Урок русского языка на тему Текст. Абзац. Диалог. 2 класс

Конспект урока «Текст. Абзац. Диалог» по русскому языку

Урок русского языка на тему Текст.  Абзац. Диалог. 2 класс

Урок русского языка «Текст. Абзац. Диалог»

Мишина С.И. учитель начальных классов

МОУ Прогимназия №1 г. Лиски

Цели: Ознакомление с терминами «абзац» «красная строка»,

развитие умения определять тему текста, делить текст на части и озаглавливать их.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель:

– Чтоб на уроке не устать,Чтобы здоровыми оставаться,В игры весёлые будем играть,

Будем мы в классе всем улыбаться!

Улыбнитесь друг другу, мне, настройтесь на рабочий лад.

II. Сообщение темы и цели урока.

– Запись в тетрадях: число, классная работа.

1. Минутка каллиграфии.

Ддд/ггг/

ЗЗЗ\ЦЦЦ

2. ЦАЗБА

ГОЛАИД

Какие слова спрятались? Запишите эти слова в словарик. Обозначьте ударение, подчеркните безударные гласные

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

III. Работа над темой.

  1. Учебник стр. 100 №190 коллективный разбор

  • Прочитайте отрывок из рассказа В. Бианки «Кто чем поёт?» Что можете о нём сказать? /это текст./ Почему?
  • Определите тему текста.
  • Из скольких частей состоит текст? Как вы это узнали?

Что такое абзац? Сколько абзацев в тексте? Какой вывод можно сделать? Почему строку, с которой начинается каждый абзац, мы называем красной, а не белой или синей.

А вот почему. Раньше книги переписывались от руки. Перед писцом стояли баночки с тушью двух цветов – черной и красной. Весь текст писец переписывал черной тушью, а начиная новую страницу, он менял кисточку и рисовал красивый узор, выводя красной краской фигурную первую букву.

Красная строка – значило красивая строка. Цвет, словом красный стали обозначать позже.

  • К кому обращена речь в этом тексте? Как называют такую речь?
  1. Спишите 2 абзац. В словах ПЕСНЯ, ИНСТРУМЕНТ подчеркните мягкие согласные

  2. Вы поняли, кто как поёт. Допишите предложения: Лягушки …..

Аист ……

Дятел……

Вывод: Абзац- это часть текста от одной красной строки до другой. Сколько в тексте абзацев – столько и частей.

Любую ли часть текста начинают с красной строки? /только ту, в которой содержится новая мысль/

IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА с использованием гимнастики для глаз

Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг.Глазком видеть всё дано-Где окно, а где кино.Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

V. Учебник стр. 101 №191

  • Какой заголовок подходит? Почему? Сборы на прогулку. Мишкина хитрость.
  • Это речь разговорная? Кто её участники? Как называется такой разговор? Как можно прочитать этот текст? Прочитайте. Назовите тему текста
  • Я прочитаю стихи, а вы определите тему текстов.

У стола четыре ножки,

По две с каждой стороны,

Но сапожки

И калошки

Этим ножкам не нужны. С.Маршак.

Между собой

Серые коты.

Поднялись

У них трубой

Серые хвосты.

Бились днем и ночью.

Прочь летели клочья,

И остались от котов

Только кончики хвостов. . С.Маршак.

Воробьи по проводам

Скачут и хохочут.

Верно, строчки телеграмм

Ножки им щекочут.

. С.Маршак.

  1. Работа по карточкам /дефференцированные задания/

1 уровень

 Восстановить деформированный текст. Списать 2 часть. В третьем предложении подчеркнуть главные члены.

_____ Грачонок был черный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками.

____ Миша нашел под деревом грачонка, который дрожал от холода.

____ У грачонка отросли крылья, и он улетел.

2 уровень

 Задание: Озаглавить текст. В 1 части подчеркнуть слова, в которых все согласные твердые

(Варианты заголовков: «Миша», «На улице», «Доброе дело», «Скука»).

День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.

Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.

С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.

3 уровень

  • Расставь предложения по порядку, чтобы получился текст. Озаглавить его. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

__________________________________________

______ Вдруг белка испугалась и убежала.

______У зверька был пушистый хвост.

______На пеньке сидел красивый рыжий зверёк.

______Она грызла сосновую шишку.

______Это белочка.

Тест /дети вписывают в строчку нужные буквы и, если задание выполнено правильно, получается слово./

1.Текст – это:

у) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу;

б) отдельные предложения;

2. Текст имеет:

а) только заглавие;

м) заглавие и части;

в) только части.

3. По заглавию можно определить:

н) то, о ком или о чем говорится в тексте, т.е. тему текста;

б) сколько предложений в тексте;

в) кто автор текста.

4. Части текста должны располагаться в таком порядке:

а) основная, концовка, вводная;

и) вводная, основная, концовка;

в) концовка, вводная, основная.

5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:

ц) да;

б) нет.

6. Сколько в тексте абзацев, сколько и частей

а) да

б) нет

7. Разговор 2 или нескольких лиц называется:

. ) монолог

!) диалог

Умница!

VII. Итог урока

У. – Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

VIII. Рефлексия.

С каким настроением заканчиваем наш урок? /дети вывешивают на доску знаки

? не все понял, нужна помощь

. урок понравился

! все понял, было интересно

У. – Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой сложной темой.

Источник: https://prezentacii.org/konspekty/konspekty-po-russkomu-yazyku/61641-urok-russkogo-yazyka-tekst-abzac-dialog.html

Урок русского языка «Текст. Абзац. Диалог»

Урок русского языка на тему Текст.  Абзац. Диалог. 2 класс

Урок русского языка «Текст. Абзац. Диалог»

Мишина С.И. учитель начальных классов

МОУ Прогимназия №1 г. Лиски

Цели: Ознакомление с терминами «абзац» «красная строка»,

развитие умения определять тему текста, делить текст на части и озаглавливать их.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель:

— Чтоб на уроке не устать,Чтобы здоровыми оставаться,В игры весёлые будем играть,

Будем мы в классе всем улыбаться!

Улыбнитесь друг другу, мне, настройтесь на рабочий лад.

II. Сообщение темы и цели урока.

— Запись в тетрадях: число, классная работа.

1. Минутка каллиграфии.

Ддд/ггг/

ЗЗЗЦЦЦ

2. ЦАЗБА

ГОЛАИД

Какие слова спрятались? Запишите эти слова в словарик. Обозначьте ударение, подчеркните безударные гласные

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

III. Работа над темой.

  1. Учебник стр. 100 №190 коллективный разбор

  • Прочитайте отрывок из рассказа В. Бианки «Кто чем поёт?» Что можете о нём сказать? /это текст./ Почему?
  • Определите тему текста.
  • Из скольких частей состоит текст? Как вы это узнали?

Что такое абзац? Сколько абзацев в тексте? Какой вывод можно сделать? Почему строку, с которой начинается каждый абзац, мы называем красной, а не белой или синей.

А вот почему. Раньше книги переписывались от руки. Перед писцом стояли баночки с тушью двух цветов – черной и красной. Весь текст писец переписывал черной тушью, а начиная новую страницу, он менял кисточку и рисовал красивый узор, выводя красной краской фигурную первую букву.

Красная строка – значило красивая строка. Цвет, словом красный стали обозначать позже.

  • К кому обращена речь в этом тексте? Как называют такую речь?
  1. Спишите 2 абзац. В словах ПЕСНЯ, ИНСТРУМЕНТ подчеркните мягкие согласные

  2. Вы поняли, кто как поёт. Допишите предложения: Лягушки …..

Аист ……

Дятел……

Вывод: Абзац- это часть текста от одной красной строки до другой. Сколько в тексте абзацев — столько и частей.

Любую ли часть текста начинают с красной строки? /только ту, в которой содержится новая мысль/

IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА с использованием гимнастики для глаз

Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг.Глазком видеть всё дано-Где окно, а где кино.Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

V. Учебник стр. 101 №191

  • Какой заголовок подходит? Почему? Сборы на прогулку. Мишкина хитрость.
  • Это речь разговорная? Кто её участники? Как называется такой разговор? Как можно прочитать этот текст? Прочитайте. Назовите тему текста
  • Я прочитаю стихи, а вы определите тему текстов.

У стола четыре ножки,

По две с каждой стороны,

Но сапожки

И калошки

Этим ножкам не нужны. С.Маршак.

Урок русского языка «Текст. Абзац. Диалог» – скачать бесплатно документ на портале docbase

Урок русского языка на тему Текст.  Абзац. Диалог. 2 класс

Урок русского языка «Текст. Абзац. Диалог»

Мишина С.И. учитель начальных классов

МОУ Прогимназия №1 г. Лиски

Цели: Ознакомление с терминами «абзац» «красная строка»,

развитие умения определять тему текста, делить текст на части и озаглавливать их.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель:

– Чтоб на уроке не устать,Чтобы здоровыми оставаться,В игры весёлые будем играть,

Будем мы в классе всем улыбаться!

Улыбнитесь друг другу, мне, настройтесь на рабочий лад.

II. Сообщение темы и цели урока.

– Запись в тетрадях: число, классная работа.

1. Минутка каллиграфии.

Ддд/ггг/

ЗЗЗ\ЦЦЦ

2. ЦАЗБА

ГОЛАИД

Какие слова спрятались? Запишите эти слова в словарик. Обозначьте ударение, подчеркните безударные гласные

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

III. Работа над темой.

  1. Учебник стр. 100 №190 коллективный разбор

  • Прочитайте отрывок из рассказа В. Бианки «Кто чем поёт?» Что можете о нём сказать? /это текст./ Почему?
  • Определите тему текста.
  • Из скольких частей состоит текст? Как вы это узнали?

Что такое абзац? Сколько абзацев в тексте? Какой вывод можно сделать? Почему строку, с которой начинается каждый абзац, мы называем красной, а не белой или синей.

А вот почему. Раньше книги переписывались от руки. Перед писцом стояли баночки с тушью двух цветов – черной и красной. Весь текст писец переписывал черной тушью, а начиная новую страницу, он менял кисточку и рисовал красивый узор, выводя красной краской фигурную первую букву.

Красная строка – значило красивая строка. Цвет, словом красный стали обозначать позже.

  • К кому обращена речь в этом тексте? Как называют такую речь?
  1. Спишите 2 абзац. В словах ПЕСНЯ, ИНСТРУМЕНТ подчеркните мягкие согласные

  2. Вы поняли, кто как поёт. Допишите предложения: Лягушки …..

Аист ……

Дятел……

Вывод: Абзац- это часть текста от одной красной строки до другой. Сколько в тексте абзацев – столько и частей.

Любую ли часть текста начинают с красной строки? /только ту, в которой содержится новая мысль/

IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА с использованием гимнастики для глаз

Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг.Глазком видеть всё дано-Где окно, а где кино.Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

V. Учебник стр. 101 №191

  • Какой заголовок подходит? Почему? Сборы на прогулку. Мишкина хитрость.
  • Это речь разговорная? Кто её участники? Как называется такой разговор? Как можно прочитать этот текст? Прочитайте. Назовите тему текста
  • Я прочитаю стихи, а вы определите тему текстов.

У стола четыре ножки,

По две с каждой стороны,

Но сапожки

И калошки

Этим ножкам не нужны. С.Маршак.

Мир общения Собеседники. 2 класс (урок 1)

Урок русского языка на тему Текст.  Абзац. Диалог. 2 класс

Предлагаем вашему вниманию конспект урока по теме: «Мир общения Собеседники».

Основные задачи урока:

  1. расширить представление детей о функциях общения, средствах общения;
  2. показать значимость речи в общении;
  3. познакомить учащихся с другими возможными средствами общения — жестом, мимикой, рисунком;
  4. развивать творческие способности учеников при составлении и расшифровке «рисуночного письма»;
  5. развивать речь учащихся при составлении текста-доказательства преимущества звуко-буквенного письма.

Конспект урока на тему: Мир общения Собеседники

1) Определение роли общения в жизни людей:

  • Как вы думаете, люди могли бы построить чудесные города, железные дороги, самолеты, если бы не умели общаться? Здесь можно также вспомнить про Вавилонскую башню.
  • А для чего людям нужно общение?
    • передать информацию,
    • выразить чувства,
    • попросить о чем-нибудь,
    • ответ на этот вопрос можно найти на картинке из учебника русского языка Т.Г. Рамзаевой:

    Функции речи

    Речь помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.
    С помощью речи люди сообщают друг другу о чем-нибудь, спрашивают, советуют, помогают.

  • Что помогает людям в общении?
  • Какой может быть речь?

Виды речи

Речь бывает устная и письменная.

Люди стали говорить очень давно. Им нужно было добывать пищу, строить жилища. Сообща это делать проще. И люди звали друг друга на помощь. Так появилась устная речь.

Устная речь — это речь, которую мы произносим, слышим. Это звучащая речь.

В старину ро называли уст´а. Поэтому речь, которую произносят, называют устной.

Письменная речь — это речь написанная. Для письма люди используют буквы или другие знаки.

Не сразу люди придумали буквы. В древние времена писали рисунками. Сейчас такое письмо можно увидеть на дорожных знаках.

В Древней Руси писали на берёсте — берёзовой коре. Бумаги тогда еще не было. Буквы царапали на берёсте острой железной палочкой. Она называлась пис́ало.

Какая речь (устная или письменная) появилась раньше?

Еще поговорим о видах речи по материалам учебника 2 класса по программе «Школа России».

Речь, которую мы слышим и произносим, называют устной. Слово устная образовано от слова уста (губы).

Письменная речь — это речь, написанная буквами и другими знаками. Письменная речь — это такая речь, которую мы читаем и пишем.

Речь про себя — это наша внутренняя речь. Мы ею пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем про себя.

Также различают монолог и диалог.

Диалог — это речь (разговор) двух или нескольких лиц.

Монолог — речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.

Упражнение: Прочитаем сказку и назовем ее героев.

Отрывок из сказки Терем-теремок

Докажите, что вы прочитали диалог. Какие сказочные герои участвуют в разговоре. Кто спрашивает, а кто отвечает?

Обратите внимание! В диалоге происходит смена высказываний двух говорящих. Каждое такое высказывание называется репликой. В письменной речи слова каждого участника разговора записываются с новой строки и перед ними ставится тире (-).

Некоторые слова пришли в русский язык из других языков: из латинского, греческого, французского, немецкого и т.д. И очень часто значение слова становится более понятным, если знать его происхождение.

Слова диалог и монолог пришли к нам из греческого языка. Логос по-гречески означает «слово, речь», диа — «два», Моно — «один». Поэтому слово диалог можно перевести как «речь двоих», а монолог — как «речь одного».

Упражнение: Рассмотрите рисунки.

По какому рисунку можно составить монолог, а по какому диалог?

Кто такие собеседники?

Есть ли у вас собеседники в учебнике русского языка?
Прочитаем сообщения Самоварова о речи и собеседниках (с. 4) из учебника по русскому языку по программе Перспектива.

Речь профессора Самоварова

А что можно узнать о человеке по его речи?

Упражнение из учебника по программе Школа России: Прочитай строки из стихотворения «Кем быть?» В.В. Маяковского.

В.В. Маяковский — Кем быть?

Скажи, кому принадлежит записанная речь. Какие слова помогли вам определить профессию этого человек? Сделайте вывод: что можно узнать по речи собеседника?

А теперь отработка умения рассказать о себе (по вопросам к упр. 1).

Расскажи о себе и своей семье по вопросам. Ответы запиши.

Как тебя зовут? Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься? Как зовут твоих родителей? Где они работают? Как зовут твоих бабушек и дедушек? Есть ли у тебя братья и сёстры? Как их зовут? Где они работают или учатся?

Образец. Меня зовут … .

Работа со словами речевого этикета

Выяснение норм вежливого поведения (на примере рисунка к упр. 1 из рабочей тетради).

Из каких сказок эти герои? Кого из них можно назвать вежливыми? А кого нельзя?

Упражнение из учебника Школа России.

Прочитайте выразительно отрывки из сказки «Гуси-лебеди» и сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

1. — Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди улетели? — Поешь моего простого киселька с молочком — скажу. — У моего батюшки и сливочки не едятся.

Источник: https://shkolnaiapora.ru/russkij-yazyk/mir-obshheniya-sobesedniki-2-klass.html

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: