Урок-практикум по биологии по теме Дыхание для 8 класса

Конспект урока по биологии для 8 «в» класса

Урок-практикум по биологии по теме Дыхание для 8 класса

Тема:Легкие.Легочное и тканевое дыхание.

Цельурока:сформировать знания учащихся о дыханиикак жизненно необходимом процессе;установить взаимосвязь строения ифункций органов дыхания; познакомитьс особенностями газообмена в лёгких итканях; рассмотреть механизм вдоха ивыдоха.

Задачи:

-обеспечить в ходе урока усвоение знанийо дыхании, строении органов дыхания;

-развивать умение сравнивать, работатьс учебником и раздаточным материалом;

-воспитывать соблюдение норм гигиены,формировать бережное отношение к своемуздоровью;

Типурока: Изучение нового материала.

Оборудование:

таблица«Правила гигиены дыхания»

Методы:словесные (объяснение с элементамибеседы, фронтальная беседа, индивидуальныйопрос), наглядные (работа с учебником,таблицей).

Литература:«Биология. Человек. 8 кл.» Колесов Д.В.,Маш Р.Д., Беляев И.Н.

Дрофа,2012

Ходурока

2. Повторение пройденного материала

Вэкстремальных условиях человек безпищи может прожить более месяца, безводы до 10 дней, без кислорода уже через5 – 10 минут в организме человека наступаютнеобратимые изменения.

Какпоступает кислород в организм человека?

Чтотакое дыхание?

Почемуже человеку необходимо дышать?

-если к тканям поступает недостаточноеколичество кислорода, то их функциинарушаются, потому что прекращаетсяраспад и окисление органических веществ,энергия перестаёт выделяться, и, клетки,лишённые энергетического обеспеченияпогибают. Благодаря дыханию из организмаудаляются углекислый газ и другиегазообразные продукты распада, а такжевода.

Апочему необходимо непрерывное поступлениекислорода?

-запас кислорода ограничен объёмомлёгких.

Сегодняна уроке вы познакомитесь со строениеми функциями органов дыхания. Вы, слушаямой рассказ и самостоятельно работая,должны будете установить взаимосвязьстроения и функций органов дыхания.

1. Этапы дыхания

  • Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.

Обеспечиваютобмен газов между организмом и внешнейсредой органы дыхания. Транспорт газовв организме осуществляется с помощьюкровеносной системы.

Учеловека газообмен состоит из четырёхэтапов:

1)обмен газов между воздушной средой илёгкими;

2)обмен газов между лёгкими и кровью;

3)транспортировка газов кровью;

4)газообмен в тканях.

2. Строение органов дыхания

Ворганах дыхания различают: воздухоносныепути,по которым проходит вдыхаемый и выдыхаемыйвоздух илёгкие,в которых происходит газообмен междувоздухом и кровью.

Воздухоносныепути представлены:

  • Носовая полость
  • Носоглотка
  • Глотка
  • Гортань
  • Трахея
  • Бронхи

Дыхательныйпуть начинается носовойполостью.Она отделена от ротовой полостьюперегородками. Спереди – твёрдым нёбом,сзади – мягким нёбом. Воздух попадаетв носовую полость через носовые отверстия– ноздри. У наружного края располагаютсяволоски. Они предохраняют от попаданияв нос механических частиц.

Носоваяполостьделится на правую и левую половины.Каждая половина состоит из несколькихизвилистых ходов. Внутренняя поверхностьносовой полости выстлана мерцательнымэпителием.

Он выделяет слизь, котораяувлажняет поступающий воздух, очищаети губительно действует на микроорганизмы.Реснички мерцательного эпителия изгоняетслизь из носовой полости.

В стенкахносовой полости проходит густая сетькровеносных сосудов, благодаря чемувдыхаемый воздух согревается. В заднейчасти носовой полости находятсяобонятельные клетки, воспринимающиезапахи.

Износовой полости воздух через носоглоткупопадает в глотку.Глотка сообщается с ротовой полостью,поэтому человек может дышать и ртом иносом.

Изглотки воздух попадает в гортань.Гортань– орган голосообразования. Онапредставляет собой широкую трубку,суженную посередине. Гортань состоитиз хрящей. Самый крупный из них щитовидныйхрящ. Он состоит из двух четырёхугольныхпластинок.

У мужчин они соединены подуглом и образуют кадык. У женщин пластинкищитовидного хряща сходятся под прямымуглом. Задние углы каждой пластинкивытянуты верхний и нижний рожки.

Полостьгортани покрыта слизистой оболочкой,которая образует две пары складок -ых связок.

Вголосообразовании участвует нижняяпара. Пространство между ымисвязками называют ой щелью.

Приспокойном дыхании связки разведены, ищель между ними расширена. При пении иречи ые связки смыкаются, образуяузкую щель. Вдыхаемый воздух, проходячерез эту щель, заставляет колебатьсяые связки – возникает звук.

Надвходом в гортань располагается хрящеваяпластинка – надгортанник.Он исполняет роль клапана, закрывающеговход в гортань при глотании пищи.

Изгортани воздух попадает в трахею.Трахея– это полая трубка, образованная 16 –20 хрящевыми полукольцами. Позади трахеинаходится пищевод. Внутренняя стенкатрахеи выстлана мерцательным эпителием.Его реснички выводят пылевые частицыиз лёгких в глотку. Внизу трахеяделитсяна два бронха,которые ветвятся, образуя «бронхиальноедерево». Мелкие бронхи называютсябронхиолами.

Бронхиобразованы хрящевыми кольцами. А стенкибронхиолобразованыэластичными гладкомышечными волокнами.Заканчиваютсябронхиолы гроздьями лёгочных пузырьков– альвеолами.Стенки альвеол образованы одним слоемэпителиальных клеток, расположенныхна тончайшей эластичной мембране.

Изнутри альвеолы выстланы тонкойплёнкой, которая образована биологическиактивными веществами. Они поддерживаютпостоянный объём пузырьков и не даютим смыкаться. Отработанная плёнкавыводится из организма в виде мокротыили переваривается лёгочными фагоцитами.

Альвеолы густо оплетены кровеноснымисосудами – здесь осуществляетсягазообменмежду лёгкими и кровью. Этот процесспроисходит благодаря диффузии.

Разветвлённаясеть мелких бронхов с лёгочнымипузырьками альвеоламиобразуют лёгкие.

Лёгкиерасположеныв груднойполости и одеты лёгочнойплеврой.Плевра также выстилает грудную полостьс внутренней стороны – это пристеночнаяплевра.

Между лёгочной и пристеночной плевройнаходится плевральнаяполость,заполненная плевральнойжидкостью.Она облегчает скольжение лёгочнойстенки во время вдоха и выдоха.

Местовхода в легкие главных бронхов, лёгочныхартерий и вен называются воротамилёгких.

3.Газообменв легких тканях

Различаютдыхание:

Легочное (внешнее)Тканевое (клеточное)
– газообмен между воздухом и кровью– газообмен между кровью и клетками тканей

Газообменв легких:

Поартериям малого круга кровообращенияв лёгкие поступает венозная кровь,которая обогащается здесь кислородоми становится артериальной.

Одновременновенозная кровь освобождается отуглекислого газа, который проникает влёгочные пузырьки и во время выдохавыводится из организма. Этот процессосуществляется с помощью диффузии.

Еёсущность состоит в том, что молекулылюбого газа, если их концентрация велика,стремятся через оболочку проникнутьтуда, где их мало.

Диффузия продолжаетсядо тех пор, пока концентрация молекулпо обе стороны оболочки не станетодинаковой.

Газообменв тканях:

Далееуже артериальная кровь по сосудамбольшого круга кровообращения движетсяпо направлению к органам тела и обогащаетих ткани кислородом.

Кислороднеобходим для процессов жизнедеятельностиклетки. При этом образуется углекислыйгаз, поступающий из клеток тканей вкровь, в результате чего кровь изартериальной становится венозной.

Задание:используярассказ учителя и текст учебника,заполните таблицу:

Источник: https://studfile.net/preview/3343670/page:3/

Открытый урок по биологии 8 класс

Урок-практикум по биологии по теме Дыхание для 8 класса

ГУ «Челгашинская средняя школа» отдел образования акимата Карасуского района Костанайской области.

Урок в 8 классе на тему: “Значение дыхания. Органы дыхания”

Цели урока:

  • Образовательные:

    • изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;

    • раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;

    • выяснить механизмы голосообразования;

  • Развивающие:

    • формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

    • развитие логического мышления, внимания;

    • успешное формирование у учащихся навыков контроля и самооценки;

  • Воспитательные:

    • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

    • провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты (растительный мир).

Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы:индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах, работа в парах, работа с учебником.

Оборудование и материалы:1.компьютер, проектор; 2.презентация; 3.карточки с заданием (проверка д/з); 4.произведение Н.В. Гоголя «Нос»; 5.диск «Биология. Человек»; 6.учебники; 7.тетради, ручки; 8.плакат «Дыхательная система».

Базовые понятия:Дыхательная система.Дыхательные пути. Лёгкие. Бронхи. Трахеи. Лёгочные пузырьки – альвеолы.

Пока дышу, надеюсь.

ХОД УРОКА

Деятельность

обуч-ся

Время

1

Организационный момент

Приветствие. Проверка организации рабочих мест.Деление класса на две группы.

Организация рабочих мест, приветствие.

1 мин

2

Проверка знаний обучающихся

1.Работа по карточкам. (одна группа)

Выдаются карточки с вопросами.

А) Строение сердца.

Б) Кровеносные сосуды.

В) Большой круг кровообращения.

Г) Малый круг кровообращения.

2.Тестовые задания. (вторая группа)(слайд 2)

Выберите номера с правильными суждениями:

А) Доноры – люди, принимающие кровь.

Б) Люди IV группы крови – универсальные реципиенты.

В) Сердечный цикл это – сокращение предсердий, сокращение желудочков, общая пауза.

Г) Капилляры – крупные сосуды организма.

Д) Вены – сосуды, несущие кровь к сердцу.

Е) Большой круг кровообращения проходит через лёгкие и длится 4 сек.

Ж) Давление крови – сила, с которой кровь давит на стенки сосудов.

З) При артериальном кровотечении кровь спокойно вытекает из раны.

Проверяют работы друг друга, выставляют оценки

Проверяющий озвучивает результаты тестирования в своей группе.

5 мин

3

Актуализация знаний обучающихся

Без пищи животное и человек может прожить около месяца. Без воды они могут прожить 3 дня. А без воздуха никто не может прожить даже 10 минут. Почему без воздуха, без дыхания человек не может жить?

Итак, дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. (слайды 3, 4).

2 мин

4

Этап изучения нового материала

1.Определение дыхания (слайд 5)

Дыхание

совокупность физиологических процессов,

включающих газообмен между организмом и окружающей средой.

2.Значение дыхания.(слайд 6)

  • обеспечение организма О2

  • образование и удаление из организма СО2

  • окисление органических соединений с высвобождением энергии

  • удаление некоторых конечных продуктов обмена веществ

3.Внешнее, внутреннее дыхание и транспорт газов кровью.

Существует внешнее и внутреннее дыхание, а также транспорт газов кровью. (слайд 7)

Внешнее дыхание (легочное) –

газообмен между наружным воздухом и воздухом лёгких.

Газообмен между легкими и другими органами осуществляет система кровообращения.

Внутреннее дыхание (тканевое) –

дыхание, протекающее в клетках.

В процессе клеточного дыхания постоянно потребляется кислород. Поэтому он поступает из плазмы крови в межклеточное вещество других тканей и далее – в клетки. Выделяемый клетками CO2 , наоборот, поступает в кровь, где частично связывается гемоглобином, а большей частью – с водой. Артериальная кровь превращается в венозную.

Транспорт газов кровью

В капиллярах легких (малый круг кровообращения) кровь насыщается кислородом и избавляется от углекислого газа, превращаясь из венозной в артериальную. Благодаря работе сердца кровь разносится по всем органам (большой круг кровообращения), в капиллярах которых происходят обратные процессы.

4.Органы дыхания. (слайд 8)

Органы дыхания делятся на 2 группы:

1.Лёгкие.

2.Воздухоносные пути: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи.

А) Нос

Как ни странно, нос из всех воздухоносных путей выделяется больше всего. При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Это украшение лица? У человекообразных обезьян его не было! Даже Н.В. Гоголь писал о носе: «Без носа человек – чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин – просто возьми, да и вышвырни за окошко!..»

При дыхании нос выполняет несколько функций: (слайд 9)

  • защитная (очищает и обеззараживает воздух);

  • согревание воздуха;

  • увлажнение воздуха;

  • обонятельная.

Б) Гортань (слайд 10)

Функции

  1. Обеспечивает прохождение воздуха

  2. Голосовой аппарат

  3. Участвует в акте глотания

Строение гортани

  • Хрящи.

  • Эластичная мембрана, (ее волокна образуют ые связки).

  • Поперечно-полосатые мышцы.

  • Слизистая оболочка

В) Трахея (слайды 10-11)

Трахея – трубка (10-12 см), состоящая их хрящевых полуколец.

Трахея делится на два главных бронха – левый и правый

Г) Бронхи (слайды 10- 11)

Входят в лёгкие и там ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Заканчиваются лёгочными пузырьками – альвеолами.

Д) Лёгкие. (слайд 12)

Лёгкие расположены в грудной полости. Левое состоит из двух долей, а правое из трёх. Лёгкие имеют форму конуса:

верхняя – суженная часть – верхушка, а нижняя – более широкая – основание.

Снаружи лёгкое покрыто оболочкой – плеврой, которая состоит из двух листков: наружный срастается с внутренней поверхностью грудной клетки, а внутренний плотно срастается с лёгким.

Между листками плевры есть узкая замкнутая щель – плевральная полость, содержащая жидкость, которая уменьшает трение лёгкого при дыхании. Давление в межплевральной полости ниже атмосферного. Ткань лёгких образована ветвящимися бронхами и альвеолами. Альвеолы – это лёгочные пузыри.

Плотно прилегают друг к другу и густо оплетены сетью капилляров. У взрослого человека альвеолы занимают поверхность до 150 кв. м.

Определение дыхания дети записывают в тетрадь.

Самостоятельное прочтение слайдов

Функции дыхания дети записывают в тетрадь

Самостоятельное прочтение слайдов

Самостоятельное чтение слайдов

20 мин

5

Первичное закрепление материала

1.Составить схему строения лёгких.

2.Ответить на тесты.

Эти два задания выполняются выбранным учеником. (Информация на диске «Биология. Человек)

Ответы двух учеников по желанию.

6

Продолжение этапа изучения нового материала

5.Газообмен в лёгких и тканях.

Объяснение материала с использованием диска «Биология. Человек».

Прослушивание материала с компьютера

4 мин

7

Первичное закрепление материала

3.Вопрос: «Газы плохо растворяются в тёплой и солёной воде. Чем же объяснить, что кислород проникает в кровь, несмотря на то, что кровь – тёплая и солёная жидкость?»

4.Проверьте себя (слайды 15, 16)

Работа с учебником

Индивидуальная работа

4 мин

8

Домашнее задание

Слайд 14

Запись д/з в дневник

1 мин

9

Подведение итогов

1.Какую тему рассматривали на уроке?

2.Какие органы относятся к дыхательной системе?

3.Как вы оцениваете свою работу на уроке?

4.Выставление оценок.

Ответы на вопросы учителя

4 мин

Источник: https://infourok.ru/otkritiy-urok-po-biologii-klass-dihatelnaya-sistema-1023509.html

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: