Урок-исследование по окружающему миру Осенние изменения в природе 2 класс

Осень в природе (окружающий мир, 2 класс): описание красоты природы в осенний период

Урок-исследование по окружающему миру Осенние изменения в природе 2 класс

Уж сколько замечательных художественных сцен подарила нам красочная осень в природе. На окружающем мире во 2 классе начинается знакомство детей с особенностями этой поры, а именно с переменами во внешнем виде растений, поведением животных и колебанием погоды. Работая над сочинением по этой теме, ребёнок не только расширяет свой кругозор, но и насыщает речь литературными словами.

Поэтическое пора

Осень — расцвет года. Её воспевают, о ней слагают стихи и, конечно же, на её описании развивают писательский талант. Это россыпь красок, которые так и просятся на страницы лирических произведений.

Ни одна школьная программа не обходится без сообщения на тему осени. Во 2 классе набор слов у учащихся не так богат, но доклад позволяет им учиться выражать свои мысли. Традиционно творческие работы такого типа представлены в виде описания, а стиль повествования необходимо оформить исключительно художественный.

Такой стиль легко определить по наличию эпитетов и метафор, которые придают образам особой красочности и эмоциональности. Существуют ряд видеоуроков, поясняющих принципы этого художественного приёма. Но для его полноценного использования необходимо вдохновение и открытое мышление, способное находить новые варианты интересных сравнений.

Описание осени — необъятный плацдарм для творчества и работы лириков. Профессионалы полагаются на свой опыт и яркую фантазию, молодым же творцам для удачного текста необходим план.

Образцовый кластер описания состоит из нескольких частей:

  • общие перемены в природе;
  • преимущества и недостатки осени;
  • визуальная картина;
  • личное отношение.

Опираясь на план, необходимо написать образцовый рассказ об осени во 2 классе. Можно заимствовать некоторые приёмы из известных произведений или красноречивых сочинений неизвестных авторов.

Сентябрь — ещё немного тепла

Сентябрь открывает осеннюю пору. Солнечные лучи всё ещё ласкают тёплым светом и в расцвете дня прогревают поверхность земли так, словно вновь вернулось лето. В воздухе парят белоснежные паутинки, а небо озаряет волшебная синева.

Перемены ощущаются постепенно, сокращая длительность дня, и продлевая продолжительность ночи. Температура, показатели которой держатся на высокой отметке днём, в тёмное время суток существенно понижается. Люди вынуждены доставать из шкафа лёгкую верхнюю одежду.

Цветы день за днём теряют свою свежесть, а травы истощаются и приобретают желтоватый оттенок. Более крупные растения облачаются в золотистые наряды и величественно тянутся за порцией тёплого солнечного света.

Сентябрь знаменуется сбором урожая, именно поэтому этот месяц пользуется особым почётом у народа. Сочные наливные фрукты и овощи радуют изобилием.

Перелистнув на календаре половину месяца, можно обнаружить изменения погоды. Небо приобретает более суровые очертания, а на его фоне периодически появляются облака. Иногда собираются большие серые тучи, которые, накопив влаги, низвергаются дождём.

Октябрь — фестиваль красок

Октябрь — это золотая середина осени и время, когда на несколько дней возвращается тепло. Такое кратковременное возвращение лета называют «бабьим». Название берёт истоки со времён крестьянства, когда сложные полевые работы завершались и женщины приступали к привычным делам по дому.

Для этого месяца характерны следующие перемены:

  1. Зелёный цвет полностью исчезает, сменяясь жёлтым и багровым. Леса переливаются красками.
  2. Ближе к завершению месяца деревья постепенно обнажают, готовясь к периоду обновления.
  3. У температуры воздуха повышается контраст: при дневном свете всё ещё чувствуется тепло, а с наступлением сумерков резко холодает.
  4. Вторая половина октября характеризуется первыми заморозками. По утрам на ветвях и крышах домов можно заметить иний. Лужи затягивает хрустящий лёд.
  5. Ветер становится частым гостем. Постепенно его характер становится хмурым и неприветливым.
  6. В предвкушении резкого похолодания насекомые спешат покинуть поверхность земли и спрятаться в её глубинах. Птицы же отправляются в регионы с более гостеприимным климатом.

Именно таким представляется октябрь. Проект «Осень» во 2 классе позволяет ребёнку расширить образное мышление и познать не только определение осени и её составляющих месяцев, но и изучить жизнь флоры и фауны в этот временно́й период.

Ноябрь — переменчивый художник

Этот месяц всё чаще скупится на солнечные лучи, и отдаёт предпочтение капризам надвигающейся зимы. Для ноября характерен холодный дождь, сменяющейся мокрым снегом и укрепление корки льда на водоёмах. Борьба пестрой осени с неприветливой зимой начинается уже с середины месяца. Ближе к его завершению холод одерживает победу.

День значительно сокращает свою длительность и отдаёт преимущество ночи. Часто небо не имеет просвета, отчего ночи кажутся чёрными. Но когда снег впервые покрывает землю, небо проясняется.

На окнах то и дело появляются причудливые хрустальные рисунки, которые тают от прямых солнечных лучей.

Красота растительности больше недоступна для взора. Деревья обнажены, цветы и трава истощились и высохли. Лишь жизнь сосен и елей не подвержена изменениям с приходом морозов. Они всё так же пестрят зеленью. Животные нарастили пышный мех, устойчивый к низким температурам. Некоторые из них устроились на зимнюю спячку.

Реферат для начальных классов

Об осени можно рассуждать бесконечно. Великие писатели могли уделять этой теме несколько печатных листов. Но программа младших классов не требует столь внушительных объёмов. Небольшое художественное сообщение про осень для 2 класса считается оптимальным вариантом.

Несколько возможных примеров:

  1. Осень — красочная пора. Листва на деревьях приобретает разные оттенки: жёлтый, красный и коричневый. От такого зрелища невозможно оторвать взор. Некоторые листья опадают и весело шуршат под ногами. Из них можно плести красивые венки.
  2. Небо осенью необыкновенно синее. Во время дождя на нём появляется сказочная радуга. Это самое восхитительное украшение, которое могла придумать природа. Некоторые птицы решают улетать на юг. Другие же верны своему дому и готовы пережидать холода в месте, где родились.
  3. Погода осень меняется и становится менее приветливой. Всё чаще дует ветер, иногда вместе с ним приходит дождь. Солнце перестаёт радовать. Его тепло уже не такое, как летом.
  4. На смену лету пришла красочная осень. Она раскрашивает деревья, будто у неё есть карандаши. Но красота деревьев непостоянна. Как только ударит мороз, они скинут свой праздничный наряд.
  5. Когда осень стала главной, деревья обрели новый наряд. Они сменили зелёный цвет на жёлтый, оранжевый и красный. Иногда эти цвета смешиваются на одном листе. Животные запасаются орехами и сухими овощами, чтобы зимой не беспокоиться о еде. А медведи готовят берлогу к длительной спячке.
  6. Осенью растения изменили свой вид. Трава стала коричневой и больше не растёт. Цветы потеряли летние краски и ломаются от прикосновения. А деревья ожидают прихода снежной зимы, чтобы завернуться в пушистые белые платья.
  7. Осень приносит и грусть, и радость одновременно. Глаз радует золотой оттенок на деревьях. И небо приобрело сочность. Да и цветы на полях пестрят разнообразием. Но вот только злой ветер сдувает солнце, а на его месте появляются тучи. Они уныло свисают над головой и поливают дождём. А так хочется вернуть тепло!
  8. Дождевые капли стали частым гостем, а солнце всё чаще скрывается за объёмными тучами — значит, пришла осень. Эта пора заставляет зверей задуматься о заготовке запасов. Белки спешат собрать жёлуди и орехи, ежи рыщут в поисках грибов, а полевые мыши и кроты наполняют нору зерном. Медведь особенно тщательно готовится к зиме, ведь в это время его активность очень низкая. Среди его запасов можно найти и корни, и плоды деревьев, и даже насекомых. А пока не настали холода, животные нежатся на солнышке.
  9. Осень украла солнце. Без него небо стало хмурым и неприветливым. Время от времени крупные капли дождя опускаются на землю, образуя вместе большие лужи. Чтобы не намокнуть, все прячутся по домам. В порывах ветра больше не ощущается тепла. Сейчас он похож на холодного вестника зимы.
  10. Осенью дни отдают часть времени ночи. Цвета этой поры сначала блещут яркими красками, затем тускнеют, а к завершению ноября и вовсе пропадают. Облака теряют свою приветливость, превращаясь в угрюмые тучи. Они не собираются радовать жителей земли своей красотой. Их цель — затмить солнце и отстранить его от правления на небесном пространстве.
  11. Наступает осень, а значит вскоре нежные лучи солнца сменят холодные и скользкие капли дождя. Птицы, которые так звонко пели летом, сменили тон. Теперь в их песнях чувствуется беспокойство о холоде, который вскоре накроет землю. А пока стоит насладиться необыкновенным преображением леса, который сменил однотонные зелёные рубахи на пёстрые жёлто-красные тона.
  12. Осенняя пора вызывает смешанные чувства. С одной стороны, яркие цвета листвы вдохновляют и вызывают улыбку, с другой — проливные дожди, сырость и холод заставляют хмуриться и грустно предвкушать приближающуюся зиму.
  13. Осень — это пора, когда можно прыгать по лужам в резиновых сапогах и нырять в гору разноцветных листьев. Можно собирать в парках распустившиеся цветы и вплетать их в косы. Осенняя пора вдохновляет своей красотой и изобилием красок. Даже дождь не способен испортить её величие.

Многие творцы открыто восхищаются осенними пейзажами, перенося свой эмоциональный всплеск на страницы произведений. Безмятежность и взрыв красок, едва уловимые ароматы и предвкушение перемен вдохновляют на красивые строки.

Осень начинает украшать землю, своими хрупкими кусочками ослабевшего золота.

Тересита Фернандес.

Такие реплики позволяют посмотреть на обычные вещи глазами художника и развивать в себе творческий потенциал.

Источник: https://na5.club/okruzhayushhij-mir/opisanie-prirody-osenyu.html

Осенние изменения в природе. Осенние изменения в неживой природе

Урок-исследование по окружающему миру Осенние изменения в природе 2 класс

Для всестороннего развития дошкольников в детском саду и младших школьников крайне необходимо обращать внимание на природные изменения сезонов: весны, лета, осени, зимы.

Например, с началом осени и нового учебного года можно провести урок «Осенние изменения в природе», наглядно объясняя в парке на прогулках или в классе с использованием собранного заранее материала тему обучения. Более взрослые дети ведут календарь изменения погоды, рисуя значки и проводя сравнение с предыдущими годами.

В нем фиксируются осенние изменения в природе (картинки и гербарий прилагаются). По теме урока следует обращать внимание ребят на следующие моменты.

Золотая осень

В средней полосе России осень, действительно, «очей очарованье», как говорил поэт. Жару и духоту лета меняет легкая прохлада. Дни становятся короче, а ночи – длиннее и темнее. Первыми на эти осенние изменения в природе начинают реагировать деревья.

Листья желтеют и краснеют, затем потихоньку облетают, покрывая разноцветным ковром всю округу.

Наступает период золотого бабьего лета, когда природа все еще радует умеренным солнышком, когда поспевают уже поздние фрукты, наполняясь и сладостью, и ароматом, но ночи уже становятся все холодней и холодней.

Листопад

Это величественное и красочное явление природы связано с биологическими изменениями, происходящими почти у всех дикорастущих деревьев в холодные периоды года.

Листва опадает и дает возможность таким образом растениям отдохнуть, подготовиться к долгой зимней спячке, когда все жизненные процессы внутри дерева приостанавливаются, а соки перестают циркулировать. Без листьев деревья расходуют намного меньше воды, не скапливают на ветках много снега в период снегопадов.

А значит, и риски механических повреждений снижаются. К тому же, вместе с листьями растения сбрасывают и всевозможных вредителей, которые затем погибают в период, когда настают холода. Можно сказать, что осенние изменения в природе начинаются с листопада.

Но это – в живой природе (ведь деревья тоже живые существа, обладающие способностью дышать и расти). А как проходят осенние изменения в неживой природе, связанные с близким наступление холодов?

Туманы

Бабье лето – период недолгий, обычно заканчивающийся с наступлением октября. Появляются уже первые признаки ненастной погоды. Туманы, густые, липкие, напоминающие по своему виду молоко, наполняют осеннюю природу сыростью и прелым запахом.

По своей сущности туман – густое облако, которое в результате перепада температуры образуется у самой поверхности почвы. Как только потеплеет – туман рассеется. Влага выпадет на пожухлую траву и листву в виде инея (если земля уже достаточно остыла).

К теме осенние изменения в неживой природе относится и такое явление, как иней. По сути своей – это мелкие частички росы, застывшие в виде снежинок. Они покрывают все поверхности тонким неровным колючим слоем. Это говорит о том, что в атмосфере появились первые заморозки и отрицательная температура.

Ветры и облака

Осенью холодный фронт атмосферы приносит с собой более холодные воздушные массы. Ветры реагируют на это и меняют свое направление, усиливаются, принося непогоду и осадки. Это время года иногда становится слякотным и протяженным, вызывая осенние изменения в природе.

В свою очередь, кучевые дождевые облака приносят в себе огромное количество осадков. Если температура меняется достаточно резко, то можно и в начале осени почувствовать сильные ветры, увидеть и ощутить дожди со снегом, как следствие появления холодного циклона.

Ледоход и гололед

В конце ноября, бывает, температура воздуха падает до отрицательных значений. Водная поверхность различных водоемов сковывается первыми корочками льда. Это чаще всего происходит в прудах и озерах, где почти отсутствует течение. Лед не совсем еще окрепший, поэтому ветер и течения относят его, образуя так называемый осенний ледоход.

Гололед, покрывающий почву в середине и в конце осени, образуется при легком морозе, который не дает дождю превратиться в снег. Земля еще не достаточно остыла, чтобы укрыться снежным покрывалом, предвестником сильных морозов.

Наблюдая осенние изменения в природе, можно узнать, как подготавливается переход к зимнему периоду жизни, холодному и снежному. Когда все вокруг как бы замирает до следующей весны и наступления теплых дней.

Осенние изменения в живой природе

  • О листопаде у деревьев и его значении для жизнедеятельности растений мы уже говорили в начале статьи. Следует подчеркнуть, что деревья относятся также к живой природе, так как живут и умирают, дышат и дают потомство. У растений осень – тщательная подготовка к зимнему периоду, когда все они (живущие в естественных условиях) впадают в зимнюю спячку: жизнедеятельность и обмен соками уменьшается многократно.
  • Насекомые с наступлением холодов прячутся и впадают в спячку. Это защитная реакция на понижения температурных показателей. Множество насекомых (например, мухи или жуки) заползают в уютные щели и на первый взгляд кажутся мертвыми. Но это не так. С наступлением весны они оживут и снова будут летать.
  • Холоднокровные животные «засыпают» в результате того, что не могут поддерживать температуру, необходимую для существования. Змеи, лягушки, рептилии и амфибии – все впадают поздней осенью в спячку.
  • В самом начале осени птицы готовятся к перелетам в теплые края. Затем начинается их отлет. Зимующие пернатые никуда не улетают и усиленно кормятся в осенних лесах.
  • Некоторые млекопитающие также впадают в спячку в конце осени-начале зимнего периода. Но связано это скорее не с наступлением холодов, а с отсутствием кормовой базы для них зимой. К таким животным относятся: медведь, барсук, сурок, еж, некоторые грызуны (суслик, хомяк, соня).
  • Зимующие млекопитающие усиленно накапливают вес, чтобы в зимние холода расходовать собственный жир для обогрева и питания.

Таким образом, животный мир готовится к приближению зимнего холодного периода, по разному реагируя на осенние изменения в природе.

Источник: https://FB.ru/article/163818/osennie-izmeneniya-v-prirode-osennie-izmeneniya-v-nejivoy-prirode

Явления живой природы осенью в окружающем нас мире

Урок-исследование по окружающему миру Осенние изменения в природе 2 класс

Доброго всем дня, сегодня друзья я расскажу вам какие явления живой природы осенью можно увидеть в окружающем нас мире, приведу самые распространенные примеры из мира живой природы и расскажу о сезонных явлениях.

Все, что окружает обычного человека и не создано им самим называется природой или естественной средой обитания, где большинство происходящих изменений, принято называть природными явлениями, а каждое время года, будь то зима или лето, весна или осень зовется сезоном.

Именно об одном из таких прекрасных сезонов в живой природе – сказочно чарующей лучезарной поре золотой осени и пойдет сегодня речь.

Многочисленные примеры живой природы

В самом начале я напомню вам, что же можно назвать живой природой – это, несомненно, живые объекты, которые:

  1. рождаются и дышат,
  2. питаются и растут,
  3. движутся и умирают

и которые, не представляют свою жизнь без:

  • воды и пищи,
  • воздуха и тепла.

Примерами живых объектов являются многочисленные:

  1. растения, вырабатывающие органические вещества – деревья и кустарники, цветы и травы, мхи, папоротники и лианы,
  2. животные – звери и птицы, насекомые и рыбы, земноводные и пресмыкающиеся, иглокожие и членистоногие, моллюски и черви, губки и простейшие,
  3. древние простейшие организмы – грибы и водоросли, лишайники, бактерии и микробы.

Окружающий мир даров осени

Осень прекрасное время года, поскольку характеризуется тем, что в этот период уже нет такой духоты и жары как летом, солнышко хоть еще и радует умеренным теплом, но дни все короче, а долгие ночи нескончаемо длинны, темнее и холоднее летних ночей.

Именно в эту прекрасную пору бабьего лета окружающий мир осени дарит нам большинство полезных овощей и вкуснейших фруктов, наливающихся питательным ароматным соком.

В это теплое время в садах и огородах происходит сбор урожая сочных плодовых культур:

  • яблоки и груши,
  • гранаты и инжир,
  • хурма и айва,
  • виноград и помидоры,
  • лимоны и мандарины.

На полях убирают сезонные овощи с максимальным количеством питательных веществ:

  1. картофель и кукурузу,
  2. капусту и тыкву,
  3. лук и чеснок,
  4. морковь и свеклу,
  5. кабачки и баклажаны,
  6. патиссоны и огурцы,

осуществляют сбор сезонных орехов и ягод,

содержащих максимум витаминов и микроэлементов для укрепления иммунитета:

  • кедровые и грецкие орехи,
  • буковые орешки и лесной фундук,
  • облепиха и шиповник,
  • боярышник и бузина,
  • калина и кизил,
  • барбарис и рябина,

и непременный сбор даров леса – вкуснейших калорийных грибов:

  1. белые грибы и осенние опята,
  2. красавцы подосиновики и подберезовики,
  3. разноцветные сыроежки и строгие моховики,
  4. волнистые грузди и рыжики,
  5. симпатичные лисички и маслята,
  6. пластинчатые рядовки и вешенки,
  7. тяжелые волнушки и зеленушки.

Как видите, разнообразие даров осени не просто радует, но и поражает, поэтому главной задачей трудолюбивого труженика и сборщика урожая — человека в эту прекрасную пору является грамотная обработка и закладка всего выращенного и собранного урожая на длительное хранение.

В это же хлопотное осеннее время происходит обрезка деревьев и кустарников с опрыскиванием от вредителей, распашка и перекапывание плодородной почвы с внесением органических удобрений, происходит посадка озимых культур и утепление многолетних растений.

Завершение всех осенних сельскохозяйственных работ трудолюбивые люди ознаменовывают проведением замечательного праздника урожая.

На многочисленных прилавках осенних базаров представлен огромный выбор недорогих натурально витаминизированных даров осени из свежих собранных овощей и фруктов, грибов и ягод, регулярное питание которыми так просто создаст устойчивый иммунитет и укрепит до следующего урожая ваше здоровье и самочувствие.

Эта чудесная пора осеннего царства вызывает позитивные эмоции и создает сказочное настроение и многих людей, видимо, поэтому это красивое и богатое время года считается идеальным для молодых любящих сердец, планирующих после окончания осенних работ, добровольное заключение брака.

Осенние явления в жизни растений

Пожалуй, самым величественным и красочным явлением, происходящим в живой природе можно назвать осенний листопад, когда растения сбрасывают не только листву, но вместе с ней – и насекомых вредителей, укрывшихся в ней.

Правда, под корой деревьев еще прячутся и продолжают спать их личинки.

Процесс опадения листвы у деревьев, кустарников и травянистых растений связан с уменьшением в них полезных веществ и повышением вредных веществ, поэтому древесные и травянистые растения и освобождаются от вредных продуктов обмена.

Но некоторые питательные вещества концентрируются в корнях и корневищах, клубнях и луковицах растений, где сохраняются про запас до теплого времени года.

Это время глубокого отдыха и покоя всего живого является обязательным условием для будущего роста растения в вегетационный период его роста и развития, подготовки растений к следующему сезонному периоду зимы.

Однако невидимый рост растений полностью не останавливается, а лишь замедляется обмен веществ.

В этот период замедления жизнедеятельности в растении осуществляется зарождение зачатков вегетативных почек, из которых в теплый весенний период активного оживления, появляются первые склеенные зеленые листочки и бело-розовые ароматные соцветия.

Как известно для полноценной жизни растений требуется достаточное количество:

  1. дневного света,
  2. солнечного тепла
  3. и живительной влаги.

Недостаток любого из этих природных факторов вызывает в растении биологические изменения, к приостановке и дальнейшему прекращению внутри растения всех жизненных физиологических процессов. С изменением погоды и резким изменением температуры осенью:

  • жизнедеятельность растений и движение жидкостей в них прекращается, ведь световой день уменьшается,
  • солнечные лучи уже не так согревают землю,
  • а количество влаги в почве заметно уменьшается.

Именно в этот период года жизненный цикл живых растений, находящихся в естественных природных условиях завершается и идет подготовка к встрече зимы, как и отдельные виды животных, впадая в зимнюю спячку.

Этот процесс приспособления растений вызван недостатком основных источников жизни – света, тепла и влаги.

С приходом осени листья и травы растений вступают в процесс увядания, где сильно меняются, начиная окрашиваться в различные цветовые оттенки: золотистые и желтые, красные и оранжевые, сбрасывая с себя все ненужное, поэтому цветной яркий наряд у растений сохраняется не надолго. Первыми начинают терять листву:

  1. белоствольные березы и душистые липы,
  2. остролистные клены и обыкновенные ясени,
  3. вековые дубы и колючий боярышник,
  4. стройные тополя и трепещущие осины.

Причиной таких кардинальных перемен является потеря зеленого пигмента хлорофилла, так необходимого для процесса фотосинтеза в клетках растений, а также для совокупного биоценоза всех живых организмов населяющих жизненное пространство.

Цветной ковер листьев растений покрывших землю естественным образом разлагается, что прекрасно отражается на состоянии почвы, удерживая дождевую и паводковую воду, тем самым регулируя необходимый растениям водный режим и защищая корни растений от вымерзания и дальнейшего разрушения.

Однако не все растения сбрасывают свои листья, к ним относятся некоторые хвойные и покрытосеменные растения торфяников:

  • сосна, ель и пихта,
  • брусника и багульник,
  • андромеда, вереск и кассандра,

зимующие листья, которых сохраняются в скрученном виде до появления новых весенних листочков.

Осенняя пора в живой природе ознаменовывается завораживающей волшебной красотой изумительно живописных пейзажей, раскрашенных в нереально фантастические красочно цветные тона, вызывающие безмерный восторг и неописуемое восхищение.

Осенние изменения в мире животных

Яркая осень – чудесное время отдыха всего живого на земле, подготавливающее всех и вся к холодной зиме. С наступлением осени в окружающем мире происходят существенные изменения, появляются такие признаки погодного ненастья, в виде твердых и жидких атмосферных осадков, выпадающих из облаков и из воздуха, таких как:

  1. резкая перемена климата и часто меняющейся погодой,
  2. густые туманы с похолоданием и снежный иней,
  3. сильные холодные порывы ветра и дождевые облака,
  4. жидкая грязная слякоть и промозглая ветреная непогода,
  5. снежная роса и гололедная изморось,
  6. мокрый снег и градовые частицы льда.

Все эти погодные изменения заставляют животный мир проявлять защитную реакцию на влияние окружающей среды. Так большинство пернатых, а это 2/3 перелетных птиц, совершают регулярно сезонные миграции:

  • скворцы и соловьи,
  • ласточки и грачи,
  • лебеди и гуси,
  • дрозды и журавли,

собираются в многочисленные стаи, где усиленно кормятся и подготавливаются к длительным перелетам на новые кормовые угодья теплых стран. Сроки отлета перелетных птиц в значительной степени зависят от ухудшения погоды и появления первых заморозков.

Осенние перелеты птиц различаются по продолжительности, скорости движения и времени суток. Общая продолжительность, которых может быть в пределах нескольких месяцев, а средняя скорость, с которой они осуществляются около 30 километров в день.

По времени суток одни виды птиц, а именно мелкие насекомоядные совершают их в дневное время, другие же виды – в ночное время. Вот и летят в осеннем небе вереницы и косяки мигрирующих пернатых:

  1. птичий клин — журавлей и гусей,
  2. прямая цепочка-шеренга – гусей, уток и чирков,
  3. беспорядочно скученная стая – скворцов, куликов и дроздов, врановые и мелкие воробьиные.

Во время совершения таких длительных, порой непрерывных перемещений птицы испытывают огромное физическое напряжение, поэтому нередко совершают кратковременные остановки на богатых пропитанием местах, где с невероятной прожорливостью, активно питаются, накапливая питательный подкожный жир.

Остальные же зимующие птицы:

  • тетерева, клесты и снегири,
  • дятлы, сойки и чечетки,
  • пищухи, чижи и совы,
  • кукши, свиристели и пополни,

ведут кочевой образ жизни, питаясь в лесах дикоплодовыми остатками осеннего урожая. Некоторые виды птиц:

  1. голуби, воробьи и вороны,
  2. сороки, синицы и щеглы

концентрируются возле многочисленных городов и небольших деревень, где пернатым в холодное зимнее время легче всего прокормиться и выжить.

Многие беспозвоночные членистоногие насекомые, такие как:

  • жужжащие комары, мухи и жуки короеды,
  • крылатые бабочки, стрекозы и кузнечики,
  • трусливые пауки и трудолюбивые муравьи,
  • труженицы пчелы, божьи коровки и древесные клопы,

заползают под одеревеневшую теплую кору и корни деревьев, а также в трещины старых пней, в теплый мох и опавшую листву кустарников, прячутся на зимовку в уютных щелях и расщелинах растений и в укромных сухих местах, где скручиваясь, впадают в оцепенение, резко снижая свою жизненную активность.

Холоднокровные животные с переменчивой температурой тела и несовершенной системой терморегуляции важных жизненных процессов:

  1. ящерицы и змеи,
  2. лягушки, амфибии и рептилии,

засыпают в укромных местах, так как не могут в холодное осеннее время поддерживать постоянную температуру тела из-за чего их активная жизненная деятельность прекращается.

Дикие пушные животные с приближением холодов усиленно питаются, съедая огромное количество пищи, отчего сильно прибавляют в весе и даже набирают излишний жир.

Другие интенсивно запасаются кормом, натаскивая в подземные кладовые: норы, хатки и дупла — лесные орехи и шляпочные грибы, плоды, семена и зерна растений, лесные ягоды и личинки насекомых.

У большинства животных осенняя пора это период очередной сезонной линьки, когда постепенно меняется их маскировочный камуфляж, оставаясь незаметными на охоте — цвет меха, шерсти и перьев:

  • лисы и волки,
  • олени и рыси,
  • зайцы и белки,
  • песцы и горностаи,
  • совы и ласки.

Летнюю темную цветовую окраску меняют на зимнюю — светлую окраску, усиливая плотный подшерсток и густой подпушек меха и перьев, которые с каждым днем становятся длиннее и жестче, обильнее и теплее.

Именно осенью происходят удивительные метаморфозы, связанные с глубоким преобразованием живого организма, от чего он сильно меняется.

Так отсутствие постоянной кормовой базы заставляет отдельных млекопитающих животных:

  1. бурых медведей и обыкновенных барсуков,
  2. летучих мышей и полосатых бурундуков,
  3. обыкновенных ежей и многочисленных грызунов – суслики и сурки, хомяки и сони,

усиленно питаться и накапливать максимальный вес, необходимый им в период зимней спячки, где накопленная жировая прослойка постепенно расходуется на длительный обогрев и скудное резервное питание.

Осенью у многих животных – лосей и кабанов, медведей и рысей начинается брачный период, чтобы уже ранней весной появились на свет новорожденные малыши, ведь осенние мотивы пробуждают самые прекрасные искренние чувства любви и созерцания природы.

Вот мы и познакомились с вами с чудесно завораживающими явлениями живой природы осени.

А на сегодня это все. Надеюсь, вам понравилась моя статья о том, какие замечательные явления живой природы осенью можно наблюдать в окружающем нас мире. Уверена, что и вам приходилось их наблюдать в дикой природе, где вы восхищались их красотой и разнообразием, напишите о ваших чувствах в комментарии к этой статье. А теперь разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. Здесь вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

Источник: https://bytrina11.ru/kalendar-prirody-i-pogoda/yavleniya-zhivoy-prirodyi-osenyu-v-okruzhayushhem-nas-mire.html

Иней

К теме осенние изменения в неживой природе относится и такое явление, как иней. По сути своей – это мелкие частички росы, застывшие в виде снежинок. Они покрывают все поверхности тонким неровным колючим слоем. Это говорит о том, что в атмосфере появились первые заморозки и отрицательная температура.

Наблюдения за изменениями в природе осенью (окружающий мир, 2 класс)

Урок-исследование по окружающему миру Осенние изменения в природе 2 класс

Перемены в природном мире начинают происходить в то время, когда летние знойные дни сменяются осенней прохладой. В результате флора и фауна понимают, что приближаются холода, а к ним нужно успеть подготовиться.

Перемены в природе

Осенью опускается температура, становится прохладнее. Все чаще стоит пасмурная погода. Ветер меняет направление, усиливается и становится временами порывистым. Это приводит к непогоде и осадкам. Иногда бывает постоянный моросящий дождь и слякоть, что приводит к ухудшению настроения людей, а порой случаются ливни.

В сентябре люди собирают урожай. Растения убираются, собираются семена для посадки на следующий год. Еще пока цветут цветы, которые не боятся морозов.

В середине осени появляются различные циклоны, возможен дождь со снегом и даже можно увидеть туман. Это явление происходит из-за перепада температуры, когда формируется густое и плотное облако над землей, воздух достаточно прогревается, туман рассеивается, а влага выпадает на землю в виде росы или инея.

Помимо этого, в осеннее время года можно наблюдать следующие природные явления:

  • Осенний ледоход. Он происходит, когда уменьшается температура поверхности воды и образуется первый тонкий лед.
  • Гололед — формирование льда на дороге. Это обычно случается при резкой смене погоды: дождь не может превратиться в снег, превращается в наледь.
  • Рано утром на траве может появиться иней — частички застывшей росы.

Растения и животные

Осень необходима всем живым существам. Они должны успеть подготовиться к зимним холодам. Сначала в природе на перемену погоды реагируют растения. Трава начинает желтеть, а после засыхает и увядает. Из цветов остаются только те, что не боятся осенних холодов.

Деревья начинают менять свой окрас. В октябре листва приобретает желтый, оранжевый, красный и бордовый оттенки. Все это очень красиво. Например, липа в солнечные дни выглядит особенно нарядно. На фоне синего неба ее желтая листва переливается золотым. Когда листья опадут, на этом дереве останутся висеть орешки, которые станут припасами маленьких зверьков.

Постепенно листья засыхают и опадают. Листопад — уникальнейшее природное явление, когда у деревьев появляется возможность отдохнуть и накопить новые силы. Теперь им нужно меньше влаги, да и без листвы на ветках не будет сильно скапливаться снег, что уменьшит риск их повреждений. В период опадания листвы еще стоят теплые денечки.

Звери тоже не сидят без дела. Им обязательно нужно подготовиться к холодной и голодной зиме, если им не удастся это сделать, они вряд ли смогут выжить. Белки, бурундуки, мыши пополняют кладовые.

Можно увидеть, как они собирают и прячут в дуплах или норках орешки, желуди, зерна. Звери, которые на зиму впадают в спячку, усиленно питаются, накапливают жир. Часть зверей ближе к концу осени меняют цвет шкурки, например, зайцы. Это помогает им спрятаться от хищников.

У многих зверьков шерстка становится гуще, чтобы защитить их от лютых морозов.

Насекомых осенью практически не встретишь. Часть из них впадают в спячку, кто-то укрывается под землей, а какая-то часть из них в коре деревьев и под опавшими листьями.

Перелетные птицы готовятся к перелету в теплые края. Там они зимуют, а весной будут возвращаться домой. Часть птиц остается на зимовку. Некоторые из них подготавливают гнезда к появлению будущего потомства, ведь есть пернатые, у которые птенчики появляются зимой.

Систематизация знания

Одним из первых научные наблюдения за природой стал вести Карл Линней. Это интересный и полезный процесс, который помогает детям научиться следующему:

  • анализировать, сравнивать и систематизировать информацию;
  • развивает внимательность к деталям и чувство прекрасного;
  • позволяет определить признаки осени.

На окружающем мире во 2 классе, помимо изучения живой и неживой природы, дети учатся вести дневник наблюдений.

Осенью в природе происходит множество изменений, которые нужно отметить и описать, как проявляются эти перемены, как связаны с погодными условиями.

В дневник записывают время светового дня, отмечают температуру, осадки, трансформации в окружающем мире и другие наблюдения за осенью. Во 2 классе такие сведения помогают детям не только составить рассказ или написать сочинение о природных изменениях, но и справиться с тестом по теме.

Источник: https://nauka.club/okruzhayushchiy-mir/nablyudeniya-za-osenyu.html

Портал педагога | Тема:Проект «Осенние изменения в природе»

Урок-исследование по окружающему миру Осенние изменения в природе 2 класс

Чепурная Татьяна Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ “Тайтурская СОШ”
Населённый пункт: п.Тайтурка, Усольский район, Иркутская область
Наименование материала: урок по окружающему миру
Тема: Тема:Проект «Осенние изменения в природе»
19.02.2019
Раздел: начальное образование

Учитель начальных классов: Чепурная Татьяна Леонидовна

Образовательная организация: МБОУ «Тайтурская СОШ»

Тема: Проект «Осенние изменения в природе»

Цели: обобщить знания об осенних изменениях в живой и неживой природе

Планируемые результаты

Личностные результаты:

Осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению окружающего мира;

владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке .

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Принимать и

удерживать учебную задачу.

Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения;

аргументировать высказывания.

Познавательные УУД: Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций

художников и других иллюстраций.

Предметные результаты: развивать умение находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения, развивать

эмоциональное восприятие осенней природы; воспитывать эстетические чувства, экологически грамотное поведение в природе.

Этапы работы над проектом

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивационный

заявляет общий замысел,

с о з д а е т

п о л о ж и т е л ь н ы й

мотивационный настрой;

обсуждают задание;

предлагают собственные идеи

2. Планирование деятельности

предлагает тему и формулирует

проблему проекта;

вырабатывается план действий

согласовываются способы совместной

деятельности.

осмысливают тему;

определяют собственные цели;

выясняют

возникшие

вопросы

по

оформлению

3. и н ф о р м а ц и о н н о

операционный

(выполнение проекта)

консультирует.

наблюдает

за

ходом

выполнения

проекта;

координирует

действия участников

проекта;

поддерживает

и

помогает

тем,

кому

нужна помощь;

выполняют необходимую подготовку и

изготавливают изделие

осуществляют самоконтроль

4. рефлексивно-оценочный

знакомит участников проектной

деятельности с экспертной группой;

консультирует, ведёт процесс защиты.

выступает участником коллективной

оценочной деятельности;

участвуют в коллективном обсуждении и

содержательной оценке результатов и

процесса работы;

оценивают

достижение

поставленных

целей;

осуществляют устную или письменную

самооценку;

рефлексируют;

1 этап. Актуализация знаний

– Я рада сегодня приветствовать вас.

-Как светло в классе от ваших любопытных сияющих глаз.

– А как вы думаете, почему у меня в руках листочек?

– Свои предположения вы сможете проверить, если будете внимательно работать на уроке.

– Прикрепим наш листочек к доске, пусть он создаёт нам радостное настроение.

-О чем мы будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете, прослушав куплет из песни.

Исполнение песни группой учащихся

Лучик солнца отразился в чистом отблеске воды,

Ветер синий закружился над просторами земли.

Золотистым листопадом, рассыпаясь в высоте,

Опустился на ладошку листик желтенький ко мне.

Припев:

Листик-листик-листопад,

Кто же в этом виноват,

Может ветер озорной

Поиграть решил с листвой

Листик-листик-листопад,

Листья желтые летят,

Кружат в танце надо мной,

Увлекая за собой.

– Кто услышал вопрос в песенке?

– Кто знает ответ на этот вопрос?

Учащиеся слушают, дают ответы.

– Посмотрите, наш листочек оторвался от дерева и его осенний ветерок принёс именно в наш класс

– Может, это как-то связано с темой урока.

– Осенью.

– С листопадом.

2 этап. Создание проблемной ситуации

– Откуда вы знаете про листопад ?

– Замечательно, когда у нас есть возможность своими глазами видеть и наблюдать происходящее вокруг.

– Как вы думаете, у всех есть возможность наблюдать осень?

– Вчера я получила на эл. адрес нашего класса любопытное аудио письмо. Послушайте:

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам жители далёкой Антарктиды – пингвины. На нашем материке работают двуногие существа с руками

вместо крыльев, называют себя людьми. У нас снег, морозы и метели круглый год, недаром наш материк называется белым. А люди,

приехавшие с вашего материка , стали говорить о какой-то осени, которая сейчас наступила у них дома. Мы пингвины – птицы

любознательные. Расскажите, пожалуйста, что это за осень.

Заранее благодарны, пингвины»

3 этап. Целеполагание

– Что скажете, ребята?

– Под силу нам помочь пингвинам?

– Достаточно ли нам собственных наблюдений, чтобы ответить на вопрос?

– Как мы можем получить дополнительную информацию?

– С помощью учебника, энциклопедий, спросить у взрослых, в интернете.

– Какова цель нашей работы?

– Рассказать пингвинам, что такое осень.

Все готовы принять участие в проекте « Осень – это……»

– Для начала назовите пять признаков проекта? Подсказка: все они начинаются на букву П.

проблема,

планирование (проектирование),

поиск информации,

продукт,

презентация

4.1 этап Работа над проектом

Учащиеся делятся на группы

В каждой группе работают аудиалы, визуалы, кинестетики

Пиктограмма визуалов – краски.

Пиктограмма аудиалов – книга.

Пиктограмма кинестетиков – кубики.

– Выберите какую-нибудь одну тему:

1.Осенние изменения в растительном мире.

2. .Осенние изменения в животном мире неживой природе

3. .Осенние изменения неживой природе

4. Осень в искусстве.

– Возьмите свою карточку и займите места за столом своей группы.

– Каждая группа должна проявить свои способности и знания и работая по инструкции создать свой проект. Начало работы по хлопку.

Создание проектов. Работа в группах.

Учитель выполняет функцию организатора и корректирует работу групп, выдаёт каждой группе «Лист- задания» и «Лист- планирования и

продвижения по заданию» Когда группы определились с темой, выдаёт дополнительный раздаточный материал по конкретной теме

Каждая группа получает «Лист – задания» и «Лист- планирования и продвижения по заданию», выбирают себе тему, договариваются с

другими группами, чтобы тема не повторялась. Затем командиры подходят к учителю за дополнительным раздаточным материалом по

своей теме.

Согласно Листу задания группа обсуждает и выбирает форму представления сообщения, отмечает в Листе планирования и продвижения

по заданию, обсуждают, что им нужно сделать и составляют план работы, распределяют обязанности и фиксируют в Листе

планирования и продвижения по заданию.

4.2. Этап выполнения проекта

Учитель выполняет роль организатора при выполнении группами работы над газетой, следит за временем и соблюдением дисциплины.

Учащиеся в своей группе выполняют намеченные работы и отмечают выполненные задания в «Листе – планирования и продвижения».

4.2. Этап защиты проекта

Учитель выполняет роль организатора при защите группами проекта, поддерживает интерес и познавательную активность, создаёт

ситуацию успеха для каждого, следит за временем и соблюдением дисциплины.

После защиты каждой группы организует вывод по теме.

Важно, чтобы в защите проекта по возможности участвовал каждый участник группы.

1 группа защищает свой проект, остальные слушают. В «Листе – задания» прописано, что каждому предстоит оценить выполненный

группой проект и его защиту, что дополнительно стимулирует произвольность внимания.

4.4. Этап рефлексии

– Итак, какова была цель нашей работы сегодня на уроке?

– Вы видите проектные работы групп, услышали защиту. Оцените работу групп: прикрепите свой листочек к той работе, которая, по вашему

мнению, была выполнена и презентована лучше.

– А теперь заполните лист самооценки, оценив работу своей группы и меру своего личного участия в работе над проектом.

Учитель выдаёт лист самооценки, организует его заполнение.

Учащиеся оценивают выполненный группой проект и его защиту с помощью клейкого цветного листочка, который каждый после

выступления всех групп крепит к той работе, которая ему больше всего понравилась

5 этап. Домашнее задание

Подвести к самостоятельному формированию домашнего задания, предусмотреть творческий и дифференцированный подход с

возможностью выбора уровня сложности

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=38361

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: