- Утверждение
- Будущее время
- Прошедшее время
- Изменение глаголов по временам. Русский язык. 3 класс. Конспект урока
- 1. Организационный момент
- 2. Орфографическая минутка
- 3. Определение темы урока и постановка цели урока
- 4. Актуализация знаний
- 5. Игра «Почтальон»
- 6. Изменение глаголов по временам. Работа с фразеологическими оборотами
- 7. Физкульпауза
- 8. Работа с текстом. Творческая работа
- 9. Окончание урока. Итоги урока
- 10. Домашнее задание
Утверждение
3-1 Урок
На уроке «Сингармонизм» мы с вами разобрали спряжение глаголов в настоящем времени, и это является самой центральной ячейкой, которой в нашей схеме присвоен № 5. Вспомним еще раз таблицу спряжений данной ячейки, взяв для примера глаголы: бирергә («отдавать»), эшләргә («делать»), алырга («брать») и уйларга («думать»).
Таблица спряжений татарских глаголовв настоящем времени
в утвердительной форме
Местоимение | Твердое окончание | Мягкое окончание |
мин (я) | алам / уйлыйм | бирәм / эшлим |
син (ты) | аласың / уйлыйсың | бирәсең / эшлисең |
ул (он, она) | ала / уйлый | бирә / эшли |
без (мы) | алабыз / уйлыйбыз | бирәбез / эшлибез |
сез (вы) | аласыз / уйлыйсыз | бирәсез / эшлисез |
алар (они) | алалар / уйлыйлар | бирәләр / эшлиләр |
Будущее время
Следующим этапом изучения базовой глагольной схемы будет ячейка № 4, т.е. глаголы будущего времени в их утвердительной форме.В татарском языке существуют два будущих времени: «определенное» и «неопределенное».
Однако «определенное будущее время» (когда речь идет о тех событиях, которые должны произойти наверняка), в основном, используется в официальной лексике.В разговорном же языке, как правило, употребляют «неопределенное будущее время», т.е.
когда события могут произойти, а могут и не произойти.«Неопределенное будущее время» на первый взгляд образуется в татарском языке достаточно просто — в конце глагола добавляется буква «р». Однако глаголы здесь делятся на три группы.
Простое добавление одной буквы «р» справедливо в отношении лишь той группы глаголов, повелительное наклонение которых оканчивается на гласную букву.
Например: эшлә + р = эшләр уйла + р = уйлар
делай -> будет делать думай -> будет думать
Для глаголов которые в повелительном наклонении заканчивается на согласную добавляется суффикс ыр/ер:
бир + ер = бирер ал + ыр = алыр
отдай -> отдаст возьми -> возьмет
Но если глагол имеет один слог (в корне только одна гласная) и не заканчивается на «л», «р» и «й» мы
добавляем окончания: ар, әр
эч + әр = эчәр ач + ар = ачар
пей -> будет пить открой -> откроет
Кстати неопределенная форма глагола образуется по этим же правилам, просто к суффиксам -ыр, -ер, -р, -ар, — әр добавляются частицы га/гә.
бир -> бирер-> бирергә
отдай -> отдаст -> отдавать
Соответственно, если вы по тем или иным причинам знаете глаголы в неопределенной форме, то для образования будущего времени вам будет достаточно просто убрать частицу га/гә.
бирергә -> бирергә эшләргә -> эшләргә
отдавать -> будет отдавать работать -> будет работать
Не забываем о том, что глаголы еще необходимо уметь спрягать по личным местоимениям.Здесь за «точку отправления» лучше взять местоимение ул, т.е. «он/она», которое мы уже научились с вами спрягать.
Именно от него образуются все другие спрягательные формы «неопределенного будущего времени» глагола: бирер + …мен = бирермен («дам, отдам»); бирер + …сең = бирерсең («дашь, отдашь»); и т.д.
Все это наглядно видно из таблицы, которую необходимо будет либо попытаться заучить, либо понять принцип образования спряжений.
Таблица спряжений татарских глаголовв «неопределенном будущем времени»
в утвердительной форме
Местоимение | Твердое окончание | Мягкое окончание |
мин (я) | алырмын / уйлармын | бирермен / эшләрмен |
син (ты) | алырсың / уйларсың | бирерсең / эшләрсең |
ул (он, она) | алыр / уйлар | бирер / эшләр |
без (мы) | алырбыз / уйларбыз | бирербез / эшләрбез |
сез (вы) | алырсыз / уйларсыз | бирерcез / эшләрсез |
алар (они) | алырлар / уйларлар | бирерләр / эшләрләр |
Прошедшее время
Для того, чтобы завершить изучение утверждения, нам осталось научиться образовывать прошедшее время глагола в его утвердительной форме, т.е. ячейку № 6.
Если изучать язык «от и до», то нам придется проходить целых пять прошедших времен.
Однако в разговорной речи, по сути, используются лишь два прошедших времени – «определенное» и «неопределенное». В рамках же данного курса задача еще более упрощается: на начальном этапе мы с вами будем использовать только одно — «определенное прошедшее время».
Его можно охарактеризовать как «определяющее те события, свидетелем которых был сам говорящий», хотя, конечно, такая характеристика достаточно условна.
«Определенное прошедшее время» образуется в татарском языке посредством добавления к повелительному наклонению глагола специального суффикса, который может выглядеть в нескольких вариантах. Зависит это опять же от «правила сингармонизма», причем меняться может как гласная буква суффикса, так и согласная.
Например:
бир + де = бирде ал + ды = алды
отдай -> отдал возьми -> взял
эшлә + де = эшләде уйла + ды = уйлады
сделай -> сделал подумай -> подумал
Однако в некоторых случаях меняться будут и гласные, и согласные:
әйт + те = әйтте яб + ты = япты
скажи -> сказал закрой -> закрыл
Здесь изменение букв связано с понятием звонких и глухих согласных: в первом случае звук [т] является глухим, поэтому его будет продолжать уже не звонкий [д], а глухой [т].
Во втором же примере следует обратить внимание на то обстоятельство, что происходит оглушение звонкого [б], и произносится он как глухой [п]. По этой причине продолжать его может лишь глухой звук [т].
Что же касается спряжения по личным местоимениям, то, как и во второй части данного урока, когда мы изучали будущее время, «точкой отправления» лучше всего взять местоимение ул, т.е. «он/она». Добавляя к нему необходимые окончания, мы и выйдем на нужные нам спряжения: бирде + …м = бирдем.
И для того, чтобы лучше понять это правило и запомнить нужные окончания, составим специальную таблицу, для которой в качестве примера возьмем глаголы: бирергә («отдавать»); әйтергә («сказать»); алырга («брать») и ябарга («закрывать»).
Таблица спряжений татарских глаголовв «определенном прошедшем времени»
в утвердительной форме
Местоимение | Твердое окончание | Мягкое окончание |
мин (я) | алдым / яптым | бирдем / әйттем |
син (ты) | алдың / яптың | бирдең / әйттең |
ул (он, она) | алды / япты | бирде / әйтте |
без (мы) | алдык / яптык | бирдек / әйттек |
сез (вы) | алдыгыз / яптыгыз | бирдегез / әйттегез |
алар (они) | алдылар / яптылар | бирделәр / әйттеләр |
Упражнение. Проспрягайте по личному местоимению мин глаголы: эшлә («делай»); кит («уходи»); бар («иди»); тот («держи»).Проспрягайте эти же глаголы по личным местоимениям: син и ул.Попробуйте выполнить спряжение по всем личным местоимениям для глагола утырга («сесть»), учитывая,
что его повелительное наклонение выглядит как утыр.
Итак, уважаемые ученики, мы с вами прошли уже три ячейки (№№ 5, 4, 6) из нашей основной таблицы, и все они связаны с «утверждением».
По сути, эти ячейки являются основными, поскольку в разговорной речи чаще всего используются глаголы именно утвердительной формы.
К тому же, вопросительная форма, фактически, образуется от утвердительной формы. Поэтому умение оперировать «утверждением» является основополагающим.
Воспользуйтесь специальной колодой «Утверждение» для программы AnkiDroid, чтобы довести спряжение глаголов в утвердительной форме до автоматизма!
Источник: https://www.tatartele.com/3-1-urok/
Изменение глаголов по временам. Русский язык. 3 класс. Конспект урока
УМК «Русский язык. 3 класс» Т. Г. Рамзаевой.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Цели: закреплять умения определять время глагола, изменять глаголы по временам.
Задачи:
- образовательные: развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать внимание к слову как лексической единице речи;
- воспитательные: воспитывать взаимопонимание, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- развивающие: совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, умение делать выводы.
Использованные источники:
- Рамзаева Т.Г. « Русский язык» 3 класс. Учебник в 2 частях. Дрофа, 2012.
- Т. Г. Рамзаева, Г. С. Щеголева «Русский язык. 3 класс. Методическое пособие» Дрофа, 2012.
- В. А. Лебедев, Г. И. Мишуринская «Поурочные разработки к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс» , Дрофа, 2013.
- В.Т. Голубь « Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык.3 класс» Воронеж,2012.
- http://pedsovet.su/load/238-1-0-25151, http://festival.1september.ru/articles/551270/
1. Организационный момент
– Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
– Добрый день, добрый час Как я рада видеть вас Прозвенел уже звонок Начинается урок Подтянулись, улыбнулись. Друг на друга посмотрели
И тихонько дружно сели.
2. Орфографическая минутка
– Открыли тетради. Записали число, классная работа.
Слушаем внимательно предложение и записываем слово на заданную орфограмму.
А) непроизносимый согласный в корне слова:
Над полями и лесами светит яркое солнце.
Б) согласный в середине слова:
От теплых лучей ожила первая травка.
В) парный согласный в конце слова:
Потемнел крепкий лед на реках и озерах.
Г) ь – показатель мягкости согласных:
Как хороша весенняя капель!
Д) удвоенная согласная в корне слова:
Группа ребят отправилась в лес.
Е) правописание гласных после шипящих:
С наступлением весны жизнь в лесу пробуждается.
3. Определение темы урока и постановка цели урока
– Отгадайте загадку:
Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно.
– О чем я говорю?
+ Это время.
– Время-это слово, является ключевым в определении темы нашего урока.
– Кто может сформулировать тему нашего урока?
+ Изменение глаголов по временам.
– Определите цели нашего урока. Что мы будем на уроке, чему мы должны научиться?
+ Будем определять время глаголов, будем тренироваться изменять глаголы по временам, правильно употреблять глаголы в речи.
4. Актуализация знаний
– Сколько мы знаем времен у глагола?
– Назовите времена глаголов?
– Как можно определить время глагола?
+ По вопросу.
– Какие слова-помощники мы используем, чтобы было легче определить время глагола?
+ Вчера, сегодня, завтра.
– На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.
– На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Приведите примеры.
– На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Приведите примеры.
5. Игра «Почтальон»
– Будем играть в игру «Почтальон». На доске конверты .На них адрес: прошедшее время, настоящее время, будущее время. Берете карточку с глаголом, определяете время глагола и кладете в нужный конверт.
Таблички с глаголами: иду, играешь, строим, нарисовал, бегали, говорили, споем, буду читать, расцветут.
6. Изменение глаголов по временам. Работа с фразеологическими оборотами
На доске записаны фразеологические обороты:
клевать носом | надуть губы |
бить челом | потерять голову |
Прочитайте. Вы слышали такие выражения? Знаете, что они обозначают? Как вы их понимаете?
Я вам прочитаю значение каждого фразеологизма из словаря. Вы должны догадаться о каком фразеологизме идет речь.
Клевать носом – сидя и погружаясь в дремоту, то засыпать, то просыпаться. Клевать носом над учебником.
Бить челом – отвешивать земные поклоны, почтительно кланяться. Просить кого-нибудь о чем-нибудь.
Надуть губы – обижаться.
Потерять голову – попав в затруднительное положение, приходить в растерянность и не знать что делать, зазнаваться, много мнить о себе о своих возможностях, обычно от успеха, от слав. Безрассудно влюбиться.
Сейчас читаем фразеологизм, называем глагол, ставим вопрос и изменяем этот глагол по временам.
У вас на партах карточки с табличкой. Такая же табличка на доске. Глаголы будем записывать в таблицу.
Неопределенная форма | Прошедшее время | Настоящее время | Будущее время |
что делать? | |||
клевать | клевал | клюёт | будет клевать |
бить | бил | бьёт | будет бить |
что сделать? | |||
надуть | надул | – | надует |
потерять | потерял | – | потеряет |
Неопределенная форма | Прошедшее время | Настоящее время | Будущее время |
что делать? | |||
что сделать? |
7. Физкульпауза
– Сейчас немного отдохнем.
Если встретится глагол в прошедшем времени, непременно вы присядьте.
Если в настоящем – встаньте, ну а если повстречаетесь с его величеством будущим – хлопаем в ладоши.
Думали, трещит, запищала, будет петь, рассказывать, побелела, замолчит.
8. Работа с текстом. Творческая работа
На доске написан рассказ про одного мальчика. Как видите, вместо многих глаголов стоят вопросы. Я вам прочитаю.
– Надо вставить подходящие по смыслу глаголы нужного времени.
Шел по улице мальчик и мечтал. Вот (что сделает?) … он большой (что сделает?) … на Луну, (что сделает?) … какой-нибудь подвиг.
Вдруг слышит мальчик: кто-то (что делает?) … Это маленький котенок (что сделал?) … в яму и (что делает?) … там. Мальчик (что сделал?) … котенка и (что сделал?) … дальше.
Он опять (что делал?) … о полетах на Луну, о подвигах.
– Совместная работа. Читаем предложения, вставляем подходящие по смыслу глаголы.
– Прочитайте, что у вас получилось. Как вы думаете, будет ли этот мальчик космонавтом?
Дифференцированный подход:
Сильным ученикам выдается карточка с текстом с пропущенными глаголами. Более слабые ученик просто выписывают глаголы и определяют время.
– Выпишите глаголы в тетрадь и укажите их время.
– Проверяем. Читайте выписанные глаголы и называйте время глагола. Проверяем по цепочке.
9. Окончание урока. Итоги урока
– Что мы делали на уроке?
– Как изменяются глаголы?
+ По числам и по временам
Анкета каждому ребенку.
1) Мне было на уроке
А) интересно
Б) неинтересно
2) Своей работой на уроке
А) я доволен (льна) Б) не совсем доволен (льна)
В) не доволен (льна)
10. Домашнее задание
– Выполнить упражнение 579.
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/izmenenie-glagolov-po-vremenam-russkiy-yazyk-3-klass-konspekt-uroka/