Урок татарского языка по теме «Глаголы» для 3 класса

Утверждение

Урок татарского языка по теме «Глаголы» для 3 класса
3-1 Урок

На уроке «Сингармонизм» мы с вами разобрали спряжение глаголов в настоящем времени, и это является самой центральной ячейкой, которой в нашей схеме присвоен № 5. Вспомним еще раз таблицу спряжений данной ячейки, взяв для примера глаголы: бирергә («отдавать»), эшләргә («делать»), алырга («брать») и уйларга («думать»).

Таблица спряжений татарских глаголовв настоящем времени

в утвердительной форме

МестоимениеТвердое окончаниеМягкое окончание
мин (я)алам / уйлыймбирәм / эшлим
син (ты)аласың / уйлыйсыңбирәсең / эшлисең
ул (он, она)ала / уйлыйбирә / эшли
без (мы)алабыз / уйлыйбызбирәбез / эшлибез
сез (вы)аласыз / уйлыйсызбирәсез / эшлисез
алар (они)алалар / уйлыйларбирәләр / эшлиләр

Будущее время

Следующим этапом изучения базовой глагольной схемы будет ячейка № 4, т.е. глаголы будущего времени в их утвердительной форме.В татарском языке существуют два будущих времени: «определенное» и «неопределенное».

Однако «определенное будущее время» (когда речь идет о тех событиях, которые должны произойти наверняка), в основном, используется в официальной лексике.В разговорном же языке, как правило, употребляют «неопределенное будущее время», т.е.

когда события могут произойти, а могут и не произойти.«Неопределенное будущее время» на первый взгляд образуется в татарском языке достаточно просто — в конце глагола добавляется буква «р». Однако глаголы здесь делятся на три группы.

Простое добавление одной буквы «р» справедливо в отношении лишь той группы глаголов, повелительное наклонение которых оканчивается на гласную букву.

Например: эшлә + р = эшләр             уйла + р = уйлар
                  делай -> будет делать     думай -> будет думать

Для глаголов которые в повелительном наклонении заканчивается на согласную добавляется суффикс ыр/ер:

бир + ер = бирер        ал + ыр = алыр
отдай    -> отдаст       возьми -> возьмет

Но если глагол имеет один слог (в корне только одна гласная) и не заканчивается на «л», «р» и «й» мы
добавляем окончания: ар, әр

эч + әр = эчәр                   ач + ар = ачар
пей     -> будет пить         открой -> откроет

Кстати неопределенная форма глагола образуется по этим же правилам, просто к суффиксам -ыр, -ер, -р, -ар, — әр добавляются частицы га/гә.

бир -> бирер-> бирергә
отдай -> отдаст -> отдавать

Соответственно, если вы по тем или иным причинам знаете глаголы в неопределенной форме, то для образования будущего времени вам будет достаточно просто убрать частицу га/гә.

бирергә -> бирергә                      эшләргә -> эшләргә
отдавать -> будет отдавать       работать -> будет работать

Не забываем о том, что глаголы еще необходимо уметь спрягать по личным местоимениям.Здесь за «точку отправления» лучше взять местоимение ул, т.е. «он/она», которое мы уже научились с вами спрягать.

Именно от него образуются все другие спрягательные формы «неопределенного будущего времени» глагола: бирер + …мен = бирермен («дам, отдам»); бирер + …сең = бирерсең («дашь, отдашь»); и т.д.

Все это наглядно видно из таблицы, которую необходимо будет либо попытаться заучить, либо понять принцип образования спряжений.

Таблица спряжений татарских глаголовв «неопределенном будущем времени»

в утвердительной форме

МестоимениеТвердое окончаниеМягкое окончание
мин (я)алырмын / уйлармынбирермен / эшләрмен
син (ты)алырсың / уйларсыңбирерсең / эшләрсең
ул (он, она)алыр / уйларбирер / эшләр
без (мы)алырбыз / уйларбызбирербез / эшләрбез
сез (вы)алырсыз / уйларсызбирерcез / эшләрсез
алар (они)алырлар / уйларларбирерләр / эшләрләр

Прошедшее время

Для того, чтобы завершить изучение утверждения, нам осталось научиться образовывать прошедшее время глагола в его утвердительной форме, т.е. ячейку № 6.
Если изучать язык «от и до», то нам придется проходить целых пять прошедших времен.

Однако в разговорной речи, по сути, используются лишь два прошедших времени – «определенное» и «неопределенное». В рамках же данного курса задача еще более упрощается: на начальном этапе мы с вами будем использовать только одно — «определенное прошедшее время».

Его можно охарактеризовать как «определяющее те события, свидетелем которых был сам говорящий», хотя, конечно, такая характеристика достаточно условна.

«Определенное прошедшее время» образуется в татарском языке посредством добавления к повелительному наклонению глагола специального суффикса, который может выглядеть в нескольких вариантах. Зависит это опять же от «правила сингармонизма», причем меняться может как гласная буква суффикса, так и согласная.

Например:

бир + де = бирде ал + ды = алды

отдай -> отдал возьми -> взял

эшлә + де = эшләде уйла + ды = уйлады
сделай -> сделал подумай -> подумал

Однако в некоторых случаях меняться будут и гласные, и согласные:

әйт + те = әйтте яб + ты = япты
скажи -> сказал закрой -> закрыл

Здесь изменение букв связано с понятием звонких и глухих согласных: в первом случае звук [т] является глухим, поэтому его будет продолжать уже не звонкий [д], а глухой [т].

Во втором же примере следует обратить внимание на то обстоятельство, что происходит оглушение звонкого [б], и произносится он как глухой [п]. По этой причине продолжать его может лишь глухой звук [т].

Что же касается спряжения по личным местоимениям, то, как и во второй части данного урока, когда мы изучали будущее время, «точкой отправления» лучше всего взять местоимение ул, т.е. «он/она». Добавляя к нему необходимые окончания, мы и выйдем на нужные нам спряжения: бирде + …м = бирдем.

И для того, чтобы лучше понять это правило и запомнить нужные окончания, составим специальную таблицу, для которой в качестве примера возьмем глаголы: бирергә («отдавать»); әйтергә («сказать»); алырга («брать») и ябарга («закрывать»).

Таблица спряжений татарских глаголовв «определенном прошедшем времени»

в утвердительной форме

МестоимениеТвердое окончаниеМягкое окончание
мин (я)алдым / яптымбирдем / әйттем
син (ты)алдың / яптыңбирдең / әйттең
ул (он, она)алды / яптыбирде / әйтте
без (мы)алдык / яптыкбирдек / әйттек
сез (вы)алдыгыз / яптыгызбирдегез / әйттегез
алар (они)алдылар / яптыларбирделәр / әйттеләр

Упражнение. Проспрягайте по личному местоимению мин глаголы: эшлә («делай»); кит («уходи»); бар («иди»); тот («держи»).Проспрягайте эти же глаголы по личным местоимениям: син и ул.Попробуйте выполнить спряжение по всем личным местоимениям для глагола утырга («сесть»), учитывая,

что его повелительное наклонение выглядит как утыр.

Итак, уважаемые ученики, мы с вами прошли уже три ячейки (№№ 5, 4, 6) из нашей основной таблицы, и все они связаны с «утверждением».

По сути, эти ячейки являются основными, поскольку в разговорной речи чаще всего используются глаголы именно утвердительной формы.

К тому же, вопросительная форма, фактически, образуется от утвердительной формы. Поэтому умение оперировать «утверждением» является основополагающим.

Воспользуйтесь специальной колодой «Утверждение» для программы AnkiDroid, чтобы довести спряжение глаголов в утвердительной форме до автоматизма!

Источник: https://www.tatartele.com/3-1-urok/

Изменение глаголов по временам. Русский язык. 3 класс. Конспект урока

Урок татарского языка по теме «Глаголы» для 3 класса

УМК «Русский язык. 3 класс» Т. Г. Рамзаевой.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Цели: закреплять умения определять время глагола, изменять глаголы по временам.

Задачи:

  • образовательные: развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать внимание к слову как лексической единице речи;
  • воспитательные: воспитывать взаимопонимание, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  • развивающие: совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, умение делать выводы.

Использованные источники:

  • Рамзаева Т.Г. « Русский язык» 3 класс. Учебник в 2 частях. Дрофа, 2012.
  • Т. Г. Рамзаева, Г. С. Щеголева «Русский язык. 3 класс. Методическое пособие» Дрофа, 2012.
  • В. А. Лебедев, Г. И. Мишуринская «Поурочные разработки к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс» , Дрофа, 2013.
  • В.Т. Голубь « Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык.3 класс» Воронеж,2012.
  • http://pedsovet.su/load/238-1-0-25151, http://festival.1september.ru/articles/551270/

1. Организационный момент

– Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

– Добрый день, добрый час Как я рада видеть вас Прозвенел уже звонок Начинается урок Подтянулись, улыбнулись. Друг на друга посмотрели

И тихонько дружно сели.

2. Орфографическая минутка

– Открыли тетради. Записали число, классная работа.

Слушаем внимательно предложение и записываем слово на заданную орфограмму.

А) непроизносимый согласный в корне слова:

Над полями и лесами светит яркое солнце.

Б) согласный в середине слова:

От теплых лучей ожила первая травка.

В) парный согласный в конце слова:

Потемнел крепкий лед на реках и озерах.

Г) ь – показатель мягкости согласных:

Как хороша весенняя капель!

Д) удвоенная согласная в корне слова:

Группа ребят отправилась в лес.

Е) правописание гласных после шипящих:

С наступлением весны жизнь в лесу пробуждается.

3. Определение темы урока и постановка цели урока

– Отгадайте загадку:

Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно.

– О чем я говорю?

+ Это время.

– Время-это слово, является ключевым в определении темы нашего урока.

– Кто может сформулировать тему нашего урока?

+ Изменение глаголов по временам.

– Определите цели нашего урока. Что мы будем на уроке, чему мы должны научиться?

+ Будем определять время глаголов, будем тренироваться изменять глаголы по временам, правильно употреблять глаголы в речи.

4. Актуализация знаний

– Сколько мы знаем времен у глагола?

– Назовите времена глаголов?

– Как можно определить время глагола?

+ По вопросу.

– Какие слова-помощники мы используем, чтобы было легче определить время глагола?

+ Вчера, сегодня, завтра.

– На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.

– На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Приведите примеры.

– На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Приведите примеры.

5. Игра «Почтальон»

– Будем играть в игру «Почтальон». На доске конверты .На них адрес: прошедшее время, настоящее время, будущее время. Берете карточку с глаголом, определяете время глагола и кладете в нужный конверт.

Таблички с глаголами: иду, играешь, строим, нарисовал, бегали, говорили, споем, буду читать, расцветут.

6. Изменение глаголов по временам. Работа с фразеологическими оборотами

На доске записаны фразеологические обороты:

клевать носом

 надуть губы

бить челом

потерять голову

Прочитайте. Вы слышали такие выражения? Знаете, что они обозначают? Как вы их понимаете?

Я вам прочитаю значение каждого фразеологизма из словаря. Вы должны догадаться о каком фразеологизме идет речь.

Клевать носом – сидя и погружаясь в дремоту, то засыпать, то просыпаться. Клевать носом над учебником.

Бить челом – отвешивать земные поклоны, почтительно кланяться. Просить кого-нибудь о чем-нибудь.

Надуть губы – обижаться.

Потерять голову – попав в затруднительное положение, приходить в растерянность и не знать что делать, зазнаваться, много мнить о себе о своих возможностях, обычно от успеха, от слав. Безрассудно влюбиться.

Сейчас читаем фразеологизм, называем глагол, ставим вопрос и изменяем этот глагол по временам.

У вас на партах карточки с табличкой. Такая же табличка на доске. Глаголы будем записывать в таблицу.

Неопределенная форма

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

что делать?

клевать

клевал

клюёт

будет клевать

бить

бил

бьёт

будет бить

что сделать?

надуть

надул

надует

потерять

потерял

потеряет

Неопределенная форма

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

что делать?

что сделать?

7. Физкульпауза

– Сейчас немного отдохнем.

Если встретится глагол в прошедшем времени, непременно вы присядьте.

Если в настоящем – встаньте, ну а если повстречаетесь с его величеством будущим – хлопаем в ладоши.

Думали, трещит, запищала, будет петь, рассказывать, побелела, замолчит.

8. Работа с текстом. Творческая работа

На доске написан рассказ про одного мальчика. Как видите, вместо многих глаголов стоят вопросы. Я вам прочитаю.

– Надо вставить подходящие по смыслу глаголы нужного времени.

Шел по улице мальчик и мечтал. Вот (что сделает?) … он большой (что сделает?) … на Луну, (что сделает?) … какой-нибудь подвиг.

Вдруг слышит мальчик: кто-то (что делает?) … Это маленький котенок (что сделал?) … в яму и (что делает?) … там. Мальчик (что сделал?) … котенка и (что сделал?) … дальше.

Он опять (что делал?) … о полетах на Луну, о подвигах.

– Совместная работа. Читаем предложения, вставляем подходящие по смыслу глаголы.

– Прочитайте, что у вас получилось. Как вы думаете, будет ли этот мальчик космонавтом?

Дифференцированный подход:

Сильным ученикам выдается карточка с текстом с пропущенными глаголами. Более слабые ученик просто выписывают глаголы и определяют время.

– Выпишите глаголы в тетрадь и укажите их время.

– Проверяем. Читайте выписанные глаголы и называйте время глагола. Проверяем по цепочке.

9. Окончание урока. Итоги урока

– Что мы делали на уроке?

– Как изменяются глаголы?

+ По числам и по временам

Анкета каждому ребенку.

1) Мне было на уроке

А) интересно
Б) неинтересно

2) Своей работой на уроке

А) я доволен (льна) Б) не совсем доволен (льна)

В) не доволен (льна)

10. Домашнее задание

– Выполнить упражнение 579.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/izmenenie-glagolov-po-vremenam-russkiy-yazyk-3-klass-konspekt-uroka/

Ваш педагог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: