Урок литературы в 9 классе «Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка»

Официальный сайт МБОУ

Урок литературы в 9 классе «Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка»

Министерство образования и науки Российской Федерации

                                                                        Москва.ОАО Типография «Новости».

                                                                        ООО «Открытая школа» №1, 2011 год

Аникушкина Ольга Анатольевна, педагог

                           МБВ(С)ОУ  «Вечерняя (сменная)

                                                                                         общеобразовательная школа №1»

 (Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка»).

Цели:

Обучающая:познакомить учащихся с жанровым своеобразием пьесы, ее

композиционными особенностями, системой действующих лиц; творческой судьбой

пьесы; повторить значение литературоведческих терминов;

Развивающая:способствовать развитию речи, мышления и сенсорных навыков.

Воспитательная:пробудить интерес к русской поэзии и классической музыке;

обострить душевную чуткость, понимание основной ценности жизни – любви.

Предварительная работа:

  • прочитать пьесу А.Н.Островского «Снегурочка»;
  • подготовить сообщения по теме: «Жанровое своеобразие пьесы «Снегурочка», ее творческая судьба» (2 ученика);
  • подготовить выразительное чтение отрывка из пьесы – Монолог Весны;
  • задание учащимся: нарисовать Снегурочку. Какой вы ее представляете? (по желанию).

Оборудование:

  • тексты весенней сказки А.Н.Островского «Снегурочка»;
  • видеофильм «Снегурочка» (мультфильм на материале пьесы А.Н.Островского и оперы Римского-Корсакого «Снегурочка»);
  • словарь литературоведческих терминов;
  • репродукции к сказке; рисунки учащихся.

Вступительное слово учителя. Сегодня мы поговорим об одной из основных ценностей жизни – о любви. О ней говорить сложно, но мы постараемся это сделать. Проходят года, один век сменяется другим, меняется наша жизнь.

Но во все времена человечество волновали вечные вопросы: зло и  добро, жизнь и смерть, дружба и любовь, предательство и верность.

Эти проблемы находят свое отражение в литературе, музыке, живописи… Давайте обратимся к пьесе Островского «Снегурочка» и послушаем музыку из одноименной оперы Римского-Корсакова…

Сообщения подготовленных учащихся о жанровом своеобразии и творческой судьбе пьесы (приложение 1, 2).

Самостоятельная работа. Система действующих лиц (таблица). Задание: распределить героев: Весна, Бобыль, Бобылиха, Лель, Мороз, Снегурочка, Леший, Мизгирь, царь Берендей, Купава, Солнце, свита Весны: птицы, звери, Бермята.

Мир природыМир берендеев
Весна, Мороз, Леший, свита Весны, Солнце, СнегурочкаБобыль, Бобылиха, Купава, Лель, Мизгирь, царь Берендей, Снегурочка
Вывод: Снегурочка – дитя природы, живущее в мире людей.

Учащиеся называют элементы композиции и соотносят их с частями пьесы:

экспозиция – монолог Весны;

завязка – разговор Мороза и Весны. Финал Пролога; кульминация – сцена обретения дара любви; развязка – финал пьесы (гибель Снегурочки и Мизгиря).

  • Беседа. Работа с текстом. Вопросы:
  • С чего начинается сказка? ( экспозиция – монолог Весны. Читает учитель или подготовленная ученица) – Пролог, явл.1;
  • Что мы узнаем из Монолога Весны?
  • Как живут берендеи? Какие черты русского народа мы видим в берендеях? Что для них любовь?Где и когда происходит действие пьесы? (завязка – чтение по ролям диалог Мороза, Весны и Снегурочки) – явл.2;
  • О чем спорят Мороз и Весна? Что означает счастье для Снегурочки? Почему она хочет пойти к людям?
  • После завязки обсуждаем сюжет. Что происходит, когда Снегурочка пришла к людям? Она счастлива? Почему?
  • В царство берендеев приезжает Мизгирь, чтобы жениться на Купаве. Что происходит, когда он видит Снегурочку? Что чувствует Купава?Что хочет сделать Купава? Куда она бежит за помощью? Каким мы видим царя Берендея?
  • Назначен суд над Мизгирем. Приходит Снегурочка. Чему поражается царь Берендей? (обсуждение внешней красоты Снегурочки) – репродукции, рисунки учащихся.
  • Может ли внешняя красота без душевного тепла принести кому-то счастье? Кого-то согреть?

…так что есть красота?  И почему  ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

                                       Н.Заболоцкий

  • Что приказывает царь? Почему Лель выбирает для поцелуя Купаву, а не Снегурочку? Что чувствует Купава?
  • Почему Лель хотел, чтобы Снегурочка увидела сцену признания Купавы?
  • Что чувствует Снегурочка? Куда она бежит за помощью? (кульминация – сцена обретения дара любви, фрагмент из видеофильма);
  • Как меняется окружающий мир для Снегурочки после обретения дара любви? Как изменилась для нее природа и она сама?
  • Почему Снегурочка выбирает любовь, а не жизнь? Как можно объяснить решение Весны дать дочери любовь, обрекая ее тем самым на погибель?
  • Развязка. Гибель Снегурочки и Мизгиря (чтение по ролям, монолог царя Берендея (действие 2, явл.4));
  • Какой погибает Снегурочка – счастливой или нет? Почему? А Мизгирь? Оправдана ли смерть Снегурочки? Как восприняли финал истории любви Снегурочки и Мизгиря берендеи?
  • Напоминает ли чем-то судьба Снегурочки судьбу еще одной героини Островского? (Катерину из пьесы «Гроза»). В чем различия между ними и чем они похожи? Финал «Грозы» – гибель Катерины, финал «Снегурочки» – гибель Снегурочки. После смерти Катерины наступает очищение, обновление: Варвара и Кудряш больше не врут: следуя своей природе, перестают играть по правилам «темного царства» и бегут на волю. Снегурочка и Мизгирь тоже погибают, но приходит весна, остаются жить и любить Купава и Лель. И в той и в другой пьесе происходит обновление!
  • Про какое время года мы говорим: «Пришла пора любви»? Почему? (Тема жертвенности:  и Катерина, и Снегурочка приносят себя в жертву, чтобы остальные могли жить и любить. Рушится «темное царство» в «Грозе», рушится царство холода в «Снегурочке»).
  • Так в чем же счастье для человека? (В любви…)
  • Домашнее задание: Мини-сочинение (1,5-2 листа). Тема: «Счастье в том, чтобы любить…» (сравнить двух героинь Островского – Снегурочку и Катерину, поищите их отражение в современном мире, кого вы хотели бы видеть своей подругой, почему? Любовь многолика: любовь к родителям, к детям, к животным, к родине и т.д.).
  • Заключение. Строки из стихотворения Владимира Высоцкого «Баллада о любви» созвучны нашей теме «Все живое должно любить…».

…Свежий ветер избранных пьянил,
    С ног сбивал, из мертвых воскрешал,
    Потому что, если не любил –
    Значит – и не жил, и не дышал!

  • Желаю вам, чтобы вы могли сказать, что вы и жили, и дышали, и любили! Любите и будьте счастливы!

                                                                                                                                        Приложение 1

          Жанровое своеобразие пьесы А.Н.Островского «Снегурочка».

В 1873 г. была написана пьеса, занимающая среди произведений Островского особое положение: драматическая сказка в стихах «Снегурочка», одно из замечательнейших созданий русской поэзии. Царство добрых берендеев – упрек современному обществу, положившему в свое основание эгоизм и расчет.

В «Снегурочке» именно стужа людских сердец приносит горе берендеям. Меркнут лучи животворящего Ярилы-Солнца, охлаждаются люди по отношению друг к другу. Что же спасет людей от вечного холода? – Только тепло любви! Эта пьеса логически связана с философскими поисками Островского.

В «Снегурочке» драматург символически формулирует свою философию человека, философию жизни, философию любви.

Это не комедия, не драма, а именно сказка, старинная легенда о сказочной девушке, которая не знала любви. Потом полюбила всем сердцем и погибла. Это – своеобразная поэма для театра, где не всегда ясно, что сказано всерьез, а где автор лукавит. Здесь придумано все, кроме человеческих страстей, которые не могут не трогать.

Любит – не любит, выберет – не выберет, разгадывают простодушные берендеи желания дочери Мороза и Весны – Снегурочки. Она не умеет любить и не хочет никого выбирать. Все окружающие Снегурочку люди затронуты чувством – подружка Купава, музыкант Лель, благородный Мизгирь. Снегурочке же тайна таких чувств незнакома. Но она любопытна.

..

Любовь, которая зародилась в душе у Снегурочки – причина ее гибели, но смерть Снегурочки – искупление грехов берендеев. Принимая эту жертву, бог солнца Ярила сменяет гнев на милость и возвращает берендеям свет и тепло, совет и любовь. Не эгоизм, а бескорыстная и беззаветная любовь спасет человечество – такова вера Островского, такова лучшая из его надежд.

                                                                                                                                  Приложение 2

                                      Творческая судьба пьесы «Снегурочка».

Впервые пьеса была опубликована в журнале «Вестник Европы», в 1873 г. в № 9.Сразу за публикацией композитор Римский-Корсаков попросил у Островского разрешения использовать пьесу для оперы. Сюжет «Снегурочки» давал композитору возможность воспеть жизнь народа, протекающую просто, бесхитростно, в согласии с природой, отобразить его быт, красочные обряды.

«Снегурочка» была поставлена на сцене в начале 1882 г. Сам Островский так сказал об этой постановке: «Музыка Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой – сперва снежно- холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

В начале 20-го столетия пьесу ставили в лучших русских театрах, такие режиссеры как Ленский, Станиславский и другие.

И сейчас «Снегурочка» с успехом продолжает жить на театральных сценах многих театров, так как в ней поднимаются вечные вопросы человеческого бытия.

Эта дивная сказка, как и прекрасная музыка к ней, не потеряла актуальности и в наши дни. И продолжает восхищать нас, доставляя радость общения с Прекрасным.

Источник: http://night-school-1nvkz.narod.ru/index/0-26

Разработка урока по литературе на тему:

Урок литературы в 9 классе «Весенняя сказка А.Н. Островского «Снегурочка»

МОУ «Слободзейская ООШ№4»

Урок литературы

«Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка»

8 класс

Разработала

Мартыненко А.П. ,учитель литературы
II квалификационной категории

Слободзея,2018

Оборудование урока: портрет писателя, иллюстрации к русской народной сказке «Снегурочка», мультимедийная презентация.

Цель урока: Определить, какие традиции устного народного творчества сохранил А.Н.Островский в сказке-пьесе и в чём проявилось новаторство писателя

Выступления учащихся ( защита презентаций )

Биографы

1.Целью нашего исследования было изучение истории создания сказки «Снегурочка» и постановки пьесы.

2.(слайд с портретом А.Н.Островского)

Колумб Замоскворечья – так называли Александра Николаевича Островского.Он родился в апреле 1823 года в Москве, в Замоскворечье – районе, где традиционно селились купцы и чиновники.

Островского по праву считают основоположником русского национального театра.Он автор 47 пьес, которые до сих пор не сходят со сцены многих театров.

3.(слайд – обложки книг)

Одной из самых популярных пьес Островского является пьеса – сказка «Снегурочка». «Весенняя сказка» – так назвал её автор.

4.( слайд – Барский дом)

С имением Щелыково связана история создания многих пьес, в том числе и пьесы «Снегурочка».В 1873году под влиянием русской народной сказки из сборника А.Н.Афанасьева (собирателя фольклора) Островский пишет пьесу «Снегурочка».В ней снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы.

5.(слайд – П.И.Чайковский)

Почти сразу после создания пьеса была поставлена на сцене.

«Это одно из любимых моих детищ. Пьеса Островского мне понравилась, и я в три недели без всякого усилия написал музыку»Пётр Ильич Чайковский свой замысел определил так: «В этой музыке должно быть заметно радостное, весеннее настроение».

6.(слайд – Р- Корсаков)

В 1881 году композитором Римским – Корсаковым была написана опера «Снегурочка»Как говорил сам композитор: «Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой лёгкостью и скоростью , как «Снегурочка»

Музыка Н.А.Римского – Корсакова пронизана благоуханием весны, теплом и светом, согрета песенными народными мотивами.

7.(Костюмы 2 слайда)

Эскизы костюмов к пьесе – сказке «Снегурочка» были созданы известным художником Виктором Михайловичем Васнецовым.

8.(слайд – Вывод)

Итак, «Снегурочка» Островского, написанная драматургом в 1873 году на сюжет народных сказок о девушке – Снегурушке была задумана как веселое представление для праздничных спектаклей.

Фольклористы

(слайд – фольклорные мотивы в сказке)

1.Обратившись пьесы – сказки, мы должны были определить, какие жанры УНТ ввел в сказку драматург, обработав их литературно.

Итак, в пьесе – сказке «Снегурочка» А.И.Островский широко использовал материал народных сказок, поверий, обычаев, календарных обрядов, связанных с весной – светлым и радостным временем года.

(слайд – сказка)

2. Остановимся поподробней на некоторых жанрах устного народного творчества, которые использовал Островский. Как уже было сказано, пьеса «Снегурочка» была навеяна историей – сказкой о девушке, слепленной из снега и растаявшей от яркого пламени костра, через который она прыгнула.

(слайд- легенда)

3. В основе сказки лежит легенда о Берендеях. Действие в сказке происходит в стране берендеев в доисторическое время.

По преданию, в древние времена жило счастливое племя берендеев, которым управлял мудрый и добрый царь Берендей. Вотчиной Берендеева царства считают Переславль – Залесский, в 20 км от него есть поселок Берендеево, есть и Берендеево болото.

(слайд- Обряды)

4.А.Н.Островский в пьесе широко использует обрядовую мифологию.

Сюжет сказки «Снегурочка»представляет собой последовательную цепочку обрядов: берендеи провожают Масленицу, выходят встречать Солнце, участвуют в свадебном обряде, в котором показаны три момента свадебного обряда – девичник, сватовство, день свадьбы.

5.(слайд – Масленица)

Обратимся к обряду Масленица. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Главные традиционные атрибуты народного празднования масленицы – блины и гуляния. Ритуал проводов Масленицы заключается в сожжении чучела Масленицы.

( предлагаем вашему вниманию фрагмент «Проводы Масленицы» из мультипликационного фильма «Снегурочка». Музыка из оперы Римского –Корсакова.) (фрагмент фильма)

6.(слайд – Пословицы)

В пьесе – сказке встречаются пословицы и поговорки. Они придают речи героев выразительность, яркость, образность. Народная мудрость звучит в пословицах и поговорках, встречающихся в сказке.

7.(слайд – Народные песни)

На вопрос отца – Мороза: «Что магнит тебя покинуть терем родительский, и что у берендеев завидного нашла?»

Снегурочка отвечает: «Людские песни. Без песен жизнь не в радость».

Мудрая простота народных песен окрашивает сказку весенними тонами расцветающей природы.

В свою сказку Островский включил подлинную фольклорную песню «А мы просо сеяли..» (фрагмент фильма)

9. Вывод:

Итак, лирическая пьеса – сказка Островского «Снегурочка»- произведение, которое вместило в себя народную сказку о девушке – Снегурочке, народное представление о древнем племени берендеев, старинные календарные обряды, песни. Таким образом, Островский сохранил традиции устного народного творчества, включив перечисленные жанры устного народного творчества в свою сказку.

Литературоведы

(слайд – традиции и новаторство)

1.Определить, в чем проявилось новаторство писателя при создании сказки – вот цель нашего исследования.

Если традицией является передача и сохранение обычаев и нравов, то новаторство – это обновление и привнесение чего-то нового в создаваемое произведение.

(слайд – таблица – Отличие сказки от пьесы)

2.Так что же нового привнёс автор в созданное произведение?

Во-первых, Островский наполнил сказку – пьесу новым содержанием. В его сказке, в отличие от русской народной, Снегурочка – Дочь Мороза и Весны, и тает она от любви.

(слайд – Таблица с героями)

3.Во-вторых, наряду с вымышленными сказочными героями в сказке присутствуют реальные персонажи: Лель, Купава, Берендей, Мизгирь, Бобыль, и др.

(слайд – Образ Снегурочки)

4.В сказке самым примечательным является Образ Снегурочки. Он привлекает внимание читателя. Снегурочка Островского – сама доброта и нежность. И лишь открыв свое сердце людям, испытав дар любви, ощутив счастье, сгорает в этом огне восторженная. Снегурочка погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярила.

Обратимся к финальной сцене сказки…(инсценировка)

После слов царя Берендея :

Включить фрагмент фильма – щёлкнуть на образ Снегурочки)

(слайд- Вывод)

5. Итак, новаторство писателя заключается в том, что

1) Писатель придумал новый сюжет для старой сказки.

2) Наполнил мотив гибели новым содержанием.

3) Образ Снегурочки превращается в символ всепобеждающей любви, символ победы любви, победы жизни над смертью.

Слово учителя:

Да, Островский мотив гибели Снегурочки наполнил новым содержанием: Снегурочку губит не солнце, а любовь , которой она так жаждала. Сохрани она холодное сердце, гибель бы ей не грозила, Но жить бесчувственной она не хочет и не желает быть причиной гибели Мизгиря.

Проблемный вопрос группам:

Согласны, что образ Снегурочки прекрасен?

Но почему же тогда царь Берендей называет её кончину чудесной, и берендеев не тревожит её гибель и гибель Мизгиря?

Ваши мысли?

(ответы каждой группы)

Заключительное слово учителя:

Печальный финал любви Снегурочки берендеи не восприняли как трагедию. Берендеи поняли, что жить без любви невозможно. Живя в полном согласии с природой, нужно понимать , что смерть Снегурочки закономерна, так как снег весной тает, но при этом он питает новую жизнь. И так из века в век- закон природы.

Так что же такое «Снегурочка» Островского?

«Снегурочка» – это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы , молодости.

Произведение основано на народных сказках, песнях, преданиях и легендах.

Островский только соединил сказки, легенды и песни воедино и придал народному творчеству весьма своеобразный колорит.

Домашнее задание: «Чему научила меня сказка-пьеса «Снегурочка»?

Источник: https://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-literature-na-temu-vesennyaya-skazka-a-n-ostrovskogo-snegurochka-folklornye-tradicii-i-novatorstvo-pisatelya-4504665.html

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: