Урок математики в 3 классе по теме: Умножение и деление круглого числа на однозначное число

Альманах педагога |

Урок математики в 3 классе по теме: Умножение и деление круглого числа на однозначное число

Шкробова Анна Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГКОУ школа–интернат № 12
Населённый пункт: с.Юца, Предгорный район, Ставропольский край
Наименование материала: открытый урок
Тема: “Умножение круглых чисел на однозначное число”
22.05.2018
Раздел: среднее образование

Тема урока: «Умножение круглых чисел на однозначное число».

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме

«Умножение круглых чисел на однозначное число».

Задачи урока:

Образовательные:

закрепление понятий действия умножения и их применение при

решении задач.

повторение и закрепление знаний таблицы умножения при решении

примеров.

обобщение и систематизация знаний по умножению круглых чисел.

Развивающие:

способствовать развитию мыслительной деятельности через

установление логических связей, планирующей функции мышления.

развивать вычислительные навыки.

развивать социальные навыки.

Воспитательные:

воспитывать чувство коллективизма, ответственности,

дисциплинированности.

Тип урока: урок закрепления полученных знаний и умений.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока. Слайд 1

1.

Организационный момент (дыхательная гимнастика).

Всем здравствуйте!

Настал новый день.

Я улыбнулась вам,

А вы улыбнулись друг другу.

Как хорошо, что мы сегодня все вместе, все здоровы.

Глубоко вдохните и выдохните.

Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство, волнение, тревогу.

Вдохните в себя свежесть и красоту сегодняшнего дня, радость, хорошее

настроение.

Нарисуйте в воздухе солнышко, лучики, улыбку.

Я желаю вам активности и внимательного отношения друг к другу на уроке.

Садитесь.

2.

Коррекционное упражнение:

– Первое, что нам сегодня нужно сделать, чтобы включиться в работу –

расшифровать то, что написано у меня на доске. Разгадав, вы узнаете, чем мы

будем заниматься на уроке.

«Нумерованный алфавит» Слайд 2

Из набора цифр составить слово. На столах у вас лежит зашифрованный

алфавит, с помощью которого вы можете разгадать зашифрованное слово.

21, 14, 15, 16, 8, 1, 20, 30. (Умножать)

– Молодцы! Справились все правильно, значит, мы сегодня будем умножать.

Ребята, а какой же таблицей мы пользуемся при умножении чисел?

Правильно, таблицей умножения. А какой учёный занимался созданием

таблицы умножения?

Историческая справка. Слайд 3

Созданием таблицы умножения занимался русский математик Леонтий

Филиппович Магницкий. Он издал в 1703 году первый учебник по

математике «Арифметика», в котором и была опубликована таблица

умножения.

3.

Устный счёт:

– Ребята, давайте вспомним как называются компоненты при умножении и

результат умножения? (первый множитель, второй множитель,

произведение) Слайд 4

Заполни пустые клетки: Слайд 5

2 * 10 =…

100 * 5 = …

7 * 100 = …

10 * 9 = …

– Давайте проверим, правильно ли вы решили. Слайд 6

– Ребята посмотрите на эти примеры и скажите, что объединяет все эти

примеры? ( в ответе круглые числа)

– А какие числа называют круглыми? (они оканчиваются на ноль)

– На какие две группы можно разделить эти числа? (круглые десятки и

круглые сотни)

4. Актуализация знаний:

– Итак, темой сегодняшнего урока является « Умножение круглых чисел на

однозначное число».

– А сейчас открываем тетради, записываем число:

8.02.18г.

Классная работа.

Минутка чистописания:

110 (расскажите об этом числе)

(трёхзначное, чётное, составное, 1 сот.1дес.0ед., соседи 109 и 111, круглое

число – а почему?).

– Для того, чтобы приступить к выполнению заданий. Мы должны вспомнить

правило умножения круглых чисел на однозначное число.

Правило: Чтобы умножить круглое число на однозначное, нужно умножить

количество десятков на однозначное число и прибавить ноль. Слайд 7

– Ребята, открываем учебники на стр. 138 примеры № 568 (3) 4 столбика

10*2=20 3*10=30 20*2=40 0*10=0

10*4=40 6*10=60 20*4=80 3*30=90

10*8=80 9*10=90 20*3=60 4*20=80

10*7=70 10*10=100 20*5=100 1*60=60

Решение примеров у доски и в тетради.

5.

Физминутка

А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

– Итак. Ребята посмотрите на экран. На экране записана задача, прочитайте её

сначала тихо, а потом вслух.

Задача. Слайд 8

Поезд состоит из 5 вагонов. В каждом вагоне по 10 пассажиров. На станции

Минутка из поезда вышло 15 пассажиров. Сколько осталось пассажиров в

поезде?

– В этой задаче есть словарные слова, которые вы изучали на уроках русского

языка. Найдите их. Обратите внимание, как написаны эти слова. Слайд 9

Задачу читает ещё раз учитель

► Что нам известно в задаче?

► Что нужно найти в задаче?

► Сможем сразу ответить на вопрос задачи? ( нет, потому что нам

неизвестно сколько всего было пассажиров в поезде.)

► Приступаем к краткой записи. Слайд 10

Всего – 5 вагонов по 10 пассажиров-?

Вышло – 15 пассажиров

Осталось – ?

– Сколько стоит знаков вопроса?

– Значит, сколько будет действий?

Решение:

1)

5*10=50(п.) – всего.

2)

50-15 =35(п.)

Ответ: 35 пассажиров осталось в поезде.

Давайте проверим решение задачи. Слайд 11

6.

Итог урока

Слайд 12

– При решении задачи, каким правилом пользовались? (правилом умножения

круглых чисел на однозначное число)

– В каком действии использовали правило умножения круглых чисел на

однозначное число?

( в 1 действии)

А сейчас открываем дневники и записываем домашние задание.

Домашнее задание Слайд 13

стр. 139 №575

7. Рефлексия: Слайд 14

«Самым интересным сегодня на уроке было…».

«Самым сложным сегодня на уроке было…».

«Сегодня я научился…».

«Я узнал новое…».

Выставление оценок.

– Спасибо! Вы сегодня мне очень понравились. Всё, что мы с вами

запланировали, мы успешно выполнили, со всем справились.

Слайд 15

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат №12»

Конспект открытого урока

по математике

в 5 классе

«Умножение круглых чисел на однозначное число»

Учитель математики

А.А.Шкробова

2018г.

Источник: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=24185

Урок 8: Внетабличные умножение и деление

Урок математики в 3 классе по теме: Умножение и деление круглого числа на однозначное число

План урока:

Умножение и деление круглых чисел

Умножение суммы на число

Умножение двузначного числа на однозначное

Деление суммы на число

Деление двузначного числа на однозначное

Ребята, ответьте на вопрос. Что находится в начале числовой линейки?

Источник

Правильно, нуль. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы отправимся по математическому маршруту, где познакомимся с внетабличным делением и умножением.

Прокачайте уменья

В умноженье и деленье!

Примеры внимательно читайте –

Быстро, правильно считайте!

За старанье, прилежание

Цветную ленту получайте!

В конце урока вас ждет яркий сюрприз, но сейчас откройте тетради, возьмите ручки, начинайте выполнять задания.

Умножение и деление круглых чисел

Источник

Обратите внимание: круглым называется число, которое оканчивается нулем — 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100. Круглые числа похожи на десятки. Разряд единиц круглых десятков равняется нулю.

Прочитайте таблицу круглых чисел:

Умножение и деление круглого двухзначного числа на однозначное выполняется по определенным правилам. Познакомьтесь с этими правилами.

Деление круглых чисел

Рассмотрим пример внетабличного деления:

В примерах деления круглого числа делим количество десятков и дописываем в ответе нуль.

Делим на 10 — убираем в ответе нуль.

В частном не пишем нули, если делимое, делитель — круглые числа.

Умножение круглых чисел

А знаете ли вы, что за тысячелетия развития математики было придумано много вариантов умножения. Считалось, что для овладения искусством вычисление нужен талант. Итальянский математик 15 века Лука Пачоли  приводит 8 способов. Познакомимся с некоторыми из них.

Рассмотрите прием внетабличного умножения.

Двадцать умножить на три равно шестидесяти.

Воспользуемся правилом перестановки множителей, получим пример, который умеем решать.

Прочитайте правило внимательно.

При умножении круглого числа на однозначное, надо умножить десятки на второй множитель, в ответ справа добавить нуль.

Увеличить в десять раз — это значит написать в значение произведения первый множитель и добавить к нему 0 справа.

Произведение семи и десяти равно семидесяти.

Воспользуйтесь правилами математики внетабличного умножения и деления для решения примеров:

Проверьте:

Ошибок нет, молодцы. Ваша первая награда — красная ленточка.

Источник

Впереди ждут новые открытия, не отставайте, думайте, решайте.

Умножение суммы на число

Задание. Посчитайте и запишите решение на вопрос: сколько квадратов в прямоугольнике?

Вариант 1. Рассуждайте так: в ряду шесть синих квадратов плюс три красных квадрата. Рядов 4. Значит, запишите решение:

Сумма в скобках равна девяти. 9 ∙ 4 = 36. Это табличное умножение.

Вариант 2. Количество квадратов подсчитайте другим способом. Узнайте, сколько синих, потом, сколько красных, полученные результаты сложите.

Таким способом удобно умножать большие величины.

Любое двузначное число легко записать как сумму разрядных слагаемых: круглых десятков и единиц.

Умножайте сначала десятки, потом единицы, произведения складывайте.

Как это сделать, рассмотрите на примере.

Сумму десяти и пяти умножим на шесть.

Это распределительное свойство умножения суммы на число.

Правило умножения суммы на число запишите буквенным выражением.

За внимание награждаю вас оранжевой лентой.

Источник

Идите по маршруту дальше.

Умножение двузначного числа на однозначное

Сейчас будем решать вот такие примеры: 

Они такие легкие, что мы разделаемся с ними на раз, два, три.

Устное умножение чисел двузначного на однозначное

Считать устно — это просто замечательно, я сам стараюсь обходиться без калькулятора. Но для того, чтобы это делать, нужно знать приемы устного счета. Это чудесная разминка для мозга.

Источник

Мы разберемся с примерами, когда двузначное число умножается на однозначное. Вы научились записывать сумму разрядных слагаемых, поэтому воспользуемся этим умением.

Давайте тренироваться:

Пример сложнее.

89 умножить на семь.

Ну как, простые примеры? По способу решения — да. А вот, если не знаете таблицу умножения, то не такие уж простые.

Ребята, за верное решение получайте желтую ленту.

Источник

Умножение столбиком двузначного числа на однозначное

Это письменный прием вычислений. Такие примеры мы привыкли называть примеры в столбик или примеры столбиком. Давайте научимся правильно записывать такое решение.

Пусть надо 58 умножить на семь.

А теперь начните решать. Последовательно умножьте слева направо все цифры первого множителя на 7, пока они не закончатся. Умножаем 8 на 7, это 56. Что нам с ним делать? Смотрите, то, что единицы, мы так и записываем.

Процесс умножения закончен. Читаем ответ — четыреста шесть.

Давайте посмотрим другой пример.

Запишите столбиком.

Проверьте, как записали.

Выполните вычисления. 5 ∙ 9 = 45. Пять записываем под девяткой. Четыре в уме.

4 ∙ 9 = 36. Да 4 в уме. 36 + 4 = 40. Записываем значение произведения. Читаем ответ — 405.

Проверьте свою запись.

Хорошо. Вот вам зеленая ленточка

Источник

Деление суммы на число

Прочитайте рассказ «Из истории символов».

Люди сначала умножали, делить научились позднее. В десятом веке ученый Герберт в математических трудах упомянул сложные правила «железного деления». Старинная итальянская поговорка гласила: «Трудное дело — деление». Оно и в самом деле было трудно, если принять во внимание утомительные методы, какими выполнялось тогда это действие. 

В середине 18 века в странах Европы начали делить привычным для нас простым способом, который изобрели арабы. Он получил название «золотое деление».

Для записи действия применяются разные знаки:

В 17 веке в Англии и США чаще всего использовался обелюс. Символ в виде двух точек придумал немецкий математик Г. Лейбниц в 1684 году. На письме он очень похож на двоеточие.

Познакомимся со способом деления. Выполните задание.

Какие числа нужно вставить в «окошки», чтобы получились верные равенства?

Решение.

Рассуждаем: первое слагаемое — круглое число. В окошко нужно подставить слагаемое, которое делится на три без остатка.

Подсказка: вспомните результаты табличного умножения на 3. Например, 27.

Деление суммы чисел 30 и 27 на данное число 3 вычисляется так: каждое слагаемое делится на три и результаты складываются.

Запишите подробное решение:

Сформулируйте правило деления суммы на число:

Голубой цвет неба на маршруте вам не помешает.

Источник

Деление двузначного числа на однозначное

Ребята, вы меня узнали? Люблю наряжаться на маскарад. Вот прицепил такие усы, думал, что буду похож на фокусника. Чудеса начинаются.

Такие задания называют примерами с «усиками». Да, да, но усики носят не люди, кто делит, а сами примеры. Рисовать их нужно простым карандашом, а когда научитесь быстро считать, то просто представляйте в голове.

Устное деление двузначного на однозначное

Задание 1.

Пусть надо решить, сколько будет

К «усикам» запишем такие два слагаемых, которые делятся на 8, а в сумме дают 96.

Самое главное — это не ошибиться в подборе первого «усика». Надо запомнить, что он всегда больше, чем второй. Ищем его, умножая 8 на 10. Если не подойдет, то будем умножать на 20, на 30. Главное, чтобы было круглое число.

Все понятно? Будем тренироваться.

Задание 2.

Задание 3.

Попробуем разделить 90 на два. «Первый усик» явно не 20, тогда второй будет 70. Знаем, что «второй усик» не может быть больше первого.

Вижу, что не 60, потому что 30 разделить на два — это не табличный случай.

Следовательно, 2 ∙ 40 = 80. Значит «первый усик» предположительно 80. «Второй усик» тогда найдем вычитанием: 90 – 80 = 10. Десять разделить на два, это таблица.

Как думаете, вы справитесь с делением? Когда встречаете случаи, где двузначное число делится на однозначное, и примеры не относятся к таблице умножения, то решайте подбором «усиков». Разбивайте делимое на подходящие слагаемые. Их можно записать суммой в скобочках, а при делении использовать правило деления суммы на число.

Решите задачу.

Таня выполнила 96 примеров, а Коля в 4 раза меньше. Сколько примеров решил Коля?

Чтобы ответить на вопрос задачи, надо выполнить действие деления.

96 : 4 =

«Усиками» будут 80 и 16, получается сумма 80 + 16. Значит, каждое из этих слагаемых разделите на 4, а частные сложите.

Ответ: 24

Этап пройден. Вот вам синяя лента в награду.

Источник

Деление столбиком двузначное на однозначное

Письменное деление уголком просто невозможно усвоить без блестящего знания таблицы умножения. Это просто трата времени и нервов. В древности в римских школах ее заучивали хором на распев. Знаете ответы на «отлично», тогда переходите на примеры деления в столбик.

Задание 1.

Пусть надо 84 разделить на три. Посмотрите на запись. Такой значок означает деление уголком. Уголок имеет наверху делитель, на который делим. Под чертой — результат, который ищем. Он называется частным.

Нам надо узнать, чему равно частное. Но прежде определим, сколько цифр будет в результате. Это очень важный шаг, поэтому упускать его нельзя. Как мы будем это делать? Посмотрите на первую цифру. Это восьмерка.

Восемь больше трех. Значит, она может дать нам полноценную цифру в частном. Ставим точку. После восьмерки еще одна цифра, это значит, что частное — двузначное число.

Под чертой в уголке карандашом поставьте вторую точку.

Первое неполное делимое — восьмерка. Начинаем ее делить на три, ищем табличный случай. Легче всего уменьшать 8 на единицу.

8 – 1 = 7. В таблице нет деления семи на три.

Уменьшаем еще на 1.

7 – 1 = 6. Шесть делится на три, получается — по два. Записываем 2 в частное под чертой.

Теперь мы должны понять, сколько не разделили. Ведь разделили всего шесть.

А надо было разделить восемь.

Два осталось неразделенным. Это остаток. Он должен быть меньше делителя.

Давайте проверим: два меньше трех.

Да, действительно. Мы сделали все правильно. Этот шаг очень важен. Не забывайте сравнивать остаток с делителем.

После этого сносим следующую цифру с тем, чтобы получить новое неполное делимое. Обратите внимание: нужно писать каждую цифру в своей клетке. Получается неполное делимое 24.

Ответ: 28.

Задание 2.

Решите пример столбиком 96 : 4 =

Проверьте:

Ребята, вы молодцы. Ловите последнюю награду — фиолетовую шелковую полоску.

Источник

Ура! Наш математический маршрут пройден. Знания-сокровища из цветных лент превратились в волшебную радугу. Что же у нас вышло, что мы унесем в нашем сундуке. Закончите предложения:

Источник: https://100urokov.ru/predmety/vnetablichnye-umnozhenie-i-delenie

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: