Урок-игра по литературе Литературный брэйн-ринг, 7 класс

Литературный ринг в 3 классе

Урок-игра по литературе Литературный брэйн-ринг, 7 класс

Сценарий урока-игры «Литературный ринг»
Автор: Кокурина Наталья Александровна Должность и место работы: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ им.Г.И.Марчука р.п.

Духовницкое Духовницкого района Саратовской области» Описание и назначение материала: сценарий урока –игры «Литературный ринг» могут использовать учителя на итоговом уроке по литературе в 7-8 классе или на внеклассном мероприятии. Игровая форма поможет вызвать интерес у учащихся.

Цель: повышение интереса к изучению русской литературы, развитие творческих способностей учащихся, логического мышления, закрепление знаний о литературных произведениях. Задачи: 1. Обучение решению различного типа задач. 2. Развивать познавательный интерес к литературе; 3.

Воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе . Вид занятия: обобщение и систематизация знаний. Тип урока: нестандартный урок (урок-соревнование «Литературный ринг»). Оборудование: Карточки с заданиями, жетоны.

Правила игры «Литературный ринг» В игре принимают участие 2 команды учащихся. Ведущий задает вопрос. На обдумывание отводится 30 секунд. Задания разные по сложности, поэтому приносят команде разное количество очков. Отвечает команда, капитан которой первым поднимет флажок.

Команды имеют право один раз за всю игру обратиться за помощью к болельщикам, но правильный ответ принесет им в этом случае только 1 балл. Победитель определяется по количеству набранных баллов. Задания для игры «Литературный ринг»

1. Конкурс. «Кто я?» Словесный портрет 1: «Великий русский князь, потомок Игоря, воин, удачливый полководец. Его имя было подобно грому для кочевых племен, враждовавших с Русью, хотя обозначало «святой». (5 баллов) «Его боялась даже могущественная Византия.

Во время одного из походов этот полководец разгромил византийское войско и взял штурмом столицу, оставив свой знак на воротах города». (3 балла) «Полководец этот был почти непобедим, но, несмотря на это, погиб весьма нелепой смертью – его укусила змея» (1 балл) Ответ: Олег («Песнь о вещем Олеге» А.С.

Пушкин) Словесный портрет 2: «Знаменитый русский богатырь крестьянского происхождения, уроженец лесной зоны средней полосы России. Обладал огромной силой, имел богатырского коня, местонахождение которого было указано кудесниками». (5 баллов) «В составе еще двух знаменитых богатырей изображен на известной картине русского художника.

Стал одним из самых популярных героев былин». (3 балла) «33 года был частично парализован. После лечения кудесниками по дороге в столицу совершил два великих подвига: разогнал рать под Черниговом и пленил Соловья-разбойника». (1 балл) Ответ: Илья Муромец («Русские народные былины») 2. Конкурс.

«Давайте познакомимся» О каком русском барине идет речь?: «Проголодавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате, привязав его веревкою за кольцо, ввинченное в стену. Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. Приводили обыкновенно новичка к двери этой комнаты.

Нечаянно вталкивали его к медведю, двери запирались, и несчастную жертву оставляли наедине с косматым пустынником. … Таковы были благородные увеселения русского барина!» Ответ: (Кирилла Петрович Троекуров, герой романа А.С.

Пушкина «Дубровский») О ком идет речь?: Из всей челяди барыни «самым замечательным лицом был дворник…, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев. И считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком». Ответ: (Герасим, гл. герой повести И.

С.Тургенева «Му-Му») О ком идет речь?: Ей «не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете, и по ту сторону Диканьки, и по эту сторону Диканьки, только и речей было, что про неё. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда на селе.

Она знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна, как красавица… Ответ: (Оксана, героиня повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством») 3. КОНКУРС «Найди свою пару» Задание. Соедините слова попарно, назовите автора, произведение. 1. Степан Парамонович 2. Андрий 3. Алёна Дмитриевна 4. Феврония 5. Олег 6. Змея 7. Платов 8. Илюша 9. Хрюкин 10. Охотник 11. Петр 12. Татарка 13. Левша 14. Очумелов 4. КОНКУРС «Дерево мудрости».Задание

: игрок берет листок с вопросом. Если отвечает верно, то прикрепляет лист на дерево. Правильный ответ – 1 балл.

Список вопросов. 1. Назовите сына-предателя Тараса Бульбы (Андрий). 2. Какой рассказ Тургенев назвал кличкой собаки? («Муму»). 3. С кем воевали казаки в повести «Тарас Бульба»? (С поляками). 4. Какими строками начинается поэма Пушкина «Руслан и Людмила»? («У лукоморья дуб зелёный…»). 5. Кто спас генералов, которые оказались на необитаемом острове? (Мужик).

6. Местность на реке Днепр, куда Т. Бульба решил отправиться со своими сыновьями? (Запорожье). 7. Фамилия Хамелеона? (Очумелов). 8. Из чего сделал мужик силки, чтобы накормить генералов? (Из волос). 9. Герои рассказа Тургенева «Бежин луг»? (Мальчики-пастухи). 10. Автор «Песни о купце Калашникова»? (М.Ю. Лермонтов). 11.

Что выдернул Андрий из-под головы спящего брата? (Мешок). 12. Какими строками начинается стихотворение Лермонтова «Бородино»? («Скажи-ка, дядя…»). 13. На чём генералы вернулись домой? (На корабле). 14. Название духовного училища, где учились сыновья Т. Бульбы? (Бурса). 15. Кого укусила собака в рассказе Чехова «Хамелеон»? (Хрюкина). 16.

Как генералы отблагодарили мужика? (Рюмкой водки да пятаком серебра). 17. Что скрыл Кирибеевич от царя на пиру? (Алёна Дмитриевна – замужняя женщина). 18. Кто написал «Песнь о вещем Олеге»? (А.С.Пушкин) 19 . Кто ездил с русским царем в Англию. (Платов) 5. конкурс – «Эстрада» Команды соревнуются в знании стихотворений наизусть.

Оценивается количество и качество исполнения, артистичность. За каждое стихотворение жюри присуждает по 5 баллов. 6. КОНКУРС. «Они говорят…» Задание: узнать по фразе произведение и автора. «Над Москвой великой, златоглавою…» («Песня о царе…», А.С. Пушкин). 2. «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!» («Песня о царе…», А.С. Пушкин). 3.

«Мы в ответе за тех, кого приручили» («Маленький принц», А. де Сент-Экзюпери). 4. «Я тебя породил – я тебя и убью» («Тарас Бульба», Н.В. Гоголь). 5. «Сам верёвочку свил и дал себя связать» («Повесть о том, как 1 мужик…» М.Е. С.-Щедрин). 7. Конкурс. С помощью пантомимы изобразить: — следующие жанры: детектив, трагедию, комедию, сказку.

— профессию: художник, писатель, критик, композитор. 8. Конкурс. Даны окончания стихотворных строк, написанных знаменитыми поэтами, а задача команд – вспомнить и прочитать стихотворения, из которых взяты эти слова, и указать авторов и произведение. 1) — Одинокий, голубом, далёкой, родном (М.Ю. Лермонтов «Парус») — Кроет, крутя, завоет, дитя (А.С.

Пушкин «Зимний вечер») — Сырой, молодой, крылом, под окном (А.С. Пушкин «Узник») 2).- Странники, жемчужною, изгнанники, южную (Лермонтов «Тучи») — Не даром, пожаром, отдана (Лермонтов «Бородино») — Зелёный, том, ученый, кругом (Пушкин «Руслан и Людмила») 3).

– Ядрёный, бодрит, студёной, лежит (Некрасов «Железная дорога») — Золотой, в лесу, ногой, красу (Майков «Осень») — Ели, торчат, метели, спят (Тютчев «Листья 9. Конкурс. Вспомнить произведения, в названиях которых есть цифры, имена, фамилии, отчества Подведение итогов. Спасибо за игру.

Рекомендуем посмотреть:

Брейн-ринг для учащихся 7 класса. Творчество А.Конан Дойля Внеклассное мероприятие к 100-летию со дня рождения Симонова, 8-10 класс Литературно-музыкальная гостиная, 8-9 класс. Русская старина Сценарий литературной радиопередачи для школьников

:

Сценарий литературной композиции для школьников. Творчество Некрасова

Литературная игра для школьников 6 — 8 класса по книге Олеши «Три толстяка»

Литературный праздник «Наш Пушкин». Сценарий для школьников

Источник: https://YurachGames.ru/igry/literaturnyj-ring.html

Литературная игра для 7 класса с ответами

Урок-игра по литературе Литературный брэйн-ринг, 7 класс

Внеклассное мероприятие по литературе для школьников 7 класса «Литературная шкатулка»
Цели: — обобщить знания учащихся по литературе — воспитывать уважение к художественной литературе — учить анализировать художественный текст — развивать творческие способности учащихся — учить работать в группах Предлагаемый сценарий игры для 7 класса. Игра состоит из 9 раундов. Данное мероприятие можно проводить в конце учебного года, разделив класс на три команды (по рядам).В качестве призов можно взять блокнотики и ручки. За каждый правильный ответ команда получает по 1 очку. Очки записываются на доске. В игре могут принимать участие и зрители. Свои баллы они отдают командам. Подготовить музыку, которую можно включать на протяжении всей игры в качестве заставок. В качестве жюри можно пригласить учеников старших классов. Ход мероприятия

Учитель. Итак, подошел к концу учебный год. И сегодня мы проверим, насколько хорошо мы знаем литературу. В качестве разминки предлагаю вам придумать название свое команде. 1 Раунд «Кто быстрее» (вопрос –ответ) 1. Тридевять земель- это сколько? (3*9=27) 2. Чем похожи все сказки? ( добро побеждает зло) 3.

Этого литературного героя мы можем назвать самым молодым географом? (Васютка) 4. Как называли рукавичку, из которой звери сделали жилье? (теремок) 5. Жанр лирики, в котором описывается красота природы (пейзажная лирика) 6. Единственный герой сказки «Репка», имя которого мы знаем? (Жучка) 7. Сказочный герой-долгожитель (Кащей) 8.

Литературный герой, смерть которого наступила вследствие отравления змеиным ядом (Олег «Песнь о ещем Олеге») 9. Герои какого произведения прожили вместе 30 лет и 3 года ( « Сказка о рыбаке и рыбке») 10. Как звали трех богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович) 11. Назовите имена трех поросят ( Ниф-Ниф,Наф-Наф,Нуф-Нуф) 12.

Какой сказочный герой вылезает из кожи вон (Царевна –лягушка) 13. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, совершило покушение на 7 несовершеннолетних (Волк и семеро козлят) 14. Грозное оружие Соловья –разбойника (свист) 15. К кому из героев сказок можно в полной мере отнести поговорку «Одна голова хорошо, а две лучше» (Змей-Горыныч) 16.

Какое прозвище было у Фильки, героя сказки К. Паустовского «Теплый хлеб»?(Прозвище «Ну Тебя» К. Паустовский «Теплый Хлеб») 2 Раунд «Узнай писателя по инициалам». На экране инициалы писателей: Н.В.(Гоголь), А.С. (Пушкин), М.Ю.(Лермонтов) , А.П. (Чехов), М.Е. (Салтыков – Щедрин), С.А. (Есенин). 3 Раунд «Узнай сказочного героя» 1.

Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кем же были эти Маленькие дети? (Семеро козлят из сказки) 2.Была она артисткой Прекрасной, как звезда, От злого Карабаса Сбежала навсегда(Мальвина) 3. Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне (Емеля) 4.Он в Италии родился, Он своей семьёй гордился.

Он не просто мальчик—лук, Он надёжный, верный друг (Чиполлино) 5. Вот вам моё определение: Старик во время наводнения Зайчишек вызволял старательно. Вы можете назвать спасателя? (Мазай) 6. В детстве все над ним смеялись, Оттолкнуть его старались: Ведь никто не знал, что он Белым лебедем рождён. (Гадкий утёнок.) 4 Раунд «Чудо-дерево».

На дереве (нарисованном, сделанном из прутиков) висят разные предметы. Участники команды подходят по очереди и вспоминают, в каких литературных произведениях встречаются эти предметы (яблоко, перчатка, заяц, зеркальце, пирожок и другие предметы) 5 Раунд «Нарисуй литературного героя». Каждой команде раздаются листы А 3 и фломастеры.

Команда рисует литературного героя, а соперники должны узнать его. 6 Раунд «Театральная пауза». Один из участников команды должен без слов показать сцену из какого- нибудь произведения, а участники другой команды узнать героя, произведение и назвать автора. 7 Раунд «Буриме».

Командам раздаются листики со словами: слово-готово, Егор-помидор, хрустальный – банальный, розы- морозы, почка- дочка, бочка- кочка. За 5-6 мин команды должны сочинить небольшие стихи, используя данные рифмованные слова. 8 Раунд «Узнай героя» 1.«Из числа всей ее челяди самым замечательный лицом был дворник …..

, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках…» (Герасим из рассказа «Муму»). 2.

Вообще в последние годы он реже являлся предводителем какой-нибудь ватаги, но чаще бродил один где-нибудь в уединенном закоулке Киева, потопленном в вишневых садах, среди низеньких домиков, заманчиво глядевших на улицу…»(Андрий «Тарас Бульба») 3.

Я помню его ребенком; не знаю, почернели ль у него волоса, а тогда был он кудрявый белокуренький мальчик… воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию…» (Дубровский «Дубровский») 4.

«славился умом, отважностью и каким-то великодушием […] предводительствовал отважными злодеями, нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не обвиняет, грозный разбойник, коего имя наводило ужас на всех окрестных владельцев…» 5.

«Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки.

Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой…» (Ассоль «Алые паруса») 6. «…он потерял слабость, став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил темным загаром, изысканную беспечность движений отдал за уверенную меткость работающей руки, а в его думающих глазах отразился блеск, как у человека, смотрящего на огонь. И его речь, утратив неравномерную, надменно застенчивую текучесть, стала краткой и точной, как удар чайки в струю за трепетным серебром рыб…» (Грэй «Алые паруса») 9 Раунд «Кто больше». Команды соревнуются в знании стихотворений наизусть. Командам дается по 3 минуты для того, чтобы они могли вспомнить все стихотворения школьной программы, которые они знают наизусть. Каждый участник команды должен вспомнить не меньше 4 строк из стихотворения и указать автора. Проигрывает та команда, стихотворения которой закончатся раньше. Учитель подводит итоги игры, объявляет победителей. Самые активные участники получают сувениры.

Литературный брейн-ринг «По страницам детских книг»

Урок-игра по литературе Литературный брэйн-ринг, 7 класс

автор: Масленникова Екатерина Юрьевна

Воспитатель МБДОУ «Дебесский детский сад № 3»

Литературный брейн-ринг «По страницам детских книг»

2019 год

Цель: развитие эмоционально-положительных чувств в общении с детской книгой.

Задачи:

  • обучающие – закрепить и систематизировать знания о детских писателях, поэтах и литературных произведениях дошкольного периода, об особенностях разных жанров художественных произведений, пословиц о книге, формировать образность речи (умение понимать значение некоторых фразеологических оборотов речи русского языка);
  • развивающие – развивать слуховое восприятие, внимание, память, эстетический вкус, творческое воображение;
  • воспитательные – формировать умение работать сообща в своей группе, воспитывать выдержку и культуру поведения в общественных местах.

Оборудование и материал: мультимедийное оборудование для показа презентации, черный ящик со сказочными атрибутами, 5 конвертов с разрезными картинками-иллюстрациями из сказок, аудиозапись песни Красной Шапочки из кинофильма, видео мультфильмов «Мой щенок» С. Михалкова, «Путаница» К. Чуковского, грамоты за 1, 2, 3 место, сладкие призы – конфеты, книги в подарок каждой команде из серии «Мои любимые сказки».

Ход мероприятия:

Дети входят в музыкальный зал под детскую мелодию.

Ведущий: Всем добрый день! Я рада видеть вас в этом светлом и уютном зале. Как вы думаете для чего мы сегодня здесь и сейчас собрались? Отгадайте загадку:

— Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

— Кто говорит молча?

— Ты беседуй чаще с ней, будешь вчетверо умней.

1ребёнок: Книгу всем понятную, умную, занятную,

                 Мальчики и девочки все хотят читать.

2ребёнок: Книгу первую свою берегу я и люблю.

                 Хоть пока и по слогам, я её читаю сам –

               И с конца, и с серединки в ней красивые картинки,

               Есть стихи, рассказы, песни.

               С книгой жить мне интересней!

3ребёнок: Книга – верный, книга – первый,

                 Книга – лучший друг ребят.

                 Нам никак нельзя без книжки

                 Все ребята говорят.

4 ребёнок: Книга – лучший друг ты мой,

                  Мне так радостно с тобой!

                 Я люблю тебя читать,

                 Думать, мыслить и мечтать!

Ведущий: Книг на свете очень много. Есть книги для взрослых, а есть для детей. Каждую весну дети нашей страны празднуют Книжкины именины. Этот праздник проведём и мы с вами, но пройдет он у нас совсем необычно, в форме литературной игры брейн-ринг «По страницам детских книг». Мы с вами будем соревноваться.

Для этого вам необходимо разделиться на 4 команды и придумать ей литературное название (название сказки или сказочного литературного персонажа). Каждая команда по очереди будет отвечать на выпавший ей вопрос. У каждой команды на счету уже по 4 очка.

За правильный ответ начисляется 2 очка, за неправильный – 0 очков. На поставленный вопрос отвечает только та команда, которой задан вопрос. Если кто-то из другой команды выкрикивает ответ, не в свою очередь, ему высчитывается 1 балл. За нашей игрой будет наблюдать, и начислять баллы строгое жюри.

И как вы уже поняли, в нашей игре будут победители и побеждённые.

Итак, начнём нашу литературную игру. Перед вами экран с разноцветными облаками. Каждое облако – задание или категория вопросов, на которые необходимо ответить каждой команде. Команда выбирает любое облако, а из этой категории любой вопрос. Давайте попробуем.

Белое облако — Категория «Детские писатели и поэты» (назовите имя и фамилию писателя (поэта), которые появятся на экране) – 2 очка

Ведущий: Все вы знаете, что книги пишут писатели и поэты. Проверим, как вы знаете детских писателей и поэтов.

Корней Чуковский

Агния Барто

Александр Пушкин

Самуил Маршак

Евгения Трутнева

Зеленое облако — Категория «Николай Николаевич Носов» (из какого произведения эти слова) – 2 очка

  • В каком рассказе мальчик Котька не смог забраться на ледяную горку и посыпал её песком? («На горке»).
  • Пойдем вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой тресну. – Постой, я тоже кочергу возьму. – Да у нас другой кочерги нет. —   Ну, я возьму лыжную палку («Живая шляпа»).
  • Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы ни просили шоферов, никто не хотел нас катать («Автомобиль»).
  • Наутро мама оставила нам хлеба на два дня, варенья, чтобы мы чай пили, показала, где какие продукты лежат, объяснила, как варить суп и кашу, сколько крупы положить, сколько чего («Мишкина каша»).
  • Вот врут-то! И вам не стыдно? — А чего стыдно?   Мы же никого не обманываем, — сказал Стасик. – Просто выдумываем, будто сказки  рассказываем («Фантазеры»).

Красное облако — Категория «Сергей Владимирович Михалков» — 2 очка

  • Назовите произведение Михалкова, в котором он рассказал о человеке огромного роста («Дядя Стёпа»).
  • Назовите прозвище дяди Стёпы (каланча).
  • Назовите произведение Михалкова, в котором есть такие слова: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» («А что у вас?»).
  • Назовите номер дома, в котором жил дядя Стёпа (номер восемь дробь один).
  • Назовите одну из сказок про трех животных, которую перевел Михалков, год которых сейчас идёт («Три поросёнка»).

Голубое облако — Категория «Пословица о книге» — 2 очка

  • Хорошая книга – лучший … друг.
  • Книга твой друг – без неё как … без рук.
  • Кто много читает – тот … много знает.
  • Книга поможет в труде, выручит … в беде.
  • Умнее книги … не скажешь.

Оранжевое облако — Категория «О разном»- 2 очка

  • Сколько лепестков было в цветке у Жени в сказке «Цветик-семицветик» (7).
  • Кто победил Таракана, злодея из сказки К. Чуковского «Тараканище» (Воробей).
  • В какой сказке С. Маршака рассказывается о девочке, которая зимой пошла в лес за цветами («12 месяцев»).
  • Назовите сказку Д. Родари, которую можно сопоставить с русской народной  сказкой «Репка» («Большая морковка»).
  • Назовите сказку Ш. Перро про домашнего животного, который носил обувь («Кот в сапогах»).

Двигательная разминка с применением пальчиковых игр

                        Бабушка

Бабушка очки надела и ребяток разглядела.

Только книжку развернула, улыбнулась и уснула.

                       В гостях у сказки

Раз, два, три, четыре, пять –

Любим сказки мы читать.

    Царевна-лягушка, Конёк-Горбунок,

    Мышка-норушка и Колобок.

Курочку Рябу назвать ещё надо –

Героев из сказок вспомнить мы рады.

                      Жил-был царь

Жил-был царь (обе руки приставить к вискам основаниями ладоней, ладони выпрямить – корона)

У царя был двор (руки развести на уровне груди – двор)

На дворе был кол (одну руку поставить на локоть, пальцы направить вверх, сжать, ладонь прямая)

На колу мочало (развести пальцы поднятой руки)

Его ветром качало.

Не начать ли сначала?

Игра-пантомима «Угадай героя» (Буратино, баба-Яга, Колобок, медведь из сказки «Маша и медведь»)

Фиолетовое облако — Категория «Сказочные герои и атрибуты» (чёрный ящик) – 2 очка

яйцо — «Курочка Ряба»

красная шапочка — «Красная шапочка»

хрустальная туфелька — «Золушка»

игла —  «Кощей Бессмертный»»

голубая шляпа «Незнайка»

Желтое облако — Категория «Иллюстрированная сказка» (сюжет какой сказки изображён на картине) – проводится игра-пазл — 2 очка

Ведущий: Чтобы книги были ещё красочнее, красивее и их было интереснее смотреть и читать, в них есть иллюстрации или картинки, которые рисуют художники.

«Лисичка-сестричка и серый волк»

«Гуси-лебеди»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Царевна-лягушка»

«Маша и медведь»

Музыкальная разминка под музыку из кинофильма про Красную шапочку

Коричневое облако — Категория «Толкователь» (объясните значение выражения) – 2 очка

  • Бросаться со всех ног (очень быстро убегать, прибегать).
  • Сердце в пятки ушло (испугаться).
  • Вешать нос (огорчаться).
  • Держать ухо востро (быть очень осторожным, внимательным).
  • Зарубить на носу (запомнить крепко-накрепко, навсегда).

Розовое облако — Категория «Народные сказки» — 2 очка

  • Назовите русскую народную сказку, в которой круглое и румяное стало живым и покатилось («Колобок»).
  • Это украинская сказка. Её потеряли зимой в лесу и в ней поселились лесные звери  («Рукавичка»).
  • Эту сказку придумал  белорусский народ, в которой маленький ёжик напугал бабушку с дедушкой («Пых»).
  • В этой удмуртской сказке старик несколько раз ходил к дереву. В итоге он и его старуха превратились в медведей и стали стеречь своё золото («Красавица берёза»).
  • Назовите нанайскую народную сказку, в которой девочка превратилась в гуся («Айога»).

Серое облако — Категория «Жанр литературного произведения» (определите, к какому стилю литературного жанра, относятся эти строчки) – 2 очка

Ведущий: Детские книги бывают разные. В одних книгах можно прочитать сказки, в других — интересные рассказы, а ещё есть книги со стихами, былинами и легендами.

  • В некотором царстве, в некотором государстве жил-был купец, и было у него три дочери, все три красавицы… (сказка).
  • Уж тает снег, бегут ручьи,

          В окно повеяло весною…

          Засвищут скоро соловьи.

          И лес оденется листвою…(стихотворение).

  • Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево… (рассказ)
  • Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка… (сказка)
  • Вовка все может прочесть. Он замечательно читает. Мы вчера с ним прочли одну книжку. Он читал, а я слушал. Интересная была книжка (рассказ).

Синее облако — Категория «Волшебные предметы» — 2 очка

Ковер-самолет

Шапка-невидимка

Сапоги-скороходы

Скатерть-самобранка

Волшебная дудочка

Ведущий: А знаете ли вы, дети, для чего нам дан один рот и два уха? (Чтоб меньше говорить  и больше слушать). Поиграем в игру.

Игра на внимание «Ухо-нос»

  1. ребёнок: Книг заветные страницы помогают людям жить,

                         И работать, и учиться, и Отчизной дорожить!

6 ребёнок: Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

                  Полезнее книги нет вещи на свете!

                  Пусть книги друзьями заходят в дома,

                  Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Ведущий: А пока жюри подсчитывает очки, мы отдохнём и посмотрим мультфильм.

Просмотр мультфильма С.Михалкова «Мой щенок, и К.Чуковского «Путаница»

Ведущий: Слово предоставляется жюри.

Подведение итогов, вручение грамот, книг и сладких призов

Ведущий: Ну что ж, на этой оптимистичной и торжественной ноте наша игра подошла к концу. Всем спасибо за участие и внимание!

Список использованной литературы

Здравствуй пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр / сост. Л.Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014.

Кубасова О.В. Современная хрестоматия для школьников 7-8 лет: Мы читаем. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

Праздники в детском саду (спортивные, сезонные и тематические праздники, вечера-развлечений, музыкально-сюжетные игры) / авт. – сост. Г.А. Лапшина. – Изд. 4-е. – Волгоград: Учитель, 2014.

Успех. Игры, викторины и конкурсы : пособие для педагогов / рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н.В. Федина. – М.: Просвещение, 2013.

грамота на развлечение

Источник: https://xn--80agabe1dc1k.xn--p1ai/%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%B5-%D1%8E-%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%BD-%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B3/

Литературный ринг для учеников 7-8 классов

Урок-игра по литературе Литературный брэйн-ринг, 7 класс

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования

«Центр внешкольной работы» г. Поворино»

«Литературный ринг»

Конкурсная программа для учеников 7-8 классов

Материал подготовила:

педагог дополнительного образования МКУДО «ЦВР» г. Поворино

Кудрявцева Ирина Николаевна

Оборудование:МультимедийнаяПрезентацияк игре,карточки с указанием номера команды, пять комплектов с номерами ответов (1,2,3,4,5), звезды.

Ход игры:

Ведущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный ринг”. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством, литературными произведениями и литературными сказками.

Подсчитывать очки будут… (ведущий представляет жюри)

1 тур

Ведущий:Жар-птица – воплощение лучезарного бога Солнца! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья.

Прообразом этой прекрасной птицы была природа, окружающая человека. Вам предстоит разгадать поэтические образы птиц, обитавших и до сих пор обитающих в наших лесах. Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем.

Вам предстоит угадать их в мифологических описаниях, данных нашими предками.

Задание 1: (слайд 3) Перед вами изображения птиц: орла, совы, петуха, кукушки, вороны.

1.Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей.

(Кукушка)

2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду.

(Ворон)

3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов.

(Петух)

4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная волна нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц.

(Сова)

5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы.

(Орел)

Ведущий: Не менее богат и разнообразен мир зверей в славянских преданиях. Главой и владыкой звериного царства считался Индрик – зверь. Много у него было подданных. Обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые действительно жили и сейчас живут в наших русских лесах. Вот этим зверям мы и посвятим вопросы.

Задание 2. (Cлайд 4) Перед вами изображения животных и зверей.

1. По народным поверьям, он олицетворение темноты. Им мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках.

(Волк)

2. По преданьям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес.

(Медведь)

3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышлен животное. С ним связано множество примет и пословиц.

(Кот, кошка)

4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги цвета и тьмы ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его “крыльями человека”.

(Конь)

5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг.

(Пес, собака).

На этом первый тур окончен.

2 тур

(Cлайд 5)Ведущий:Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки.

Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма…Сказка ложь, да в ней намек…”, – писал А.С. Пушкин о народных сказках.

Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста, переиначивается и возникает заново.

Кто много сказок прочитал, легко найдет ответы.Да ты и так давно их знал.

Ну что, проверим это!

Задание 1: (слайд 6) Перед вами 4 изображения персонажей народных сказок.

1. Кто приказывал: “Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела”?

(“Царевна-лягушка”)

2. В какой сказке говорится о четырех дерзких побегах и одном злодейском убийстве?

(“Колобок”)

3.Какая сказка заканчивается словами: “Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле”?

(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

Задание 2: (слайд 7) Ведущий: Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказочные герои.

1. Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским народным сказкам?

(“Крокодил Гена и его друзья”)

Ведущий: Крокодил Гена и его друг Чебурашка – эти сказочные герои были придуманы нашим современником Эдуардом Успенским.

В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки А.С. Пушкина?

Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.

Задание 3: (слайд 8) Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Назовите сказку и ее героя.

1. Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено.

(Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”)

2. Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала.

(Чернавка отравила молодую царевну. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

3. Это сказочно красивая, но очень хитрая особа совершила тяжкое преступление. На поле брани она погубила двух малолетних братьев, а потом и до отца добралась.

(Шемаханская царица. “Сказка о Золотом петушке”)

Задание 4:

Ведущий: А теперь перед вами следующая группа вопросов по сказкам А. С. Пушкина. (Слайд 9)

Из какого драгоценного металла сделана цепь, висевшая на дубе у Лукоморья?

1. Серебро. 2. Железо.3. Платина.

4. Золото.

(У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том…)

(Слайд 10)

Каким было последнее желание старухи в “Сказке о рыбаке и рыбке”?

1.Быть столбовой дворянкой.
2.Быть владычицей морской.
3.Быть вольной царицей.
4. Новое корыто.

(Слайд 11)

Что из перечисленного не входит в мораль сказки Пушкина о Золотом петушке?
1. Ложь.

2.Урок.3.Намек.

4. Зарок.

(Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.)

(Слайд 12)

Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”1. Горюшко ты моё. 2. Пустая твоя голова.

3. Дурачина ты, простофиля.
4. Ах ты, мерзкий старик.

Дополнение:

Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Задание 5:

(Слайд 13) Перед вами иллюстрации литературных сказок.

1.В какой сказке говорится о художественном уровне вокально– инструментальных ансамблей?

(Бр.Гримм “Бременские музыканты”)

На этом заканчивается II тур.

3 тур

В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.

Крылатые выражения находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противоположность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.

Задание 1:

(слайд 14) Перед вами портреты А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Д.И. Фонвизина. Необходимо определить, кому из них принадлежит прочитанное мною крылатое выражение.

“Краткость – сестра таланта”  (А. П. Чехов)

“Терпи, казак – атаманом будешь!” (Н.В. Гоголь Т. Бульба – Андрию)

“Не хочу учиться, а хочу жениться”. Д.И.Фонвизин

Задание 2:

Определите, кто автор этих произведений?

Автор повести “Ночь перед Рождеством”.(Н.В.Гоголь)

Автор рассказов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”. (А.П.Чехов)

Автор повести “Дети подземелья” (В.Г.Короленко)

Автор рассказа “Му-Му”. (И.С.Тургенев)   

Задание 2: (слайд 15) Перед вами герои литературных произведений. По приведенному ниже описанию определите, кто этот герой, из какого произведения, кто автор произведения.

“Спереди совершенный немец: узенькая беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивается кругленьким пятачком, ноги очень тонкие. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, так как у него висел хвост, словно мундирные фалды…”   (Черт. “Ночь перед рождеством”, Гоголь)

“Босиком, в ночных сорочках. На голове фуражки. Очень толстые и ленивые. Любят жить за чужой счет”.  (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, Салтыков-Щедрин.)

“На них сафьяновые красные сапоги, с серебряными подковами, шаровары шириною с черное море, с тысячью складок, перетянутые золотым шнурком. Их  лица немного загоревшие с черными усами. На голове бараньи шапки с золотым верхом”. (Остап и Андрий. “Тарас Бульба”, Гоголь)

Задание 3: (слайд 16) Найдите “лишнее”:

1. “Лошадиная фамилия”, “Пересолил”, “Му-Му”, “Толстый и тонкий”.(“Му-Му” написал И.С.Тургенев, а другие рассказы А.П.Чехова)

(Слайд 17)

1. “Ночь перед Рождеством”, “Ревизор”, “Капитанская дочка”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”. (“Капитанская дочка” А.С. Пушкина, а другие произведения Н.В. Гоголя)

Ведущий: Это был последний вопрос третьего тура.

Финал

ПОСЛОВИЦА (слайд 18)

Из слова “ПОСЛОВИЦА” нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове. Тот, кто назовёт последнее слово, – победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло…

Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются.

Подведение итогов

Ведущий:Дорогие участники, жюри подвело итоги сегодняшнего конкурса и готово озвучить его результаты. На сцену приглашается (ФИО председателя комиссии)

Награждение победителей

Источник: https://www.art-talant.org/publikacii/115-literaturnyy-ring-dlya-uchenikov-7-8-klassov

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: