Открытый урок по естествознанию
Середина урока
2-5 мин
5-35 мин
Актуализация субъективного опыта учащихся
Игра «Горячий попкорн»- назвать животных не повторяя их.
Какие условия необходимы для жизни животных?
Передавая листок по кругу, напишите условия необходимые для жизни животных.(воздух, вода, свет, тепло, пища)
Работа с «Кластер» вспоминают что знают о животном.
1) Чтение стихотворения «Среда обитания»
У осла и соловья,
У лисы и журавля,
У стрекоз и муравья-
Жизнь у каждого своя.
Каждый соблюдает точно
Свой режим и дня, и ночи,
И у каждого свое
Облюбовано жилье.
Выбирает привереда
Лишь свое меню обеда,
А в дороге изберут
Каждый собственный
Маршрут –
У букашки и у птички.
Тем –то каждый и хорош,
Что на прочих не похож.
Почему так названо стихотворение?
Проблемный вопрос: Могут ли животные жить в одинаковых условиях?
Работа по вопросам:
1. Какова тема урока?
2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
3. Как вы понимаете термины: среда обитания, условия жизни?
Формулирование целей урока совместно с учащимися.
– Чему вы должны научиться сегодня на уроке?
– Что новое вы должны узнать?
Новый материал
Тема нашего урока «Среда обитания»
Среда обитания
2) Какие вопросы мы будем раскрывать на уроке?
Какие среды обитания есть в природе?
Как выглядит среда обитания?
Какие животные обитают?
3) Работа с рисунками. Расскажите о среде обитания. (каждая группа работает со своим рисунком и делают выводы).
Среда обитания
Наземно -воздушная Почвенная
Водная
5) Работа в группе.
Задание .Объединить животных и определить их среду обитания.
Прочитать текст, найти описание нужной среды обитания.
Записать данные в таблицу.
Текст .
Почему же все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга?
Потому что живут в различных условиях обитания.
В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутренне строение, особенности поведения существ. Что же такое среда обитания?
Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают все необходимое для жизни и в нее же выделяют продукты обмена веществ.
Среда обитания – условия, окружающие организм.
Жизнь в каждой среде имеет свои особенности
Водная среда.
- обтекаемая форма тела
- наличие слизи на теле
- плавники
- ласты
- подкожный слой жира
Наземно-воздушная среда
Приспособления животных
-крылья
-конечности для передвижения по твердой поверхности
-шерсть
-приспособления для экономного расходования воды
– насекомые по внешнему виду, окраске, особенностям строения.
Почвенная сред обитания
Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения, формы тела, прочные и гибкие покровы, редукция глаз и исчезновение пигментов
- округлая, червеобразная форма тела
- способность к изменению толщины тела
- роющие конечности
- маленькие глаза или их отсутствие
IV.Закрепление изученного материала.
1.Работа по карточкам.Разместить живые организмы в их среду обитания. (каждая группа выбирает животных своей среды).
Проверка задания.
2.Работа в паре. По описанию узнайте, о какой среде обитания идет речь?
- 1гр.Эта среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.
- 2 грДом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.
3 гр.В эту среду проникает мало света. А на глубину и совсем не проникает.
Оценивание в группе. Взаимооценивание групп.
Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/otkrytyy-urok-po-estestvoznaniyu-sreda-obitaniya-zhivotnyh-89496.html
Конспект
Животные — это эукариотические гетеротрофные организмы. Их описано более 2,0 млн видов.
Животные заселили все среды обитания: водную (рыбы, киты, раки, медузы), наземно-воздушную (жуки, бабочки, птицы, звери), почвенную (дождевые черви, кроты). Для многих из них местом жизнедеятельности служат другие животные, растения и человек.
Современная зоология — целая система наук о животных. Одни науки изучают строение, развитие животных, их образ жизни, распространение на Земле, другие — отдельные группы животных.
Животные разнообразны по величине, форме тела, покровам, органам передвижения, внутреннему строению, поведению и другим признакам. Царству Животные присущ ряд отличительных признаков:
- Гетеротрофный тип питания. У большинства голозойное, у некоторых осмотрофное, фаго- и пиноцитоз. Некоторые миксотрофы (эвглена зелёная).
- Специфические черты в организации животной клетки: не имеет клеточной стенки (поэтому может принимать различную форму), система вакуолей не развита, имеются центриоли, многие клетки снабжены ресничками или жгутиками, основное запасное вещество — гликоген.
- Четыре типа тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.
- Ведут в основном подвижный образ жизни, что связано с развитием опорно-двигательной и нервной систем.
- Имеются экскреторные органы и выделяются азотсодержащие продукты жизнедеятельности (аммиак, мочевина, мочевая кислота и др.).
- Для высших характерны сложные поведенческие реакции. Высокоорганизованные формы способны осуществлять процессы высшей нервной деятельности.
- У большинства имеются нервная и гуморальная системы регуляции (у растений только гуморальная).
- Имеется защитная (иммунная) система.
- Рост диффузный (то есть рост всей поверхности, а не за счёт определённых ростовых точек) и ограниченный.
- Жизненные циклы проще, чем у растений. Гаплоидная стадия представлена только гаметами (за исключением споровиков и фораминифер). Редукционное деление осуществляется непосредственно в процессе гаметогенеза.
Систематика животных
Систематика животных — наука, занимающаяся распределением животных по группам: тип, класс, отряд, семейство, род, вид. Царство Животные делят на два подцарства: Одноклеточные (простейшие) и Многоклеточные.
Подцарство Одноклеточные включает типы:
— Саркомастигофора (классы Саркодовые и Жгутиконосцы),— Инфузории (класс Ресничные инфузории),
— Апикомплекса (класс Споровики).
Подцарство Многоклеточные включает типы:
— Кишечнополостные (классы Гидроидные, Сцифоидные и Коралловые полипы),
— Плоские черви (классы Сосальщики, Ленточные черви, Ресничные черви),
— Круглые черви (класс Собственно круглые черви, или Нематоды),
— Кольчатые черви (классы Малощетинковые, Многощетинковые и Пиявки),
— Моллюски (классы Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие),
— Членистоногие (классы Ракообразные, Паукообразные и Насекомые),
— Хордовые. Тип Хордовые делят на три подтипа: Оболочники (класс Асцидии), Бесчерепные (класс Ланцетники), Позвоночные (классы Хрящевые рыбы, Костные рыбы, Земноводные (Амфибии),
— Пресмыкающиеся (Рептилии),
— Птицы,
— Млекопитающие.
Классификация животных
Представители царства Животные очень разнообразны. Они отличаются друг от друга особенностями экологии, индивидуального развития, морфологии и физиологии. В зависимости от того или иного признака животных делят на разные группы.
Среда обитания. Водные — живут на поверхности, в толще воды или на дне пресных и морских водоемов (одноклеточные, кишечнополостные, ракообразные, рыбы, китообразные). Сухопутные — обитают на поверхности суши, на деревьях, в траве, под камнями и т.д.
(паукообразные, насекомые, некоторые моллюски, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Почвенные — живут в толще почвы, в лесной подстилке, в норах и т.д. (одноклеточные, клещи, насекомые, черви, кроты, грызуны).
Летающие — приспособлены к полету, имеют крылья (насекомые, птицы, рукокрылые).
Тип питания. Гетеротрофный — используют готовые органические вещества, получаемые с пищей (большинство животных). Миксотрофный — в зависимости от условий среды синтезируют на свету органические вещества из неорганических или питаются готовыми органическими веществами (эвглена зеленая, росинка).
Образ жизни. Свободноживущие — обитают во внешней среде (амеба обыкновенная, инфузория-туфелька, пресноводная гидра, белая планария, паук-крестовик, майский жук, дождевой червь и тд).
Паразитические — живут на теле или внутри организма другого животного или растения, используя его как источник пищи (малярийный плазмодий, печеночный сосальщик, аскарида человеческая, таежный клещ, вошь и др.).
Способность перемещаться в пространстве. Прикрепленные — прикреплены к субстрату (коралловые и гидроидные поливы). Свободно-передвигающиеся — передвигаются самостоятельно: активно или пассивно, благодаря течению воды, ветру.
Уровень организации. Одноклеточные — тело состоит из одной клетки, функционально соответствующей целостному организму (саркодовые, жгутиковые, инфузории, споровики).
Многоклеточные — тело образовано множеством клеток, которые в большинстве случаев специализированы на выполняемой функции и образуют ткани (кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, хордовые).
Количество зародышевых листков. Двухслойные развиваются из двух слоев клеток: наружного — эктодермы, и внутреннего — энтодермы (кишечнополостные). Трехслойные — развиваются из трех зародышевых листков: наружного — эктодермы, среднего — мезодермы, и внутреннего — энтодермы (большинство многоклеточных).
Симметрия тела. Радиально симметричные (лучистые) — через тело можно провести несколько плоскостей симметрии (кишечнополостные, иглокожие).
Билатерально симметричные (двусторонне симметричные) через тело можно провести только одну плоскость симметрии, которая делит тело на правую и левую половину (большинство животных).
Ассиметричные — через тело невозможно провести ни одной плоскости симметрии (брюхоногие моллюски).
Тип полости тела. Бесполостные — полость тела отсутствует, промежутки между органами заполнены паренхимой (плоские черви). Первичнополостные — полость тела (псевдоцель) не имеет собственной эпителиальной выстилки, ограничена кожно-мускульным мешком и стенками внутренних органов (круглые черви).
Вторичнополостные — полость тела (целом) ограничена однослойным эпителием, выстилающим покровы тела изнутри и покрывающим полые внутренние органы снаружи (кольчатые черви, моллюски и хордовые).
Имеющие смешанную полость — полость тела (миксоцель) образована в результате слияния участков первичной и вторичной полости (членистоногие).
Наличие позвоночника. Беспозвоночные — внутренний осевой скелет отсутствует (кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие). Позвоночные — внутренний осевой скелет представлен позвоночником (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Развитие ротового отверстия. Первичноротые — рот формируется на месте бластопора (кольчатые черви, моллюски и членистоногие). Вторичноротые — бластопор преобразуется в анальное отверстие, рот формируется на противоположном конце зародыша (иглокожие, хордовые).
Интенсивность обменных процессов.
Холоднокровные — температура тела непостоянна и зависит от температуры окружающей среды, интенсивность обменных процессов низкая (беспозвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся).
Теплокровные — внутренняя температура тела постоянная и относительно не зависит от температуры окружающей среды, интенсивность обменных процессов высокая (птицы, млекопитающие).
Роль животных в природе и жизни человека:
- животные участвуют в круговороте веществ; консументы 1-3 порядков;
- геологическая (почво-, породообразующие) деятельность животных;
- использование ископаемых животных для определения относительного возраста слоев горных пород;
- участвуют в опылении растений (в Европе 80% покрытосеменных растений опыляется насекомыми);
- создают условия жизни для внешних и внутренних паразитов;
- участвуют в распространении растений, грибов, бактерий и вирусов;
- источник пищи, сырья, медикаментов;
- некоторые являются возбудителями заболеваний;
- используются как биологические враги уничтожают вредителей;
- имеют научное значение как объекты исследований;
- используются для транспортных, сторожевых, спортивно-оздоровительных и многих других целей;
- имеют эстетическое и эмоциональное значение.
Это конспект 7 класса по теме «Царство Животные». Выберите дальнейшие действия:
Источник: https://uchitel.pro/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5/
Урок 19: Экология животных
План урока:
Ареал обитания
Биоценоз
Пищевые цепи
Ареал обитания
Распределение и распространение животных в пространстве, а также вопрос о происхождении фаун являются содержанием науки зоогеографии.
Основным предметом изучения зоогеографии является ареал обитания, то есть территория, на которой живет определенный вид организмов.
Можно выделить несколько видов ареалов.
- Сплошной ареал предполагает распространение вида во всех подходящих местообитаниях. Такая территория не прерывается никакими естественными преградами – горами, реками и т.д.
Например, на территории России живет такое животное как бурый медведь и ареал его размещения можно отнести к сплошному.
- Разорванный ареал образуется при разделении местообитания на отдельные участки, не связанные друг с другом. Такие ареалы часто возникают вследствие появления естественных преград, изменения условий обитания или деятельности человека на сплошном ареале.
Например, зубр ранее встречался практически по всей территории Евразии. Однако деятельность человека, охота и уничтожение лесов, привели к сокращению его численности. В настоящее время известны только 2 географических ареала вида – горы Кавказ и Беловежская пуща.
- Реликтовый ареал заселяют виды, сохранившиеся с прошлых геологических эпох. Такие виды получили название реликтовых. Эти организмы были распространены в доледниковый период, и лишь немногие экземпляры можно встретить в настоящее время. Их численность и ареал очень малы. К ним можно отнести кистепёрую рыбу латимерию, обитающую у Коморских островов и в Индонезии.
Латимерия Источник
Ареалы обитания могут различаться по размерам у разных видов. Одни занимают большие пространства и не требовательны к окружающей среде, а другие наоборот, занимают ограниченное пространство и могут жить только при определенных условиях. Первые получили название космополиты, а вторые – эндемики.
Космополиты в биологии – это организмы, занимающие огромные пространства на земном шаре. К видам космополитам можно отнести домового воробья, который обитает на всех материках.
Виды эндемики считаются противоположностью космополитов. Это небольшие по численности группы животных, живущие на определенных, часто небольших участках и нигде более не встречающиеся.
Например, выхухоль – эндемик Волго-Донского бассейна.
Эндемичные виды имеют ограниченный ареал, однако в процессе эволюции может происходить его расширение или уменьшение.
Так, в меловой период гаттерии были широко распространены на нашей планете. Сейчас это животное является эндемиком некоторых островов Новой Зеландии.
Многие животные не находятся постоянно в районе своего местообитании. Часто живые организмы совершают значительные переселения или миграции.
Причины таких перемещений могут быть различные. В некоторых случаях животные совершают миграции, избавляясь от надвигающихся неблагоприятных условий. Часто миграция является причиной наступления полового периода у организмов.
По своему разнообразию миграции может быть нескольких видов:
- Периодические миграции связаны с перемещением животных внутри ареала обитания. Часто осуществляются в определенные сезоны года, поэтому получили второе название – сезонные.
Примером таких миграций может служить переселение северных оленей. Весною эти животные двигаются из лесов в открытую тундру, к Ледовитому океану. Зимой оленей не беспокоят в лесу снежные бураны, и звери обеспечены достаточным питанием. В летнее время олени покидают лесную зону, спасаясь от бесчисленных докучливых мошек и комаров.
Миграция северных оленей Источник
К сезонным миграциям относятся кочевки птиц с мест гнездовий в область зимовок. Регулярные переселения совершают лоси, дикие козы, медведи, котики и т.д.
- Непериодические миграции имеют и другое название «нерегулярные». Чем же различаются периодические и непериодические миграции? Основным отличием нерегулярных миграций является перемещение животных далеко за пределы ареала обитания.
Примером непериодической миграции считаются перемещения белок на другие территории в осенний период. Причиной является неурожай кормов – семян хвойных и орехов.
Белки Источник
Помимо этих двух видов миграций животных, существуют еще и суточные. Многие животные совершают перемещения для добывания пищи и водопоя. Например, многие копытные в течение суток постоянно посещают определенные водопои.
Зебры на водопое Источник
У крупных зверей образуются особые тропы, по которым животные совершают свои суточные передвижения. Хищники имеют свои «охотничьи тропы».
Очень отчетливо можно проследить тропы в зимнее время, например у зайцев, путешествующих по ночам за пищей.
Биоценоз
Различные организмы в природе живут не отдельно в конкретной местности, но в близком контакте друг с другом и условиями среды, образуя естественные группировки, называемые биоценозами.
Различают два вида биоценоза – естественный и искусственный.
- Естественные биоценозы создаются самой природой. Любой биоценоз представляет собой систему, которая существует благодаря связям между организмами и имеет сложную структуру.
- Количество видов в биоценозе определяет видовую структуру. Есть виды, которые многочисленны в системе, другие находятся в малом количестве, третьи – встречаются редко. Многочисленные виды называются доминирующими. Например, для ельника доминирующим видом будет ель.
Еловый лес Источник
От числа видов зависит устойчивость биоценоза – чем выше численность, тем он более устойчив к различным вмешательствам.
- Устойчивость биоценоза зависит и от ярусности, или пространственной структуры.
Пространственная ярусность характерна для всех организмов в биоценозе.
Подробно с ярусностью вы познакомились при изучении растений в курсе 6 класса «Экология растений». Для животных также характерна ярусность. Например, распределение животных в лесу по ярусам представлено на рисунке.
Для видового разнообразия биоценоза важно распределение растительности на территории. Например, в однородных насаждениях – ельниках, состав организмов бедный. В лесах, где много полян и опушек, видовой состав богаче. Такое неравномерное распределение организмов в биоценозе получило название мозаичности.
- В биоценозе устанавливаются определенные пищевые отношения между организмами, которые составляют трофическую структуру.
Например, насекомые питаются растениями, ящерицы – насекомыми, некоторые змеи – ящерицами, а змей поедают птицы и млекопитающие.
Представленные выше последовательности в биоценозе принято называть пищевыми цепями. Более подробно остановимся в следующем пункте нашего урока.
- Искусственный биоценоз появляется в результате деятельности человека. Отличие искусственных биоценозов от естественных – вне способности к длительному самостоятельному существованию. Устойчивость такой системы незначительна из-за отсутствия временной и пространственной ярусности.
Примерами могут считаться обрабатываемые поля, пастбища, лесополосы и т.д.
Пастбище Источник
При создании таких агроценозов человек широко использует разнообразные агроприемы. Создаваемые человеком системы требуют повышенного внимания и постоянного контроля за их жизнью. Компоненты агроценоза подбираются человеком исходя из их хозяйственной ценности.
Жизнь организмов в любом биоценозе зависит от факторов среды.
Они получили название экологические и подразделяются на 3 группы. Познакомимся с ними на рисунке.
Пищевые цепи
Биоценоз определяется составом компонентов: различные виды растений, грибов, бактерий и животных. Взаимосвязь компонентов биоценоза помогает организмам добывать пищу, производить потомство, завоёвывать жизненные пространства, одним словом, способствуют сохранению жизни.
Связи между разными организмами называются биотическими. Существует несколько разновидностей таких связей.
- Трофические или пищевые связи считаются важными в биоценозе.
Они получили название пищевых цепей, и обеспечивают организмы энергией.
Трофические связи между организмами могут быть прямыми и косвенными.
Прямые связи осуществляются при влиянии одного вида на другой, то есть поедание животными своей пищи.
В пищевой цепи можно выделить от 3 до 5 звеньев. Представлены такими группами организмов как продуценты (растения), консументы (животные) и редуценты (бактерии и грибы). Отличаются друг от друга по характеру питания.
Для организмов в пищевой цепи характерна пищевая специализация. Существуют виды, использующие 1 или несколько видов корма. В зависимости от этого различают монофагов, олигофагов и полифагов.
Монофаги используют в качестве пищи только один вид корма. Например, жук-навозник питается и живет в навозе. Причем это характерно и для взрослой особи, и для личинки.
Жук-навозник Источник
Организмы, относящиеся к олигофагам, питаются кормами одного типа. Примером олигофагов могут быть птицы насекомоядные и зерноядные. Колорадский жук, питающийся растениями семейства пасленовые, также относится к данным организмам. Его можно встретить на картофеле, томате, баклажанах и т.д.
Колорадский жук Источник
Полифаги питаются различными видами кормов, то есть они всеядны. Примером полифагов могут быть ящерицы, змеи, лягушки, хищные птицы и т.д. Существуют животные, которые могут питаться растительной и животной пищей. Таким примером может быть медведь – растительноядный и плотоядный представитель млекопитающих.
Трофические связи организмов могут быть и косвенные, когда деятельность одного вида способствует появлению доступа к пище другого вида.
Например, взаимоотношения гусениц шелкопряда и короедов.
- Связи по месту обитания могут быть двух типов:
- Вид использует благоприятную среду, созданную другим видом. Примером таких связей может быть симбиоз – тесное взаимовыгодное сожительство разных видов.
Например, симбиоз бобовых растений и бактерий, образующих клубеньки на корнях. Бактерии помогают усваивать питательные вещества из почвы.
С примерами симбиоза животных можно познакомиться на рисунке.
- Один вид создает неблагоприятные условия для поселения в биоценозе другого вида. Животные, населяющие одно и то же местообитание, питаются сходной пищей, занимают одинаковые участки при устройстве гнезд и нор. Такие взаимоотношения организмов получили название конкуренция.
Конкуренция между хищниками за пищу Источник
- Связи животных в биоценозах по отыскиванию строительного материала. Например, для постройки жилищ они могут использовать пух и перья пернатых, раковины моллюсков, ветки деревьев, шерсть зверей и т.д. Таким образом, одни организмы являются поставщиками строительного материала для других.
- Связи, которые способствуют расселению и распространению одного вида другим. Например, распространение грызунов влечет за собой появление крысиной блохи, которая является переносчиком чумы и гепатита.
Из всего вышесказанного следует вывод, что жизнь любого живого существа невозможна без других. Его благополучие зависит от многих видов, которые так или иначе на него воздействуют.
Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-19-ekologiya-zhivotnyh