Урок по теме Повторение орфограмм: бездарные гласные, проверяемые согласные и непроизносимые согласные в корне слова

Содержание
  1. Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова
  2. Советуем посмотреть:
  3. Правило встречается в следующих упражнениях:
  4. Урок -поиск
  5. -Приём «Интервью» по осмысливанию текста
  6. – Задание№1 : запишите по памяти тот эпизод текста ,где идёт речь о дьявольском зеркале.
  7. Списывание с заданием
  8. Проверка задания№3 «Сенкан».
  9. Урок в 5 классе правописание непроверяемых согласных в корне слова
  10. Скачать:
  11. Предварительный просмотр:
  12. Подписи к слайдам:
  13. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  14. Урок русского языка в 5 классе по теме” Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова”
  15. Урок русского языка по теме «Непроизносимая согласная в корне» – начальные классы, уроки
  16.                                                                                                         Учитель  начальных  классов:

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Урок по теме Повторение орфограмм: бездарные гласные, проверяемые согласные и непроизносимые согласные в корне слова

Непроизносимые согласные в корне слова можно проверить, правильно подобрав проверочное слово, в котором они ясно слышатся (поздно – опаздывать, счастливый – счастье, безмолвствовать – молва).

Для этого в проверочном слове непроизносимая согласная может стоять:

  • Перед гласной буквой: сердце – сердечко, голландский – Голландия
  • Перед непарным звонким согласным (л, м, н, р, й): солнце – солнечный
  • На конце слова: агентство – агент

Есть слова, которые нельзя проверить этим способом, поэтому их нужно просто запомнить

чувствовать

лестница (но лесенка)

склянка (но стекло)

блеснуть (но блестеть)

яства

ровесник

наперсник

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания – ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И – Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание “не” с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 191, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 194, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 8, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 108, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 110, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 111, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 129, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 141, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 179, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 195, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2

3 класс

Упражнение 228, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 159, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 176, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 257, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 155, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 167, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 127, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 143, Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 245, Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 63, Полякова, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 10, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 187, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 265, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 23, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 112, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 16, Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 124, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 191, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 205, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 579, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 25, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 47, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 48, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 110, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 68, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 129, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 154, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 395, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 413, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 829, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 27, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 37, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 326, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 334, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 434, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 441, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 600, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 617, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 142, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 301, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 70, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 98, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 208, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 256, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 480, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 491, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 108, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 135, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 599, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 608, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 108, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 116, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 122, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 223, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 272, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 279, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 387, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 53, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 98, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 236, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Источник: https://budu5.com/manual/chapter/28

Урок -поиск

Урок по теме Повторение орфограмм: бездарные гласные, проверяемые согласные и непроизносимые согласные в корне слова

Проверяемые безударные гласные, проверяемые согласные, непроизносимые согласные в корне слова.

Задачи: Систематизировать знания учащихся о гласных и согласных в корне слова,

             их произношении и правописании; развивать словарный запас, грамматический строй речи, умения исследовать проблему, анализировать, представлять информацию в новой форме; воспитывать чувство доброты и чуткость к людям.

Тип урока: Урок-поиск.

Оборудование:

                          Учебники «Русский язык 5 класс»;

                          Учебники «Литература 5 класс»;

                          Орфографические словари, словарь иностранных слов;

                          Схема «Правописание гласных и согласных в корне»;

                          Плакаты с ситуативным заданием, со словами для составления

                           предложений;

                          карточки-подсказки;

                          рисунки к сказке «Снежная королева»

                                                           ХОД РАБОТЫ

І.Актуализация знаний учащихся

 –  Ребята! Пусть сегодня на уроке вас сопроваждает   улыбка .С улыбкой

отправляйтесь за поиском  знаний ,и я уверенна, что успех и удача вам обязательно улыбнуться.

ІІ.  Актуализация знаний.Постановка темы и целей урока.

Слово учителя:

  –  Тема сегодняшнего урока остается прежней «Проверяемые безударные гласные, проверяемые согласные и непроизносимые согласные в корне слова». Для  её выполнения  вам надо решить следующие задачи:

  • закрепить знания и умения о правописании проверяемых безударных гласных, и непроизносимых   согласных;
  • развивать словарный запас и речь через новые формы общения.

Но в начале работы над темой откройте дневники и запишите домашнее задание:

Стр.112,упр.176,а чтобы вы  выполнили его правильно, вам поможет работа на сегодняшнем уроке.

1.Проверка домашнего задания:

  А) Работа у доски;

Задание №1: сделать фонетический разбор слова «очки».Другой ученик следит на месте за ходом разбора, рецензирует работу.

(ОЧ-КИ)

[ач’к’и’]

a-без.гл.

ч’-согл., неп.мягк.,неп.гл.,-ч

к’-согл.,парн.мягк.,парн.гл.-к

и- уд.гл.-и

      4 звука                                         4 буквы

Б) Рассказать , используя схему, о правописании гласных и согласных в корнях слов. Заполнить схему примерами, обозначить орфограммы.

Корень слова

В) Работа на местах по карточкам-подсказкам:

Задание №3: выполнить упр.174 по учебнику и сделать транскрипцию слов, пользуясь карточкой-подсказкой.

                                                        КАРТОЧКА-ПОДСКАЗКА

1.Чтобы вставить пропущенные буквы в словах в упр.174, обратись к орфаграфическому словарю, найди там каждое слово и запиши их в тетрадь. Вставленные буквы подчеркни.

2.Чтобы затранскрибировать слова сделай следующее:

            -прочитай материал(правильно) на стр.97;

            -знай, что гласный звук без ударения произносится не так, как пишется.

            -записывай в транскрипции слово так, как его слышишь;

               транскрибируй, глядя на образец.

ОБРАЗЕЦ: Золотая [залатайа]

                    Молодая

ОБРАЗЕЦ: Грустный [грустный]

                    Устный

Г) Проверка заданий.

-Приём «Интервью» по осмысливанию текста

КорреспондентРеспонденты(учащиеся)
-Почему так назван эпизод?-Это тема этого фрагмента.В глаз Каю попал осколок дьявольского зеркала.
-Какие события произошли в этом эпизоде?-«Кай и Герда за книжкой», «Осколок в глазу», «Кай проказничает»
-Какое предложение текста текста могло быть  его идеей?-«Теперь его сердце должно было превратиться в кусок льда»
-Какой эпитет использует автор,чтобы показать отношение к Герде?-Эпитет «славная»
-Что в поведении Кая вы осуждаете?-Обижает Герду,дразнит её ,губит посаженные ими розы

Учитель.

 На чем автор хочет сосредоточить ваше внимание?

(Да, добро в отношениях людей является главным. И нам так его не хватает).

2. Поиск орфограмм в тексте.

– Распределительное письмо.

С проверкой безударной гласной в корне С сомнительными согласными в корне
Сидели, зверями, на больших часах, кольнуло, в глазу, мигал, освободить, от соринки, сказал, наконец, зеркала, казалось, выглядело, бросалось.Книжку, в глаз, бедняжка, червь, гладкие, испуг.

3. Составление предложений учащимися

Задание: составить предложения и найти слова с орфограммами по теме урока.

Предложения.

1. Льда, в, должно, кусок, превратился, было, сердце, его, теперь.

Ответ. Теперь его сердце должно было превратиться в кусок льда.

2. Сказки, Х.К. Андерсен, ” Снежная королева”, автор, писатель, известной.

Ответ. Писатель Х.К. Андерсен- автор известной сказки ” Снежная королева”.

4. Работа учащихся в группах

– Задание№1 : запишите по памяти тот эпизод текста ,где идёт речь о дьявольском зеркале.

Но в том -то и дело, что это была не простая соринка, а крошечный осколок дьявольского зеркала…

Списывание с заданием

– Задание №  2       ( с начальным и средним уровнем)

Спишите эпизод, где мы видим, как изменился Кай. Подчеркните слова, в которых есть орфограмма урока.

 «Что ты хнычешь? -спросил он Герду .

-У! какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно!… Фу! – закричал он вдруг. – Эту розу точит червь. Какие гадкие розы. А у той стебель совсем скривился.»

Проверка задания№3 «Сенкан».

– Сбор тетрадей с заданием №2 ( списывание)

V.Итог урока.

Определите своё эмоциональное состояние на уроке ,используя «смайлики»

 – хорошее настроение (уверенность,удовлетворённость)

 –  среднее настроение (равнодушие)

 – плохое настроение (неувереннность,страх)

                                     Беседа с учащимися:

  1. Вам понравился урок?
  2. Какие формы работы на уроке больше всего  запомнились?

Оценки за урок.

Учитель. Желаю вам успехов в подготовке к предстоящей контрольной работе!

Источник: https://naurok.com.ua/urok--poisk-proveryaemye-bezudarnye-glasnye-proveryaemye-soglasnye-neproiznosimye-soglasnye-v-korne-slova-24800.html

Урок в 5 классе правописание непроверяемых согласных в корне слова

Урок по теме Повторение орфограмм: бездарные гласные, проверяемые согласные и непроизносимые согласные в корне слова

Повторение изученного в 5 классе.

Скачать:

Вложение Размер
urok_9.docx934 КБ
urok_9.pptx2.29 МБ

Предварительный просмотр:

5 класс Русский язык

Тема урока : Непроизносимые согласные в корне слова.

Тип урока : повторение изученного в начальной школе.

  • вспомнить опознавательные признаки данной орфограммы;
  • продолжить работу по формированию умения определять данную орфограмму в словах и подбирать проверочные слова;
  • развитие речи: определение стиля речи, темы, основной мысли текста, средств художественной выразительности.

корректировать и развивать

  • познавательные способности;
  • логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать);
  • умение связно и грамотно излагать свои мысли;
  • внимание, память, эмоциональную сферу;
  • коммуникативные качества речи;
  • положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
  • уважительное, бережное отношение к родному языку;
  • умение рационально использовать время;

Методы: постановка проблемных вопросов.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах.

Виды контроля: фронтальный письменный и устный, взаимопроверка, самопроверка.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех.

За окном осень, но всё ещё по-летнему светит солнышко. Надеюсь, что настроение у вас тоже солнечное. Начнём наш урок со стихотворения В.Нировича «Листопад»:

– Какое прилагательное несколько раз повторяется в стихотворении и почему?

– Как вы думаете, какие ещё цвета можно использовать для описания осени?

– Найдите в тексте слова с орфограммами, которые мы уже повторили на предыдущих уроках (безударные гласные, проверяемые согласные в корне слова) , подберите проверочные слова.

  1. Проверка д/з / взаимопроверка.

– Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения домашнего задания.

– Возьмите свои работы, посмотрите, какие ошибки вы допустили.

– Кто не допустил ни одной ошибки?

  1. Организация учебной деятельности.
  1. Учащиеся сами формулируют тему урока.

Учитель читает стихотворение:

– О какой орфограмме говорится в тексте?

– Итак, запишите тему урока. Слайд 5

  1. Актуализация знаний. Образуйте от данных существительных прилагательные.

– Какая орфограмма объединяет все слова? Как вы это определили?

– Какие слова помогли нам не допустить ошибки?

  1. Закрепление знаний. Самостоятельное чтение орфограммы 4 на стр.26 с последующим формулированием ( работа в парах).

1) Выпишите из текста слова с непроизносимыми согласными, рядом запишите проверочные слова. ( Работа в парах с последующей самопроверкой)

2) Упражнение 47 ( 4 чел. у доски)

3) Прочитайте текст.

– К какому стилю речи относится текст, докажите своё мнение.

– Какие образные средства использует автор текста?

– Объясните значение слова пурпур.

– О чём стихотворение?

– Замените выделенные слова словами из справки. Найдите орфограмму, подберите проверочные слова. (индивидуальная работа, 1 чел. на скрытой доске)

Составить по смыслу словосочетания из слов левой и правой колонки, вставить орфограмму, подобрать проверочные слова (самостоятельная работа на оценку).

– Какую орфограмму мы повторили на сегодняшнем уроке?

– Назовите опознавательные признаки этой орфограммы?

– Какие строчки в стихотворении подсказывают, как мы можем избежать ошибки на данную орфограмму?

  1. Домашнее задание. Упражнение 48

Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М: Изд.35-е. Тростенцова Л.А. Баранов М.Т. Ладыженская Т.А.. Просвещение, 2012.

Русский язык. Поурочные планы 5-6 классы по учебникам М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской. М.: Издательство «Учитель», 2011.

О.В.Беляева, О.А.Даценко. Поурочные разработки по русскому языку – М.: «ВАКО», 2009.

Подписи к слайдам:

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА 5 класс Выполнила: Пятникова Марина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №42» г. Братска Иркутской области

Листопад, листопад, Листья желтые летят. Желтый клен, желтый бук, Желтый в небе солнца круг. Желтый двор, желтый дом. Вся земля желта кругом. Желтизна, желтизна, Значит, осень – не весна.

Проверь себя! В е лос и пед, г и мнаст и ка, м а ршрут, к о чевник. Б а ск е тбол, кро сс , те нн ис, ф и гура , сп о р тс мен, в о к зал, рю к зак.

Порой в словах встречаются Ужасные согласные. Они не произносятся, И что писать, неясно нам… Чтобы знать, как писать, Надо слово изменять. И за звуком непонятным Быстро гласную искать.

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Существительные: Грусть – доблесть – злость – ужас – честь – Прилагательные:

Грусть Доблесть Злость Ужас честь Грустный Доблестный Злостный Ужасный честный

Грусть Доблесть Злость Ужас честь Грус т ный Доблес т ный Злос т ный Ужасный чес т ный

Выпишите из стихотворения слова с непроизносимыми согласными, рядом запишите проверочные слова. До чего ж сегодня день прелес .. ный , Солнце в небе праз .. нично горит, Освещает мес .. ность и окрес .

. ность И теплом своим сер.. ца бодрит. Но лежит на пас.. бище корова – Грус ..но смотрят карие глаза. Чу.. ствую , что ей пастух суровый « Здра .. ствуйте » сегодня не сказал. ( А.Хайт , А.

Левенбук )

Проверь себя! Прелес Т ный – прелесТь праз Д нично (словарное слово) мес Т ность – месТ о сер Д ца – серД е чко пас Т бище – паС ё т грус Т но – грусТ и ть Чу В ствую (словарное слово) Здра В ствуйте (словарное слово)

Ненас (?) ный , прекрас (?) ный , праз (?)ник, чу(?) ствовать , радос (?)но. В октябре у нас стояла хорошая погода . Дождливых дней почти не было. Весело светило солнце. Золотом и пурпуром горели деревья. Казалось , они собрались на веселое торжество и недели свои лучшие наряды. В воздухе ощущалась какая-то особая, бодрящая свежесть.

З вёз .. ный опас .. ный счас .. ливый вкус .. ный чудес .. ный поз .. ний интерес .. ный извес .. ный поворот случай небосклон пирог вечер писатель денёк рассказ

Порой в словах встречаются Ужасные согласные. Они не произносятся, И что писать, неясно нам… Чтобы знать, как писать, Надо слово изменять. И за звуком непонятным Быстро гласную искать.

Домашнее задание: Упражнение 48

Использованная литература: Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М: Изд.35-е. Тростенцова Л.А. Баранов М.Т. Ладыженская Т.А.. Просвещение, 2012. Русский язык.

Поурочные планы 5-6 классы по учебникам М.Т.Баранова , Т.А.Ладыженской . М.: Издательство «Учитель», 2011 . О.В.Беляева , О.А.Даценко . Поурочные разработки по русскому языку – М.: «ВАКО», 2009. http://www.

semya-rastet.ru/razd/stikhi_ob_oseni/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточка для учащегося к уроку русского языка “О-ё после шипящих в корне слова”.

Урок русского Обобщение знаний.

Цели деятельности учителя: тренировать навык осознанно писать и проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова; развивать орфографическую зоркость; поддерживать интерес к изучению русского я.

урок повторения и обобщения знаний, правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Презентация составлена к готовому конспекту урока из интернет-источника (без претензии на авторство).

Тема урокаБуквы о и а в корне –кос—кас- Тип урокаИзучение нового материала.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/09/13/urok-russkogo-yazyka-v-5-klasse-neproiznosimye-soglasnye-v

Урок русского языка в 5 классе по теме” Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова.

– закрепить умения сопоставлять фонетический облик слова с его написанием, обнаруживать орфограммы — согласные в корнях слов;

– развивать навыки фонетического разбора и разбора слова по составу, навыки работы с орфографическим словарём.

Отработка навыков в рабочих тетрадях, фронтальная устная работа по учебнику, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Научиться определять орфограмму в корне слова, составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, подбирать проверочное слово, пользоваться орфографическим словарём.

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей.

владеть основами смыслового чтения текста,

подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.

задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Проверка домашнего задания (упр. 41)

– Что нужно знать при написании слов с сомнительными согласными?

3. Словарно-орфографическая работа.

Предлог – ‘повод к чему-либо, вымышленная причина’.

Предлог – служебное слово, например: в, к, на, при и др.

4 . Чтение и запись слов под диктовку ( на дом были даны слова для запоминания)

Здание, здоровье, здесь, облако, яблоко, георгин, гладиолус, хризантема, аромат, пакет, завтрак, корзина, конфета, кровать, корабль, командир, солдат, кабинет, директор, парад, гигант.

5.Повторение темы. Правописание проверяемых согласных в корне слова

В русском языке, как мы знаем, есть слова, в которых сомнительные согласные ( звонкие и глухие) тоже проверяются путём подбора проверочных слов.

– Что надо учитывать при подборе проверочных слов?

( чтобы после сомнительной согласной обязательно стояла гласная буква)

6, Выполнение упр. 42 по учебнику

7. Самостоятельная работа. Вставить пропущенные орфограммы, устно назвать проверочные слова.

1. Ре_кий ветер, ли_кая бумага, ги_кий шланг, ме_кий стрелок, гла_кая поверхность, га_кий утенок, ре_кое поведение, зы_кий песок, то_кое болото, жи_кий раствор, у_кая дорожка, мя_кий хле_, резиновая ло_ка, интере_ная кни_ка.

2. Серое небо, ни_кие, тжёлые обл_ка. Все видно наскво_ь в глухой древесной ч_ще. Только бере_ки сохр_няют еще свои желтоватые листья…Устлана з_мля сухими листьями, мя_кими и пухлыми в сырую погоду, жесткими и хру_кими в морозы.

8. Работа по учебнику

Давайте запишем слова ФУТБОЛ, ХОККЕЙ

– Назовём «точки» применения орфографических правил( буквы Т, КК)

– Можно ли подобрать проверочные слова, чтобы как-то объяснить правописание их? Нельзя. Поэтому нужно запоминать написание таких слов или обращаться к орфографическому словарю.

Показ словаря и нахождение слова ГАРДЕРОБ, ФОТОАППАРАТ

9. Упр. 45 — списать слова, смотрим слова в рамочках

10. Тестовое задание

В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

4) пиро. приво. зальный

11. Задание.(В зависимости от темпа работы учащихся)

Вставьте недостающие буквы: во_зал, фу_бол, ко_чик (конечность позвоночника), ко_чик (птица), а_бест, деревя_ка, копчу_ка, семука (от семга) , баске_бол, хо_ей, мат_, спорт_мен, рю_зак.

– Какое правило применили в этом задании?

12. Подведение итогов

– что может помочь запомнить правописание непроверяемых согласных в корне слова? ( Конечно, регулярное обращение к словарям, понимание значения слова)

13. Домашнее задание. § 9 Упр. 46 — списать, выучить слова, придумать 4-5 предложений с некоторыми словами.

Источник статьи: http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-po-teme-pravopisanie-proveryaemih-i-neproveryaemih-soglasnih-v-korne-slova-2107527.html

Источник: https://itakstr.ru/urok-v-5-klasse-pravopisanie-neproveryaemyh-soglasnyh-v-korne-slova/

Урок русского языка по теме «Непроизносимая согласная в корне» – начальные классы, уроки

Урок по теме Повторение орфограмм: бездарные гласные, проверяемые согласные и непроизносимые согласные в корне слова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоаганская общеобразовательная школа №1»

ХМАО – Югра

                                                                                                        Учитель  начальных  классов:

г.п.Новоаганск

Технологическая карта урока

Тема

Местоурокапотеме

Непроизносимая согласная в корне

1 урок  по  теме

Тип урока

Формы,приёмы, методы

Усвоения нового материала

Фронтальная работа, работа в парах, группах

Цель урока

Задачи урока

Создать условия для развития умений  писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Обучающие:

  • формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с  опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне  слова»;
  • формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением  непроизносимой согласной в корне слова;
  • способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию.

Развивающие:

  • развитие орфографической зоркости, познавательной активности, самостоятельности;
  • развитие речи детей и обогащение их словарного запаса;
  • развитие рефлексии и адекватной самооценки.

               Воспитательные:

  • воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);
  • воспитывать позитивно- ценностное отношение к окружающему миру и людям.

Предполагаемыйрезультат

Знать

Уметь

Непроизносимые согласные звуки

1.Сравнивать звуки  при  произношении слов.

2.Подбирать  однокоренные  слова.

3.Выделять  проверочные  слова.

4.Закреплять информацию в виде правила и сжатой схемой.

5.Понимать и применять задачи урока;  оценивать свою работу с помощью «ключа», анализировать и делать выводы; формировать умение концентрировать внимание; работать самостоятельно.

6.Формировать умение работать в паре; учить представлять результат своей работы; формировать умение адекватно оценивать работу  других учеников

Педагогические технологии

Оборудование

  • Технология деятельностного подхода.
  • Проблемно- диалогический метод.
  • Элементы технологии развития критического мышления.

Учебник «Русский язык»   3 класс  Т.Г.Рамзаева. Москва. Дрофа 2010г. Интерактивная доска, компьютер, проектор, раздаточные дидактические материалы.

Ходурока

  1. Организация внимания учащихся. Психологический настрой.

Громко прозвенел звонок,                                                           Слайд 2

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни  минуты не теряем.

-Добрый день, ребята! Мне приятно всех вас видеть.

Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка поможет согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

     Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке.

II. Постановка учебной проблемы.

Вступительное слово учителя.

– Прочитайте, каковатема урока и послушайте   стихотворение И. Токмаковой:

Ложка – это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка.

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка  – это шапка,

Оделся и пошёл.

А я придумал слово.

Смешное слово  – плим.

Я повторяю снова –

Плим, плим, плим…

Вот прыгает и скачет –

Плим, плим, плим,

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

– Что означает слово плим?

– Повторите  две последние строчки.

(И ничего не значит

Плим, плим, плим)

– О чём сегодня можем поговорить на уроке?

– Какие встретились слова в стихотворении, обозначающие названия предметов?

(ложка, кошка, тряпка, шапка)

– Что обозначают эти слова, поясните. Почему мы понимаем друг друга? (Эти слова понятны по смыслу, их можно представить, потрогать…)

Проблемная ситуация.

Выход из проблемы путем побуждающего диалогаСлайд 3

– Как  можно  назвать  согласные,  которые  не  произносятся  в  словах,  а пишутся?

(Может  быть,  непроизносимыми  согласными.)

– Может  ли  создаваться  проблема  при  написании слов  с  такими  согласными.

 (Обязательно  будет)

– А  вы  заметили,  звуки каких  букв  в  словах  могут не произноситься?

(Предполагаем,  что, мы  и  прописали  эти  буквы:  в д л т

– Определим  тему   урока. 

(Отвечают: непроизносимая согласная в корне. На слайде появляется тема урока.)

III. Актуализациязнаний

1.Осмысление изучаемого материала.

Работа в карточке. Чтение с пометами.

Ознакомьтесь с материалом текста карточки. Определите, что вы уже можете сказать по изучаемой проблеме урока, отметив знаками !, +, ?.

(Учащимся предлагается система маркировки информационного текста, включающая следующие знаки:

 «!» – это я знаю

«+» – новая  информация

«?» – сомневаюсь

2.Открытие нового знания.

Наблюдение над словами с непроизносимым согласным в корне.

Поиск решения учебной проблемы методом подводящего диалога.

-Что  вам  было  уже  знакомо в информации текста?

(Оправдались  предположения:  «непроизносимая  согласная», правильно  определили «проблемные» буквы)

– Что вызвало сомнение?

(Сомнений нет)

– Какую  новую  информацию  вы  получили?

(В  словах  прекрасный,  ужасный,  опасный,  напрасно  и  некоторых  других  словах  буква  т  не  пишется. Есть слова, где  нельзя  подобрать  проверочное  слово, следует  запомнить  его  написание).

– Так чего мы еще не знаем?

(Нужно писать или нет согласную в слове, если при произношении слова ее не слышно)

– Значит, какова цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать? (Высказывание детей)

– Проведём исследовательскую работу со словами по следующему алгоритму.

 3. Работа в группах

– Предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа проведёт своё мини-исследование по представленному плану и озвучит вывод.

Слайд 4

Инструкция.

Материалы для работы в группах.

4.Отчётгрупп оработе.

(Каждая группа представляет своё мини-исследование по плану работы  и озвучивает вывод.

Ребята  определили,  что  новая  орфограмма  находится  в  корне  слова, особенность  проверочного  слова  в  том,  что  звук  чётко  слышится, есть слова, похожие по звучанию на новую орфограмму, но согласный в, д,л, тне пишется)

– Ребята, а вы заметили стечение каких согласных нам подскажет, что слово требует проверки?

(СТНЗДНРДЦЛНЦВСТВ

буквы появляются на слайде)

– Можно ли непроизносимые согласные назвать орфограммой? Почему? (Варианты ответов учащихся)

5.Работа по учебнику.

Проверка непроизносимых согласных в корне.

– Где  можем  удостовериться  в  полученной  информации?

(В учебнике)

Самостоятельнаяработасучебником.

– Откройте учебник на странице 125. Прочитайте и запомните правило. Расскажите правило друг другу.

(Работа в парах. Взаимопроверка)

Беседа:

-Назовите  место  новой  орфограммы  в  слове.

(Орфограмма  находится  в  корне слова.)

– Каков  способ  проверки  слов  с  непроизносимыми  согласными?

(Подбор  однокоренного слова)

– В  чём особенность  проверочного  слова?

(Слово,  в  котором  звук  чётко  произносится)

– Свернём информацию до схемы

Слайд 5

По  ходу  на  доске  выстраивается  схема:

В Д Л Т -?

 Род.сл. + чётко слышать

IV. Закрепление новых знаний.

Работасупражнением  №297 стр.125. Развитие умения правильно писать и проверять слова с непроизносимыми согласными.

– Выполним упражнение 297.

Весть, известность, известный.

– Однокоренные ли это слова? Почему?

– Назовите слова с непроизносимыми согласными звуками. Как они обозначены на письме? (Буквой т)

– Найдите среди однокоренных слов проверочные. Обоснуйте, почему они являются проверочными?

– Итак, что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными звуками? (Ответы учащихся)

Физминутка

Продолжение данной работыСлайд 6

– Посмотрите на экран. Докажите правописание данных слов путём подбора проверочных слов.

 (После устного объяснения правописания слова – появление проверочного слова на экране)

V. Самостоятельная работа.

Первичнаяпроверкапонимания

1.Самостоятельная работа.

– Предлагаю вам проверить    знания,  выполнив следующую работу. Проверьте результат  своей работы по ключу.

2.Проверка результатов работы.

– У кого возникли трудности  при выполнении задания?

Как оценили свою работу: кто поставил знак , ,.

Материалы для самостоятельной работы.

 VI. Закрепление знаний.

 1. Работа с деформированным предложением.

Сайд 7.

-Восстановите из слов предложение, вставьте в слова орфограмму, запишите в тетрадь.

– Проверьте в паре. Объяснив орфограмму. 

– Сверьтесь  с  образцом.

(свис*нул,  радос*ный,  щенку,  Серёжа,  грус*ному

Радостный  Серёжа  свистнул  грустному  Щенку).

2.Игра “Отгадай слово”

–Давайте  отдохнём. Я загадываю слово. Угадавший ученик проверяет наличие в названном им слове непроверяемый согласный звук.

(После отгадки слово появляется на слайде, а после проверки – открывается “опасное место в слове”)

Слайд 8

  • Бабочка, которая любит капусту. (Капустница)
  • Счёт вслух. (Устный)
  • Луг, где пасут скот. (Пастбище)
  • Место вокруг чего-либо. (Окрестность)
  • Весёлое торжество. (Праздник)

– Какое слово при проверке вызвало у вас затруднение? Почему?

– О таких словах мы продолжим разговор на следующем уроке.

VII. Домашнее задание

Инструктаж.

– Выполните  задание  по  выбору.

Стр. 126  №300  или  №301

VIII.Выводы и обобщения.

-Что нового узнали на уроке?

– Какую задачу ставили?

– Удалось ее решить?

Закончить предложениеСлайд 9

– Сегодня я научился сам …

– Меня удивило…

– Было интересно …

– Было трудно …

– Я узнал, что …

– Я научился …

– У меня получилось …

 – Мое настроение …

Улыбнитесь друг другу, поблагодарите друг друга за помощь.

На следующих уроках мы будем дальше работать над этой темой   и все запомним.

Спасибоза урок!Слайд 10

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/urok-russkogo-yazyka-po-teme-neproiznosimaya-soglasnaya-v-korne-84172.html

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: