Урок русского языка по теме Состав слова. Повторение 4 класс

Состав слова суффиксы и приставки 4 класс школа россии

Урок русского языка по теме Состав слова. Повторение 4 класс

конспект урока по русскому языку 4 класс состав слова

Скачать:

Вложение Размер
конспект урока по русскому языку 4 класс состав слова29.32 КБ
презентация732.65 КБ
samoanaliz.docx15.55 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов: Кукурузян Р.А.

Учебный план: 5 часов в неделю

УМК: Школа России. «Русский язык» 4 класс. Канакина В.П. В 2 ч. М.: Дрофа, 2009.

Тема урока: «Повторение. Состав слова.»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: Обобщить знания учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова.

  • упражняться в разборе слова по составу на основе словообразовательного анализа.
  • развитие познавательных и исследовательских умений, внимания и творческих способностей детей, самостоятельности и способности решать творческие задачи, обогащать словарный запас учащихся, формировать умение пользоваться словарем; развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь.
  • воспитывать навыки самостоятельной работы;
  • воспитывать положительные морально-волевые качества ребёнка, инициативность, самостоятельность, предприимчивость;
  • воспитание культуры бесконфликтного общения;
  • воспитание любви к русскому языку.

Оборудование урока : Русский язык: учебник для 4 класса, автор Канакина В.П. мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, карточки, фишки.

  1. Самоопределение к деятельности. Организационный этап.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Начнём скорей урок.

-Ребята, давайте начнём урок с отгадывания буквы, которую будем прописывать.

– Эта буква согласная, глухая, парная по звонкости и по мягкости. Она есть в приставке слова — бесснежный, в корне слова подснежник, и в суффиксе слова соседский. (Сс)

  1. Сообщение темы и целей урока

На экране буквы й с х м о ч щ с р ц н т л й а х ч в щ м

-Уберите мысленно буквы, обозначающие непарные звонкие и глухие согласные звуки в данной цепочке.

  • Запишите это слово. Что надо в этом слове запомнить? Подчеркните букву -О-.
  • У этого слова много значений.
  • Что обозначает это слово? Когда и в каких случаях мы используем это слово. Чтобы узнать больше значений этого слова, что нам поможет? (Орфографический словарь Ожегова.) Как объясняется это слово в словаре?
  • Состав – 1. Совокупность отдельных частей, образующих собою что-л. целое.2. Соединение,смесь,раствор, состоящие из каких-л. веществ, элементов. 3. Совокупность людей, из которых состоит какой-то коллектив,организация Лица, составляющие какую-л. категорию граждан по роду службы, профессии и т.п. 4. Ряд сцепленных вместе железнодорожных вагонов, подготовленных для отправки или находящихся в рейсе. (лучше вывести на экран)

Какое же объяснение слова СОСТАВ имеет отношение к русскому языку? (Ответы детей).

Что мы уже умеем делать?

С чем можем справиться самостоятельно? Давайте повторим из каких частей может состоять слово?

  1. Я стою перед корнем и могу образовывать слова.
  2. И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня.
  3. А я без окончания проживу, удалите его от меня!
  4. А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать.
  5. Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение.

-Какое слово получилось в середине кроссворда (так называется раздел русского языка, который занимается изучением состава слова? )

-Как это объясняет словарь Ожигова? (ученик читает по словарю – Морфология в языкознании изучает структуру частей речи, формы слов и их преобразования. Морфология описывает свойства слов и морфем (корней слова), а также грамматические значения слов («морфологические значения»).

-Какое понятие из перечисленных в кроссворде нельзя назвать морфемой? (Основу, потому что она может состоять из одной или нескольких морфем.)

-Что такое морфема? (Это часть слова)

-Как вы думаете – чем будем заниматься на уроке?

– Сформулируйте тему урока. Сформулируйте цели урока.

(Ответы детей – сегодня на уроке мы будем упражняться в разборе слова по составу, а также вспомним правила орфографии правильного безошибочного письма, наблюдать, анализировать, делать выводы)

Цель урока: Составить алгоритм разбора слова по составу и использовать его при разборе слов.

1. Научиться распознавать и определять части слова.

2. Составить алгоритм разбора слова по составу.

3. Применять алгоритм при разборе слов.

4. Научиться подбирать слова к схемам и составлять слова из данных частей слова.

5. Помочь товарищу понять новый материал.

Работать будем по плану :

План словообразовательного разбора:

Дать толкование лексического значения анализируемого слова

Писатель – человек занятый написанием чего-либо

Сравнить состав анализируемого слова с однокоренными; выявить ту часть ( или части) слова, с помощью которой оно образовалось

Определить, от чего образовано слово

Писатель – от основы писа- слова писать

С помощью чего образовано и способ образования

Придумайте однокоренные слова с корнем – СТАВ –

  • Кто больше придумает слов — мальчики или девочки) (дети получают баллы — можно в качестве фишек, кто больше всех получит фишек — тот получает 5)

Я тоже придумала однокоренные слова с корнем — СТАВ- запишите их и соедините их со схемой, которая соответствует этому слову

  • став ить,
  • у став ленный,
  • за став ить,
  • устав,
  • состав,
  • представление,
  • поставить.
  • С помощью чего образованы эти слова. Можно ли все эти слова назвать родственными (устав — корень- УСТАВ)

Поменяйтесь тетрадями и проверьте как соединены слова со схемой

На экране словосочетания со словом поставить – как они называются (фразеологизмы или крылатые выражения)Запишите их и объясните их значение и когда они применяются.

На экране пословица

Дай только ногу поставить, а весь-то я и сам влезу.

-Как вы понимаете данную пословицу?

– Запишите пословицу и дайте характеристику этому предложению ( повеств./вопрос./побуд., воскл./невоскл., простое/сложное, распростр./нераспростр.)

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буквы все писать

– А теперь, выполните упражнение № 78.

Запишите однокоренные слова группами, выделите в словах корень, укажите над каждым словом к какой части речи оно относится, подчеркните изученные орфограммы в корне слова. А потом обменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания.

(Дети работают в парах самостоятельно. Учитель просматривает выполненную работу учащихся. Учитель проводит фронтальный контроль без вмешательства в деятельность учащихся).

Вы отлично поработали. Поднимите руки те, кому было трудно? Предлагаю вам работать сегодня под девизом «Если знаешь части слова, то напишешь их толково!», согласны?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

А теперь разделитесь на группы. (3 группы)

-Коллективная работа Игра «Конструктор» – Собрать слова и объяснить значение Корень из слова снежинкаПриставка из слова подъезжал,Суффикс из слова лесник, Окончание из слова стол.

(подснежник)

Корень из слова бородка,Приставка из слова подъезд,Суффикс из слова снежок.Окончание из слова стул.

(подбородок)

Корень тот же, что и в слове сказка,Суффикс тот же, что и в слове извозчик,Приставка та же, что и в слове расход.Окончание тоже, что и в слове лёд.

( рассказчик)

Корень мой находиться в цене,В очерке найди приставку мне,Суффикс мой в тетрадке все встречали.Окончание линейкой измеряем

(оценка)

В списке вы мой обнаружите корень;Суффикс – в собрании встретите вскоре;В слове рассказ вы приставку найдёте;Возьмете окончание и в целом поймете

(расписание)

Корень, как в слове дарить, Суффикс, как в слове шнурки, Приставка, как в слове покрышки,А окончание, как в слове очки.

(подарки)

Проверка работы
(один учащийся из группы произносит получившееся слово, разбирает его по составу и объясняет его значение и придумывает предложение)

-Произошла путаница: окончание, корень, суффикс, приставка перепутали свои места в слове. Помогите всем частям слова найти свои места. Уч-ся вытаскивают карточки со схематическим изображением частей слова и выкладывают их по порядку на столах.

-Придумайте к данной схеме слово, запишите и разберите его по составу.

Молодцы, а теперь проверим свои знания, выполним тест

Тест по теме «Состав слова» -по вариантам.

8. Подведение итогов.

-Ребята, недавно вы побывали в доме-музее К.И. Чуковского. Корней Иванович сказал, что «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». Я предлагаю вам Составить алгоритм разбора слова по составу

Составить алгоритм разбора слова по составу и вывесить на доске (разрезать на отдельные предложения)

Алгоритм разбора слова по составу

1. Найди окончание. (Для этого измени форму слова.)

2. Отдели основу от окончания.

3. В основе найди корень. (Для этого подбери однокоренные слова.)

4. Выдели приставку.

Помни, при разборе слова

Окончанье и основу

Первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка – впереди
1. Какие части слова мы сегодня повторили?

2. Какие части слова служат для образования новых слов?

3. Какие слова называются однокоренными?

1. Урок был – полезный, познавательный…

2. На уроке чувствовал себя….

3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

4.Были ли вы на уроке внимательны друг к другу.

10. Выставление оценок . (оценки собираются по фишкам, которые дети получали в течение урока)

11. Домашняя работа слайд 19

-Ребята, дома поработайте в рабочей тетради, выполните упр.83 на стр.39

Учитель комментирует д/з, объясняет, как оно будет оцениваться.

Слайд 20 Конец урока

1. В каком ряду дано верное определение «окончания»:

а) Стоит после корня и служит для образования новых слов.

б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

в) Общая часть однокоренных слов.

г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.

2. В каком ряду перечислены части слова:

а) Существительное, прилагательное, корень, окончание.

б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог.

в) Приставка, корень, суффикс, окончание.

г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.

3. В каком ряду записаны однокоренные слова:

а) Вода, водолаз, водитель.

б) Лес, у леса, к лесу, о лесе.

в) Повар, сварка, варит.

г) Гора, пригорок, пригорюнился.

4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание :

5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:

а) Домик, грядка, вазочка.

б) Вход, запуски, сговор.

в) Подоконник, отлёт, повара

г) Стол, дерево, книга

6.В каких рядах записаны слова с приставками:

7.Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:

1. В каком ряду дано верное определение «приставка»:

а) Стоит после корня и служит для образования новых слов.

б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

в) Общая часть однокоренных слов.

г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.

2. В каком ряду перечислены части слова:

а) Существительное, прилагательное, корень, окончание.

б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог.

в) Приставка, корень, суффикс, окончание.

г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.

3. В каком ряду записаны однокоренные слова:

а) Вода, водолаз, водитель.

б) Лес, у леса, к лесу, о лесе.

в) повар, сварка, варит.

г) Гора, пригорок, пригорюнился.

4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание :

5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:

а) Домик, грядка, вазочка.

б) Вход, запуски, сговор.

в) Подоконник, отлёт, повара

г) стол, дерево, книга

6.В каких рядах записаны слова с приставками:

7.Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2019/02/24/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-4-klass-sostav-slova

Источник: https://itakstr.ru/sostav-slova-suffiksy-i-pristavki-4-klass-shkola-rossii/

Повторение. Состав слова. Русский язык. 4 класс. Конспект урока

Урок русского языка по теме Состав слова. Повторение 4 класс

УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: совершенствовать знания учащихся о частях слова, развивать умение разбирать слова по составу, обогащать словарный запас учащихся; развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь; воспитывать навыки самостоятельной работы, любовь к русскому языку.

Средства:

  • учебник для 4 класса , автор Т.Г. Рамзаева;
  • девиз урока:«Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»
  • схема слова: корень, суффикс, окончание
  • рисунок ствола дерева, листочки деревьев;
  • тесты по теме «Повторение. Состав слова» – по вариантам;

1. Организационный момент

Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок.

  • Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?
  • Какое настроение вызывает у вас такая погода?
  • А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?
  • Надо просто улыбнуться.
  • Дети повернитесь друг к другу и скажите:

Привет, сосед, Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбку свою дарил.

– Ребята, я тоже хочу поделиться улыбкой с вами.

2. Минутка чистописания

– Откройте тетради, запишите число, классная работа.

улыбка улыбочка улыбчивый улыбаться

Улыбка никому не вредит.(японская пословица)

– Как вы понимаете данную пословицу?

3. Сообщение темы и целей урока

– Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке?

(Эти слова, родственные.)

– Вспомните, что за слова мы называем родственными?

(Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)

– Как называется общая часть родственных слов?

– А какие части слова вы знаете ещё?

– Подберите слово к схеме: корень, суффикс, окончание. (Улыбка, улыбочка.)

– Ребята, а как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

– Да, всё на свете из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложения из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу.

– Ребята, а для чего надо знать части слова?

(Чтобы правильно писать слова.)

– Поэтому и девиз нашего урока звучит так:

«Если знаешь части слова, то напишешь их толково!»

4. Работа по теме урока

а) Сегодняшнюю работу по теме урока мне хотелось начать с упражнения «Найди «лишнее» слово».

Поле, полька, полюшко, полевод.

(Полька – не однокоренное слово.)

– Что такое корень?

Нарисовал, подъехал, смотреть, влезет.

(Смотреть – в этом слове нет приставки, а в остальных есть приставка.)

– Что такое приставка?

Носик, машинист, берёза, колечко.

(Берёза – в этом слове нет суффикса, а в остальных словах есть суффикс)

– Что такое суффикс?

– А какой части слова мы ещё не сказали?

– Что такое окончание?

– Ребята, а с помощью окончания можно образовать однокоренные слова?

– А помощью каких частей слова мы образуем новые слова?

б) Работа по учебнику.

Упр.526 стр.122

– Образуйте однокоренные слова и запишите их.

(Первую часть упр. выполняется по «цепочке», у доски с выделением приставки; Вторая часть упр. выполняется самостоятельно, с последующей взаимопроверкой; устно составляется предложение с одним из слов.)

в) Упр. 525

– Прочитайте, сравните между собой слова: какая часть в них одинаковая и какие части разные.

– Спишите, обозначьте части слова.

Разбор слов по составу: зелёненький, дошкольник.

Помни при разборе слова:

Окончание и основу Первым делом находи. После корня будет суффикс,

А приставка – впереди.

5. Физкультминутка

Гимнастика для глаз

1. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

2. Расширение поля зрения.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.

3. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

6. Повторение пройденного материала

Упр. 527

– Прочитайте,

– Скажите, что вам кажется особенно интересным в описании берёзы после дождя? Как поэту удалось это передать?

– Объясните написание выделенных букв.

Учитель: повторяйте за мной:

Я в школе на уроке. Я радуюсь этому. Внимание моё растет. Память моя крепка. Голова мыслит ясно.

Я готов к работе!

– Напишите текст по памяти. (Заучивание и проверка – в парах.)

– Выполните разбор под цифрой 3.(Выполняется коллективно.)

  1. Прошёл -гл, (что сделал?)
  2. Н.ф. – пройти, 1 спр.
  3. В пр.вр, 3 л., ед.ч.
  4. Сказуемое.

7. Самостоятельная работа

Тест по теме «Состав слова» – по вариантам.

Вариант 1

1. В каком ряду дано верное определение «окончания»: а) Стоит после корня и служит для образования новых слов. б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. в) Общая часть однокоренных слов.

г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.

2. В каком ряду перечислены части слова:

а) Существительное, прилагательное, корень, окончание. б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог. в) Приставка, корень, суффикс, окончание.

г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.

3. В каком ряду записаны однокоренные слова:

а) Вода, водолаз, водитель. б) Лес, у леса, к лесу, о лесе. в) Повар, сварка, варит.

г) Гора, пригорок, пригорюнился.

4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание :

а) дубы б) рыбак в) перелесок

г) выход

5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:

а) Домик, грядка, вазочка. б) Вход, запуски, сговор. в) Подоконник, отлёт, повара

г) Стол, дерево, книга

6. В каких рядах записаны слова с приставками:

а) (по)горели б) (по)горе

в) (за)болели

7. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы: а) мышонок б) мышиный в) смышленый

г) мышка

Вариант 2

1. В каком ряду дано верное определение «приставка»:

а) Стоит после корня и служит для образования новых слов. б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. в) Общая часть однокоренных слов.

г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.

2. В каком ряду перечислены части слова:

а) Существительное, прилагательное, корень, окончание. б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог. в) Приставка, корень, суффикс, окончание.

г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.

3. В каком ряду записаны однокоренные слова:

а) Вода, водолаз, водитель. б) Лес, у леса, к лесу, о лесе. в) повар, сварка, варит.

г) Гора, пригорок, пригорюнился.

4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание :

а) дубы б) рыбак в) перелесок

г) выход

5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:

а) Домик, грядка, вазочка. б) Вход, запуски, сговор. в) Подоконник, отлёт, повара

г) стол, дерево, книга

6. В каких рядах записаны слова с приставками:

а) (от)боли б) (за)грустил

в) (у)лететь

7. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:

а) жалость б) жалоба в) жалкий

г) жалить

8. Подведение итогов

  1. Какие части слова мы сегодня повторили?
  2. Какие части слова служат для образования новых слов?
  3. Какие слова называются однокоренными?

– Послушайте сказку:

– Жил был много лет назад корень лет-. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А корень и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.

Посадили люди корень лет-, и стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий. Много ростков появилось от него, все они на корень похожи, но и своё в каждом есть.

(У каждого на столе лежит листик, где написано лет, надо добавить, чтобы получилось однокоренное слово; те, кто справился с заданием, прикрепляют свой листик к стволу дерева, на доске).

Например: вертолёт, взлёт, звездолёт, летать, летающий, летучий, лётный, лётчик, перелёт, полёт, самолёт, перелететь, вылететь и т.д.)

9. Рефлексия

  1. Урок был – полезный, познавательный…
  2. На уроке чувствовал себя….
  3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…
  4. Были ли вы на уроке внимательны друг к другу…

10. Выставление оценок

Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале.

(Оценка)

11. Домашнее задание

Упр. 524

Учитель: Глубоко вздохните и выдохните.

Выдохните прошлые разочарования, обиды, неприятности, огорчения.

Вдохните в себя красоту сегодняшнего дня, тепло солнечных лучей, чистоту рек, доброту людей.

– Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

– Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всём на свете и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а весёлым!

– Я благодарю вас за успешную работу на уроке.

– Предлагаю вам подарить улыбку друг другу. Молодцы, ребята!

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/povtorenie-sostav-slova-russkiy-yazyk-4-klass-konspekt-uroka/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: