Урок- исследование Животные и среда их обитания. Питание животных 2 класс

Открытый урок по естествознанию

Урок- исследование Животные и среда их обитания. Питание животных 2 класс

Середина урока

2-5 мин

5-35 мин

Актуализация субъективного опыта учащихся

Игра «Горячий попкорн»- назвать животных не повторяя их.

Какие условия необходимы для жизни животных?

Передавая листок по кругу, напишите условия необходимые для жизни  животных.(воздух, вода, свет, тепло, пища)

Работа с «Кластер» вспоминают что знают о животном.

1) Чтение стихотворения «Среда обитания»

У осла и соловья,

У лисы и журавля,

У стрекоз и муравья-

Жизнь у каждого своя.

Каждый соблюдает точно

Свой режим и дня, и ночи,

И у каждого свое

Облюбовано жилье.

Выбирает привереда

Лишь свое меню обеда,

А в дороге изберут

Каждый собственный

Маршрут  –

У букашки и у птички.

Тем –то каждый и хорош,

Что на прочих не похож.

Почему так названо стихотворение?

Проблемный вопрос: Могут ли животные жить в одинаковых условиях?

Работа по вопросам:

1.  Какова тема урока?

2.  Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

3.  Как  вы  понимаете  термины:  среда  обитания,  условия жизни?

Формулирование целей урока совместно с учащимися.

– Чему вы должны научиться сегодня на уроке?

– Что новое вы должны узнать?

Новый материал

Тема нашего урока «Среда обитания»

Среда обитания

2) Какие вопросы мы будем раскрывать на уроке?

Какие среды обитания есть в природе?

Как выглядит среда обитания?

Какие животные обитают?

3) Работа с рисунками. Расскажите о среде обитания. (каждая группа работает со своим рисунком и делают выводы).

Среда обитания

Наземно -воздушная Почвенная

                                                           Водная

5) Работа в группе.

 Задание .Объединить животных и определить их среду обитания.

 Прочитать текст, найти описание нужной среды обитания.

Записать  данные в таблицу.

Текст .

Почему же все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга?

Потому что живут в различных условиях обитания.

В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутренне строение, особенности поведения существ. Что же такое среда обитания?

Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают все необходимое для жизни и в нее же выделяют продукты обмена веществ.

Среда обитанияусловия, окружающие организм.

Жизнь в каждой среде имеет свои особенности

Водная среда.

  • обтекаемая форма тела
  • наличие слизи на теле
  • плавники
  • ласты
  • подкожный слой жира

Наземно-воздушная среда

Приспособления  животных

-крылья

-конечности для передвижения по твердой поверхности

-шерсть

-приспособления для экономного расходования воды

– насекомые по внешнему виду, окраске, особенностям строения.

Почвенная сред обитания

Для почвенных организмов характерны специфические органы и типы движения, формы тела, прочные и гибкие покровы, редукция глаз и исчезновение пигментов

  • округлая, червеобразная форма тела
  • способность к изменению толщины тела
  • роющие конечности
  • маленькие глаза или их отсутствие

IV.Закрепление изученного материала.

1.Работа по карточкам.Разместить живые организмы в их среду обитания. (каждая группа выбирает животных  своей среды).

Проверка задания.

2.Работа в паре. По описанию узнайте, о какой среде обитания идет речь?

  1. 1гр.Эта среда довольно плотная, и в ней передвигаться нелегко. Зачастую в ней не хватает кислорода для дыхания животных. Обитатели этой среды часто имеют плавники как приспособления к движению.
  2. 2 грДом для животных, имеющих крылья. Легкая, неплотная среда.

3 гр.В эту среду проникает мало света. А на глубину и совсем не проникает.

Оценивание в группе.  Взаимооценивание  групп.

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/otkrytyy-urok-po-estestvoznaniyu-sreda-obitaniya-zhivotnyh-89496.html

Конспект

Урок- исследование Животные и среда их обитания. Питание животных 2 класс

Животные — это эукариотические гетеротрофные организмы. Их описано более 2,0 млн видов.

 Животные заселили все среды обитания: водную (рыбы, киты, раки, медузы), наземно-воздушную (жуки, бабочки, птицы, звери), почвенную (дождевые черви, кроты). Для многих из них местом жизнедеятельности служат другие животные, растения и человек.

Современная зоология — целая система наук о животных. Одни науки изучают строение, развитие животных, их образ жизни, распространение на Земле, другие — отдельные группы животных.

Животные разнообразны по величине, форме тела, покровам, органам передвижения, внутреннему строению, поведению и другим признакам. Царству Животные присущ ряд отличительных признаков:

  1. Гетеротрофный тип питания. У большинства голозойное, у некоторых осмотрофное, фаго- и пиноцитоз. Некоторые миксотрофы (эвглена зелёная).
  2. Специфические черты в организации животной клетки: не имеет клеточной стенки (поэтому может принимать различную форму), система вакуолей не развита, имеются центриоли, многие клетки снабжены ресничками или жгутиками, основное запасное вещество — гликоген.
  3. Четыре типа тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.
  4. Ведут в основном подвижный образ жизни, что связано с разви­тием опорно-двигательной и нервной систем.
  5. Имеются экскреторные органы и выделяются азотсодержащие продукты жизнедеятельности (аммиак, мочевина, мочевая кислота и др.).
  6. Для высших характерны сложные поведенческие реакции. Высо­коорганизованные формы способны осуществлять процессы высшей нервной деятельности.
  7. У большинства имеются нервная и гуморальная системы регуля­ции (у растений только гуморальная).
  8. Имеется защитная (иммунная) система.
  9. Рост диффузный (то есть рост всей поверхности, а не за счёт определённых ростовых точек) и ограниченный.
  10. Жизненные циклы проще, чем у растений. Гаплоидная стадия представлена только гаметами (за исключением споровиков и фораминифер). Редукционное деление осуществляется непосредственно в процессе гаметогенеза.

Систематика животных

Систематика животных — наука, занимающаяся распределением животных по группам: тип, класс, отряд, семейство, род, вид. Царство Животные делят на два подцарства: Одно­клеточные (простейшие) и Многоклеточные.

Подцарство Одноклеточные включает типы:

— Саркомастигофора (классы Саркодовые и Жгутиконосцы),— Инфузории (класс Реснич­ные инфузории),

— Апикомплекса (класс Споровики).

Подцарство Многоклеточные включает типы:

— Кишечнополостные (классы Гидроидные, Сцифоидные и Коралловые полипы),
— Плоские черви (классы Сосальщики, Ленточные черви, Ресничные черви),
Круглые черви (класс Собственно круглые черви, или Нематоды),
Кольчатые черви (классы Малощетинковые, Многощетинковые и Пиявки),
Моллюски (классы Брюхоногие, Двустворчатые, Голово­ногие),
Членистоногие (классы Ракообразные, Паукообразные и На­секомые),
Хордовые. Тип Хордовые делят на три подтипа: Оболочни­ки (класс Асцидии), Бесчерепные (класс Ланцетники), Позвоночные (классы Хрящевые рыбы, Костные рыбы, Земноводные (Амфибии),
Пресмыкающиеся (Рептилии),
Птицы,
Млекопитающие.

Классификация животных

Представители царства Животные очень разнообразны. Они отличаются друг от друга особенностями экологии, индивидуального развития, морфологии и физиологии. В зависимости от того или иного признака животных делят на разные группы.

Среда обитания. Водные — живут на поверхности, в толще воды или на дне пресных и морских водоемов (одноклеточные, кишечнополостные, ракообразные, рыбы, китообразные). Сухопутные — обитают на поверхности суши, на деревьях, в траве, под камнями и т.д.

(паукообразные, насекомые, некоторые моллюски, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Почвенные — живут в толще почвы, в лесной подстилке, в норах и т.д. (одноклеточные, клещи, насекомые, черви, кроты, грызуны).

Летающие — приспособлены к полету, имеют крылья (насекомые, птицы, рукокрылые).

Тип питания.  Гетеротрофный — используют готовые органические вещества, получаемые с пищей (большинство животных). Миксотрофный — в зависимости от условий среды синтезируют на свету органические вещества из неорганических или питаются готовыми органическими веществами (эвглена зеленая, росинка).

Образ жизни. Свободноживущие — обитают во внешней среде (амеба обыкновенная, инфузория-туфелька, пресноводная гидра, белая планария, паук-крестовик, майский жук, дождевой червь и тд).

Паразитические — живут на теле или внутри организма другого животного или растения, используя его как источник пищи (малярийный плазмодий, печеночный сосальщик, аскарида человеческая, таежный клещ, вошь и др.).

 Способность перемещаться в пространстве. Прикрепленные — прикреплены к субстрату (коралловые и гидроидные поливы). Свободно-передвигающиеся — передвигаются самостоятельно: активно или пассивно, благодаря течению воды, ветру.

Уровень организации. Одноклеточные — тело состоит из одной клетки, функционально соответствующей целостному организму (саркодовые, жгутиковые, инфузории, споровики).

Многоклеточные — тело образовано множеством клеток, которые в большинстве случаев специализированы на выполняемой функции и образуют ткани (кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, хордовые).

Количество зародышевых листков. Двухслойные развиваются из двух слоев клеток: наружного — эктодермы, и внутреннего — энтодермы (кишечнополостные). Трехслойные — развиваются из трех зародышевых листков: наружного — эктодермы, среднего — мезодермы, и внутреннего — энтодермы (большинство многоклеточных).

Симметрия тела. Радиально симметричные (лучистые) — через тело можно провести несколько плоскостей симметрии (кишечнополостные, иглокожие).

Билатерально симметричные (двусторонне симметричные) через тело можно провести только одну плоскость симметрии, которая делит тело на правую и левую половину (большинство животных).

Ассиметричные — через тело невозможно провести ни одной плоскости симметрии (брюхоногие моллюски).

Тип полости тела. Бесполостные — полость тела отсутствует, промежутки между органами заполнены паренхимой (плоские черви). Первичнополостные — полость тела (псевдоцель) не имеет собственной эпителиальной выстилки, ограничена кожно-мускульным мешком и стенками внутренних органов (круглые черви).

Вторичнополостные — полость тела (целом) ограничена однослойным эпителием, выстилающим покровы тела изнутри и покрывающим полые внутренние органы снаружи (кольчатые черви, моллюски и хордовые).

Имеющие смешанную полость — полость тела (миксоцель) образована в результате слияния участков первичной и вторичной полости (членистоногие).

Наличие позвоночника. Беспозвоночные — внутренний осевой скелет отсутствует (кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие). Позвоночные — внутренний осевой скелет представлен позвоночником (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Развитие ротового отверстия. Первичноротые — рот формируется на месте бластопора (кольчатые черви, моллюски и членистоногие). Вторичноротые — бластопор преобразуется в анальное отверстие, рот формируется на противоположном конце зародыша (иглокожие, хордовые).

Интенсивность обменных процессов.

Холоднокровные — температура тела непостоянна и зависит от температуры окружающей среды, интенсивность обменных процессов низкая (беспозвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся).

Теплокровные — внутренняя температура тела постоянная и относительно не зависит от температуры окружающей среды, интенсивность обменных процессов высокая (птицы, млекопитающие).

Роль животных в природе и жизни человека:

  • животные участвуют в круговороте веществ; консументы 1-3 порядков;
  • геологическая (почво-, породообразующие) деятельность животных;
  • использование ископаемых животных для определения относительного возраста слоев горных пород;
  • участвуют в опылении растений (в Европе 80% покрытосеменных растений опыляется насекомыми);
  • создают условия жизни для внешних и внутренних паразитов;
  • участвуют в распространении растений, грибов, бактерий и вирусов;
  • источник пищи, сырья, медикаментов;
  • некоторые являются возбудителями заболеваний;
  • используются как биологические враги уничтожают вредителей;
  • имеют научное значение как объекты исследований;
  • используются для транспортных, сторожевых, спортивно-оздоровительных и многих других целей;
  • имеют эстетическое и эмоциональное значение.

Это конспект 7 класса по теме «Царство Животные». Выберите дальнейшие действия:

Источник: https://uchitel.pro/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5/

Урок 19: Экология животных

Урок- исследование Животные и среда их обитания. Питание животных 2 класс

План урока:

Ареал обитания

Биоценоз

Пищевые цепи

Ареал обитания

Распределение и распространение животных в пространстве, а также вопрос о происхождении фаун являются содержанием науки зоогеографии.

Основным предметом изучения зоогеографии является ареал обитания, то есть территория, на которой живет определенный вид организмов.

Можно выделить несколько видов ареалов.

  1. Сплошной ареал предполагает распространение вида во всех подходящих местообитаниях. Такая территория не прерывается никакими естественными преградами – горами, реками и т.д.

Например, на территории России живет такое животное как бурый медведь и ареал его размещения можно отнести к сплошному.

  1. Разорванный ареал образуется при разделении местообитания на отдельные участки, не связанные друг с другом. Такие ареалы часто возникают вследствие появления естественных преград, изменения условий обитания или деятельности человека на сплошном ареале.

Например, зубр ранее встречался практически по всей территории Евразии. Однако деятельность человека, охота и уничтожение лесов, привели к сокращению его численности. В настоящее время известны только 2 географических ареала вида – горы Кавказ и Беловежская пуща.

  1. Реликтовый ареал заселяют виды, сохранившиеся с прошлых геологических эпох. Такие виды получили название реликтовых. Эти организмы были распространены в доледниковый период, и лишь немногие экземпляры можно встретить в настоящее время. Их численность и ареал очень малы. К ним можно отнести кистепёрую рыбу латимерию, обитающую у Коморских островов и в Индонезии.

Латимерия Источник

Ареалы обитания могут различаться по размерам у разных видов. Одни занимают большие пространства и не требовательны к окружающей среде, а другие наоборот, занимают ограниченное пространство и могут жить только при определенных условиях. Первые получили название космополиты, а вторые – эндемики.

Космополиты в биологии – это организмы, занимающие огромные пространства на земном шаре. К видам космополитам можно отнести домового воробья, который обитает на всех материках.

Виды эндемики считаются противоположностью космополитов. Это небольшие по численности группы животных, живущие на определенных, часто небольших участках и нигде более не встречающиеся.

Например, выхухоль – эндемик Волго-Донского бассейна.

Эндемичные виды имеют ограниченный ареал, однако в процессе эволюции может происходить его расширение или уменьшение.

Так, в меловой период гаттерии были широко распространены на нашей планете. Сейчас это животное является эндемиком некоторых островов Новой Зеландии.

Многие животные не находятся постоянно в районе своего местообитании. Часто живые организмы совершают значительные переселения или миграции.

Причины таких перемещений могут быть различные. В некоторых случаях животные совершают миграции, избавляясь от надвигающихся неблагоприятных условий. Часто миграция является причиной наступления полового периода у организмов.

По своему разнообразию миграции может быть нескольких видов:

  1. Периодические миграции связаны с перемещением животных внутри ареала обитания. Часто осуществляются в определенные сезоны года, поэтому получили второе название – сезонные.

Примером таких миграций может служить переселение северных оленей. Весною эти животные двигаются из лесов в открытую тундру, к Ледовитому океану. Зимой оленей не беспокоят в лесу снежные бураны, и звери обеспечены достаточным питанием. В летнее время олени покидают лесную зону, спасаясь от бесчисленных докучливых мошек и комаров.

Миграция северных оленей Источник

К сезонным миграциям относятся кочевки птиц с мест гнездовий в область зимовок. Регулярные переселения совершают лоси, дикие козы, медведи, котики и т.д.

  1. Непериодические миграции имеют и другое название «нерегулярные». Чем же различаются периодические и непериодические миграции? Основным отличием нерегулярных миграций является перемещение животных далеко за пределы ареала обитания.

Примером непериодической миграции считаются перемещения белок на другие территории в осенний период. Причиной является неурожай кормов – семян хвойных и орехов.

Белки Источник

Помимо этих двух видов миграций животных, существуют еще и суточные. Многие животные совершают перемещения для добывания пищи и водопоя. Например, многие копытные в течение суток постоянно посещают определенные водопои.

Зебры на водопое Источник

У крупных зверей образуются особые тропы, по которым животные совершают свои суточные передвижения. Хищники имеют свои «охотничьи тропы».

Очень отчетливо можно проследить тропы в зимнее время, например у зайцев, путешествующих по ночам за пищей.

Биоценоз

Различные организмы в природе живут не отдельно в конкретной местности, но в близком контакте друг с другом и условиями среды, образуя естественные группировки, называемые биоценозами.

Различают два вида биоценоза – естественный и искусственный.

  1. Естественные биоценозы создаются самой природой. Любой биоценоз представляет собой систему, которая существует благодаря связям между организмами и имеет сложную структуру.
  • Количество видов в биоценозе определяет видовую структуру. Есть виды, которые многочисленны в системе, другие находятся в малом количестве, третьи – встречаются редко. Многочисленные виды называются доминирующими. Например, для ельника доминирующим видом будет ель.

Еловый лес Источник

От числа видов зависит устойчивость биоценоза – чем выше численность, тем он более устойчив к различным вмешательствам.

  • Устойчивость биоценоза зависит и от ярусности, или пространственной структуры.

Пространственная ярусность характерна для всех организмов в биоценозе.

Подробно с ярусностью вы познакомились при изучении растений в курсе 6 класса «Экология растений». Для животных также характерна ярусность. Например, распределение животных в лесу по ярусам представлено на рисунке.

Для видового разнообразия биоценоза важно распределение растительности на территории. Например, в однородных насаждениях – ельниках, состав организмов бедный. В лесах, где много полян и опушек, видовой состав богаче. Такое неравномерное распределение организмов в биоценозе получило название мозаичности.

  • В биоценозе устанавливаются определенные пищевые отношения между организмами, которые составляют трофическую структуру.

Например, насекомые питаются растениями, ящерицы – насекомыми, некоторые змеи – ящерицами, а змей поедают птицы и млекопитающие.

Представленные выше последовательности в биоценозе принято называть пищевыми цепями. Более подробно остановимся в следующем пункте нашего урока.

  1. Искусственный биоценоз появляется в результате деятельности человека. Отличие искусственных биоценозов от естественных – вне способности к длительному самостоятельному существованию. Устойчивость такой системы незначительна из-за отсутствия временной и пространственной ярусности.

Примерами могут считаться обрабатываемые поля, пастбища, лесополосы и т.д.

Пастбище Источник

При создании таких агроценозов человек широко использует разнообразные агроприемы. Создаваемые человеком системы требуют повышенного внимания и постоянного контроля за их жизнью. Компоненты агроценоза подбираются человеком исходя из их хозяйственной ценности.

Жизнь организмов в любом биоценозе зависит от факторов среды.

Они получили название экологические и подразделяются на 3 группы. Познакомимся с ними на рисунке.

Пищевые цепи

Биоценоз определяется составом компонентов: различные виды растений, грибов, бактерий и животных. Взаимосвязь компонентов биоценоза помогает организмам добывать пищу, производить потомство, завоёвывать жизненные пространства, одним словом, способствуют сохранению жизни.

Связи между разными организмами называются биотическими. Существует несколько разновидностей таких связей.

  1. Трофические или пищевые связи считаются важными в биоценозе.

Они получили название пищевых цепей, и обеспечивают организмы энергией.

Трофические связи между организмами могут быть прямыми и косвенными.

Прямые связи осуществляются при влиянии одного вида на другой, то есть поедание животными своей пищи.

В пищевой цепи можно выделить от 3 до 5 звеньев. Представлены такими группами организмов как продуценты (растения), консументы (животные) и редуценты (бактерии и грибы). Отличаются друг от друга по характеру питания.

Для организмов в пищевой цепи характерна пищевая специализация. Существуют виды, использующие 1 или несколько видов корма. В зависимости от этого различают монофагов, олигофагов и полифагов.

Монофаги используют в качестве пищи только один вид корма. Например, жук-навозник питается и живет в навозе. Причем это характерно и для взрослой особи, и для личинки.

Жук-навозник Источник

Организмы, относящиеся к олигофагам, питаются кормами одного типа. Примером олигофагов могут быть птицы насекомоядные и зерноядные. Колорадский жук, питающийся растениями семейства пасленовые, также относится к данным организмам. Его можно встретить на картофеле, томате, баклажанах и т.д.

Колорадский жук Источник

Полифаги питаются различными видами кормов, то есть они всеядны. Примером полифагов могут быть ящерицы, змеи, лягушки, хищные птицы и т.д. Существуют животные, которые могут питаться растительной и животной пищей. Таким примером может быть медведь – растительноядный и плотоядный представитель млекопитающих.

Трофические связи организмов могут быть и косвенные, когда деятельность одного вида способствует появлению доступа к пище другого вида.

Например, взаимоотношения гусениц шелкопряда и короедов.

  1. Связи по месту обитания могут быть двух типов:
  • Вид использует благоприятную среду, созданную другим видом. Примером таких связей может быть симбиоз – тесное взаимовыгодное сожительство разных видов.

Например, симбиоз бобовых растений и бактерий, образующих клубеньки на корнях. Бактерии помогают усваивать питательные вещества из почвы.

С примерами симбиоза животных можно познакомиться на рисунке.

  • Один вид создает неблагоприятные условия для поселения в биоценозе другого вида. Животные, населяющие одно и то же местообитание, питаются сходной пищей, занимают одинаковые участки при устройстве гнезд и нор. Такие взаимоотношения организмов получили название конкуренция.

Конкуренция между хищниками за пищу Источник

  1. Связи животных в биоценозах по отыскиванию строительного материала. Например, для постройки жилищ они могут использовать пух и перья пернатых, раковины моллюсков, ветки деревьев, шерсть зверей и т.д. Таким образом, одни организмы являются поставщиками строительного материала для других.
  2. Связи, которые способствуют расселению и распространению одного вида другим. Например, распространение грызунов влечет за собой появление крысиной блохи, которая является переносчиком чумы и гепатита.

Из всего вышесказанного следует вывод, что жизнь любого живого существа невозможна без других. Его благополучие зависит от многих видов, которые так или иначе на него воздействуют.

Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-19-ekologiya-zhivotnyh

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: