Урок литературы для 10 кл. по теме «Символика в произведении Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Их воскресила любовь по роману Достоевского «Преступление и наказание»

Урок литературы для 10 кл. по теме «Символика в произведении Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Раскольников и Соня – главные герои произведения. Уже название романа Федора Михайловича Достоевского – «Преступление и наказание» – намекает читателю на то, что произведение пропитано нравственностью. Проблематика романа разворачивается вокруг не столько юридического, нормативно-правового аспекта наказания за проступок, сколько вокруг наказания религиозного, суда совести.

Чтобы понять истоки такого характера романа, упомянем, что Ф. Достоевский писал «Преступление и наказание» в годы, которые последовали его возвращению с каторги. На этот период приходится расцвет творчества религиозной направленности писателя.

С одной стороны, автор мечтает о том, что мир станет справедливее, что человечество обретет счастье. С другой же стороны, писатель однозначно понимает: насильственное счастье невозможно, нельзя повернуть мир к лучшему вектору с помощью методов неестественных, насильственных, соответственно.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием повести”Слабое сердце “ Ф. М. Достоевского

Таким образом, Ф. Достоевский создает идеологический роман, сложное социально-философское литературное произведение, где с помощью персонажей, их действий, событий и образов автор обличает недееспособность теории «благодетельного тиранства».

Герои «Преступления и наказания»

Главные герои романа – Раскольников и Соня. С одной стороны, прямой связи между этими персонажами нет, читателю не слишком ясно, чем похожи герои. Но, между тем, пути Раскольникова и Сони вдруг пересекаются.

Родион Раскольников описан человеком замкнутым и тщеславным. Юноша мечтает играть такую же роль в истории, как Наполеон. Родиону не нравится общение с другими людьми, он не стремится к этому, гордыня и побочные эффекты полученного образования берут над героем верх.

Сонечка, наоборот, оказалась на дне не от собственного поступка, как Родион, но по воле стечения внешних обстоятельств. Соне 18 лет, девушка не имеет ни гроша и ни капли счастья. Она жалеет людей и ставит близких и родных выше собственных интересов: не зная, как заработать на жизнь и помочь тем, кого любит, Соня занимается проституцией.

Рассмотрим этих героев более детально.

Родион Раскольников

Раскольников – молодой студент. Хоть юноша и происходил из мещанской семьи, но – по «лучшим правилам» студенческой жизни – испытывал трудности с деньгами.

В итоге Родион не может дальше продолжать учиться в университете, так как это становится юноше не по карману.

Созерцая – словесно – жизнь Раскольникова, читатель замечает картину жуткой, ужасающей бедности: писатель выпячивает ее, постоянно подчеркивает.

Родион живет в маленькой, даже миниатюрной квартирке: автор пишет, что квартира скорее похожа по размеру на шкаф для одежды, чем на место, пригодное для жизни человека.

Как и за учебу, за жилье Раскольников заплатить не может. Родион не мог позволить себе и нормальное питание. По причинам – психологическим и физиологическим – герой решается на реализацию своей идеи – как он ее называет, теории «благодетельного тиранства». Раскольников убивает старуху-процентщицу, на пансионе у которой юноша жил.

В старухе Родион видел концентрированное зло человечества, а потому искренне считал поступок правильным. Но, к удивлению главного героя, юноша не нашел успокоения или удовлетворения: вместо этого Раскольникова стала преследовать совесть – самое страшное из возможных наказаний.

Если Соня уверена в том, что Бог существует, в том, что однажды произойдет чудо, то Раскольникову чужда надежда и вера. Фамилия «Раскольников» намекает на внутренний раскол души героя, и смысл книги в том, чтобы герой этот раскол преодолел, чтобы заново сумел собрать себя по кусочкам и обрел целостность.

Путь этой нравственной трансформации мы наблюдаем, читая роман «Преступление и наказание».

Раскольников и Соня в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

В своем романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, «наполеонизма». Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа.

Родион Романович Раскольников, молодой человек, мещанин по происхождению, бросил учебу в университете, будучи не в состоянии ее оплачивать. Именно на ужасающей бедности, в которой живут все герои романа, с первых страниц акцентирует внимание автор. Раскольников живет в каморке, которая «походила больше на шкаф, чем на квартиру» и за которую он тоже был не в состоянии заплатить.

Его положение было настолько тяжелым, что нормально питаться Родион не мог, поскольку студент находился на пансионе у владелицы дома. Главный герой, в соответствии со своей жуткой теорией, совершает преступление – убивает старуху-процентщицу, которую считает злом человечества. Осуществив свой план, Раскольников обрекает себя на самое страшное наказание – наказание совестью.

Очень важную роль в его «перерождении» играет девушка, Соня Мармеладова. Эта героиня — центральный женский образ в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Сонечка входит в число персонажей, в которых писатель выразил свое представление о совершенном человеке.

Девушка наделена особым даром: любовь и бескорыстие даны ей от Бога, они определяют ее отношение к миру, каждый из ее поступков. Впервые мы узнаем о ней от Мармеладова, который рассказывает Раскольникову о том, как она ради денег впервые пошла на панель, а вернувшись, отдала деньги мачехе и легла лицом к стене, «только плечики да тело ее вздрагивают».

Казалось бы, Сонечка – проститутка, порочная девушка без надежды на исправление, бедная и опустившаяся. С первого взгляда ее тоже можно принять за преступницу, как и Раскольникова. С той лишь разницей, что Родион убивает других, а она постепенно губит себя, продавая свое тело за деньги. Раскольников переступил через других ради себя, а Сонечка – через себя ради других.

Но, как оказалось позже, Соня обладает душой, она изо всех сил старалась помочь семье, хотя та была ей не родной, и даже отправилась в Сибирь на каторгу вслед за Родионом. Она оказалась способной любить и ради любви делать все, что было в ее силах. У Сони Раскольников находит любовь и сострадание, а также готовность разделить его судьбу, включая даже каторгу.

Она по просьбе Раскольникова читает ему Евангелие, принесенное Лизаветой, главу про воскресение Лазаря. Этот эпизод является очень важным в раскрытии образов героев, они разговаривают о вере, о Боге. Одна меткая фраза девушки «развенчивает» всю теорию Раскольникова: «Что ж бы я без Бога-то была?». Соня верит в Бога, Бог — её правда и сила.

Если от безысходности Родион предпочел убить невинного человека, то девушка избирает другой путь – молитву.

У Раскольникова люди делятся на две категории: «власть имущие» и «твари дрожащая», он мучительно пытается ответить на вопросы: «Вошь ли я, как все, или человек? Смогу переступить или не смогу!», «Имею ли я право власть иметь?» Для Сони же все люди хорошие, она делает все возможное и невозможное, лишь бы другие были счастливы. Сонечка подталкивает Раскольникова к раскаянию.

Она следует за ним, когда он идет признаваться. Она едет за ним на каторгу. Если Раскольникова заключенные не любят, то к Соне они относятся с любовью и уважением. Сам же он холоден и отчужден с ней, пока к нму самому не приходит наконец озарение, и тогда Родион понимает, что ближе ее нет у него на земле человека.

Через любовь к Соне и через ее любовь к нему Раскольников как бы перерождается, воскресает к новой жизни: «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

Раскольников пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: «Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере…» Роман «Преступление и наказание» содержит в себе глубокий социальный и философский смысл. Из него мы узнаем о жизни людей в Петербурге 19 века, проникаемся атмосферой прошлого, понимаем, какие мысли и идеи витали в головах интеллигенции. Но все же одной из главных сюжетных линий является любовь Раскольникова и Сони, и, можно сказать, вокруг нее строится вся книга. Любовь, в основе которой лежит готовность к самопожертвованию и сострадание, может быть выше всего: действительности, каторги, бедности и несчастья. Она способна переродить человека, даже преступника, и только тогда любовь станет по-настоящему глубокой и искренней.

Соня Мармеладова

Соня Мармеладова – одна из людей (второй – это следователь Порфирий Петрович), которые считают, что Раскольникову будет лучше признаться в преступлении. В отличие от Порфирия Петровича, «юродивой» Соне удалось достучаться до совести Раскольникова.

Софье уготована тяжкая участь: сперва она теряет отца, а потом и мать. Из нужды девушка оказывается на улице и платит телом за то, чтобы иметь возможность помочь оставшимся членам семьи. Героиня предстает мягкой и «забитой», однако в Соне скрыта невидимая мощь внутренней силы воли и решимости.

Есть мнение, что Родион доверился Соне и прислушался к девушке, потому что и она имела грехи, была человеком, который преступил некую, определенную религиозными нормами, заповедями, черту. Соня для него родственная душа.

Раз уж вы зашли к нам, предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием произведения “Сон смешного человека” Федора Михайловича Достоевского

Узнав о том, что содеял Родион, Соня не отталкивает Раскольникова, не боится. Напротив, девушка плачет и жалеет его, ведь понимает, что поступок Родиона – это проклятие, это непосильная, тяжкая ноша.

Пребывая вместе с Раскольниковым в местах заключения, Соня вызывает со стороны заключенных уважение и теплые чувства, тогда как Родион, напротив, – отторжение и антипатию. Читатель наблюдает, как меняется отношение Родиона к Сонечке: сначала юноша выказывает к Соне холодность, но затем – чувства сменяются на любовь и осознание: Соня – самый близкий и родной человек для него.

Несмотря на отсутствие образования, Соня обладает высоким уровнем нравственности, глубоко и искренне верит в Бога. Девушка полна сочувствия и сострадания, которое пробуждает и в Родионе: российский этик В. Малахов считает, что путь к чувству сострадания лежит через толерантность и милосердие. Такой путь проходит Раскольников.

Соня занимается проституцией, но одновременно девушка целомудренна и чиста. Это возможно, благодаря жертвенности.

Девушка отдает тело, постепенно разрушая себя, однако это великая жертва, это выражение понимания Соней смысла жизни. Однажды Соня даже думает о самоубийстве, но отказывается от него.

По мнению девушки, это поступок, присущий эгоистам. Мы знаем, что о суициде подумывал и Раскольников: этот герой тоже отказался от такой затеи.

Личностное измерение отношений Раскольникова и Сони

Итак, мы выяснили, что эти герои разные, однако Раскольников и Соня, вследствие некой преступленной (ведь и в названии романа мы видим выведенное вперед слово «преступление») нравственной черты сближаются.

Герои узнают друг о друге случайно: пьяный Мармеладов рассказывает Родиону о Соне. Однако познакомятся лично герои намного позже: Раскольников увидит Соню, робко и стыдливо заходящую в комнату к умирающему чиновнику.

С тех пор пути персонажей часто пересекаются – словно по воле случая. Родион помогает Соне деньгами (что благородно, ведь у него их постоянно нет), спасает девушку от обвинений в воровстве.

В конце концов, Раскольников признается в совершенном преступлении: юноша изливает душу и ужасный грех именно Сонечке, что странно, ведь Раскольников отрекся от остальных людей, и даже от собственной семьи. Речь идет не столько о любви, сколько о спасении, которое Раскольников и Соня находят друг в друге.

Соня остается с Родионом в тяжелые для героя дни, словно вместе с ним отбывая наказание, во время каторги помогая возродиться духовно.

Источник: https://VShkole30.ru/sochineniya/sonya-i-raskolnikov-lyubov.html

Женские характеры в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Урок литературы для 10 кл. по теме «Символика в произведении Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Один из главных женских образов в романе «Преступление и наказание» – Соня Мармеладова. Девушка была дочерью чиновника, который спился и впоследствии больше не мог содержать свою семью.

Из-за постоянного злоупотребления алкоголем его увольняют с работы. Помимо родной дочери, у него есть вторая жена и трое детей.

Мачеха не была обозленной, однако бедность действовала на нее угнетающе, и иногда она винила падчерицу в своих бедах.

Женские образы в романе Достоевского «Преступление и наказание» глубоко трагичны. Судьба Сони не менее драматична, чем путь Раскольникова, хотя они и являются антиподами.

Мачеха толкает Соню на позорное дело ради того, чтобы прокормить детей. У Сони же было только одно достоинство – миловидная внешность. Она необразованна, не имеет талантов.

Поначалу Соня делает попытки честно трудиться, однако потом ее выгоняют, оставив без жалованья.

Женские образы в Преступлении и наказании Достоевского

Одной из главных ролей в произведении досталось злой старухе-процентщице, Алене Ивановне, которая изначальна не вызывал ни у кого никакой симпатии.

Старуха была алчная, везде искала только выгоду для себя. У старушки были даже злые глаза и острый нос, чем-то напоминала ведьму.

У Раскольникова она также вызывала ряд отрицательных эмоций, именно поэтому он и пошел на страшное преступление и убил ее.

А вот ее сестра по имени Лизавета была полная противоположность старухи. Она очень скромная, никогда никому не причиняла зла и вреда. Но и она становится жертвой. Вместе с плохим человеком погибает и хороший.

Мать Родиона Раскольникова имеет приятную внешность, она добрая и очень честная. Человек очень мягкий, но несмотря на это никогда не переступит через свои жизненные принципы. Сестра Родиона по имени Дуня, тоже очень хорошая девушка, любит свою семью и ради нее готова практически на все, соглашается даже выйти замуж по расчету.

Соня Мармеладова – молодая худая блондинка с голубыми глазами, зарабатывает на жизнь семьи и собственную, стоя на панели. Порой она очень уступчива, но также и тверды в своих взглядах на жизнь.

Именно она направляет Раскольникова на путь истины и раскаяться в содеянном. Соня очень сильная духом. Она очень добра и прощает всех.

Прощает свою мачеху за искалеченную жизнь, а также Раскольникова за убийство Лизаветы.

Мачеха Сони – Катерина Ивановна, женщина лет тридцати, имеет трех детей. На первый взгляд кажется очень строгой, в какой-то мере даже злой.

Но такие отрицательные качества позволяют ей выжить в таком суровом мире. И именно жизнь сделала ее такой. Она выбивалась из сил, чтобы заработать своим родным на кусочек хлеба, даже будучи больной.

Именно это и подталкивает Соню заняться проституцией.

Катерина Ивановна имеет бойкий твердый характер. Она очень умный и образованный человек. Женщина больна чахоткой, и из -за постоянных проблем, ее здоровье еще сильнее ухудшилось. Она любит Соню, хоть и порой бывает с ней жестока, но это все из-за навалившихся на нее бед.

Соня понимает все это и тоже любит свою мачеху и все ей прощает. Также Соня очень любит детей своей мачехи и относится к ним, как к своим родным братьям и сестрам. И также именно и ради детей она начинает заниматься непристойным вещами. Также и дети отвечают взаимностью Соне и любят ее.

Писатель воплотил в Соне Мармеладовой самые лучшие качества человека. Она искренняя, добрая, бескорыстная, сострадательная.

2 вариант

Соня.

Пожалуй, самой главной и значимой героиней в произведение является молодая девушка по имени Соня. Девушка блондинка с голубыми глазами очень робкая и скромная. Она помогла встать главному герою на истинный путь.

Бедная девушка, чтобы прокормить своего пьющего отца, больную мачеху и ее троих детей, занимается проституцией. Она способна ради них идти на такие жертвы и торговать своим телом.

Молодая девушка очень сильная духом, она женственная и честная.

Мать Родиона Раскольникова и сестра.

Сорока трехлетняя Пульхерия Александровна является очень мудрой женщиной. Она вдова. Она сошла с ума из -за беды, которая произошла с ее сыном и вскоре умерла.

Дуня-сестра Родиона также имеет положительные черты и очень красива внешне. Работает служанкой. Девушка очень храбрая и всегда может постоять за себя.

Ради своей семьи она готова на все, даже выходит замуж по расчету за нелюбимого человека.

Катерина Ивановна.

Мачеха Сони была строгой женщиной, которая болела чахоткой. Имеет троих двух малолетних детей. Порой бывает даже злой и жестокой. Но сама себя ненавидит из-за этого. Вскоре Катерина умирает от болезни.

Старуха-процентщица.

Богатая старуха по имени Алена Ивановна, которую убил главный герой произведения Раскольников. Ей было шестьдесят лет. Она жестока и бессердечна. Создавала себе капитал тем, что брала вещи за копейки у нищих людей. Автор произведения называл ее ведьмой и стервой. Она была бездушной злой маленькой старушкой. Не имела ни к кому жалости, ей лишь бы наживиться на чужой беде и горе.

Лизавета.

Лизавета является сестрой старухи. Женщина трудолюбивая. Она умеет шить, готовить еду, все свои денежные средства она отдает сестре. Иногда старуха даже бьет Лизавету. Лизавета умственно отсталая, и этим пользуются похотливые мужчины, поэтому она часто беременеет. Но дети у нее так и не рождались. Она стала случайной жертвой Раскольникова.

Настасья.

В произведении играет второстепенную роль. Является единственной слугой в доме главного героя. Родом она из деревни. Добродушная и разговорчивая. Чуткая и жалостливая. Пожалела Раскольникова, когда тот голодал, носила ему кое-какую еду и чай. Главному герою она стала заботливым другом.

Супруга Свидригайлова.

Марфа Петровна является супругой одного подлого героя произведения. Она безумно любит своего супруга, ни раз вытаскивала его из тюрьмы за свои деньги.

Сочинение 3

Роман Ф.Достоевского «Преступление и наказание» по праву можно назвать не только художественным, но и историческим произведением. Автор настолько реалистично описывает особенности той эпохи, что невольно заставляет читателя с головой окунуться в сюжет и глубоко прочувствовать все нюансы в отношениях между людьми того времени.

Одна из главных героинь романа – это Софья Семёновна Мармеладова. Хрупкая блондинка с голубыми глазами отличается своей скромностью и нерешительностью.

Она не обладает никакими особыми талантами, но ради своей семьи готова к самопожертвованию.

Чтобы хоть как-то вытащить своих родных из нищеты, восемнадцатилетняя девушка вынуждена пойти «на панель» и заниматься этим унизительным ремеслом, потому что она просто не видит иного выхода из плачевной ситуации.

Но грязная работа не приносит никакого результата. Её отец и мачеха умирают, детей увозят в приют для сирот, а сама Соня следует за Раскольниковым, отдает ему всю себя и безумно счастлива только от того, что находится рядом с любимым человеком. И все испытания, которые довелось пережить Соне, не смогли испоганить её чистую душу и доброе сердце.

Немаловажную роль в романе играет шестидесятилетняя Алена Ивановна. Эта старуха сколотила себе внушительное состояние на чужом горе.

Схема её обогащения проста: она берет за ничтожную сумму у людей ценные вещи, устанавливая свой процент и если человек просрочил с выплатой, пиши – пропало. Старуха очень алчная и жестокая женщина, что абсолютно не сочетается с её внешним видом.

Страдающая чахоткой Алена Ивановна, маленькая и тщедушная, не знающая, что такое сострадание и милосердие.

Младшая сестра старухи, Лизавета, исполняет роль служанки в доме процентщицы. Несмотря на свою нескладную внешность и всякое отсутствие красоты, женщина отличается трудолюбием. Лизавета страдает слабоумием и часто оказывается жертвой развратных мужчин. Она постоянно оказывается в «интересном положении» и Бог знает, чем оканчиваются все ее беременности, потому что детей у нее нет.

Мать и сестра Раскольникова. Обеих героинь объединяет безмерная любовь к сыну и брату. Мать согласна прозябать в нищете, чтобы только он получил хорошее образование и сделал карьеру. После ареста Родиона она впадает в такое отчаянье, что теряет рассудок и умирает.

Младшая сестра Раскольникова, Дуня, красивая и благородная девушка, по расчету выходит замуж, преследуя одну цель – выбраться из нищеты и вытащить оттуда свою семью.

Дуня, работая гувернанткой, часто терпит от своих хозяев обиды и унижения, но при этом гордость и чувство собственного достоинства она никогда не теряет и будучи смелой девушкой, может постоять за себя.

Автор сравнивает её с ангелочком, который во всей этой грязи умудрился сохранить в чистоте свою красивую душу.

← Проблема совести в романе Преступление и наказание← Герои повести Белые ночи↑ ДостоевскийПетербург в романе Преступление и наказание →Образ Семена Мармеладова (Преступление и Наказание) →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/dostoevskij/zhenskie-obrazy-v-prestuplenii-i-nakazanii

Как может быть объяснено поведение Сони?

Наделяя героиню миловидной внешностью, Ф. М. Достоевский подчеркивает чистоту ее внутреннего мира. Ее лицо выглядит практически детским, голубые глаза привлекают внимание. При знакомстве с этим персонажем у читателя может возникнуть ряд вопросов.

Можно ли ходить по краю пропасти так, как это делает она? И может ли человек со здоровым рассудком мыслить таким образом? Возможно ли постоянно затыкать уши, когда указывают на твое положение? На что может надеяться Соня? Все это похоже на признаки человека, который сошел с ума.

И Раскольников решает остановиться на этой мысли. Ведь это объяснение нравится ему больше, чем какое-либо еще.

Если бы главный герой не увидел в Соне этакую сумасшедшую, то, возможно, он и не стал бы ей рассказывать о своей тайне. Поначалу он просто цинично бросил вызов ее смиренности, сказав о том, что убил только ради себя.

Соня ничего не отвечает на его слова до той поры, пока Раскольников прямо не задает ей вопрос: «Что мне делать?».

Символика древа и креста в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Лестница была темная и узкая, «черная», но он все уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен [15, 5].

Таким образом, символ древа, хотя и присутствует в романе «Преступление и наказание», тем не менее, выражен не ярко. Из дерева сделаны предметы мебели, описываемые в романе, также встречаются деревянные лестницы, доски, бревна. Древо как символ ассоциируется в романе с символом Креста.

2.2 Крест — символ страдания, спасения и воскресения

В романе «Преступление и наказание» важнейшим символом и связующим элементом сюжета, композиции и отдельных сюжетных линий выступает крест.

Крест — в христианском нравственном богословии есть совокупность жизненных лишений, страданий, которые должны терпеливо переноситься во имя Христа.

Впервые в тексте слово «крест» слышится из уст пьяного Мармеладова в распивочной.

«- Жалеть! Зачем меня жалеть! — вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперёд рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов.- Зачем жалеть, говоришь ты? Да! меня жалеть не за что!- Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть. Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его! …» [15, 63].

Источник: https://SchoolIntellectum.ru/sochineniya/sonya-i-dunya.html

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: