Урок и презентация по русскому языку во 2 классе по теме: Что такое текст? Знакомство со словарным словом земляника

Урок и презентация по русскому языку во 2 классе по теме:

Урок и презентация по русскому языку во 2 классе по теме: Что такое текст? Знакомство со словарным словом земляника

В рас­кры­тии автор­ско­го замыс­ла исполь­зу­ют­ся такие при­зна­ки тек­ста, как тема­ти­че­ское един­ство, раз­вер­ну­тость, после­до­ва­тель­ность, связ­ность, закон­чен­ность и цель­ность.

Рассмотрим более деталь­но при­зна­ки тек­ста, кото­рые обес­пе­чи­ва­ют един­ство внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы — его цель­ность.

Основные при­зна­ки тек­ста

1. Тематическое един­ство. Все пред­ло­же­ния в тек­сте или его части (абза­цы) рас­кры­ва­ют его тему и основ­ную мысль.

2. Развёрнутость. Тема тек­ста рас­кры­ва­ет­ся через под­те­мы или мик­ро­те­мы. Целостный под­бор под­тем обес­пе­чи­ва­ет более пол­ное рас­кры­тие темы. В боль­шом по объ­е­му тек­сте под­те­мы могут уточ­нять­ся мик­ро­те­ма­ми. Подтемы и мик­ро­те­мы обес­пе­чи­ва­ют глу­би­ну тек­ста и опре­де­ля­ют спо­соб раз­ви­тия основ­ной мыс­ли тек­ста.

3. Членимость — это при­знак, кото­рый обо­зна­ча­ет, что текст делит­ся на струк­тур­ные смыс­ло­вые отрез­ки:

  • пред­ло­же­ния
  • абза­цы
  • слож­ные син­так­си­че­ские целые.

Учтем, что одно пред­ло­же­ние, даже очень рас­про­стра­нен­ное и зани­ма­ю­щее несколь­ко строк в пись­мен­ной речи, не явля­ет­ся тек­стом.

4. Последовательность — это при­знак, кото­рый реа­ли­зу­ет­ся тогда, когда каж­дое после­ду­ю­щее пред­ло­же­ние содер­жит новую инфор­ма­цию для раз­вер­ты­ва­ния содер­жа­ния тек­ста.

5. Связность — при­знак тек­ста, кото­рый обес­пе­чи­ва­ет един­ство тек­ста как смыс­ло­во­го цело­го.

6. Цельность — это при­знак, кото­рый не допус­ка­ет встав­ку язы­ко­вых средств (лек­си­че­ских, грам­ма­ти­че­ских или сти­ли­сти­че­ских), про­ти­во­ре­ча­щих автор­ско­му замыс­лу.

7. Законченность — это при­знак тек­ста, кото­рый выра­жа­ет завер­шен­ность тек­ста. Тема рас­кры­та пол­но­стью с точ­ки зре­ния замыс­ла авто­ра.

Что такое текст в русском языке?

Чтобы понять, что такое текст, срав­ним сле­ду­ю­щие выска­зы­ва­ния.

Солнце село за гори­зонт. В горо­де сну­ют авто­мо­би­ли. В небе кур­лы­чут журав­ли.

Солнце село за гори­зонт. Постепенно сгу­ща­ют­ся лет­ние сумер­ки. И вот в горо­де несме­ло заго­ра­ют­ся один за одним фона­ри. А авто­мо­би­ли уже сну­ют по ули­цам с вклю­чен­ны­ми фара­ми, как боль­шегла­зые жуки.

Оба при­ме­ра начи­на­ют­ся с одно­го и того же сооб­ще­ния о садя­щем­ся солн­це. В пер­вом отрыв­ке исполь­зу­ют­ся пред­ло­же­ния, никак не свя­зан­ные друг с дру­гом: ни по смыс­лу, ни грам­ма­ти­че­ски. Каждое пред­ло­же­ние несет свою сугу­бо инди­ви­ду­аль­ную инфор­ма­цию. Можно сде­лать вывод, что это раз­роз­нен­ные пред­ло­же­ния.

Во вто­ром при­ме­ре опи­сы­ва­ет­ся кар­ти­на наступ­ле­ния лет­не­го вече­ра в горо­де. Каждое после­ду­ю­щее пред­ло­же­ние, как худож­ник, пишу­щий крас­ка­ми пей­заж, добав­ля­ет новый смыс­ло­вой мазок в это опи­са­ние.

Предложения свя­за­ны по смыс­лу (опи­са­ние лет­не­го вече­ра), логи­че­ски (посте­пен­ность раз­во­ра­чи­ва­ния дей­ствия) и грам­ма­ти­че­ски.

У это­го отрыв­ка есть общая тема, кото­рую мож­но обо­зна­чить заго­лов­ком «Вечер в горо­де».

Сделаем вывод, что эту сово­куп­ность пред­ло­же­ний мож­но назвать сло­вом «текст». Эта лек­се­ма заим­ство­ва­на из латин­ско­го язы­ка и бук­валь­но зна­чит «ткань, спле­те­ние, соеди­не­ние».

По отно­ше­нию к язы­ку линг­ви­сти­че­ский тер­мин «текст» пред­став­ля­ет собой един­ство зна­чи­мых еди­ниц речи — пред­ло­же­ний.

Наша речь состо­ит не толь­ко из слов как мини­маль­ных зна­чи­мых еди­ниц, а из пред­ло­же­ний, кото­рые объ­еди­ня­ют­ся в выска­зы­ва­ние и обра­зу­ют более круп­ную еди­ни­цу речи — текст.

Единство пред­ло­же­ний в тек­сте оформ­ля­ет­ся общим содер­жа­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски. С этой точ­ки зре­ния дадим сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние, что такое текст.

Определение

Текст — это сово­куп­ность после­до­ва­тель­но рас­по­ло­жен­ных пред­ло­же­ний (абза­цев), свя­зан­ных по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски.

Пример текста

С утра начал накра­пы­вать неспеш­ный дож­дик. Дед Трофим, покор­мив ско­ти­ну, вышел во двор и свист­нул Жуку. Верный пёс потру­сил за дедом в лес. Ведь еще на про­шлой неде­ле Трофим при­ме­тил в дере­ве дуп­ло, в кото­рое бес­пре­стан­но сно­ва­ли дикие пче­лы. Как раз в дожд­ли­вую пого­ду, когда пче­лы не так актив­ны, мож­но раз­ве­дать, есть ли там мёд.

Внутренняя и внешняя форма текста

Каждый связ­ный текст име­ет внеш­нюю и внут­рен­нюю фор­му. Рассмотрит основ­ные поня­тия внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы тек­ста.

Внутренняя фор­ма тек­ста — это его содер­жа­ние (тема, автор­ский замы­сел).

Тема тек­ста — это то, о ком или о чём гово­рит­ся в нем. Тема тек­ста часто выра­жа­ет­ся в его заго­лов­ке.

Авторский замы­сел — это основ­ная мысль, или идея, кото­рую автор вопло­тил в тек­сте.

Основная мысль тек­ста — это то, что выра­зил автор, к чему он при­зы­ва­ет или чему учит чита­те­ля, ради чего напи­сан текст.

Внешняя фор­ма — это ком­по­зи­ция и язы­ко­вые сред­ства, с помо­щью кото­рых реа­ли­зу­ет­ся автор­ский замы­сел.

С этой точ­ки зре­ния тек­сту, как вопло­щен­но­му един­ству внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы, мож­но дать сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние:

Текст — это закон­чен­ное выска­зы­ва­ние в виде несколь­ких пред­ло­же­ний или абза­цев, свя­зан­ных общей темой и основ­ной мыс­лью грам­ма­ти­че­ски.

Обычно текст име­ет сле­ду­ю­щее стро­е­ние (ком­по­зи­цию):

  • вступ­ле­ние
  • основ­ная часть
  • заклю­че­ние

По функ­ции и стро­е­нию раз­ли­ча­ют три типа тек­ста:

  • повест­во­ва­ние
  • опи­са­ние
  • рас­суж­де­ние

Каждый тип тек­ста име­ет свою струк­ту­ру постро­е­ния.

Средства связи в тексте

Предложения в тек­сте объ­еди­ня­ют­ся в еди­ное смыс­ло­вое целое с помо­щью лек­си­че­ских и грам­ма­ти­че­ских средств свя­зи:

Спозаранку мы собра­лись в лес за гри­ба­ми. В лесу было тихо и сумрач­но. По низин­ке, что шла спра­ва от нас, курил­ся осен­ний туман. А вот и пер­вый гриб!

Это был совсем груст­ный взгляд. Он был неве­се­лым, пото­му что все пошло напе­ре­ко­сяк.

Этот дом еще в про­шлом веке постро­ил наш дедуш­ка Макар. А домаш­ний уют в нем созда­ла бабуш­ка Агафья. Она была извест­ная на все село масте­ри­ца шить и вязать. Дощатые полы дома укра­ша­ют вязан­ные ею пест­рые поло­вич­ки.

  • место­име­ния и место­имен­ные наре­чия, кото­рые ука­зы­ва­ют на пред­ше­ству­ю­щее сло­во или даже на содер­жа­ние пред­ше­ству­ю­ще­го пред­ло­же­ния

Кот без­мя­теж­но дре­мал, свер­нув­шись клуб­ком. Внезапно он услы­шал визг и воз­ню под крыль­цом. Навострив уши, кот тихонь­ко спу­стил­ся со сту­пень­ки, а затем стре­лой бро­сил­ся под крыль­цо. Вскоре он вышел отту­да и при­нес мне пой­ман­ную мышь. «Вот, смот­ри, я неда­ром ем свой хлеб!»

Журавли, кур­лы­ча, про­ле­та­ют кли­ном над нами, со сви­стом рас­се­кая воз­дух кры­лья­ми. Пожелаем этим пти­цам ско­рей­ше­го воз­вра­ще­ния вес­ной.

А. Куинджи напи­сал нема­ло пей­за­жей моря. И эти кар­ти­ны до сих пор при­вле­ка­ют взо­ры люби­те­лей живо­пи­си. Да и бере­зы очень любил рисо­вать этот рус­ский худож­ник. Несколько его кар­тин назы­ва­ют­ся «Березовая роща».

Вот и насту­пи­ла вес­на! Эта пора обнов­ле­ния при­ро­ды созда­ет в душе чело­ве­ка ожи­да­ние чего-то ново­го и радост­но­го. Все ста­рое, как про­шло­год­ний снег, рас­та­ет и оста­нет­ся в про­шлом.

  • парал­ле­лизм син­так­си­че­ских кон­струк­ций

Но в камине дозве­не­ли Угольки. За окош­ком дого­ре­ли Огоньки. И на вьюж­ном море тонут Корабли, И над южным морем сто­нут Журавли (А. Блок).

Итак, что­бы текст был еди­ным смыс­ло­вым отрез­ком речи, в нем исполь­зу­ют­ся лек­си­че­ские и грам­ма­ти­че­ские сред­ства свя­зи меж­ду пред­ло­же­ни­я­ми и абза­ца­ми.

Конспект урока по русскому языку 2 класс. Что такое тема и главная мысль текста

Конспект урока русского языка во 2 классе

Пояснительная записка.
Тема урока:
«Что такое тема и главная мысль текста».

Класс:

2 (4 учащихся: 2ученика учатся хорошо, 2 ученика — удовлетворительно;

Программа:

Школа России.

Учебник:

В. П. Канакина «Русский язык» 2 класс. Ч. 1. – М. : Просвещение, 2012.

Количество часов:

в год – 170., в неделю – 5ч.

Тип урока:

урок введения новых знаний.

Дата проведения:

Источник: https://YurachGames.ru/opyt/tekst-opisanie-prezentaciya-2-klass.html

Портал педагога | Конспект урока по русскому языку 2 класс УМК Школа России

Урок и презентация по русскому языку во 2 классе по теме: Что такое текст? Знакомство со словарным словом земляника

Байкачева Екатерина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ “Мирновская средняя школа города Евпатории Республики Крым”
Населённый пункт: город Евпатория Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока по русскому языку 2 класс УМК Школа России “Что такое синонимы”
13.12.2018
Раздел: начальное образование

Конспект урока

по русскому языку

2 класс УМК «Школа России»

Тема урока: Что такое синонимы

Цели

урока: дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте,

использовать в речи.

Планируемые результаты:

Предметные: знать определение синонимов, уметь подбирать синонимы к словам и

находить

их

в

тексте; устанавливать

связь синонимов

с

многозначностью

слова.

Наблюдать за использованием синонимов в художественной речи.

Метапредметные:

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать

собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её

осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё

предположение.

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками

при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих

действий; учить наблюдать за действиями партнера.

Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте.

Личностные: осознание алгоритма учебного действия.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Технологии: системно-деятельностный подход, проблемная ситуация, элементы игровой

технологии, здоровьесберегающие.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, телевизор, учебник «Русский язык» В.П. Канакина для 2

класса, билеты: красный, жёлтый, голубой.

Ход урока:

I.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?

Пожелаю вам удачи-

За работу, в добрый час.

Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир

русского языка. Поэтому приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё

слышать, видеть и запомнить.

Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме.

Перед работой разогреем пальчики:

Пальчиковая разминка

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Будет все у нас в прядке,

Если делаешь зарядку.

Прошу вас оформить запись начала урока.(число, классная работа)

С

какой

целью

нам

нужно

изучать

русский

язык?

(Чтобы

стать

грамотными

людьми)

Молодцы!

Все

вы,

как

я

вижу,

хотите

стать

знатоками

русского

языка,

его

исследователями.

А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать,

выполнять различные задания, делать выводы).

II. Каллиграфическая минутка: на доске запись С с Ос си

Уважаемые, исследователи, для разминки вам задание! Посмотрите на доску, что вы

видите? (буквы и соединения)

Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.

Произнесите звуки, которые обозначает буква с. Что вы о них можете рассказать?

Теперь исследуйте соединения. Какие это соединения?

Напишите красиво по образцу.

III. Словарная работа.

Я вам предлагаю рассмотреть дерево и сказать, как оно называется? (осина) Верно.

Давайте произнесём это слово так, как мы его говорим. Посмотрите и скажите, как

правильно его нужно писать? Написание этого слова надо запомнить или посмотреть в

словаре, потому что звук, а в этом слове обозначается буквой О.Запишем это слово в

тетрадь и запомним его написание. (осина)

Первый этап нашего исследования. Назовите лексическое значение слова «осина».

Что это такое? (лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой).

Как назвать ее по-другому? (осинка). Как назвать лес, где растут только осины?

(осиновый).

Запишите все слова и подчеркните букву.

IV. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы

Посмотрите на доску, прочитайте и определите, сколько записано предложений? (3)

(На доске запись: Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в

теплые страны.)

Какие? (Пришла поздняя осень. В лесу стало скучно и холодно. Птицы улетели в

тёплые страны.) (Дети по очереди выходят к доске и зеленым маркером корректируют

запись.)

Молодцы, подчеркните в первом предложении основу. (1 ученик выделяет основу у

доски)

Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (пришла)

Молодцы, ребята, а каким словом можно заменить слово «пришла»? (наступила,

настала, началась). Что общего у этих слов? (слова с близким значением).

А кто знает, как называются эти слова?

Дети предлагают разные варианты.

Ребята, а почему все называют разные ответы?

Дети: потому что мы не знаем, как называются эти слова.

Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся?

Дети: со словами с близким значением.

Следующее исследование узнать, как называются слова с близким или одинаковым

значением.

V. Тема урока.

Откройте содержание учебника стр. 52. Найдите название темы нашего урока –

Тема нашего урока «Что такое синонимы?». Они же являются главным предметом нашего

исследования.

Ребята, чему мы должны научиться на уроке?

Узнаем,

что

такое

синонимы.

Будем

их

сравнивать,

подбирать.

Будем

учиться

использовать их в речи.

Уважаемы юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.

В этом нам поможет учебник. Исследуем страницу учебника стр. 52 и узнаем, что

такое синонимы.

Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)

Какие два момента вы должны уяснить?

Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по – разному.

Второе:

синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу.

Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам

из греческого языка и обозначает «одноименный».

А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать

два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте

текст, который вам понравился больше? Почему?

1. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

2. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

Кто готов, поднимите руку. Какими словами синонимами заменили слово зябнет?

Запишите эти слова в тетрадь. Проверка.

Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?

Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы?

(Ответы детей. Вывод:

синонимы

используют

в

речи,

чтобы

избежать

повторов

одних

и

тех

же

слов

в

предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет.) Обогащают

нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают

избежать ненужных повторов слов).

VI. Физкультминутка.

VII. Закрепление изученного.

Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.

Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более

выразительно, красиво, обогащают наш язык).

1.

Знакомство со словарем синонимов в учебнике.

Игра «Объясни словечко»

Попробуйте подобрать синонимы, которыми можно объяснить значение слов

Мокрый – сырой

Луна – месяц

Лгать – обманывать

Зелёный – изумрудный ?

Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь). Найдите

словарь синонимов на стр. 141. С помощью словаря запишите синонимы к слову: ветер,

дивный и третье слово выберите сами. Проверка.

2. Игра «Найди пару»

Ребятам на голову надеваются шапочки со словами: воин, крепкий, оборонять,

носиться, смелый, солдат, прочный, защищать, бегать, храбрый.

Выберите

себе

пару

из

слов

синонимов.

Озвучьте

пары

слов,

которые

у

вас

получились.

3. Помогите братьям лосям спуститься на землю (электронное приложение)

4.Работа в группах по карточкам

Игра «Составь пары слов»

мороз

жёлтый

пламя

озорник

печаль

квакушка

блестеть

грусть

шалун

огонь

лягушка

холод

золотой

сверкать

Проверка на интерактивной доске.

Оцените себя. Кто всё сделал верно, поставьте «!»,кто ошибся один или два раза

«+», кто больше «-».

VIII. Самостоятельная работа. Тест.

А теперь, чтобы определить насколько грамотно вы умеете подбирать синонимы, я

предлагаю вам тест.

1. Отметь галочкой синоним к слову красный

алый

красавец

красота

2. Отметь галочкой синоним к слову бежать

сидеть

мчаться

лежать

3. Отметь галочкой синоним к слову друг

ученик

дети

приятель

(Самопроверка с интерактивной доски)

IX. Домашнее задание:

Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? Так расскажите дома маме, с

какими словами познакомились. С. 54 Упр. 70.

X. Рефлексия.

Вы

сегодня

все

хорошо

поработали!

Были

замечательными

исследователями!

Удовлетворены ли вы своей работой, делайте выводы сами. Красный билетик – вам все

удавалось на уроке! Жёлтый – работал с хорошим настроением, но иногда ошибался.

Голубой – если у вас не все получилось…

XI. Оценивание.

XII. Итог урока.

Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне

хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок!

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=36297

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: