Урок Музыка эпохи барокко. Антони Вивальди.

Содержание
  1. Краткая биография Антонио Вивальди – великого композитора эпохи барокко
  2. Некоторые биографические факты о Вивальди
  3. Становление Вивальди как композитора
  4. Обращение Вивальди к вокальным жанрам музыки
  5. Годы странствий
  6. Возвращение на Родину и период упадка
  7. Смерть Антонио Вивальди
  8. Значение Вивальди в истории музыки
  9. Антонио Вивальди – выдающийся композитор и исполнитель эпохи барокко
  10. Из биографии Антонио Вивальди
  11. Музыкальное наследие Антонио Вивальди 
  12. До Баха: что происходило с музыкой в эпоху Ренессанса и раннего барокко — и почему это интересно
  13. Многие десятилетия было почти невозможно найти человека, который серьезно занимался бы игрой на клавесине.
  14. До того каноническим считалсяполифоническийсклад, где сочетание создает общее музыкальное звучание, — напеть такие произведения почти невозможно.
  15. Генри Перселл. Ария Дидоны из оперы «Дидона и Эней». Исполняет Патрисия Петибон
  16. Антонио Вивальди. Концерт для фагота с оркестром ми минор
  17. Карл Филипп Эммануил Бах. Фантазия фа-диез минор. Исполняет Юрий Мартынов, хаммерклавир
  18. Скрипичные сонаты Генриха Игнаца Франца фон Бибера
  19. Франсуа Куперен. Темная утреня. Третий ноктурн. Исполняют Монтсеррат Фигерас и Мария Кристина Кир
  20. Георг Филипп Телеман. Фантазии. Исполняет Александра Коренева
  21. Уильям Берд. Нынче Джон пришел целовать меня
  22. Важным достижением эпохи считается создание оперы — жанра, восходящего к древнегреческой трагедии.
  23. Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Под управлением Джона Элиота Гардинера
  24. Ян Свелинк. Моя юность подходит к концу. Исполняет Себастиан Воннер
  25. Орландо Лассо. Соловей. Исполняет Юрий Мартынов
  26. Но этого не случилось бы, если бы не собор Святого Марка — величественное сооружение, простор и акустические возможности которого подтолкнули к новым экспериментам.
  27. Джованни Габриели в соборе Святого Марка
  28. Аргументация приверженцев гармоничной «музыки добра» в наше время остается такой же, какой она была в эпоху Ренессанса и предшествующие периоды: отход от привычного звучания критикуется как антиморалистичный.
  29. Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. Месса Папы Марчелло

Краткая биография Антонио Вивальди – великого композитора эпохи барокко

Урок Музыка эпохи барокко. Антони Вивальди.
Карикатура на Вивальди «Рыжий священник»

Антонио Вивальди, получивший из-за яркого цвета волос прозвище «Рыжий священник», был талантливым скрипачом и одним из великих композиторов эпохи барокко.

Известны его инструментальные концерты, главным образом для скрипки, святые хоралы, а также более 40 опер. Один из его лучших концертов – «Времена года» – пережил множество перерождений, а отдельные его части используются повсеместно. Обратимся к биографии мастера.

Некоторые биографические факты о Вивальди

Антонио Лучо Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. Его отец был скрипачом в соборе Святого Марка. Скорее всего, именно родитель дал Антонио первое музыкальное образование.

Вивальди прошел обучение как священнослужитель и, отказавшись от мирских претензий, был рукоположен в 1703 году.

Бытует мнение, что он имел намерение подстраховаться от финансовых трудностей, получить бесплатное образование, а также иметь возможность сосредоточиться на музыкальной карьере.Сиротский приют для девочек («Ospedale della Pietà»), которым руководил Антонио

Ходил анекдот о том, что Вивальди сказывался больным, оставлял алтарь и скрывался в ризнице для сочинения очередного произведения. Как бы то ни было, но так начался путь композитора к славе.

Умения скрипача и хорошие организаторские способности сделали инструментальный ансамбль сиротского приюта для девочек («Ospedale della Pietà»), которым руководил Антонио, настолько популярным, что на воскресный концерт в церкви Ла Пьета стекались многолюдные сборища.

Становление Вивальди как композитора

Вивальди всегда стремился к простоте и ясности

К 1705 году репутация композитора позволила опубликовать серию из 12 трио-сонат, а три года спустя — сборник сонат для скрипки.

Веницианцы начали понимать, что их соотечественник является музыкальным гением, который довел до совершенства концертную форму в стиле барокко, и одновременно нашел новый подход к развитию выразительности в инструментальной музыке. Очень важной в этом плане была публикация сборника 12 концертов «L’Estro Armonico».

Эта коллекция стала эталоном организации музыкального материала в единой форме, что открыло огромные возможности для новых исследований.

Вивальди всегда стремился к простоте и ясности, избегая напыщенности и сосредотачиваясь на выразительном раскрытии одной мелодии, сопровождая ее безупречной прозрачной гармонией.

Эти концерты стали откровением для современников, перечеркнув все, что было ранее написано в этом жанре.

Они же стали вызовом для остальных итальянских композиторов, которые стремились превзойти Антонио, но мало кто смог приблизиться к такому сочетанию страсти, воображения, изящества и гармонии.

Поэтому не случайно молодой Иоганн Себастьян Бах, ознакомившись с «L’Estro Armonico», использовал его в качестве образца для собственных сочинений.

Его биограф Николаус Форкель так прокомментировал этот факт: «Он часто слушал их, с большим вниманием, и, наконец, решил транскрибировать их для своего клавира.

Таким образом, он познал логику музыкальных идей, структуру, правильную последовательность модуляций и многое другое…, он научился музыкальному мышлению … брать свои музыкальные идеи не из пальцев, а из воображения».

Обращение Вивальди к вокальным жанрам музыки

Опера «Ottone in villa» ознаменовала собой новый этап в жизни композитора

Вивальди, между тем, не стал почивать на лаврах, заинтересовавшись оперой.

Дебют «Ottone in villa» в 1713 году знаменовал собой новый этап в жизни композитора, который стал все больше времени уделять на сочинение, поиск финансирования и руководство постановками опер. Другим важным и переломным моментом был перевод в 1714 году его начальника Гаспарини в Рим.

Вследствие этого события Антонио пришлось создавать материал для хора Пьета, в дополнение к работе над своими инструментальными и оперными произведениями.

Уже в конце следующего года Вивальди представил мессу, ораторию, вечерню и более 30 песнопений. До этого, в 1714 году, он успел опубликовать очередную успешную работу в концертном жанре — «La stravanganza».

Раз за разом аудитория благодарно принимала его произведения, в которых происходило развитие музыкальных форм, как сольных инструментальных концертов, так и ансамблево-оркестровых концертов – кончерто гроссо (concerto grosso).

В 1714 году Вивальди опубликовал очередную успешную работу в концертном жанре — «La stravanganza»

Годы странствий

После серии побед, Вивальди решается взять продолжительный отпуск, путешествует по Италии и Европе. Был период времени, когда он находился на службе у губернатора Мантуи, Филиппа фон Гессен-Гомбургского.

Находясь там, Антонио встретил певицу Анну Жиро, которая позднее выступала в качестве сопрано в его операх.

Их отношения были довольно близкими, Анна со своей сестрой часто были спутницами композитора в его поездках.

Проживая в Риме, в 1723-1724 годах, композитор получил возможность представить свою музыку Папе, где произвел хорошее впечатление на него.

В Амстердаме он продолжает публиковать концерты. Венцом творчества стал набор из 8 концертов, опубликованный в 1725 году. Сборник, получивший название «Il cimento dell’ armonia e dell’ inventione», включал получившие всемирное признание концерты, названные «Времена года».

Они сопровождались краткими стихами, описывающими сезонные зарисовки, которые Вивальди постарался повторить в своей музыке. Другие работы в этом сборнике, например, скрипичные концерты «Буря на море» и «Охота», были не менее живописны.

Концерты, названные «Времена года» Вивальди сопровождались краткими стихами, описывающими сезонные зарисовки

Следующий, последний из опубликованных, цикл концертов «La Cetra» увидел свет в 1727 году. Этот сборник был посвящен австрийскому императору Чарльзу VI, с которым Вивальди познакомился в Вене в начале 20-х годов.

Император, будучи композитором-любителем, оказался под впечатлением от произведений Антонио.

Это подтверждено в докладе об их встрече в 1728 году: «Император в течение длительного времени беседовал с Вивальди о музыке, они говорят, что за 15 дней он проговорил наедине с ним больше, чем говорил со своими министрами за два года»

Любопытно, что под названием «La Cetra» существует второй цикл из 12 концертов, также посвященный императору, но содержит только одну общую композицию. Музыка в этом сборнике не менее интересна, чем более ранняя коллекция, при таком же высоком качестве.

Возвращение на Родину и период упадка

С начала 30-х годов А. Вивальди переживает период длительного упадка

С начала 30-х годов слава Антонио Вивальди перешла в период длительного упадка. Новые композиторы и новые стили музыки захватили внимание публики. Его длительное отсутствие в Венеции сделало свое дело, и он уже не смог вернуться к прежней деятельности в Пьете.

Смерть Антонио Вивальди

В 1737 году его оперы были запрещены под предлогом того, что из-за связи с Анной Жиро он больше не может являться священником. Это же привело к разрыву контракта с Пьетой.

В конце 1740 года, уставший от длительной изоляции, Вивальди направился в Вену, но его друг, император Карл VI, умер незадолго до приезда композитора, а Австрия погрузилась в войну за королевское наследство.

В итоге, не найдя поддержки на закате жизни, Антонио Вивальди умер 28 июля 1741 года, и был похоронен как нищий.

Значение Вивальди в истории музыки

Антонио Вивальди и по сей день остается ярким образцом барочного искусства 18 века. Его творчество повлияло на многих итальянских композиторов того времени, а также на представителей других стран, прежде всего Германии. Кончерто гроссо Вивальди стали одной из ступеней в на лестнице становления классической симфонии.

В 18-19 веках полное наследие Антонио Вивальди было скрыто от внимания слушателей, и находилось в забвении почти 200 лет. Только в 20-х годах 20 века было найдено полное собрание сочинений композитора (300 концертов, 19 опер, духовные и светские вокальные сочинения), благодаря чему началось возрождение былой славы Вивальди.

(5 4,80 из 5)
Загрузка…

Источник: https://ProPianino.ru/antonio-vivaldi

Антонио Вивальди – выдающийся композитор и исполнитель эпохи барокко

Урок Музыка эпохи барокко. Антони Вивальди.
Подробности Категория: Европейская классическая музыка XVII-XVIII веков 14.12.2018 18:21 1121

Произведения Антонио Вивальди популярны во всём мире. Но так было не всегда.

При жизни (в течение первой половины XVIII в.) композитор был широко известен, его знали как создателя сольного инструментального концерта. Современники называли его «великим, непревзойдённым, восхитительным сочинителем». Концерты Вивальди служили образцом даже для таких композиторов, как И.С. Бах, П. Локателли, Д. Тартини, Ж.-М.

Леклер и др. В эпоху музыкального барокко это были известные имена. Бах даже переложил для клавира 6 скрипичных концертов Вивальди, из 2-х сделал органные концерты и один переработал для 4-х клавиров – настолько его восхищала своей ясностью и стройностью гармонии, совершенной скрипичной техникой, мелодичностью музыка Вивальди.

 

Предположительный портрет Вивальди
Но прошло некоторое время, и Вивальди был почти забыт. Его произведения перестают исполняться, даже черты его облика вскоре забываются: до сих пор его портреты считают лишь предположительно принадлежащими ему. И только в середине XX в.

неожиданно возник интерес к его творчеству, в том числе и к биографии, о которой известно мало. С чем был связан этот возродившийся интерес? Видимо, настоящее искусство, даже временно забытое, не может долго лежать под спудом – золото всё равно заблестит.

Но возможно, Вивальди просто опережал своё время, и после его смерти современники не могли на его уровне принять его музыку.

Австрийский ученый Вальтер Коллендер именно это и утверждал: Вивальди опередил на несколько десятилетий развитие европейской музыки в использовании динамики и чисто технических приемов скрипичной игры. Таким образом, в наши дни его искусство получило вторую жизнь.

Ванесса Мэй, британская скрипачка китайско-тайского происхождения, виртуозно исполняет произведения Вивальди в современной аранжировке

Из биографии Антонио Вивальди

Детство Вивальди прошло в Венеции, где в соборе св. Марка работал скрипачом его отец. Антонио был старшим ребёнком в семье из 6 детей. Очень мало подробностей сохранилось о детстве композитора, но известно, что игре на скрипке он учился у отца. Затем учился игре на клавесине. Известно также, что у Антонио с детства было слабое здоровье, он страдал бронхиальной астмой.

Но, несмотря на это, Вивальди был чрезвычайно деятельным человеком и музыкантом. Он любил путешествия, постоянно находился в бесконечных разъездах, но в то же время успевал сам руководить постановками своих опер, обсуждать роли с певцами, вести обширную переписку, дирижировать оркестрами, преподавать, а главное – писать огромное количество произведений. В марте 1703 г.

Вивальди был посвящён в духовный сан – стал священником. За цвет волос его прозвали «рыжим монахом». Считается, что в связи с состоянием здоровья Вивальди отслужил всего несколько месс и вскоре отказался от этого, хотя продолжал сочинять духовную музыку.
В сентябре 1703 г.

Вивальди начал работать преподавателем в венецианском благотворительном приюте для девочек-сирот «Pio Ospedale delia Pieta».

Консерватория «Пиета» в Венеции 

Детские приюты (госпитали) при церквах тогда назывались консерваториями. Здесь он обучал девочек игре на скрипке и виоле д'амур, а также наблюдал за сохранностью струнных инструментов и покупкой новых скрипок. Концерты его подопечных были очень популярны среди просвещенной венецианской публики.

Известный французский путешественник де Бросс оставил следующее описание венецианских консерваторий: «Превосходна здесь музыка госпиталей. Их четыре, и они заполнены незаконнорожденными девушками, а также сиротами или теми, кого не в состоянии воспитывать родители. Они воспитываются на средства государства и их учат преимущественно музыке.

Они поют как ангелы, играют на скрипке, флейте, органе, гобое, виолончели, фаготе, словом нет такого громоздкого инструмента, который заставил бы их устрашиться. В каждом концерте участвует по 40 девушек. Клянусь вам, нет ничего привлекательнее, чем видеть юную и прекрасную монахиню, в белой одежде, с букетами цветов граната на ушах, отбивающей такт со всей грацией и точностью».

Скрипичные концерты Вивальди приобрели широкую известность в Западной Европе и особенно в Германии. Как мы уже сказали, И. С. Бах «для удовольствия и поучения» собственноручно переложил скрипичные концерты Вивальди для клавира и органа. В эти же годы Вивальди пишет свои первые оперы «Оттон» (1713), «Орландо» (1714), «Нерон» (1715). В Мантуе в 1718-1720 гг.

он в основном пишет оперы для сезона карнавалов, а также инструментальные сочинения для герцогского двора.К 1717 г. Вивальди был уже известным исполнителем, композитором и педагогом, некоторые его ученики стали известными музыкантами, одна из них – Анна Жиро.В 1725 г. выходит из печати один из наиболее знаменитых опусов композитора «Опыт гармонии и изобретения» (ор. 8).

Сборник составлен из 12 скрипичных концертов. Первые 4 концерта названы композитором «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Позже объединили в цикл «Времена года» (это не авторское название). Четыре скрипичных концерта «Времена года», входящие в состав цикла «Спор гармонии с изобретением», считаются самыми известными и исполняемыми произведениями.

В 1740 г.

, незадолго до смерти, Вивальди отправился в свое последнее путешествие в Вену, где и умер в доме вдовы венского шорника и был похоронен как нищий. Неизвестна и точная дата смерти Вивальди – большинство источников указывает 1743 год. А затем имя его было забыто.

Музыкальное наследие Антонио Вивальди 

Почти через 200 лет итальянский музыковед А. Джентили обнаружил уникальную коллекцию рукописей композитора, которая состояла из 300 концертов, 19 опер, духовных и светских вокальных сочинений.

Началось подлинное возрождение былой славы ВивальдиВ России Вивальди является одним из наиболее любимых композиторов. Его часто исполняют, а творческое наследие Вивальди огромно: более 700 названий. Из них около 500 концертов, в том числе 230 – для скрипки, любимого инструмента композитора.

Он писал концерты и для виолы д'амур, виолончели, мандолины, продольной и поперечной флейт, гобоя, фагота. Им создано более 60 концертов для струнного оркестра и basso continue, сонаты для различных инструментов и более чем 40 опер (сохранились партитуры лишь половины из них).

Кроме этого, существуют многочисленные вокальные сочинения Вивальди: кантаты, оратории, духовные произведения. Многие инструментальные сочинения Вивальди имеют программные подзаголовки.

Уже при жизни Вивальди прославился как выдающийся знаток оркестра, изобретатель многих колористических эффектов, он много сделал для развития техники игры на скрипке.

Из пяти предположительных портретов великого композитора самым достоверным считается самый ранний, созданный П. Гецци 1723 г.

П.Л.

Гецци «Рыжий священник» (карикатура на Вивальди, 1723)Его ученик Пеншерль так заканчивает своё описание учителя: «Вот таким нам рисуется Вивальди, когда мы объединяем все отдельные о нем сведения: созданный из контрастов, слабый, больной, и тем не менее живой как порох, готовый раздражиться и тут же успокаиваться, переходить от мирской суеты к суеверной набожности, упрямый и вместе с тем когда нужно сговорчивый, мистик, однако готовый спуститься на землю, когда дело идет о его интересах, и совсем не дурак при устройстве своих дел».

То же самое можно сказать и о его музыке: в ней высокая духовность сочетается с жаждой жизненных впечатлений, высокое смешивается с бытовым – пением птиц, песней крестьян, журчанием весеннего ручья, раскатами грома… Его музыка отличается искренностью, свежестью, непосредственностью и особым лиризмом. Именно это и привлекает к его музыке многочисленных исполнителей и слушателей вот уже более 200 лет.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/muzyka/898-antonio-vivaldi-vydayushchijsya-kompozitor-i-ispolnitel-epokhi-barokko

До Баха: что происходило с музыкой в эпоху Ренессанса и раннего барокко — и почему это интересно

Урок Музыка эпохи барокко. Антони Вивальди.

До недавних пор было принято считать, что «нашу эру» в музыке открывает Бах. Но подобный «бахоцентризм» царил не всегда — в начале XX века чаще вели отсчет от Бетховена. Оба эти «-центризма» приводили к тому, что в тени оставался значительный корпус музыкальной литературы, который мы открываем в последние десятилетия.

Понятие «старинная музыка» вошло в широкий обиход сравнительно недавно. В конце XIX века потомственный мастер Арнольд Долмеч начал пропагандировать аутентичные музыкальные инструменты, которые он и изготавливал, и игру на них, поскольку значительная их часть к тому времени была модифицирована, а иные и вовсе перестали использоваться.

Многие десятилетия было почти невозможно найти человека, который серьезно занимался бы игрой на клавесине.

Да и понятие «классическая музыка» тогда только-только появлялось.

Одним из первооткрывателей музыки эпохи барокко стал композитор Феликс Мендельсон, который представил Баха широкой общественности.

Конечно, в композиторской среде к великому полифонисту Иоганну Себастьяну Баху во все времена относились с должным уважением, но обычному слушателю он казался сложным.

Поэтому интерес к его сочинениям возникает только после премьеры «Страстей по Матфею» в 1829 году — спустя 79 лет после смерти композитора.

Открыли Баха — но не его эпоху в целом. Эту задачу предстояло решать уже следующему поколению.

С возвращением аутентичных инструментов стало интересно исполнять на них соответствующую музыку — так с 50-х годов XX века начинают заново открывать композиторов раннего барокко, Возрождения и Средневековья.

Эра музыкального барокко охватывает период с 1600-х по 1750-е годы. Тогда человечество говорило на языке звуков: даже по самым скромным подсчетам, мы можем назвать не менее сорока имен выдающихся композиторов.

Всплеск интереса к такому искусству связан с двумя изменениями. Во-первых, музыка впервые стала основываться на мелодии — был введен так называемый гомофонно-гармонический склад, наиболее привычный для современного слушателя.

До того каноническим считалсяполифонический склад, где сочетание создает общее музыкальное звучание, — напеть такие произведения почти невозможно.

Вторая причина — освобождение от диктата церкви: теперь стало не обязательно писать мессы, чтобы считаться композитором, — можно было посвятить себя светскому искусству и даже сделаться популярным, а также совершенно свободно заявлять о себе как о сочинителе. В прошлые же эпохи творец выступал как посредник между Богом и землей, и бахвалиться своим авторством было не принято.

Наиболее известные фигуры барокко — Бах, Вивальди, Гендель, Телеман и Пёрселл. Возможно, имя последнего не всплывает в вашей памяти, но его сочинения вы знаете наверняка. Одно из самых популярных — ария заглавной героини из оперы «Дидона и Эней».

Генри Перселл. Ария Дидоны из оперы «Дидона и Эней». Исполняет Патрисия Петибон

Вивальди знаком нам с детства, однако для большинства он остается «автором одного произведения» — «Времен года», которые уже порядочно заезжены. Но помимо этого, композитор оставил след в истории как создатель жанра сольного инструментального концерта. На его счету 253 таких произведения для скрипки, а также концерты для виолончели, виоль д’амур, гобоя, флейты, фагота и мандолины.

Антонио Вивальди. Концерт для фагота с оркестром ми минор

Имя еще одного композитора, родившегося на несколько лет раньше Баха, на слуху исключительно в сочетании с его самым популярным произведением: «Адажио» Альбинони можно было бы сравнить с «Чардашом» Монти, но если в последнем случае насчет авторства сомневаться не приходится, то с Альбинони все не так однозначно. Его первый биограф Ремо Джадзотто реконструировал «Адажио» из набросков в 1958 году, но специалисты подозревают, что он его полностью сочинил, а Альбинони тут вообще ни при чем. Сегодня мы имеем возможность познакомиться с произведениями композитора, подлинность которых сомнений не вызывает.

Сыновья Баха тоже оставили значительный след в музыке, а Карл Филипп Эммануил, кроме всего прочего, написал трактат об игре на клавирах (клавесине, клавикорде и других разновидностях струнно-щипковых клавишных), который остается одним из главных учебников и у современных клавесинистов.

Карл Филипп Эммануил Бах. Фантазия фа-диез минор. Исполняет Юрий Мартынов, хаммерклавир

Немногие знают, что Бибер — это не только Джастин, но и Генрих Игнац Франц — скрипач и композитор. Его произведения интересны, в частности, тем, что в них используется «скордатура» — особая неканоническая настройка скрипки. Этот прием, распространенный в современной академической музыке, уходит корнями в раннее барокко.

Скрипичные сонаты Генриха Игнаца Франца фон Бибера

Еще лет десять назад Жана-Филиппа Рамо и Франсуа Куперена знали только благодаря клавирным произведениям (для клавесина), а в середине прошлого века их играли исключительно на фортепиано. Сегодня оркестровая музыка этих композиторов не менее популярна, чем клавирная.

Франсуа Куперен. Темная утреня. Третий ноктурн. Исполняют Монтсеррат Фигерас и Мария Кристина Кир

На пару лет раньше Рамо родился Георг Филипп Телеман. Еще полвека назад он был, скорее, «композитором, который жил примерно в одно время с Бахом», а сейчас стал одним из самых популярных авторов эпохи барокко. Отчасти это связано с тем, что по-настоящему «услышать» его музыку можно только при исполнении на аутентичных инструментах — в противном случае она многое теряет.

Георг Филипп Телеман. Фантазии. Исполняет Александра Коренева

Принято считать, что Бах был первым, кто придумал написать цикл из прелюдий и фуг во всех тональностях — знаменитый «Хорошо темперированный клавир». Однако и до него многие композиторы предпринимали подобные попытки.

Например, Иоганн Каспар Фердинанд Фишер, автор цикла «Ариадна» (1702) из 20 пар прелюдий и фуг; в названии проведена аналогия между Лабиринтом из мифа об Ариадне и Тесее и блужданием по лабиринту тональностей (числом 19). Знаменитый музыковед Иоганн Маттезон, автор монументального трехтомного трактата, также писал подобные упражнения.

В XVI веке такие произведения встречаются у лютнистов, самым известным среди которых является Джакомо Горцанис (24 пары пассамеццо и сальтарелл во всех тональностях).

Раннее барокко звучит ощутимо иначе.

Музыка итальянского композитора Джироламо Фрескобальди, с которого позднее брали пример немецкие соседи, была по-итальянски более экспрессивна, а английские вёрджиналисты (Уильям Бёрд, Орландо Гиббонс и Джон Булл) — это и вовсе отдельная история, непохожая на все то, что происходило на континенте. В начале XVII века тональность (как мы ее понимаем сегодня) еще не сформировалась, потому произведения этого периода (и более ранние) воспринимаются на слух как блуждания и не имеют привычной для нас тональной конкретики.

Уильям Берд. Нынче Джон пришел целовать меня

Но более всего отличились композиторы с Пиренеев, которые пропадают из поля зрения вплоть до XX века, и если не знать об испанской музыке предшествующих двух столетий, то можно подумать, что их искусство родилось вдруг и основано на заимствованиях.

Но несмотря на отдаленность от музыкального центра Европы, в этой стране сформировалась самобытная культура, а многие народные танцы, такие, например, как фанданго, впоследствии привлекали внимание композиторов других стран.

Один из наиболее популярных барочных авторов — Антонио Солер.

Важным достижением эпохи считается создание оперы — жанра, восходящего к древнегреческой трагедии.

Несмотря на то, что обращение к античности — это основная черта искусства Возрождения, год создания одной из первых опер — «Эвридики» (1600) — открывает барочное летоисчисление.

Но ее автор Якопо Пери не слишком известен в широких кругах, в отличие от Клаудио Монтеверди, который сочинил своего «Орфея» на тот же сюжет несколькими годами позднее и считается этакой «переходной» фигурой между эпохами, поскольку работал сразу в нескольких стилистиках.

Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». Под управлением Джона Элиота Гардинера

Если с барокко все более или менее понятно, а имена основных композиторов многим знакомы, то с Ренессансом дела обстоят несколько сложнее. В музыке этот период длился два века — с 1400 по 1600 год.

Одним из последних композиторов Возрождения, который воспитал целую плеяду учеников, принадлежавших уже эпохе барокко, был Ян Питерсзон Свелинк.

Он считается основателем северонемецкой органной школы, хотя родился в Нидерландах.

С музыкой в Голландии эпохи Ренессанса все было довольно неплохо. Кроме Свелинка, мы можем назвать еще несколько имен знаменитых композиторов: Йоханнес Окегем, Гийом Дюфаи, Орландо ди Лассо, Жоскен Депре и Якоп Обрехт. Все они выдающиеся полифонисты, с которых брали пример их ближайшие соседи.

Орландо Лассо. Соловей. Исполняет Юрий Мартынов

Еще один великий фламандец Адриан Вилларт не удовольствовался достижениями соотечественников и основал Венецианскую полифоническую школу — именно здесь придумали разделять привычную полифонию на мелодию и аккомпанемент.

Но этого не случилось бы, если бы не собор Святого Марка — величественное сооружение, простор и акустические возможности которого подтолкнули к новым экспериментам.

Так, например, именно здесь придумали многохорность — разделение общего хора на две отстоящие друг от друга части, с различными, часто перекликающимися партиями.

Джованни Габриели в соборе Святого Марка

Римские полифонисты того же времени отличались от венецианцев бо́льшим консерватизмом. Последние искали новых гармоний и не боялись использовать «острые» созвучия — хроматизмы, в то время как композиторы римской школы стремились к плавности линий и смотрели на своих венецианских товарищей, как сейчас порой смотрят на современную академическую музыку.

Аргументация приверженцев гармоничной «музыки добра» в наше время остается такой же, какой она была в эпоху Ренессанса и предшествующие периоды: отход от привычного звучания критикуется как антиморалистичный.

Однако основатель римской школы — Джованни Палестрина — тоже стал новатором, хотя и невольно. В его времена церковная музыка не пестрила полифоническими сложностями, а сам Палестрина прослыл мастером изящной простоты.

Поэтому, когда Тридентский собор в середине XVI века решил провести некоторые реформы в церковной музыке, обратились именно к нему. Задачей композитора было доказать возможность существования многоголосной полифонии в храме, и притом так, чтобы в этом звучании не терялся текст.

Пробная месса на шесть удовлетворила заказчиков, и с тех пор в римско-католическом богослужении установилось многоголосие.

Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. Месса Папы Марчелло

Даже если перечислить все значимые явления двух эпох, вряд ли получится создать общую картину происходящего: нормализация и общий канон — сомнительные достижения последних веков.

Причину сакрализации авторитетных композиторов следует видеть в тесной связи музыки и религии, структуру которой она не могла не перенять.

Тем не менее мозаичную историю европейского старинного искусства сложно втиснуть в неестественные для нее иерархические рамки.

Благодаря интересу аутентичных исполнителей сегодня маятник качнулся в другую сторону: открываются новые имена композиторов, восстанавливаются старинные памятники, прочитать которые ранее не представлялось возможным.

В настоящее время постепенно происходит осмысление новой картины музыкального мира, привычные правила хорошего вкуса уступают место исторически ориентированным.

Следует ожидать, что двухмерный график истории музыки с «первыми и последними» композиторами с течением времени превратится в сферический, а разговоры о большей или меньшей одаренности творцов окончательно уйдут в прошлое.

Источник: https://knife.media/baroque-music/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: