело слегка наклонено.

Сразу после стартового сигнала нужно оттолкнуться сильной ногой и толкнуть все тело вперед. Сохранив сам рывок, стоит по инерции всем телом подхватить и вытолкнуться. Ведь от этого зависит весь темп бега, поэтому профессиональные спортсмены тщательно отрабатывают старт.

Финиш

Технология быстрого финиша на максимальной скорости рекомендуется выбирать спортсменам новичкам ещё с недостаточной координацией. Более опытным лучше сделать рывок грудного и плечевого пояса, через который можно выйти вперед на финальных метрах.  Выполняют его бегуны с опытом, так как этот метод при неправильной технике может привести к негативным последствиям.

Правильную технику освоить и качественно выполнить челночный пробег не составит труда. Важно помнить, что абсолютно любое занятие основано на хорошей разминке и подходящих упражнениях. Это помогает улучшить показатели и получать удовольствия от тренировочного процесса.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/fiteria/chelnochnyi-beg-3x10-principy-starta-i-finisha-5e8f4c719d02fb2f9faf680e

Подвижные игры и специальные упражнения на уроках легкой атлетики

Урок физической культуры по тема: Развитие физических качеств при выбегании с низкого старта, челночном беге и прыжках в высоту

В этой статье представлены примерные упражнения и рекомендации для развития быстроты, общей и скоростной выносливости, а также скоростно-силовых ка­честв на уроках легкой атлетики в спортивном зале размером 12X24 м.

Развитие быстроты

1. Бег с высоким подниманием бедра, максимальной частотой движений. 3—4 серии по 12 м.

2. Бег с захлестыванием голени назад, с мак­симальной   частотой   движений.   3—4   серии по 12 м.

3. Ускорения высокого&nbsp старта (стартовый разгон). 5—6 серий по 9 м. Класс делится на 3—4 команды по 3—5 человек в каждой. Пер­вые номера встают на стартовую линию.

Вво­дится соревновательный элемент: стартуя одно­временно по сигналу учителя, учащийся каждой команды должен как можно быстрее пересечь среднюю линию зала.

После пересечения сред­ней линии по инерции гасится скорость и бегун должен остановиться у противоположной стены зала, не касаясь ее руками.

«Бег за мячом»

(рис. 1). Как показано на рисунке, в зале в 5 м от стены белой тесь­мой выложена дуга, которая является стартовой линией. Позади нее слева и справа от центра зала размещаются две команды по 5—6 игроков в каждой.

Игроки, выделенные для участия в бе­ге, становятся позади дуги, выдерживая интервал 1,5—2 м. Под баскетбольными щитами распола­гаются два ученика — А-1 и А-2, мяч в руках А-1. По сигналу учителя А-1 передает мяч А-2, катя его по полу.

Игроки обеих команд бегут за мячом, стараясь первыми коснуться его и принести своей команде очко. Выигрывает команда, набравшая в ходе игры наибольшее число очков.

«Зайцы и кролики»

(рис. 2). Класс делится на две команды — «зайцев» и «кроликов», кото­рые строятся через одного (вперемежку) в ко­лонну по продольной оси зала лицом к учите­лю, ведущему игру.

Слева и справа от команд на линиях А и В разложены различные пред­меты (кубики, мячи, кегли), которых по количе­ству вдвое меньше, чем участников игры.

По заранее обусловленному сигналу участники обеих команд бегут к соответствующей линии и стараются первыми овладеть расположенными там предметами и принести команде 1 очко за каждый предмет. Побеждает команда, набрав­шая большее число очков.

«Бег преследованием»

(рис. 3). В игре участвуют две команды, которые выстраиваются каждая на своей линии старта А и В, находя­щихся на расстоянии 3—4 м одна от другой. Линия финиша С находится на расстоянии 9—11 м от линии- В.

По сигналу учителя «Внимание!» игроки, находящиеся на линиях А и В, прини­мают одинаковое исходное положение — упор присев, упор лежа, сидя, высокий старт и т. п.

По сигналу «Марш!» обе команды одновременно начинают бег, причем каждый из бегунов коман­ды А старается догнать бегущего впереди сопер­ника и осалить его до того, как он пересечет финишную линию С. За каждого осаленного иг­рока команда преследователей получает 1 очко. При проведении следующего забега команды меняются ролями.

«Встречный бег»

(рис. 4). Две команды, при­нимающие участие в этой игре, строятся в ко­лонны, занимая места за линиями старта А и В. Линия финиша С находится на расстоянии 9 м от линий А и В.

По сигналу первые номера команд одновременно принимают старт и бегут к финишной линии С. Бегун, финишировавший > первым, приносит своей команде 1 очко.

После подсчета очков, полученных каждой командой, определяется команда-победительница.

«Скоростная эстафета»

(рис. 5). В эстафете участвуют три команды, построившиеся в ко­лонны по одному на линии старта С. По сигналу педагога первые номера бегут с максимальной скоростью к противоположной стене зала.

Обог­нув первую стойку, они возвращаются назад и, обогнув вторую стойку, передают эстафету следующим участникам, а сами встают в конец своих команд.

Вариант: девочки бегут по одному разу, мальчики — по два раза подряд.

Развития общей выносливости на уроках легкой атлетики

1. Освоение равномерного темпа бега (рис. 6). Класс делится на четыре группы — по числу уста­новленных в спортивном зале стоек А, В, С, Д. Группы (не более 3—4 учащихся) занимают места на своих отметках: первая группа — у стойки Д, вторая — у стойки А, третья — у стойки   В и чет­вертая — у стойки С.

По сигналу учителя, стоящего с секундомером в руках в центре зала, команды начинают бег на 1000 м в равномерном темпе. Чтобы преодолеть 1000 м за 5 мин., нужно пробегать 50 м (расстояние по кругу нашего спортивного зала 12X24 м, приблизительно равно 50 м) за 15 сек. Учитель через каждые 15 сек. дает свисток.

По первому свистку все группы одновременно принимают старт и бегут по кругу. Второй и затем каждый последующий свисток, звучащий через каждые 15 сек., должны точно соответство­вать моменту прохождения групп около своих от­меток Г,  Д, А, ,В, С.

Бегуны вносят поправки в темп бега: они ускоряют его, если не добегают до своей отметки по свистку, или замедляют, если сигнал застал их уже за отметкой.

2. Бег в равномерном темпе под музыкальное сопровождение- Данное упражнение дается уча­щимся после того, как они освоили равномер­ный темп бега.

В зависимости от задачи урока бег использую во вводной части урока после небольшой раз­минки или в конце основной части. Для учащихся V класса продолжительность бега от 2 до 6 мин., VI—VII классов — от 3 до 7 мин. На­пример, в сентябре начиная с 3-го урока даю в VII классе 3 мин. бега, затем через каждые 2 урока прибавляю 1 мин. и довожу до 7 мин.

Мальчики и девочки (рис. 7) бегут противоходом вокруг стоек (девочки по внутреннему кру­гу). Педагог регулирует темп бега и обусловлен­ным способом показывает, сколько минут оста­лось бежать. Бегуны, которые не выдерживают заданный темп, переходят на ходьбу в сере­дине зала и после небольшого отдыха вновь продолжают бег.

Развитие скоростной выносливо­сти на уроках легкой атлетики

1. Эстафеты с использованием гимнасти­ческой скамейки. Класс делится на 3—4 команды, каждая садится на свою скамейку. Затем по сиг­налу учителя все команды встают и участники их, друг за другом обежав гимнастическую ска­мейку, быстро садятся по своим местам.

На втором этапе эстафеты все делают 2 круга, на третьем этапе — 3 круга подряд и т. п. Коман­да-победительница определяется по последнему участнику, севшему на скамейку. Во время бега можно обгонять друг друга, касаясь рукой края скамейки.

Но нельзя перепрыгивать через ска­мейку.

Вариант (рис. 8). Исходное положение то же, но по сигналу учителя все команды встают со скамеек, бегут вперед и, обежав стойки А и В, возвращаются на свои скамейки.

2. Эстафетный бег по кругу (рис. 9). Дается в конце основной части урока. Класс делится на две смешанные команды, которые становятся по диагонали в колонны по одному на противо­положных сторонах центральной линии С, разде­ляющей спортивный зал пополам.

По сигналу первые номера команд одновре­менно начинают бег по кругу и, обежав 4 стойки, передают эстафету вторым номерам, асами встают в конец колонны.

Вторые номера, выпол­нив задание, передают эстафету следующим участникам, и т. д. Команда-победительница определяется по последнему участнику, при­шедшему на финиш.

Варианты: каждый участ­ник бежит 1 круг; каждый участник бежит 2 круга подряд; мальчики бегут 3 круга подряд, а девоч­ки на один меньше.

При проведении эстафеты следует учесть пра­вила безопасности: чтобы не допустить столкно­вения учащихся во время бега и передачи эстафеты, играющие, ожидающие своей очереди, должны стоять в колонне в 2—3 м от места старта.

Развитие скоростно-силовых ка­честв на уроках лёгкой атлетики

Учитывая, что учебные нормативы в прыжках трудны для выполнения многим уча­щимся, необходимо уделять постоянное внима­ние развитию скоростно-силовых качеств и пры­гучести.

Упражнения, которые следуют ниже,необходимо исполь­зовать в основной части урока. Выполняются они с большой интенсивностью, однако девочкам количество повторений дается на 1—2 раза мень­ше, чем мальчикам.

Учащимся, имеющим не­достаточную физическую подготовленность, раз­решаю, если они устали, пропустить 1—2 серии для восстановления сил.

Но в любом случае я добиваюсь от учащихся технически правильно­го выполнения каждого упражнения, естествен­но, предварительно правильно показав и объяс­нив его.

1. Прыжки через скакалку в максимальном темпе в течение 1 мин. V класс: мальчики — 80—100 раз, девочки — 100—120 раз; VI—VII классы:   мальчики — 100—120 раз, девочки — 120—150 раз.

2. Прыжки с продвижением вперед с ноги на ногу, начиная толчком двумя.3—4серии по 16—18 м.

3. Многократные выпрыгивания вверх из глубо­кого приседа, упора присев. 4 серии по 10 раз.

4. Подскоки на одной, поочередно на левой и правой ноге, другая на опоре (гимнастиче­ская скамейка). 4 серии по 15 раз.

5.

Прыжки через натянутые поперек зала ре­зинки(высота 30 см): стоя сбоку от резинки с двух ног две продвижением вперед; продвижение вперед — резинка между ног; над резинкой соединить колени и ступни ног, при­земляясь— ноги   врозь. В упражнении важно, чтобы колени подтягивались к груди. 2—3 серии. После преодоления трех резинок (сделав не ме­нее 10—12 прыжков через каждую резинку) от­дых 20—40 сек.

6. Прыжки в высоту через резинку, натяну­тую на высоте 40-—60 см, способом «переша­гивание» правой левой стороны от нее, с продвижением вперед, поочередно отталкива­ясь то правой, то левой ногой. Обращать вни­мание то, чтобы учащиеся правильно вы­полняли не только толчок, но и маховые дви­жения.

Источник: http://fizkultura-na5.ru/legkaya-otletika/podvizhnye-igry-i-spetsialnye-uprazhneniya-na-urokakh-legkoj-atletiki.html

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: